Упражнения пальцами для развития мозга ребенка

Упражнения пальцами для развития мозга ребенка thumbnail

Анна Непялина
Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия «Гимнастика для мозга»

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. Это толстый пучок нервных волокон, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями. Благодаря этому процессу происходит передача информации из одного полушарие в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями.

Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

Баланс – это работа сразу двух полушарий тесно связанных между собой системой нервных волокон, которое называют мозолистым телом. Именно оно является связующим звеном по обмену информации между полушариями. Если нарушается проводимость энергии через мозолистое тело, то одно полушарие берет на себя почти всю нагрузку, а другое полушарие блокируется. В результате ребенок может либо не думая делать, либо размышляя и не делать. Обычно блокируется именно левое полушарие и ребенок не способен мыслить, повышать эрудицию, быстро соображать, у него не срабатывает смекалка и конструкторская мысль.

Цель упражнений «Гимнастика мозга»:

— Балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия и всех связей;

Развитие мелкой моторики, способностей, памяти и внимания;

Развитие речи, навыков письма и чтения, мышления;

— Устранение дислексии, стресса, апатии;

— Раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста.

При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга. Происходят положительные структурные изменения. Данные упражнения необходимо включать в профилактические и развивающие программы.

Несколько правил по применению кинезиологических упражнений:

1. Основным требованием к использованию кинезиологических упражнений является четкое выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям.

2. Все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время.

3. Заниматься ежедневно.

4. Занятия должны быть оформлены в виде игры.

5. Продолжительность занятий от 5 до 20 минут.

6. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.

7. Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.

Все педагоги, использующие кинезиологическую практику, отмечают необыкновенные успехи у людей всех возрастов.

Комплекс №1

Упражнение №1. Массаж ушных раковин.

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Упражнение № 2. «Кнопки мозга»

Родители точно помнят, что у Электроника была кнопка, вернее так казалось злому Ури. А ведь была! Надо просто нажать на неё и вспомнить ответ на вопрос. Включиться, одним словом. А находится она под ключицами, слева и справа от грудной клетки, между первым и вторым ребром.

Выполнение

Ребенок должен просто помассировать эту область с одной стороны большим, а с другой — средним и указательным пальцем. Или же просто погладить всю область ладонью.

Упражнение №3. Восьмерки и узоры

Знак восьмерки, это бесконечность, взаимосвязь и цикличность. Поэтому упражнение помогает развить творческий потенциал, заглянуть вглубь себя и открыть уникальные способности.

Выполнение

Ребенок должен рисовать пальцем в воздухе знак бесконечности и следить взглядом за этими движениями. Далее задача усложняется – нужно нарисовать восьмерки сразу обеими ручками. Кстати восьмерки можно заменить кругами, спиралями или любыми узоры.

Упражнение №4. Позитивные точки

Данное упражнение помогает ребенку сосредоточиться, сконцентрироваться, вспомнить нужный ответ, ослабить эмоциональную нагрузку и найти выход из запутанной ситуации.

Выполнение

Ребенок ставит средний и указательный палец двух рук на точки, которые находятся между бровями и волосами, т. е. посередине лба. Пальцы нужно держать до тех пор пока, ребенок по почувствует тепло.

Упражнение № 5. Перекрестные шаги

Это основа походки, танцевальных «па» и маршировки. Перекрестные шаги помогают связать левое и правое полушария, что помогает активизироваться речевым и языковым центрам.

Выполнение.

Ребенок подтягивает правое колено к левому локтю. Затем сгибает правую ногу (имитация бега с захлестыванием голени) и касается лодыжки левой рукой. Затем нужно поменять локоть и колено.

Упражнение №6. «Крюки Кука»

Упражнение снимает напряжение, убирает «хватку стресса» и помогает прийти к логическому мышлению и привести мысли в порядок.

Выполнение

Ребенок садится и укладывает правую стопу на левое колено. Затем правую руку на пятку, а левой рукой обхватывает правый голеностоп. Нужно посидеть пару минут, затем опустить ножку на пол и раздвинуть стопы. Далее следует разомкнуть ручки и соединить кончики пальцев обеих рук друг с другом, по принципу «домика». И еще посидеть пару минут. Затем поменять локти и колени.

Упражнение № 7. «Крюк Деннисона»

Если ребенок не уверен в себе, застенчив, боится, то это упражнение поможет ему раскрепоститься и поверить в себя.

Упражнение помогает выйти из стресса, успокоиться, расслабиться. Для гиперактивных детей, это поможет сгруппироваться и унять свои эмоции.

Выполнение

Ребенок встает и скрещивает ножки. Затем скрещивает ручки и вытягивает их вперед таким образом, чтобы две ладошки переплелись и вышел «замочек». Сгибает локти (вывернув кисти вовнутрь так чтобы они «смотрели» вниз) и прижмает их к груди. Глазки поднимает вверх и «цепляется» за недвижимую мишень, оставляя подбородок опущенным.

Упражнение № 8. Растяжение

Упражнение улучшает память, помогает сконцентрироваться и развивает усидчивость.

Выполнение.

Ребенок опирается на спинку стула и делает выпад вперед, при этом согнув в колене правую ногу, тогда как левая — остается прямой. Затем нужно встать. После чего надо поменять ножку и повторить упражнение.

