Упражнения на развитие просодики ребенка
Упражнения по развитию просодики:
По развитию дыхания:
- «Погреем ладошку». Руки, согнутые в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см ото рта. Дуть тёплым воздухом на ладони.
- Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными (ха-хи-хо).
- «Сдуй шарик». Стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны — получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой — шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи — шарик сдулся.
- «Насос». Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.
- «Заморозим подбородок». Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
По развитию ритмической организации высказывания:
- Логопед воспроизводит серию ударов по столу карандащом, с короткими и длинными паузами, а затем просит повторить ребёнка за ним.
- «Кулачки». Вытянуть руки вперед. Сопровождаем проговаривание скороговорки, сжиманием кистей рук в кулачки. Ритм сжимания соответствует ритму произношения скороговорки. (На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.)
- «Хлопки». Прохлопать ритм скороговорки. (Мама мыла Милу мылом.)
- «Ритмические импровизации». Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.
- «Перемена ритма». По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.
По развитию темповой организации высказывания:
- Произнести слоговые ряды с разным темпом: На “з, зь” — (зы – зэ – за – зо – зу – зы), (зи – зе – зя – зё – зю – зи).
- Медленное проговаривание скороговорок. ( Ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.)
- «Часы».
Тик-так, тик-так.
Часы большие так идут.
(Хлопают и говорят медленно.)
Тики-таки, тики-таки-
Маленькие так бегут.
(Хлопают и говорят быстро.)
- Произнести в разном темпе.
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
- Придумывание предложений и проговаривание их в разном темпе (одно предложение быстро, другое медленно).
По развитию интонационной выразительности речи:
- Прочитайте предложения. Подумайте, как нужно расставить логические ударения. Какие слова в предложениях помогли правильно это сделать?
Вы сегодня приедете или кто другой?
Вы сегодня приедете или завтра?
Вы сегодня приедете или не приедете?
- Развитие умения сказать фразу с различной интонацией вопросительной, восклицательной, повествовательной. (Сегодня 11 ноября.)
- Определение картинки символа, соответствующей высказыванию. (Какое сегодня число?)
- Хлопни в ладоши тогда, когда услышишь вопросительную интонацию.
- Развивать умение выделять ударный звук в слове.
По развитию голоса:
- Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!
- Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.
- Прочитайте стихотворение в заданном темпе:
Еле-еле, еле-еле — — -(медленный темп)
Завертелись карусели. — — -(медленный темп)
А потом, потом, потом — — -(средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! — — -(быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, — — -(очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! — — -(очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите — — -(средний темп)
Карусель остановите. — — -(средний темп)
Раз, два, раз, два — — -(медленный темп)
Вот и кончилась игра. — — -(медленный темп)
- Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: «Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали… быстро ехали… быстро ехали».
- Усиление и ослабление голоса от беззвучной артикуляции до громкого произнесения.
Источник
Мария Соусканова
Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи
Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
Выделенные структурные компоненты просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией имеет свои особенности, а именно:
• речевое дыхание чаще всего верхнеключичное;
• речевой выдох ослаблен, короткий;
• речь монотонна, маловыразительна;
• темп речи замедленный или ускоренный;
• ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;
• голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют;
• голос либо тихий, либо чрезмерно громкий;
• тембр чаще низкий;
Формирование просодической стороны речи целесообразно проводить в три этапа, ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.
Этапы формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
1 этап Подготовительный
1. Работа над речевым дыханием.
2. Работа над голосом.
3. Формирование ритмической организации речи.
4. Формирование темповой организации речи.
2 этап Основной
1. Формирование общих представлений об интонации.
2. Знакомство с повествовательной интонацией.
3. Знакомство с вопросительной интонацией.
4. Знакомство с восклицательной интонацией.
5. Дифференциация интонационной структуры предложения.
3 этап Заключительный
1. Работа над интонацией повествовательного предложения.
2. Работа над интонацией вопросительного предложения.
3. Работа над интонацией восклицательного предложения.
