Упражнения для развития речи у ребенка с отсталым развитием

В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.
Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
- Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
- Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
- Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
- Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
- Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
- Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
- «Лакаем молоко» как кошка.
- Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
- Топ-топ;
- Хлоп-хлоп;
- Прыг-прыг;
- Бип-бип (Нажимаем на носик)
- Туда-сюда (Повороты корпуса)
- Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
- Прятки игрушек под платочком
- ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
- ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
- Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
- Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
- Угадай, что звучит.
- Жмурки
- В какой руке звучало
- Быстро-медленно
- Громко-тихо
- Справа-слева (после 2 лет)
- Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Вкусные игры
- Облизываем губки – варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
- Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
- Регулярность занятий
- Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
- Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
- Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
- Использование двух рук сразу.
- Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
- Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
- Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
- Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
- Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!
Источник
Использование речедвигательных упражнений в процессе обучения чтению и письму детей с глубокой умственной отсталостью
Воробьева Людмила Анатольевна,
учитель начальных классов
ОКОУ «Курская школа»
Оглавление
Введение
1. Особенности развития речи у детей с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2. Использование речедвигательных упражнений в процессе обучения грамоте детей с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3. Речедвигательные упражнения как подготовительный этап к процессу чтения
Литература
Введение
Проблема формирования речевой деятельности детей всегда находилась в центре внимания исследователей. Решение этой проблемы связано с выявлением общих и частных закономерностей аномального развития обучающихся, с реализацией не только образовательных, но и коррекционных целей.
Связанная с сознанием, речь включается во взаимоотношения со всеми психическими процессами, но основным и определяющим для неё является её отношение к мышлению. Замечено Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным и др., что мыслительные операции ребёнка развиваются по мере овладения им речью. Речевое общение создаёт специфические человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности, коллективного труда. Владение языком предполагает использование его носителем языковых средств для выражения своих мыслей в устной или письменной форме и умении адекватно авторскому замыслу понимать высказанные другими мысли. Такое понимание является необходимым условием общения людей.
Речь ребёнка – это также и путь к развитию его как личности, а в конечном итоге – способ достижения наилучшей социальной адаптации. Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет на формирование поведения ребёнка, способствует более совершенному овладению профессионально-трудовыми навыками, что в значительной степени содействует его жизненным успехам.
У тяжело умственно отсталых детей в тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта находится глубокое недоразвитие речи. Все исследователи едины во мнении, что требуется специальная коррекционная работа в целях формирования у данной категории обучающихся средств речевого общения и умения практического пользования этими средствами.
Использование речедвигательных упражнений в обучении грамоте детей с глубокой умственной отсталостью помогает исправлять недостатки их речевого развития, формировать навыки чтения, что способствует дальнейшей социализации школьников.
В связи с вышесказанным, данная тема «Использование речедвигательных упражнений в процессе обучения чтению и письму детей с глубокой умственной отсталостью» представляется мне весьма актуальной.
Основная цель работы — коррекция речевого развития обучающихся с глубокой умственной отсталостью.
Приоритетными задачами являются:
1. Определение специфических речевых особенностей обучающихся.
2.Подбор речедвигательных упражнений, направленных на коррекцию
речевого развития детей с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Разработанная мною система упражнений, используемых при обучении грамоте глубоко отсталых детей, носит коррекционно – развивающую направленность и способствует не только развитию речи, но и всей познавательной деятельности обучающихся.
Особенности развития речи у детей с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Категория глубоко умственно отсталых детей представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой являются тяжёлый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения. В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта у детей находится недоразвитие речи. Появление речи у них значительно запаздывает. Очень часто она появляется к 6 – 7-летнему возрасту. В других случаях не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Это так называемые «безречевые» дети, которые среди тяжело умственно отсталых составляют 20-25%. Такие аномалии свидетельствуют о глубоких локальных поражениях речевых зон коры.
Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития. Однако встречаются и иные случаи. Есть дети, у которых можно наблюдать поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций, тогда говорят о пустой, эхолаличной речи.
В зависимости от степени поражения мозга у детей с глубокой умственной отсталостью можно выделить особенности сенсорных и моторных речевых расстройств.
Компонент сенсорного недоразвития присутствует у всех детей в разной степени, в связи с этим условно выделяются несколько уровней (Г.В. Гуровец, Л.З. Давидович).
К первому уровню сенсорного недоразвития относят детей, которые не понимают речь посторонних, но слышат и воспринимают речь ближайших родственников, постоянно ухаживающих за ними.
Ко второму уровню сенсорного недоразвития относятся дети, воспринимающие речь окружающих в виде отдельных коротких фраз и инструкций. Более длинную фразу или текст они не воспринимают и не реагируют адекватно.
К третьему уровню сенсорного недоразвития, можно отнести детей, которые воспринимают бытовую речь, выполняют простые инструкции, прослушивают короткие тексты. Однако более сложные речевые конструкции и текст воспринимают недостаточно. Они быстро устают и отвлекаются, не дослушав интересный рассказ.
Особенности моторного речевого развития детей с глубокой умственной отсталостью также разноплановы по степени тяжести проявления, в связи с чем можно выделить несколько уровней (Г.В. Гуровец, Л.З. Давидович).
К первому уровню речевого развития относятся «безречевые» дети. Однако «безречевые» дети по своему состоянию неоднородны. Одни из них безучастны к окружающим, речью не пользуются. Другие дети произносят постоянно один монотонный звук, не являющийся средством общения. Есть дети, которые пользуются неречевыми средствам (показывают пальцем на нужный предмет или игрушку). Независимо от возраста эта группа является наиболее сложной в речевом отношении.
Ко второму уровню речевого развития относятся дети, у которых отмечаются отдельные лепетные слова или словосочетания, произнесённые с различными фонетическими искажениями. Фонетические нарушения носят дизартрический характер, что значительно усложняет формирование произносительной стороны речи. Речь этих детей трудна для понимания.
К третьему уровню речевого развития можно отнести детей, у которых имеется бытовой словарь и фразовая речь. Здесь также наблюдается полиморфизм. Одни дети многоречивы, пользуются развёрнутой фразовой речью с элементами нарушенного звукопроизношения. Другие дети пользуются короткой фразой, в ряде случаев отмечаются аграмматизмы. Дети третьего уровня речевого развития не пользуются монологической речью, которая к школьному возрасту должна быть им присуща.
Следовательно, дети с глубокой умственной отсталостью представляют собой полиморфный контингент. У них отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического.
Необходимы ранняя диагностика и коррекционное воздействие, эффективность которого зависит от выбора правильной стратегии с учётом специфики личностных, психомоторных, речевых, коммуникативных проявлений.
Использование речедвигательных упражнений в процессе обучения грамоте детей с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Наибольшие трудности при овладении навыками чтения и письма детьми данного контингента связаны с нарушением фонематического слуха и звукового анализа и синтеза. Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы и поэтому плохо запоминают буквы, т. к. каждый раз соотносят букву с разными звуками.
Несовершенство анализа и синтеза приводит к затруднениям в делении слова на составные части, выявлении каждого звука, установлении звукового ряда слова, усвоении принципа слияния двух и более звуков в слог, выполнении записи в соответствии с принципами русской графики. Дети не могут понять , что всякое слово состоит из сочетаний тех самых букв, которые они учат. Буквы долго остаются для многих учеников чем-то, что должно запоминаться как таковое, безотносительно к словам, обозначающим знакомые предметы и явления.
В связи с тем, что у глубоко умственно отсталых детей наиболее отчётливо проявляются недостатки речевого развития, занятия по обучению грамоте проводятся в русле общего речевого развития детей. Для овладения грамотой прежде всего необходимо определённое развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи: умение выделить звук из слова, отдифференцировать его от сходных звуков, уточнить в собственном произношении, найти его место в слове, установить последовательность входящих в слово звуков.
Развитие фонематического слуха должно поводиться в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие. Дети, страдающие глубокими нарушениями речи, сразу включаются в специальные логопедические занятия. Проводимая школьным логопедом коррекционная работа продолжается учителем-дефектологом. Он ведёт специальную работу над произносительной стороной речи: развитие артикуляционного аппарата и исправление неправильного произношения. Работа в классе дополняется специальными логопедическими упражнениями. Исходя из речевых особенностей обучающихся, на уроках чтения, письма, развития речи систематически провожу упражнения по технике речи, которые включают в себя: артикуляционную гимнастику, дыхательные и голосовые упражнения в виде короткой зарядки перед уроком.
Артикуляционная гимнастика
Для того, чтобы звукопроизношение было чистым нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы и мягкое нёбо. Так как все органы речи состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются корректировке. Провожу артикуляционную гимнастику регулярно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. За урок не следует предлагать больше 2 – 3 упражнений за раз. Упражнения выполняются перед зеркалом, вначале в медленном темпе. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность: от простых упражнений к более сложным.
Начинали с таких простых упражнений для губ и щёк:
— надувание обеих щёк одновременно;
— надувание щёк попеременно;
— втягивание щёк в ротовую полость;
— «трубочка», «заборчик» и т.д.
Для язычка:
— «лопаточка», «иголочка», «грибок», «горка» и др.
Затем эти упражнения выполняются в игровой форме, сопровождаются стихами:
«Хоботок»
Подражаю я слону,
Губы хоботком тяну,
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Губы не напряжены и расслаблены.
«Лягушки»
Тянем губы прямо к ушкам!
Вот понравится лягушкам!
Потяну-перетяну
И нисколько не устану.
Губы не напряжены и расслаблены.
«Орешек»
Зубы крепче мы сожмём,
А потом их разожмём.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются.
«Бублик»
Бублик мы изобразим:
Плавно губы округлим.
Их теперь нельзя смыкать,
Бублик надо удержать
«Заборчик»
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы,
Посчитаем наши зубы.
«Трубочка»
Мои губы-трубочка
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду.
«Лопатка»
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно убирать.
«Грибок»
Как настоящий лесной гриб,
Язык поднялся и прилип.
«Горка»
Спинка языка у нас
Станет горкой сейчас.
Я растаять ей велю,
Напряженья не люблю.
Язык на место возвращается
И чудесно расслабляется.
«Паровозик»
Ну-ка, детки, с язычком
Вместе покатаемся,
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся: И-у! И-у! И-у!
«Вкусное варенье»
Ах, какое наслажденье
Есть вишнёвое варенье.
Дыхательные упражнения
Залогом чёткого произношения звуков является хорошо поставленное речевое дыхание:
— чтобы хорошо читать,
надо правильно дышать.
Считаю целесообразным после артикуляционных упражнений проводить упражнения для развития речевого дыхания, которые дети могут выполнять как сидя, так и стоя. Мы говорим на выдохе. Любое нарушение этого правила приводит к искажению звучащей речи, поэтому работа над речевым дыханием очень важна. Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для чёткого его выполнения всеми детьми класса.
Техника выполнения упражнений для развития речевого дыхания:
— воздух набирать через нос;
— плечи не поднимать;
— вдох делать быстрым, мягким и коротким, выдох – длительным, спокойным и плавным;
— нельзя много раз повторять упражнения т.к. это может привести к головокружению.
Упражнения для речевого дыхания начинала с разминки:
— вдох носом, выдох через рот;
— вдох, задержка дыхания, выдох;
— вдох, выдох порциями.
Далее такие упражнения, как
— «свеча» (Сделать глубокий вдох и разом выдохнуть весь воздух, задуть одну большую свечу);
— «свечи» (Представьте, что на столе стоят 3 маленькие свечи. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу);
— «Остудили чай»;
— «Погрели ручки».
Дыхательные упражнения, выполняемые с опорой на иллюстративный материал.
— «Снежинки». (Сдуть снежинки с зимней картинки);
— «Листопад». ( Подуть на осенние листики так, чтобы они полетели);
— «Бабочки» и другие.
Это были упражнения на выработку длительного выдоха, на формирование правильного речевого дыхания. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения позволяют настроиться на урок и подготавливают речевой аппарат к говорению. Детям даётся установка: подключаем голос и проводим голосовую зарядку. На ранних этапах обучения это звуковая зарядка, которая вначале представлена одним звуком.
ш-ш-ш ж-ж-ж
Далее дети учатся правильно произносить слова, состоящие из 2-3 звуков.
ух-ух-ух ку-ку-ку
пи-пи-пи мяу-мяу-мяу
ква-ква-ква
На более поздних этапах обучения ввожу проговаривание чистоговорок. Чистоговорки – это малый жанр фольклора, народно — поэтические шутки, используемые мною на уроках как средство для исправления речевых дефектов.
су-су-су — тихо осенью в лесу та-та-та – хвост пушистый у кота
ой-ой-ой – зайке холодно зимой бы-бы-бы – в лесу растут грибы
ба-ба-ба – у верблюда два горба жи-жи-жи – живут в лесу ежи
ом-ом-ом – мы построим дом ду-ду-ду – растут яблоки в саду
уч-уч-уч-солнце вышло из-за туч за-за-за – на лугу стоит коза
ба-ба-ба – в лесу стоит изба ач-ач-ач – мы играем в мяч
жу-жу-жу – молоко дадим ежу жа-жа-жа – есть иголки у ежа
ра-ра-ра – Кате спать пора ла-ла-ла – к нам весна пришла
Скороговорки – это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.
Отрабатывать скороговорки нужно в следующем порядке:
— проговаривать скороговорки медленно, шепотом, очень чётко артикулируя губами, отчётливо выделяя часто встречающийся звук;
— проговаривать громко, медленно, очень чётко артикулируя губами;
— проговаривать громко, как можно чётче и быстрее.
Каждую скороговорку дети произносят с разными интонациями:
— весело;
— грустно;
— с вопросительной интонацией.
Щёткой чищу я щенка, У ёлки иголки колки.
Щекочу ему бока.
Гусь Гога и Гусь Гага Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Без друга ни шага.
Белый снег, белый мел, Иней лёг на ветви ели,
Белый заяц тоже бел. Иглы за ночь побелели.
Сеня в лесу встретил лису. Летит скворец – зиме конец.
Было весело на горке У маленького Сани
Сане, Сони и Егорке. Санки едут сами.
Шубка овечки греет лучше печки Бегают две курицы прямо на улице
Дятел на суку сидит, Сеня вёз воз сена.
Дятел дерево долбит.
Волки рыщут, пищу ищут. У осы не усищи, а усики.
Щуку я тащу, тащу, Мама мыла Милу мылом.
Щуку я не упущу.
Пекарь пёк пироги в печи. У маленькой Сани
Санки едут сами.
Рыбак рыбака видит издалека. Рыбу ловит рыболов
Весь в реку уплыл улов.
Для лучшего усвоения скороговорок провожу с детьми небольшие конкурсы: зачёты на скорость или кто скажет без ошибок. Предоставляю детям право самим выбирать карточки со скороговорками.
Скороговорки помогают ребенку улучшить звукопроизношение, развить слуховую память и зрительное внимание; они используются и на этапе закрепления звука в речи. Благодаря скороговоркам ребенок учится следить за своей речью и четко произносить слова с «трудными» звуками.
Чистоговорки так же, как и скороговорки, подбираются на заучиваемый звук. Применяю их и на уроках письма при проведении минуток чистописания.
Стараюсь не сообщать детям звук и букву, которые повторяем, а создаю проблемную ситуацию. Дети произносят чистоговорку, либо скороговорку и сами определяют звук, который звучит чаще других, дают его характеристику.
Использование чистоговорок и скороговорок способствует:
— формированию общеречевых умений и навыков путём совершенствования артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса;
— совершенствованию фонематической стороны речи путём коррекции звукопроизношения на этапах автоматизации и дифференциации звуков;
— исправлению дефектов слоговой структуры слов;
— развитию фонетических процессов;
— обогащению словаря;
— приобщению ребёнка к истокам русской культуры.
Это лишь некоторые из упражнений по технике речи, используемые мною в работе с глубоко умственно отсталыми детьми. Они способствуют развитию зрительных и слуховых восприятий, помогают исправлять недостатки речевого развития детей, формировать навыки чтения.
В сфере деятельности учителя – дефектолога, работающего с детьми с недоразвитием речи тяжёлой степени на фоне глубокой умственной отсталости, невозможно получить быстрый результат, т.к. развитие этих детей происходит очень медленно. Тем не менее опыт показывает, что возможна определённая и количественная, и качественная динамика умственного развития ребёнка в целом и речевого развития.
Список литературы
1.Белозёрова Н. А. Обучение грамоте детей с глубокой умственной отсталостью. – www. gigabaza.ru
2.Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Под редакцией Л.Б. Баряевой. – СПб., 1996.
3.Коррекция и развитие. Коррекционно — образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. – СПб., 1996.
4. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
5.Маллер А.Р. Развитие диалогической речи глубоко умственно отсталых детей: Методическое письмо. – М.,1985.
5.Программы подготовительного и 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2011.
6.Цикото Г.В. Проблемы умственного развития детей с глубокими формами олигофрении в начальном обучении // Вопросы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. – М., 1994.
6. Шипицына Л. М. Обучение общению умственно отсталого ребёнка: — СПб.: ВЛАДОС Северо-Запад, 2010.
.
Источник