Уровень актуального развития ребенка характеризуется

Уровень актуального развития ребенка характеризуется thumbnail

                              Уровень актуального развития ребенка характеризуется

Диагностика уровня актуального развития включает в себя:

§  Общая осведомленность ребенка. Направлена на выявление круга представлений ребенка об окружающем мире, умения рассуждать и обосновывать свои выводы. Общая осведомленность входит в число факторов, определяющих уровень интеллекта, и представляет собой совокупность знаний и представлений об окружающем мире, его основных закономерностях, которые человек получает в течение всей жизни из различных источников. Общую осведомленность еще называют эрудицией, кругозором;

§  Темп работы и работоспособность. Диагностика работоспособности и темпа деятельности ребенка — это возможность узнать насколько они готовы к предстоящим школьным нагрузкам и смогут ли справляться с заданным темпом учебы без вреда для здоровья и психики;

§  Характеристика моторики. Моторика (лат. motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Различают крупную и мелкую моторику. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей. Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.Навыки мелкой моторики используются для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее;

§  Характеристика внимания.  Внимание – это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой. Внимание активизирует нужные в данный момент психологические процессы человека и тормозит ненужные; способствует отбору информации, которая представляет интерес на данный момент; обеспечивает длительную и избирательную сосредоточенность на одном и той же информации или виде деятельности; для памяти процесс внимания выступает как фактор, помогающий удерживать информацию в кратковременной памяти; для мышления человека внимание является основой для правильного понимания и решения задач.

§  Характеристика мышления. Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового. Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления.

§  Особенности запоминания (памяти). Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая, возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память — основа важнейших проявлений психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. И поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Основные процессы памяти:  заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

§  Особенности речевого развития. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи — чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.

§  Сформированность пространственных представлений.  Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней. Как показывают исследования, недостаточность сформированности пространственных представлений у ребенка напрямую влияет на уровень его актуального развития. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности при чтении, письме, в овладении математическими операциями.

§  Характеристика интеллектуального развития. Интеллект – это способность к обучению; интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка: только от родителей зависит, как быстро он научиться самостоятельно мыслить. Эти процессы, например, можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе.

§  Характеристика мотивационно-волевой сферы. Мотивационно-волевая сфера – это мотивы, интересы потребности субъекта, ориентирующие его в познавательной деятельности, а также воля, представляющая собой способность к выбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее достижения. Воля связывает познавательную и эмоциональные сферы выделяет активный характер познания, направляет его на приобретение новых знаний.

§  Эмоционально-личностные особенности. Личностные особенности – это те самые внутренние и глубинные особенности людей, которые и делают каждого из нас индивидуальным, отличным от остальных представителей нашего вида. В эту сферу относят все то, что является глубинным, стабильным, и влияющим на остальные особенности человека. Сюда можно отнести и темперамент, и мотивы поведения, и психологический характер, и стремления, и личностная идентичность. Личностные особенности человека позволяют оказывать влияние на психологические особенности: при стремлении и воле для человека не составит труда развить в себе те способности, которые ему нужны.

§  Характер межличностных отношений. Межличностные отношения — это отношения с близкими нам людьми; это отношения между родителями и детьми, мужем и женой, братом и сестрой. Конечно, близкие личные отношения не ограничиваются кругом семьи, в таких отношениях часто находятся люди, живущие вместе под влиянием различных обстоятельств. Общий фактор в этих отношениях — это различного рода чувства привязанности, любви и преданности, а также желание сохранить эти отношения.

Источник

    

    Уровень актуального развития

    — характеризуется тем, какие задания ученик может выполнить вполне самостоятельно.

    Словарь-справочник по педагогической психологии.
    М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева.
    2001.

    Смотреть что такое «Уровень актуального развития» в других словарях:

    • уровень актуального развития — Условимся <…> называть уровнем актуального развития ребенка ту степень зрелости, которой достигли функции ребенка <…> [5.1, 127] Условимся называть <…> уровнем актуального развития ребенка тот уровень, которого ребенок… …   Словарь Л.С. Выготского

    • Уровень актуального развития — характеризуется тем, какие задания ученик может выполнить вполне самостоятельно …   Словарь по педагогической психологии

    • Зона актуального развития — (гр. – пояс, область) – совокупность представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи. Это сегодняшний день ребенка, степень его готовности к новому этапу жизни,… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    • УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — – 1. Уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель). 2. Выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (У. п.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • Зона ближайшего развития — термин Л.С. Выготского, означает концептуальное пространство, которое ребёнок уже готов освоить с чьей то помощью. * * * уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • Зона ближайшего развития — потенциально существующие, но не реализованные психические возможности ребенка, поддающиеся развитию с помощью учителя уже в ближайшее время. Определяется по готовности и способности ребенка решать умственные задачи с помощью взрослого – учителя …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    • зона развития — ближайшего (зона развития потенциального) 1. Возможности в развитии психическом, открываемые при минимальной помощи субъекту со стороны. 2. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (уровень актуальный развития) и под …   Большая психологическая энциклопедия

