Урок по развитию творческих способностей ребенка

Урок по развитию творческих способностей ребенка thumbnail

Наталья Дворниченко
Занятие по развитию творческих способностей с элементами арт-терапии «Волшебные краски»

Цель: Развитие у детей творческих способностей, способствование гармонизации психологического состояния детей.

Задачи:

1. Развивать креативность и творческие способности детей.

2. Учить выражать свои чувства в цветовой гамме с помощью гуашевых красок.

3. Формировать навыки эмпатии.

Материал: Кисти, стаканчики-неразливайки, гуашь без ченого цвета и альбомные листы по числу присутствующих детей, картонные кружки черного цвета для упражнения «Черная метка».

Количество детей: 6-8

Время занятия: 30-35 мин

Ход:

1. Приветствие. Упражнение «Дарю хорошие слова». (3-4 мин)

Цель: способствовать положительному настою группы детей на ход занятия. Развивать навыки коммуникации и эмпатии.

— Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычная встреча. Нас ждут настоящие чудеса. А приветствовать друг друга сегодня мы будем с помощью упражнения-игры «Дарю хорошие слова». Согласитесь, вам же нравится, когда вам говорят хорошие слова? Сразу повышается настроение, и хочется дарить миру хорошие дела и поступки! Но для начала давайте определим те хорошие слова, которые нам подойдут в этой игре. Они должны быть направлены другу, который стоит слева от вас, и выражать ваше доброе отношение к нему, или комплимент. Договорились?

— Я очень люблю дарить всем хорошие слова, поэтому игру сегодня начну я, можно? Артем, мне очень нравится, когда на занятиях ты проявляешь черты взрослого ответственного мальчика! Спасибо тебе за это!

(Психолог начинает игру, давая пример для дальнейшего продолжения упражнения. Если какой-то ребенок испытывает затруднения, психолог ненавязчиво помогает).

2. Сюрпризный момент и проблемная ситуация. (2-3 мин)

— Я держу в руках коробку с красками, которую мне прислал Волшебник Изумрудного города. С виду она абсолютно не отличается от обычных красок, которыми мы с вами рисовали, да? Чем же она необычна? Нужно почитать инструкцию.

— Инструкция: Это краски, которые могут превращать ваши чувства и эмоции во что-то необычное и сказочное. Но чтобы ими воспользоваться надо дружно произнести волшебные слова, которые произведут превращения в коробке красок и напитают каждый цвет энергией чуда. Этими волшебными красками можно раскрыть дверь в свой внутренний мир. Но только сначала нужно избавиться от черных фишек. Кто справится, тот молодец, он сумеет открыть эту дверь в свой волшебный мир.

Волшебные слова:

— — Вот мы сказали волшебные слова, можно открыть и посмотреть что же теперь в этой коробке.

— Дети, в этих красках пропал черный цвет. Вместо него лежат черные фишки. Что же с ними делать? (Психолог подводит детей к ответу, что эти фишки для знакомого упражнения «Черная метка»)

3. Упражнение «Черная метка» (3-4 мин)

Цель: способствовать гармонизации личности ребенка, помочь выразить словами и освободиться от негативных эмоций, неуверенности.

— Сейчас я вам раздам «черные метки», которая помогут выполнить все условия инструкции. Кто напомнит всем, что нужно делать?

(Психолог (или ребенок) напоминает остальным что делать с черной меткой: нужно положить метку на ладонь, накрыть сверху другой ладонью и шепотом передать метке негативные эмоции, которые успели накопиться за день: «Черная метка, я передаю тебе обиду (разочарование, грусть, плохое настроение, расстройство, зависть, неуверенность и т. д., забери ее от меня навсегда и спрячь в себе». После того, как все дети «перенесут «негативные эмоции в черную метку, ее необходимо порвать и выбросить.)

4. Упражнение с элементами арт-терапии «Краски моего мира» (15 -20 мин)

Цель: учить детей осознавать, что каждый человек имеет свой собственный внутренний мир, который несет в себе индивидуальность и неповторимость.

— С черными фишками мы справились. Теперь можем приступать к краскам. Только я не совсем поняла, про какую дверь говорилось в инструкции. Сейчас загляну еще раз в коровку с красками, может я не все прочитала. (Психолог достает альбомные листы, согнутые пополам, на внешней стороне приклеена «ручка» двери.) Действительно, не все. Что это? (Дверь)

— Я все поняла. Помните, мы с вами говорили о том, что каждый человек (и взрослый, и ребенок) – особенный? Хоть у всех нас есть и глаза, и нос, и руки, и ноги, и другие части тела, — но все равно мы все разные и неповторимые. И это действительно так и есть. Мы не просто разные внешне (даже наши близнецы, мы говорили, тоже разные, мы разные и внутри. «Внутри» — это не в середине нашего тела, а в нашей душе, которая и есть нашим внутренним миром.

