Упражнения для развития речевого аппарата ребенка
Зинова Наталья Анатольевна музыкальный руководитель.
Доклад для родителей на тему:
«Упражнения для развития речевого аппарата»
Цель: развитие речевого аппарата дошкольников.
Задачи: показать родителям варианты упражнений для развития дикции и дыхания.
Ход доклада:
Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, проглатывание начала и конца слов. Для того чтобы избежать этого есть специальные игры и упражнения, развивающие дыхание, освобождающие мышцы речевого аппарата, формирующие четкую дикцию.
Прежде всего, детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков выдох. Для этого можно использовать упражнение:
«Игра со свечой»
Цель — развитие правильного речевого дыхания.
Ход игры: ребенку предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии.
Задача состоит в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить «танцевать» пламя. Вдох делается тонкой, упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.
Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. Для этого есть специальные артикуляционные, дыхательные и дикционные упражнения.
Артикуляционные упражнения:
• «Конфетка» — губы сомкнуты, языком за ними перемещаем
«конфетку» вправо — влево, вверх — вниз, по кругу.
• «Колокольчик» — рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.
• «Уколы» — острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.
• «Самый длинный язычок» — высунуть язык как можно дальше и попытаться достать им до носа и подбородка.
Упражнения на дыхание:
• «Дует ветер» — поднести ладонь подуть на нее, сначала слабый ветер, ребенок дует потихоньку, затем сильный ветер.
• «Листочек» — объяснить, что ребенку на ладонь упал листочек, и попросить сдуть его с ладошки, а для этого нужно сделать отрывистый, короткий выдох.
• «Летит комар» — зззз!
• «Метет метель» — шшшш!
• «Кошка сердится» — фффф!
• «Заводится мотор» — рррр!
• «Летит пчела» — жжжж!
Упражнения для правильной дикции:
Предложить, чтобы ребенок сел на маленькую машинку и поехал, затем пересел на большую грузовую машину и поехал. Затем предложить ребенку пересесть на лошадку и поскакать. Машину и лошадку изображать голосом.
Еще один вид упражнений — это скороговорки, они помогают формировать правильное произношение артикуляцию, помогают детям быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
Скороговорки:
— Шесть мышат в камышах шуршат.
— Слишком много ножек у сороконожек.
— Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
— Сшила Саша Сашке шапку.
— у калитки — маргаритки,
подползли к ним три улитки. — Бобр добр для бобрят.
— Еле — еле Лена ела, есть из лени не хотела.
— у четырех черепашек четыре черепашонка.
3. Список литературы
1. Бондаренко, И. В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста / И. В. Бондаренко. — М.: Айрис пресс, 2007. -144с.
2. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Н. А. Ветлугина, А. В. Кинеман. — М.: Просвещение, 1983. — 255с.
3. Евдокимова, Е. С. Детский сад и семья: Методика работы с родителями / Е. С. Евдокимова, Н. В. ДоДокина, Е. А. Кудрявцева. — М.: МозаикаСинтез, 2007. -144с.
4. Маркова, Т. А. Детский сад и семья / Т. А. Бондаренко. — М.:
Просвещение, 1981. — 234с.
5. Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников / Л. Ф. Островская. — М.: Просвещение, 1987. — 165с.
6. Поляк, Л. Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок / Л. Я. Поляк. — СПб. Детство-Пресс, 2001. — 48с.
Источник
Наталья Гусева
Развитие мышц артикуляционно-речевого аппарата (логопедические упражнения)
Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания.
Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.
Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.
Следующим важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т. е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал — мял, рак — лак.
Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, нужно уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.
1. «Рожицы».
Ребенок выполняет различные мимические движения: надувает щеки, показывает язык, вытягивает губы трубочкой, широко открывает рот и т. д.
2. Щелканье языком с широко открытым ртом. Цоканье языком, губы растянуты в широкую улыбку. Посвистывание, при этом губы вытянуты в трубочку. После отработки этих элементов ребенку предлагается несколько раз подряд два раза щелкнуть, два раза цокнуть, два раза свистнуть.
3. Облизывание губ, зубов, тарелки или леденца на палочке. Плевание крупой. Перекатывание орехов во рту.
4. Гимнастика для языка:
движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, поддразнивание и т. д.
5. Повтори.