    • зона развития ближайшего —      (зона развития потенциального) 1. Возможности в развитии психическом, открываемые при минимальной помощи субъекту со стороны. 2. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (уровень актуальный развития) и под… …   Большая психологическая энциклопедия

    • зона ближайшего развития — понятие, введенное Л. С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе. Согласно Выготскому, развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве. В… …   Большая психологическая энциклопедия

    • Опережающее обучение — Опережающее обучение  вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой… …   Википедия

    Источник

      

      Уровень актуального развития

      — характеризуется тем, какие задания ученик может выполнить вполне самостоятельно.

      Словарь по педагогической психологии.
      М. В. Гамезо.
      2001.

      Смотреть что такое «Уровень актуального развития» в других словарях:

      • уровень актуального развития — Условимся <…> называть уровнем актуального развития ребенка ту степень зрелости, которой достигли функции ребенка <…> [5.1, 127] Условимся называть <…> уровнем актуального развития ребенка тот уровень, которого ребенок… …   Словарь Л.С. Выготского

      • Уровень актуального развития — характеризуется тем, какие задания ученик может выполнить вполне самостоятельно …   Словарь-справочник по педагогической психологии

      • Зона актуального развития — (гр. – пояс, область) – совокупность представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи. Это сегодняшний день ребенка, степень его готовности к новому этапу жизни,… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

      • УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — – 1. Уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель). 2. Выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (У. п.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      • Зона ближайшего развития — термин Л.С. Выготского, означает концептуальное пространство, которое ребёнок уже готов освоить с чьей то помощью. * * * уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      • Зона ближайшего развития — потенциально существующие, но не реализованные психические возможности ребенка, поддающиеся развитию с помощью учителя уже в ближайшее время. Определяется по готовности и способности ребенка решать умственные задачи с помощью взрослого – учителя …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

      • зона развития — ближайшего (зона развития потенциального) 1. Возможности в развитии психическом, открываемые при минимальной помощи субъекту со стороны. 2. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (уровень актуальный развития) и под …   Большая психологическая энциклопедия

      • зона развития ближайшего —      (зона развития потенциального) 1. Возможности в развитии психическом, открываемые при минимальной помощи субъекту со стороны. 2. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (уровень актуальный развития) и под… …   Большая психологическая энциклопедия

      • зона ближайшего развития — понятие, введенное Л. С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе. Согласно Выготскому, развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве. В… …   Большая психологическая энциклопедия

      • Опережающее обучение — Опережающее обучение  вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой… …   Википедия

      Источник

      В
      1935 г. вышел сборник статей Л.С. Выготского
      под общим названием «Умственное развитие
      детей в процессе обучения». В него вошла
      статья «Проблема
      обучения и умственного развития в
      школьном возрасте
      »,
      а также тексты стенограмм нескольких
      докладов, обработанных уже после смерти
      Л.С. Выготского его учениками Л.В.
      Занковым, Ж.И. Шиф. и Д.Б. Элькониным.
      Наиболее глубоко и последовательно
      основная проблематика обучения и
      развития детей рассмотрена Л.С. Выготским
      в упомянутой статье (она была переиздана
      в 1956 г. в «Избранных психологических
      исследованиях» Л.С. Выготского, а затем
      снова в 1991 г. в одном из сборников его
      трудов – на последнее издание этой
      статьи мы и будем ниже ссылаться.

      Новые
      формы психики возникают, однако, не
      только в познавательной, но и в
      эмоциональной сфере ребенка, и в сфере
      его потребностей и мотивов. Первоначально
      элементарная потребность в раздражителях
      (необходимых для нормального
      функционирования нервной системы)
      превращается в потребность в новых
      впечатлениях, а затем в специфически
      человеческую познавательную потребность,
      которая при определенных условиях
      обучения и воспитания становится
      ненасыщаемой (в тех случаях, когда
      возникающее в процессе ее удовлетворения
      переживание начинает не только выполнять
      информативную функцию, но и само
      становится предметом потребности). В
      ходе развития преодолевается импульсивность
      ребенка, у него появляется способность
      к произвольному, т. е. сознательно
      управляемому поведению, которое
      становится возможным в результате
      возникновения опять-таки новых,
      специфически человеческих функциональных
      систем: способности сознательно ставить
      цели и образовывать намерения. Помимо
      элементарных эмоций, в процессе развития
      у человека появляются высшие чувства:
      эстетические, моральные, интеллектуальные.

