Упражнения на развитие связной речи ребенка 4 лет
Юля Чуркина
Игры и упражнения для детей 3–4 лет по речевому развитию
Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3-4 лет.
Очень важно мне, как педагогу учитывать разный речевой уровень детей, которые пришли в детский сад из семьи, поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребенком, она проходит в утренние и вечерние часы.
Цель индивидуальной работы- развивать речевые способности каждого ребенка.
Задача: воспитание звуковой культуры, формирования словаря и грамматического строя речи.
Угадай игрушку
Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Воспитатель показывает детям 3—4 игрушки, дети называют их. Надо сразу научить детей правильно называть предмет: «Это. (заяц, лиса, утенок)». Воспитатель рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично воспитатель описывает другие игрушки, а дети называют их.
Про кого я говорю
Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
Воспитатель описывает ребенка из группы, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».
Дети называют ребенка, которого описывает воспитатель.
Скажи, какой
Учить выделять и называть признаки предмета.
Воспитатель достает из коробки предметы и называет их, например: «Это груша». Дети называют признаки предмета: «Она желтая, мягкая, вкусная».
Исправь ошибку
Учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и называть эти признаки правильно.
Воспитатель показывает детям картинки: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок изображен с ушами зайца. Дети исправляют ошибки: цыпленок желтый, клюет
зернышки, у медвежонка круглые маленькие ушки.
Кто больше увидит и назовет
Выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
Дети рассматривают куклу, называют предметы одежды и признаки внешнего вида (глаза, волосы). За правильные ответы кукла награждает детей флажками (или колечками от пирамидки).
Сравни разных зверят
Учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.
Мишка большой, а мышка. (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый.) А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину, а мышка любит. (сыр, сухарики).
Лапы у Мишки толстые, а у мышки. (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка. (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки. (короткий).
Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.
Куклы рисуют и гуляют
Обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.
В гости к детям приходят две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы хотят рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая. (ко-роткий). Большая кукла нарисовала большой дом, а маленькая. (маленький).
— Как по-другому можно назвать маленький дом? (Домик, домишко.)
— Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь. Они спрятались под елки. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая. (под низкой). Дождь кончился, и куклы пошли домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая по. (узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы повернули кран с горячей водой, а потом с. (холодной). А если смешать холодную воду с горячей, какая вода получится? (Теплая, прохладная.) По-шли куклы спать. У них были разные кроватки. Какие? (Высокая и низкая, большая и маленькая, широкая и узкая.)
Кукла веселая и грустная
Познакомить с противоположными состояниями (веселый — грустный).
А Девочка Маша стала играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Таня все время веселая, а Катя грустная.
Как вы думаете, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила.) Какими другими словами можно сказать, что Катя грустная? Какая она? (Печальная, расстроенная.) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.)
Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)
Назови одним словом.
Закрепить представление об обобщающих словах.
Вспомните, на чем спали куклы? (На кроватях.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.)
Я начну говорить, а вы продолжайте: кровать, шкаф. (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у вас дома?
Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжайте: платье, брюки. (юбки, кофты, рубашки). Как эти вещи называются? (Одежда.) Какая одежда надета на вас?
Куклы сели за стол. А на столе стоят. (тарелки, чашки, блюдца). Лежат. (ложки, вилки). Это. (посуда). Из какой посуды вы едите суп и кашу? (Из глубокой тарелки суп, из мелкой кашу.)
Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Какие игрушки вы знаете и любите?
Разложи картинки
Учить выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Детям раздают по две картинки, изображающие два последовательных действия: мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т. п. Дети должны назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.
Кто что умеет делать
Учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
a Воспитатель показывает детям картинки с изображением животных, а дети говорят, что эти животные любят делать, как кричат. Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком шерсти; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.
Такую игру можно проводить на разные темы. Например, о животных и птицах: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.
Где что можно делать
Активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
А Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы и ягоды, слушать птиц, отдыхать.)
Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, катере или теплоходе, ловить рыбу.)
Закончи предложение
Учить подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.
А Воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчивает: «Оля проснулась и. (пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку). Коля оделся и. (пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу). Зайчик испугался и. (спрятался в кусты, задрожал, помчался прочь). Ира обиделась и. (заплакала, не стала разговаривать с детьми)». Незавершенность предложений воспитатель подсказывает интонацией.
В обучении составлению повествовательных текстов большую роль играет совместное рассказывание. При этом воспитатель должен для себя составить схему рассказа, которую дети будут заполнять. Можно предложить придумать рассказ по мотивам предложений, которые дети только что составляли: «Как-то раз Оля. (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она. (пригласила на прогулку брата Колю).
Дети взяли с собой. (мячи, прыгалки). На полянке. (они увидели зайчика, который. (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг. (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле. (стало очень весело)».
