Упражнения на развитие мышления ребенка
Р
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №5»
Педаго-психолог
О.А.Шмелева
ЮРГА 2016
азвиваем мышление
Аннотация: в данном пособии приведены задания и упражнения, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суждения, проводить несложные доказательства без предварительного освоения самих законов и правил логики, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.
Голова без ума, что фонарь без свечи.
Пословица
Что мы называем мышлением.
В обыденной жизни под мышлением обычно понимают словесные рассуждения. В психологии это понятие имеет гораздо более широкое значение. Психологи называют мышлением любой психический процесс, с помощью которого человек решает стоящую перед ним задачу.
В жизни встречаются самые разнообразные задачи, и для их решения требуются разные виды мышления. Однако бывает, что одну и ту же задачу можно решать разными способами. Тогда человек избирает тот из них, который ему более привычен и удобен. Изучая способ действия человека при решении таких задач, можно установить, какой вид мышления у него лучше развит.
Основные формы мышления, которые формируются уже в дошкольном возрасте, — это наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.
■ Наглядно-действенное мышление — это мышление в действии. Оно развивается у дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками.
■ Наглядно-образное мышление — основная форма мышления будущих первоклассников. Такое мышление позволяет выделять самое существенное в предметах, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребенок учится пользоваться различными планами, схемами.
■ Логическое мышление — это умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. К концу 6-летнего возраста у детей только начинают складываться элементы логического мышления.
Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.
Тест «Заселение домика»
Этот тест позволяет оценить особенности мышления ребенка. Выявляет комбинаторные умения и навыки. С его помощью можно выявить, насколько ребенок умеет планировать свою деятельность и контролировать ее результат.
Задание ребенку:
— Посмотри на этот домик. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. На каждом этаже живут три жильца: галочка, точка и палочка. (Рисуете рядом с домиком точку, галочку и палочку.) Каждый в своей комнате. Самый верхний этаж, шестой, уже заселен вот так: точка, галочка, палочка. Давай вместе заселим пятый этаж, так, чтобы порядок заселения пятого этажа был другой, не такой, как на шестом этаже.
Итак, в первую комнату успела въехать точка. Как разместятся остальные жильцы? Остались незаселенными еще четыре этажа. Рассели жильцов так, чтобы все этажи были заселены по-разному и чтобы порядок заселения пятого и шестого этажа не повторялся.
Результат
Отлично, если ребенок полностью справился с заданием самостоятельно.
Если он выполнил правильно только два-три варианта — это тоже неплохой, результат, тем не менее, надо посмотреть, как ребенок выполнил это задание.
Идеальный вариант выполнения:
Упражнения на развитие мышления (логики)
У ребенка должны быть развиты все виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности.
В данном разделе приведены задания и упражнения, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суждения, проводить несложные доказательства без предварительного освоения самих законов и правил логики, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.
Развитию логического мышления ребенка помогут задания, которые научат:
описывать признаки предметов;
классифицировать предметы по цвету, форме, размеру, по их функции в жизни;
сравнивать предметы между собой;
узнавать предметы по заданным признакам;
определять последовательность событий;
обобщать;
давать определения тем или иным понятиям, другие.
Полезный совет
Для улучшения мозговой деятельности выполните вместе с ребенком упражнение «Качание головой». Это упражнение стимулирует мыслительные процессы.
Сядьте так, чтобы вам было удобно.
Дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните голову вперед.
Медленно качайте головой из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию груди по мере расслабления шеи.
Выполнять 30 секунд.
Упражнения на развитие умения анализировать (сравнивать, обобщать)
Упражнение 1. «Третий пишний»
Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существующих признаков.
Яблоко, вишня, помидор.
Час, килограмм, минута.
Козленок, корова, теленок.
Шапка, шарф, кепка.
Мыло, веник, мочалка.
Карандаш, стакан, ложка.
Кастрюля, сумка, чемодан.
Колбаса, молоко, молоток.
Телевизор, холодильник, диван.
Кошка, собака, волк.
Полезный совет
При выполнении данных упражнений попросите ребенка обосновать свой выбор, доказать свою точку зрения.
Не забывайте: главный вопрос — почему ты так думаешь?
