Упражнения на развитие высших психических функций ребенка

Упражнения на развитие высших психических функций ребенка thumbnail

Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №1413

СЕМИНАР

На тему:

«Коррекционно-развивающие упражнения на развитие высших психических функций у детей»

Составила: Учитель-дефектолог

Ярковенко Галина Юрьевна

КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ВНИМАНИЕ

1.Упражнение на развитие способности к переключению внимания

 а) Называйте ребёнку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.д. Он должен, по договорённости, отреагировать на определённые слова. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребёнок сбивается, повторите задание снова.

 б) В следующий раз можно предложить, чтобы ребёнок вставал каждый раз, когда, как условлено, услышит слово, обозначающее растение.

 в) Потом можно объединить первое и второе задания, т.е. ребёнок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встаёт при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.

 Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребёнка.

 Особенно интересно проведение подобных игр с группой детей, когда проявляется соревновательность между детьми. 

2.Упражнение на развитие концентрации внимания

 Для проведения занятий необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10-15 различий; несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок.

 В первом задании ребёнка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия (подберите картинки).

Во втором задании ребёнку показывают последовательно неоконченные картинки и просят назвать, что не дорисовано, или же показывают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствия (подберите картинки).

 В третьем задании нужно раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина.

 По всем трём заданиям оценивается результативность — число правильно названных различий, число названных недостающих деталей и нелепостей, а также число деталей, правильно раскрашенных. 

3.Упражнение на развитие произвольного внимания

 Ребёнку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребёнок спрашивает, что делать дальше, — ответить, что пусть он делает так, как понял.

 Если ребёнок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия. 

4. Упражнение на развитие объёма внимания

 Для проведения этого упражнения необходима тетрадь в крупную клетку, где вы заранее подготовите аналогичные таблицы с пустыми клетками. На рисунке в 8 квадратах определённым образом расставлены точки. Ребёнка просят посмотреть на первый квадрат (остальные 7 квадратов закрываются) и постараться точно так же расставить эти точки в тетради в пустом квадрате.

 Время показа одной карточки — 1-2 секунды, на воспроизведение точек ребёнку отводится не более 15 секунд.

1 5

2       6          3 7          4 8

КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ

1.Упражнение: «Определи звуки»

 Предназначено для развития способностей к фонематическому различию. Эти способности лежат в основе успешного обучения чтению, письму, иностранным языкам.

 Ребёнку предлагают картинки с изображением различных предметов. Проверьте, знает ли ребёнок эти предметы. Затем вы произносите какое-либо слово и просите ребёнка показать тот предмет, название которого начинается с того же звука. Например, вы говорите слово «молоко», и ребёнок показывает на картинку с «мячом», так как и «молоко» и «мяч» начинаются со звука «м».

2.Упражнение на развитие восприятия геометрических фигур

 Ребёнку предлагается рисунок с изображением различных геометрических фигур.

 Попросите назвать фигуры, которые знает ребёнок, подскажите ему названия тех фигур, которые он ещё не знает.

 В следующий раз попросите его нарисовать те фигуры, которые вы ему назовёте (круг, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник, треугольник, эллипс). 

3.Упражнение на развитие точности восприятия: «Дорисуй фигуры»

 Ребёнку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребёнка дорисовать их.

4.Упражнение на развитие представлений о частях суток

 Подготовить рисунки, посвящённые каждому времени суток, — утро, день, вечер, ночь. Затем ребёнку задают вопросы: «Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в детский сад? Что ты делаешь утром в детском саду?», и т.д.

   После этого покажите ребёнку картинки и спросите, о каком времени суток идёт речь в каждой. Ребёнок справляется с этим заданием. После этого предложите ему разложить самостоятельно эти картинки в соответствии с последовательностью частей суток. Расспросите подробнее, что делает ребёнок в каждую часть суток.

5.Развитие пространственных представлений

 Подготовьте заранее 5 игрушек (например: кукла, зайчик, мишка, уточка, лиса); картинку с изображением 9 предметов, расположенных столбиками по 3; лист бумаги в клеточку, карандаш.

Ребёнку предлагают выполнить несколько заданий:

Показать правую, левую руку, ногу; правое, левое ухо.

На столе перед ребёнком располагают игрушки следующим образом: в центре — мишка, справа — уточка, слева — заяц, впереди — кукла, сзади — лиса, и просят ответить на вопросы о расположении игрушек: «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед мишкой? Какая игрушка позади мишки? Какая игрушка стоит слева от мишки? Какая игрушка справа от мишки?»