4. Дифференциация интонационной структуры предложения
1. Работа над речевым дыханием
ПОСТАНОВКА НИЖНЕ-РЕБЕРНОГО ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ.
Нижне-реберное диафрагмальное дыхание не утомляет ребёнка, создаёт длительную, плотную и управляемую струю воздуха. Постановка осуществляется с помощью следующего упражнения.
Упражнение. «ШАРИК»
Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это большой воздушный шар, Тогда мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у нас маленький шарик. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц Плечи нельзя поднимать.
Вдохнуть! Выдохнуть! Мышцы живота расслабились, стали мягкими. Теперь можно сделать новый вдох свободный, ненапряжённый! Делайте как я.
Следует повторять 3 раза. Контроль движений брюшного пресса и нижних рёбер сбоку рукой применять и далее.
Началом неречевого и речевого дыхания считается выдох, после которого следует пауза. Пауза регулирует степень вдоха. Вдох делается без напряжения и усилий бесшумно и быстро, без форсированности; от наполнения легких воздухом во время вдоха отмечается движение стенки живота и нижних рёбер грудной клетки вперёд и в стороны. При выдохе они постепенно занимают своё исходное положение. При выдохе нужно стремиться к очень медленному и равномерному (6-!5 секунд – зависит от тренированности) удалению воздуха. И снова выдерживается достаточная пауза. Это упражнение повторяется до тех пор, пока не устранится ошибочное положение на вдохе: подъём грудной клетки вверх с втягиванием живота внутрь.
Ребёнку, находящемуся в положении лёжа, кладут на живот в область диафрагмы лёгкую игрушку. (Инструкция: «посмотри на игрушку, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».)
2. Развитие голоса:
Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона.
1 упражнение.
Произнеси звук (Ж, с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).
2 упражнение.
Вспомните, как говорили в сказке «Три медведя» Михайло Иваныч, Настасья Петровна и Мишутка. Какой по высоте голос был у каждого? Произнеси фразу «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» голосом Михайло Иваныча, Настасьи Петровны и Мишутки.
3 упражнение.
Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков (с опорой на движения руки и графические изображения)
Упражнения на развитие силы голоса.
1 упражнение «Гудок паровоза».
Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произносим очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.
2 упражнение.
Усиление голоса (беззвучная артикуляция — шепот — тихо — громко):
ОООО
АААА
АУИ АУИ АУИ АУИ
3 упражнение.
Ослабление голоса (громко — тихо — шепот — беззвучная артикуляция):
УУУу
ЖЖЖж
ABA ABA ABA ава
Упражнения на выработку умения управлять темпом речи.
Произнесите следующие предложения в нужном темпе:
• Как медленно вертится колесо!
• Помогите, человек тонет!
• Как долго тянется зима!
• Скорей бежим домой!
Игры и упражнения на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса.
Игра «Узнай по голосу»
Дети становятся в круг. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Играющие начинают двигаться по кругу подскоками. С остановкой музыки дети останавливаются, и один из них (по выбору педагога) должен громко сказать: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!»
Водящий с завязанными глазами должен назвать по имени того, кто это сказал. Если он правильно угадывает, его место занимает тот, кого он узнал по голосу.
Упражнения на постановку логического ударения и выделение пауз
упражнение
Последовательно меняя логическое ударение в вопросительном предложении, предлагаем детям ответить. Проследим, изменится ответ?
• Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.
• Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.
• Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я встречаю.
• Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру.
3. Формирование темпо-ритмической организации
Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико- грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.
1. Воспроизведение простых ритмов: (II II II) (III III III) (II II II).
2. Воспроизведение акцентированных ритмов: (II III II III II) (III II III II III II) (II II II II).
3. Воспроизведение ритмов по инструкции. Ребенку предлагается выполнять ритмы по речевой инструкции: Стучать «по 2 раза», «по 3 раза». Стучать «по 2 раза сильно и по 3 раза слабо».
4. Формирование интонационной стороны речи
1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи
Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз — без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняет у детей, какое чтение им больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.
