Упражнения для развития внимания для ребенка 4 лет

Упражнения для развития внимания для ребенка 4 лет thumbnail

5 упражнений на развитие внимания у ребёнка 4–5 летВнимание — это психический процесс, обеспечивающий направленность и сосредоточенность сознания на фиксированном объекте. Без него человек не сможет организовать продуктивную сознательную деятельность, а потому важно уже в дошкольном возрасте предлагать детям эффективные игры и упражнения на развитие внимания.

Упражнение 1. Значки в фигурах

Подготовка

  1. Таблица 5х5, в произвольном порядке заполненная геометрическими фигурами:
    • ромб;
    • квадрат;
    • треугольник;
    • круг
  2. Образец заполнения:
    • «+» в квадрате;
    • «–» в круге;
    • «v» в ромбе;
    • «о» в треугольнике

5 упражнений на развитие внимания у ребёнка 4–5 летЗадание

  1. Внимательно посмотри на листок.
  2. Сколько фигур в каждой строчке?
  3. Сколько фигур в каждом столбике?
  4. Каким цветом нарисованы [квадраты | ромбы | треугольники | круги]?
  5. Возьми в руки карандаш и проставь в каждой фигуре значок, как в образце. Если ты забудешь, какой значок надо ставить, можно подсмотреть в образец.

Когда малыш справится с заданием упражнения, обсудите результаты. Посчитайте, сколько ошибок он допустил.

Игру можно сделать ещё интересней. За каждый правильно поставленный значок ребёнок зарабатывает 1 балл. Набрав 25 баллов, малыш получает маленький приз (небольшую игрушку, конфету, яблочко и пр). За каждую допущенную ошибку он должен выполнить 1 фант. Если упражнение выполняют несколько детей, победитель загадывает фанты проигравшим.

Упражнение 2. Исправь ошибку

В возрасте 4–5 лет малыши уже владеют грамматическим строем речи, а накопленный багаж знаний позволяет им находить логические несоответствия в предложениях. Используйте это, чтобы потренировать слуховое внимание ребёнка, поработать над его устойчивостью

Специальной подготовки данное упражнение не требует, но вы можете заблаговременно распечатать карточки с предложениями, в которых ребёнку надо будет искать ошибку. Если малыш уже научился читать сам, предложите ему самостоятельную работу с карточками. В противном случае зачитывайте текст, а карапуз пусть исправляет допущенные автором ошибки.

Например:

  1. На небо падает белый снег.
  2. Самолёт летит под лесом.
  3. Белое снежинка красиво кружится в воздухе.
  4. Вода замерзают и превращаются в лёд.
  5. Рядом с нашим домом построили старый детский сад.
Упражнение 3. Рисование по клеточкам

Отлично развивает внимательность рисование по клеточкам. В этом сегменте заданий можно подобрать вариант на любой уровень развития.

Малышей попросите продолжить строчку простейших узоров:

5 упражнений на развитие внимания у ребёнка 4–5 летЕсли продолжение узора не вызывает затруднений, оформите задание в виде простого графического диктанта: ребёнку надо выполнить узор, ориентируясь на ваши словесные команды, без визуального образца. В таком формате упражнение прекрасно тренирует зрительную и слуховую внимательность, а также отлично развивает пространственное мышление.

Внимательным дошколятам предложите повторить рисунок по образцу:

5 упражнений на развитие внимания у ребёнка 4–5 летУпражнение 4. «Картинка — слово»

Подготовка:

Несколько изображений. Вы можете подготовить произвольный набор картинок или использовать это упражнение для дополнительной отработки изучаемой лексической темы:

  • зима;
  • посуда;
  • мебель;
  • овощи и фрукты;
  • домашние животные и пр.

Вы можете заменить картинки предметами: игрушками, спортивным инвентарём, предметами одежды и пр.

Задание

Вы показываете ребёнку картинку (предмет) и произносите слово. Если изображение и слово совпадают, малыш хлопает в ладоши, если нет — топает ногами.

Картинки можно показывать повторно.

Останавливайте игру, если заметили, что малыш потерял интерес или, напротив, чрезмерно возбудился (выкрикивает с места, не даёт вам договорить слово, стал суетлив и не собран).

Упражнение 5. Шпионские танцы

Развивать внимание можно по-разному. Например, во время весёлой детской дискотеки. Предложите ребёнку не обычные танцы, а шпионские. Договоритесь, что для танцевальных движений у вас будет свой шифр: каждое па кодируется какой-либо цифрой.

Например:

  • 1 — два прыжка;
  • 2 — покрутиться на месте;
  • 3 — три хлопка.

