Упражнения по познавательному развитию ребенка

Светлана Зеткина
Игры и упражнения для развития познавательной сферы дошкольника

Воспитатель: Зеткина С. Е.

Пояснительная записка

Игры и упражнения для развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста. Как правило, успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышления, речи, внимания, памяти и т. д., творчески решать различные проблемы.

Дошкольный возраст — это период, когда основная деятельность малыша игра. В игре проще усваиваются знания, умение, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал, поэтому стараюсь выбирать задания, которые носят занимательный характер. Не допускать переутомления малыша.

Основная задача взрослых заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность и познавательную активность, пробуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании. Следует помнить, что познавательная активность дошкольника – очень тонкий механизм, который не терпит принуждения. Удовлетворение познавательных интересов детей, их обучение должны строиться на гуманных началах, с учетом равноправного участия ребенка. Общение – одно из основных условий развития ребёнка, важнейший фактор формирования его личности и ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через общение с другими людьми.

ВНИМАНИЕ — сквозной психический процесс, пронизывающий все интеллектуальные функции и обеспечивающий успешность интеллектуальной деятельности.

Внимание характеризуется следующими свойствами: объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переключением.

ПАМЯТЬ — является основой всей психической жизни личности и представляет собой ряд сложных психических процессов, активно овладевая которыми, человек управляет приобретением и сохранением в сознании полезной информации, ее воспроизведением в нужный момент.Индивидуальные особенности психической функции характеризуют следующие параметры: объем, точность, мобилизационная готовность и уверенность в правильности воспроизведения.

МЫШЛЕНИЕ — это внутреннее активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли.

При развитиимыслительных способностей у детей мы ставим перед собой следующие задачи: научить ребенка творчески мыслить, видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям.

Развитиюнаглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции и по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его построить или собрать.

Развитие образного мышления – одно из важнейших, но отнюдь не единственное направление умственного развития дошкольника. В значительной мере готовность к школе определяется и уровнем развития словесного мышления. Поэтому важной стороной подготовки становится обучение ребенка пересказу и самостоятельному сочинению разных историй. Благодаря этому у него формируется умение вычленять основное содержание услышанного, следить за последовательностью событий и последовательно излагать собственные мысли. А значит, и сама мысль упорядочивается, приобретает ясную и четкую форму.

ВООБРАЖЕНИЕ — это психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.

Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем богаче опыт ребенка, чем больше он видел, слышал, пережил, узнал, чем больше впечатлений об окружающей действительности он накопил, тем более богатым материалом располагает его воображение, тем больший простор открывается для его фантазии и творчества, которое активнее и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, рисовании.

«ДА И НЕТ» (любимая игра дошкольников)

«Да» и «Нет» не говорить, черное и белое не носить. Взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы. Дошкольник может по-разному отвечать на вопросы,но должен выполнить одно правило: нельзя произносить запретные слова (например, «да», «нет», «черное» и «белое» или др.). Взрослый задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова,например: «Какого цвета халат у доктора?». Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. В случае ошибки играющие меняются ролями. Игру следует начинать с одного запретного слова, постепенно вводя остальные.

«ЛОТО»

«ДОМИНО»

«НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА»

Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, два из которых одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

«ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО»

Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.

«НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»

Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.

«ВЫКЛАДЫВАНИЕ УЗОРА ИЗ МОЗАИКИ ИЛИ ИЗ ПАЛОЧЕК»

Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.

«НАНИЗЫВАНИЕ БУСИНОК»

Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бус (например, -ОХОХОХО- -ОООХХХООО- -ООХХОХОХХОО-, нитка или проволока, бусинки. Ребенок собирает бусы.

«СРИСОВЫВАНИЕ ПО КЛЕТОЧКАМ»

Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую, образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура, карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

«ЛАБИРИНТ»

Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.

«НАЗОВИ ПРЕДМЕТ»

Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.

«СКОЛЬКО ЧЕГО?»

Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву «К», «Т», «С», все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.

«ДОРИСУЙ»

Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать их.Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т. п.

«ЗАЧЕРКНИ»

Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.

«ПОИЩИ СЛОВА»

Педагог предлагает детям на слух в «длинных» словах найти «короткие» (пе – сок, ры – бак, Бо – рис, пи – рог, ку- лак, кле – щи, свис – ток, про –вода и т. д.).

«ЗАПОМНИ ВСЕ СЛОВА»

Воспитатель называет 5 разных предметов и просит ребёнка повторить все слова вслух.Например: мяч, дверь, банан, кот, сапоги. С начало ребёнок может называть слова в разброску, а затем в той последовательности как услышал. Количество слов нужно увеличивать до 8 – 10.

