Уровень актуального развития ребенка начальной школы

Уровень актуального развития ребенка начальной школы thumbnail

                              Уровень актуального развития ребенка начальной школы

Диагностика уровня актуального развития включает в себя:

§  Общая осведомленность ребенка. Направлена на выявление круга представлений ребенка об окружающем мире, умения рассуждать и обосновывать свои выводы. Общая осведомленность входит в число факторов, определяющих уровень интеллекта, и представляет собой совокупность знаний и представлений об окружающем мире, его основных закономерностях, которые человек получает в течение всей жизни из различных источников. Общую осведомленность еще называют эрудицией, кругозором;

§  Темп работы и работоспособность. Диагностика работоспособности и темпа деятельности ребенка — это возможность узнать насколько они готовы к предстоящим школьным нагрузкам и смогут ли справляться с заданным темпом учебы без вреда для здоровья и психики;

§  Характеристика моторики. Моторика (лат. motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Различают крупную и мелкую моторику. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей. Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.Навыки мелкой моторики используются для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее;

§  Характеристика внимания.  Внимание – это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой. Внимание активизирует нужные в данный момент психологические процессы человека и тормозит ненужные; способствует отбору информации, которая представляет интерес на данный момент; обеспечивает длительную и избирательную сосредоточенность на одном и той же информации или виде деятельности; для памяти процесс внимания выступает как фактор, помогающий удерживать информацию в кратковременной памяти; для мышления человека внимание является основой для правильного понимания и решения задач.

§  Характеристика мышления. Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового. Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления.

§  Особенности запоминания (памяти). Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая, возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память — основа важнейших проявлений психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. И поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Основные процессы памяти:  заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

§  Особенности речевого развития. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи — чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.

§  Сформированность пространственных представлений.  Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней. Как показывают исследования, недостаточность сформированности пространственных представлений у ребенка напрямую влияет на уровень его актуального развития. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности при чтении, письме, в овладении математическими операциями.

§  Характеристика интеллектуального развития. Интеллект – это способность к обучению; интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка: только от родителей зависит, как быстро он научиться самостоятельно мыслить. Эти процессы, например, можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе.

§  Характеристика мотивационно-волевой сферы. Мотивационно-волевая сфера – это мотивы, интересы потребности субъекта, ориентирующие его в познавательной деятельности, а также воля, представляющая собой способность к выбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее достижения. Воля связывает познавательную и эмоциональные сферы выделяет активный характер познания, направляет его на приобретение новых знаний.

§  Эмоционально-личностные особенности. Личностные особенности – это те самые внутренние и глубинные особенности людей, которые и делают каждого из нас индивидуальным, отличным от остальных представителей нашего вида. В эту сферу относят все то, что является глубинным, стабильным, и влияющим на остальные особенности человека. Сюда можно отнести и темперамент, и мотивы поведения, и психологический характер, и стремления, и личностная идентичность. Личностные особенности человека позволяют оказывать влияние на психологические особенности: при стремлении и воле для человека не составит труда развить в себе те способности, которые ему нужны.

§  Характер межличностных отношений. Межличностные отношения — это отношения с близкими нам людьми; это отношения между родителями и детьми, мужем и женой, братом и сестрой. Конечно, близкие личные отношения не ограничиваются кругом семьи, в таких отношениях часто находятся люди, живущие вместе под влиянием различных обстоятельств. Общий фактор в этих отношениях — это различного рода чувства привязанности, любви и преданности, а также желание сохранить эти отношения.

Источник

Использование зоны ближайшего развития младших школьников на уроках в традиционной системе обучения

Морару Е.В.,

Учитель начальных классов МБОУ Школа № 22

ГО г. Уфа РБ

Младший школьный возраст – возраст учения, когда приходится усваивать сравнительно большое количество учебного материала, в котором заключены основы наук, искусства, морали, права и других развитых форм общественного сознания. Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. Однако свести это к количественному накоплению знаний невозможно, так как, усваивая определенное содержание знаний, человек в то же время и формирует определенные формы и способы усвоения, то есть происходит его развитие. Важнейшим фактором развития учащихся является зона ближайшего развития, о которой писал Лев Семенович Выготский. Как утверждают психологи Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, на основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникает предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению. Анализируя ситуацию, связанную с развитием отдельных психических свойств школьника в процессе обучения, Д.Б. Эльконин отмечает, что «к началу младшего школьного возраста и восприятие, и память уже прошли довольно длинный путь развития. Теперь для их дальнейшего совершенствования необходимо, чтобы мышление поднялось на новую, более высокую ступень развития. Обучение, ориентированное на уже имеющиеся и развитые формы психической деятельности, не только не будет определять умственное развитие, а будет плестись за ним в хвосте». Лев Семенович Выготский подчеркивал, что обучение может быть развивающим, то есть активизирующим развитие детей, только в том случае, если оно адекватно для данного ребенка по форме и содержанию. Однако традиционная система обучения продолжает опирается на зону актуального развития, а зона ближайшего развития остается недостаточно востребованной.

