Уровень развития речи ребенка 1 класса

Уровень развития речи ребенка 1 класса thumbnail

Выступление учителя начальных классов

Грибковой СВ

«Исследование развития устной речи учащихся 1 класса» 1.Определение уровня развития устной речи учащихся контрольной и экспериментальной группы (констатирующий эксперимент).

В ходе развития устной речи учащихся должны произойти качественные изменения в речи ребенка, поэтому представляется важным оценить и уровень развития речи первоклассников. Для этого было осуществлено тестирование учащихся, которое позволило определить состояния их речи на различных уровнях:

1) на фонетическом (выявлялось умение различать звуки на слух и правильно произносить их);

2) на лексическом уровне;

3) на грамматическом;

4) на текстовом

Диагностическая работа по обучению грамоте.

Цель исследования — определение уровня готовности ребенка к успешному усвоению языкового материала и навыков чтения.

Для обеспечения объективного сравнения при проведении диагностической работы используется единое измерительное средство. В качестве такого средства, для проверки уровня развития фонематического восприятия, был взят тест по обучению грамоте, разработанный в 2003 году под руководством Григорян Н.В. и опубликованный в сборнике «Обновление учебно-методического комплекса в Санкт-Петербургской четырехлетней начальной школе. Методические рекомендации» (Приложение 1).

Проверка уровня сформированности фонематического восприятия проводилась индивидуально.

В первом задании дети должны были привести примеры слов начинающихся со звуков [м] и [м,]. Во втором задании — записать слова, используя вместо букв кружки. Третье задание – это соотнесение картинки и записанного кружками слова

После проведения подсчета результатов мы получили следующие данные:

Таблица 1

Уровень сформированности фонематического восприятия

Класс

Выполнили без ошибок

№ 1

№ 2

№ 3

11 чел.

6 чел.

9чел.

Покажем это на рисунке.

Рис 1 Уровень сформированности фонематического восприятия

Из диаграммы видно, что самой трудной для учащихся оказалась группа заданий, проверяющая соотнесение звуков и их графического изображения. Это довольно естественный результат, который отражает реальное состояние в уровне подготовке учащихся на этом этапе обучения. Результаты данной работы можно считать в целом достаточно высокими и как показывают дальнейшие исследования учащиеся, чьи результаты соответствуют таким данным или превосходят их, весьма успешно в дальнейшем овладевают последующими учебными навыками.

Проверка навыков чтения.

Цель: выявить уровень базовых знаний, для проведения учебной общеклассной и индивидуальной работы (Приложение 6). Текст был выбран из сборника В.Г.Горецкого «Тематические и контрольные работы по чтению в начальной школе».

Уровень навыка чтения Таблица

Класс

Не читает

Знает все буквы

Знает несколько букв

Не знает букв

Читает

По буквам

По слогам

Слог+целое слово

Целое слово

1

2

3

4

5

6

7

8

9

17

3

4

2

5

Покажем на рисунке.

Рис.2 Уровень навыка чтения

Анализ результатов проведенной диагностической работы позволил сделать вывод о том, что учащиеся шести-семилетнего возраста знают все буквы алфавита, в основном, умеют читать, соотносить графическую модель звука с самим звуком. Данные умения сформированы благодаря занятиям, проводимым в детском саду, школе будущего первоклассника, в семье, они носят практический (не всегда осознанный) характер.

Тестирование — игра «Светофор».

Цель: выявление уровня интереса учащихся к урокам русского языка (Приложение 1).

В качестве материала для теста будем использовать кружки трех цветов: зеленый — высокий уровень, желтый — средний уровень, красный — низкий уровень. Перед началом теста с детьми проводится инструктаж.

-У вас на столах лежит светофор. Что обозначает каждый цвет светофора?