Расскажем про Олю и зайчика
Составлять совместный повествовательный текст; учить заканчивать интонационно предложения рассказа по схеме.
Воспитатель предлагает рассказать про Олю: «Как-то раз Оля. (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она. (пригласила на прогулку брата Колю). Дети взяли с собой. (мячи, прыгалки). На полянке. (они увидели зайчика, который. (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг. (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле. (стало очень весело)».
Игра-инсценировка с игрушками
Учить разыгрывать инсценировки по содержанию хорошо знакомых произведений.
Сначала воспитатель читает сказку, затем идет совместный пересказ, а потом проводится инсценировка. Например, в сказках «Заюшкина избушка», «Теремок» можно изменить сюжет или его окончание, включить новых персонажей. В сказке «Козлятки и волк» в обработке К. Д. Ушинского в избушку приходит не волк, а. заяц. В новом сюжете дети привлекаются к диалогу между героями сказки.
Козлята и зайчик
Учить придумывать новое окончание знакомой сказки.
Сначала дети вспоминают сказку «Козлятки и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький. (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит:. («Не бойтесь меня, это я — маленький зайчик».) Козлята. (впустили зайчика). Они угостили его. (капустой, морковкой). Малыши поели и стали. (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл. (на барабане, а козлята. (весело прыгали)».
В последующем можно разыгрывать любые несложные сюжеты, придуманные вместе с детьми для специально созданной ситуации. К детям приходит кукла с воздушными шарами, и дети с воспитателем составляют рассказ «Как у Гали улетели шары». Или идет Мишутка с лыжами и перевязан-ной лапой. Рассказ называется «Как Мишка учился на лыжах кататься». Основная линия сюжета намечается воспитателем: «Гале подарили. (воздушные шары). Они были. (красные, желтые, синие, разноцветные). Галя пошла. (на прогулку со своими шарами). Вдруг подул. (сильный ветер). Галя не удержала. (шары, и они улетели). Девочка заплакала. Мимо пробегал. (ее друг). Он спросил:. («Что ты плачешь?») Галя ответила:. («Беда случилась, шары улетели».) Мальчик успокоил Галю и сказал:. («Не горюй, у меня дома есть шары, я сейчас их принесу».)
Постепенно роль воспитателя уменьшается. Он подсказывает лишь слова-связки между предложениями и частями высказывания: как-то раз., вдруг., а тут., и тогда., и стали они.
Повествование можно составить коллективно, несколькими детьми, например в игре «Поезд». Детям говорят, что они будут вагончиками, но прицепиться друг к другу они смогут тогда, когда правильно продолжат то, что сказал предыдущий ребенок: «В лесу жил. трусливый зайчик. Один раз. он пошел. гулять. Вдруг он увидел. большую змею. Зайчик испугался. и убежал».
В качестве помощи детям воспитатель повторяет последнее слово или всю фразу, сказанную предыдущим ребенком, тем самым задерживая внимание очередного рассказчика на сюжетной линии. Если пауза затягивается, воспитатель подсказывает ребенку начало следующей фразы.
В гости к кукле Тане
Учить составлять рассказы повествовательного типа, подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы, образовывать имена в уменьшительно-ласкательной форме.
Дети, поедем в гости к Тане. Я буду паровозом, а вы маленькими вагончиками, если будете правильно называть слова. Кто первым назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем: «Слон большой, а собачка. (маленькая). Летом тепло, а зимой. (холодно). Кресло мягкое, а стул. (жесткий). Я высокая, а Маша. (низкая). Дорога широкая, а тропинка. (узкая). Мама молодая, а дедушка. (старый). Поезд длинный получился. Поехали!»
— Посмотрите, что здесь случилось. Птица волнуется, крыльями машет: птенчик выпал из гнезда, испугался и дрожит. Давайте успокоим его, скажем ему, какой он хороший (маленький, тепленький, мягонький). Как помочь ему? (Положить в гнездо.)
А вот и Танин дом. Мы немного задержались. Дети расскажут Тане, почему это произошло.
Воспитатель начинает: «Ехали мы в поезде. И вдруг.» Дети продолжают.
Таня приглашает детей пить чай с конфетами. Какие конфеты? (Вкусные, сладкие.) Что еще бывает сладким? (Сахар, шоколад, варенье, компот.) А вот лимон лежит. Он какой? (Кислый.) А что бывает горьким? (Лук, чеснок, лекарства.)
Таня стала прощаться с детьми. Что она им говорила? (До свидания, заходите еще, была рада с вами встретиться.) А детей всех она называла ласково. Как? (Олечка, Димочка.)
Такие упражнения готовят детей к самостоятельному составлению рассказов типа описания и повествования. Включаются и отдельные элементы рассуждения. Благодаря этому у детей развиваются творческие навыки. Они понимают задания: составить рассказ, придумать продолжение, а затем окончание сказки, вместе с воспитателем сочинить, описать, рассказать.