Поэтому важно выявить условия для эффективного использования зоны ближайшего развития младших школьников, при реализации которых уровень развития и качество знаний учащихся повышается.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить условия эффективного использования зоны ближайшего развития, которые необходимо соблюдать на уроках математики. А именно:

1.При обучении на уроках надо создавать доброжелательную, комфортную обстановку для учащихся. Взаимоотношения учителя и учащихся на уроках должны быть построены на принципах взаимоуважения, доброжелательности. На уроке должна быть создана ситуация успеха для каждого учащегося.

2. Задания должны иметь комплексный характер. Их выполнение должно способствовать решению нескольких учебных задач. Например, задачи с многовариативным решением. При работе над ними учащиеся не скованны жесткими рамками одного решения, им открывается возможность для поисков, размышления, исследования, открытий.

Например на уроках математики реализация данного условия может происходит следующим образом.

При решении задачи учащиеся нашли 8 решений.

Дядя Федор, кот Матроскин и Шарик в деревне Простоквашино копали картошку. Всего они выкопали 13 ведер. Больше всех выкопал кот Матроскин, а меньше всех – Шарик. Сколько ведер картошки мог накопать каждый.

Это решение можно оформить в виде таблицы и начинать с наименьших возможных чисел первой и второй строки.

Таблица 1

Решение задачи

Выкопанные ведра с картошкой

Шарик

1

1

1

1

2

2

2

2

Дядя Федор

2

3

4

5

3

4

5

4

Кот Матроскин

10

9

8

7

8

7

6

6

3. Наличие большего количества заданий, требующих для своего выполнения творческой деятельности разного уровня. Задания не должны быть слишком простыми для выполнения и в то же время невыполнимыми, то есть учащиеся должны прикладывать определенные усилия при выполнении этих заданий: анализировать, сравнивать и так далее. Для использования зоны ближайшего развития направлены, например, задания следующих видов:

1.Чем похожи между собой примеры в каждом столбике:

А) 11+5 10-8 Б) 17+2 5+4

11+9 12-1 17-7 10-4

12+4 9-5 17-10 7+4

2.На какие группы можно распределить записанные числа:

1 25 77 7 10 9 19

3.Зная, что 13+25=38, запишите ответы в следующих примерах:

13+26 13+36 13+41

4.Для каждого примера выберите из трех предлагаемых ответов один правильный

13+25 34 38 39

13+34 49 47 46

13+41 55 54 43

5. Продолжите ряд

11 19 12 18 13 17

Что общего у этих чисел?

К наименьшему числу прибавьте 1. Назовите ответ.

Из наибольшего вычтите 10. Сколько получилось?

4. Использование косвенного пути познания. При объяснении материала учитель не должен задавать прямые вопросы, которые не требуют от учащихся применения каких-либо усилий. необходимо создавать ситуации, в которых дети анализируют, рассуждают, высказывают свое мнение, самостоятельно ищут пути решения задания.

Рассмотрим, как реализуется данное условие на примере фрагмента урока по теме «Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого».

Учитель зачитывает задачу: « В гараже стояло несколько машин, после того как уехало 6 машин, в гараже осталось 3 машины. Сколько машин было в гараже?».

  • Что вам известно. Назовите условие.

  • Что неизвестно.

На доске появляется буквенная запись условия.

  • Давайте запишем это графически, с помощью отрезка. Как это сделать.

Выслушиваются мнения учащихся, идет обсуждение, предложенные варианты дети записывают на доске. Появляется запись.

6 м. 3 м.

?

  • Что показывает каждое число на этой схемы?

  • Как найти, сколько машин было на стоянке?

  • Запишите решение в тетрадь

  • С помощью какого действия вы записали решение?

  • Почему?

  • Измените, условие задачи так, чтобы неизвестное стало известным?

  • Как называются новые задачи?

  • Каким действием вы запишите решение?

  • Назовите компоненты действия вычитания?

  • Может ли вычитаемое быть больше уменьшаемого? Почему?

Как видно из фрагмента урока запись условия задачи в виде схемы у детей вызывает интерес. Они начинают рассуждать, думать, высказывать свое мнение. Хотя идет знакомство с новым типом задачи, но оно идет косвенным путем. Дети, анализируя условие задачи с помощью схемы, наглядно видят, что данные задачи «уехало» и «осталось» составляют целое, то что «было». После выполнения решения учитель просит составить обратные задачи. Это позволяет закрепить недавно пройденный материал.