-Наш светофор будет гореть для русского языка. Если вам интересно на уроках русского языка, вы узнаете много нового и с охотой выполняете все задания, то в своем светофоре вы включаете зеленый цвет. Если уроки русского языка проходят для вас обычно, вы не испытываете к ним особого интереса, но выполняете все задания и стараетесь запомнить все, то у вас загорается желтый цвет. Но если же вам на уроках русского языка совсем не интересно, вы не хотите узнавать что-то новое, потому что считаете этот урок скучным, тогда ваш цвет красный. Раскрасьте выбранный вами кружочек.

После обработки данных получились следующие результаты:

Уровни познавательного интереса Таблица

Класс

Уровни познавательного интереса

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

10 чел.

9 чел.

7 чел.

Покажем уровни познавательного интереса на рисунке.

Рис. 3 Уровни познавательного интереса

Из таблицы и рисунка № 3 видно, что большинство детей оценили свой интерес к урокам обучения грамоте как высокий и средний, но и велико количество детей с интересом низкого уровня.

Речевое развитие первоклассников.

Для выявления уровня развития устной речи детей нами был использован адаптированный автором исследования тест Амтхауэра из сбрника Л.А. Ясюковой.

Цель: выяснить, насколько словарный запас ребенка соответствует тому словарному запасу, на который ориентирована программа первого класса, и выявить степень развития грамматического строя речи.

Речевое развитие определяется в заданиях: «Речевые антонимы», «Речевые классификации», «Произвольнее владение речью (исправление, восстановление и завершение предложений)», «Составление рассказа по картинке». При этом первые два задания в большей степени характеризуют словарный запас ребенка, а третье задание — грамматический строй речи, четвертое задание- текстовый уровень (Приложение 5).

Обобщенный показатель «Речевое развитие» складывается из суммы баллов за выполнение заданий:

1.Задание «Речевые антонимы» (лексический уровень):

— подбор антонимов (максимально 4 балла).

2.Задание «Речевые классификации» (синтаксический уровень):

  • дополнение классификационных групп (максимально 4 балла);

  • нахождение обобщающего слова (максимально 4 балла).

3.Задание «Произвольное владение речью»:

— исправление, восстановление, дополнение предложений (максимально 8 баллов).

4. Задание «Создание связного текста по заданной теме». (максимально 2 балла)

Максимальная оценка за речевое развитие — 22 балла.

I. «Речевые антонимы»

Инструкция:

«А теперь я тебе буду говорить слово, а ты придумывай, какое слово будет наоборот. Например: маленький, а .наоборот — большой, чистый, а наоборот— грязный. Понятно?»

Зачитывайте слова по очереди. Если ребенок не может придумать антоним после предъявления слова, помогите ему, задав вопрос более конкретно:

«Пластилин мягкий, а камень — …?

Нож бывает острый, а бывает — …?

Дорога широкая, а тропинка —…?

Река глубокая, а лужа — …?»

1 балл — Дается только за правильно подобранные антонимы:

твердый — мягкий

широкий — узкий

острый — тупой

глубокий — мелкий.

0 баллов — Дается за приблизительные ответы (например, «широкий — тонкий»), а также за повторение названных слов с приставкой «не» («неострый», «неглубокий»).

0,5 баллов— Дается за правильные ответы, полученные только после оказания помощи-подсказки («камень твердый, а пластилин— …?»и др.).

Если ребенок не может выполнить ни одного задания без получения помощи (подсказки), или часть заданий выполняет с подсказкой, а часть не выполняет вообще, то вся его работа получает оценку в 0,5 балла.

Если ребенку помогает первая или вторая подсказка и какие-то задания он делает после этого самостоятельно, то ответы по подсказке оцениваются в 0,5 балла каждый, а ответы без подсказки — по 1 баллу каждый.

II. «Речевые классификации»

Инструкция:

«А теперь другое задание. «Кастрюля, тарелка…»— какие еще слова сюда подойдут, что еще можно добавить?»

Желательно, чтобы ребенок придумал не меньше двух слов (больше трех не надо). Если ребенок не может — не настаивайте. Затем спросите: «Что это такое? Как все это можно назвать одним словом?» Запишите ответ. Похвалите ребенка.