Упражнение 2. «Смысловой ряд»
Какое будет четвертое слово:
Лиса — нора, медведь — … (берлога)
Больница — лечение, школа —…. (обучение)
Сахар — сладкий, лимон — … (кислый)
Рыба — вода, птица — … (небо)
Утка — утенок, курица — … (цыпленок)
Птицы — перья, звери — … (шерсть)
Осень -—зима, дождь — … (снег)
Кастрюля — половник, тарелка — … (ложка)
Куртка — замок, шуба — … (пуговица)
Тепло — вода, морозно — … (лед)
Упражнение 3. «Путаница»
Что ты должен положить в свой портфель (ранец)?
Упражнение 4. «Деление целого на части»
Назовите ребенку слова (например, дуб, лиса, ромашка, апельсин, лук, лес, машина и др.)
Задание ребенку:
— Выбери любое слово (предмет). Теперь подели; этот предмет на части.
Например, дуб — целое, а части — ствол, ветви, сучья, листья и т. д.
Рекомендуем
Попросите ребенка сначала вслух произносить части целого, а когда он будет выполнять задание быстро, усложните упражнение.
Пусть малыш мысленно делит предмет на части и рисует палочки на бумаге: сколько частей — столько же и палочек.
■ Ребенок покажет хороший результат, если за три минуты назовет 10-15 частей.
Упражнение 5. «Домик»
Внимательно рассмотри рисунки. Какой домик, по твоему мнению, нарисован правильно? Объясни свой выбор.
Помните: правильно расположить рисунок на листе — означает скомпоновать рисунок (см. илл. № 21).
Упражнение 6. «Сравни»
Найди жука, который отличается от всех остальных. Чем он отличается?
Найди одинаковые чашки.
Упражнения на развитие образного представления (мышления)
Упражнение 1. «Отгадывание загадок»
Загадка (иносказательное изображение предметов или явлений действительности) — своеобразный тест на сообразительность. Она развивает, активизирует мыслительную деятельность, заставляя увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном — обычное.
Отгадывание загадок — задание на обозначение предметов, которое формирует у детей умение «увидеть» предмет по словесному обозначению его признаков.
Учить детей отгадывать загадки — значит учить их соотносить речевую форму описания с графической формой.
При отгадывании загадки ребенок должен объяснить, почему он дал такой ответ.
Если ребенок дал неполное объяснение, то взрослый должен дополнить его ответ.
Желательно использовать отгадки-картинки, так как рассматривание рисунка помогает ребенку проанализировать смысл загадки.
Задание ребенку:
— Узнай предмет по заданным признакам.
Угадай, что это:
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
(Арбуз)
Полезный совет
Загадки нужно произносить четко, ясно, с логическим ударением, выдерживая паузы.
Полезный совет
Малыши очень любят игру «Кто больше знает?». Попросите ребенка рассказать, что он знает о сахаре (лимоне, яблоке и т. д.). Устройте с ним соревнование: кто больше назовет признаков этого предмета (цвет, вкус, размер, форма).
Играя в эту игру, вы развиваете образное мышление ребенка.
Упражнение 2. «Собери картинку»
Разрежьте любые картинки на части, пусть ребенок соберет, « полечит ».
Полезный совет
Очень полезно для развития образного мышления, памяти, внимания ребенка следующее упражнение: попросите малыша перечислить окружающие вас предметы, которые имеют круглую форму (квадратную, треугольную и т. д.).
Можно перечислить предметы, классифицируя их по цвету (зеленого, красного, голубого и т. д.) или размеру (большие, маленькие, очень маленькие и т. д.).
Это упражнение можно выполнять в любое время и в любом месте.
Упражнения на развитие логического мышления
Упражнение 1. «Определение последовательности событий»
1. Расскажи, что сделали с яблоком? Покажи на рисунке целое яблоко. Как художник изобразил, что стало с яблоком?
2. Перед ребенком положить произвольно 3-4 картинки, связанные единым сюжетом. Предложить ему расположить их в порядке действий, отраженных в сюжете, составить рассказ (см. илл. № 22).
Полезный совет
Рассматривайте с ребенком различные картинки, фотографии, реальные сценки из жизни.
Попросите ребенка предположить, что было до того события, которое ребенок видит на картинке. Спросите, что будет потом.