Ребёнку показывают картинку и спрашивают о расположении предметов: «Что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу?»

Ребёнка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре — круг, слева — квадрат,  выше круга — треугольник, ниже — прямоугольник, над треугольником — 2 маленьких кружка, под прямоугольником — маленький кружок. Задание ребёнок выполняет последовательно.

Игрушки располагают слева и справа, впереди и позади ребёнка на расстоянии 40-50 сантиметров от него, предлагают рассказать, где какая игрушка стоит.

Ребёнку предлагают встать в центре комнаты и рассказать, что находится слева, справа, впереди, сзади от него.

 Наблюдайте за ребёнком в ходе выполнения заданий, определите, как зависят особенности восприятия пространства от точки отсчёта, удалённости объектов и т.д.

6. Упражнение на развитие пространственных представлений: «Точки»

Ребёнку дают карандаш и рисунок, на котором поставлены точки. Попросите теперь соединить эти точки таким образом, чтобы получились квадраты: самый большой и самый маленький. Далее спросите у ребёнка, какие ещё квадраты могли бы у него получиться, какие точки для этого нужно соединить. В заключение попросите ребёнка сосчитать общее количество квадратов разного размера.

КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА МЫШЛЕНИЕ

1. Упражнение на развитие мыслительной операции: «Сравнение предметов»

 Для сравнения предложите ребёнку следующие пары слов:

МУХА И БАБОЧКА ДОМ И ИЗБУШКА

СТОЛ И СТУЛЬЯ КНИГА И ТЕТРАДЬ

ВОДА И МОЛОКО ТОПОР И МОЛОТОК

ПИАНИНО И СКРИПКА ШАЛОСТЬ И ДРАКА

ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ ГОРОД И ДЕРЕВНЯ

  Ребёнок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребёнку предлагается их сравнить. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

 Проанализируйте ответы ребёнка. Сколько пар слов он удачно сравнил? Что для ребёнка легче: искать сходства или различия?

 Обычно дети затрудняются в нахождении сходства.

 Ребёнок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

2. Упражнение: «Соотношение понятий»

 Изготовьте картинки, на которых было бы четыре стадии развития ветки — от голой зимой до усыпанной ягодами осенью.

 Разложите перед ребёнком эти картинки в произвольном порядке и попросите его определить порядок размещения картинок по смыслу.

 Если для ребёнка это задание является трудным, начните с более лёгкого: пять кружков, увеличивающихся на каждой картинке по размеру.

 Или ещё вариант: пять квадратиков, которые следует разместить в обратном порядке — от самого большого до самого маленького.

 По аналогии придумайте ещё упражнения, которые развивают у ребёнка умение соотносить понятия, образовывать аналогии.

3. Упражнение на развитие наглядно-действенного мышления

 Используется кубик Рубика. Предполагается, что ребёнок с ним знаком.

 Ребёнку предлагают разные по степени сложности задания, которые необходимо выполнить в короткое время.

 Задание 1. На любой грани кубика собрать столбец или строку из трёх квадратов одного цвета.

 Задание 2. На любой из граней кубика собрать 2 столбца или 2 строки из квадратов одного цвета.

 Задание 3. Собрать полностью одну грань кубика из квадратов одного  цвета, т.е. полный одноцветный квадрат, включающий в себя 9 малых квадратиков.

 Если ребёнок справляется со всеми заданиями, то его наглядно-действенное мышление считается высоко развитым.

4. Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков

  4.1. «Найди лишнее слово»

 Читаете ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

 Предложите ребёнку определить слово, которое является «лишним».

СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ

ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ

ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША

МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ

ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА

ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА

ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА

МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ

БЕРЁЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА

КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, МАГНИТОФОН 

  4.2 «Найди лишнюю картинку»

 Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвёртая — лишняя.

 Разложите перед ребёнком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

 Отметьте, выделяет ли ребёнок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.

 Если вы видите, что ребёнку трудно дается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подобных картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное, заинтересовать ребёнка игровой формой задания.

5. Упражнение на развитие гибкости ума

Предложите ребёнку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

Назови слова, обозначающие деревья (берёза, сосна, ель, кедр, рябина…).

Назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…).

Назови слова, обозначающие зверей.

Назови слова, обозначающие домашних животных.

Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

Назови слова, обозначающие водный транспорт.

Назови слова, относящиеся к искусству.

Назови слова, обозначающие овощи.

Назови слова, обозначающие фрукты. 

6. Упражнения на развитие словесно-логического мышления

 6.1 «Определи понятие»

 Ребёнку предлагаются следующие наборы слов:

Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

Самолёт, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять,кусать, острый.

Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый. 

 Попросите ребёнка представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

 Перед тем, как ребёнок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?», или: «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

 Помогайте ребёнку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому. 

6.2 «Найди похожее слово»

 Используется тот же набор слов.

 Прочитайте ребёнку первое слово из первого ряда — «велосипед», и попросите из следующих рядов выбрать слово, подходящее к нему по смыслу (составляющее с данным словом единую группу, определяемую одним понятием). Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребёнку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 секунду. Во время прослушивания ряда ребёнок указывает то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к услышанному. Например, если он ранее услышал слово «велосипед», то из второго ряда выбирает слово «самолёт», составляющее с первым понятие «виды транспорта» или «средства передвижения». Далее последовательно из следующих наборов он выбирает слова «автомобиль», «автобус» и «мотоцикл».

 Если ребёнок не смог отыскать нужное слово с первого раза, то прочтите ему этот ряд ещё раз, но в несколько более быстром темпе. Если же ребёнок делает неправильные выборы, объясните ему ещё раз задание и приведите более простые примеры.

 Как только для поиска нужных слов ребёнку прочитаны все четыре ряда, переходите ко второму слову первого ряда и повторяйте эту процедуру до тех пор, пока ребёнок не предпримет попытки отыскать все слова из последующих рядов, подходящих ко всем словам из первого ряда.

 Для дальнейшего совершенствования словесно-логического мышления у ребёнка придумайте аналогичные ряды слов.

КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ПАМЯТЬ

1.Упражнение на развитие объёма кратковременной слуховой памяти: «Каскад слов»

 Заранее подготовить список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребёнку.

ОГОНЬ

ДОМ, МОЛОКО

КОНЬ, ГРИБ, ИГЛА

ПЕТУХ, СОЛНЦЕ, АСФАЛЬТ, ТЕТРАДЬ

КРЫША, ПЕНЬ, ВОДА, СВЕЧА, ШКОЛА

КАРАНДАШ, МАШИНА, БРАТ, МЕЛ, ПТИЦА, ХЛЕБ

ОРЁЛ, ИГРА, ДУБ, ТЕЛЕФОН, СТАКАН, ПАЛЬТО, СЫН

ГОРА, ВОРОНА, ЧАСЫ, СТОЛ, СНЕГ, КНИГА, СОСНА, МЁД

МЯЧ, ЯБЛОКО, ШАПКА, МОРКОВКА, СТУЛ, БАБОЧКА, МЕТРО, ЦЫПЛЁНОК, НОСКИ

ГРУЗОВИК, КАМЕНЬ, ЯГОДЫ, ПОРТФЕЛЬ, САНКИ, МОЛОТОК, ДЕВОЧКА, СКАТЕРТЬ, АРБУЗ, ПАМЯТНИК

 Попросите ребёнка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребёнок повторяет обязательно в этой же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами — 1 секунда). Когда ребёнок не сможет повторить определённый словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов).

 Если во второй попытке ребёнок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребёнок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

 То количество слов, которое ребёнок может повторить за вами, есть объём его слуховой кратковременной памяти на слова.

 Ребёнок 6-7 лет правильно воспроизводит ряд из 5-6 слов.

2.Упражнение на развитие зрительной памяти

 Разложите на столе перед ребёнком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребёнка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите её повторить, сложить так же.

 Усложнить это упражнение  можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребёнок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

  Другой вариант: вы просите ребёнка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.

 Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.

3.Упражнение на развитие памяти на цифры, буквы, слова

 Покажите ребёнку цифровой ряд, написанный на карточке, и попросите его повторить в той же последовательности эти цифры, затем увеличивайте этот ряд на одну цифру. Отметьте, какое максимальное количество цифр может повторить ребёнок.

     6  2

     2  8  3

     3  7  1  4

     6  3  9  1  5

     8  1  4  9  2  6

     7  4  1  8  3  9  2

 Далее предложите ребёнку выполнить тоже самое задание, но только зачитывая цифры без показа. (В первом случае вы определяли зрительную память, а во втором — слуховую.)

 В третьей серии попробуйте научить ребёнка одному из способов расширения способности к запоминанию. Начните с того цифрового ряда, который ребёнок уже не смог повторить. Для того чтобы легче запомнить каждую цифру, научите ребёнка отыскивать какую-нибудь аналогию с соответствующим числом. Например: какое-то число совпадает с возрастом ребёнка, какое-то — с номером квартиры и т.д. Теперь ему будет легче воспроизвести этот цифровой ряд.

