Уровень развития познавательного интереса ребенка

Уровень развития познавательного интереса ребенка thumbnail

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период расцвета познавательной активности, интереса к окружающему его миру. Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых явлений в детском развитии. 

Познавательный интерес – это избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие.

Любое проявление интереса связано с его познавательной стороной, но не любой интерес называется познавательным.

Условно различают следующие стадии развития интереса, направленного на познание окружающей действительности:

—        любопытство — элементарная стадия избирательного отношения к любому предмету, обусловленная чисто внешними, часто внезапно открывающимися субъекту сторонами и обстоятельствами; на стадии любопытства субъект довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком;

—        любознательность — как ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого; на этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью; сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. Как отмечает Г.И.Щукина, «любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске»;

—        собственно познавательный интерес — характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности.

Отмеченные ступени в развитии познавательной активности не существуют изолированно друг от друга; на практике они представляют собой чрезвычайно сложные сочетания и взаимосвязи.

Психологическую основу познавательного интереса составляют следующие процессы:

  • интеллектуальные процессы, связанные с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), которые называют «ядром познавательного процесса», направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач. Познание невозможно без активной мысли, поэтому процессы мышления являются значимыми для развития интереса;
  • эмоциональные процессы, характеризуемые положительным отношением к объекту и наиболее ярко проявляющиеся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление отзывчивости, эмпатии, положительных эмоций от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);
  • волевые (регулятивные) процессы. Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей – все это регулирует и развивает познавательный интерес. В исследованиях многих учёных доказано, что познавательный интерес является стимулом для развития волевых качеств личности;
  • творческие процессы выражены в самостоятельном переносе  ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Под влиянием познавательного интереса активируется воображение, фантазия, предвосхищение, создание новых образов, моделей и другое.

Таким образом, мысли, эмоции, воля и творчество – в совокупности составляют основу познавательного интереса. Наличие всего многообразия процессов, включенных в познавательный интерес, является условием интеллектуально-творческого развития личности, ее саморазвития.

Условия развития познавательного интереса

Развивать положительное отношение к познанию окружающей действительности помогает «детское экспериментирование», способствующее формированию познавательной деятельности. При этом необходимо основываться на решении познавательных задач. Познавательную задачу можно задавать детям в трех основных формах: сюжетно-ролевая игра; обозначение ситуаций различными символическими средствами; проблемные ситуации, ситуации-загадки и собственно задачи. В процессе экспериментирования дети выдвигают гипотезу и с помощью поисковых действий и опытов доказывают правильность своего предположения. Через элементарные опыты, поисковые действия дети приобретают новые знания о том или ином предмете, воздействуют на объект с целью его познания, выявляют скрытые признаки и свойства. Таким образом, экспериментирование направлено на познавательный результат и способствует повышению познавательной активности дошкольников.

Например, детям можно предложить изготовить мыльные пузыри, используя для этого различные мыльные средства: хозяйственное и туалетное мыло, стиральный порошок, моющее средство для посуды и т.п. Перед ними стоит задача – выяснить, из какого средства мыльные пузыри получаются самые крепкие, самые большие, самые красивые и т.д. Исследовательскую работу можно продолжить, используя для изготовления мыльных пузырей из различных мыльных средств. Заинтересованность детей поддерживается не только привлечением дополнительных мыльных растворов, но и вопросами такого типа: «А интересно, как ведут себя мыльные пузыри на улице, когда ветер, мороз и т.д. Можно предложить добавить в мыльные растворы растительное масло, соль, глицерин и посмотреть – как это повлияло на качество мыльных пузырей. Можно предложить придумать веселый конкурс, в котором использовались бы мыльные пузыри.