Хотите, чтобы ваши детки стали вундеркиндами? Даже если нет, то научить их быстро воспринимать информацию, обрабатывать её и выдавать в нужное время – очень полезный навык для детей. А раскрытие потенциала, творческой жилки и лидерских качеств – безусловно, поможет вашему ребенку в будущем.

Упражнение №9 «Сам себе качели»

Сядьте на пол, предварительно не забыв расстелить специальный коврик, и согните колени.

1. Обхватите колени руками, откиньтесь назад и, округлив спину, покачайтесь назад и вперед, с боку на бок. Амплитуда движений невелика, она регулируется появлением напряжения.

2. Вернитесь в исходное положение. Откиньтесь назад, опираясь на локти и кисти. Вам должно быть удобно поддерживать тело в наклонном положение.

3. Приподнимите ноги, согнутые в коленях, плавно начинайте описывать коленями «восьмерки». Если выполнение движений затруднительно, то для начала достаточно просто делать круговые вращения ногами.

Копмлекс №2

Упражнение № 1 «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Упражнение №2 «Кулак-ребо-ладонь»

Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь», произносимыми вслух или про себя.

Упражнение №3 «Лезгинка»

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Упражнение №4 «Ухо – нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Упражнение №5 «Змейка»

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Комплекс №3

Упражнение №1 «Глазки»

Профилактика нарушения зрения и активация работы мышц.

Быстро поморгать в течении 1-2 минут

Упражнение №2 «Ротик»

Развитие абстрактно-логического мышления (левого полушария).

Открыть рот, нижней челюстью делать плавные движения – сначала слева-направо, затем справа-налево.

Упражнение №3 «Ушки»

Большим и указательным пальцами пощипывать мочки ушей, медленно продвинаясь вверх до самых кончиков.

Упражнение №4 «Дожик»

Кисти рук развести над головой. Кончиками пальцев совершать легкие постукивания по всей поверхности головы, имитируя дождик.

Упражнение №5 «Колечки, или бусы для мамы»

Поочередно, как можно быстрее соединять последовательно в кольцо пальцы рук (большой с указательным, средним и т. д.). Упражнение выполнять в прямом и обратном порядке.

Упражнение №6 «Домик»

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки и наоборот. Отрабатывать эти же действия на каждой паре пальцев отдельно.

Упражнение №7 Дыхательное упражнение «Певец»

1. вовремя глубокого вдоха поднять руки через стороны вверх

2. задержать дыхание

3. во время выдоха длительно произносить звук «а» и медленно опускать руки

4. во время глубокого вдоха поднять руки через стороны до уровня плеч

5. задержать дыхание

6. во время выдоха произносить звук «о» и медленно скрещивать руки (обнять себя за плечи, опустить голову к груди)

7. во время глубокого вдоха медленно поднять руки до уровня груди

8. задержать дыхание

9. во время выдоха длительно произносить звук «у» и медленно опускать руки вниз, голову на грудь.

Комплекс № 4

Упражнение №1 «Глазки»

Профилактика нарушений зрения и активизация работы мышц глаз.

Поднять глаза вверх, опустить, повернуть в правую сторону, повернуть в левую сторону.

Упражнение №2 «Язычок»

Развитие абстрактно-логического мышления (левого полушария)

Двигать языком в разные стороны.

Упражнение №3 «Внимание»

Развитие межполушарного взаимодействия.

Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии — выдох, при ослаблении – вдох. То же самое проделать правой рукой.

Упражнение №4 «Запястье»

Развитие творческого мышления.

Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же выполнять правой рукой.

Упражнение №5 «Лезгинка или руки танцуют»

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Упражнение №6 Дыхательное упражнение «Шапка для раздумий»

• Во время глубокого вдоха мягко завернуть уши от верхней точки до мочки («надеть шапку»)

•задержать дыхание

•во время выдоха «снимать шапку» и длительно произносить звук «а»

•вдох, выдох, задержка дыхания

•во время глубокого вдоха «надеть шапку»

•задержать дыхание

•во время выдоха «снять шапку», произносить звук «о»

Литература:

— Виктория Штельмах https://kinesiovita.com/kineziologiya/gimnastika-mozga-obrazovatelnaya-kineziologiya;

— Пол И. Деннисон и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга»

-Рашкова Татьяна «Все для детей», №5, сентябрь-ноябрь 2008

— сиротюк

— Усанова Н. В. Проведение кинезиологических упражнений при подготовке к школе//справочник педагога-психолога №9, 2015 год.

— Игнатова Е. М. Методическая разработка «Зарядка для ума»// Справочник педагога-психолога №2, 2015 год.