За дополнение группы слов можно получить:

1 балл — Ребенок называет не менее двух слов, правильно дополняющих группу, и при этом его ответ не содержит неподходящих слов.

0,5 баллов — Ребенок не может придумать больше одного правильного ответа или придумывает не менее двух правильных ответов, но при этом добавляет к ним неподходящие слова.

0 баллов— Ребенок не может назвать ни одного слова или дает только неправильные ответы.

1.Кастрюля, тарелка, ?

Правильные ответы: чашка, чайник, ложка, сковородка и т. п., любые предметы, относящиеся к посуде.

Неправильные ответы: предметы кухонного обихода (плита, стол и пр.); предметы декоративно-прикладного искусства (ваза и т. п.); слова, относящиеся к еде (каша, суп и пр.); слова, просто субъективно ассоциирующиеся со стимульными словами.

2.Шкаф, диван,… ?

Правильные ответы: стол, стул, кровать, сервант и т. п., любые предметы, относящиеся к мебели.

Неправильные ответы: бытовая техника (телевизор, холодильник и пр.); осветительные приборы (люстра, торшер и т. п.); предметы украшения и искусства (картина, зеркало и пр.); части комнаты (стена, пол и пр.); одежда или постельные принадлежности (одеяло, подушки и пр.).

3.Окунь, карась,… ?

Правильные ответы: названия); любых рыб.

Неправильные ответы: морские животные (дельфин, кит, краб, лягушка, морская звезда); названия других животных; ситуативные ассоциации (вода, аквариум, и пр.).

4.Санкт-Петербург, Париж,…

Правильные ответы: названия любых городов.

Неправильные ответы: названия стран, континентов, частей или сторон света, любые другие географические названия.

За обобщение группы слов можно получить:

1 балл — Ребенок правильно называет обобщающее слово:

  1. Кастрюля, тарелка — посуда.

  2. Шкаф, диван — мебель.

  3. Окунь, карась — рыбы.

  4. Санкт-Петербург, Париж — города.

0,5 балла — Ребенок называет обобщающее слово в ряду конкретных слов (например: щука, рыба, акула).

0 баллов — — Ребенок дает различные объяснения (например, «это — из чего едят», «где спят», «куда вещи кладут» и пр.). Отсутствие ответа. Неправильные обобщения:

  1. Кастрюля, тарелка — кухня, столовые приборы, сервиз и др.

  2. Шкаф, диван — гарнитур, стенка (мебельная), комната и др.

  3. Карась, окунь — животные и др.

III. «Произвольное владение речью: исправление, восстановление и завершение предложений»

а) Исправление предложений.

Исправляя предложение, ребенок должен «озвучивать» его правильный вариант, а не просто объяснять, что там неверно. Он должен правильно произнести если не все предложение, то хотя бы его концовку.

Инструкция:

«Послушай предложение и подумай, правильное оно или нет. Если неправильное, скажи так, чтобы было верно.

Зачитайте предложение. Если ребенок говорит, что все верно, так и запишите и переходите к следующему предложению. По просьбе ребенка предложение можно повторить, отметив эго в Бланке ответов. Если ребенок начинает объяснять, почему предложение неправильное, остановите его и попросите сказать так, чтобы было правильно. Второе предложение делается аналогично.

1.«Начал таять снег, и закончилась весна»

1 балл— «Закончилась зима» или «началась, наступила вес.»

2.«Этим подарком мы доставили маме большую любовь.

1 балл — Достаточно, если ребенок скажет: «Радость,» Все предложение произносить не обязательно.

0 баллов— Ребенок не может найти ошибку и говорит, что все правильно. Или говорит, что предложение неправильное, но исправить его не может. Или дает только неправильные ответы (например, «Начал таять снег, и наступила осень»). Или не следует инструкции («исправить заданное стимульное предложение») и придумывает какие-нибудь свои предложения (например: «мы маме на день рождения подарили цветы» и пр.).

