Уровень развития игровой деятельности ребенка младшего дошкольного возраста
Игровая деятельность занимает особое место в жизни ребенка, помогая общаться, устанавливать контакты, учит думать, соблюдать правила, приучает к порядку, постепенно подготавливая к вхождению во взрослую жизнь. Младший дошкольный возраст (3-4 года) является ответственным и принципиально новым периодом в развитии игровой деятельности в связи с переходом от сюжетно-отобразительной (т.е. предметной, основным содержанием которой является знакомство с назначением предметов, их свойствами, и их использованием) к сюжетно-ролевой игре.
В то же время дети младшего дошкольного возраста часто не умеют правильно использовать предметы и изображающие их игрушки, выстраивать игровую цепочку действий, придерживаться игрового сюжета, принимать роль и следовать ей, доводить игру до конца. Ребенок, который не умеет и обучен играть, в дальнейшем будет испытывать сложности в выстраивании межличностных отношений со сверстниками, его могут не принимать в игру, игнорировать, что приведет к агрессивности, тревожности, замкнутости. В связи с этим значимым является исследование игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста, поэтому подбор диагностических методов и методик позволит не только выявить особенности игровой деятельности, но и положительно повлиять на ее развитие, мотивировать детей к инициативным игровым действиям с игрушками, сверстниками, взрослым. Следовательно, проблема исследования игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста является актуальной в современной дошкольной психологии и педагогике.
Позвольте мне перейти к основным положениям курсового исследования, методологический аппарат которого представлен на слайдах (проблема, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи).
Мы предположили, что (это гипотеза исследования, ее нужно прочитать) игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста характеризуется переходом от сюжетно-отобразительной к сюжетно-ролевой игре, что проявляется в способности детей использовать предметы-заместители, усложнении цепочки игровых действий, сравнении своих действий с действиями взрослого и появлении потребности действовать «как взрослый» и самостоятельно; возникающие сложности в игровой деятельности детей обусловлены сведению игры к манипулированию игрушкой, неумении выстраивать игровую цепочку действовать, принимать роль, придерживаясь игрового сюжета, следовать ей, доводить игру до конца; для исследования игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста необходимо использовать комплекс диагностических методов и методик, которые не будут вызывать затруднений у педагога-психолога и будут доступны дошкольникам.
На современном этапе развития дошкольной педагогики и психологии теоретические основы игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста представлены в работах Людмилы Николаевны Галигузовой, Натальи Федоровны Губановой, Нинель Яковлевны Михайленко, Даниила Борисовича Эльконина.
В результате анализа психолого-педагогических исследований мы рассмотрели определение понятия «игра» и пришли к заключению, что это понятие очень многогранное и может рассматриваться как деятельность, развлечение (забава), отдых, соревнование, занятие, упражнение, организуемые для развлечения, развития воспитания, обучения. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, удовлетворяет множественные и разнообразные потребности ребенка, способствуя его психическому и интеллектуальному развитию.
Младший дошкольный возраст (3-4 года) характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность. Наиболее значимые новообразования связаны с изменением психологической составляющей содержания игры, постепенным формированием базы для совместных игровых действий со сверстниками. Дети начинают интересоваться не только назначениями предметов, но и способностью выполнения определенных функций окружающими людьми, взаимодействиями и отношениями.
Потребность в игре у детей невысока, определяется настроением ребенка, местом игры в режиме дня, особенностями взаимодействия со сверстниками. У большинства дошкольников в ходе игры отмечается частая смена эмоциональных состояний, сюжеты игр неразвернутые, однообразные, либо отсутствуют совсем; речевая активность невысокая, дети сопровождают игровые действия отдельными речевыми высказываниями или звуками; они самостоятельно используют предметы-заместители в играх, тогда как воображаемые предметы используют, в основном, с помощью взрослого.
Пока говоришь то, что выше, на слайд можно вынести особенности игры детей 3 и 4 лет. Или не говори, не выноси, но просто знай.
Игра младших дошкольников 3 лет носит предметно-манипулятивный и конструкторский характер. Такую игру называют сюжетно-отобразительной. В ней воспроизводятся действия взрослых, за которыми наблюдает ребенок. Сюжеты игр не слишком разнообразны, основаны на многократном повторении же игровых действий, которые полностью имитируют реальные. Игры непродолжительны (3-6 минут), но при условии правильного педагогического руководства становятся более длительными (8-10 минут). Отдельные игровые действия (например, кормление куклы, укладывание спать) объединяются в единую сюжетную линию (кормить – укладывать спать).