 Продолжите подобную тренировку, но пусть ребёнок сам пытается найти какие-либо аналогии для того чтобы затем воспроизвести цифровой ряд.

 Тот же самый приём можно использовать и для тренировки на запоминание букв и слов. Постоянно учите ребёнка использовать своё воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает более надёжно закрепить нужную информацию в долговременной памяти.

Источник

1. Картотека заданий по развитию высших психических функций

Память (возрастная категория — дошкольники, младшие школьники)

1 «Чудесный мешочек». (Цель: Развитие осязательной памяти.)

Сначала детям показывается содержимое мешочка и дается все потрогать, затем дети на ощупь отгадывают предметы, которые лежат в чудесном мешочке.

2 «Запомни, повтори» (Цель: Развитие слуховой памяти.)

Детям говорится от 5 до 10 слов. Они должны прослушать и повторить.

3.«Какой фигуры не стало?» ( Цель: Развитие зрительной памяти и внимания.)

Выставляются карточки с изображением геометрических фигур одного цвета. Дети запоминают, в каком порядке они расставлены. Затем одна фигура убирается, а дети определяют: Какой фигуры не стало.

Мышление (возрастная категория — дошкольники, младшие школьники)

1 «Лабиринт»(Цель: развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание.)Оборудование: карточка с лабиринтом, карандаш.Речевой материал: пчела, варенье, помоги пчеле найти дорожку в лабиринте к варенью, куда летит пчела?

Педагог дает ребенку карточку с лабиринтом и предлагает найти дорожку к варенью, помочь пчеле. Ребенок вначале может прослеживать дорожки с помощью карандаша, за тем только зрительно.

2 Нравится – не нравится”. (цель: развитие наглядно — образного мышления)

Можно играть с карточками, а можно словесно. Выбираем предмет или явление и рассказываем, что именно нравится, а что нет, то есть, оцениваем предмет. Например, картинка кошки: нравится – мягкая, приятная на ощупь, игривая, ловит мышей…; не нравится – царапается, убегает и т.д.

. 3“Назови одним словом”. (цель: развитие словесно – логического мышления)

Называем несколько предметов одним словом. например, при названных словах тарелка, чашка, ложка – нужно озвучить слово “посуда”.

Речь (возрастная категория — дошкольники, младшие школьники)

1«Зарядка для язычка» (тренировка артикуляционного аппарата)

Преподаватель стоит напротив детей, произносит соответствующие слова, дети выполняют описанные действия. Ученики сначала смотрят, затем повторяют.

Погулять язык собрался:

(открыть рот)

Он умылся,

(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался,

(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся,

(провести языкам по губам – “облизнуться”)

Вправо, влево повернулся,

(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,

(опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз — и в ротике исчез.

(спрятать язык во рту)

2 «Придумай новое слово».

Задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом — дым».

Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

3.«Какой он?».

В этом задании дети расширяют словарный запас, учатся использовать в речи прилагательные. Педагог показывает предмет и спрашивает, какой он. (Например, мяч — круглый, прыгучий, резиновый).

4 «Рассказ по картинке»

Для развития связной речи используются рассказы по картинкам. Дети с удовольствием ищут правильный порядок картинок с различными событиями, а затем (сначала при помощи наводящих вопросов) составляют небольшой рассказ.

Воображение (младшие школьники, учащиеся среднего звена)

1«Для чего это нужно» по принципу— «Похвали предмет».

Передавая по кругу предмет, все делятся своими мыслями о важности данного предмета. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.

2.«Игра закончи предложение»

Бросая мяч, ведущий начинает предложение, а участники, сидящие в кругу – заканчивают его.

3.«Игра в несколько рук»(или создание общей картины).

У каждого участника в круге по листу бумаги. По музыкальному сигналу, все начинают рисовать свой воображаемый предмет. Музыка выключается, участники передают свой листок по кругу, продолжая рисунок своего соседа, включая свое воображение. И так, пока не вернется свой листок от рядом сидящего.

Восприятие (возрастная категория — дошкольники)

Фонематическое восприятие же представляет собой «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова»(дошкольники)

1Будь внимателен”. Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать : если педагог правильно называет картинку – ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова:
Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т. д.
Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т. д.
Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т. д.

2Придумай слово”. Педагог предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат, похоже (мышка–миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза–коса, оса, лиса и т. д.).

Найди различия в картинках» ( Развитие восприятие формы, цвета, величины предметов, наблюдательность, концентрации внимания.)

 Ребенку даются 2 картинки, в которых нужно найти отличия.

