Упражнения для развития ребенка в 2 недели
В задачу этого комплекса входит, прежде всего, подготовка ребенка к движению, снятие повышенного тонуса мышц-сгибателей рук и ног, а также активное развитие шейного отдела позвоночника, укрепление мышц верхнегрудного отдела позвоночного столба и плечевого пояса. Для расслабления мышц в комплексе активно используются: массаж — поглаживания сгибательных поверхностей рук и ног, различные растяжки и суставная гимнастика.
Упражнения в положении лежа на спине
Поглаживание рук. Захватываем кисть ребенка в свою руку (большой палец обязательно вкладывается в ладошку малыша). Подушечками пальцев другой руки проводим легкие медленные поглаживающие движения от кисти к плечу по внутренней и наружной стороне руки. Выполняется 2-3 цикла на каждой поверхности (рис. 1).
Упражнение расслабляет мышцы руки, нормализует тонус, позволяет успокоить малыша перед дальнейшими занятиями.
Потягивание рук приподниманием. Берем ребенка за обе кисти (ребенок охватывает ваши большие пальцы), аккуратно и невысоко (на несколько сантиметров) приподнимаем его от поверхности стола. Если хватка ребенка ослабляется или он смотрит на вас озабоченно, необходимо сразу опустить его. Выполняют примерно 7-8 движений за одну минуту (рис. 2).
Упражнение растягивает мышцы и суставы рук, способствует укреплению мышц плечевого пояса и шейного отдела позвоночника, а также ускоряет развитие шейного изгиба позвоночного столба.
Массаж живота. Круговое поглаживание проводят от нижнего правого угла передней брюшной стенки, направляя движения по часовой стрелке. Пальцы рук располагают в исходной позиции, после чего делают широкие круговые движения по животу вокруг пупка, практически не нажимая на живот. Повторяется 4-5 раз (рис. 3).
Перекрестное поглаживание начинают из положения, стоя лицом к ребенку у его ног. Исходное положение рук — правая ладонь на верхней части левой половины живота малыша, левая рука лежит тыльной стороной в нижней части правой половины живота. Одновременно поглаживаются правая и левая половины живота — ладонь идет вниз, а тыл кисти — вверх. Нужно сделать 4-5 повторений (рис. 4).
Поглаживание боковых поверхностей начинается от поясничной области и проводится по двум направлениям: к грудине и к лобковой области. Подушечки пальцев аккуратно укладываются на боковые поверхности; живота, затем ими проводится поглаживание. Пальцы соединяются на уровне конца грудины, затем над пупком, потом — в области лобка. Таких туров (по 3 движения) необходимо сделать 3-4 (рис. 5).
Все поглаживания живота направлены на усиление работы мышц, способствуют подготовке мышц живота к последующим процессам сидения и стояния, эффективны как успокаивающий прием и нередко применяются (даже вне гимнастического комплекса) при вздутии живота, запорах и болезненном отхождении газов (круговое поглаживание).
Напряжение мышц живота сгибанием. Расположите свои большие пальцы под мышками у малыша, аккуратно поддерживая его шею и голову остальными пальцами. Стопы ребенка уприте в свой живот. Аккуратно приподнимайте свои руки до вертикального положения (в качестве неподвижной точки опоры используйте локти) и медленно опустите ребенка на спину. Повторите упражнения 4-5 раз, не давая малышу устать и отвлечься. При выполнении упражнения следите за тем, чтобы ребенок по мере сил напрягал мышцы живота (рис. 6).
Упражнение подготавливает ребенка к позе сидения, активно развивает мышцы живота и грудной клетки, укрепляет разгибатели спины, положительно воздействует на тазобедренные суставы и мышцы ягодиц.
Массаж груди. Поглаживания грудной клетки выполняются движениями подушечек пальцев вверх по грудине и затем, в верхней части, по нижнему краю ключиц в стороны к подмышечным ямкам. Необходимо проделать 5-6 движений. Боковые поверхности поглаживайте подушечками пальцев в направлении от грудины вниз и в стороны по ходу ребер (4-6 движений). В раннем возрасте поглаживание проводится двумя пальцами, по мере увеличения размеров ребенка подключается большее количество пальцев (рис. 7).