Следующее условие развития познавательного интереса связано с использованием проблемных заданий. Мыслительный процесс возникает только тогда, когда поставленная задача требует от ребенка некоторого усилия, перегруппировки имеющихся у него знаний и использования их в конкретном случае. Не смотря на то, что для детей школьного возраста характерны достаточно сильно выраженная познавательная потребность, мотив положительной оценки, и поэтому нет необходимости привлекать дополнительные источники мотивации. Но в дошкольном возрасте необходимы дополнительные стимулы. В качестве источников положительной мотивации деятельности дошкольников, можно выделить: внешние стимулы (новизна, красота, необычность объектов); тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный мотив (почему так?) и др.

Высокий уровень познавательной активности ребёнка обеспечивает игровая деятельность. Игры дают детям естественные упражнения для развития ума, чувств и воли, наряду с укреплением физических сил, содействуют жизнедеятельности всего организма, вырабатывают склонность, вкусы, культивируют эмоции, дисциплинируют, развивают самостоятельность Игра – это «серьезная школа для развивающегося мышления детей». Игра тесно взаимодействует с процессом обучения. Содержание игр должно быть направлено на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни, а также на осуществление задач интеллектуального развития: на формирование способов умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей детей. Кроме того, игровая деятельность детей создает благоприятный эмоциональный фон для любой деятельности.

Так, посредством дидактических игр «Наоборот», «Хорошо-плохо», дети определяют положительные, отрицательные качества того или иного объекта, называют противоположные свойства. Данные игры можно использовать при обсуждении поступков и характеров героев. При этом обсуждается, а как бы они (дети) поступили на месте персонажей в той или иной ситуации. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх. Их рассуждения по ходу деятельности способствуют поддержанию интереса к уже знакомым персонажам известных сказок и рассказов, развиваются речевые высказывания детей, повышается их активность в ходе обсуждения

Необходимым и важным условием развития познавательного интереса ребёнка дошкольного возраста является совместная партнёрская деятельность взрослого и ребенка. Малый жизненный опыт, недостаточно развитая самостоятельность требует значительной помощи со стороны взрослого в организации совместных дел. При организации совместных дел взрослый и ребёнок вместе обсуждают различные дела, намечают планы, распределяют обязанности. Повышению эффективности развивающего взаимодействия детей и взрослых способствует создание доброжелательной атмосферы, создание ситуации успеха каждому участнику совместной деятельности. Содержание каждого совместного взаимодействия детей и взрослых должно содержать что-то новое, включать посильные и конкретные задачи, решение которых требует активной работы мысли, умения сочетать имеющийся запас накопленного опыта с непосредственными чувственными представлениями о наблюдаемом предмете или явлении окружающей жизни.

Одним из важных условий развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста является развитие рефлексивных способностей, т.е. способность осмысливать и оценивать свои собственные действия, способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; «…не просто знать, а знать, что ты знаешь…». Рефлексивные способности возникают и формируются в процессе коммуникации при организации совместной деятельности.

При развитии познавательных интересов ребенка старшего дошкольного возраста важно, чтобы ребенок был нацелен на достижение результата и соотнесение его с поставленной целью; стремился оценить полученный результат и проанализировать способ его получения. В процессе познания окружающей действительности при подведении итогов дети и взрослый осуществляют анализ и самоанализ достоинств и недостатков осуществляемых действий, дают «оценку» полученным результатам. Дети анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их деятельности (что планировали, что получили). Дети рассказывают об этапах своей деятельности, делают анализ и оценку своей работы, выслушивают мнение о ней педагога и сверстников. Оценивая свою работу, ребенок учится видеть мир глазами другого, овладевает умением соизмерять себя и свои возможности. Главный вопрос, возникающий в процессе рефлексии — Получилось ли то, что задумал? Почему не получилось? Что я сделал не так? Где допустил ошибку? Чему я должен ещё научиться?

Семёнова Марина Леонидовна, доцент кафедры управления дошкольным образованием

 ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»

Источник



В статье рассматриваются особенности процесса формирования и развития познавательного интереса младших школьников в процессе решения текстовых задач, описывается диагностическая методика, ориентированная на определение уровня сформированности познавательного интереса. Предлагаются методические приемы, которые способствуют активизации познавательного интереса учащихся начальных классов.