      Все
      указанные новые формы психики, раз
      возникнув, не остаются нейтральными,
      а, в свою очередь, начинают определять
      поведение и деятельность ребенка, его
      взаимоотношения с окружающей средой
      и, следовательно, дальнейший ход
      формирования его личности.

      Л.С.
      Выготский подчеркивал, что отношение
      к среде меняется с возрастом, а
      следовательно, меняется и роль среды в
      развитии. Он подчеркивал, что среду надо
      рассматривать не абсолютно, а относительно,
      так как влияние среды определяется
      переживаниями ребенка. Л.С. Выготский
      ввел понятие ключевого
      переживания
      .

      Согласно
      Выготскому высшие психические функции
      возникают первоначально как форма
      коллективного поведения индивида, а
      именно формируются в процессе
      взаимодействия индивида со средой. В
      результате такого взаимодействия
      возникает переживание. Переживание и
      есть такая простейшая единица, относительно
      которой нельзя сказать, что она собой
      представляет. Это может быть или средовое
      влияние на индивида, или особенности
      личности индивида. Переживание надо
      понимать как внутреннее отношение
      индивида к тому или иному моменту
      действительности. Л.И. Божович вводит
      понятие «ключевое переживание».

      Итак,
      ключевой единицей сознания является
      переживание(Выготский
      Л., Рубинштейн С.). Выготский пишет:
      «Действительной динамической единицей
      сознания … где все основные свойства
      сознания даны как таковые … то есть
      полной единицей, из которой складывается
      сознание, будет переживание»
      (Выготский,1983, т.4, с.383). Под этим имеется
      в виду, что переживание:

      1. есть
        наиболее полная (по сравнению с другими)
        величина в структуре сознания;

      2. есть
        динамическая, определяющая поведение
        величина;

      3. есть
        величина, в которой личность представлена
        в социальной ситуации развития.

      Изменение
      личности как целого происходит через
      «поворотные»переживания. В переживании
      — «основа отношения личности к своему
      миру… За ним скрыты конфликты и кризисы
      развития»(Петровский А., Ярошевский М.,
      1998, с.214).

      Внутренняя
      жизнь ребенка, по Выготскому, связана
      с «болезненными и мучительными
      переживаниями, с внутренними
      конфликтами»(Выготский, 1983, т.4, с.250), это
      «психология в терминах драмы», внутренней,
      незримой. Для внешнего наблюдателя эта
      драма проявляется в виде капризов,
      упрямства, негативизма. «В переживании
      дана, с одной стороны, среда в ее отношении
      ко мне, с другой — особенности моей
      личности, … среда приобретает направляющее
      значение благодаря переживанию ребенка.
      Это обязывает к глубокому внутреннему
      анализу переживаний ребенка, то есть к
      изучению среды, которая переносится в
      значительной степени внутрь самого
      ребенка» (там же, с.383).

      Возрастное
      развитие, по Выготскому, может быть
      представлено как история переживаний
      формирующейся личности.

      В
      культурно-исторической концепции Л.С.
      Выготского переживание принимается за
      «единицу сознания». Переживание
      имеет биосоциальную ориентировку, оно
      есть что-то находящееся между личностью
      и средой и выявляющее отношение личности
      к среде. По мнению Л.С. Выготского,
      сознание — это взаимодействие реальных
      и идеальных форм. (2)
      Как
      позднее справедливо указывала Л.И.
      Божович, «понятие переживания,
      введенное Л.С. Выготским, выделило и
      обозначило ту важнейшую психологическую
      действительность, с изучения которой
      надо начинать анализ роли среды в
      развитии ребенка; переживание представляет
      собой как бы узел, в котором завязаны
      многообразные влияния различныхвнешних и внутренних
      обстоятельств.

      Л.С.
      Выготский сформулировал очень важное
      для педагогической психологии положение
      о двух уровнях умственного развития
      ребенка: это уровень актуального
      развития
      (наличный уровень
      подготовленности, определяемый с помощью
      задач, которые ученик может выполнить
      самостоятельно) и уровень, определяющий
      зону ближайшего развития.Зона
      ближайшего развития
      – это расстояние
      между уровнем актуального развития
      ребенка и уровнем возможного развития.
      Этот уровень определяется с помощью
      задач, решаемых под руководством
      взрослых. Л.С. Выготский пишет: «Зона
      ближайшего развития определяет функции,
      не созревшие еще, но находящиеся в
      процессе созревания; функции, которые
      можно назвать не плодами развития, а
      почками развития, цветами развития…
      Уровень актуального развития характеризует
      успехи развития, итоги развития на
      вчерашний день, а зона ближайшего
      развития характеризует умственное
      развитие на завтрашний день
      » (Л.С.
      Выготский, 1991; с. 387).