2.План — конспект психокоррекционного занятия по развитию личности

Для детей 5-6лет с диагнозом ОНР.

Тема: «Мы сегодня не грустим, подружиться все хотим!!!!»

Цель: Развивать у детей чувство дружбы, коллективизма, позитивного эмоционального фона, развитие речи.

Задачи:

  • Развивать положительное самоотношение и принятие других людей.

  • Формировать доверие к окружающим.

  • Способствовать созданию положительного эмоционального климата в группе.

  • Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения, тревожности.

Оборудование: Аудиозапись песен о дружбе, 2 игрушки, воздушные шарики по числу детей ,трафареты рукавичек, карандаши.

Ход занятия

1.   Вводная часть:

1.1 Ритуал приветствия(цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения)

Дети встают в круг

Пальчиковая игра: «Дружба»

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать.

Раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять».

1.2Упражнение «Передай улыбку по кругу»(цель:снятие напряжения, создать положительный эмоциональный климат )

Каждый по кругу улыбнется соседу.

2 Основная часть.

2.1. Сообщение темы занятия

(Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг».)

«Кто из вас самый сообразительный и уже догадался, о чем мы будем с вами сегодня говорить? … Да, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о дружбе. Удивительное, волшебное слово! Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово – дружба».

(Совместное озвучивание слова).

«А как вы понимаете, что такое дружба?» ( Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга…)

«Дружба — это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба — это улыбки друзей. Значит, друзья — это люди, с которыми нам интересно и комфортно».

 — Какими бывают друзья?

— Как они поступают?

— Легко ли прожить без дружбы?

— В народе сложено много пословиц и поговорок о дружбе и в каждой заложен свой особый смысл. Послушайте мои поговорки и объясните, о чем они. (Дети повторяют пословицы и поговорки и объясняют их смысл и значение.)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один за всех и все за одного.

Сам погибай, а товарища выручай.

Старый друг лучше новых двух.

-А какие пословицы и поговорки вы знаете, расскажите их и объясните.

Один в поле не воин.

Без беды друга не узнаешь.

Как аукнется, так и откликнется.

Одной рукой и узла не завяжешь.

Человек без друзей, что дерево без корней. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты. Дружным любая беда нипочем.

2.2 Упражнение рукавичка(цель: Формирование доверительного отношения к окружающим)

-Когда с кем-то дружишь, всегда рад видеть этого человека, скучаешь без него. И мы сейчас будем выбирать себе друга. Я вам раздам вырезанные из бумаги рукавички с различными не закрашенными узорами. (Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры). После того как каждая пара рукавичек встретиться, дети должны раскрасить одинаково рукавички, (детям предлагается для работы три карандаша разного цвета, красный, зеленый, синий. Во время работы звучит аудио запись песни про дружбу).

2.3 Игра «Передай быстрее» (Цель: Развивать чувство коллективизма.)

Дети становятся в круг, от ведущего по кругу в разные стороны передаются 2 игрушки, если обе игрушки окажутся у одного человека, он выбывает.)

2.4 Игра «Смешинки и злючки» (Цель: Учить различать эмоции)

Дети по команде показывают весёлых и злых зверей.

Обсуждение:- Ребята ,а как можно злого зверя сделать добрым, весёлым?

2.5 Упражнение «Что нам делать с этим чувством?» (Цель: способствовать снятию чувства тревоги)

Предложить детям подумать, что их тревожит, чего они боятся. Потом этим страхом надуть воздушный шарик и лопнуть его.

Страх и тревога лопнули.

2.6 Упражнение «Волшебный сон»( релаксация)

-Дети, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и увидеть волшебный сон!

Упражнение на релаксацию выполняется под спокойную, расслабляющую музыку.

Дети находятся в состоянии покоя (лёжа на ковриках).

Даётся установка: «Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается «Волшебный сон». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова с закрытыми глазами. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Всем открыть глаза и встать».

Внимание! Наступает «Волшебный сон».

«Реснички опускаются, глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем (2 раза, сном волшебным засыпаем…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают… Ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза).

Шея не напряжена и расслаблена… Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется (2 раза). Дышится легко… ровно… глубоко… (пауза).

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем!

Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!

3. Заключение(Рефлексия)

Дети, вам понравилось наше занятие?

-Что же такое дружба?

-Какое настроение после занятия?

-Ребята, цените дружбу, делайте все для ее сохранения, и, если вдруг ваши отношения испортились, всегда нужно набраться смелости, перебороть себя, и сделать первый шаг на восстановление отношений, кто бы ни был виноват в их ухудшении».

Источник