Ключевые слова: познавательный интерес, текстовые задачи, диагностика, активизация, младшие школьники, развитие.

В настоящее время актуальным остается вопрос о формировании познавательного интереса у младших школьников как мотива, активизирующего интеллектуальную деятельность обучающихся. Дети на начальной ступени обучения не способны длительное время самостоятельно удерживать свое внимание. В этом возрасте присутствует сильная реакция на все яркое и новое. Произвольное внимание развивается одновременно с развитием мотивов учения, которые тесто связаны с познавательным интересом. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и реализация её в практике обучения.

Вопрос о формировании познавательного интереса у младших школьников изучали следующие ученые: Н.Б. Истомина, Н.К. Винокурова, Г.И. Щукина и другие. Результаты научных трудов показывают, что формирование познавательного интереса влияет на работоспособность, мышление, планирование деятельности, ученики с высоким уровнем развития познавательного интереса способны доходить до истины самостоятельно, а также проявляют любовь и интерес к изучению учебного предмета, у них выражено желание учиться и много знать [1]. Данные процессы необходимо развивать на начальном этапе обучения, поскольку они играют важную роль на последующих этапах жизни ребенка.

Таким образом, одним из важнейших направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих формирование познавательного интереса детей. В связи с этим ведется усовершенствование методических систем, с целью максимально активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения.

Курс математики в начальной школе играет большую роль в развитии таких познавательных процессов, как внимание, память, речь и воображение. Кроме того, изучение математики способствует формированию настойчивости, терпения, а также творческого потенциала личности. Поэтому эта предметная область в первую очередь требует введения новых методических приемов, которые активизируют познавательный интерес обучающихся на протяжении всего курса [1].

В обучении младших школьников математике большая роль отводится текстовым задачам. Связано это с тем, что такие задачи часто являются не только средством формирования многих математических понятий, но и главное – средством формирования умений строить математические модели реальных явлений, а также средством развития мышления детей. Одним из основных показателей глубины усвоения учащимися учебного материала и уровня математического развития является умение решать задачи, текстовые в том числе. Поэтому обучению решению текстовых задач уделяется много внимания, программами выделяется большое количество часов на их решение [5].

Для того, чтобы знать каким образом активизировать и поддерживать познавательный интерес младших школьников в процессе решения текстовых задач, нужно понимать психологические особенности его формирования у детей.

Анализ научных исследований Г.И.Щукиной показал, что познавательный интерес младших школьников формируется в несколько этапов. С самого начала познавательный интерес проявляет себя в виде любопытства, которое является естественной реакцией человека на все неожиданное, интригующее. Любопытство, которое вызвано каким-либо интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это непроизвольный интерес. Следующей, более высокой стадией формирования познавательного интереса является любознательность. Учащийся самостоятельно проявляет желание разобраться и понять изучаемое явление. На этом этапе младший школьник проявляет активность на занятии, задает интересующие его вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты и т. д [4, с.56.].

Задача педагога заключается в поддержании любознательности и стремлении сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний.

Для того, чтобы выявить уровень познавательного интереса у младших школьников в процессе решения текстовых задач рекомендуется провести диагностическое обследование.

Для этой диагностики в трудах Г.И. Щукиной выделяются следующие критерии сформированности познавательного интереса:

1) когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);

2) мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);

3) действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка) [4, с. 126].

На основе этих критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей в научной литературе были выделены три уровня сформированности познавательных интересов у младших школьников: низкий, средний и высокий. Дадим им характеристику.

Низкий уровень. У детей отсутствует инициативность и самостоятельность при решении данных им заданий. При возникновении каких-либо сложностей обучающийся утрачивает интерес к процессу выполнения задачи, а также проявляется отрицательные эмоции (гнев, раздражение). Учащиеся на данном этапе не задают познавательных вопросов и нуждаются в показе готовой модели решения задачи (30% -49%).