Источник

Çíàåòå ëè âû, êàê ðàáîòàåò ìîçã âàøåãî ðåáåíêà: îí «ëåâîïîëóøàðíûé» èëè «ïðàâîïîëóøàðíûé»? Ñòàðîå óòâåðæäåíèå ãëàñèò, ÷òî äåòè ñ ïðåîáëàäàíèåì ëåâîãî ïîëóøàðèÿ, êàê ïðàâèëî, èìåþò áîëåå àíàëèòè÷åñêèé ñêëàä óìà è äðóæàò ñ ëîãèêîé, äåòè ñ ïðåîáëàäàíèåì ïðàâîãî — áîëåå òâîð÷åñêèå è ýìîöèîíàëüíûå. Îäíàêî ñîâðåìåííûå ïñèõîëîãè îáíàðóæèëè, ÷òî äîìèíèðîâàíèå îäíîãî èç ïîëóøàðèé ìîçãà ìîæåò èìåòü íå î÷åíü õîðîøèå ïîñëåäñòâèÿ äëÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ñåé÷àñ îíè àêòèâíî âûñòóïàþò çà òàê íàçûâàåìûé «áàëàíñ ìîçãà».

Òåîðèÿ ñïåöèàëèçàöèè ïîëóøàðèé ìîçãà

 60-å ãîäû ïðîøëîãî ñòîëåòèÿ Ðîäæåð Óîëêîòò Ñïåððè, íåéðîïñèõîëîã è ëàóðåàò Íîáåëåâñêîé ïðåìèè «çà îòêðûòèÿ, êàñàþùèåñÿ ôóíêöèîíàëüíîé ñïåöèàëèçàöèè ïîëóøàðèé ãîëîâíîãî ìîçãà», âìåñòå ñ ñîòðóäíèêàìè ðàçðàáîòàë íîâûé ñïîñîá òåñòèðîâàíèÿ, ïîçâîëÿâøèé îöåíèòü ïîçíàâàòåëüíûå ôóíêöèè îáîèõ ïîëóøàðèé íåçàâèñèìî äðóã îò äðóãà.

Åãî èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî ïîçíàâàòåëüíûå ôóíêöèè ëåâîãî è ïðàâîãî ïîëóøàðèé âî ìíîãîì ðàçëè÷àþòñÿ. Ëåâîå (äîìèíèðóþùåå) ïîëóøàðèå îáðàáàòûâàåò èíôîðìàöèþ ïîñëåäîâàòåëüíî è àíàëèòè÷åñêè. Îíî ïðåêðàñíî ñïðàâëÿåòñÿ ñ îáðàáîòêîé âðåìåííûõ âçàèìîîòíîøåíèé, âåðáàëüíûìè îïåðàöèÿìè, ìàòåìàòè÷åñêèìè ðàñ÷åòàìè, àáñòðàêòíûì ìûøëåíèåì è èíòåðïðåòàöèåé ñèìâîëè÷åñêèõ ïîíÿòèé. Êðîìå òîãî, îíî îáëàäàåò âûñîêîðàçâèòîé ñïîñîáíîñòüþ ê ôîðìèðîâàíèþ ðå÷åâûõ ôóíêöèé.

Ïðàâîå (íåäîìèíèðóþùåå) ïîëóøàðèå îáðàáàòûâàåò èíôîðìàöèþ èíòóèòèâíî è îäíîâðåìåííî. Îíî ëó÷øå, ÷åì ëåâîå, ñïðàâëÿåòñÿ ñ çàäà÷àìè èíòåðïðåòàöèè çðèòåëüíûõ îáðàçîâ è ïðîñòðàíñòâåííûõ âçàèìîîòíîøåíèé – íàïðèìåð, ðàñïîçíàâàíèåì ëèö. Êðîìå òîãî, ïðàâîå ïîëóøàðèå áîëåå ýôôåêòèâíî ðàñïîçíàåò ñëîæíûå âçàèìîñâÿçè, çâóêîâûå îáðàçû, íàïðèìåð, ãîëîñ è èíòîíàöèþ è «ïîíèìàåò» ìóçûêó.

Ðàíåå òåîðèÿ Ñïåððè àêòèâíî èñïîëüçîâàëàñü øêîëüíûìè ïñèõîëîãàìè è ïåäàãîãàìè, ñòðåìèâøèìèñÿ íàéòè äåéñòâåííûå ñïîñîáû ïðèöåëüíîãî ðàçâèòèÿ ïðàâîãî èëè ëåâîãî ïîëóøàðèé. Íî â ïîñëåäíåå âðåìÿ ïñèõîëîãè âìåñòî òîãî, ÷òîáû âîâëåêàòü ó÷åíèêîâ â îïðåäåëåííóþ äåÿòåëüíîñòü ïî àêòèâàöèè ëîãèêè èëè òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé, ïðåäëàãàþò áîëåå öåëîñòíûé ïîäõîä.

«Ìîçã íóæäàåòñÿ â ñîâìåñòíîé ðàáîòå äâóõ ïîëóøàðèé, — ãîâîðèò äîêòîð Ðîáåðò Ìåëèëëî, èçâåñòíûé àâòîð è ýêñïåðò â îáëàñòè íåéðîïñèõîëîãèè è íåéðîïîâåäåí÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ ó äåòåé. – Ñáàëàíñèðîâàííàÿ ðàáîòà ãîëîâíîãî ìîçãà ðåáåíêà îáåñïå÷èâàåò õîðîøåå ôóíêöèîíèðîâàíèå ïèùåâàðèòåëüíîé è èììóííîé ñèñòåìû, à òàêæå ïîâûøàåò èíòåëëåêòóàëüíûå ñïîñîáíîñòè. Åñëè ðàáîòà ìîçãà íå ñáàëàíñèðîâàíà, ó ðåáåíêà ìîãóò âîçíèêàòü ïðîáëåìû ñ ìîòîðíûìè (äâèãàòåëüíûìè) íàâûêàìè, ñïîñîáíîñòüþ îáðàáàòûâàòü èíôîðìàöèþ, à òàêæå ïðîáëåìû ñ ïèùåâàðèòåëüíîé, ãîðìîíàëüíîé è èììóííîé ñèñòåìàìè».

