Урок развитие ребенка после рождения становление личности 8 класс
Тема урока
«Метаморфозы» человеческого тела
(развитие ребенка после рождения)
Урок проводится в 8 классе в рамках темы «Индивидуальное развитие человека».
Цель урока:проследить этапы развития ребенка после рождения, выяснить причины, их определяющие.
Задачи урока:
образовательные: изучение этапов развития человека после рождения, их причин и закономерностей, закрепление полученных на уроке знаний;
развивающие: развитие логического мышления, умения формулировать выводы на основе имеющихся знаний;
воспитательные: формирование научного мировоззрения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения и методические приемы:рассказ с элементами беседы, демонстрация электронной презентации, распознавание и определение объектов, анализ смыслового содержания подсказок с целью определения темы урока.
Методы закрепления достижений учащихся:работа с дополнительной литературой, заполнение таблицы, взаимопроверка.
Средства обучения и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран,ростомер, учебники, дополнительная литература, рабочие тетради.
На урок приглашены дети в возрасте 3 лет, 6 лет, 13 лет и 16 лет.
План урока:
- Организационный момент (1 мин).
- Целеполагание (2 мин).
- Изучение нового материала (20 мин).
- Закрепление (10 мин).
- Подведение итогов и домашнее задание (2 мин).
Ход урока
- Организационный момент
Организация класса, приветствие учащихся, выявление отсутствующих.
- Целеполагание
Сообщение цели и задач урока, основных его этапов.
- Изучение нового материала
Учитель: как и всякий урок, сегодняшний тоже имеет тему, но ее вам нужно будет сформулировать самостоятельно, пользуясь предложенными подсказками (слайд 1).
Учащимся предлагается 5 подсказок (оформляются в виде гиперссылок на соответствующие слайды):
- Латинская (слайд 2)
Эпиграф урока – слова Вергилия, поэта «золотого века римской литературы, жившего в I веке до нашей эры. Попробуйте, не зная латинского языка, догадаться, о чем идет здесь речь.
Quantummutatusabillo! – Как он изменился по сравнению с прежним!
Учащиеся должны увидеть слово mutatus, знакомое им по термину мутация, и объяснить, что мутация – изменение.
- Музыкальная (слайд 3)
В качестве музыкальной подсказки используется фрагмент пьесы М.Мусоргского«Балет невылупившихся птенцов»
Учащиеся могут не знать самого произведения, но его мелодический рисунок и фотография птенца должны помочь им выбрать главное слово – изменение.
- Поэтическая(слайд 4)
Четверостишие английского поэта С.Надсона и сопровождающие каждую строку фотографии разных времен года должны помочь детям указать на изменения в природе.
- Сказочная(слайд 5)
Фрагмент из сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» также должен подсказать слово «изменения».
- Визуальная (слайд 6)
Визуальная подсказка – это видеофрагмента из фильма «Микромир», показывающая стадии развития бабочки.
Учащиеся должны подобрать слово, объединяющее смысл всех подсказок: метаморфозы, превращения, изменения.
Затем просматривается видеофрагмент из фильма «Тело человека», показывающей изменения, происходящие с человеческим телом в ходе индивидуального развития, формулируется тема урока (слайд 7).
Учителем приводится этимологическая справка, показывающая значение указанных терминов (слайд 8).
Вопрос учащимся: какие изменения происходят с организмом человека после рождения, которые видны сразу и наиболее явны?
Примерный ответ: изменения роста и пропорций.
Практическая работа(слайд 9)
Изменение пропорций тела человека с возрастом
Цель: выявить изменения пропорций тела человека по мере его роста.
Оборудование: ростомер.
Объектами исследования являются приглашенные дети разных возрастов.
Ход работы
1. Измерьте длину тела и длину головы у детей разных возрастов, приглашенных на урок.
2. Занесите полученные результаты в таблицу.
Соотношение длины головы к длине тела человека
для разных возрастов
Возраст | Длина тела Дт | Длина головы Дг | Отношение длины головы к длине тела Дг/Дт |
3 года | |||
6 лет | |||
13 лет | |||
16 лет |
3. Подсчитайте коэффициент отношения длины головы к длине тела.
4. Сделайте вывод.
Примерный вывод по практической работе: по мере роста тела человека происходит изменение его пропорций, то есть, длина головы уменьшается, а длина тела увеличивается.