Источник
Уровень развития речи и познавательных способностей дошкольников в возрасте 4-5 лет уже достаточно высокий: дети активно общаются, обладают обширным словарным запасом, которым могут оперировать в любой ситуации, спокойно описывают разнообразные предметы, а из их речи исчезают явные дефекты. Если этого не происходит, то вероятность постановки диагноза ЗРР (задержка развития речи) увеличивается в несколько раз. Обследование у профильных специалистов поможет установить причину задержки и направить родителей по правильному пути. В этом возрасте проблема ещё не является критической и может быть устранена при грамотном совмещении лечения (если это необходимо), занятий по развитию речи с логопедом-дефектологом и занятий с участием родителей дома.
Нормы развития речи в возрасте 4-5 лет
Для того, чтобы вовремя определить проблемы с развитием речи, необходимо ориентироваться в том, что должен уметь малыш, и лишь после этого «бить тревогу», обращаясь к логопедам и дефектологам.
Согласно нормам речевого развития детей от 4 до 5 лет, в данном возрасте ребенок должен уметь:
- говорить таким образом, чтобы его понимали все окружающие, а не только самые близкие;
- спокойно оперировать своим словарным запасом (минимум в 3000 слов);
строить логические предложения из 6-8 фраз; - понимать разницу между людьми, животными и неодушевленными предметами, знать их особенности и отличительные черты (животные не могут говорить, у собаки четыре лапы, кошка мяукает и др.);
- уметь находить предмет, ориентируясь только на его описание (например, мяч – круглый, синий, прыгучий) и сам составлять описания предметов;
- понимать значения предлогов и правильно вставлять их в предложения;
- иметь понятие о разных профессиях, кто и чем занимается (учительница – учит детей, кондитер – печет торты и др.);
- уметь поддерживать беседу на понятные ему темы, задавать уместные вопросы и отвечать на поставленные ему вопросы;
- без затруднений пересказывать услышанные рассказы, сказки, занимательные истории;
- знать наизусть несложные стишки, потешки, скороговорки для детей;
без подсказок называть свои имя и фамилию, знать свой возраст и адрес проживания; - уметь отвечать на вопросы о своем времяпровождении (где был, что кушал на завтрак, кого встретил по дороге в детский сад и др.).
Диагностика ЗЗР
Диагностика ЗЗР включает в себя проверку таких показателей:
произношение звуков;
- звуко-слоговая структура слова;
- фонетическую восприимчивость;
- возможности фонематического анализа синтеза;
- состояние лексики и грамматического строя импрессивной, экспрессивной и связной речи.
На основании данных проверки логопедом составляется диагностическая карта с описанием особенностей развития речи малыша, на основании которых делается заключение и озвучиваются рекомендации касательно занятий по развитию речи.
Дидактические игры
Дидактические игры на развитие речи для детей 4-5 лет бывают разнообразными, рассмотрим самые популярные.
- Найди ошибку
Эта игра позволяет правильно произносить и запоминать слова в которых много складов, а также активно развивать слуховое внимание. Например, ребенку показывают карточку слоненка и говорят: у него есть хобот (правда), он быстро бегает (неправда), он тяжелый (правда). Кроме названных характеристик, малышу предлагают самому назвать ещё несколько.
- Так может быть или нет
Благодаря этой игре дети учатся замечать непоследовательности и активно развивают свое логическое мышление. В отдельных предложениях или небольших историях необходимо определить то, чего не может быть. Например: «Наступила осень и на деревьях начали появляться первые зеленые листики».
- Какое время года
Благодаря стихам и описательным рассказам можно очень легко научиться определять время года.
- Какой, какая, какое
Для загаданного взрослым слова необходимо правильно подобрать определение. Например: «Солнышко – желтое, горячее, круглое», «Снег – белый, мокрый, холодный», «Шапка – новая, синяя, теплая».
- Отгадай растение
Самостоятельное описание предметов и отгадывание описанного взрослым позволяет развивать внимание и память, учиться правильно описывать предметы и угадывать их по признакам.
- Какое что бывает
Ребенку предлагается рассказать, что может быть, например, голубым – небо, море, глаза у мамы, или высоким – забор, дом, дерево. Такие занятия помогают не только развивать внимание, а и вырабатывать умение классифицировать предметы по разным признакам: форме, цвету и др.
- Когда это бывает
На рассмотрение ребенка предлагаются картинки, на которых изображены разные действия (например, идет снег). Необходимо определить, когда это происходит (правильный ответ – зимой).