À çíà÷èò, ðîäèòåëÿì íåîáõîäèìî ïîïûòàòüñÿ îòûñêàòü, â ÷åì êðîåòñÿ äèñáàëàíñ ó èõ ðåáåíêà. Äåòè, èìåþùèå ëåâîïîëóøàðíûå çàäåðæêè, ìîãóò èñïûòûâàòü òðóäíîñòè ñ ïèñüìîì (ñ íàïèñàíèåì) è ñìûñëîâûì âîñïðèÿòèåì ÿçûêà. Çàäåðæêà â ðàçâèòèè ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ ìîçãà ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ â âèäå íåóêëþæåñòè, íåïðàâèëüíîé îñàíêè è ñëàáûõ íàâûêîâ ìîòîðèêè. Åñëè âû íå çíàåòå ñ ÷åãî íà÷àòü, âðà÷ èëè ïñèõîëîã ìîãóò ïîìî÷ü âàì ïîíÿòü èñòî÷íèê ëþáîãî äèñáàëàíñà.

Êàê äîñòè÷ü áàëàíñà ïîëóøàðèé ìîçãà

Äîêòîð Ìåëèëëî è Øåðèàííà Áîéë, øêîëüíûå ïñèõîëîãè, ïîä÷åðêèâàþò, ÷òî ñóùåñòâóþò êîíêðåòíûå ñïîñîáû, êîòîðûìè âû ìîæåòå ïîìî÷ü âàøåìó ðåáåíêó ñáàëàíñèðîâàòü ðàáîòó ìîçãà. Ê òîìó æå, âûïîëíÿÿ íåñêîëüêî ïðîñòûõ óïðàæíåíèé, âû è âàø ðåáåíîê ìîæåòå âåñåëî è èíòåðåñíî ïðîâåñòè âðåìÿ.

Óïðàæíåíèÿ ñëåäóþùèå:

Ïåðåñå÷åíèå ñðåäíåé ëèíèè òåëà. Èãðàéòå â èãðû, êîòîðûå áóêâàëüíî âûíóæäàþò ðåáåíêà ïåðåñåêàòü ñðåäíþþ ëèíèþ åãî òåëà. Íàïðèìåð, ïóñòü ðåáåíîê ïîìàðøèðóåò íà ìåñòå, âûñîêî ïîäíèìàÿ êîëåíè, è ïðè ýòîì ëåâîé ðóêîé õëîïàåò ïî ïðàâîìó êîëåíó, à çàòåì ïðàâîé ðóêîé õëîïàåò ïî ëåâîìó êîëåíó. Âû ìîæåòå íåìíîãî óñîâåðøåíñòâîâàòü èãðó è ïðèäàòü åé áîëåå çàáàâíûé õàðàêòåð, äîáàâèâ â êà÷åñòâå ôîíà ëþáèìóþ ìóçûêó. Ïîä äèíàìè÷íûå ïåñíè äâèæåíèÿ äîëæíû óñêîðÿòüñÿ, à ïîä áîëåå ñïîêîéíûå, ñîîòâåòñòâåííî, çàìåäëÿòüñÿ. ×åðåäóéòå èõ äëÿ ðàçíîîáðàçèÿ.

Âêëþ÷åíèå âîîáðàæåíèÿ. Ïîçâîëüòå âàøåìó ðåáåíêó ïåðåíåñòè âàñ â ìèð ãðåç. Ïîîùðÿéòå åãî ïðèäóìûâàòü ñåáå âñåâîçìîæíûå èãðû èëè èìïðîâèçèðîâàòü â ðàçûãðûâàíèè ñöåíîê ñ ó÷àñòèåì åãî ìÿãêèõ èãðóøåê. Òàêîå ïðîÿâëåíèå òâîð÷åñòâà ìîæåò äåéñòâèòåëüíî ïîìî÷ü âàøåìó ðåáåíêó â ðàçâèòèè åãî ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ ìîçãà.