Повторение скороговорок улучшает подвижность органов артикуляции, развивает слуховое внимание, способствует правильному произнесению звуков.
Упражнение включает стихи и скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Эти задания выполняются только теми детьми, которые все звуки выговаривают правильно. Запоминать скороговорки достаточно трудно, да в этом нет необходимости. Важнее правильно произнести все звуки.
Сначала ребенок громко и медленно повторяет стихотворение или скороговорку. Если у него это получается без ошибок, можно попробовать проговорить этот же текст, постепенно ускоряя темп.
Скороговорки для занятий:
Утром, присев на пригорке,
Учат сороки скороговорки.
Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.
Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.
Вез на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
Шел Егор через двор
С топором чинить забор.
Как у нас семья большая
Да веселая:
Два у лавки стоят,
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны
Объедаются,
Две Дашки у кашки
Питаются,
Две Ульки в люльке,
Одна Маша не наша,
Да и та хороша.
Братья сеяли пшеницу,
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
У храпуна — хоромы дома.
Храпит храпун в своих хоромах.
В океане плыл диван.
А на нем лежал Иван.
Так приятно в океане
Плавать,
Лежа на диване.
Вероника, Вероника,
Вареников навари-ка.
Варе и Валерику — по паре вареников.
А Толе и Боре
И того поболе!
Дорог Алику рогалик,
Алле дал рогалик Алик,
Галя Алика ругала —
А рогалик ела Алла.
Дали Маше сыворотку из-под простокваши.
Игра «Веселый попугайчик».
Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.
Ход игры:
Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога. Ребенку говорят: «Ты — веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен».
Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:
а) одинаковые — ра-ра-ра;
б) со сменой темпа (медленно — быстро) — ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра — ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;
в) с наращиванием ряда — па — па-па — па-па-па — па-па-па-па — па-па-па-па-па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.
6. Зарядка для язычка: артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей.
Артикуляционная гимнастика
(Рекомендуемое число повторений — 6-8 раз).
Вот некоторые примеры:
• Широко открыть рот (жарко, закрыть рот (холодно)
• Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
• Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).
• Облизать тарелочку, как это делает киска.
• Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
• Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот»; «набирать им водичку», слегка причмокивая.
• Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-«орешки».
• Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
• Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы. Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
• Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
• Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом по нижним зубкам).
• Поиграть в паровозик: погудите, «у-у», губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
• Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы».
Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.
Используя эти упражнения, можете сами придумать и разыграть сказку. Например: «Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот, посмотрел наверх — где же солнышко? (вытянуть язык вверх к носу) — и стал искать его: посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке, потом направо (вытянуть к правой щеке)» и т. д. Проявите фантазию.
Развиваем речевое дыхание
Во-первых, когда рассказываете малышу сказки, стихи, например упоминаете ветер, поучите ребенка дуть: дуйте ему в лицо. Со временем он начнет подражать вам. Потом вы можете еще и поиграть, предлагая ребенку дуть: дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это снежинка, она летает, когда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, а вдыхать через нос.
Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на нее подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим.
Сделайте дерево: вырежьте из бумаги несколько полосок, приклейте к палочке или карандашу, «ветер» будет колыхать листву. Такие упражнения также развивают воображение.
Подуйте вместе на кусочек бумажки или пламя свечи. Важно, чтобы выдох не был резким, иначе свеча потухнет, дуть нужно плавно и легко.
Сделайте (или купите) вертушку или игрушечную мельницу, научите малыша дуть на крылья так, чтобы они вертелись.
Вырежьте из бумаги птичек и поставьте у самого края стола. Командуйте: «птички полетели», дуйте вместе, только один раз. Выдох должен быть долгим, чтобы они улетели как можно дальше.
Покажите ребенку, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро.
Научите малыша дуть на горячее, а также греть ручки: пусть вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.
Бывает так, что дети смешивают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох ртом и носом. Научите ребенка нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком «а-а»). Сорвите отцветший одуванчик и дуйте на него так, чтобы слетели пушинки. Следите за тем, чтобы малыш хорошо надувал щечки, не проглатывал и не выдыхал воздух.
