Уровни психического развития ребенка выготский

По материалам лекций по курсу «Общая психология» и «Детская и возрастная психология» кандидата психологических наук, доцента ВАК, автора проекта Free Good Education — Розен (Удовенко) Марины Викторовны |
Общаясь в теме В песочнице. Часть 1. Воспитание «вдруг» заговорили о Выготском Л С
*** зоне актуального развития
*** зоне ближайшего развития…
Короткая справка, делюсь:
Л. С. Выготский выдвинул гипотезу о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе. Он считал, что человеческое сознание — не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней занимает.
Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте — память, в школьном — мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции.
Ранний возраст | Дошкольный возраст | Школьный возраст |
восприятие | память | мышление |
доминирующие в сознании функции | доминирующие в сознании функции | доминирующие в сознании функции |
По мнению Л. С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря — обобщения. Развитием обобщения и, следовательно, изменением смысловой структуры сознания можно управлять через обучение ребенка. Формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение перестраивает всю систему сознания.
Высшие психические функции возникают первоначально как коллективная форма поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними, индивидуальными функциями самого ребенка. «Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды:
- сначала как функция коллективного поведения,
- как форма сотрудничества или взаимодействия,
- как средство социального приспособления,
то есть как категория интерпсихическая.
А затем вторично
- как способ индивидуального поведения ребенка,
- как средство личного приспособления,
- как внутренний процесс поведения,
то есть как категория интрапсихическая».
Л. С. Выготский подчеркивал, что структуры высших психических функций представляют собой слепок коллективных социальных отношений между людьми.
Л. С. Выготский вводит понятие зоны актуального и ближайшего развития: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания… Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».
Зона ближайшего развития — логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития, после чего становится формой актуального развития субъекта.
Другие статьи на сайте b-t.com.ua
==============================================
все статьи атовра Типатов Николай в группе Онлайн тесты, психология и самопознание
другие статьи автора в группе: | ||
Онлайн-тесты
Психология
Социология
Маркетинг, продажи, тренинги
Интересно
| Дети
Фото, видео, походы
Песни для души
Обсуждение
| |
+
14.12.2013 , обновлено 11.03.2016
В избранное
Пожаловаться
Просмотров: 153166
Источник
Глоссарий
«Теория Выготского»
Сознание – центральная проблема всей истории советской психологии.
Область исследования Выготского – «вершинная психология», которая противостоит «поверхностной» и «глубинной».
Законы психического развития ребенка:
— закон метаморфозы в детском развитии — развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой;
— закон неравномерности детского развития — каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития;
— закон развития высших психических функций — Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка.
Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность.
Структурой возраста принято называть такие целостные образования, которые не складываются суммарно из отдельных частей, но сами определяют судьбу и значение каждой входящей в их состав части.
Новообразование на определенной возрастной ступени развития состоит из центральной линии развития и побочной.
Динамика развития — это совокупность всех тех законов, которыми определяется период возникновения, изменения и сцепления структурных новообразований каждого возраста.
Социальная ситуация развития – это специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего, социальной, она представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода.
Проблема обучения в развитии ребенка:
1 группа — в центре находится положение о независимости процессов детского развития и процессов обучения, т.е. их разъединение.
2 группа — обучение сводится к образованию условных рефлексов, развитие есть воспитание условных рефлексов, т.е. обучение полностью сливается с процессом детского развития.
3 группа — пытается преодолеть крайности одной и другой путем простого их совмещения.
Решение проблемы обучения в развитии ребенка:
1) обучение ребенка начинается задолго до школьного обучения,
2) школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком до поступления в школу,
3) обучение и развитие фактически связаны друг с другом с первого для жизни ребенка.
Два уровня развития ребенка:
1) актуальный уровень развития ребенка — уровень развития психических функций ребенка, который сложился в результате завершившихся циклов его развития (при определении умственного возраста ребенка с помощью тестов)
2) «Зона ближайшего развития» — расхождение между уровнями решения задач, доступных под руководством, при помощи взрослых и в самостоятельных действиях.
Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день.
Зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день.
Обучение – внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а исторических особенностей человека, источник развития.
Возрастные изменения происходят:
— резко;
— критически;
— постепенно.
Эпоха детской жизни – длительный период времени.
Стадия детской жизни – кратковременный период времени.
Фазы— времена детской жизни, отграниченные друг от друга литически.
Кризисы – период времени отделяющий эпоху и стадию детской жизни.
Трудновоспитуемый ребенок – это ребенок, находящийся в предшествующем или следующем за кризисом периоде.
Негативный характер развития — прогрессивное развитие личности ребенка, непрерывное построение нового в периоды кризиса как бы затухает, временно приостанавливается, ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде.
Кризис 7 лет (7-й год в жизни ребенка — переходный между дошкольным и отроческим периодом) — негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения.
Достижения в период «Кризиса 7 лет»: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.
Кризис 13 лет – негативная фаза возраста полового созревания; падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, негативный, протестующий характер поведения позволяют характеризовать этот период как стадию такой дезориентировки во внутренних и внешних отношениях, когда человеческое «я» и мир разделены более, чем в иные периоды.
Новообразования — основные критерии деления детского развития на отдельные возрасты.
Возрастная периодизация:
Кризис новорожденности
Младенческий возраст (2 мес — 1 год).
Кризис одного года.
Раннее детство (1 год — 3 года).
Кризис 3 лет.
Дошкольный возраст (3 года—7 лет).
Кризис 7 лет.
Школьный возраст (7 лет—11 лет).
Пубертатный возраст (11 лет—15 лет).
Кризис 12 лет.
Понятие «развивающее обучение» основано на теории культурно-исторической психологии Л. С. Выготского и психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева.
Основные теории о соотношении обучения и развития:
1.Не признают влияния обучения на развитие, отрицает самую возможность развивающего обучения;
2-3. Признают наличие развивающего обучения независимо от того, как оно может быть истолковано.
Развитие ребёнка по Л. С. Выготскому реализуется через зоны ближайшего развития, которые формируются в процессе его обучения, в общении со взрослыми и товарищами.
«Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития».
(Л.С. Выготский)
Реальный уровень развития (РУР) ребенка определяется тем возрастом, той стадией или фазой внутри данного возраста, которую сейчас переживает ребенок.
Симптомы РУР говорят о том, как шло развитие в прошлом, чем о том, как оно совершается в настоящем и какое направление примет в будущем.
Закон развития высших психических функций — «всякая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, сперва — в социальном плане, потом — в психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая».
(Л.С. Выготский)
Умственный возраст ребенка – это предел трудностей задач, доступных для данного ребенка в соответствующий ему стандартный возраст.
Интеллектуальное подражание – это то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством.
Источник