Упражнение стимулирует развитие грудных и межреберных мышц, укрепляет грудную клетку и способствует более глубокому и правильному дыханию.
Усиление вдоха (сжимание грудной клетки). После массажа обхватите грудную клетку ладонями и быстрыми, легкими движениями нажмите на грудную клетку, направляя усилия кверху и к грудине. Надо сделать 3-4 движения. Это движение рефлекторно вызывает более глубокий вдох и способствует устранению застоя в легких, а также усилению вентиляции (рис. 8).
Массаж стоп. Удерживая одной рукой голень ребенка, положите указательный и средний пальцы второй руки на тыльную поверхность стопы, большим пальцем проводите массаж стопы, который заключается в интенсивном поглаживании внутреннего и внешнего краев, пятки и области выше пальчиков (выполняется 4-5 проходов) (рис. 9).
Упражнение способствует укреплению мышц стопы, оказывает хороший эффект в качестве профилактики плоскостопия.
Рефлекторные движения стоп (сгибание и разгибание). Рефлекторные движения используются в массаже и гимнастике детей раннего возраста очень широко, вплоть до угасания соответствующих врожденных рефлексов. Это активные движения, которые очень хорошо и быстро развивают определенные группы мышц.
Обхватите голень ребенка одной рукой, пальцем другой руки быстро и резко нажмите на стопу малыша в области основания пальцев. Это приводит к сгибанию стопы (поджатию пальцев). После этого быстро и резко, с нажимом, проведите по наружному краю стопы от мизинца к пятке. В ответ на ваше раздражение ребенок рефлекторно разогнет стопу. Проделайте два этих упражнения 4-6 раз (рис. 10, 11).
Упражнение, в активном режиме развивает мышцы споты и голени, препятствует развитию плоскостопия и деформаций стопы в более позднем возрасте.
Приглашаем вас на занятия для мам и пап!
Упражнения, лежа на животе
Выкладывание на живот. Как и предыдущее, это упражнение основано на рефлекторных движениях защитно-оборонительного характера. В раннем возрасте ребенок при выкладывании на живот (да и вообще при изменении положения тела) старается уравновесить себя и поэтому отклоняет голову в сторону, противоположную положению туловища. Упражнение выполняется очень просто: выкладываете малыша на живот и оставляете в таком положении в течение нескольких секунд. При этом обратите внимание, что бедра ребенка должны быть разведены, а руки необходимо опереть на предплечья (рис. 12).
Упражнение развивает шейный и грудной отдел позвоночника, укрепляет мышцы спины, способствует правильному и своевременному развитию шейного отдела позвоночного столба. Как и массаж живота, это упражнение может выполняться помимо гимнастических комплексов. Его можно делать перед каждым кормлением.
Массаж спины. Поглаживание спины проводится тылом кисти одной или обеих рук в направлении от ягодиц к голове вдоль позвоночного столба. Ребенок лежит на животе, тыльная сторона кисти устанавливается на крестцовую область и проводится движение по направлению к голове. Возврат в исходное положение руки идет ладонной поверхностью. Прием поглаживания тыльной поверхностью довольно грубый, поэтому обязательно контролируйте силу воздействия, чтобы не доставлять неудовольствия малышу. Повторить движение можно 7-8 раз (рис. 13).
Упражнение стимулирует мышцы позвоночного столба, особенно положительно действует на разгибатели спины и подготавливает спину к дальнейшим упражнениям.
Рефлекторное разгибание позвоночника. Упражнение основано на врожденном кожно-спинном рефлексе. Для его выполнения необходимо положить ребенка на бок. Одной рукой придерживайте малыша за ноги, а двумя пальцами другой с небольшим нажимом проведите вдоль позвоночника снизу вверх, от крестца к шее. Ребенок тут же разогнет спину. Переверните малыша на другой бок и проделайте то же самое. Количество повторений необходимо начинать по 2 с каждой стороны и постепенно увеличить до 6-8 (рис. 14).
Упражнение активно развивает мышцы спины, особенно разгибатели, способствует формированию правильной осанки, укрепляет связочный аппарат позвоночника. Его можно выполнять несколько раз в день, помимо гимнастического комплекса, во время смены белья и других гигиенических процедур.