На четвертом году жизни начинает развиваться сюжетно-ролевая игра. Педагог создает игровую ситуацию, воплощая ее в контексте какого-либо сюжета или образа, что способствует ее целостному восприятию. В сценариях для таких игр расширен диапазон ролей, которые могут брать на себя дети. Наиболее востребованными остаются игры с куклами, однако наиболее ценным в этом возрасте становится становление общения с партнером по игре — сверстником.
Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия, необходимо иметь представление о развивающем значении игры, хорошо знать ее специфику, закономерности ее становления. Организация диагностики игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста вызывает у педагогов-психологов затруднения, связанные именно с возрастными особенностями воспитанников. Непроизвольное внимание у детей еще не сформировано, поэтому им нельзя предложить выполнить какое-либо задание, руководствуясь инструкцией. Сложность диагностики игровой деятельности осложняется еще тем, что дети еще не воспринимают сверстника как полноценного партнера по игре, поэтому дошкольники предпочитают играть самостоятельно. Необходимо принимать во внимание настроение ребенка, его физическое состояние, а также индивидуальные особенности развития детей. Поэтому основными методами диагностики игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста выступают наблюдение и игровые проблемные ситуации.
В изученных нами психолого-педагогических исследованиях и практических пособиях по диагностике общепринятой является схема наблюдения за игровой деятельности детей дошкольного возраста, разработанная Даниилом Борисовичем Элькониным и включающая в себя следующие критерии: потребность в игре, содержание игры, способы решения игровых задач, взаимодействие детей в игре.
Эту таблицу на слайд вынести
Таблица 1– Критерии и показатели игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста (по Д.Б. Эльконину)
Названия критерия | Показатели игровой деятельности |
Потребность в игре |
|
Содержание игры |
|
Способы решения игровых задач |
|
Взаимодействие детей в игре |
|
В ходе наблюдения за игровой деятельностью младших дошкольников выявляется количество времени, затрачиваемое детьми на каждую игру, разнообразие игр младших дошкольников. Рассмотренные группы показателей дают разностороннее представление о развитии игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста. О разнообразии замыслов судят на основании длительных наблюдений за играми одного ребенка. Дополнительную информацию может дать игровая проблемная ситуация, например, «Корзинка с игрушками». Педагог-психолог, стараясь заинтересовать детей, говорит, что у него есть корзинка с разными игрушками. Они грустят, потому что с ними давно никто не играл. Помоги мне их развеселить, поиграй с ними. Фиксируется, какие и сколько игрушек ребенок взял, насколько был активен, играл самостоятельно или с детьми, игровой замысел возникал самостоятельно или с помощью взрослого, было и словесное сопровождение игровых действий, сколько игровых цепочек было, сколько игровых задач поставлено.
Задача по исследованию игровой деятельности возлагается на педагога-психолога и воспитателя, реализуется с опорой на наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей, с учетом их реакции на инициативные игровые действия взрослого. Систематическая диагностика позволит обеспечить научно-обоснованный контроль за своевременностью развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста; повысить качество руководства ею с учетом уровня развития у детей качеств и достижений в овладении игровыми умениями и навыками.
Таким образом, выдвинутая гипотеза была подтверждена, цель достигнута, поставленные задачи решены в полном объеме. Спасибо за внимание. Сказать и на слайд вынести «спасибо за внимание».
Источник
Уровни развития игровой деятельности детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте активность ребенка нарастает и приобретает форму и структуру человеческих видов деятельности. Четко выделяются игра, труд, учение, продуктивная деятельность. Игра – форма активности, основанная на условном моделировании той или иной развернутой деятельности. Критерий игры — создание мнимой ситуации. Мотив игры — стремление ребенка войти в мир взрослых, быть как они. На разных этапах развития детям свойственны игры в соответствии с общим характером данного этапа.
Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно — манипулятивный и конструктивный характер. Начинает развиваться игра сюжетно — отобразительная. Ребенок играет один с разными игрушками, он может изображать далекие сюжеты не считаясь с реалистичностью действий.
В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Основное направление игры — имитация отношений между людьми.
У старших дошкольников (6 — 7 лет) наблюдаются длительные игры с прочно сложившимся сюжетом, выполнение правил, заключенных в роли и обусловленных сюжетом игры. Выбор сюжета игры определяются относительно более устойчивыми интересами. По мере взросления возрастает интерес к коллективным играм. Дети чётко договариваются, кто кем будет. Происходит сознательная и целевая подготовка игры. Сюжеты отражают все более далекие сферы действительности, в т.ч. общественные явления.
Л. С. Выготским была предложена развернутая теория детской игры, в которой постулировалось следующее: игра есть исполнение обобщенных желаний; в основе игры лежит создание мнимой ситуации, когда ребенок принимает на себя роль взрослого; во всякой игре есть правила, которым ребенок сознательно следует; в игре происходит оперирование значениями, оторванными от своих носителей, но это оперирование осуществляется во внешней форме; игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста.