— Кто-нибудь видел душу? Конечно, нет! Ведь она сама невидимая, но зато, она проявляется через дела людей, которые он делает с удовольствием («с душой»). Иногда посмотришь на человека – красивый и привлекательный, а посмотришь на его дела – становится неприятно, или даже стыдно за него. Это обозначает, что внутренний мир этого человека очень беден. И тогда его внешняя красота теряет свою привлекательность, тускнеет.

— А это «двери», которые мы сможем открыть с помощью наших волшебных красок в наш собственный внутренний мир. И черный цвет нам не понадобиться, это точно. Ведь вы все очень яркие, добрые и хорошие. А все отрицательные эмоции, которые рисуются черным цветом, мы передали черной метке.

— Сейчас я расскажу как с помощью этой бумажной двери увидеть свой внутренний мир. Но сначала сделаем логоритмическую паузу.

Логоритмическая пауза (2 мин): дети под музыку и рифмованные подсказки выполняют физические упражнения

С помощью кисти наносим наши разноцветные волшебные краски на правой половинке листа ближе к сгибу. Стараемся рисовать так, чтоб краска не смешивалась. В этом рисовании нарисовать «неправильно» нельзя, поэтому берем краски того цвета, которые вам очень нравятся, или которые вы хотите использовать для своей работы. Приступаем. Вы на своих рабочих местах, а я – на листе, прикрепленном к магнитной доске. Следите за тем, чтоб краски на рисунке были влажными. Краски могут ложится непроизвольно: в виде прямых и волнисых линий, пятнышек, точек. Мы просто «набрасываем» каждую краску на поверхность лиса.

— Теперь когда мы все сделали, приступаем к волшебству. Закрываем то, что нарисовали левой половинкой листа и легонько разглаживаем ладонью «нашу закрытую дверь». Интересно, что же там происходит за закрытой дверью? Краски обещали сотворить чудо. Давайте попробуем открыть и все увидим сами.

(Дети под руководством психолога открывают свои «двери», выражают эмоции)

5. Упражнение «На что похоже» (2-3 мин)

Цель: способствовать проявлению креативного мышления, фантазии, воображения.

— Действительно, мы все убедились, что внутренний мир у каждого разный. Но каждый из ваших миров – замечательный, яркий, красочный, удивительный, неповторимый. Согласны?

— И это так здорово! Было бы очень грустно, если бы вы открыли «двери», а за каждой дверью был бы одинаковый рисунок.

— На что же похожи наши рисунки? Давайте их внимательно рассмотрим и узнаем.

(Психолог по-очереди предлагает для рассмотрения рисунки детей, стимулируя вариативность ответов. При необходимости предлагает свой вариант.)

6. Итог занятия (1-2 мин)

— Мне очень приятно, что ваши работы получились яркими и красочными, это значит, что вы все замечательные детки: и послушные, и внимательные, и добрые, и старательные. Спасибо нашим волшебным краскам за то, что они помогли открыть двери во внутренний мир каждого из нас, и еще раз показали, что одинаковых людей не бывает, но каждый человек – он особенный и очень замечательный.

— Давайте наши работы разместим на нашей выставке «Мой красочный мир», чтобы они нам напоминали о том, что в нашей группе нет плохих детей, а есть дружные ребята, которые понимают и ценят друг друга.

Литература:

1. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. — М. : АСТ, 2008. — 60 с. — (Родничок) (Программа обучения в детском саду)

2. Присяжная Т. В. ТРИЗ-педагогика: развиваем мышление дошкольников. – Х. : Вид. група «Основа», 2008. – 96 с.

3. Проблемы развития и коррекция эмоциональной сферы старших дошкольников / Сост. О. А. Атемасова. – Х. : Изд-во «Ранок», 2010. – 176

Занятие по развитию творческих способностей с элементами арт-терапии «Волшебные краски»

.

Урок по развитию творческих способностей ребенкаУрок по развитию творческих способностей ребенкаУрок по развитию творческих способностей ребенка

Источник

Галина Абрамова
Конспект открытого занятия по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание: Развивать воображение, память, речь детей. Прививать эстетический вкус, учить видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Развивать творческие способности детей.