Изобразите море (например, когда рассказываете сказки А. С. Пушкина): на вдохе плавно поднимите руки вверх, на выдохе опустите руки, произнесите долгое «ш-ш-ш».Малыш постарше может тренироваться с мыльными пузырями или водой. Пусть дует в трубочку (соломинку или макаронину). Опустив соломинку в воду, можно сделать «настоящую бурю». Налейте воды в тазик, можете запустить кораблики, например, бумажные. Потом изобразите ветер. Дуть нужно не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щеки. Покажите ребенку, как это делаете вы. При ровном выдохе кораблик движется по воде плавно. Теперь подуйте прерывисто: «п-п-п» и объясните, что подул порывистый ветер. Пусть ребенк попытается пригнать кораблик к определенному месту. Конечно, это упражнение для детей постарше, не так-то просто справиться с таким заданием.
7. Развиваем фонематический слух
Читайте стихотворение (первые две строчки тихим голосом, ударяя пальчик о пальчик тихо, две последние строчки громким голосом, громко хлопая в ладоши):
Пальчик о пальчик тихо бьем.
Пальчик о пальчик тихо бьем.
А потом в ладоши громко бьем.
Хлопаем в ладоши: бом-бом-бом.
Разучите стихотворение (произносите первую строчку обычно, вторую тихо, третью обычно, четвертую шепотом: Мышонку шепчет мышь:»Ты что шуршишь, не спишь?».Мышонок шепчет мыши:»Шуршать я буду тише».
Для ребенка постарше подойдут такие задания: «Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук. (например «М», «Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком. (например «Р»).
Для 5-6-летних подойдет задание: «Замени первый звук в слове на «Р». Какое получилось слово? Лис. ис, лепка. епка, диск. иск и т. д. «.
Можете сами выдумывать подобные игры. Попросите ребенка под тихий звук идти на носочках, под громкий — шагом, под очень громкий — бегом (для аккомпанемента, например, ударяя в барабан).Завяжите малышу глаза, звените колокольчиком, пусть пробует определить, откуда доносится звук. Учите ребенка воспроизводить ритм. Например, ударьте в ладоши два раза, попросите малыша повторить за вами. Постучите по столу два раза, потом еще раз после паузы, добивайтесь, чтобы ребенок повторил за вами. Отхлопывайте вместе ритм и говорите двухсложные слова: ма-ма, па-па, ос-ень, ду-ет, силь-ный, мно-го и др. (потом трехсложные: вы-со-та, ле-бе-да, и т. д.).
Можно придумывать свои слова. Начните делать все упражнения как можно раньше. Конечно, выбирайте сначала самые простые, выполняя их как бы между делом: дуйте вместе на суп или поиграйте в кошечку, облизывающую тарелочку. Не огорчайтесь, если не все получится с первого раза. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. Постепенно усложняйте задания, преподнося их непременно в канве сказки или игры. Не забывайте при этом почаще хвалить малыша. Вас ждет непременный успех. Желаю удачи!
Источник
Елена Орешонкова
Упражнения для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата
Упражнения для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата
1. Упражнения для развития речевого дыхания
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
1) «Сдуй шарик»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.
Предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.
– Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться. Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.
2) «Змейка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.
Предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.
– Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!»
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.
3) «Насос»
Цель: развитие правильного речевого дыхания — длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.
Предложить малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.
— Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса — вот так! «С-С-С» — работают насосы!
Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.
4) «Весёлая песенка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – ЛЯ-ЛЯ.
Педагог приносит куклу или матрешку и предлагает детям спеть вместе с ней весёлую песенку.
– Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Давайте споем вместе с Катей!
Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки – подряд 6–9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.
5) «Весёлое путешествие»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – БИ-БИ, ТУ-ТУ.
Предложите малышам подвижную игру.
– Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки – машина едет и сигналит «БИ-БИ!» А теперь превратимся в паровозики – «ТУ-ТУ!»
Покажите, как едет машинка, – походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад.
Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.
6) «Звуки вокруг нас»
Цель: развитие правильного речевого дыхания — пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.
Взрослый предлагает детям поиграть в такую игру.
— В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной.
Взрослый обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.
2. Упражнения для развития речевого слуха
Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.
1) Упражнение «Заинька»
Цель: Научить детей узнавать, кому принадлежит произнесенная фраза. Для проведения этого упражнения дети выбирают водящего, завязывают ему глаза тонким платочком. Далее каждый ребенок по очереди, изменяя свой голос, произносит стихотворение: “Заинька, заинька, зайка-попрыгаинька, приходи ко мне на чай, я достану самовар. Но вначале угадай, кто позвал тебя, узнай!”. Те дети, чей голос опознал ведущий, сами становятся ведущими.
2) Упражнение «Мишка»
Цель: учить детей определять товарища по голосу.
Для этого упражнения выбирают водящего, которому дают медвежонка (можно взять любую другую игрушку). Далее дети рассаживаются в небольшой полукруг, а ведущий отсаживается немного поодаль от них и поворачивается к ним спиной. Далее кто-нибудь из детей по негласной команде воспитателя зовет мишку: “Мишенька, приди”. Водящий должен угадать, кто позвал медведя повернуться и подойти к тому ребенку, прорычать ему как медведь.
Упражнение «Запомни и повтори слова»
Цель: Способствовать накоплению словарного запаса и, как следствие, развитие памяти.
Для этой игры готовятся фанты, это могут быть либо звездочки, вырезанные из бумаги, флажки и т. п. Перед началом упражнения детям раздают несколько штук фантов. Затем воспитатель объясняет детям ход игры. Игра начинается. Воспитатель произносит несколько слов подряд (5—6 слов, а дети должны их повторить в той же последовательности, как их называл воспитатель. Если ребенок ошибается при повторении, т. е. поменяет их местами или же забудет совсем, то это уже считается проигрышем и ребенок для того, чтобы дальше остаться в игре, отдает один свой фант. Выигрывает тот ребенок, у кого осталось больше фантов.
3) Упражнение «Будь внимателен»
Цель: расширять словарный запас детей и учить правильно отождествлять предмет с его действием.
Педагог объясняет детям ход данного упражнения: когда он скажет неправильно, то тогда руки поднимать не нужно, иначе это будет считаться ошибкой. Дети рассаживаются на стульчики, успокаиваются и начинают внимательно слушать воспитателя. Педагог садится напротив детей так, чтобы его было видно всем. И начинает вначале медленно, четко проговаривая каждую фразу, произносить: “Машина едет” (дети поднимают руки). Далее: “Ворона летит, собака лает и т. п. ”. Затем воспитатель начинает “путаться”, например: “Корова лает, лошадка летит и т. п. ”, здесь дети, которые слушали внимательно, не должны поднимать рук, так как фраза не верна. Когда дети усвоят проведение данного упражнения, его можно усложнить, т. е. быть ведущим предложить ребятам.
4) Упражнение «Горячий — холодный»
Цель: Научить детей более точно пользоваться понятиями «горячий» и «холодный».
Для его проведения детей рассаживают в полукруг на пол (на ковер, и дают им мячик. Дети должны перекатывать мяч по полу друг другу. При этом тот ребенок, который отправляет мяч, говорит: “Холодный”, это означает, что тот ребенок, которому мяч отправлен, может спокойно его взять руками. А если ребенок говорит слово “горячий”, то мяч трогать руками нельзя.
3. Упражнения для развития артикуляционного аппарата.
1) «Лопаточка»
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Раз – два – три – четыре – пять,
Мы идем, идем гулять,
Все лопаточки возьмем и в песочницу пойдем.
У меня лопатка –
Широка да гладка.
2) «Чашечка»
Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Ты любишь пить чай?
Тогда не зевай!
Рот открывай,
Чашку подставляй.
3) «Стрелочка»
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Раскрывай по шире рот
И тяни язык вперед.
Раз, два, три, четыре, пять –
Стрелку будем выполнять.
4) «Трубочка»
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
Язычок вперед тяни
Да края его загни.
До чего же хороша
Наша трубочка – труба!
5) «Грибок»
Рот открыт. Язык присосать к небу.
Как, настоящий, лесной гриб, язык поднялся и прилип.
А в лесу растут грибы,
Очень вкусные они.
Язычок поставили как грибок достали мы.
В лес пошли мы погулять
И грибков насобирать.
Динамические упражнения для языка
1) «Часики»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
Ротик шире открываем,
Язычок вперед давай,
Влево, вправо,
Тик да так,
Время точно на часах.
Шире рот мы открываем,
Язык вправо направляем.
Еще шире открываем,
Язык влево направляем.
Влево – вправо, влево – вправо,
Кончик языка, поспевай за нами.