б) Восстановление предложений.

При восстановлении предложений также желательно, чтобы ребенок полностью произносил их, но настойчиво добиваться этого необязательно. Если сказанные ребенком отдельные слова правильно восстанавливают смысл и форму предложения, ответ засчитывается.

Продолжение инструкции:

«А в этом предложении в середине что-то пропущено (слово или несколько слов). Вставь, пожалуйста, пропущенное и скажи, какое предложение получится»

Зачитайте предложение, делая паузу на месте пропуска. Запишите ответ. Если ребенок называет только слово, которое надо вставить, попросите его сказать предложение целиком. Если ребенок затрудняется, не настаивайте.

1. «Катя… своего маленького брата».

1 балл — Любые сказуемые, которые по смыслу и форме сочетаются с последующими словами: «любит», «купает», «кормит», «одевает», «вывела гулять», «взяла из детского сада», «обидела» и т. п.

0 баллов— Любые сказуемые, которые не сочетаются с последующими словами: «гуляет», «играет» и пр. Не считается правильным ответ: «Катя — сестра своего маленького брата» (это — тавтология).

Отсутствие ответа (ребенок ничего не может придумать).

в) Завершение предложений.

При завершении предложений вполне достаточно, если ребенок произнесет только его вторую половину. Требовать воспроизведения предложения целиком не следует.

Продолжение инструкции: «А теперь я начну предложение, а ты закончи» Произнесите начало предложения так, чтобы оно интонационно звучало незаконченным, и ждите ответа. Если ребенок затрудняется с ответом, скажите ему: «Придумай что-нибудь, чем можно было бы закончить это предложение». Затем повторите начало предложения и отметьте это на Бланке ответов. Ответы записывайте дословно, сохраняя порядок слов и их произношение. Не поправляйте ребенка, хвалите его за работу.

1. «Если завтра будет сильный мороз, то…»

1 балл — Любые ответы, в котором описывается следствие: «надо тепло одеться», «я надену шубу и шапку», «я не пойду в школу», «мы не пойдем гулять», «все лужи замерзнут» и т. п.

О баллов— Ответы в которых отсутствует причинно-следственная логика: «то сегодня будет тепло», «то послезавтра будет дождь» и т. п. «Будет холодно» (эго просто обозначение возникшего образа, а не прогноз последствий). Любые нелепые ответы.

2. «В комнате погас свет, потому что …».

1 балл — Любые ответы, в которых описывается причина указанного события: «перегорела лампочка», «вылетели пробки», «порвались провода», «была гроза», «отключили за неуплату», «его выключили» и т. п.

0,5 балла — Любые ответы, в которых не соблюдена безличная форма: «мама выключила», «я выключил».

0 баллов — Ответы, которые описывают возникающий образ темной комнаты и не являются дополнением предложения: «темно», «уже ночь», «уже поздно», «пора спать», «все спят» и т. п. Любые нелепые ответы.

3. «Мальчик упал с велосипеда и разбился, потому что…».

1балл — Любой ответ, в котором указана причина падения: «неаккуратно ехал», «не умеет кататься на велосипеде», «налетел на камень», «задел за поребрик», «резко нажал на тормоза», «не успел затормозить» и т. п.

0 баллов — Ответы, в которых указана причина того, что мальчик разбился (так как причина этого уже указана в самом предложении — «упал с велосипеда»): «упал», «ушибся» и т. п. Любые нелепые ответы.

4. «Валя еще плохо умеет читать, хотя …».

1 балл — Любые ответы, в которых соблюдается противительный смысл союза «хотя»: «уже ходит в школу», «уже большая», «учится в первом классе», «знает буквы», «умеет считать» и т. п.

0,5 баллов — «Умеет писать», «хорошо пишет» (для этих ответов предлагается «компромиссная» оценка, так как формально они могут рассматриваться как правильные, хотя, по сути, ребенок, не умеющий читать, хорошо писать не может).