Примечание: формулировка вывода сопровождается иллюстрацией, показывающей возрастные изменения пропорций тела (слайд 10).
Учитель: рост человека идет неравномерно. Каждая часть тела, каждый орган развивается по своей программе. Если сравнить рост и развитие каждого из них с бегунами на длинную дистанцию, то нетрудно обнаружить, что в период этого многолетнего «бега» лидер соревнования постоянно меняется. В первый месяц зародышевого развития лидирует голова, затем приоритет переходит к другим органам.
Полуростовой скачок. После его прохождения длина тела достигает половины окончательной длины.
Проводится «филиппинский тест» (определение изменений пропорций человеческого тела с возрастом). Объектами исследований также являются приглашенные на урок дети (слайд 11).
Ростовой скачок – подростковый возраст. К этому времени голова выросла в 2 раза, туловище и руки – в 3, длина ног увеличилась в 5 раз (демонстрируется слайд 12 с относительными пропорциями человеческого тела в разных возрастах).
С возрастом изменяются не только размер и пропорции тела человека, но и их внешний облик. Демонстрируется видеофрагмент из фильма «Тело человека» и возрастными изменениями, происходящими с носом и ушами.
Учитель называет этапы постэмбрионального развития человека (слайд 13).
Рассказ о каждом этапе заранее подготовлен учащимися и сопровождается демонстрацией фотографий из семейного архива. Учитель обращает внимание на необходимость внимательного прослушивания рассказов одноклассников, так как на следующем этапе урока эти знания понадобятся им для заполнения таблицы.
- Закрепление
Учащиеся заполняют таблицу (слайд 16), где указываются характеристики всех этапов индивидуального развития человека, используя полученные знания и дополнительную литературу, лежащую на столах.
После заполнения проводится взаимопроверка таблицы.
Вопрос учащимся: каковы причины происходящих изменений?
Учащиеся должны назвать: генетическая программа, влияние условий внешней среды, возрастные гормональные сдвиги (слайд 17).
- Подведение итогов и домашнее задание.
Учитель подводит итоги урока вместе с учащимися, выставляются оценки, дается домашнее задание.
Учитель:
Урок рождается непросто.
Порой с наивного вопроса,
Порой со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то.
Когда сомнений нету боле
Он вырывается на волю.
Нам отдает себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось!
Итог обыденной работы,
восторг волшебного полета –
все это дивное явленье.
Урок, рожденный вдохновеньем!
Демонстрируется финальный слайд с видеофрагментом из фильма «Тело человека», демонстрирующий разные этапы жизни человека.
Источник
Тема урока: Рост и развитие ребёнка после рождения.
Тип урока по ФГОС: Урок открытия нового знания
Вид урока: урок смешанного типа
Тип урока (по способу организации): урок-беседа
Тип урока (по дидактической цели): комбинированный
Цели урока: проследить этапы развития ребенка после рождения, выяснить причины, их определяющие.
Задачи урока:
образовательные: изучение этапов развития человека после рождения, их причин и закономерностей, закрепление полученных на уроке знаний;
развивающие: развитие логического мышления, умения формулировать выводы на основе имеющихся знаний;
воспитательные: формирование научного мировоззрения.
Планируемые результаты обучения
Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение вредного влияния алкоголя, наркотиков, никотина и других факторов, разрушающих здоровье, на потомство.
Познавательные: Умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные носители
Коммуникативные: Использование для решения поставленных задач различных источников информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества
Регулятивные: Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, медиапроектор, презентация, видеоурок «Рост и развитие ребенка после рождения».
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный этап
Подготовка к уроку
Проверка выполнения домашнего задания
1.Проверка наличия домашнего задания в рабочих тетрадях.
2.Актуализация знаний учащихся о естественных и искусственных биоценозах (фронтальная беседа с использованием таблиц и слайдов презентации предыдущего урока )
1.что такое беременность и каковы ее основные признаки?
Ответы в соответствии с записями в рабочей тетради
2.каковы основные условия нормального протекания беременности?
3.какова роль плаценты в период беременности?
4.охарактеризуйте особенности внутриутробного развития плода?
Подготовка к активной познавательной деятельности
Вам нужно сформулировать самостоятельно, пользуясь предложенными подсказками (слайды 1-5).