«Îòæèìàíèÿ» ñ êàðàíäàøîì. Óïðàæíåíèå ñëåäóþùåå: äåðæèòå êàðàíäàø ïåðåä íîñîì ðåáåíêà. Ðàññòîÿíèå äîëæíî áûòü äîñòàòî÷íî äàëåêèì, ÷òîáû íå âèäåòü äâîåíèÿ è ïðè ýòîì äîñòàòî÷íî áëèçêèì, ÷òîáû ïî-íàñòîÿùåìó ñîñðåäîòî÷èòüñÿ íà ïðåäìåòå. Ìåäëåííî ïåðåìåùàéòå êàðàíäàø âïåðåä ïî íàïðàâëåíèþ ê ðåáåíêó è ïîïðîñèòå åãî óêàçàòü âàì òîò ìîìåíò, êîãäà îí óâèäèò âìåñòî îäíîãî êàðàíäàøà äâà. Ïîïðîñèòå ðåáåíêà ïîñòàðàòüñÿ ñôîêóñèðîâàòü ñâîé âçãëÿä òàê, ÷òîáû ñíîâà óâèäåòü îäèí êàðàíäàø. Êàê òîëüêî ó íåãî ïîëó÷èòñÿ äîñòè÷ü æåëàåìîé ðåçêîñòè, ïåðåìåñòèòå êàðàíäàø åùå íåìíîæêî áëèæå, ïîêà îí ñíîâà íå óâèäèò äâà êàðàíäàøà. È çàòåì ìåäëåííî äâèãàéòå êàðàíäàøîì îáðàòíî. Ïîâòîðèòå òàê òðè ðàçà. Ýòî óïðàæíåíèå ïîìîãàåò óêðåïèòü ìûøöû ãëàç è ïîòðåíèðîâàòü ìîçã.

Æîíãëèðîâàíèå. Æîíãëèðîâàíèå — ýòî îòëè÷íàÿ øèðîêîìàñøòàáíàÿ äåÿòåëüíîñòü ìîçãà ïî áàëàíñó, âåäü îíà òðåáóåò õîðîøî ñêîîðäèíèðîâàííûõ ìîòîðíûõ íàâûêîâ è ñîñðåäîòî÷åíèÿ âíèìàíèÿ íà îáúåêòàõ, êîòîðûå ïåðåìåùàþòñÿ îò îäíîé ñòîðîíû òåëà ê äðóãîé. È õîðîøî òî, ÷òî òàêîé âèä àêòèâíîñòè ñïîñîáåí óâëå÷ü ðåáåíêà íà íåñêîëüêî ÷àñîâ.

Ñâîáîäíîå âëàäåíèå ñëîâîì. Ïðåäëîæèòå ðåáåíêó ñëåäóþùóþ èãðó: ïóñòü îí çà 60 ñåêóíä ïîñòàðàåòñÿ íàçâàòü êàê ìîæíî áîëüøå ñëîâ (ëþáîé òåìàòèêè), íà÷èíàþùèåñÿ íà îïðåäåëåííóþ áóêâó. Ïîñ÷èòàéòå ñêîëüêî ñëîâ îí ñìîã ïåðå÷èñëèòü è ïîíàáëþäàéòå çà èõ êîëè÷åñòâîì â äèíàìèêå. Âû óâèäèòå, êàê åìó áóäåò óäàâàòüñÿ ýòî âñå ëó÷øå è ëó÷øå. Åñëè ó âàøåãî ðåáåíêà ïðèñóòñòâóåò ñîðåâíîâàòåëüíàÿ æèëêà, ýòî óïðàæíåíèå ïîìîæåò åìó óëó÷øèòü áàëàíñ ìîçãà è íàó÷èò ñîðåâíîâàíèþ ñ ñàìèì ñîáîé, ÷òî òîæå î÷åíü âàæíî.

Èãðà «÷òî åñëè». Ñóòü èãðû â òîì, ÷òîáû çàäàâàòü ñàìûå ðàçíûå âîïðîñû, êîòîðûå íåïðåìåííî äîëæíû íà÷èíàòüñÿ ñî ñëîâ «÷òî åñëè». ×òî åñëè ìû âñå ïåðåñåëèìñÿ íà Ëóíó? ×òî åñëè áû òû íàó÷èëñÿ ëåòàòü? ×òî åñëè áû Áýòìåí áûë ðåàëüíûì? Çàäàéòå âàøåìó ðåáåíêó íåñêîëüêî âîïðîñîâ â ñòèëå «÷òî åñëè» è ïðîâåäèòå ñîâìåñòíîå îáñóæäåíèå îòâåòîâ íà íåêîòîðûå èç íèõ. Òàêàÿ äåÿòåëüíîñòü ïîäòàëêèâàåò äåòåé ìûñëèòü íåñòàíäàðòíî è ðàçâèâàåò èõ òâîð÷åñêèé ïîòåíöèàë, èñïîëüçóÿ ÿçûêîâûå íàâûêè ëåâîãî ïîëóøàðèÿ ìîçãà. Âû òàêæå ìîæåòå çàäàòü áîëåå ïðàêòè÷íûå âîïðîñû. ×òî åñëè ìíå ñäåëàþò áîëüíî? ×òî åñëè êòî-òî áóäåò ìåíÿ äðàçíèòü? Îáñóäèòå âîçìîæíûå ðåøåíèÿ òàêèõ ñèòóàöèé.

Ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü. Âûéäèòå èç äîìà è ïîèãðàéòå ñ «ëåòàþùåé òàðåëêîé». Ïðîñòî ïðîãóëÿéòåñü íà ñâåæåì âîçäóõå. Ïîèãðàéòå â ôóòáîë íà ìåñòíîì ñòàäèîíå. Óïðàæíåíèÿ ÿâëÿþòñÿ îòëè÷íûì ñòèìóëîì äëÿ ìîçãà â öåëîì, à ñïîðòèâíûå ñîñòÿçàíèÿ áåç êàêîé-ëèáî ñòðîãîé ñòðóêòóðû ïîìîãàþò ñáàëàíñèðîâàòü ìîçã. Ïîåçäêà â ïàðê – ýòî òàêæå îòëè÷íàÿ âîçìîæíîñòüþ çàâåñòè íîâûõ äðóçåé è óëó÷øèòü ñâîè ñîöèàëüíûå íàâûêè.