«ЦВЕТНЫЕ ШАРЫ»

Дети на слух восстанавливают цветовую гамму шаров в той последовательности, как это требует задание.

«Найди различие»

Ребёнок учиться сравнивать две картинки между собой, находить признаки сходства и различия.

«КТО ЧТО ЛЮБИТ?»

Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех «накормить».

«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом.Например: лиса, заяц, медведь, волк — дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива — фрукты.

Транспорт., птицы. и т. д. «КЛАССИФИКАЦИЯ»

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т. е. подходящие с подходящими.

«НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ» или «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая — лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

«СМЫСЛОВЫЕ РЯДЫ»

Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.

1. птица-гнездо, собака -…

2. куртка-ткань, сапоги-…

3. лошадь-жеребенок, корова-…

4. книга-обложка, дом -…

5. собака- щенок, человек-…

6. каша-ложка, мясо-…

7. лодка-вода, поезд-…

8. белка-дупло, человек — …

9. цветок-стебель, дерево-…

10. окно-подоконник, шкаф — …

11. береза-листья, сосна — …

12. солнце-светло, ночь-…

13. шуба-пуговица, ботинок -…

«ВЫПОЛНИ ДВИЖЕНИЯ»

Постарайся правильно выполнять движения: если услышишь название животного — подпрыгни, если услышишь название птицы — взмахни руками, если услышишь название предмета для школы – сядь за стол и положи руки на стол.

Слова: линейка, корова, рюкзак, сова, книга, медведь, лось, тетрадь, ворона, ласточка, ручка, лиса, голубь, волк, глобус, карандаш, коза, утка, сорока, пенал, свинья, ножницы.

«СРАВНИ ПРЕДМЕТЫ»

Сравни предметы между собой. Скажи чем они похожи и чем отличаются.

— сапоги и носки

— пианино и скрипка

— чайник и тарелка

— яблоко и мяч

— девочка и кукла

— часы и термометр

— доска и стекло

«РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

Послушай задачки, подумай и реши их.

Девять зайчиков съедают по одной морковке. Сколько нужно морковок, чтобы накормить всех зайчиков?

Чем больше уделить внимания развитию познавательных процессов на стадии дошкольного возраста, тем легче детям будет в школьной жизни.

Источник

Анна Давыдова
Упражнения для развития познавательных процессов дошкольников

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста имеет характерные, присущие только данному периоду, особенности. Учет индивидуальных характеристик детей и закономерностей психических процессов способствует развитию познавательной сферы дошкольников, достижению высокого уровня ее сформированности, также благодаря этому совершенствуется интеллектуальная и эмоционально-волевая структура личности.

Структура познавательной деятельности в дошкольном возрасте

Развитию познавательной сферы детей способствует постановка развивающей познавательной деятельности дошкольников. В ней у ребенка накапливается жизненный опыт, происходит познание окружающей действительности, усвоение знаний, вырабатываются умения, навыки, развиваются познавательные процессы. Познавательная деятельность дошкольника характеризуется активной преобразующей позицией ребенка как субъекта этой деятельности.

Структура познавательнойдеятельности определяется как способ взаимодействия компонентов системы и включает в себя:

1 Цель – получить знания.

2 Мотив – различен в зависимости от ситуации.

3 Способы – познавательные умения, действия.

4 Условия – организованная развивающая среда, способствующая достижению цели.

5 Результат – получение знания.

Основные принципы организации успешной среды, подразумевающей познавательное развитие дошкольников, – осознанность и активность ребенка в получении нужного знания. Структура познавательной деятельности должна выстраиваться с учетом этих принципов. Неотъемлемой частью познавательной деятельности дошкольников является познавательный интерес. Такой интерес направлен на материал, связан с положительными впечатлениями и порождает активность детей. Полноценное познавательное развитие дошкольника основывается на организации самостоятельной или совместной деятельности ребенка.

Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте

На возрастных этапах развитие познавательных процессов характеризуется своими особенностями. Психические познавательные процессы в дошкольном возрасте обретают произвольный характер. Дети получают знания о себе, об окружающем мире, целенаправленно усваивают информацию, способны анализировать, прибегают к обобщению. Формируется познавательная активность, определяющая в дальнейшем уровень развития ребенка. Чем больше уделить внимания на стадии дошкольного возраста, тем легче детям будет в школьной жизни.

Внимание

Познавательные процессы. С раннего детства внимание детей отличается непроизвольностью.Их привлекают новизной и интенсивностью: яркой игрушкой, громким звуком или различными специфическими раздражителями. Внимание дошкольника начинает привлекаться предметами и объектами, связанными с переживаниями, вызываемыми эмоциями, а также раздражителями, имеющими непосредственную связь с потребностями ребенка. С развитием же произвольного внимания дети в силах направить свое сознание и удерживать его довольно долго на определенных явлениях, объектах, пока есть интерес.