Эта теория нашла свое развитие в работах Д.Б. Эльконина, в которых было показано, что игра черпает свои сюжеты из условий жизни детей и социальна по своему внутреннему содержанию, т.е. возникает из условий жизни детей прежде всего в обществе. Изучая игры детей 3–7 лет, он выделил и охарактеризовал четыре уровня ее развития.
Первый уровень:
1). Действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Сюда входят действия «матери» или «врача», направленные на «ребенка».
2). Роли определяются действием. Роли не называются, и дети в игре не используют друг относительно друга реальные отношения, существующие между взрослыми или между взрослым и ребенком.
3). Действия состоят из повторяющихся операций, например, кормление с переходом от одного блюда к другому. Кроме этого действия, ничего не происходит: ребенок не проигрывает процесс приготовления пищи, мытье рук или посуды.
Второй уровень:
1). Основное содержание игры – действие с предметом. Но на первый план выходит соответствие игрового действия реальному.
2). Роли детьми называются, намечается разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью.
3). Логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется.
Третий уровень:
1). Основное содержание игры – выполнение вытекающих из роли действий. Начинают выделяться специальные действия, которые передают характер отношений к другим участникам игры, например, обращение к продавцу: «Дайте хлеб» и т. д.
2). Роли ясно очерчены и выделены. Они называются до игры, определяют и направляют поведение ребенка.
3). Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразнее: приготовление пищи, мытье рук, кормление, и т. д. Присутствует специфическая речь: ребенок вживается в роль и говорит так, как требуется по роли. Иногда в процессе игры могут проявиться реально существующие отношения между детьми: начинают обзываться, ругаться, дразниться и т. д.
4). Опротестовывается нарушение логики. Это выражается в том, что один говорит другому: «Так не бывает». Определяются правила поведения, которым дети должны подчиняться.
Четвертый уровень:
1). Основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети.
2). Роли ясно очерчены и выделены. Во время игры ребенок придерживается определенной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит четко ролевой характер.
3). Действия происходят в последовательности, четко воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком.
4). Нарушение логики действий и правил отвергается. Ребенок не хочет нарушать правила, объясняя это тем, что так есть на самом деле, а также рациональностью правил.
Уровни развития игры одновременно являются и стадиями развития. Однако эти уровни являются возрастными не в том смысле, что они определены именно возрастом, у детей одного возраста могут встречаться разные уровни, в пределах двух смежных уровней.
Основные особенности дидактических игр
Дидактическая игра — одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Являются разновидностью игр с правилами. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил. Дидактическая игра дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности. Основные особенности:
1. Являются обучающими — создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.
2. Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
3. Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.
4. Дидактические игры имеют своеобразную структуру: дидактическая задача(цель), состоящая из игровой и обучающей; содержание игры; игровые правила; игровые действия; окончание игры, подведение итогов.
Дидактическая (обучающая) задача -основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Определяется целями обучения и воспитания детей. Для детей обучающая задача формулируется как игровая и реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность. Игровая задача может быть заложена в самом названии игры, например, «Какой формы», «Продолжи предложение», «Кто в каком домике живет» и т. п.
Содержание игр может быть самым разнообразным, в основе дидактической игры может лежать вся окружающая действительность. Например, игры «Летает не летает», «Съедобное — несъедобное» и т.д.
Игровые действия — это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях; без них невозможна сама игра. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Игровые действия — это не всегда практические внешние действия (рассмотреть, сравнить, разобрать и др.) Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, умственные действия, выраженные в процессах мышления.
Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания, а так же делают игру демократичной. Являются заданными, помогают педагогу управлять игрой, влияют и на решение дидактической задачи — они определяют, что и как необходимо делать ребенку в игре и указывают путь к достижению дидактической задачи. Правила игры выполняют следующие функции:
— Обучающую: организуют познавательную деятельность детей.
-Организующую: определяет порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре.
— Дисциплинирующую: оговаривается, что именно нужно делать.
Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи.
Дидактические игры можно использовать во всех разделах программы. Обучающие игры можно планировать на прогулке, в утренние и вечерние часы, в ходе занятий, до и после занятий, все зависит от дидактической задачи игр. Дидактические игры проводятся везде, в месяц можно запланировать до 20-30 игр. Особое место дидактические игры занимают в конце года и в летний оздоровительный период, когда идет повторение и закрепление полученных детьми знаний в ходе учебного года. Главное условие использования дидактических игр в жизни детей и на занятиях — соблюдение принципов обучения.