2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения
Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем называет звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически стрелкой вправо. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.
3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения
Логопед напоминает детям, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически стрелкой вверх.
Для обозначения вопросительной интонации предлагается знак?.
После знакомства со знаком предлагается выделить из текста предложения, поднимая карточку со знаком.
4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения
Детям последовательно демонстрируется несколько картин, которые соотносятся с междометиями: «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т. п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:
— Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой)
— Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах)
— Мальчики играют в войну. Что они кричат (Ура) и т. д.
Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически стрелкой вверх и затем вправо. Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения.
После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.
5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи
Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи
Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в такой последовательности: 1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале; 2) от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.
Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной проводится по четырем направлениям.
1. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения
2. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения
Упражнения
1) Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.
а) Резкое повышение тона в односложном слове:
твой? – твой сок? Суп? – твой суп? Стол? – твой стол?
б) Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге:
солдаты? – там солдаты? В столовой – он в столовой? Старушка? – идет старушка?
в) Резкое повышение тона с ударением на первом слоге:
этот? – этот сад? Весело? – вам весело?
Очень? – очень вкусно? Ласковый? – ласковый кот?
2) Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом.
а) Выделение интонацией вопроса вопросительного предложения:
Кто пришел? Какое сегодня число? Сколько тебе лет?
б) Выделение интонацией вопроса в середине предложения:
Тебе сколько лет? Ты когда пойдешь гулять? Ты что будешь есть?
3) Закрепление вопросительной интонации в стихах (сопряжено с логопедом, по подражанию, самостоятельно).
3. Работа над интонацией восклицательного предложения
Упражнения
1) Отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий с использованием картинок и стихов.
Читаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и звукоподражания.
Источник
Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение. Формирование чувства ритма у детей, имеющих различные речевые нарушения, является одной из наиболее важных и в то же время сложных коррекционных задач.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам комплекс упражнений для развития координации движений и речи. Эти упражнения представляют интерес для логопедов, не владеющих музыкальным инструментом. Их можно использовать не только на логоритмических занятиях, но и для проведения физкультминуток во время логопедических занятий. Игры на развитие чувства ритма создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, развивают правильное ровное дыхание, способствуют формированию правильной слоговой структуры, подготавливают ребенка к работе над ударением и интонационной выразительностью речи.
«Этот забавный ритм»
1. Игра «Веселые фигурки»
Ребенку предлагается рассмотреть определенный ритмический рисунок, проанализировать его и прохлопать или простучать. Сначала предлагаются простые ритмические рисунки в виде изображений палочек, различных геометрических фигур, точек и т. д. или отдельных фигурок, расположенных на разном расстоянии друг от друга. Необходимо объяснить ребенку, что увеличенные расстояния между предметами означают паузы.
2. Игра «Самый внимательный»
После отработки простых ритмических рисунков задания усложняют, добавляя в ритмическую цепочку изображения или фигурки разной величины. Необходимо объяснить ребенку, что маленькие точки (или низкие палочки и т. д.) означают тихий звук, а большие – громкий.
Ритмические рисунки осуществляются с помощью хлопков, притопов, различных шумовых и музыкальных инструментов (деревянные ложки, игрушечные молоточки, погремушки, бубны, металлофоны и т. д.)
3. Игра «Ушки на макушке»
Взрослый прохлопывает или отстукивает определенный ритмический рисунок, ребенок повторяет.
4. Игра «Самый внимательный»
Взрослый прохлопывает или отстукивает ритмический рисунок, ребенок выкладывает его с помощью предметных картинок.
5. Игра «Повторяйка»
В упражнения вводят стихотворные тексты.