Язычок и так и сяк,
Это часики висят.
Ходим мы: тик – так, тик – так».
Отбиваем каждый шаг.
Очень точно мы идем,
Никогда не отстаем.
2) «Змейка»
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
Что там на скамейке?
Это наша змейка.
Тонкая, протяжная
И такая важная.
3) «Качели»
Рот открыт. Напряженным языком тянуться поочередно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
Мы сегодня песни пели
И качались на качели,
Язычок качался тоже.
Покажите, как? Похоже.
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Язычок, не ленись!
Подбородок доставай
И про нос не забывай!
Выше дома,
Выше ели
На качелях
Мы взлетели.
4) «Спрячь конфетку»
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
Раз – я вижу конфету за правой щекой,
Два – я вижу конфету за левой щекой,
Три – не вижу конфеты никакой!
Руку тянем мы к буфету, надо спрятать нам конфету.
5) «Катушка»
Рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним боковым зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
Зовут меня катушка,
Но я вам не игрушка.
На меня мотают нитки
зашивать вам всем штанишки.
6) «Лошадка».
Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Цок – цок – цок!
Мы все сказали,
как лошадки поскакали.
Вот лошадки поскакали,
Язычок, поцокай с нами.
Эй, а где же улыбка?
Зубки и «прилипка».
7) «Гармошка»
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
У Антошки есть гармошка.
Поиграй-ка нам немножко.
Упражнения на произношение отдельных звуков С – Сь
При правильном произнесении звука «с» губы принимают положение следующего гласного, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгнута, по середине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам. При произнесении мягкого звука «с» спинка языка более выгнута по направлению к твердому небу и весь язык напряжен; кончик языка сильнее упирается в резцы.
Дали соску Сане,
Сидит он тихо с нами.
3 – Зь При произнесении звуков «з», «з’» артикуляционный уклад тот же, что при произнесении звуков «с», «с’», только голосовые складки сомкнуты и вибрируют, голос.
У леса за оврагами.
Ползла змея зигзагами.
Ц Звук «ц» образуется в результате быстрого слияния звуков «т» и «с» («тс»).
Наш Василий – молодец,
Съел солёный огурец.
Ш
При произнесении звука «ш» части артикуляционного аппарата занимают следующее положение:
–губы несколько выдвинуты вперед;
–кончик языка приподнят к небу, но не касается его, образуя щель;
–боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, не пропуская по краям струю выдыхаемого воздуха.
Шепчет бабушка Наташа:
«Не шали, внучонок Паша!»
С-Ш
На шоссе стоит машина —
Прокололась ее шина.
Ж При произнесении звука «ж» положение речевых органов то же, что при произнесении звука «щ», только голосовые складки сомкнуты и вибрируют, голос звучит.
Жук над травою кружит
И жужжит-жужжит-жужжит.
3 – Ж Под зеленым под кустом
Ежик строит себе дом.
Ч Звук «ч» образуется в результате быстрого соединения смычного звука «ть» с последующим щелевым «щ».
Пятачок и Вини Пух
Начертили четкий круг.
Щ
Звук «щ» звучит как длительный звук «шь», при этом губы выдвинуты вперед, кончик языка приподнят, как при произнесении звука «ш», и образует щель, корневая часть языка приподнята.
Щеки щиплет нам мороз,
Щиплет лоб и щиплет нос.
Л – Л’
При произнесении звука «л» положение губ зависит от последующего произносимого гласного. Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык упирается кончиком в верхние резцы или десны. Боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха. Корневая часть языка поднята, благодаря чему язык принимает форму седла.
Мягкий звук «л» отличается по артикуляции от твердого тем, что поднимается не корневая часть языка, а средняя часть его спинки.
Молоко лакает кот,
Круглым стал его живот.
Р – Р’
При произнесении звука «р» положение губ зависит от последующих звуков. Между верхними и нижними зубами сохраняется некоторое расстояние. Язык принимает форму ложечки. Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край (кончик языка) поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха.
Мягкий звук «р» отличается по артикуляции от твердого дополнительным подъемом спинки языка к небу и некоторым его перемещением вперед.
Рома был сегодня рад —
Ходил он с папой на парад.
Р – Л
На лугу гуляла Лара
И панаму потеряла.
Источник