Оборудование: Сказочная яблоня, 2 лабиринта, 2 разрезные картинки с изображением Кощея и сундука, сундук, волшебное зеркало с изображением яблони и теремка.

Воспитатель: Ребята, ходила я в гости к Василисе Премудрой и взяла с собой книгу «Любимые сказки». Василисе Премудрой так понравились эти сказки. Но налетели ветры буйные, унесли книгу сказок в Тридевятое царство. А заколдовали ветер Кощей с Бабой-Ягой. Василиса дала мне зеркальце волшебное, которое поможет нам найти дорогу в Тридевятое царство и попросила вас помочь мне. Пора нам отправляться в дорогу. Давайте возьмёмся за руки, закроем глазки, почувствуем тепло, дружбу, силу, поддержку друг друга. А чтобы попасть в Тридевятое царство, нам нужно пройти через сказочные ворота. Возьму я зеркальце волшебное и скажу заветные слова.

— Ребята если мы с вами в Тридевятом царстве, то скажите мне, пожалуйста, в какой сказке яблоня помогла девочке и её брату спрятаться от тех, кто их догонял.

Воспитатель: Молодцы! А как девочка просила о помощи яблоньку.

Дети: Яблонька — матушка покажи куда гуси — лебеди полетели.

Воспитатель: Правильно. Давайте и мы у яблоньки дорогу спросим. Только не забывайте условие надо вести себя очень тихо, чтобы Кощей с Бабой-Ягой нас не услышали.

Яблонька: Отгадайте сначала загадки мои на яблочках, тогда и путь свой узнаете.

Воспитатель: Готовы загадки отгадывать?

Воспитатель: (срывает яблочки и читает загадки)

1. Бабу с дедом он оставил,

Волноваться их заставил.

Мишку встретил он в лесу,

Волка, зайца и лису.

Много тропок исходил,

Ото всех он уходил.

От лисы уйти не смог.

Это сказка. (Колобок)

2. Сколько — лет — никто не знает,

В ступе и с метлой летает,

Нос — крючком, грибком спина,

С нечестью лесной дружна.

Дом её на курьих ножках,

Ну и вредная немножко.

Это кто ответьте мне

Летает в ступе и на метле. (Баба-Яга)

3. Дед растил его с душой

Овощ вырос пребольшой

Долго дед его тащил.

Не хватило ему сил.

Прибежала бабка, внучка,

Помогали кошка, Жучка.

Мышка к ним пришла на помощь —

Дружно вытащили овощ.

Да, в земле сидел он крепко.

Вот какая сказка. (Репка).

4.Был такой однажды случай:

Дом стоял в лесу дремучем.

В дом хозяева зашли —

Безобразие нашли.

На трёх стульях кто сидел?

Кто похлёбку всю доел?

Кто помчался без оглядки

Из самой маленькой кроватки?

Кто шмыгнул в окно как ветер,

В старой сказке. (Три медведя).

На последнем яблоке написано — Налево пойдёте дорогу в лесу найдёте.

Воспитатель: Ребята наш путь дальше налево. Подскажите мне, пожалуйста, в какую сторону нам идти.

Дети: (показывают в левую сторону)

Воспитатель: Идём тихо, не толкаемся. Помним, что мы должны помогать друг другу. Ребята, вот про какой лес нам яблонька сказала. (У воспитателя заиграл сотовый телефон). Да это же Машенька из сказки Гуси — лебеди. (Машенька просит нас помочь ей найти дорогу через лес к избушке Бабы-Яги, что бы быстрее спасти братца.)

(на доске висят 2 ватмана с нарисованными лабиринтами)

Воспитатель вместе с детьми ищет дорогу. И когда находят, воспитатель задаёт детям вопрос: «Ребята, дорогу для Машеньки через лес мы нашли. Ну как же нам отправить ей карту?»

Дети: Высказывают свои предложения.

Воспитатель: Ребята, ведь мы с вами живём в двадцать первом веке. У всех есть компьютеры и сотовые телефоны. А в телефоне есть много функций, и даже фотокамера. Так давайте сфотографируем дорогу для Машеньки и отправим ей фото. (воспитатель фотографирует и отправляет)

— А теперь давайте позвоним Машеньке и узнаем, получила она нашу фотографию с планом. Машеньки мы помогли пора и нам в путь?

Снова зеркальце возьму

И в него я посмотрю

Ясно зеркальце проснись

Путь дорога покажись.