Подобные беседы будут способствовать формированию у ребенка наблюдательности, умения предвидеть события, находить причины тех или иных явлений в жизни.
Упражнение 2. «Поиск закономерностей»
Вариант 1.
Продолжить перечень слов.
Как можно назвать одним словом следующие предметы?
Март, апрель, май, июнь… — месяцы.
Хлеб, молоко, колбаса, макароны… — продукты.
Стол, стул, шкаф, диван… — мебель.
Ромашка, василек, одуванчик, лютик… — полевые цветы.
Туфли, сапоги, валенки, сандалии… — обувь.
Холодильник, утюг, пылесос, телевизор… — бытовые электроприборы.
Роза, гвоздика, астра, тюльпан… — садовые цветы.
Карандаш, ручка, тетрадь, пенал… — школьные принадлежности.
Компот, каша, борщ, хлеб… — еда.
Тарелка, чашка, ложка, стакан… — посуда.
Машина, кукла, кубики, пирамидка… — игрушки.
Молоток, топор, пила, лопата… — инструменты.
Дуб, береза, осина, клен… — деревья.
Вариант 2.
Рассмотреть каждую строчку и каждый столбик. Какая здесь закономерность? Найти закономерность в расположении фигур. Нарисовать недостающую фигурку.
Вариант 3.
Подумать, каких фигур нет в клеточках. Нарисовать их и раскрасить, чтобы получился красивый коврик.
Вариант 4.
Продолжить узор (ряд).
Рассмотреть узор, который начат на листке. Найти закономерность. Дорисовать такой же узор до конца строки.
Упражнение 3. «Ответы на логические вопросы (ситуации)»
Примерные вопросы:
Чем отличается чашка от стакана?
Почему снег бывает зимой, а не летом?
Как зовут маму вашей мамы?
Когда можно кататься на санках — зимой или летом?
Как называется место, где продают хлеб? (Лечат, стригут, шьют)
Что нужно делать пешеходу при красном свете светофора? Почему?
Какие слова являются противоположными по значению:
Большой — начало — высокий — брать — … и т. д.
Когда ты завтракаешь — утром или вечером?
Сколько концов у двух палок?
Чем похожи дерево и куст? Чем они отличаются?
Слова для сравнения: портфель и сумка, ручка и карандаш, тетрадь и книга и т. д.
Примерные ситуации:
1. Стоят два барана. Один смотрит налево, другой направо. Видят ли они друг друга?
2. На сосне растет 5 яблок. Одно яблоко упало. Сколько яблок осталось расти на сосне?
3. Послушай рассказ об утенке: «Как-то на лужайке подошла к утенку коза. «Ой, какой же ты маленький», — сказала она утенку. Утенок отбежал от козы и слышит, — в траве жук жужжит: «Ого, какой большой утенок!». Утенок призадумался: «Большой я или маленький?» Помоги утенку ответить на этот вопрос.
4. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут будут варить 2 яйца?
5. На ветке сидели 3 птички. Две птички улетели. Сколько птичек улетело?
6. Вова проснулся утром и увидел в окно голубое небо, яркое солнышко. Он удивленно воскликнул: «Мама, а совсем недавно был сильный дождь!». А теперь ответь на вопрос: «Как Вова догадался, что был дождь, ведь он в это время крепко спал?»
7. Саша одевался, чтобы пойти в школу. Мама подошла к закрытому окну, посмотрела на улицу и сказала: »Какой сильный ветер! Одевайся потеплей». Ответь на вопрос: «Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно закрыто?».
8. На улице дул сильный ветер и шел дождь. Саша сидел в комнате и смотрел картинки в книжках. Ему хотелось гулять, а в такую погоду не погуляешь. В комнату вошел папа, подошел к окну, посмотрел в него и сказал: «Какой сильный дождь! Но скоро он кончится, собирайся гулять». Ответь на вопрос: «Как папа узнал, что дождь скоро кончится?».
Упражнение 4.
Раскрасьте большие шары так, чтобы маленький шар был между желтым и красным, а зеленый был рядом с красным.
Упражнение 5. «Соотношение количества предметов с цифрой»
Покажи попугая, который держит карточку с верным ответом.