Дидактической игре присущи две функции в процессе обучения (А.П.Усова, В.Н. Аванесова).
1. Совершенствование и закрепление знаний. Ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.
2.Усваивают новые знания и умения разного содержания.
Классификация дидактических игр
В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные. Данное деление игр относится к классификации по использованию материала. По дидактическому материалу обучающие игры делятся на:
— Словесные игры. Процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения знаний детей («Летает — не летает», «Третий лишний», «Назови одним словом», «Кому, что нужно?» и др.).
— С предметами и игрушками. В качестве дидактических материалов могут использоваться игрушки, реальные предметы, объекты природы и т.п. Дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
— Игры с картинками используются во всех возрастных группах. Для игр могут использоваться разнообразные картинки, серии картин, в соответствии с программными требованиями.
— Настольно-печатные игры. Отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-4 партнеров. Помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода, способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания.
— Компьютерные дидактические игры являются средством закладки у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками программирования. Применяются как дидактическое средство при обучении в самых разнообразных областях воспитательно-образовательного процесса.
Дидактические игры так же различаются по обучающему содержанию, по характеру игровых действий, по числу участников в них.
По содержанию дидактические игры можно разделить на:
— Математические. Направлены на формирование у дошкольников элементарных математических представлений. Позволяют сделать процесс обучения более увлекательным и интересным.
— Сенсорные. Направлены на обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков.
— Речевые. Способствуют развитию речи у детей.
— Музыкальные. Направлены на решение задач музыкального воспитания в соответствии с программными требованиями.
— Природоведческие. Через игру ребёнок учится понимать закономерности, происходящие в природе, взаимосвязь всего в мире, многое узнает о природных сообществах и явлениях, о роли человека в природе и другое.
— Для ознакомления с окружающим так же используются различные дидактические игры — «Кто, что делает?», «Что сначала, что потом?» и др.
— По изобразительной деятельности. Для формирования у детей знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности, декоративно-прикладной деятельности.
Все перечисленные виды дидактических игр организуются педагогом в соответствии с программными требованиями.
С.И. Сорокина предложила классификацию дидактических игр по характеру игровых действий:
Игры-путешествия. Цель -усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. В состав игры-путешествия могут входить песни, загадки, подарки и многое другое. Сюда можно отнести такие игры, как «Наш поезд едет в Далекую страну», «В гости к пекарю» и др.
Игры-предположения. Игровая задача заложена в самом названии, а игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии или с поставленными условиями созданными обстоятельствами.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине».
Игры-загадки — в основе этих игр лежит принцип загадывания и отгадывания загадок, игры могут быть самыми разнообразными по содержанию и организации. Главной особенностью загадок является логическая задача. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги) — основа игр общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Отличительными его чертами является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета — темы игры, познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть — сделать открытие и в результате что-то узнать. Сюда можно отнести такие игры, как «Сядем рядком да поговорим ладком», «Как ты провел выходные», «Где бывали, что видали» и др.
Подвижно-дидактические игры содержат в себе три вида задач: обучающую, игровую, задачу физического воспитания. В ходе таких игр решаются задачи по развитию у ребят физических качеств и умений, а так же происходит закрепление материала, полученного на других занятиях — «К названному дереву беги», «Секрет», «Путешествие».
Дидактические игры так же можно классифицировать по числу участников в них:
Коллективные игры организуются со всей группой, групповые — с подгруппой детей, а индивидуальные с 1-3 детьми.
Мы рассмотрели основные виды дидактических игр. Отметим, что только грамотное руководство со стороны взрослого поможет осуществить задачи, поставленные игрой. Дидактические игры весьма сложны для руководства, поскольку необходимо вызвать интерес к игре у детей. Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному, так как в каждом возрасте свои психофизиологические особенности.
Список литературы:
1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 2000. — 159 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 272 с.
3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду — Москва, 1987 г.
4. Козлова С.Н., Куликова С.Н. Дошкольная педагогика — Москва, 2000г.
5. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. — 2006. — №4. — С. 105-112.
6. Логинова В. И. Формирование словарях/Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984).
7. Мухина В.С. Детская психология. — М.: Апрель-пресс, 2004. — 315 с.
8. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Владос, 2000. — кн.1: Общие основы психологии. — 345 с.
9. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-синтез, 2014. — 368 с.
10. Оксана Ушакова: Программа развития речи дошкольников. Редактор: Цветкова Т. В. Издательство: Сфера, 2019 г. Серия: Развиваем речь.
11. Эльконин Д. Психология игры. — М.: Владос, 1999 г. — 360 с. (Серия «Сам себе психолог»).
.
Источник