Учащиеся должны подобрать слово, объединяющее смысл всех подсказок: метаморфозы, превращения, изменения.
Как вы думаете, ребята, о чем сегодня пойдет речь?
Давайте попробуем выделить основные задачи нашего урока. Что мы сегодня будем изучать?
Учащиеся определяют задачи урока.
Усвоение новых знаний
При изучении нового материала учитель использует словесные методы (рассказ, рассказ с элементами беседы), наглядные (демонстрация видеоурока, слайдов презентации), практические (работа в тетради, работа с учебником).
Примерное содержание.
а) изучение понятия «возрастные периоды »
Просмотрите фрагмент видеоурока. Ответьте на вопрос «какие возрастные периоды выделяют в развитии ребенка после рождения?». Составьте схему, используя текст с. 234 учебника
Просмотр фрагмента.
Работа с текстом учебника.
Записывают схему.
б) изучение особенностей развития ребенка в различные возрастные периоды
Работа с учебником — прочитайте стр. 234 — 237
1 вариант – период новорожденности
2 вариант – ясельный период
3 вариант – дошкольный период
4 вариант – школьный период
5 вариант – подростковый период
Заполните таблицу (слайд 8)
Работа в парах.
Заполнение таблицы.
(после заполнения ознакомиться с таблицей приложение 1)
Закрепление знаний
Обсуждение и проверка выполнения самостоятельной работы с уточнениями и дополнениями учителя (презентация)
Учитель (обобщение ответов учащихся). В течение месяца после рождения ребенок считается новорожденным. В это время происходит приспособление его к жизни вне организма матери. В этот период тело ребенка непропорционально: большая голова, короткие руки и ноги. Кости черепа несросшиеся (роднички); позвоночник без изгибов; тазовые кости несросшиеся. Проявление первых врожденных рефлексов: первый вдох, сосание. Через месяц после рождения и до года ребенок считается грудным. В первый год жизни значительно увеличиваются длина и масса тела, усложняются движения. Происходит образование изгибов позвоночника, в следствии различных движений (держит голову, садится, встает, ходит). Появляются первые молочные зубы. Ребенок овладевает основами общения. Произносит первые слова. Значительно повышается его устойчивость к неблагоприятным факторам. К году ребенок способен самостоятельно ходить.
Ясельный период (1-3 года) характеризуется: изменениями пропорций тела (уменьшение головы, удлинение конечностей); зарастанием родничков, развитием головного мозга; выраженными эмоциями; членораздельной речью и т.д.) Для дошкольного возраста (3-7 лет) характерно: смена молочных зубов на постоянные; развитие коры больших полушарий; согласованные движения; речь, связанная с мышлением; формирование условно-рефлекторных центров речи и письма. Младший школьный возраст для девочек – 6-12 лет, для мальчиков – 6-13 лет. В этот период завершается дифференцировка клеток головного мозга, срастание костей таза к 10 годам. Развитие абстрактного мышления.
Подростковый период (юноши – 13-17 лет, девушки – 12-16 лет) – это период, когда человек перестает быть ребенком, становится взрослым, — период расцвета. Этот период характеризуется половым созревание организма. Происходит максимальный рост, увеличение массы тела. Появляются вторичные половые признаки. Изменения деятельности коры больших полушарий и желез внутренней секреции вызывает психологические изменения (преобладание процессов возбуждения над торможением) и физиологические (у мальчиков – поллюция, у девочек – менструация).
В юношеский период (девушки – 16-20 лет, юноши – 17-21 год) развития завершается формирование организма.
Обобщение и систематизация знаний
Каковы причины происходящих изменений?
Учебник с. 237
Выполнение заданий «Вопросы», «Подумайте»
Фронтальная проверка.
генетическая программа, влияние условий внешней среды, возрастные гормональные сдвиги
работа в парах
Контроль и самоконтроль знаний
Выполнение тестовых заданий (приложение 2). Текст – на отдельных листах (раздаточный материал).
Самоконтроль – проверка по эталону (слайд презентации).
Фронтально: поднимите руку, кто получил «5», «4», «3»?
Учащиеся выполняют задание (индивидуально); осуществляют самопроверку по эталону, выставляют отметки простым карандашом; сдают работы учителю.