Èñêóññòâî. Ïîìîãàéòå ðåáåíêó ðàñêðûòü â ñåáå òâîð÷åñêóþ ñòîðîíó. Ìîæíî ïðîñòî â ìàãàçèíå êàíöòîâàðîâ êóïèòü êàðàíäàøè, êðàñêè è àëüáîìû äëÿ ðèñîâàíèÿ. À ìîæíî ïîéòè íàìíîãî äàëüøå è çàïèñàòü ðåáåíêà â êðóæîê ãîí÷àðíîãî èñêóññòâà, æèâîïèñè èëè äîãîâîðèòüñÿ îá óðîêàõ ìóçûêè.

Ó÷èòåñü ðàññëàáëÿòüñÿ. Ñòðåññ ìîæåò ñåðüåçíî çàòðóäíèòü ðàáîòó ìîçãà. Äåòè è âçðîñëûå ñïîñîáíû íàñòîëüêî ñèëüíî ïîãðóæàòüñÿ â ïðîáëåìó, ÷òî îò âîçíèêøåãî íàïðÿæåíèÿ, ñâÿçàííîãî ñî ñòðåññîâûì ñîñòîÿíèåì îðãàíèçìà, ó íèõ âîçíèêàþò êîãíèòèâíûå ïðîáëåìû ñ êîíöåíòðàöèåé âíèìàíèÿ è îáðàáîòêîé ïîñòóïàþùåé èíôîðìàöèè.

Ó êàæäîãî ðåáåíêà ïðèñóòñòâóåò îïðåäåëåííàÿ ñòåïåíü äèñáàëàíñà ìîçãà. Ó êîãî-òî ïðåâàëèðóåò ëåâîå ïîëóøàðèå, à ó êîãî-òî – ïðàâîå. Ýòè óïðàæíåíèÿ, êàê è äðóãèå ñïîñîáû òâîð÷åñêîãî ñàìîâûðàæåíèÿ, ïîìîãóò ñîäåéñòâîâàòü åãî ñáàëàíñèðîâàííîé ðàáîòå. Êàê òîëüêî âàø ðåáåíîê íà÷íåò äåëàòü óñïåõè â áàëàíñå ìîçãà, âû çàìåòèòå è áóäåòå íåâåðîÿòíî ðàäû åãî ëó÷øåé êîíöåíòðàöèè âíèìàíèÿ, áîëåå óðàâíîâåøåííîìó íàñòðîåíèþ, ëó÷øåé ìîòîðèêå è óêðåïëåíèþ ôèçè÷åñêîãî çäîðîâüÿ.

Äàëåå îïèñàíû øåñòü ðàçëè÷íûõ çàíÿòèé, êîòîðûå âû ìîæåòå äåëàòü âìåñòå ñ ðåáåíêîì äëÿ òîãî, ÷òîáû ñïîñîáñòâîâàòü çäîðîâîìó ðàçâèòèþ åãî ìîçãà, è â èòîãå óëó÷øèòü ðÿä êëþ÷åâûõ èñïîëíèòåëüíûõ ôóíêöèé. Êñòàòè, ýòè óïðàæíåíèÿ íå òîëüêî ïîìîãàþò äåòÿì, îíè ýôôåêòèâíû è äëÿ âçðîñëûõ!

1. «Ëèôò-äûõàíèå». Ïðàêòèêà ãëóáîêîãî äûõàíèÿ («ëèôò-äûõàíèå» èëè ïåðåìåùåíèå äûõàíèÿ êî âñåì ÷àñòÿì òåëà) ïîìîãàåò óëó÷øèòü ïàìÿòü, à òàêæå ýìîöèîíàëüíûé êîíòðîëü. Äåòè ëþáÿò åãî âûïîëíÿòü, à çíà÷èò, âû ìîæåòå äåëàòü åãî ÷àùå. Ïðèñòóïèòü ê íåìó ìîæíî â ïîëîæåíèè ñèäÿ, ñêðåñòèâ íîãè, èëè â ïîëîæåíèè ëåæà. Ñíà÷àëà ïóñòü ðåáåíîê ïðîñòî ñïîêîéíî è ðîâíî ïîäûøèò.

Äàëåå ñêàæèòå åìó ñëåäóþùåå: «Ïðåäñòàâü, ÷òî òâîå äûõàíèå, êàê íà ëèôòå äâèãàåòñÿ ÷åðåç âñå òâîå òåëî. Äëÿ çàïóñêà ëèôòà òåáå íóæíî äûøàòü ÷åðåç íîñ. Âûäîõíè âåñü âîçäóõ, êîòîðûé ó òåáÿ åñòü. Ïîòîì íà÷èíàé âäûõàòü è ïóñòü ëèôò (ñ äûõàíèåì) ìåäëåííî ïîäíèìåòñÿ äî óðîâíÿ ãðóäè. Çàäåðæè åãî òàì. Òåïåðü ñíîâà âûäîõíè âåñü âîçäóõ. Îïÿòü âäûõàé òàê, ÷òîáû òâîé ëèôò ïîäíÿëñÿ óæå íà ñàìûé âåðõíèé ýòàæ, ÷åðåç ãîðëî â ëèöî è ëîá. Çàäåðæè åãî. Òåïåðü âûäîõíè è ïî÷óâñòâóé, êàê âìåñòå ñ âûäîõîì ýòîò ëèôò óíîñèò âíèç âñå òâîè ïðîáëåìû è çàáîòû — âíèç ÷åðåç ãðóäü, æèâîò, íîãè, à äàëüøå ÷åðåç äâåðè ëèôòà è âîâñå èç òâîåãî òåëà».