Массаж ягодиц с точечным воздействием. Массаж ягодиц проводится в положении лежа на животе. Подушечки ваших пальцев (в более позднем возрасте — полностью ладони) расположите у внутреннего края подъягодичной складки. Начинайте круговые поглаживания вверх и в стороны, незначительно нажимая на кожные покровы малыша (рис. 15). Сделайте несколько круговых движений (5-6), после чего мягко и аккуратно, расположив ладони на ягодицах, проведите 2-3 надавливания на них в направлении снизу вверх. Точечное воздействие выполняется легким нажатием подушечками больших пальцев (10-12 раз) чуть ниже центра ягодиц. При точечном воздействии внимательно наблюдайте за настроением малыша, так как грубое выполнение приема может вызывать отрицательную реакцию.
Поглаживание ягодиц укрепляет мышцы, способствует снижению повышенного тонуса, подготавливает ребенка к позе сидения. Точечное воздействие улучшает проводимость в нервах нижней конечности, тонизирует мышцы, связочный аппарат, стимулирует кровообращение.
Массаж ног. Массаж ног в этом возрасте заключается в поглаживании. Одной рукой обхватите стопу ребенка, подушечками пальцев или ладонью другой руки проводите поглаживания в направлении от стопы к ягодице, основной упор делая на заднюю (сгибательную) и боковую поверхности ножки. Необходимо сделать 7-8 движений на каждой ноге. При желании можно проводить поглаживание, обхватив ножку кольцом из большого и указательного пальцев (рис. 16).
Упражнение снижает тонус сгибателей, усиливает кровообращение в кожных покровах и подкожной клетчатке, стимулирует двигательную активность и чувствительность нижних конечностей.
Рефлекторное ползание. Положите ребенка на живот, колени разведите в стороны, а стопы соедините. Аккуратно не касаясь стопы, обхватите голени малыша, после чего большими пальцами прикоснитесь к подошвам. Ребенок в ответ на ваши действия разогнет ноги и, оттолкнувшись, продвинется вперед. Не забывайте, что ваши руки должны быть зафиксированы на столе, иначе движения вперед у малыша не будет. Нужно сделать 2-3 движения, их количество постепенно надо увеличивать до 7-8 (рис. 17, 18).
Упражнение активно укрепляет и развивает мышцы ног и поясницы, готовит ребенка к ползанию, развивает вестибулярный аппарат.
«Переступание». Возьмите малыша под мышки и поднимите над столом так, чтобы его стопы касались поверхности. Каждое прикосновение стопами к столу будет вызывать рефлекторную реакцию шага. Если слегка наклонять ребенка по направлению кпереди, то он «пойдет». При выполнении упражнения старайтесь не сдавливать его грудную клетку, держите ребенка на весу и обеспечьте полное соприкосновение стопы с поверхностью стола. Упражнение можно выполнять как по направлению к вам, так и от вас. Проводить его можно до появления признаков недовольства или усталости у малыша (рис. 19).
Упражнение развивает вестибулярный аппарат, вытягивает связки позвоночника и околопозвоночные мышцы, мягко растягивает мышцы ног и снижает их тонус, а также приучает ребенка сохранять вертикальное положение.
Перекаты на спине. Положите ребенка на спину, согните руки и ноги, удерживая их на уровне живота одной рукой. Малыш окажется в своей любимой позе — «позе эмбриона». Вторая рука должна поддерживать шею и голову. Аккуратно и нежно, придерживая руки и ноги, покачивайте ребенка из стороны в сторону, вперед-назад, по кругу. Выполните по 2-3 движения в каждую сторону (рис. 20).
Это упражнение развивает связочный аппарат спины, положительно действует на вестибулярный аппарат, укрепляет мышцы-разгибатели, способствует правильному формированию грудного изгиба позвоночника.
Встряхивание рук. После активных занятий необходимо несколько расслабить ребенка и успокоить его нервную систему. Для этого используется встряхивание. Положите малыша на спину, обхватите его кисти (ваши большие пальцы должны быть в его ладошке), вытяните руки в стороны и слегка встряхните их. Если ребенок сопротивляется этому действию (что возможно при высоком тонусе сгибателей), то перед проведением упражнения нужно повторить поглаживание рук, чтобы снять напряжение (рис. 21).