Домашнее задание
Изучить § 57, ответить на вопросы в конце параграфа, дополнить словарь, выполнить задание 1-5 в рабочей тетради
Подведение итогов, рефлексия
Какую тему изучали?
Какие задачи урока решали?
Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение
1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи….
Приложение 1.
Периоды
Возраст
Характеристика
Новорожденный
1-10 дней
Вскармливание ребенка молозивом
Грудной
возраст
10 дн. — 1 год
Вскармливание молоком. Рост увеличивается в 1,5 раза, масса — в 3 раза. В 6 месяцев прорезываются молочные зубы.
Раннее детство
1-3 года
В 2 года заканчивается прорезывание молочных зубов.
Первое детство
4-7 лет
В 6 лет появляются первые постоянные зубы.
Второе детство
М.: 8-12 лет
Д.: 8-11 лет
Появляются половые различия, рост увеличивается в длину, начинают развиваться вторичные половые признаки.
Подростковый возраст
М.: 13-16 лет
Д.: 12-15 лет
Половое созревание, вторичные половые признаки. Скачок роста — пубертатный скачок.
Юношеский возраст
М.: 17-21 год
Д.: 16-20 лет
Завершается процесс роста и формирование организма.
Приложение 2.
Тест по теме «Размножение и развитие человека»
1. Мужские половые железы:
1)яичники
3)семенники
2)сперматозоиды
4)яйцеклетки
2. Женские половые клетки:
1)яичники
3)семенники
2)сперматозоиды
4)яйцеклетки
3.В ядрах мужских половых клеток содержится:
1)46 хромосом
3)28 хромосом
2)36 хромосом
4)23 хромосомы
4.Половой гормон мужского организма:
1)адреналин
3)эстрадиол
2)тестостерон
4)тироксин
5.Развитие зародыша в организме матери происходит в:
1)яйцеводе
3)матке
2)семенниках
4)яичниках
6.Плод человека, находясь в организме матери, получает кислород через:
1)кожу
3)трахею и бронхи
2)легкие
4)плаценту и пуповину
7.Ускоренное физическое и половое развитие детей:
1)акселерация
3)адаптация
2)акклиматизация
4)овуляция
8.Этап развития человека, характеризующийся нравственной устойчивостью, умением контролировать собственное поведение в семье и обществе:
1)психологическая зрелость
3)половая зрелость
2)физическая зрелость
4)социальная зрелость
9.Этап развития человека, при котором сформирован сознательный полноценный член общества, с завершенным образованием, начавший трудовую деятельность, экономически состоятельный:
1)психологическая зрелость
3)половая зрелость
2)физическая зрелость
4)социальная зрелость
10.Установите соответствие между полом и характеризующим его признаком.
Признак пола
Пол
А.Половые хромосомы ХХ
1. Мужской
Б.Половой гормон — тестостерон
В.Таз широкий. Кости тонкие. Грудная клетка широкая и короткая.
Г.Половые клетки — сперматозоиды
2.Женский
Д.Половые железы — яичники
Е.Половые хромосомы XY
Приложение 3 .Список литературы.
1.Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс/Сост. Н.А. Богданов. – 3-е изд. – М., ВАКО, 2017. – 112 с.
2.Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Биология. 8 класс. Линия жизни (ФГОС) – М.: Просвещение, 2014.
3.Пасечник В.В. Рабочая тетрадь. Биология. Линия жизни. 8 класс. – М.: Просвещение, 2014.
4.Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Уроки биологии. 8 класс. Пособие для учителя.
5. Рабочая программа ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Дрофа 2014 Автор: В.В. Пасечник Биология. 5–9 классы: программа. — М.: Дрофа, 2014
Интернет-ресурсы.
1. individualnoe_razvitie.doc
2.kopilkaurokov.ru›Биология›Уроки›…-urok-po-fgos
3.urok_metamorfozy_na_sayt.doc
Источник
Тема урока: Развитие человека после рождения
УМК А.И. Никишов, Н.А.Богданов.
Задачи:
Рассмотреть особенности роста и развития ребенка первого года жизни, периоды формирования организма, их особенности. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Оборудование:
Таблицы по теме, модель «Зародыши млекопитающих на разных стадиях развития» , проектор, фильм рождение ребёнка.
Ведущие понятия:
Рождение
Периоды жизни
Активный образ жизни
Продолжительность жизни
Методы обучения:
Проблемный. Может ли человек жить вечно? Хорошо ли быть бессмертным?