Средний уровень. Ученик проявляет интерес к решению задачи, самостоятельно осуществляет поиск способов решения задачи. При возникновении сложностей, ребенок не теряет усидчивость и обращается к воспитателю за помощью. Учащийся задает уточняющие вопросы, возникающие в ходе выполнения задачи и, получив нужный совет, выполняет задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым (50% -74%).

Высокий уровень. Характеризуется наличием у детей инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения (75% — 100%).

Изучение уровней сформированности познавательного интереса осуществляется с помощью методики анкетирования Г.И. Щукиной. Учащимся предлагался заполнить бланк анкеты, который представлен в таблице 1.

Таблица 1

Бланк анкеты, для выявления познавательного интереса младших школьников в процессе решения тестовых задач

Люблю решать задачи, потому что…

Баллы

1

Мне это интересно

2

Нравится, как преподает учитель

3

Учитель интересно объясняет

4

У меня хорошие отношения с учителем

5

Получаю удовольствие при их решении

6

Интересны отдельные факты

7

Учитель часто хвалит

8

Родители считают это важным

Итого (баллов)

Итого (%), кол-во бал/кол-во вопр х 100% =

%

Анализ результатов анкет проходит следующим образом: каждый положительный ответ, внесенный учеником, оценивается как 1 балл, а отрицательный – 0 баллов. Подсчитывается общее количество баллов и находится процент по формуле: кол-во баллов / кол-во вопросов 100% = уровень познавательного интереса

После обработки результатов анкетирования учащихся рекомендуется распределить по вышеуказанным уровням, данные которых нужно отразить в таблице, пример которой представлен в таблице 2.

Таблица 2

Уровни сформированности познавательного интереса

Уровень

Кол-во

%

средний

высокий

низкий

Данное исследование рекомендуется проводить в комплексе с таким научным методом как наблюдение. В процессе его проведения рекомендуется обратить внимание на наличие следующих проявлений у младших школьников:

1. Проявляет интерес к решению текстовых задач.

2. В процессе решения задач эмоционально активен.

3. Задает вопросы, стремиться на них ответить.

4. Интерес направлен на объект изучения.

5. Проявляет любознательность.

6. Самостоятельно выполняет задание учителя.

7. Проявляет устойчивость волевых устремлений [3].

Результаты проведения комплекса данных диагностик свидетельствуют о сформированности уровня познавательного интереса у младших школьников в процессе решения текстовых задач.

Для повышения результатов диагностики необходимо использование учителем комплекса методов и приемов в учебной деятельности, направленных на формирования познавательного интереса школьников. Ниже представлен фрагмент урока для учащихся второго класса, который содержит в себе различные моменты, требующие самостоятельности. Использование их в процессе решения задач повышает активность учащихся, заряжает положительными эмоциями, способствует формированию познавательного интереса к предмету [2].

Основной этап. Решение задач

— Ребята! Вы были когда-нибудь в жюри? (Нет)

— А хотите? (Да)

— Хорошо. Давайте с вами поиграем!

Игра «Кастинг» (На интерактивной доске представлены задачи с решенными ответами. Дети, выступающие в роли жюри, должны «пропустить» ту задачу, у которой правильный ответ. Если задача «проходит» учащиеся показывают зеленый кружок, если не проходит – красный)

1.У Коли было 5 конфет, а у Веры на 4 конфеты больше. Сколько конфет у Веры? Ответ: 9 (Дети показывают зеленый кружок)

2.В пакете было 500 грамм сахара. При приготовлении пирога ушло 200 грамм сахара. Сколько сахара осталось в пакете? Ответ: 200 грамм. (Дети показывают красный кружок)

3.У Маши было 20 рублей. Она купила мороженное за 15 рублей. Сколько рублей у нее осталось? Ответ: 5 рублей (Дети показывают зеленый кружок)

4.В доме горели 6 лампочек. 3 из них перегорели. Сколько лампочек осталось гореть? Ответ: 2 лампочки. (Дети показывают красный кружок)

— Молодцы! А теперь поиграем еще в одну игру!