— Смотрите, ребята, зеркальце показывает домик. Значит, наш путь лежит к домику. (подходят к домику)

— Домик, какой красивый, расписной. Скажите мне ребята, в какой сказке один герой сломал домик и всех жильцов распугал?

Дети: Теремок.

— Добры молодцы и красны девицы! Мы герои сказки теремок узнали одну тайну Кощея. Мы его боимся, поэтому спрятались. А вам сообщаем. Мы видели как Кощей и Баба-Яга резали фотографию и всёвремя повторяли: «Теперь они свою книгу никогда не найдут». Когда они ушли мы кусочки все нашли, но собрать не смогли. Может быть, у вас получится. Желаем вам удачи жители теремка.

— Ребята нам надо постараться собрать кусочки картинки, там, наверное, очень важная информация о том, где спрятали нашу книгу Кощей и Баба-Яга. Только тихо мы ведь подошли уже совсем близко к месту, где спрятана книга. Значит и Кощей с Бабой-Ягой где-то рядом.

Воспитатель: Наверное, Кощей и Баба-Яга спрятали книгу в сундуке. На сундуке висит замок, да какой большой. Чтобы открыть этот замок нужно каждому нарисовать один ключ тогда замок сразу и откроется.

Дети: (Дети садятся за столы и рисуют ключи, когда все нарисовали, раздаётся звук, как будто открылся замок).

Воспитатель: Ребята, слышали, замок открылся, да где-то совсем рядом, давайте поищем. (находят сундук и в нём книгу)

— Молодцы! Нашли книгу «Любимые сказки». А как вы думаете, почему Кощей и Баба-Яга утащили «Книгу сказок»? правильно ребята, потому что в сказках много добра, волшебства. Мы сегодня с вами постарались и вернули «Книгу сказок», для этого нам пришлось преодолеть трудный путь, разгадать загадки и пройти все испытания. Мы победили потому, что очень дружные ребята.

— А сейчас нам пора возвращаться в детский сад (проходят через волшебные ворота).

Воспитатель: Большое вам спасибо за помощь.

Источник

Развитие творческих способностей у детей.

Что такое творческие способности?

Все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность».

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит так: творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания, из компонентов творческого потенциала человека, составляют следующие способности.

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

 5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

 6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

 9. Развитая интуиция.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Как и с какого возраста развивать творческий потенциал ребенка?

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» впервые годы жизни.

Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы. Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях. В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов

Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую книгу, кассету. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности.

Взрослые должны помочь ребенку научиться, не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно, так же, устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.

Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее, включать в игру творческие элементы.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3.Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка » своих возможностей.

 4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи.

Игровые задания

        Данные задания представляют собой отдельные упражнения, этюды, способствующие развитию фантазии, воображения и художественного творчества.

1.Расскажи о своей игрушке. Покажи, как она двигается, говорит.

2.Представь, что ты стал домиком, диваном и прочим предметом. Расскажи о нем от его имени.

3.Представь, что ты на машине времени попал в будущее (прошлое). Что ты видишь?

4.С помощью любимого музыкального инструмента изобрази, как двигаются мишка, зайчик, птичка.

5.Изобрази медведя (лису, зайца и пр.) геометрической фигурой какого-либо цвета. (Например, медведь – коричневый квадрат, прямоугольник, овал).

6.Отгадай звуки (льется вода, рвется бумага, хрустит откусываемое яблоко и пр.).

7.Отгадай запах (духи, лекарство, растительное масло, лимон, кефир и пр.). Изобрази запах цветом.

8.Определи на ощупь вид материала (ткань, дерево, металл, стекло).

9. Придумай конец сказки или рассказа.

10. Расскажи о чуде, невероятном происшествии, случившимся с тобой.

11.Сочини стихотворение о  своем любимом существе, растении, игрушке, придумай к нему мелодию, спой,

12.Убеди нас, что это вовсе не чайник (не стул, не шкаф, не веник и пр.).

ПОМНИТЕ!

·        Любите ребенка

·        Радуйтесь его присутствию

·        Принимайте его таким, каков он есть

·        Не подрывайте его уверенность в себе 

·        Не отказывайте ему в своем доверии

·        Дайте ему повод любить вас

·        Помогите ребенку накопить собственный жизненный опыт

·        Идите с ним по жизни, при этом не тащите его за руку за собой, а подталкивайте вперед, готовясь вовремя отпустить от себя.

Источник