0 баллов — Любые ответы, в которых не соблюдается смысл союза «хотя»: «умеет», «по слогам», «немножко умеет», «еще маленькая» и т. п.

IV. Создание связного текста по заданной теме.

Инструкция: Посмотри на картинку. Составь рассказ. Придумай заголовок к рассказу (Приложение 5).

  1. балл — Ребенок придумал рассказ самостоятельно.

0,5 балла — Ребенок придумал рассказ с помощью наводящих вопросов учителя.

0,5 баллаРебенок смог озаглавить рассказ.

Обработка заданий, выявляющих развитие устной речи ребенка, осуществляется в два этапа. Сначала производится непосредственная обработка результатов по отдельным заданиям, в которых анализируются конкретные операциональные механизмы. Затем производится пересчет полученных данных в более общие показатели, характеризующие уровень развития речи детей (Приложение 2). Для того чтобы определить уровень развития устной речи учащихся необходимо определить критерии его оценивания. Они представлены в таблице 6.

Критерии оценивания уровня развития речи (в баллах) Таблица 6

Показатель

Уровень патологии

Слабый уровень

(С)

Средний уровень, норма (Н)

Хороший уровень

(Х)

Высокий уровень

(В)

Речевое развитие

0-6

7-11

12-16

17-20

21-22

Уровень развития устной речи Таблица 7

слабый

НОРМА

ХОРОШИЙ

ВЫСОКИЙ

4

13

9

Покажем полученные данные на рисунке.

Рис.4 Уровень развития речи.

Слабый уровень. Свидетельствует о недостаточном развитии речи. Требует объединения усилий психолога, родителей и педагога для оказания помощи ребенку.

Средний уровень, или норма. Он типичен для детей поступающих в школу, и достаточен для начала обучения по общеобразовательной программе. Однако это не освобождает родителей от текущего контроля за обучением и необходимости оказывать детям помощь.

Хороший уровень. Превышает типичный уровень развития речи детей данного возраста, является необходимым и достаточным для обучения.

Высокий уровень. Редко встречается и свидетельствует о незаурядности ребенка.

Первоклассникам не дано самостоятельно осознать возможности использования средств языка в речи. Это возможно именно в школе, на уроках русского языка.

Приложение 1

Диагностическая работа для первого класса по обучению грамоте

и литературному чтению

Уровень развития фонематического восприятия.

1.Назови слова, которые начинаются со звука [ м ] [ м ,].

Например: машина…

Запиши слова, используя вместо букв кружки

Соотнеси картинку и записанное кружками слово

Уровень развития речи ребенка 1 классаУровень развития речи ребенка 1 класса

Уровень развития речи ребенка 1 классаУровень развития речи ребенка 1 класса

Уровень развития речи ребенка 1 класса5.

Уровень развития речи ребенка 1 класса

Уровень развития речи ребенка 1 класса

Уровень развития речи ребенка 1 класса

Приложение 4

Бланк ответов

I. «Речевые антонимы»

«Пластилин мягкий, а камень — …?

Нож бывает острый, а бывает — …?

Дорога широкая, а тропинка —…?

Река глубокая, а лужа — …?»

II. «Речевые классификации»

1. Кастрюля, тарелка,… ?

2. Шкаф, диван,… ?

3. Окунь, карась,… ?

4. Санкт-Петербург, Париж,…

III. «Произвольное владение речью: исправление, восстановление и завершение предложений»

а) Исправление предложений.

1. «Начал таять снег, и закончилась весна»

2. «Этим подарком мы доставили маме большую любовь.

б) Восстановление предложений.

1. «Катя… своего маленького брата».

в) Завершение предложений.

1. «Если завтра будет сильный мороз, то…»

2. «В комнате погас свет, потому что …».

3. «Мальчик упал с велосипеда и разбился, потому что…».

4. «Валя еще плохо умеет читать, хотя …».

IV. Создание связного текста по заданной теме.

Уровень развития речи ребенка 1 класса

Источник