Упражнение 6. «Пословицы»
Взрослый предлагает простые пословицы. Ребенок должен дать свое объяснение смысла пословиц. Иногда ребенок может дать несколько объяснений. Задача взрослых внимательно выслушать ребенка, а потом уточнить смысл пословицы.
Пословица учит думать и вдумываться, слушать и вслушиваться.
Пословица развивает и обогащает речь.
В пословицах мудрость и красота.
Примерный перечень пословиц для детей дошкольников
Об учении
Ученье — свет, неученье — тьма.
Красна птица оперением, а человек ученьем,
Ученье — красота, неученье — простота.
Повторенье — мать ученья.
Где ученье, там и уменье.
Ученье и труд вместе живут.
По одежке встречают, а по уму провожают.
Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
Ум без книги, что птица без крыльев,
Сперва думай, а потом делай.
О труде, работе
По работе и мастера знать.
Сломать легко, сделать трудно.
Каждое дело любовью освещается.
Кто первый в труде, тому слава везде,
Глаза боятся, а руки делают.
Без дела жить — только небо коптить,
Терпенье и труд — все перетрут.
Больше дела — меньше слов.
Не ленись, а трудись.
Веселись, играй, да дело знай.
Об умении
Умелые руки работы не боятся.
Над чем постараешься, тому и обрадуешься.
Работа хвалит мастера.
Есть терпение, будет и умение,
Дело мастера боится.
Лицом в грязь не ударит.
Делу — время, потехе — час.
Чтоб не ошибиться, не надо торопиться.
Тише едешь — дальше будешь.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
О книге и пользе чтения
Будешь книги читать — будешь все знать.
Дом без книги — что без окон.
Выбирай книгу так, как выбираешь друга.
В книге ищи не буквы, а мысли.
Книга — твой друг, без нее как без рук.
Знание — солнце, книга — окно.
Книга поможет в труде, выручит в беде.
Кто много читает, тот много знает.
Говори не о том, что прочел, а о том, что понял.
Игры на развитие мышления
«Назови соседей»
Игра развивает скорость мыслительных процессов.
Правила игры.
Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет число первого десятка. Игрок, поймавший мяч, называет «соседей» числа.
Рекомендуем
Постепенно усложнять игру: использовать числа второго (третьего и т. д.) десятка.
«Составим букет»
Игра развивает у детей умение различать предметы по размеру и цвету.
Для игры понадобятся рисунки цветов разных размеров (их можно вырезать из открыток, цветной бумаги).
Правила игры.
Водящий предлагает составить букет из цветов, располагая внизу более крупные цветы, а повыше — мелкие.
Рекомендуем
В ходе игры посчитать:
— число цветов в каждом букете;
— число белых (красных) цветов;
— число ромашек (роз, гвоздик);
— число больших (маленьких) цветов и т. д.
«Разноцветные мячи»
Игра направлена на развитие быстроты мышления. Правила игры.
Игроки сидят по кругу. Водящий бросает красный мяч, дети называют одушевленные предметы. Водящий бросает синий мяч, дети называют неодушевленные предметы.
Рекомендуем
Аналогично провести игру «Цифры и буквы».
«Один — много»
Игра направлена на развитие быстроты мышления.
Правила игры.
Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет слово в единственном числе. Игрок, поймавший мяч, возвращает его водящему, называя это слово во множественном числе.
«Камень — вата»
Правила игры.
Играющие делятся на две команды: «камень» и «вата». Водящий называет слова, которые начинаются на букву В. Если слышится звук В твердый, то команда «камень» хлопает в ладоши. Если мягкий, то команда «вата».
Рекомендуем
Провести такую игру с другими буквами алфавита.
Изменить движения: например, встать, потопать, поднять руку, покачать головой.
Источник
Упражнения на развития мышления у младших школьников.
В начальной школе интеллектуальное развитие ребенка часто остается без внимания. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, доминирующей деятельностью является усвоение знаний и умений, что предполагает решение задач, которые всегда имеют готовое решение. Дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, они не могут действовать самостоятельно, чтобы найти новый способ решения. Во-вторых, постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка. Дети привыкают оценивать себя, свои возможности только через успешное или неуспешное решение типовых задач, решение которых зависит от степени усвоения определенных знаний. Это приводит к тому, что самооценка ребенка зависит только от прилежания и старательности в освоении новых знаний и правил, а не от сообразительности, оригинальности и выдумки.