А теперь включайте музыку и командуйте. Вероятно, сначала ребёнку будет непросто. В таком случае подключите к словесным командам показ соответствующих движений. Постепенно малыш запомнит ваш шифр, и тогда успешность выполнения задания будет зависеть исключительно от детской внимательности.

 Советы «Эврики»:

  1. Значительное влияние на формирование внимательности в детском возрасте играет питание. Благоприятное воздействие на работу мозга оказывает молоко и молочные продукты, свежие фрукты, овощи, зелень.
  2. Важно соблюдать режим дня. Активная работа (будь то работа физическая или умственная) должна чередоваться с отдыхом. Развивайте ребёнка, тренируйте его внимание и память, но только, пожалуйста, не переусердствуйте. Мозгу отдых требуется не меньше, чем мышцам.
  3. Для работоспособности детского организма необходим кислород. Регулярные прогулки на свежем воздухе помогут вам вырастить внимательного, собранного и усидчивого ребёнка, которому будет легко учиться в школе, выполнять задания учителя и осваивать новые для него науки.

Будьте внимательны к своему карапузу, наслаждайтесь родительством, и пусть оно будет счастливым.

До новых встреч!

Источник

Ольга Абросимова
Упражнения для развития внимания детей 3–4 лет

Задачи:

Обучающая:

— познакомить детей с техникой ТСО- компьютером через игровые задания;

— расширять знания об объектах природы;

— расширять словарный запас детей.

Развивающая:

развивать логическое мышление, внимание, память.

Воспитательная:

-воспитывать интерес к данным видам упражнений.

Методы:

— игровой

-словесный

-практический

Демонстрационный материал:

-презентация, картинки.

Ход занятия:

1. Упражнение «Путаница»

Цель: развитие зрительного внимания.

Описание: педагог предлагает детям назвать предметы, которые он видит в путанице.

Приложение: слайд №2

2. Упражнение «Предметы спрятались»

Цель: развитие зрительного внимания, пополнение активного словаря ребёнка.

Описание: педагог предлагает детям найти какие предметы

спрятались, назвать их.

Приложение: слайд №3

3. Упражнение «Перенеси»

Цель: развитие зрительного внимания, пополнение словарного запаса детей.

Описание: педагог предлагает детям перенести картинки на новое место и назвать их.

Приложение: слайд №4

4. Упражнение «Вспомни и назови»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

Описание: педагог предлагает детям вспомнить и назвать предметы, которые нарисованы на картинке, назвать их.

Приложение: слайд № 5

5. Упражнение «Сломанная машинка»

Цель: развитие зрительного внимания

Описание: у Никиты сломалась машинка. Чтобы починить машинку, нужно собрать все детали. Педагог предлагает детям найти на картинке какой детали не хватает, назвать её.

Приложение: слайд № 6

6. Упражнение «Разноцветные кубики»

Цель: сенсорное развитие.

Описание: педагог предлагает детям сравнить картинки, которые находятся вверху и внизу странички, выявить какого кубика не хватает, назвать цвет кубика.

Приложение: слайд № 7

7. Упражнение «Сравни»

Цель: развитие зрительного внимания.

Описание: педагог предлагает детям сравнить две картинки, найти отличия между ними.

Приложение: слайд № 8

8. Упражнение «Построй башенку»

Цель: развитие зрительного внимания.

Описание: педагог предлагает детям найти на картинке башенку вверху странички, внимательно рассмотреть её и назвать какой детали не хватает внизу странички для постройки.

Приложение: слайд № 9

9. Упражнение «Построй кораблик»

Цель: развитие зрительного внимания, пополнение активного словаря ребёнка.

Описание: педагог предлагает детям найти на страничке вверху кораблик, внимательно рассмотреть его и назвать какой детали не хватает для постройки кораблика внизу странички.

Приложение: слайд № 10

10. Упражнение «Сравни картинки и назови»

Цель: развитие зрительного внимания.

Описание: педагог предлагает детям сравнить две картинки, и назвать кого забыл нарисовать художник на картинке внизу странички.

Приложение: слайд № 11

11. Упражнение «На каком по счёту месте…»

Цель: развитие математических представлений, развитие зрительного внимания.

Описание: педагог предлагает детям назвать на каком по счёту месте в табличке должны стоять конфетка и грибок, посчитайте и назовите.

Приложение: слайд № 12

12. Упражнение «Найди пять отличий»

Цель: развитие зрительного внимания, активного словаря.

Описание: педагог предлагает детям внимательно рассмотреть все домики на страничке и найти 5 отличий между ними, назвать их.

Приложение: слайд № 13

13. Упражнение «Путаница»

Цель: развитие зрительного внимания, пополнение словарного запаса детей.

Описание: педагог предлагает детям назвать предметы, которые они видят в путанице. Какого предмета не хватает внизу странички.

Приложение: слайд № 14

14. Упражнение «Новогодняя ёлочка»

Цель: сенсорное развитие.

Описание: педагог предлагает детям сравнить две ёлочки на страничке, и назвать какого цвета шарика не хватает на ёлочке внизу.

Приложение: слайд № 15

15. Упражнение «Одинаковые предметы»

Цель: развитие зрительного внимания.

Описание: педагог предлагает детям внимательно рассмотреть картинку вверху странички и назвать, какого рисунка не хватает на предметах внизу странички.

Приложение: слайд № 16

16. Упражнение «Силуэты животных»

Цель: развитие зрительного внимания, слухового внимания.

Описание: педагог предлагает детям найти и назвать внизу странички силуэт каждого животного, и назвать какого животного не хватает вверху странички.

Приложение: слайд № 17

17. Упражнение «Листочки»

Цель: развитие сенсорики

Описание: педагог предлагает детям найти на картинке листочек, который отличается от остальных.

Приложение: слайд № 18

Упражнение «Предметы, которые нас окружают»

Цель: развитие целостной картины мира, развитие зрительного внимания.

Описание: педагог предлагает детям рассмотреть предметы, нарисованные в рамочках внизу и найти и назвать каких предметов не хватает на картинке вверху странички.

Приложение: слайд № 19

19. Упражнения «Рыбки»

Цель: развитие сенсорики.

Описание: педагог предлагает рассмотреть два аквариума и назвать какого цвета рыбку нужно поместить в каждый из них.

Приложение: слайд № 20

20. Упражнение «Клоун»

Цель: развитие зрительного внимания.

Описание: педагог предлагает детям рассмотреть на страничке клоуна и назвать какого предмета не хватает.

Приложение : слайд № 21

Источник

Вы заметили, что ребёнок «невнимательный», или услышали эти слова от воспитателя или учителя? Говорят, постоянно витает в облаках… А он действительно невнимательный или ему просто скучно на уроках? Разбираем, на что родителям стоит обратить внимание.

Объем, устойчивость, концентрация и другие свойства внимания, которые нужно развивать

Всего есть шесть свойств внимания. Нарушение каждого из них по-своему отражается на деятельности ребёнка.

1) Объем внимания. При маленьком объеме внимания ребёнок не умеет концентрироваться одновременно на нескольких предметах и удерживать их в памяти.

2) Устойчивость и 3) концентрация внимания. Работайте в этом направлении, если ребёнок быстро отвлекается на посторонние дела, не может долго сосредотачивать внимание.

4) Избирательность внимания. Это свойство крайне важно, чтобы уметь сосредоточить внимание на значимом процессе. И при этом не обращать внимания на второстепенные, отвлекающие стимулы. Проблемы с избирательностью внимания мешают доводить начатое до конца.

5) Распределение внимания. Ребёнку сложно выполнять две задачи одновременно.

6) Переключаемость внимания. Способность быстро и легко переместить внимание с одного действия на другое. Ребёнок с трудом переносит внимание с одного объекта на другой, переключается слишком медленно? Развивайте гибкость внимания.

Понаблюдайте, что дается ребёнку сложнее: воспринимать информацию визуально или на слух? Учитывая это, вы сможете более грамотно подобрать игры и упражнения на внимание.

Вот теперь, когда проблема ясна, приступаем к полезным активностям! Научить ребёнка управлять вниманием помогут игры.

Выбирайте игры и задания по возрасту

детям 4-5 лет  | 
6-8 лет  | 
9-10 лет

Игры и упражнения на внимание для детей 4-5 лет

Дошкольникам сложнее всего усидеть на месте, поэтому игровая форма занятий подходит им больше всего.

Игра «Запрещенный цвет» на концентрацию и распределение внимания

Перед началом игры установите правила:
— нельзя называть запрещенные цвета, например, зелёный и красный;
— нельзя один и тот же цвет называть дважды.

А теперь задавайте вопросы: «Какого цвета небо? Какого цвета трава? Какого цвета солнце? Какого цвета клубника?» Возможные варианты ответов: «Голубого; как газон; желтого; как сердце».

Игра «Придумай автомобиль» Развиваем избирательность внимания

Предложите ребёнку представить проезжающий мимо автомобиль, который каждый раз возвращается. Как он выглядит? Какие звуки издает? Постепенно картинка должна становиться все более живой и насыщенной.

Делайте ребёнку подсказки, но не комментируйте каждое его действие. Так он может отвлечься от игры и потерять интерес к ней.

Игра «Найди лишнее» на концентрацию и распределение внимания

Прочитайте ребёнку стихотворение и попросите хлопать в ладоши, если он слышит лишние слова.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,
Галки, макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи.

Игра «LOGIC Шульте» развивает концентрацию и устойчивость внимания

В таблицах Шульте в хаотическом порядке размещены цифры, которые необходимо быстро найти в верной последовательности. Помимо внимания и периферического зрения, такой тип заданий развивает навык скорочтения.

Игры и упражнения на внимание для детей 6-8 лет

Младшеклассники легко отвлекаются на посторонние вещи (смартфон, телевизор, вид за окном), поэтому постарайтесь перед занятиями исключить любые раздражители. Придумайте кодовое слово («внимание», «начинаем») и попросите ребёнка сосредоточиться после того, как вы его произнесете.

Игра «Догони робота» на концентрацию, избирательность и устойчивость внимания

Начертите такой квадрат с роботом. Он будет передвигаться вверх, вниз, вправо и влево по вашим командам. Продиктуйте несколько ходов и попросите ребёнка указать, в какую клетку переместился робот. Водить по полю пальцем нельзя.

Упражнение «Слушаю и считаю» Развиваем распределение внимания

Прочитайте предложение, постукивая карандашом по столу. Ребёнок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.

Упражнение «Читаю и считаю» на переключаемость и распределение внимания

Предложите ребёнку прочитать текст и одновременно посчитать количество слов в нем. Для счета не используем пальцы.

Игра «Защитники островов» развивает переключаемость внимания

Эту игру можно назвать морским боем нового уровня. Вместо обычного квадратного игрового поля действие разворачивается на круговой диаграмме. Игрок может выбрать один из трех уровней сложности.

Игра «LOGIC Игрек» развивает объем, устойчивость и переключаемость внимания

В игре 3 уровня сложности:

  • «Новичок» — игрок должен запомнить и повторить в любом порядке расположение точек на экране.
  • «Опытный» — требуется запомнить расположение цифр в правильной последовательности: 1, 2, 3, 4 и т.д.
  • «Мастер» — необходимо запомнить расположение фруктов на экране в нужном порядке.

Игры и упражнения на внимание для детей 9-10 лет

Для детей постарше подойдут более сложные упражнения на внимание. Хорошо, если они будут не сильно напоминать школьные задания, чтобы ребёнок мог отвлечься от учебы и провести свободное время весело и полезно.

Упражнение «Запомни все» на концентрацию и распределение внимания

Предложите ребёнку внимательно рассмотреть какой-то предмет не дотрагиваясь до него. Например, настольную лампу, вазу или связку ключей. Затем пусть ребёнок закроет глаза и постарается описать предмет. Какого он цвета, размера? Какой он на ощупь?

Упражнение «Что изменилось?» Развиваем объем внимания

Разложите на столе около десяти предметов. Можно взять, к примеру, канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, пенал, линейку и т.п. Затем попросите ребёнка запомнить, как лежат предметы.

Затем попросите его закрыть глаза и досчитать до 20-ти. За это время поменяйте некоторые из предметов местами или вовсе уберите. Предложите ребёнку сказать, что изменилось.

Упражнение «Запрещенная цифра» на концентрацию и распределение внимания

Считайте вслух от одного до 41, не называя числа, в которых есть цифра 4. Вместо них говорите: «Не собьюсь». Предложите ребёнку повторить упражнение.

Игра «Атака вируса» развивает концентрацию внимания

Цель игры — окружить Вируса и не дать ему проникнуть в самое сердце микросхем Клапана. Всего доступно три уровня сложности: «легко» — в игре всего один Вирус и есть много возможностей его обезвредить; «трудно» — победить нужно двух Вирусов, что будет не так просто; «ааааа!» — придется попотеть, ведь окружить необходимо трех Вирусов.

Игра «Роботрон» развивает переключаемость внимания

Вам нужно перевести своего робота на другую сторону поля. При этом нужно не пропустить соперника на свою сторону. В игре «Роботрон» работает Арена: вы можете сразиться с реальным противником.

Тренировка внимания — полезная привычка

Если игры и упражнения на внимание станут постоянными тренировками для ребёнка, вскоре вы заметите первые результаты. Ребёнок будет быстрее и легче запоминать, станет более собранным. Чтобы удержать прогресс, включите игры и упражнения на внимание в список постоянных дел.

На ЛогикЛайк более 3500 развивающих заданий и упражнений:

  • загадки и вопросы на внимательность и смекалку;
  • логические задачи;
  • соты и судоку;
  • логические и пространственные головоломки.

Регулярные тренировки на ЛогикЛайк — проверенный способ развития логики, памяти и внимания у дошкольников и младших школьников.

Источник