      Зона
      ближайшего развития – логическое
      следствие закона становления высших
      психических функций, которые формируются
      сначала в совместной деятельности, в
      сотрудничестве с другими людьми и
      постепенно становятся внутренними
      процессами субъекта. Когда психический
      процесс формируется в совместной
      деятельности, он находится в зоне
      ближайшего развития; после формирования
      он становится формой актуального
      развития.

      Уровень актуального развития ребенка характеризуется

      Рис.
      1.
      Два уровня психического развития
      ребенка, по Л.С. Выготскому

      Феномен
      зоны ближайшего развития свидетельствует
      о ведущей роли обучения в умственном
      развитии детей. «Обучение только тогда
      хорошо,
      – писал Выготский, –когда
      оно идет впереди развития
      » (1991; с.
      388). Тогда оно пробуждает и вызывает к
      жизни много других функций, лежащих в
      зоне ближайшего развития. Применительно
      к школе это означает, что обучение должно
      ориентироваться не столько на уже
      созревшие функции, пройденные циклы
      развития, сколько на созревающие функции.

      Возможности
      обучения во многом определяются зоной
      ближайшего развития. Обучение может
      ориентироваться на уже пройденные циклы
      развития – это низший порог обучения,
      но оно может ориентироваться на еще не
      созревшие функции, на зону ближайшего
      развития, что характеризует высший
      порог обучения. Между этими порогами и
      находится оптимальный период обучения.
      Обучение с ориентацией на зону ближайшего
      развития может вести развитие вперед,
      ибо то, что лежит в зоне ближайшего
      развития, в одном возрасте преобразуется,
      совершенствуется и переходит на уровень
      актуального развития в следующем
      возрасте. Ребенок в школе осуществляет
      деятельность, которая постоянно дает
      ему возможность роста. Это помогает ему
      подняться как бы выше самого себя.

      Понятие
      зоны ближайшего развития имеет большое
      практическое значение для решения
      вопроса об оптимальных сроках обучения,
      причем это особенно важно как для массы
      детей, так и для каждого отдельного
      ребенка. Зона ближайшего развития –
      симптом, критерий в диагностике
      умственного развития ребенка. Отражая
      область еще не созревших, но уже
      созревающих процессов, зона ближайшего
      развития дает представление о внутреннем
      состоянии, потенциальных возможностях
      развития и на этой основе позволяет
      сделать научно обоснованный прогноз и
      сформулировать практические рекомендации.

      Определение
      обоих уровней развития – актуального
      и потенциального – составляет вместе
      то, что Л.С. Выготский называл нормативной
      возрастной диагностикой в отличие от
      симптоматической диагностики, опирающейся
      лишь на внешние признаки развития. Зона
      ближайшего развития гораздо существеннее
      определяет возможности ребенка, чем
      уровень его актуального развития.
      Например, два ребенка по результатам
      тестов показывают одинаковый уровень
      актуального развития. Зоны ближайшего
      развития у этих детей различны. Один
      ребенок с помощью наводящих вопросов,
      примеров, показа решает задачи с
      опережением в два года; а второй ребенок
      – только на полгода вперед. Динамика
      умственного развития в ходе обучения
      у этих детей будет различной и,
      соответственно, одного и того же более
      высокого уровня актуального развития
      они достигнут в разное время и с разной
      скоростью.

      В
      связи с этим Л.С. Выготский указывал на
      недостаточность определения уровня
      актуального развития детей с целью
      выяснения степени их развития. Он
      подчеркивал, что состояние развития
      никогда не определяется только его
      созревшей частью, необходимо учитывать
      и созревающие функции, ЗБР, причем
      последней отводится главная роль в
      процессе обучения.

      В
      работах самого Л.С. Выготского, к
      сожалению, нет развернутого описания
      конкретно-предметных проявлений так
      понимаемого им развивающего обучения.
      Многие годы его гипотеза оставалась
      только гипотезой, хотя его ученики
      стремились ее конкретизировать, уточнить
      и наполнить определенным предметным
      содержанием (особенно успешно в этом
      направлении работали А.Н. Леонтьев, П.Я.
      Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.).

      В
      60-70-е годы XX в. в нашей стране развернулись
      психолого-педагогические исследования
      различных проблем развивающего обучения
      в области начального образования (работы
      коллективов Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина,
      Ш.А. Амонашвили и др.), среднего образования,
      а также применительно к образованию
      детей с задержками психического развития.
      Тогда же началось изучение аналогичных
      проблем и применительно к детям
      дошкольного возраста.

      Результаты
      этих исследований позволили, во-первых,
      экспериментально обосновать положение
      о ведущей роли обучения в умственном
      развитии детей, во-вторых, определить
      некоторые конкретные психолого-педагогические
      условия его реализации.

      Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #

      Источник