Используется проговаривание чистоговорок в определенном ритме с использованием хлопков, шлепков, притопов, например:
Са-са-са – прилетела к нам оса
Сы-сы-сы – у кошки есть усы
6. Игра «Перекладка»
Упражнения с перекладыванием предметов по одному, например: из одной корзинки в другую переложить предметы по одному на каждое слово, проговаривая стихотворный текст в ритм, например: Шел Егор через двор, нес топор чинить забор и др.;
7. Игра «Раз ладошка, два ладошка»
Упражнения с перекладыванием из ладошки в ладошку различных предметов, например: мячиков-попрыгунчиков, грецких орехов, других мелких предметов, проговаривая стихотворный текст, например: Укусила кису муха и болит у кисы ухо и др.;
7.1. Игра «Покатушки»
Упражнения с перекатыванием небольших мячиков (попрыгунчиков) по столу от правой ладошки к левой, проговаривая стихотворный текст в определенном ритме, например: Мама Милу с мылом мыла, в глаз попало Миле мыло и др.
8. Игра «Веселая дорожка»
Упражнения с ходьбой: на полу разложены цепочкой картонные листья, следы и т. п., ребенок наступает на листья и проговаривает стихотворения, по одному слову на каждый лист, например: У бабушки нашей хватает забот, для Тани с Наташей и вяжет и шьет и др.
9. Игра «Быстрые мячики»
Упражнения с перебрасыванием мячей: ребенок и взрослый становятся напротив друг друга и, проговаривая стихотворение, одновременно перебрасывают друг другу мячи на каждое слово (усложненный вариант-дети перебрасывают мячи друг другу), например: Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он и др.
10. Игры на отработку ритмического ряда «Умные ладошки»
Взрослый задает определенный ритмический рисунок, под счет раз-два-три, раз-два-три-четыре и т.д., задействовав различные движения ладоней, дети повторяют, например: кулак-ребро-ладонь, кулак-ладонь, кулак-ладонь, хлопок-хлопок-хлопок и т.д.
11. Игра «Продолжай цепочку»
Дети становятся в круг, начинает игру взрослый, он задает начало ритмического рисунка – хлопок, притоп, первый ребенок продолжает цепочку – хлопок, притоп, хлопок, второй ребенок – хлопок, притоп, хлопок, притоп и т.д. все дети.
12. Игры с пальчиками
Использование пальчиковой гимнастики: взрослый проговаривает стихотворный текст и показывает различные движения пальцами в определенной последовательности и определенном ритме.
Например: пальчиковая гимнастика «Строим дом»
Целый день тук да тук, (руки ставим поочередно то на ребро, то на ладонь)
Раздается звонкий стук. (хлопки)
Молоточки стучат, (кулачки стучат друг по другу поочередно)
Строим домик для зайчат, (ребра рук становятся на столе то параллельно друг другу, то перпендикулярно)
Молоточки стучат, (кулачки – друг по другу)
Строим домик для бельчат, (ладони рук округлены, подушечки пальцев обеих рук соединяются друг с другом)
Вот какой хороший дом, (ребро – ладонь)
Славно жить мы будем в нем! (хлопки)
13. Игра «Найди картинку»
Перед детьми несколько картинок с ритмическими рисунками, взрослый прохлопывает или отстукивает ритмический рисунок, дети находят картинку с данным рисунком.
14. Игра «Волшебное пианино»
На первом этапе ребенок проговаривает или пропевает простые ритмические рисунки, нажимая пальцами на пуговицы, наклеенные на мочалку: раз-два, раз-два-три и т.д.
На втором этапе задание усложняется: ребенок проговаривает стихотворный текст или пропевает простую песенку, нажимая пальчиками в определенном ритме на пуговицы – «играет» на пианино, например: ла-ла-ла, ла-ла-ла, Мила в лодочке плыла и др.
Необходимо отметить, что для данных игровых упражнений:
- стихотворный материал нужно подбирать так, чтобы наилучшим образом соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, туловища;
- длина строки – лучше всего средняя, так как к ней легче подобрать соответствующее движение;
- в стихотворном материале должен присутствовать сюжет;
- стихотворные тексты должны быть разнообразными и часто меняться, чтобы поддерживать у ребенка интерес к определенному виду деятельности;
- речевой материал необходимо подбирать с учетом возрастных и речевых возможностей ребенка.
Также по теме:
Источник