Игра «Составь слово». (Дети делятся на 3 команды (1,2,3 ряд). Каждому человеку в команде дается одна задача для решения. После того, как дети решат задачи, каждый человек в команде по очереди говорит свой ответ. И их из ответов по таблице формируется слово. Выигрывает та команда, которая правильно отгадает слово.).

1) В магазине было продано 6 ручек по 7 рублей в первый день и 4 такие же ручки во второй. Какова прибыль магазина за 2 дня? Ответ: 70 рублей.

2) На тарелке лежали фрукты: 2 яблока, 5 киви, 3 банана и 6 мандаринов? Лена взяла 1 киви. Оля 1 банан и 1 яблока. Коля взял 2 киви и 1 мандарина. Сколько фруктов осталось? Ответ: 10 фруктов.

3) Площадь первого прямоугольника равна 110 см2, а площадь второго на 30 см2 меньше. Сколько площадь второго прямоугольника? Ответ: 80 см2.

4) Всего в доме 99 квартир. Из всех квартир однокомнатных 13, двухкомнатных 64, а остальные трёхкомнатные. Сколько трёхкомнатных квартир? Ответ: 22 квартиры.

5) Торт разрезали на 15 частей. Три из них съели. Сколько частей осталось? Ответ: 12 частей

6) Сколько будет стоить карандаш, если у Васи было 16 рублей, а после его покупки осталось 5? Ответ: 11 рублей.

7) Галя купила 10 тетрадей, а Вася – 6 тетрадей. Сколько всего ребята купили тетрадей? Ответ: 16 тетрадей.

— Молодцы! Посмотрите на доску! Там полнейший беспорядок! Уберите лишние действия в решении задачи! Работа в парах!

На тарелке лежали сливы. В первый день Коля съел 5 слив. Во второй 10. В третий он их не трогал. В четвертый день он съел 6 слив. На пятый день в тарелке ничего не осталось. Сколько слив было в тарелке самого начала?

Решение: 1. 5 + 10 – 6 + 0 = 9

2. 15 + 6 = 21

3. 21 + 0 = 21

4. 10 – 5 + 6 = 11

5. 0 + 10 = 10

6. 5 + 6 = 11. (остается 2,3,6 действие)

— Ребята попробуйте сами составить задачи по схемам:

Уровень развития познавательного интереса ребенка

— Соедините ответ задачи и ее решение!

Для ремонта гостиной комнаты купили 6 рулонов обоев. В первый день использовали 2 рулона. Во второй день на 2 рулона больше. Сколько останется рулонов на третий день?

4

На столе стояла ваза. В первый день туда положили букет из 5 роз. Во второй день добавили букет из 6 пионов. В третий день положили 1 ирис. Сколько всего цветов стало в вазе?

2

Для покраски крыльца купили 5 банок краски. В первый день использовали на 2 больше, чем во второй. В итоге осталось 1банка краски. Сколько банок использовали в первый день?

12

Дети играли в слова. На букву А назвали 16 слов. На букву Б назвали на 5 слов меньше. На букву Г назвали на 4 слова больше, чем на букву Б. Сколько всего было названо слов?

42

Таким образом, в процессе приенения таких приемов решения задач мы формируем у детей познавательный интерес. В центре внимания школьника становится не готовый материал учебного предмета и не сама по себе деятельность, а вопрос, проблема.

Литература:

  1. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя/ Н.Б. Истомина. – М.: Просвещение, 1985. – 64 с.
  2. Маклаева Э.В. Развитие мышления младших школьников в процессе обучения математике // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 12 (16). С. 26.
  3. Маклаева Э.В., Чернышова С.А. Использование средств математики в процессе формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. // Молодой ученый. – 2016. — № 8-7 (112). – С. 20-23.
  4. Ярошевская М.В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах (общие вопросы): Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «Начальное обучение. Дошкольное воспитание»/ М.В. Ярошевская – К.: Пед. пресса, 2001. – 343 с.
  5. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности/ Г.И. Щукина. — М: Просвещение, 1979. – 190с.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, задача, процесс решения, ответ, ребенок, школьник, уровень, день, зеленый кружок, рубль.

Источник