2. Òðåíèðîâêà êîîðäèíàöèè ìîçãà/òåëà. Íàø ìîçã è íàøå òåëî ÿâëÿþòñÿ ÷àñòüþ îáùåãî öåëîãî – íàñ. À çíà÷èò, ôèçè÷åñêèå íàãðóçêè íåîáõîäèìû èì â ðàâíîé ñòåïåíè. Êîãäà ìû òðåíèðóåì èõ îäíîâðåìåííî, ìû ôàêòè÷åñêè ïîìîãàåì ðàçëè÷íûì ôóíêöèÿì ìîçãà áîëåå àêòèâíî âçàèìîäåéñòâîâàòü è ïîääåðæèâàòü ñîñòîÿíèå ñèíõðîíèçàöèè. Ò.å. âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî êîîðäèíàöèÿ äâèæåíèé — ýòî ôóíêöèÿ êàê íàøåãî ìîçãà, òàê è íàøåãî òåëà.

Óïðàæíåíèÿ, ïðåäñòàâëåííûå íèæå, ñîäåéñòâóþò èíòåãðàöèè âàæíåéøèõ ôóíêöèé ìîçãà, äåëàÿ åãî ðàáîòó áîëåå ýôôåêòèâíîé.

Øåâåëåíèå ïàëüöàìè íîã. Ýòî óïðàæíåíèå î÷åíü ïîìîãàåò êîîðäèíàöèè. Äåòè âñåõ âîçðàñòîâ ìîãóò ëåãêî íàó÷èòüñÿ âûïîëíÿòü åãî. Êàæäîå óòðî, ïðåæäå ÷åì âñòàòü ñ ïîñòåëè, ïîïðîñèòå ðåáåíêà ìåäëåííî íà÷àòü äâèãàòü âñåìè ñâîèìè ïàëüöàìè íà îáåèõ íîãàõ ââåðõ è âíèç, à çàòåì òîëüêî äâóìÿ áîëüøèìè ïàëüöàìè.

Äâèæåíèÿ íå âåäóùåé ðóêîé. Ïîïðîñèòå ðåáåíêà ïîïðîáîâàòü ÷òî-íèáóäü ïîäåëàòü åãî íåîñíîâíîé ðóêîé. Åñëè îí ïðàâøà, ïóñòü èñïîëüçóåò ëåâóþ, à åñëè ëåâøà, òî — ïðàâóþ ðóêó, íàïðèìåð, ÷òî-òî íàïèøåò, îäåíåòñÿ èëè áóäåò ïîëüçîâàòüñÿ ëîæêîé èëè âèëêîé âî âðåìÿ ïðèåìà ïèùè.

Ïåðåìåùåíèå íàèñêîñü. Âû ìîæåòå ñäåëàòü ýòî ïðîñòîå óïðàæíåíèÿ âìåñòå ñ ðåáåíêîì. Íåîáõîäèìî â ïîëîæåíèè ñèäÿ êîñíóòüñÿ ïðàâûì ëîêòåì ëåâîãî êîëåíà. Ñäåëàéòå ýòî óïðàæíåíèå ïÿòü ðàç, à çàòåì âûïîëíèòå ëåâûì ëîêòåì ê ïðàâîìó êîëåíó. Ïîâòîðèòå íåñêîëüêî ðàç. Äðóãîé âàðèàíò: âû ìîæåòå ñäåëàòü «ìåëüíèöó».  ïîëîæåíèè ñòîÿ, íîãè íà øèðèíå ïëå÷, ïîî÷åðåäíî êîñíèòåñü ïðàâîé ðóêîé ëåâîé íîãè è íàîáîðîò. Ïîâòîðèòå íåñêîëüêî ðàç.

Îñâîåíèå êëàâèø. Îáó÷åíèå èãðå íà ôîðòåïèàíî èëè ýëåêòðîííûõ êëàâèøíûõ èíñòðóìåíòàõ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ëó÷øèõ ñïîñîáîâ óëó÷øèòü èíòåãðàòèâíûå ïðîöåññû ãîëîâíîãî ìîçãà. Âîñïîëüçîâàâøèñü îáó÷àþùèì âèäåî, øèðîêî ïðåäñòàâëåííûì â Èíòåðíåòå, âû ìîæåòå îñâîèòü èãðó äàæå äîìà.

3. Èãðà íà êîíöåíòðàöèþ. Óïðàæíåíèÿ, ïîçâîëÿþùèå óëó÷øèòü ïàìÿòü è êîíöåíòðàöèþ âíèìàíèÿ, âàæíû äëÿ âñåõ íàñ!