Дети учатся управлять своим вниманием, но в силу возраста по требованию взрослого им еще трудно переключиться с интересного объекта на заданный. Позже дошкольники могут распределять внимание и действовать с несколькими предметами. В завершении дошкольного периода дети способны к получасовым занятиям. Внимание переходит в произвольное, а от него уже к начальной ступени послепроизвольного, когда дошкольник сам возвращается к заинтересовавшей ранее деятельности, бывшей объектом произвольного сосредоточения.Формированию сферы внимания способствуют:

1 Организация режима дня с правильно подобранными задачами (умеренная нагрузка, перемена видов деятельности).

2 Подбор материала эмоционально насыщенного, вызывающего интерес.

3 Включение развивающих упражнений.

Память

Структура познавательной деятельности. Память дошкольника отличается непроизвольностью. Малыш не ставит задачи сознательно запомнить что-либо для последующего воспроизведения. То, что вызывает эмоциональное переживание и интерес, легче запоминается. Элементы произвольности памяти приобретаются в 4 года. Малыш начинает понимать методику запоминания, может по указанию взрослого запомнить или припомнить. Для раннего дошкольного периода характерно механическое запоминание, осуществляемое путем повторений. Ребенок опирается на внешние связи объектов. Старшие дошкольники приобретают навык смыслового запоминания, фундамент которого заложен на содержательных связях частей материала, также материала и прошлого опыта. Образная память долгое время является преимущественной для дошкольника. Познавательные процессы, в особенности восприятие и мышление, влияют на ее развитие. Дети при запоминании выделяют преимущественно яркие признаки у предмета. С развитием интеллектуальной сферы развивается словесная память. Ребенок запоминает существенные связи объектов. Двигательная память дошкольника значительно развивается благодаря сформированному зрительному образу. Роль взрослого в качестве образца по мере усвоения движений уменьшается, и дети сравнивают движения уже со своими личными идеальными представлениями. Это значительно расширяет двигательные возможности детей.

Восприятие

Виды познавательной деятельности. Для развития восприятия объединяются психические процессы и опыт, получаемый из окружающего мира. Активному развитиювосприятия способствует разнообразная деятельность: конструирование, рисование, просмотр фильмов, прогулки. Особое значение отдается ролевым играм, где моделируются фрагменты окружающей информации, вызвавшие интерес, и познается воспринятая информация.

Сущность восприятия отражается в получении и переработке полученных данных из внешнего мира. Дошкольник узнает, выделяет уникальные свойства объектов, их особенности, назначение. Активно развиваясь, восприятие позволяет детям узнавать интересующие их предметы, выяснять существующие связи. Целесообразно организованные доступные виды деятельности способствуют развитию восприятия.

Мышление

Познавательное развитие дошкольников. Накопленная за период раннего возраста образная информация и простейшие понятия служат основой развития мышления. За счет оперирования дошкольником образами расширяются границы познания. Усвоение понятий во многом определяет развитие мышления. Особенно трудным для дошкольника является правильное определение понятия. Он объединяет несоединимые по логике признаки предметов.

Использование собственных представлений порождает необычность рассуждений. Рассуждая, малыш использует обобщение и сопоставление, перебирает возможные варианты, использует чувственный опыт и информацию, полученную от взрослого. В пятилетнем возрасте дети понимают причинные связи объектов, переходят от глобальных к точным объяснениям, от внешних признаков к скрытым, внутренним, постигают обобщенную закономерность.

Уровень мышления зависит от познавательной активности, формируемой семьей и дошкольным учреждением. Используя продуктивные виды познавательной деятельности, к примеру, дидактические игры, взрослые оказывают непосредственное благотворное влияние на развитие мышления дошкольника. Дошкольный возраст характерен переходом к словесно-логическому, когда ребенок решает поставленные задачи, используя речь. Это подразумевает формирование у детей внутреннего плана действий, присущего логическому мышлению.

Воображение

Психические познавательные процессы. Процесс развития воображения проходит у дошкольников в 2 этапа. Сначала оно носит непроизвольный характер, представления возникают спонтанно. На втором этапе возникают активные формы воображения, появляется произвольность процесса. Первоначально представления возникают по инициативе взрослого, затем ребенок вызывает их целенаправленно сам. Это находит отражение в играх, они приобретают сюжетный характер.

Развитие воображения влияет на формирование всей познавательной сферы, обуславливая мыслительную деятельность и способствуя расширению словарного запаса. Появление умения создавать замысел, достигать его, отражает рост воображения в дошкольном возрасте. Дошкольник фантазирует произвольно до начала деятельности, обдумывает ее ход, планирует процесс воплощения.