Формы организации учебной деятельности:
Комбинированный урок. Работа в группах.
Приемы деятельности учителя:
Организация работы в группах, обсуждение выступлений, подготовка вывода, ответы на проблемный вопрос урока.
Организация деятельности учащихся:
Используют имеющиеся знания, работают в группе с текстом учебника и другими источниками информации, обсуждают проблему урока.
Развитие умений учащихся:
Использовать имеющиеся знания и личный опыт, опят социального общения, работать в группе, обсуждать проблему.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Задания на с. учебника 260-265
- Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.
- В чем суть полового размножения?
- Какой набор хромосом имеет мужчина?
- Каково строение яйцеклетки?
- Что называется оплодотворением?
- Где происходит оплодотворение?
- Как выглядит зародыш на самом раннем этапе развития? Где он развивается?
- Какую функцию выполняет плацента?
- Сколько недель продолжается развитие плода?
- Какое состояние женщины называется беременностью?
- Изучение нового материала и его поэтапное закрепление.
- Рассказ учителя о рождении ребенка.
В. Дзюба
Я славлю миг
Рождения ребенка,
Когда впервые
От шлепка руки
Он вдруг зальется
Трепетно и звонко,
И расцветут глаза,
Как васильки.
Нет, он не плачет,
Он совсем не плачет.
Пока мы вяжем
Узел на пупке –
Он радуется жизни,
Но иначе,
На непонятном
Взрослом языке.
По истечении срока беременности наступают роды. Рождение плода происходит благодаря маточной мускулатуры (схваткам) и потужной деятельности, в которой кроме маточных сокращений участвует брюшной пресс.
В родах различают три периода:
- Раскрытие шейки матки
- Рождение плода
- Выход последа (детского места, или плаценты)
После рождения ребенка его пуповину (пупочный канатик) перевязывают в двух местах, а затем перерезают между перетяжками.
Ребенок становится самостоятельным. Прекращение обмена кровью с организмом матери приводит к накоплению в крови новорожденного углекислого газа, который возбуждает дыхательный центр. Возбуждение передается к дыхательным мышцам и вызывает первый вдох, являющийся началом самостоятельного дыхания новорожденного. Легкие ребенка расправляются, и он кричит.
- Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 188 – 189 с последующим заполнением таблицы
80% женщин, баюкая грудных детей, держат их на левой руке. Это характерно для самок горилл, шимпанзе и орангутангов.
Девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики.
Основные возрастные периоды развития человека
Название периода | Возраст | Особенности развития |
Новорожденный ребенок | До месяца | Ребенок слаб и беспомощен. Благодаря врожденным рефлексам он сосет грудь матери |
Грудной ребенок | До года | Масса тела ребенка увеличивается, движения усложняются. Ребенок может делать хватательные движения, овладевает основами общения. Растет быстро, с 6 месяцев у него начинают прорезываться молочные зубы. Ряд органов (глаз, внутреннее ухо) быстро достигают почти взрослых размеров |
Детство | С 1 до 3 лет | У ребенка прорезываются все молочные зубы, он быстро растет и прибавляет в весе. Развиваются речь и память ребенка. Он начинает ориентироваться в окружающем мире, активно познает мир |
Дошкольный и младший школьный возраст | С 3 до 11 лет | Головной мозг достигает массы 1250 г. Клетки коры головного мозга, борозды и извилины больших полушарий приобретают форму взрослого человека. Период формирования личности ребенка, активного развития памяти, мышления, воображения, речи. Этап освоения базовых знаний, умений и навыков (письма, чтения, счета.) |
Подростковый возраст | 12 – 16 лет | У девочек и мальчиков усиливаются вторичные половые признаки, изменяются пропорции тела |
Юношеский возраст | 16 – 21 год | Завершается рост и развитие организма |
Зрелый возраст | 22 – 60 лет | Строение тела изменяется мало |
Пожилой возраст | 61 – 74 года | Замедляется обмен веществ, снижается работоспособность всех систем органов |
Старческий возраст | 75 — ….. лет |
ИЛИ
Периоды | Возраст | Характеристика | |
Новорожденный | 1-10 дней | Вскармливание ребенка молозивом | |
Грудной возраст | 10 дн. — 1 год | Вскармливание молоком. Рост увеличивается в 1,5 раза, масса — в 3 раза. В 6 месяцев прорезываются молочные зубы. | |