Это основной комплекс, применяемый в возрасте до 2,5 месяцев. Начав занятия, вы можете со временем внести в комплекс собственные упражнения и движения, которые нравятся ребенку и вам. Постарайтесь не выполнять комплекс однобоко — этим нередко грешат родители: если у ребенка что-то из упражнений не получается сейчас, нельзя отказываться от этого упражнения совсем. Вернитесь к нему через одну-две недели. Больший упор делайте на те упражнения, которые вызывают у ребенка яркие положительные эмоции (их можно делать с большим количеством повторений), но при этом не забывайте, что вы должны выполнить все упражнения.
Cуставная гимнастика
Кроме массажно-гимнастического комплекса в возрасте от 1,5 месяцев хорошее влияние на развитие ребенка, его двигательных возможностей и интеллекта оказывает суставная гимнастика — ряд пассивных изолированных движений в суставах, выполняемых с помощью взрослых.
Эту гимнастику надо проводить очень осторожно, мягко и аккуратно, чтобы не повредить нежные связки и не растянуть мышцы. Не торопитесь с введением новых движений, не делайте гимнастику раньше основного комплекса. Это необходимо для того, чтобы мышцы и связочный аппарат суставов были разогреты для предотвращения травм. Мелкие суставы — кисть, стопу — можно начинать разрабатывать с 1,5-2 месяцев, более крупные суставы (особенно плечевой и тазобедренный) разрабатываются в более позднем возрасте.
Внимание! Проводить суставную гимнастику можно только после консультации с врачом и при отсутствии врожденных заболеваний опорно-двигательного аппарата или соединительной ткани. Во время болезни (если нет прямых противопоказаний) гимнастика, как и массажно-гимнастический комплекс, проводится в щадящем режиме.
В возрасте от 2 недель до 2,5 месяцев суставная гимнастика подразумевает, прежде всего, разработку и легкое растягивание мышечных групп сгибательных поверхностей, а также выведение объема движений в суставах к максимальной физиологической норме. Сильные растяжения и движения с усилием на границе физиологической нормы в этом возрасте категорически противопоказаны!
Суставная гимнастика занимает небольшое время, при этом разрабатываются 4 группы суставов на каждой руке или ноте: суставы кисти и стопы, лучезапястные или голеностопные суставы, локтевой и коленный суставы, плечевой и тазобедренный суставы.
Гимнастика начинается с мелких суставов кисти. Положите распрямленную ладошку ребенка на свою ладонь и, аккуратно надавливая на кончики пальчиков, доведите движение в суставах до границы свободного. Затем сделайте упор на основание ладони ребенка и так же аккуратно, без особенных усилий доведите объем движения до предела. Таким образом, разрабатывается и укрепляется лучезапястный сустав. Все время следите за реакцией ребенка. Малейшие признаки недовольства и тем более боли на лице требуют немедленного прекращения гимнастики.
Гимнастика в лучезапястном суставе продолжается: одной рукой фиксируется предплечье ребенка, вторая рука берет кисть (так, как мы здороваемся за руку) и выполняет легкие аккуратные покачивания из стороны в сторону (по три раза в каждую сторону), затем три четыре вращательных движения по оси сустава и легкое, не резкое (и не рывком) потягивание.
Переходим на локтевой сустав. Фиксируется нижняя часть плеча одной рукой, после чего вторая рука помогает выполнять движения па разгибание (3-4), сгибание (3-4), легкое вращение (3-4 оборота) и аккуратное потягивание.
Непосредственно гимнастика плечевого сустава вводится в более позднем возрасте, а начиная с двух недель в комплекс развития суставов включают заведение рук за голову (вверх) в положении лежа на спине. Возьмите лежащего на спине ребенка за руки и заведите его руки вверх. Ребенок рефлекторно выпрямит ноги, включив в работу мышцы-разгибатели. Сделайте это движение 3-4 раза. Начиная с одного месяца можно прибавить незначительное растяжение рук в самом верхнем положении. После выполнения гимнастики на руках сделайте встряхивание рук. Гимнастика для суставов рук выполняется в положении ребенка лежа на спине.
После проведения этой гимнастики выкладываем ребенка на живот и приступаем к гимнастике суставов ног.
Гимнастика суставов стопы проводится очень нежно и аккуратно, так как стопа в раннем грудном возрасте включает множество самых различных рефлексов, которые могут помешать проведению занятий. Все рефлексы вызываются резкими и жесткими прикосновениями в стопе, поэтому ваши движения и захваты должны быть мягкими и медленными.
Разгибание пальцев стопы — нелегкое дело. Пальчики очень маленькие и чувствительные, поэтому поработать с каждым пальцем подчас бывает нелегко, и разгибание пальцев проводят одновременно. Для этого ребро ладони или мизинца одной руки помещают в складку между подушечками пальцев и стопой, другая рука в это время поддерживает стопу за ее тыльную часть. Первая рука, медленно соскальзывая по пальчикам, проводит их одновременное разгибание. Движение повторяется до 5 раз.
Гимнастика для мелких суставов стопы. Одна рука ребром ладони устанавливается вдоль стопы по середине, другая легко и медленно нажимает на тыл стопы, как бы загибая ее внешние края. Движение повторяется 3-5 раз.
Гимнастика для голеностопного и коленного суставов проводится аналогично гимнастике для лучезапястного и локтевого суставов. После проведения суставной гимнастики необходимо сделать встряхивание ножек.
Полностью статья представлена в пособии
«Моя мама – мой первый учитель»
Серия «В помощь родителям»
Источник
Памятны еще моменты родов, а вашему крохе уже 2 недели. Смотрите на него, и понимаете, как быстро он меняется. Вчера совсем крохотный и беззащитный, а сегодня уже такой большой и сильный. Может кто-то и скажет, что у ребенка к 2 неделям мало что меняется, но мама-то знает, как быстро растет ее малыш. Развивается, как в сказке, не по дням, а по часам, и это недалеко от истины.
Малышу уже две недели, он дома с любящими родителями, которые уже заметили явные изменения младенца
Физическое развитие малыша
Каждому родителю хочется увидеть явное развитие ребенка, но надо учитывать, что все дети индивидуальны, и рост также идет в соответствии с особенностями чада:
- Ближе к 14 дням уходит желтизна кожи, исчезают послеродовые краснота и припухлость. Затягивается пупочная ранка, и кроху уже можно купать.
- Начинается прибавка веса. Организм крохи освоил новое питание, грудное молоко, и положительно реагирует на кормление.
- Большой прибавки в росте не ждите. Средние показатели равняются примерно 3 см в месяц.
- Формируются правильные контуры головы. Лицо избавляется от отечности.
- Голову кроха пока не держит.
- Гипертонус мышц сохранен, ножки и ручки согнуты, ладошка сжата в кулачок. Бодрствуя, новорожденный поджимает конечности, уходя в сон, расслабляет, и они выпрямляются.
- Природная терморегуляция отсутствует. Малыш еще не научился согревать себя, поэтому важно следить, чтобы кроха не переохладился и не перегрелся.
- Кожа отшелушивается. Процесс проходит к 2 месяцам.
- Двигательные рефлексы на уровне хаотичных, рефлекторных, непроизвольных движений.
- Ноготки постепенно отрастают, их уже можно подстригать.
- Кожные покровы ладоней и ступней сухие, покрыты трещинками.
Масса тела
Первая неделя, несмотря на достаточное количество молока у мамы, характеризуется потерей первоначального веса на 5-8%, но ко второй неделе жизни новорожденного отмечается повышение массы тела. Пережив родовой стресс, кроха медленно, но верно начинает добирать потерянные граммы, кушая молоко. Средняя прибавка к двум неделям составляет 150-200 грамм. Если ваше сокровище отлично ест, но почти ничего не прибавило, не волнуйтесь. Взвешивайте младенца регулярно. Ясная картина выявится к 5 неделям.
Прибавка в весе пока незначительна, так как связана с физиологическим снижением массы тела после родов
Как идет развитие ребенка?
Зрительные возможности двухнедельного малыша еще не сформированы полностью. Отсутствует дальняя фокусировка взгляда, ребенок способен видеть лицо мамы на расстоянии 20-25 см, воспринимая лишь детали. Глаза ребенка улавливают наиболее выраженные части: брови, губы, нос. Подойдя к месячному возрасту, малыш научиться задерживать взгляд на ваших глазах.
Примечательным нюансом зрения ребенка в этом возрасте служит легкое косоглазие, когда глазки малыша как бы плавают. Связана такая раскоординация со слабостью глазных мышц. Пройдет еще две недели, и все встанет на свои места, мышцы окрепнут, и «плавание» глаз прекратится. Пронесите близко от личика крохи какой-нибудь предмет, и вы заметите, как он мигнет глазками.
Работа зрительного нерва на уровне интуиции позволяет малышу видеть лица и жесты, которым он старается подражать. Проверка опытным путем: приблизьте к лицу малыша свое лицо, округлите глаза, высуньте язык. Подождите немного, чтобы малыш осознал увиденное. Спустя несколько минут кроха попробует повторить ваши манипуляции с лицом. Младенец уже ловит взгляд мамы.
В две недели малыш уже пытается уследить за мамой, разглядывая ее лицо
Становление зрения приводит к тому, что грудничок учиться удерживать взгляд на ярких движущихся предметах. Выложите малыша на спину, возьмите большую, около 10 см, погремушку, и медленно проведите ее так, чтобы она находилась на уровне глаз крохи. Водя погремушкой влево-вправо, вы заметите, как ребенок пытается фокусировать зрение на движущимся предмете.
Заметим, что у новорожденного 2 недель рефлекторный уровень ощущений переходит в сенсорный. Видя беспокойства ребенка, позвените игрушкой или спойте песенку. Кроха откликнется на новые ощущения, задержит внимание на них. Идет и развитие органов равновесия. Каждое изменение в положение тела вызывает у малыша новые ощущения. Пришло время тренировок вестибулярного аппарата. Носите ребенка на руках, меняя его положение. Простые занятия ускорят развитие, по сравнению с тем, когда малыш долго лежит в одном положении.
Что умеет малыш:
- улавливает и следит за направлением взгляда взрослых;
- неосознанно улыбается (рекомендуем прочитать: когда ребенок впервые улыбается?);
- прослеживает движением глаз яркие игрушки (не больше 10 см в диаметре);
- умеет поворачивать головку в сторону, услышав звук погремушки, мамин голос, звон колокольчика;
- непроизвольно подмигивает и смешно гримасничает;
- различает своих родителей.
Чтобы отвлечь ребенка, можно показывать ему игрушки, тихонько позванивая ими
Какие игрушки можно использовать:
- приобретите различные звуковые погремушки с приглушенным или мелодичным звуком (шарики, колокольчики);
- купите игрушки, которые можно подвесить в кроватке, размером 6-10 см, имеющие разную форму, материал и цвет;
- подойдет карусель музыкальная (подвешивается над кроватью);
- используйте специальные картинки для грудничков в черно-белом цвете.
Режим питания ребенка
Как известно, ребенка вскармливают двумя способами: материнским молоком и молочными смесями. Распишем количество молока для обоих видов, начиная с восьмого дня. Малышу на естественном вскармливании специалисты установили следующий объем молока на одно кормление:
- на 8-й день – примерно 80 грамм;
- 9-й – 80-90 грамм;
- 10-й – 80-90 грамм;
- с 1,5 недель до двух месяцев за сутки ребенок должен получать объем молока, равный 1/5 его веса.
Питание – важная составляющая для развития малыша, от которого зависит рост ребенка, его самочувствие
Ребенку на смешанном (грудное молоко + смеси) или искусственном кормлении необходимо давать смесь каждые 3 часа, с учетом 5 часового перерыва на ночь. Суточный объем пищи, начиная с 10 дней и до 2 месяцев, равен тому же показателю, что и для малышей на грудном вскармливании – 1/5 от веса новорожденного. Придерживайтесь прописанных нормам, но ориентируйтесь на индивидуальные особенности вашего сокровища.
Как понять, достаточно ли молока получает малыш?
Спокойное поведение, хороший сон, прибавка в весе – это показатели достаточного питания. Если малыш не просит кушать в течение двух часов после кормления, значит, он съедает достаточно пищи. Поскольку кроха ест только молоко, он писает около 15 раз за сутки (подробнее в статье: сколько при нормальном развитии должен писать ребенок в 3 месяца?). Малая прибавка веса и явное беспокойство малыша требуют проведения точных измерений. Сделайте следующее:
- проведите взвешивание крохи голеньким на электронных весах до кормления молоком и после того, как он поест;
- сцедите молоко в бутылочку, и посмотрите, сколько съедает малыш.
Работа пищеварительной системы
Когда мама спокойна? Когда ее кроха хорошо ест, спит и не плачет. Вторая неделя жизни из этого и состоит. Если ребенок капризничает, хнычет, плохо спит, начинает жидко какать, мама сильно волнуется (подробнее в статье: что делать, если грудничок не спит днем?). Зная, как работает пищеварительная система новорожденного в этом возрасте, родители быстро поймут, что не так с малышом. Мы напомним вам, как по работе ЖКТ определить, что беспокоит кроху.
Стул ребенка:
- Какает малыш 3-4 раза в сутки. Цвет каловых масс желтый, с кашицеобразной консистенцией.
- Формирование ЖКТ длится до 3-х месячного возраста, поэтому неизбежны такие проявления, как колики, срыгивание молока, может какать поносом.
- Ребенок много раз и подолгу плачет (более 3-х часов за весь день), сильно поджимает ножки, капризничает, не может покакать – это симптомы колик. Облегчить состояние поможет газоотводная трубка, питье в виде специального чая, легкий массаж животика. Необходимо показать кроху педиатру.
Массаж животика, газоотводная трубка помогут ребенку при коликах, которые являются частым гостем двухнедельного малыша
Колики
Периодический плач и внешнее беспокойство у новорожденного в 2 недели могут означать, что ваше сокровище мучают колики (рекомендуем прочитать: почему новорожденный плачет и как ему помочь?). Продолжается формирование пищеварительной системы ребенка, нормализуется кишечная микрофлора – это естественный процесс развития организма новорожденного. Колики не относят к заболеванию, со временем (к 3 месяцам) они проходят сами по себе. Родителям просто надо подождать, и делать определенные процедуры, чтобы помочь крохе покакать и облегчить его состояние. Подробнее о коликах вы можете узнать из других наших материалов.
Долгие слезы малыша, когда плач длится больше 3-х часов в сутки, и повторяется чаще, чем 3 раза за 7 дней, должны обеспокоить родителей. Педиатры говорят о том, что у младенца есть болевой синдром в кишечнике. Подтверждением такому выводу служит поведение крохи: «сучение» ножками, вздутие животика, попытка ребенка избавиться от газов путем поджимания ножек. Страдания от колик связаны с незрелостью ЖКТ у грудных детей.
Желая помочь крохе, вы можете напоить его укропной водичкой, к помощи которой часто прибегали наши бабушки. Грудное молоко дает достаточно жидкости организму крохи, но колики им не снять. Есть и медикаментозные средства против колик. Круговой массаж живота вокруг пупка проводят по часовой стрелке. Помогает и легкое покачивание малыша в тот момент, когда он заплакал.
Как малыш должен спать?
Сон ребенка немного меняется: происходит увеличение ночного сна и дневного бодрствования
Постепенно увеличивается время бодрствования новорожденного. Продолжительность дневного сна к двум неделям жизни составляет несколько часов. Ночной сон может прерываться на перекус, с интервалами в два-три часа, но общее время ночного покоя незначительно увеличивается. Вторая неделя характеризуется 16-20 часовым сном, который прерывается 15-30 минутами бодрствования. Заметить проблемы со сном можно по следующим признакам:
- общее время сна меньше 15 часов;
- малыш бодрствует больше 4-5 часов;
- когда ребенок не спит, он ведет себя капризно, перевозбуждается, заснув, просыпается через 10-15 минут.
Что вызывает проблемы сна?
Выяснить, в чем причины плохого сна ребенка, несложно. Маме легко отыскать их самостоятельно. Посмотрите, не запачкалась ли пеленка, сыт ли малыш, комфортна ли для него температура помещения. Уберите яркое освещение и приглушите звук телевизора или радио. Установите режим проветривания комнаты, где находится малыш, вовремя меняйте подгузники, общайтесь со своим чадо, чтобы создать для него комфортные условия жизни. Исключив все внешние раздражители, вы не заметили улучшения, обратитесь к педиатру.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник