Упражнения для развития речи и мышления у ребенка до года

Упражнения для развития речи и мышления у ребенка до года thumbnail

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

ОТ 1 ГОДА

ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

Пальчиковые игры для детей 1-2 лет

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

ОТ 1 ГОДА — ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4

ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

  • Задувать свечку;

  • Дуть в дудочку;

  • Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

  • Надувать мыльные пузыри;

  • Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

  • Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!

***

На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке «Стихи-болтушки» (Ozon, Лабиринт, My-shop) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

Стихи-болтушки фото

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

  • Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть  даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ. СКАЗКИ И СТИХИ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.

Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

Методика Домана

Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

10. Постоянно разговаривайте с ребенком!

Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.

Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).

Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.

Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие — «Альбом по развитию речи для самых маленьких» (Ozon, My-shop). О нем я уже немного писала раньше здесь.

Батяева Альбом по развитию речи для самых маленьких

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook, Email.

Искренне ваша, Яна Разначенко

играем с геометрическим лото

УЧИМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ГОДА

Как уложить ребенка спать без слез

КАК УЛОЖИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ БЕЗ СЛЕЗ И СКАНДАЛОВ

Развивающие книги для детей 1-2 лет

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

Источник

nata_tursha все записи автора

Ребенок от рождения имеет все физиологические предпосылки для того чтобы заговорить. Однако для того, чтобы научиться пользоваться речевым аппаратом, а также для того, чтобы произошло развитие речи, ребенок должен пройти через несколько последовательных этапов. Как происходит развитие речи ребенка до года? Что делать взрослым, для того, чтобы стимулировать речевое развитие крохи? На что обратить пристальное внимание?

Как развивается речь ребенка в первый год жизни

Рассмотрим поэтапное развитие ребенка в так называемый доречевой период. Слов от малыша мы пока еще не слышим, зато он умеет издавать звуки. И это уже первые шаги к тому, чтобы заговорить!

Развитие речи в первые дни жизни младенца – крик, непроизвольные звуки

С самых первых дней жизни малыш упражняет твой голосовой аппарат. К таким упражнениям можно отнести крик, непроизвольные звуки (к концу первого месяца жизни они могут приобрести эмоциональные оттенки). Конечно, его первые голосовые эксперименты не являются речью, поскольку носят рефлекторный характер, однако они оказывают огромное влияние на последующее развитие речи. Они позволяют установить ассоциации между слуховым восприятием ребенка и нервными центрами речи. Позднее эти ассоциации обусловят появление подражательной речи. Другими словами, кроха произносит непроизвольные звуки, слушает их и постепенно тренируется управлять своим органом речи так, чтобы получилось произнести звук произвольно.

Что делать родителям? Помимо того, что кроха прислушивается к собственному голосу, он также слушает с удовольствием и взрослых. Поэтому так важно петь ребенку, вести с ним первые беседы, рассказывая обо всем вокруг.

Развитие речи ребенка в 1 – 3 месяца – стадия гуления

Первые звуки ребенка представляют собой нечленораздельные  сочетания, который состоят главным образом из губных и гортанных звуков: б, бг, м, мг, гх, пх и т.п. Малыш упражняется в произнесении этих звуков практически постоянно – он гулит.

Что делать родителям? Поддерживать гуление ребенка! Обращать внимание на отдельные звуки в исполнении малыша, повторять их за ним, складывать в короткие слова. Эмоциональное реагируйте на гуление – кивайте, улыбайтесь. Всеми этими действиями Вы помогаете крохе быстрее произнести его первое слово!

Развитие речи ребенка в 4 – 5 месяцев – стадия лепета

Звуки меняют свой характер – теперь они похожи на элементы слова. Малыш старается произносить отдельные слоги и первичные корни слов: бу, на, га, ка… Поначалу они не имеют смысловой подоплеки, но к 8 – 9 месяцам они становятся все более четкими, громкими, и к 10 — 11 месяцам малыш начинает произносить первые упрощенные слова («га-га», «ав-ав», «мама», «баба»). Ребенок в этом возрасте различает ласковый и строгий тон.

Это важно: Крик, чаще всего выражает негативные эмоции. А вот гуление и лепет появляются, если малыш чувствует эмоциональный подъем, ему комфортно. Как было замечено исследователями, дети неблагополучные, страдающие от голода, холода или одиночества не гулят и не лепечут. Поэтому основным условием беспрепятственного развития речи ребенка до года является его удовлетворенное и веселое самочувствие.

Что делать родителям? Продолжаем разговаривать с малышом, поддерживаем отдельные слоги в лепете, поем песенки, заменяя слова любимыми слогами. Показываем крохе игрушки, называем их упрощенными именами («киса», «ав-ав»).

Развитие речи ребенка в 6 — 7 месяцев

Малыш в семь месяцев знает свое имя, умеет находить предметы, отвечая действиями на вопрос «где?» (например, ползет или поворачивает голову в сторону куклы, если родители спрашивают: «где кукла?»). Гуление становится все более продолжительным и певучим.

Развитие речи ребенка в 8, 9, 10 и 11 месяцев

Ребенок понимает и выполняет различные простые поручения, с удовольствием повторяет за взрослым слоги, которые уже есть в его лепете.

Что делать родителям? Поддерживайте лепет ребенка, старайтесь придать ему осмысленность. Например, постарайтесь научить кроху первым словам: «бах» (если что-то упало), «дай».

Развитие речи ребенка в 12 месяцев

Ребенок с радостью и готовностью повторяет за взрослым новые слова, а самостоятельно говорит от шести до десяти простых слов.

Что нужно делать родителям, чтобы у малыша развивалась речь? Мы собрали самые эффективные игры для первых месяцев жизни ребенка! Используйте эти игры с указанного возраста, однако не отказывайтесь от них позднее. Некоторые игры (например, пение слогов) могут быть полезным занятием на протяжении всего первого года жизни крохи! Итак, вот какую «развивающую программу» можно предложить малышу.

Упражнения для развития речи новорожденного

«Споем, малыш»: спойте ребенку песенку, держа таким образом, чтобы он мог видеть Ваши губы. Если кроха будет пытаться потрогать их – исследовать источник звука, не препятствуйте! На помощь маме придут потешки, пестушки и колыбельные.

 «Какие разные вещи»: возьмите несколько вещей с поверхностью разной текстуры (например, перо, кусочек бархатной ткани, вату), положите малыша раздетым на пеленальный столик и начинайте водить предметами по его животику, ручкам и ножкам. Если малышу понравится, он начнет издавать различные звуки – повторяйте некоторые из них за ним.

Вам пригодятся статьи: Потешки и пестушки для малыша, В чем польза колыбельных, Игры для ребенка 1 месяца жизни

Упражнения для развития речи ребенка в 2 – 3 месяца

«Поем песенку»: малыш гулит, а Вы выбираете один из его любимых звуков и поете детскую песенку, заменяя все слова на этот звук. Такое занятие важно проводить несколько раз (чем больше, тем лучше). Не забываем и про потешки и пестушки.

«Ласковое общение»: улыбаемся крохе, тормошим его, беседуем. Стараемся эмоционально реагировать на звуки, издаваемые ребенком. Не забываем про тактильные ощущения во время общения.

Вам пригодятся статьи: Как играть с новорожденным, Игры с ребенком 2 месяцев, Игры с ребенком 3 месяцев

Игра для развития речи ребенка в 4 – 5 месяцев

«Где киса?»: познакомьте кроху с игрушкой, называйте ее по имени несколько раз. А затем спрячьте игрушку за спину: «Где киса?». Покажите игрушку: «Воот где киса!». После игры посадите игрушку на столик и спросите кроху еще раз о том, где она находится.

«Пальчики»: используем пальчиковые игры для развития моторики и для обогащения словаря крохи новыми словами.

Вам пригодятся статьи: Пальчиковые игры, Как научить ребенка говорить МАМА, Игры с ребенком 4 месяцев

Упражнения для развития речи ребенка в 6 — 7 месяцев

Занятие «Маленький читатель»: читаем с малышом книжки. Пусть кроха выберет интересную для него книжку, прочитайте ее ему несколько раз, каждый раз показывайте и называйте объекты на иллюстрациях. После того, как книжка ребенку полностью знакома, попросите его показать тот или иной предмет на картинках.

Актуальны игры: «Прятки с игрушками», Ласковое общение».

Упражнения для развития речи ребенка в 8 – 9 месяцев

Развитие речи неразрывно от развития мелкой моторики рук ребенка. Поэтому вводите игры, которые позволят маленьким пальчикам познакомиться с новыми текстурами.

Игра «Прятки в манке». Насыпьте в поднос манку, спрячьте в нем несколько мелких игрушек (например, кошечку и птичку). Прятать игрушки следует на глазах у малыша. Спросите кроху: «А где киса?». Пусть запускает пальчики в манку и начинает поиски! Данную игру следует проводить только в случае, если Вы можете наблюдать за ребенком.

Подробнее об организации игры: Рисование манкой

Упражнения для развития речи ребенка 10 – 12 месяцев

«Малыш, я тебя прошу!»: давайте ребенку простые поручения, просите его о простых вещах. От «Дай маме ручку», до «Принеси мячик». Эта игра позволяет изучить сформированность пассивного словаря ребенка.

«Повтори, малыш за мной!»: учим кроху новым словам, инициируем его повторять их за взрослым по нескольку раз
.

Использованы материалы  сайта 2мира.рф

Серия сообщений «от 0 до 1 года»:
Часть 1 — Занятия с ребенком от 1 месяца до года
Часть 2 — 125 игр для детей от 6 до 24 месяцев

Часть 4 — Подробный календарь развития ребенка по месяцам до года. Часть 1.
Часть 5 — Подробный календарь развития ребенка по месяцам до года. Часть 2.
Часть 6 — Развитие речи ребенка до года. Упражнения и игры.
Часть 7 — Черно-белые контрастные картинки для новорожденных
Часть 8 — Учим с ребёнком части тела

Часть 18 — Работа по развитию речи ребенка до года. Доречевой
Часть 19 — Ребёнок развивается. Как? Нормы развития до года. Ч.1
Часть 20 — Ребёнок развивается. Как? Нормы развития до года. Ч.2

Серия сообщений «Развитие Речи»:
Часть 1 — Угадай сказки.
Часть 2 — Как мы учим стихи. Родительский опыт.
Часть 3 — Речевое развитие детей 1,5-2 лет
Часть 4 — ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ИСТОРИИ В КАРТИНКАХ.
Часть 5 — Развитие речи ребенка до года. Упражнения и игры.
Часть 6 — БИБЛИОТЕКА: РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ 5-6 года. Анна Левина.
Часть 7 — КАК РАЗВИТЬ У РЕБЕНКА НАВЫК РАССКАЗЧИКА.

Часть 37 — Стучит в окно апрель..стихи для детей
Часть 38 — С ПРАЗДНИКОМ 1 МАЯ. СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Часть 39 — ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ЖДАТЬ ЕСЛИ У РЕБЕНКА В 2 ГОДА НЕТ РЕЧИ

Источник