5. Характер оценивания должен активизировать познавательную деятельность учащихся в зоне ближайшего развития. Оценивание должно быть вариативным и формировать у школьников умение оценивать свои результаты, видеть ошибки. На каждом уроке возможно совместно с учащимися ставить определенные цели, в конце урока каждый ребенок для себя подводит результат проделанной работы и оценивает свои действия на уроке. Совместно с учащимися возможно установить условные обозначения результатов учебной деятельности на уроке. При выполнении домашнего задания учащиеся могут оценивать свою работу с помощью условных шкал – «волшебных линеечек», напоминающих ребенку измерительный прибор (этот инструмент самооценки предложили психологи Т. Дембо и С. Рубинштейн). То же самое делает и учитель, но только после оценивания работы учеником.

Волшебные линеечки

На данной волшебной линеечке отражено оценивание работы ученика учителем. Задача записана небрежно, но ребенок внимательно прочитал задачу, смог записать условие, и нашел верный способ решения, но допустил ошибку при вычислении. Для учащегося это не просто отметка, а руководство к действию: завтра надо сохранить все сегодняшние достижения, быть внимательным при вычислениях и постараться немного улучшить почерк. Принципиальное отличие «волшебных линеечек» от стандартных отметок в том, что они, благодаря своей исключительной условности, не подлежат никакой статистке, их нельзя накопить, сделав предметом сравнения, почти невозможно перевести на традиционный язык отметок. При такой работе возможно ведение листов индивидуальных достижений по математике. В этих листах фиксируются достижения каждого учащегося с помощью условных знаков.

Работа по реализации выявленных условий для эффективного использования зоны ближайшего развития проводилась в течение учебного года.

Диагностика развития учащихся по тестам, автора Э.Ф. Замбицявичене, которая применялась и психологами Л.И.Переслени, Е.М. Мастюковой и Л.Ф. Чупровым в психодиагностическом комплексе методик для определения уровня развития младших школьников, показалапо всем критериям повышение уровня развития учащихся. Результаты контрольных работ, проведенных в начале и в конце эксперимента показывают, что использование зоны ближайшего развития младших школьников положительно сказывается и на качестве знаний.

Таким образом, использования зоны ближайшего развития младших школьников на уроках повышает уровень развития и качество знаний учащихся.

Источник

Диагностика уровня актуального развития ребенка с отнесением его к определенной категории (группе) детей и выбор соответствующего выявленным возможностям ребенка вида образовательной программы является наиболее сложной диагностической задачей.
Цель комплексного обследования – выявление особенностей и уровня актуального развития ребенка, определение путей развивающей и коррекционной работы, вида и формы обучения, адекватных возможностям ребенка. Задача: определение уровня деформации различных качеств и свойств личности ребенка. Последовательность индивидуальных обследований ребенка не является жестко закрепленной, а определяется возрастными и индивидуально-типологическими особенностями ребенка, состоянием его соматического и нервно-психического здоровья и гипотезой обследования.
№ п/пПараметры обследования Возрастные категории
Младший дошкольный возраст (2-4 года) Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Методическое обеспечение психологического обследования
1 Общие представления об окружающем, кругозор ребенка:
Цель: — установить контакт с ребенком;
— выявить общий уровень представлений об окружающем мире
Диагностическая беседа
2 Восприятие
Цель: — определить особенности восприятия: целостность, активность, объем, осмысленность;
— выявить преобладающий тип восприятия Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий
-методика «Заштрихованные картинки»;
— рисование по образцу;
— методика «Разрезные фигуры» Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий
-методика «Заштрихованные картинки»
— графические пробы;
— методика «Разрезные фигуры»
3 Внимание
Цель: — определить особенности внимания: концентрация, объем, устойчивость, распределение, переключение;
— выявить уровень развития внимания Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий;
— методика Пьерона -Рузера4 Память
Цель: — определить особенности памяти;
— выявить преобладающий тип памяти — методика «Повтори предложение»;
— выполнение простых речевых инструкций;
-методика исследования зрительной памяти -методика опосредованного запоминания по А. Леонтьеву;
— методика «Найди отличия»;
-методика исследования зрительной памяти
5 Мышление
Цель: — определить тип мышления;
— выявить сформированность основных интеллектуальных операций:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, установление аналогий. Методика «Доски Сегена»;
— методика «Классификация предметов»;
— методика «Раз-резные картинки»;
— соотнесение предметов по цвету, форме, количеству — методика «Классификация предметов»;
-цветные прогрессивные матрицы Раве-на;
-установление последовательности событий;
-методика «Исключение предметов»;
— методика « Кубики Кооса;
-методика «Классификация предметов»;
— методика «4-й лишний»
6 Эмоционально-личностные особенности
Цель: — выявить преобладающее настроение;
— установить степень контактности, критичности, уровень адекватности эмоционального реагирования; Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий;
— методика «Эмоциональные лица» Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий
— методика «Цветовой тест отношений»;
— методика «Рука»
Проективные методики: «Дом-дерево-человек», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Рисунок семьи в образах живот-ных», «Рисунок семьи в образах цветов» и т.п.

Приложенные файлы

  • diagnostika 2.doc
    Диагностика уровня актуального развития
    Размер файла: 15 kB Загрузок: 37

Источник