Для раннего дошкольного периода характерны фантазии, основанные на небольшом изменении чего-либо существующего. Затем ребенок разрабатывает оригинальные сюжеты и образы. Важной характеристикой воображения считается его реализм, умение отделить возможное от невозможного. Воображение, отличаясь познавательно-интеллектуальной функцией, позволяет ребенку удовлетворить познавательные потребности.

Речь

Развитие познавательных процессов. Речевое развитие стимулируют переход к внеситуативному общению, усложнение деятельности, расширение социальных контактов. Количественный и качественный состав словаря ребенка зависит от условий воспитания, коммуникативных навыков, индивидуальных особенностей. Дошкольники учатся выстраивать словосочетания, предложения по правилам грамматики. Для речи раннего дошкольного возраста характерно словотворчество, выражающее недостаточный уровень владения грамматическими формами. В речевых высказываниях дошкольника раннего периода преобладают простые предложения. С возрастом предложения становятся более сложными. Активное овладение речью сопровождается овладением ребенком нормами произношения. Появляется планирующая функция речи. Ребенок формулирует свою деятельность вслух, словесно фиксирует ее результаты, сопровождает речью действия. Постепенно происходит переход во внутреннюю речь – умственный план. В дошкольном возрасте усложняются коммуникативные функции и формы языковой деятельности, усваиваются речевые навыки. В интенсивном развитии речи совершенствуются все психические познавательные процессы.

Диагностика познавательных процессов в дошкольном возрасте

Диагностика познавательных процессов дошкольников проводится с целью выяснения их сформированности. В случае раннего обнаружения низкого уровня развития предпринимаются действия коррекционной работы с проблемными зонами. Психологические методики, описанные в специальной литературе, подбираются с учетом возраста детей. Начинается диагностика познавательных процессов дошкольников с беседы, призванной установить эмоциональный контакт ребенка со взрослым. В процессе беседы выявляется запас представлений и знаний о мире, личностные особенности детей, ориентировка в пространстве. После подготовки малыша к деятельности приступают непосредственно к заданиям. Инструментарий зависит от поставленных задач. Также информацию о развитии познавательной сферы детей можно получить в ходе наблюдения за дошкольниками.

Упражнения для развития познавательных процессов в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте познавательное развитие достигается с помощью игры. Дидактические игры активизируют познавательные процессы, развивают познавательный интерес, формируют стремление к познанию нового, воспитывают волевые качества, способствуют образованию связной речи. Большинство развивающих упражнений направлены одновременно на совершенствование нескольких познавательных процессов. Для развития внимания используется упражнение «Слушать и хлопать». Детям предлагается хлопнуть в ладоши, если прозвучит название фрукта.Например: колесо, яблоко (хлопок, машина, книга, груша (хлопок, банан (хлопок) и т. д.

Развитию мышления способствуют упражнения, направленные на обобщение, выделение признаков, объединение в группы. Игра «Найди лишнее» предлагает дошкольнику объединить предметы по общему признаку, а на лишний указать. Например, в серии «собака, курица, корова, кошка» лишней будет курица, так как это птица среди животных. Игра корректируется для раннего дошкольного возраста более легкими предметами.

Для развития речи детей подходят задания-пересказы, в которых ребенок совершенствует фонематический слух и произношение. Для совместного формирования речи и воображения детям предлагают придумать собственный рассказ.

Развитию слуховой памяти способствуют упражнения, требующие запомнить слова или пары слов и воспроизвести их.Зрительная память и внимание легче всего формируются в заданиях типа: «Вот предметы. Посмотри внимательно. Старайся запомнить расположение, особенности. Закрой глаза, а я пока переставлю их местами. Теперь расставь предметы в начальном порядке».

Воображение детей развиваетсяпрактически в любой деятельности: рисование, игра, занятия с пластилином. Предложение дошкольнику придумать образ или героев игры формирует произвольность воображения.

Развитие зрительного восприятия происходит в процессе установления дошкольником формы, цвета, размеров предметов. Прекрасным вариантом станут упражнения с мозаикой, паззлами, конструктором, пирамидками. Для слухового восприятия подбираются задания со звуковым сопровождением. Например, детям нужно определить, кто издает тот или иной звук.

Дошкольный возраст – благоприятный период развития познавательных процессов. Своевременная диагностика с раннего дошкольного возраста позволяет скорректировать формирование познавательной сферы в целом, выявить пробелы в развитии отдельных психических процессов. Совершенствование познавательных процессов достигается путем упражнений, совместной или самостоятельной активной деятельности дошкольников.

Источник