Раннее детство | 1-3 года | В 2 года заканчивается прорезывание молочных зубов. | |
Первое детство | 4-7 лет | В 6 лет появляются первые постоянные зубы. | |
Второе детство | М.: 8-12 лет Д.: 8-11 лет | Появляются половые различия, рост увеличивается в длину, начинают развиваться вторичные половые признаки. | |
Подростковый возраст | М.: 13-16 лет Д.: 12-15 лет | Половое созревание, вторичные половые признаки. Скачок роста — пубертатный скачок. | |
Юношеский возраст | М.: 17-21 год Д.: 16-20 лет | Завершается процесс роста и формирование организма. | |
Зрелый возраст | I период | М.: 22-35 лет Д.: 21-35 лет | Форма и строение тел остаются практически неизменными (постоянными). |
II период | М.: 35-60 лет Д.: 35-55 лет | ||
Пожилой возраст | М.: 61-74 года Д.: 56-74 года | Масса и длина тела уменьшаются за счет атрофических изменений в тканях и уменьшения в них воды. | |
Старческий возраст | 75-90 лет | Изменение длины и массы тела, его старение. | |
Долгожители | 90 лет и более | Геронтология — наука об особенностях строения и жизнедеятельности организма пожилых и старых людей. |
- Рассказ учителя о подростковом периоде (возможны элементы дискуссии). Или сообщение обучающегося.
У подростков происходит глубокая перестройка деятельности всех органов и физиологических систем. Эта перестройка связана с интенсивным образованием гормонов и с половым созреванием. У мальчиков в возрасте 13 — 15 лет происходит развитие мускулатуры спины и груди, увеличивается масса тела, уменьшается толщина подкожного жирового слоя. Формируется брюшной тип дыхания: у мальчиков вдох происходит в основном за счет сокращения мышц диафрагмы живота. Ломается голос, пробиваются усы и борода, волосы на лобке и в подмышечной впадине. У мальчиков в ночное время начинает происходить извержение семени из мочеиспускательного канала – поллюция. Промежутки между поллюциями составляют 7 – 14 дней.
Половое созревание мальчиков
У девочек в возрасте 11 – 14 лет, наряду с развитием мышечной системы, равномерно увеличивается подкожный жировой слой, формируется грудной тип дыхания, т.е. вдох происходит в основном за счет сокращения межреберных мышц. У девочек развиваются грудные железы, начинается менструальная функция. Внешне она проявляется в периодических, возникающих через равные промежутки времени кровотечениях из матки (менструации). По существу это – отражение сложного физиологического процесса, который состоит в регулярно повторяющихся глубоких изменениях в женском организме. Они вызваны тем, что в женском организме периодически созревает яйцеклетка. Если она не оплодотворяется, возникает менструация.
Половое созревание девочек
В это время у подростков увеличивается возбудимость, возникает повышенная раздражительность, наблюдается расстройство сна. Разумные советы родителей и учителей, тактичное отношение друг к другу, внимательное и заботливое отношение к девочкам помогают тому, чтобы переходный период проходил без серьезных расстройств и осложнений.
Усиленное выделение гормонов у подростков, в особенности из коры надпочечников, поддерживает в организме подростка состояние высокой активности. Могут возникнуть резкие колебания артериального давления, неприятные ощущения в различных частях тела, снижение аппетита, частые смены настроения. Такое напряжение снимается различными видами спорта, участием в кружках самодеятельности, моделирования, выполнением интересных общественных дел, приобщением к домашнему труду.
В подростковом возрасте заканчивается развитие речи, происходит становление характера, а также нравственное формирование личности. Этому способствует правильный, здоровый режим, спокойная обстановка, доброжелательность со стороны окружающих людей, интересные для подростка занятия, воспитание в себе высоких моральных качеств.
- Сообщение обучающегося на тему «Активный образ жизни и проблемы старения».
Определение зрелого возраста становится все более расплывчатым по мере того, как увеличивающаяся продолжительность жизни, более здоровый образ жизни и меняющиеся взгляды на мир отодвигают начало зрелости и увеличивают ее продолжительность. В среднем началом зрелого возраста считается 36 лет для мужчин и 39 для женщин, однако больши?