Большинство дидактических игр используется воспитателями в детском саду согласно действующим Федеральным государственным образовательным стандартам, которые направлены на активное развитие речи детей дошкольного возраста. С полным перечнем всевозможных дидактических игр и разнообразных упражнений (с детальными инструкциями) можно ознакомиться в Программах развития речи и познавательных способностей для детей 4-5 лет разных авторов (Карпова С.И, Мамаева В.В, Ушакова О.С.).
С.И. Карпова В.В. Мамаева Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет
Ушакова О.С. Программа по развитию речи для детей дошкольного возраста
Упражнения и задания
Основными упражнениями и заданиями, которыми ежедневно необходимо заниматься дома, для активного развития связной речи, являются:
Артикуляционная гимнастика
- Съешь варенье. Необходимо представить, что после съеденного пирожка на губах осталось варенье, которое нужно облизать. Языком плавно слизываем варенье с нижней и верхней губы.
- Язык-лопата. Необходимо представить, что язык – это лопата, которая должна пролежать на подставке (нижней губе) как можно дольше. Вытягиваем язык, располагая его на нижней губе, и удерживаем в данном положении в течение 10-15 секунд.
- Язык-иголка. Необходимо представить, что язык – это тонкая иголка, которую нужно удержать навесу. Вытягиваем язык, пытаясь сделать его узким, и пытаемся удержать в течение 10-15 секунд.
- Я лошадка. Малышу необходимо представить себя лошадкой, которая стучит копытцем и цокает языком. Топаем правой и левой ножкой по очереди, цокая при этом язычком.
Данные упражнения лучше всего делать не больше 5-7минут и повторять по 2 раза на день.
Веселее выполнять артикуляционную гимнастику с детьми, рассматривая картинки и читая стишки.
Пальчиковые игры
- Кошечка. Обе ладошки сжаты в кулачки и лежат на ровной поверхности. Необходимо одновременно выпрямить пальчики на обеих ручках, плотно прижимая к столу. Упражнение необходимо повторять 4-5 раз. После нескольких занятий задачу можно усложнить: сначала выпрямляются пальчики на одной руке, потом они сжимаются, а на второй выпрямляются.
- Угостим кошечку молоком. Ладони, словно вычерпывают молоко.
- Зайчик. Пальцы имитируют уши зайки, пальчики бегут по столу, сжимаются в кулак, кулачок в кулачке.
- Собачка. Указательным палец показывает хвост собачки, пальцы сжимаются в кулачок, большой палец поднимается вверх, пальчики убегают.
Использование пальчиковых игр с параллельным разучиваем стишков может показать достаточно хорошие результаты, так как существует сильная взаимосвязь между человеческой рукой и речевым центром мозга. Малыш легко и более эмоционально воспринимает информацию и без проблем воспроизводит её в будущем.
Логоритмика
Логоритмика – это одновременное чтение стихов, сопровождаемое определенным набором движений на фоне тематической музыки. Изначально взрослый показывает все на своем примере, после чего малышу предлагается повторить только что увиденное.
Оптимальным временем для выполнения данного задания является вторая половина дня, регулярность занятий – через 1-2 дня.
Особое место в занятиях по развитию речи отводиться мультикам, которые дети так любят. Существуют специально-разработанные мультфильмы, направленные на закрепление букв азбуки, изучение цветов, обучение счёту и речевое развитие.
Выбор мультиков остается за родителями, но обязательным условием является его универсальность (и для мальчиков и для девочек), наличие положительных персонажей, высокое качество видео и звука.
Скороговорки
Скороговорки для детей представляют собой небольшие рифмованные фразы, зачастую с определенным сюжетом. Благодаря занятиям по скороговоркам эффективно вырабатывается четкость речи и пополняется словарный запас.
Различают следующие виды скороговорок, которые используются во время занятий по развитию речи:
- Содержащие звук [Л]: «У ёЛки игоЛки коЛки, игоЛки коЛки у ёЛки» и др.
- Содержащие звуки [З], [Ж], [С], [Ш]: «Шесть мыШат в камыШах ШурШат» и др.
- Содержащие звук [Р]: «Идут бобРы в сыРы боРы. БобРы добРы, добРы бобРы» и др.
- Содержащие звуки [З]и [ЗЬ]: «Зоиного Зайку все Зовут ЗаЗнайка» и др.
Правильно-подобранные скороговорки для развития речи при условии регулярных занятий способны значительно улучшить дикцию и выработать грамотную речь.
Если вовремя и со всей серьезностью не подойти к устранению проблемы развития речи детей, то в ближайшем будущем у них могут возникнуть трудности в обучении в школе и в общении с одноклассниками (из-за неправильного произношения звуков). Это чревато возникновением насмешек, снижением самооценки малыша, исчезновение желания к обучению и общению с окружающими. Поэтому развитие речи детей в возрасте 4-5 лет должно стать приоритетной задачей самих родителей, которые активно могут заниматься со своими детьми дома, в игровой форме.
Источник