Äëÿ äåòåé ìëàäøåãî âîçðàñòà âû ìîæåòå ïðåäëîæèòü ñëåäóþùóþ èãðó: âîçüìèòå íåñêîëüêî èãðóøåê è âûñòðîéòå èõ â ðÿä. Ïóñòü ðåáåíîê ïîñìîòðèò íà íèõ è çàïîìíèò. Çàòåì íàêðîéòå èõ ÷åì-íèáóäü è óáåðèòå îäíó èç èãðóøåê (òàê, ÷òîá ðåáåíîê íå âèäåë). Ðàñêðîéòå. Çàäà÷à ðåáåíêà ïîñòàðàòüñÿ íàçâàòü îòñóòñòâóþùóþ èãðóøêó. Âû ìîæåòå òàêæå ïðåäëîæèòü åìó çàïîìíèòü êîðîòêèé ñïèñîê çíàêîìûõ ïðåäìåòîâ âàøåãî äîìà. Ïóñòü îí ïîñòàðàåòñÿ âñïîìíèòü èõ â ïðÿìîì è â îáðàòíîì ïîðÿäêå.

Äëÿ äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà è ïîäðîñòêîâ ìîæíî ïðåäëîæèòü òàêóþ èãðó: ðàçëîæèòå ïåðåä íèìè ëþáûå ïðåäìåòû, êàêèå òîëüêî íàéäåòå, äàéòå 15 ñåêóíä, ÷òîáû ðàññìîòðåòü, à çàòåì çàáåðèòå èõ èç ïîëÿ çðåíèÿ. Ïóñòü âàø ðåáåíîê ïîñòàðàåòñÿ âñïîìíèòü ýòè ïðåäìåòû, à âû ïîäñ÷èòàéòå, ñêîëüêî åìó óäàëîñü íàçâàòü â ïðîöåíòíîì îòíîøåíèè. Íà÷íèòå ñ ïÿòè è ïî ìåðå òîãî, êàê ðåáåíîê îñâîèò âûïîëíåíèå çàäà÷è, íàðàùèâàéòå èõ êîëè÷åñòâî äàëüøå. Âû ìîæåòå òàêæå ïîòðåíèðîâàòü ñëóõîâóþ ïàìÿòü, ïðåäëîæèâ ïîâòîðèòü çà âàìè âñëóõ ðÿä ñëó÷àéíûõ ÷èñåë èëè ñëîâ. Íà÷íèòå âñåãî ëèøü ñ 2-õ èëè 3-õ è òàêæå ðàáîòàéòå íàä óâåëè÷åíèåì èõ êîëè÷åñòâà.

6. Åæåäíåâíîå âðåìÿ îáùåíèÿ/«òðèóìôû è êðóøåíèÿ».  ñîâðåìåííîì ìèðå ñ åãî íåïðåðûâíûìè ñìñêàìè, èíòåðíåò ïåðåïèñêîé è òåëåôîííûìè ðàçãîâîðàìè, ïîëíîöåííîå îáùåíèå ñòàíîâèòñÿ, ïî èñòèíå, óòðà÷åííûì âèäîì èñêóññòâà. Åñëè âû ñìîæåòå åæåäíåâíî âûäåëÿòü âðåìÿ íà êàæäîãî ñâîåãî ðåáåíêà, ÷òîáû óçíàòü î åãî ïîáåäàõ è ïðîáëåìàõ è â îòâåò ïîäåëèòüñÿ ñâîèìè, ýòî ïîçâîëèò çíà÷èòåëüíî óëó÷øèòü åãî êîììóíèêàòèâíûå è ðàçãîâîðíûå íàâûêè. Îáñóæäåíèå óñïåõîâ è òðóäíîñòåé ìîãóò òàêæå ïîìî÷ü â èçó÷åíèè íàâûêîâ ðåøåíèÿ ðàçëè÷íîãî ðîäà ïðîáëåì.

Ðåàëèçàöèÿ âñåõ ýòèõ óïðàæíåíèé è çàíÿòèé ïîçâîëèò íå òîëüêî óëó÷øèòü èñïîëíèòåëüíûå ôóíêöèè ìîçãà, íî è ïîñòðîèòü õîðîøèå îòíîøåíèÿ è ñíèçèòü óðîâåíü ñòðåññà ó âñåõ ó÷àñòíèêîâ, êàê ó äåòåé, òàê è ó âçðîñëûõ. Äëÿ ðåáåíêà èãðà ìîæåò áûòü ðàáîòîé, î÷åíü íåîáõîäèìîé äëÿ åãî âñåñòîðîííåãî ðàçâèòèÿ. Âçðîñëîìó æå î÷åíü ïîëåçíî âðåìÿ îò âðåìåíè «âñòðå÷àòüñÿ» ñî ñâîèì âíóòðåííèì ðåáåíêîì. Òàê ÷òî âàøè ñîâìåñòíûå âåñåëûå «òðåíèðîâêè» ìîçãà áóäóò ñïîñîáñòâîâàòü îáîþäíîìó ðàçâèòèþ.

Äîêòîð Ðîáåðò Ìàéåðñ, äåòñêèé ïñèõîëîã

Источник