В связи с названными причинами, развитие и коррекция интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста является одной из важных задач работы психолого-педагогического состава школы.
В качестве примера можно предложить несколько игровых упражнений, проведение которых возможно на классных часах, разминках перед занятиями и т.п.
Упражнение “Загадки”
На одном берегу – цыплята, а на другом – утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до островка?
Мама несет тяжелые сумки. Дочка говорит:
— Мамочка, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, а ты возьми меня на ручки.
Поможет ли девочка маме? Почему?
Девочку Лену спросили:
— У тебя есть сестра?
— Есть.
— А у твоей сестры есть сестра?
— Нет, — ответила Лена.
А как ты думаешь?
Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?
У девятилетнего мальчика была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. Сколько лет мальчику, у которого была кошка?
У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется?
Задания на подключение предметного (житейского) опыта детей.
Задание 1. Назовите изображённые на рисунке геометрические фигуры. Найдите лишнюю фигуру и объясните, почему она лишняя.
Задание 2. С какой цифры начинается запись чисел?
14 18 111 19 10 100
Задание 3. Как называется данная фигура? Почему она получила такое название?
Задания на выделение существенных признаков понятия
Задание 1. Прочитайте слова в скобках. Подчеркните те слова, которые являются наиболее существенными для данного предмета.
А) БОЛЬНИЦА (сад, врач, помещение, радио, больные)
Б) ШКОЛА (здание, ученики, мел, доска, буквы)
В) РЕКА (вода, берег, рыба, рыболов, тина)
Г) КНИГА (картинка, слово, бумага, читатель, библиотека)
Д) СПОРТ (медаль, стадион, победа, соревнование, музыка)
Е) КОМПЬЮТЕР (экран, клавиатура, считает, выполняет команды)
Ж) ПРИНТЕР (печатает, белый, бесшумный, подключён к компьютеру)
Задание 2. Укажите предмет, характерным признаком которого является:
А) Шкала с делениями.
Б) Выставление оценок и запись замечаний.
В) Прослушивание музыки.
Г) Просмотр фильмов.
Задание 3. Нарисуйте предметы, существенными признаками которых являются следующие: круглый и съедобный; круглый и несъедобный.
Задание 4. Чем отличается:
А) Окно от двери.
Б) Указка от карандаша.
В) Круг от овала.
Г) Лист берёзы от листа клёна.
Задание 5. Чем похожи слова каждой группы? Как можно одним словом назвать каждую из предложенных групп?
А) Шоссе, дорога, тропинка.
Б) Город, деревня, посёлок.
В) Сложение, деление, вычитание.
Задания, направленные на формирование умений производить основные логические операции над понятиями: обобщение, ограничение, деление и определение
А)Задания на установление закономерностей.
Задание 1. Вставьте пропущенные числа:
А) 5, 15, _______, 35, _______, 55;
Б) 14, 24, _______, _________, 54;
В) 2, 12, 22, _______, _______, ________;
Г) 1,3, ________, ________, 9, ________;
Д) 2, 4, 6, ________, ________, ________;
Задание 2. определите закономерность повторения фигур и дорисуйте последовательности.
Задание 3. Какая из фигур должна стоять в пустой клетке таблицы?
Задание 4. определите закономерность повторения последовательности и нарисуйте эту последовательность: дерево, куст, цветок, дерево, куст, цветок…
Б) Задания на объединение и разделение объектов по каким-либо признакам.
Задание 1. Назовите одним словом следующие группы чисел:
А) 2, 4, 6, 8, …
Б) 1, 3, 5, 7, …
В) 2, 4, 7, 9, 5, 6, …
Г) 18, 25, 33, 48, 56, …
Задание 2. Перечислено несколько предметов. Как их можно назвать одним словом?
А) Суп, гуляш, каша, кисель.
Б) Курица, гусь, утка, индейка.
В) Лошадь, корова, овца, свинья.
Г) Волк, лиса, медведь, заяц.
Д) Картофель, свекла, лук, капуста.
Е) Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.
Задание 3. Какое слово лишнее в каждой группе? Вычеркните его. Назовите существенный признак полученной группы. Дайте название каждой группе слов.
А) Ель, сосна, кедр, берёза.
Б) Лук, огурец, яблоко, морковь.
В) Гриб, ландыш, ромашка, василёк.
Задание 4. Разделите следующие числа на две группы: чётные, нечётные, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Задание 5. Разделите данные слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, пол, ручка, молоток, корень. Сколько групп получилось?
Задание 6. Впишите данные слова в соответствующие столбцы таблицы: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, карандаш, кроссовки, пистолет.
Обувь
Игрушки
Школьные вещи
Задание 7. числа 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 24, 35, 48 распределите на две группы: однозначные и двузначные. В какой строке таблицы распределены на группы правильно?
1
1,2,3,5,12
8,16,24,35,48
2
1,2,3,5,8,16
12,24,35,48
3
1,2,3,5,8
12,16,24,35,48
4
2,3,5,8
12,6,16,24,35,48
Игровые развивающие задания и упражнения для развития понятийного мышления.
Задание 1. Обобщение рядов конкретных понятий при помощи родовых определений. Детям предлагается обобщить несколько групп конкретных понятий и назвать одним словом следующие группы:
тарелка, стакан, кружка, блюдце;
стол, стул, диван, кресло, шкаф;
рубашка, платье, юбка, брюки;
тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли;
суп, каша, котлета, пюре;
берёза, липа, ель, сосна, осина;
воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка;
карась, щука, окунь, лещ.
Задание 2. Конкретизация понятий. Нужно назвать предметы и явления, которые входят в более широкие понятия. Можно спросить детей о следующих категориях: деревья, животные, игрушки, имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы, рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т.д.
Задание 3. Обобщение рядов понятий более широкого объёма. Ученикам даются для обобщения 5 групп понятий, и они должны рассказать, что общего между названными категориями, чем схожи те понятия, которые вошли в одну группу:
птицы, звери, рыбы;
деревья, травы, цветы, кустарники;
мебель, посуда, одежда;
часы, весы, градусники;
пожар, наводнение, ураган.
Задание 4. Классификация. Детям раздают 16 карточек с изображение птиц, рыб, посуды, мебели – по 4 для каждой группы и просят разделить все карточки на группы, чтобы в каждой были рисунки, которые можно назвать одним словом. Затем учащихся просят объединить получившиеся группы в две, максимально похожие, и объяснить, почему они так сделали.
Задание 5. Нужно сравнить пары объектов по представлению, найти признаки различия и сходства: одуванчик и ромашка; клубника и земляника; ель и берёза; яблоня и клён; роза и колокольчик; кошка и собака; курица и утка; самолёт и чайка; животные и растения.
Задание 6. Ученики должны отгадать, какой предмет спрятан, по его описанию. Для этого необходимо подобрать какой-либо предмет или его изображение. Не показывая детям, нужно описать этот предмет: его форму, цвет, фактуру.
Задание 7. Игра “Что лишнее?”
Даётся группа понятий, из которых дети должны выбрать лишнее и дать общее название остальным. Игра возможна в двух вариантах: словесном и наглядном.
В словесном варианте предлагаются группы по четыре слова, необходимо выделить, какое слово лишнее и не подходит к остальным, и как назвать одним словом (или объяснить сходство) оставшиеся:
капуста, картошка, помидор, яблоко;
синий, красный, красивый, зелёный;
мама, человек, папа, сестра;
старый, дряхлый, маленький, ветхий;
берёза, сосна, клён, осина;
ботинок, нога, сапог, туфля;
зима, весна, лето, октябрь;
кисель, компот, лимонад, мороженое и т.д.
Задание 8. Игра “Спорщики”. Ученикам предлагается поспорить с учителем. Какое бы слово он ни произнёс, дети должны говорить ровно наоборот и чем быстрее, тем лучше: белый-чёрный; большой-маленький; быстрый-медленный; весёлый-грустный; грязный-чистый; открытый-закрытый; старый-новый; кричать-шептать; ломать-чинить и т.д.
Задание 9. Игра “Плохо или хорошо?” Детям предлагается некий объект(ситуация), и они должны объяснить, в чём его положительная и отрицательная сторона. Например, мороженое – хорошо, потому что вкусно, плохо – потому, что может горло заболеть.
Даются такие слова: дождь, телевизор, конфета, собака, цветы, комары, бегать, заболеть, лук, ветер, кошка, компьютер, музыка, нож, огонь, солнце и др.
Задание 10. Игра “Слова – накладки”.
Ученики придумывают слова – накладки, затем выбирают самое смешное или оригинальное слово, объясняя, почему они так думают.
Можно предложить такие задания:
комар + марка = комарка;
зебра + ракушка = зебракушка;
дерево + ворона = дереворона и т.д.
Упражнения для развития мыслительных операций анализа и синтеза
Задание 1. “Анаграмма”
Составить слова, переставив буквы:
АЛИГ —
ЕОСЛ —
ОТЛЕ —
Задание 2. “Зашифрованное слово”
Составить слово из первых слогов, данных слов:
КАША
РЕКА
ТАРЕЛКА
Задание 3. “Эхо”
Составить слова, отделив первые буквы от данных слов:
ШМЕЛЬ –
МУХА –
РОСА –
Задание 4. “Зашифрованное слово”
Составить слово из первых слогов, данных слов:
МОЛОКО
НЕВОД
ТАРАКАН
Задание 5. “Анаграмма” (спрятанное слово)
Составить слова, переставив буквы:
ОГОЛАВ –
АБАРН –
ОСОКЛ –
Задание 6.
Составить новые слова, исключив одну букву из данных слов:
ПЛУГ –
ШАРФ –
КОРМ –
Задание 7.
Составить слово из вторых слогов, данных слов:
ЗМЕЯ
РАМА
Задание 8. “Занимательная лесенка”
Составить слова по данной модели.
Задание 9. “Змейка”
Составить слова по данной модели.
А _ _ _ _ _
_ А _ _ _ _
_ _ А _ _ _
_ _ _ А _ _
_ _ _ _ А _
_ _ _ _ _ А
_ _ _ _ А _
_ _ _ А _ _
_ _ А _ _ _
_ А _ _ _ _
А _ _ _ _ _
Упражнения на нахождение существенных признаков предметов
Задание 1. Выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:
Лес (лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник)
Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)
Задание 2. Спорт (стадион, оркестр, награда, состязание, зрители)
Больница (сад, врач, радио, больные, помещение)
Задание 3.Пение (звон, голос, искусство, мелодия, зрители)
Война (пушки, солдаты, сражения, аэроплан, ружья)
Упражнения – логические задачи
Задача 1. Иван Фёдорович – отец Марины Ивановны, Коля – сын Марины Ивановны. Кем Коля приходится Ивану Фёдоровичу?
Задача 2. Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что я сидел слева от папы, а мама – слева от меня?
Задача 3. Толя поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какую рыбу Толя поймал раньше других?
Можно ли сказать, какая рыба поймана последней?
Задача 4. Шли два отца и два сына, несли три апельсина. Сколько апельсинов нёс каждый?
Задача 5. Меня зовут Толя. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?
Задача 6. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто выше: Вася или Серёжа?
Задача 7. К празднику ученики украшают здание школы с четырех сторон 12 флажками. Их надо расставить так, чтобы было по 4 флажка с каждой стороны. Нарисовать ответ.
Задача 8. Термометр показывает три градуса мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра.
Задача 9. Верёвку разрезали в шести местах. Сколько частей получилось?
Задача 10. Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги?
Игры для развития функций мышления
Игра 1. Составление предложений.
Детям предлагается три слова, не связанные по смыслу, например, “озеро”, “карандаш”, “медведь”. Детям надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными (“Медведь упустил в озеро карандаш”), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов (“Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере”), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи (“Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь”).
Игра 2. Исключение лишнего.
Предлагается любые три слова, например, “собака”, “помидор”, “солнце”. Детям надо оставить только те слова, которые обозначают в чём – то сходные предметы, а одно слово “лишнее”, не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить “собаку”, а “помидор” и “солнце” оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.
Игра 3. Поиск аналогов.
Называется какой – либо предмет или явление, например, “вертолёт”.
Детям необходимо выписать как можно больше аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались