Упражнения для развития внимания у ребенка по русскому языку
КГУ «Рудненская коррекционная школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Сборник
коррекционных упражнений
на развитие внимания
по русскому языку для 1-4 классов
Составитель: Бушуева Н.А.
учитель начальных классов
г. Рудный
2015г.
Оглавление:
Пояснительная записка 3
Раздел: I- 1 класс 5
1.1 Упражнение, направленное на тренировку распределения и избирательности внимания. 5
1.2 Коррекция и развитие уровня внимания и самоконтроля школьников. 22
1.3 Упражнение, направленное на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания. 25
1.4 Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания. 29
1.5 Упражнение на развитие переключение внимания. 32
1.6 Упражнение, направленное на развитие объема внимания. 35
Раздел: II- 2 класс 36
2.1 Упражнение, направленное на тренировку распределения и избирательности внимания. 36
2.2 Коррекция и развитие уровня внимания и самоконтроля школьников. 51
2.3 Упражнение, направленное на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания. 53
2.4 Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания. 58
Раздел: III- 3 класс 64
3.1 Упражнение, направленное на тренировку распределения и избирательности внимания. 64
3.2 Упражнение, направленное на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания. 70
3.3 Упражнение на развитие переключение внимания. 76
3.4 Упражнение, направленное на развитие объема внимания. 78
Раздел: IV- 4 класс 82
4.1 Упражнение, направленное на тренировку распределения и избирательности внимания. 64
4.2 Упражнение, направленное на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания. 85
4.3 Упражнение на развитие переключение внимания. 89
4.4 Упражнение, направленное на развитие объема внимания. 93
Список литературы 101
Пояснительная записка.
Особенности в обучении детей младшего школьного возраста с ЗПР непосредственно связаны с недостаточно сформированными и развитыми психическими процессами, а именно неустойчивым вниманием и его свойствами.
Ни одно психическое явление не возможно вне связи с вниманием, поэтому понятно значение внимания для развития всех психических процессов. Психологами установлена положительная корреляционная связь между свойствами внимания(устойчивость, распределение и переключение, объём внимания) и успехами в учении.
Однако, отсутствие удобных для практического использования на уроках методической и дидактической литературы затрудняет работу на уроке, делают её малоэффективной. Поэтому возникла необходимость создания методического пособия адаптированного, с одной стороны — к индивидуальным особенностям учащихся с ЗПР, с другой стороны- к планированию по предмету «Русский язык ».
Данное пособие составлено с целью развития внимания на уроках русского языка.. В пособии содержится большое количество упражнений, способствующих развитию внимания и его свойств, предложенных в рамках программы по русскому языку 1-4классов.
Особенностью данного пособия является систематизация разноуровневых коррекционно-развивающих упражнений, построенных в соответствии с учебным материалом.
По уровню развития детей с ЗПР учащиеся были разделены на три группы:
Где группа «А» – учащиеся с низким уровнем развития познавательных процессов
группа «В» – учащиеся со средним уровнем развития ПП
группа «С» – учащиеся с высоким уровнем развития ПП
Дифференцированный подход заключается в предоставлении возможности ребёнку соответственно своему уровню развития выполнять соответствующий тип задания. При работе по данному пособию учащиеся с низким уровнем развития внимания имеют возможность, справившись с упражнениями низкого уровня, перейти к упражнениям более сложного типа.
Пособие состоит из четырёх разделов: Раздел I — 1класс
1)Упражнение, направленное на тренировку распределения и избирательности внимания.
2)Коррекция и развитие уровня внимания и самоконтроля школьников.
3)Упражнение, направленное на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.
4)Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания.
5) Упражнение на развитие переключение внимания.
6)Упражнение, направленное на развитие объема внимания .
Раздел II — 2 класс
Раздел III — 3 класс
Раздел IV — 4 класс
1 класс
Коррекционно – развивающие упражнения
по русской грамоте
группа «А» – учащиеся с низким уровнем развития познавательных процессов
группа «В» – учащиеся со средним уровнем развития ПП
группа «С» – учащиеся с высоким уровнем развития ПП
Раздел I— Внимание
1.1 Упражнение, направленное на тренировку распределения и избирательности внимания.
Букварный период
Буквы, обозначающие гласные звуки.
группа «А»
1) Найти гласную А и зачеркнуть:
Маросутыюрозаевнциуджарамылквтсумкалдчеврыбай
2) Найти гласную О и зачеркнуть:
Роусолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашина
3) Найти гласную И зачеркнуть:
Амиросьсшуьтсеродвбсючзузиьчдщйцзкгпрмсетсдузйжяё
4) Найти гласную Ы зачеркнуть :
Тюысьмгнопжвщирлчязцуюючыдлзузщхыирлыдсщхалдиды
5) Найти гласную Э зачеркнуть:
Джщсюэсбсшыючыьмшкьеапщи.сьыеьажм.эбслвюсьитиср
6) Найти гласную У зачеркнуть:
Туаонешлвубмшулвьсьлку члызщаьлпеьллучлввббсжпщу
7) Найти гласную Я зачеркнуть:
Тядыдвбмьигшятмнетимльвщкешляьсоишятмшгяьсьсддя
8) Найти гласную Е и зачеркнуть:
Ерпдвщкбсеьмлеьчдцзалеьмтегьсьвыдзеьигеотаебыдцзжё
9) Найти гласную Ё и зачеркнуть:
Евщлпбджёьвчлвддбёбыбоптипётсмрулвёотстолоёьддёдё
10) Найти гласную Ю и зачеркнуть:
Яюсмшлеаьтор.хючдплёюсбпорентёюсэючшнбтючдпзэюо
группа «В»
1) Найти гласную А и зачеркнуть, гласную Я подчеркнуть:
Мартыозаиуджарамылвтсукалдчеврыбайюятьсгькатмлцщя
2) Найти гласную О и зачеркнуть , гласную Ё подчеркнуть:
Роусолнцеитранёстолрюджыётокноггщшщатмашинаяёоао
3) Найти гласную И зачеркнуть , гласную Ы подчеркнуть:
Амиыосьсшуьтсероывбсючзузиьчдщйцзкгпрысетсдузйжяё
4) Найти гласную У зачеркнуть , гласную Ю подчеркнуть
Тюысьмгноужвщирлчязцуюючыдлзузщхыиюлыдсщюалдиды
5) Найти гласную Э зачеркнуть , гласную Е подчеркнуть
Дэщсюэсбсшыючыьмшкьеапэиесьыеьажмэбслэюсеитиср
группа «С»
1) Найти гласную А и зачеркнуть, гласную У подчеркнуть, обвести в круг букву Я:
Маросутыюрозаевнциуджарамылквтсумкалдчеврыбайдабрлнбябслабмбясдпюубачя
2) Найти гласную О и зачеркнуть , гласную Ё подчеркнуть, обвести в круг А:
Роусолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашинаомьпшёовьщдпбабкдеюелёа
3) Найти гласную И зачеркнуть , гласную Е подчеркнут, обвести в круг букву Ы:
Амиросьсшуьтсеродвбсючзузиьчдщйцзкгпрмсетсдузйжяёеьсдвщпдибпшадужыюад
4) Найти гласную Ы зачеркнуть , гласную И подчеркнуть, обвести в круг букву Э:
Тюысьмгнопжвщирлчязцуюючыдлзузщхыирлыдсщхалдидыэилпбыьмлоаладиддпи
5) Найти гласную Э зачеркнуть , гласную Е подчеркнуть, обвести в круг букву Ё:
Джщсюэсбсшыючыьмшкьеапщиэсьыеьажмеэбслвюсьитисрёлпршедахкжвжэслшпё
6) Найти гласную У зачеркнуть , гласную Ю подчеркнуть обвести в круг букву Я:
Небпкдубвопщюатьпгиьужмюшрьсшуюсовпьысддпюаопшуялдладубмпвыдюьишбою
Буквы, обозначающие парные согласные звуки.
группа «А»
1) Найти согласную Д и зачеркнуть:
Маросутыюрозаевнциуджарамылквтсумкалдчеврыбай.
2) Найти согласную Т и зачеркнуть:
Роусолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашина
3) Найти согласную Ж зачеркнуть:
Амиросжсшуьтсеродвбсючзужиьчдщйцзкгпрмсетсдузйжяё
4) Найти согласную Ш зачеркнуть :
Тюшсьмгнопжвщирлчязцуюшчыдлзузщхыиршыдсщхалдиды
5) Найтисо гласную Б зачеркнуть:
Джщсюэсбсшыючыьмшкьеапщибсьыеьажмбэбслвюсьитиср
6) Найти согласную П зачеркнуть:
Туаонеплвубмшулпьсьлку члызпаьлпеьллучлввббсжпщу
7) Найти согласную В зачеркнуть:
Тядыдвбмьигшятвнетимльвщкешляьвоишятмвгяьсьсддя
8) Найти согласную Ф и зачеркнуть:
Ерпдвщкфсеьмлеьчдцзалеьфтегьсьвыфзеьигеотаебыфцзжё
9) Найти согласную Г и зачеркнуть:
Евщлпбгжёьвчлвддбёбыбопткгпётсмгулвёокгстологьддёдё
10) Найти согласную К и зачеркнуть:
Яюсгкшлеаьторккхючдплёюскорекнтёюсэючкнбтючдпзэко
11) Найти согласную З и зачеркнуть:
Рзаьсимгеьсдпзрюегкбимбсзи.рзрпжсбилпрзвдалпмббвзпкс
12) Найти согласную С и зачеркнуть:
Совбмищебзаь мьекщсбрпжнжклызсюмбещсбплпдукжзддс
Буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки.
1) Найти согласную Л и зачеркнуть:
Нтивлнкдащуклпгетстныдлпшенлмьтдплыджапщкельслыщ
2) Найти согласную М и зачеркнуть:
Щлвлоагшкемтьвлкромтылдущшеоьмьчлдыомлбпдвбюмьл
3) Найти согласную Н и зачеркнуть:
Лвшектмлнбмдцзждпььмщдунплаиьджянтслыжшоунмьфын
4) Найти согласную Р и зачеркнуть:
Гькширадешщрьврфыжпэчбмрябьжмхенрыжзамжзжрдыфзр
5) Найти согласную Й и зачеркнуть:
Ишлаубсдйбавбепщиьбчдйщйбьаензптжйдчсюмиьждцушой
Буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки.
1) Найти согласную Х и зачеркнуть:
Нтивхкдащуклпгетстныдлхшенлмьтдплхджапщкелхслыщ
2) Найти согласную Ц и зачеркнуть:
Щлвцагшцкемтьвлкромтыцущшеоьмьчлцыомлбпдвцюьл
3) Найти согласную Ч и зачеркнуть:
Лвчтмлчнбмчцзжчдпььмчщдунплачиьджянтсчжшоунмчн
4) Найти согласную Щ и зачеркнуть:
Гькшщрадешщрьврщыжпэчбмрщжмхенрыжщжзжщыфзр
группа «В»
Буквы, обозначающие парные согласные звуки.
1) Найти согласную Б и зачеркнуть, согласную П подчеркнуть:
Маросбмтпагп сжпбылплптыюрозбадрщдгнжажпбайбчолвпбю
2) Найти согласную Д и зачеркнуть , согласную Т подчеркнуть:
Роусоднцеитранёстолрюджыётокноггщдщатмашинаяёодмьпшд
3) Найти согласную З зачеркнуть , согласную С подчеркнуть:
Амиросьсшуьтсеродвбсючзузиьчсщйцзкгпрмсетсдузйжзяёзлсро
4) Найти согласную Ж зачеркнуть , согласную Ш подчеркнуть:
Тюысжмгнопжвщирлчязжуюючыдлзузшхыирлыжсщхалшидыш
5) Найти согласную В зачеркнуть , согласную Ф подчеркнуть:
Джщвфэюэсбсвчыьфмшквеапщфиесьыефьажмвэбслвюсьитиср
6) Найти согласную Г зачеркнуть , согласную К подчеркнуть:
Зкьмлпбгвбьпждыэчюсболкьрбрдгпжпжежжгижролаоркячсвалг
Буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки.
1) Найти согласную Л и зачеркнуть:
Нтивлнкдащуклпгетстныдлпшенлмьтдплыджапщкельслыщ
2) Найти согласную М и зачеркнуть:
Щлвлоагшкемтьвлкромтылдущшеоьмьчлдыомлбпдвбюмьл
3) Найти согласную Н и зачеркнуть:
Лвшектмлнбмдцзждпььмщдунплаиьджянтслыжшоунмьфын
4) Найти согласную Р и зачеркнуть:
Гькширадешщрьврфыжпэчбмрябьжмхенрыжзамжзжрдыфзр
5) Найти согласную Й и зачеркнуть:
Ишлаубсдйбавбепщиьбчдйщйбьаензптжйдчсюмиьждцушой
Буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки.
1) Найти согласную Х и зачеркнуть её , согласную Ц подчеркнуть:
Нтивхкдащуклпгетстныдлхшенлмьтдплхджапщкелхслыщцлддждцитщцббш
2) Найти согласную Ц и зачеркнуть, согласную Х:
Щлвцагшцкемтьвлкромтыцущшеоьмьчлцыомлбпдвцюьлхакхкхпрнррхжхке
3) Найти согласную Ч и зачеркнуть, согласную Щ подчеркнуть:
Лвчтмлчнбмчцзжчдпььмчщдунплачиьджянтсчжшоунмчнщшмщадршщдпж
4) Найти согласную Щ и зачеркнуть, согласную Ч подчеркнуть:
Гькшщрадешщрьврщыжпэчбмрщжмхенрыжщжзжщыфзрчоаьбидаемьрпдч
группа «С»
Буквы, обозначающие парные согласные звуки.
1) Найти согласную Б и зачеркнуть, согласную П подчеркнуть, обвести в круг букву Х:
Мабтыюпрозхаевнцбаквтхсумкаплдчбахдабрлпнбябсхпмбясдпюубачяпхбвоппьмдывх
2) Найти согласную С и зачеркнуть, согласную З подчеркнуть, обвести в круг букву Ц:
Роусолнцзтрацнвстозджымецокноггзщатмснаомьцшёовзщдпбсабкдеюцюзелёсацхзс
3) Найти согласную Ж и зачеркнуть, согласную Ш подчеркнуть, обвести в круг букву Щ:
Ащосьсшуьтсерожбсючзузиьчдщйцзкгжмсетсдузйжяёеьсдвщпдибпшадужыюадщсз
4) Найти согласную Д и зачеркнуть, согласную Т подчеркнуть, обвести в круг букву Ч:
Тюысдгнопжвщирлчязцтючыдлзузщчыирлыдсщхалдидыэитпбыьмчалачдидпитчодсч
5) Найти согласную Г и зачеркнуть, согласную К подчеркнуть, обвести в круг букву Й:
Дгсбсгючйыьмгвпщиэфськыекьакслвгйсьитвисйпршфедкахйкжгвжйэйслвшкпфгёкьг
6) Найти согласную В зачеркнуть, согласную Ф подчеркнуть обвести в круг букву Р:
Нфкдубвопщюатьпгирмюшрвсшуьюсовфпьысрддпвшфуялдравмпвыдйюьившбоюфт
Буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки.
1) Найти согласную Л и зачеркнуть, согласную М подчеркнуть, обвести в круг букву Н:
Нтивлнкдащуклпгетстныдлпшенлмьтдплыджапщкельслыщморвлнджпжрньольогм
2) Найти согласную М и зачеркнуть, согласную Н подчеркнуть, обвести в круг букву Й:
Щлвлоагшкемтйвлкромтылдущшеоьмьчлдыомлбпдвбюмьлйоадлвнаьмдоплвдлый
3) Найти согласную Н и зачеркнуть, согласную Р подчеркнуть, обвести в круг букву Л:
Лвшектмлнбмдцзждпььмщдунплаиьджянтслыжшоунмьфынлпгнвыьбмзжрбмшнл
4) Найти согласную Р и зачеркнуть, согласную Л подчеркнуть, обвести в круг букву М:
Гькширадешщрьврфмжлэчбмрябьжмхенрыжзамлзжрдыфзрлпгрзнрпдпалолждпм
5) Найти согласную Й и зачеркнуть, согласную Р подчеркнуть, обвести в круг букву Л:
Ирлаубсдйбавбепщиьбчдйщйрьаензптжйдчлюмиьждлушойдплвьсгрпщдйлждриой
Буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки.
1) Найти согласную Х и зачеркнуть, согласную Ц подчеркнуть, обвести в круг букву Ч:
Нтивхкдащуклпгетстныдлхшенлмьтдплхджапщкелхслыщцоодцщдцчдпчдажхжх
2) Найти согласную Ц и зачеркнуть, согласную Щ подчеркнуть, обвести в круг букву Х:
Щлвцагшцкемтьвлкромтыцущшеоьмьчлцыомлбпдвцюьлхкщхждылдцхмдпщхкц
3) Найти согласную Щ и зачеркнуть, согласную Х подчеркнуть, обвести в круг букву Ц:
Лвчтмлчнбмчцзжчдпььмчщдунплачиьджянтсчжшоунмчнщхрлцмиопхрлитщвоптц
4) Найти согласную Ч и зачеркнуть, согласную Ц подчеркнуть, обвести в круг букву Щ:
Гьшщрадешщрьвщыжпэчбмрщхенрыщжзжщыфзрчртцьлдчьмлацплвжцдпаджщзч
Слоги.
группа «А»
1) Найти слог -ти и подчеркнуть:
Питолдитопгрдашватисювзкбюв.витсмбказщкжгикдлкваж
2) Найти слог — мя и подчеркнуть:
Ротоьонатчомявеатчьчмоовьчюдмолотмгувбчбсомдаючмот
3) Найти слог -по и подчеркнуть:
Опнкдмз.мьипоаьсдцщбиолсьвщцююпоьмбсзужюмомбпабч
4) Найти слог -ши и подчеркнуть:
Мавгкбмюсгшиьсге.юв.цхуишьепдюрючзужиьуоцьшатудчби.
5) Найти слог -жи и подчеркнуть:
Шиабсщуюижюсоаьрпмиьылубыююцылвшемжиьлвбыцижби
6) Найти слог — ча и подчеркнуть:
7) Найти слог -ща и подчеркнуть:
Чанрвбищабигеьмащмбитгнеьсшаьишкубчыщабигенбтюузюа
8) Найти слог — чу и подчеркнуть:
Ужбмшкюччуамбизе.чхуучтмшлебиюзчубплшечабищнюичул
9) Найти слог -щу и подчеркнуть:
Дашебщуопьшлебушььабущмбпжрзнщуьцбыбыжмаблебюрущ
10) Найти слог — тю и подчеркнуть:
Латюжехюьишщеждрлючывллсбтюоыовлвсдвоутюлорцшугртю
11) Найти слог -лё и подчеркнуть:
Ляьмлкущелёьпдквщекнёьамкэнзщшлёсьжаоцшзщулётсвшгмё
12) Найти слог -де и подчеркнуть:
Дёьтамщзкедетсщшйцулеьтпмщшцущшетмаошеодетвошщцуди
группа «В»
1) Найти слог — БИ зачеркнуть, слог — ДЕ подчеркнуть:
Бедерибирашотлкисьшобиорсшгрдетсфвшщйобиоущшзоудетчорвовгорцу
2) Найти слог- КА зачеркнуть, слог -ТО подчеркнуть:
Коккабьмщфцлотмкщшототоргкытрротитдуцтотсоруцкатшаьмоахосхцуька
3) Найти слог -ЦЫ зачеркнуть, слог — ШО подчеркнуть:
Коцыбьмщфцлоткашототоргцытрротитдушотсоруцкщышаьмоащосхцуьцы
4) Найти слог -ЖИ зачеркнуть, слог -ШИ подчеркнуть:
Хирышиоплукщнжиапьткщолвашыьмкшщуцлпжыьмокпргкшаьлокшомиел
5) Найти слог -ЧА зачеркнуть, слог -ЩА подчеркнуть:
Чупаьмшщугчатмутшаьмизущлкпщяьсушщзащакепшюьлмьчатщаьтмшоуцча
6) Найти слог -ЧУ зачеркнуть, слог -ЩУ подчеркнуть:
Губмщклпрчутьищузлщуьплмьишуьмлжчюьмзулпщюьмавщоыжчаьсулчуьщ
7) Найти слог -ОТ зачеркнуть, слог -ОР подчеркнуть:
Хорышиотлукщнжиапьтокщашрокшщуцоржыьмотпргкшаьлокшормиетлюрот
8) Найти слог -ЕС зачеркнуть, слог -ЁТ подчеркнуть:
Яслдолдмеседьпмьётлжёптжфтрёомжфысеьсжфесжыветьмжфаоётьмыёмсёс
9) Найти слог -ПРЕ зачеркнуть, слог -ПРИ подчеркнуть:
Пелприьсжфоафепржлфтмсзжцшщупреьмжвыоаприжфлоывардцугшщприпе
10) Найти слог -ДРУ зачеркнуть, слог -ДЕР подчеркнуть:
Лдерьмлыдлофдурдрутсжфыоредьмлжфщывкподреьтжмфышодеросжфодруд
11) Найти слог -СТРА зачеркнуть, слог -РНО подчеркнуть:
Здрастраьсщшоурноософждстроотсжшнорстжщыфроносжшгуатсрасфжстрат
группа «С»
1) Найти слог -БИ зачеркнуть, слог -ДЕ подчеркнуть, обвести слог МУ:
Бедерибирмуотлкисьшобиорсшгрдетсфвшмуобиоущшзоудетчорвовгорцу
2) Найти слог -КА зачеркнуть, слог -ТО подчеркнуть, обвести слог -ОН
Коккабьмщфцлотмкщшототоргкыонротитдуцтотсоруцкатшаьмоахонхцуька
3) Найти слог -ЦЫ зачеркнуть, слог -ШО подчеркнуть, обвести слог -ТА:
Коцыбьмщфцлоткашототоргцытрротитаушотсоруцкщышаатоащосхцуьцы
4) Найти слог -ЖИ зачеркнуть, слог -ШИ подчеркнуть, обвести слог -ИМ:
Хирышиоплукщнжиапьтимолвашыьмкшщуцлпжыимокпргкшамиокшомиел
5) Найти слог -ЧА зачеркнуть, слог -ЩА подчеркнуть, обвести слог -АШ:
Чупаьмшщугчатмутшаьмизашлкпщяьсушщзащакепшюьлашчатщаьтмшоуцча
6) Найти слог -ЧУ зачеркнуть, слог -ЩУ подчеркнуть, обвести слог -УШ:
Губмщклпрчутьищузлушьплмьишуьмлжчюушзулпщюьмавщоыжчаьсулчуьщ
7) Найти слог -ОТ зачеркнуть, слог -ОР подчеркнуть, обвести слог -ПО:
Хорышиотлукщнжиапотокщашрокшопцоржыьмотпогкшаьлокшормиетлюрот
8) Найти слог -ЕС зачеркнуть, слог -ЁТ подчеркнуть, обвести слог -ЯР:
Яслдолдмеседьпмьётлжёптжфтрёоярфысеьсяресжыветьряфаоётьмыёмсёс
9) Найти слог -ПРЕ зачеркнуть, слог -ПРИ подчеркнуть, обвести слог -ТРА:
Пелприьсжфоафепржлфтмсзжцтраупреьмжвыоаприжфлоывардцугшщприпер
10) Найти слог -ДРУ зачеркнуть, слог -ДЕР подчеркнуть, обвести слог -КЛА:
Лдерьмлыдлофдурдрутсжфклаедьмлжфщывкподреьтжмфышодеросжфодруд
Источник
Внимание! Внимание! Очень важная информация!
Здравствуйте, друзья! Тема действительно очень важная. Поговорим о внимании. Часто можно услышать от родителей жалобы на то, что ребенок невнимателен, что не может сосредоточиться на том, что он делает и постоянно отвлекается. Это мешает учиться. Мешает применять знания, которые есть в голове. Но самое страшное, что это может помешать жить. Подумайте, что может случиться, если невнимательно переходить дорогу?
К счастью, с невнимательностью можно бороться. И сегодня я хочу рассказать вам про упражнения для развития концентрации внимания, которые я успешно практикую со своими детьми. Это не наши изобретения, но мы как всегда дали известным упражнениям свои интересные названия, чтобы было веселее заниматься.
Упражнение 1. «Сапёры»
Про корректурные пробы когда-нибудь слышали? Я о них узнала на собрании в школе. Это упражнение порекомендовала делать с детьми учительница начальных классов. Сказала, что это, пожалуй, самый мощный инструмент для развития внимательности у детишек.
В чем суть? Нужно произвести определенные действия (вычеркнуть, подчеркнуть, обвести и т.п.) с символами, которые ты видишь перед собой. Но сначала эти символы нужно отыскать. Сложно объяснить это словами. Проще один раз увидеть и все станет понятно. Так что внимательно посмотрите на картинку.
Здесь стояла задача, найти и подчеркнуть в тексте букву «е», и зачеркнуть букву «а». Мы с детьми называем это упражнение «Сапёры». Искомые буквы – это как будто мины, которые нужно обезвредить определенным способом.
Для проведения корректурных проб можно использовать старые книги или журналы и искать буквы прямо в тексте.
Если ребенок еще дошкольник и не знает букв, то можно использовать пробы с различными символами: картинками, стрелками, смайлами и т.п.
Начинать лучше с чего-нибудь попроще. Например, попросить зачеркнуть все звездочки.
А потом задания можно усложнять. На картинке ниже дан образец и задание. В каждый ромб нужно поставить точку, в кружочках поставить минус, в квадратах — галочку, а в треугольниках плюс.
Самым отважным и отчаянным юным сапёрам можно предложить выполнять эти упражнения на время.
Упражнение 2. «Дети-шпионы»
Попробуйте прочитать, что написано на картинке.
Не можете? А дети шпионы могут! А почему? А потому, что у них есть ключ, к разгадыванию этой шифровки. Вот он!
Теперь и вы сможете узнать, что написано на верхней картинке. Варианты ответов оставляйте в комментариях. Для того, чтобы составить письмо-шифровку или наоборот расшифровать его, нужно быть очень внимательным иначе получится полная ерунда.
Если хотите абсолютной секретности, придумайте свой шифр и никому его не показывайте. Тогда никто и никогда не узнает, что написано в вашем тайном послании. Ну а для тренировки можно поискать шифр в интернете. Мне очень понравился вот такой.
Это не письмо получается, а дискотека!
Упражнение 3. «Спасательная операция»
Это простое упражнение на поиск слов слов, цифр, или каких-нибудь символов. Но если включить воображение, то получится самая настоящая поисковая спасательная операция, и без внимательности здесь не обойтись.
Вариант первый. Нужно найти и спасти (подчеркнуть) домашних животных, которые по невнимательности заблудились в буквенном лесу.
ОРВАГЛНФЕПФНУАИГКОТОЫВАМЛОТВ
ЛМКОЗАОЛЫИАОСОБАКАОЛАЛФОЛЫО
ФРЛОШАДЬЫИАБРФЛИАЛОФИКОРОВА
РВИЛФИЛФИХОМЯКОКППОЛАОДФЖА
Вариант второй. Ищем число 2016 среди цифр.
47638947201648758900008743720169458
50320169596677663620164584987384783
35142632822016906858683764578593578
78589220164395476782016433487743833
Вариант третий. Подойдет он не только для младших школьников, но и для дошколят, которые ни букв, ни цифр пока не знают. Нужно найти и обвести на картинках выделенные фрагменты.
Упражнение 4. «Кто здесь учитель?»
Наверно каждый ребенок хоть раз хотел оказаться на месте учителя или мамы с папой. Чтобы не его проверяли, а он проверял. И, указывая на ошибки, говорил: «Ай-яй-яй, как не стыдно…» Давайте дадим ему такую возможность!
Мамы с папами решают примеры. Только не какие-нибудь логарифмические уравнения, а нормальные примеры, с которыми ребенок уже знаком. И специально допускают несколько ошибок. А потом сдают работу на проверку. Ну и волнуются, конечно. А ребенок проверяет. Внимательно проверяет, ведь он же теперь учитель.
Это упражнение, не только внимание развивает, оно дает родителям возможность на своем примере показать, как нужно реагировать на критику или замечания. Так что, дорогие родители, если вдруг получите двойку, держите себя в руках. Будьте мужественными и пообещайте исправиться.
Можно не только примеры решать, а и диктанты писать или сочинения. Главное не забыть допустить ошибки, букву не дописать, точку не поставить и т.п.
Дошкольники, которые еще не знакомы с буквами и цифрами, могут проверять работу художников. Нарисуйте для ребенка картинку. Например, пейзаж. Изобразите треугольное солнышко, морковку, которая выросла под елкой, черепаху, парящую в облаках. В общем, какую-нибудь нелепицу. И пусть малыш ищет ваши ошибки.
Ну а если рисовать вы не умеете, то вам в помощь развивающие журналы для детей. Практически в каждом найдете картинку подобную этой.
И еще несколько слов о детских журналах. Это же просто кладезь разных интересных упражнений и заданий на развитие внимательности у детей!
Например, задания, где нужно найти отличия.
Или различные лабиринты.
Журналы чаще всего красивые, яркие и детям нравится по ним заниматься. Мои киндеры с нетерпением каждый месяц ждут выхода «Внеклассного журнала». Это наш любимый! Новое издание, в мае только 6 выпуск.
Упражнение 6. «Театральное чтение»
А теперь поиграем в актеров. Будем читать. Но не просто читать, а читать внимательно и немного странно. Обратите внимание на картинку ниже и прочитайте вслух стихотворение Нины Тарасовой «С точки зрения кота».
Прочитали? Молодцы! А теперь прочитайте снова, только когда в тексте встретится слово «кот» или «кота», «котов», «коту» его нужно выкрикнуть.
Справились? Прекрасно! А теперь добавляем еще пару условий. В конце каждого предложения будем вставать, а в середине предложений, там где встречается любой знак препинания, будем топать ногой.
Так читать намного интереснее. Не правда ли? Иногда мы совмещаем это упражнение с заучиванием стихов наизусть.
А если ребенок читать самостоятельно пока не умеет? То почитайте ему вы, а он пусть внимательно слушает.
Когда услышит слово «кот», пускай крикнет «ура!». Когда услышит название предмета мебели — хлопнет в ладоши. А когда услышит слово «хвост» — топнет ногой.
Такое театральное чтение применимо к любым текстам.
Это были наши любимые «внимание-развивательные» упражнения. Попробуйте и вы! Вам понравится! Только не превращайте занятия с детьми в нудные уроки. Лучше включите воображение и превратите их в игру. Толку будет больше. И веселья тоже!
И еще один сюрприз! Очень полезное видео специально для вас!
Дорогие друзья, если вам понравилась статья, поделитесь ею в социальных сетях. Ну и как всегда жду ваших комментариев!
Заходите в гости снова!
Здесь вам всегда рады!
Евгения Климкович.
Источник