Упражнения для развития ребенка дошкольника

Упражнения для развития ребенка дошкольника thumbnail

Дошкольный возраст – это время, когда активно развиваются все познавательные процессы. Каждый день малыш узнает что-то новое и важное, поэтому необходимо уделять достаточно внимания развитию его памяти. С помощью простых игр и упражнений Вы сможете научить малыша легко запоминать и воспроизводить информацию.

Виды памяти

Память – это сложный психический процесс. В зависимости от того, какого рода информацию необходимо запомнить, каким образом это происходит, какое время информация хранится в памяти, различают различные виды памяти.

Критерий

Виды памяти

По сроку хранения информации

  1. Мгновенная (0,1 – 3 сек.)

  2. Кратковременная (3 -30 сек)

  3. Долговременная (может храниться годами)

По объекту запоминания

  1. Зрительная

  2. Слуховая

  3. Тактильная

  4. Вкусовая

  5. Обонятельная

  6. Двигательная

  7. Эмоциональная

По форме хранения информации в памяти

  1. Образная

  2. Словесно-логическая

По участию воли в процессах памяти

  1. Произвольная (необходимы усилия)

  2. Непроизвольная (информация запоминается сама по себе)

По участию мышления в процессах памяти

  1. Механическая (простое заучивание)

  2. Логическая (запоминание смысла)

У каждого из нас одни виды памяти развиты лучше, а другие хуже. Например, кто-то хорошо воспринимает информацию на слух, а у кого-то фотографическая память. Занимаясь с малышом, нужно стараться уделять внимание всем видам памяти, так как в дошкольном возрасте психические процессы пластичны и развиваются легче, чем у взрослых.

Виды памяти

Особенности памяти дошкольников

У детей младшего дошкольного возраста преобладает образная память. Малыши могут запоминать лица людей, голоса, мелодии, вкусы и запахи. Информация запоминается ими, в основном, механически, непроизвольно. То есть маленький ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи информации. С развитием речи увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. В дошкольном возрасте также активно развивается двигательная память. Многократно повторяя одни и те же действия (например, разучивая танец или работая с ножницами), ребенок постепенно запоминает их.

Не стоит забывать, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому информацию, которую необходимо запомнить, лучше преподносить малышу в игровой форме.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Однако для этого необходима мотивация, то есть ребенок должен понимать, зачем ему нужно что-то запоминать. Произвольная память развивается активнее, если побуждать малыша воспроизводить накопленный опыт: спрашивайте у ребенка, что происходило в течение дня, просите его рассказывать сказки по картинкам и так далее.

Особенности памяти дошкольников

Игры для развития зрительной памяти

  • «Что изменилось?» Разложите на столе перед ребенком несколько предметов (или карточек). Дайте малышу время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами поменяйте предметы местами или уберите один их них. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что поменялось.
  • «Вспомни и нарисуй». На 1 минуту покажите крохе картинку (чем больше на ней мелких деталей, тем задание сложнее), а затем попросите нарисовать то, что он запомнил.
  • «Опиши соседа». Эта игра подходит для группы детей. Малышам дается задание запомнить, как выглядит сосед. После этого его просят отвернуться и по памяти описать внешность и одежду товарища.

Чтобы ребенку было интересней, в этой и других подобных играх можно предложить ему «побыть фотоаппаратом». Малыш может жестами изображать, как он делает снимки, а также озвучивать щелчок затвора. Игровая ситуация должным образом мотивирует ребенка и мобилизует его способности.

  • «Дорога домой». Во время прогулки с малышом, находясь довольно далеко от дома, попросите ребенка показать Вам, как вернуться к дому. По дороге обращайте внимание крохи на места, по которым можно ориентироваться, например, магазины, деревья, детские площадки.
  • «Мемори». Эта игра состоит из парных карточек или фишек. Перед началом они все перемешиваются и кладутся на стол «рубашкой» вверх. Игроки поочередно переворачивают по две фишки, и если они одинаковые, забирают их себе и открывают следующие. Если фишки не совпали, то ход переход к сопернику. Цель игры — набрать как можно больше парных фишек.

Игры для развития зрительной памяти

Упражнения для развития слуховой памяти

  • «Слова». Эта игра очень похожа на всем известную игру «Города». Она не только развивает память ребенка, но и способствует переходу слов из пассивного словаря в активный, а также улучшает фонематический слух. Итак, назовите слово и попросите малыша придумать слово на его последнюю букву. Затем уже это делаете Вы, и так по кругу. Другой вариант этой игры – называть слова на одну заранее выбранную букву.
  • «10 слов». Предложите малышу запомнить 10 слов, которые не связаны по смыслу. Читайте слова в умеренном темпе, делая между ними небольшую паузу.
  • Пересказы.
  • Заучивание песен и стихотворений.
  • «Вспомни, как прошел день».

Упражнения для развития слуховой памяти

Развиваем ассоциативную память малыша

  • «Я знаю пять…». Игра заключается в том, чтобы повторять названия чего-либо, отбивая мяч. Например: «Я – знаю – пять – городов: Москва – раз, Санкт-Петербург – два, Вологда – три… и так далее».
  • «Назови пару». Назовите ребенку 5-6 пар слов, связанных друг с другом по смыслу (например, суп – ложка, зима – снег, телевизор – мультики). Затем попросите малыша вспомнить второе слово из каждой пары в ответ на первое. Постепенно количество пар слов можно увеличивать.

Игры для развития двигательной и тактильной памяти

  • «Руки помнят». Положите в непрозрачный мешочек несколько предметов, которые отличаются по фактуре (это могут быть фигурки животных или геометрические фигуры). Заранее подготовьте фотографии этих предметов или нарисуйте их, а также добавьте изображения вещей, которых нет в мешочке. Попросите малыша пощупать все предметы в мешочке, а затем сказать, какие из предложенных на картинках предметов там были.
  • «Графический диктант». Нарисуйте на листе в клеточке несложный узор, попросите ребенка его продолжить. Затем дайте малышу чистый лист и предложите воспроизвести узор, который он рисовал ранее.
  • «Марионетки». Попросите ребенка закрыть глаза, встаньте сзади и, держа его за плечи, проведите малыша по определенному маршруту, например, два шага вперед, один шаг вправо и три шага назад. Открыв глаза, ребенок должен повторить этот маршрут.

Подробно о развитии двигательной памяти смотрите на видео:

Общие рекомендации по развитию памяти у дошкольников

Перечисленные нами игры и упражнения, безусловно, приносят большую пользу малышу. Но не стоит забывать о простых жизненных правилах, которые следует регулярно соблюдать:

  • Правильное питание;
  • Прогулки на свежем воздухе;
  • Физическая активность;
  • Соблюдение режима дня;
  • Здоровый сон.

Эти факторы благотворно влияют не только на развитие памяти детей дошкольного возраста, но и на их познавательные способности в целом.

Общие рекомендации по развитию памяти у дошкольников

Выводы

Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Первоначально непроизвольное и механическое запоминание постепенно становится осознанным процессом, увеличивается объем памяти. Задача взрослого – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя описанные нами игры, Вы сможете развить у ребенка слуховую, зрительную, тактильную и моторную память. Но не стоит забывать, что детство – это беззаботная счастливая пора, и перегружать ребенка постоянными упражнениями не нужно.

Заключение

В детском Монтессори-клубе «Созвездие» к каждому малышу относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Наши педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!

Источник

Упражнения на развитие моторики: При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук. Существует много игр и упражнений.

Рисование, раскрашивание картинок.

Изготовление поделок из бумаги, природного материала, пластилина, глины.

Конструирование.

Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Всасывание пипеткой воды.

Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.

Нанизывание бус и пуговиц.

Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце гороха, гречки и риса и попросить ребенка перебрать.

«Показ» стихотворения.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: во-первых, развивают мелкие мышцы рук, во-вторых, формируют художественный вкус, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

Упражнения на развитие мышления: Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.

1. Запиши обобщающее слово:

— окунь, карась-…

— трава, дерево-…

— крот, мышка-…

— пчела, жук-…

— чашка, тарелка-…

— ботинки, туфли-…

2. В каждом ряду найди одинаковые цифры, вычеркни их. Сложи те, которые останутся. Сколько получилось?

— 1 2 3 4 1 5 4 1

— 6 7 4 6 4 3 4 6

— 7 1 3 0 3 9 3 7

— 5 4 2 5 1 5 4 2

3. Что здесь лишнее? Почему?

— таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;

— тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;

— лиса, заяц, медведь, пчела;

— машинка, пирамидка, юла, слива, мишка

4. Каких предметов нет на правой картинке?

5.. Отыщи место в шкафу для каждой вещи.

6. Соедини линией, кто где живет.

Крот гнездо

Ласточка нора

Паук в доме

Таракан паутина

7.Ответь на вопросы

1. Назови времена года.

2. Сколько месяцев в году?

3. Перечисли месяцы года.

4. С какого месяца начинается год?

5. Назови последний месяц года.

6. Назови второй, пятый, девятый, одиннадцатый месяц.

7. Назови зимние месяцы.

8. Назови летние месяцы.

9. Назови весенние и осенние месяцы.

10. Сколько дней в неделе?

11. Перечисли дни недели.

12. Назови рабочие дни недели.

13. Назови выходные дни недели.

14. Какой день недели первый?

15. Какой день недели последний?

16. Сколько дней в месяце?

17. Сколько недель в месяце?

18. Какой месяц самый короткий?

8.Скажи коротко

Остаться на зиму … (зимовать)

Остаться на ночь … (заночевать)

Мелкий дождь … (дождик)

Капля дождя … (дождинка)

Маленькая лошадка … (пони)

9. Кто что делает?

Кто лечит больных? (врач)

Кто учит детей? (учитель)

Кто делает мебель? (столяр, плотник)

Кто лечит зверей? (ветеринар)

Кто добывает уголь? (шахтер)

Кто кует железо? (кузнец)

Кто пишет книги? (писатель)

Кто управляет оркестром? (дирижер)

Кто летает в космос? (космонавт)

Кто разрабатывает планы домов? (архитектор)

Кто управляет самолетом? (пилот)

Играем в выдающихся математиков

Необходимо проводить игры и игровые упражнения для усвоения математических понятий:

— сравнение предметов по размеру и форме (длиннее, короче, больше, меньше, выше, ниже);

— последовательность чисел и счет предметов (первый, второй, третий…) – до 10;

— временные и пространственные представления (раньше, позже, выше, ниже, слева, справа, за, перед, сверху, внизу, вверх и т. д.)

1.Игра «Что куда?»

Расстановка предметов по Вашим указаниям вида:

— на верхнюю полку поставь кубик. Под ним — куклу, левее кубика поставь слона, правее — мишку и т. д.

2.Игра «Назови соседей».

Расставь 6 -7 игрушек в любом порядке. Назови соседей куклы, мишки и т.д.

3.Игра «Кто раньше, кто позже».

Эти игры можно проводить, используя сказки, например, «Репка», «Теремок» и др. Дети должны назвать героев, кто пришел раньше, кто позже.

4. Что выше?

Дом или забор?

Слон или крокодил?

Стол или стул?

Горка или песочница?

Грузовик или легковая машина?

5. Реши задачку!

1) Катя выше Люды, Люда выше Сони. Кто выше всех?

2) Нарисуй огурец слева от моркови, но справа от яблока.

3) Пчела летит выше, чем муха. Муха летит выше, чем оса.Кто летит ниже всех?

4) Дима темнее Коли. Коля темнее Саши. Кто темнее всех?

6. Запомни и нарисуй. ( Читается 2 раза)

1) Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, последняя – самая маленькая.

2) Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый квадрат был синего цвета, а средний – самый маленький.

3) Нарисуй семь грибов разного цвета и размера так, чтобы второй гриб был желтого цвета, на шляпке четвертого лежал листочек, а средний – самый маленький.

7. Посчитаем

Утром спросите у ребенка, сколько щеточек стоит в стаканчике в ванной комнате? Почему? Какая щетка самая большая?

Сели завтракать. Спросите, чего на столе больше: вилок или ложек? Сколько чашек? Положи в каждую чашку по чайной ложке. Чего меньше, чего больше?

По дороге в детский сад считайте деревья, проходящие машины, идущих навстречу людей.

8. У кого больше…

…лап — у кошки или попугая?

…хвостов — у собаки или лягушки?

…ушей — у мышки или свинки?

…глаз — у змеи или крокодила?

9. Кого больше?

Кого в реке больше — рыбы или окуней?

Кого у вас в группе больше — детей или мальчиков?

Чего на клумбе больше — цветов или тюльпанов?

Кого в зоопарке больше — животных или медведей?

Чего в квартире больше — мебели или стульев?

10. Посмотри вокруг

Что бывает прямоугольной формы?

Что бывает круглое?

Что бывает треугольное?

11. Истинно или ложно?

Все кошки полосаты.

В Москве есть зоопарк.

Я такая сильная, что могу поднять слона.

Заяц съел на обед волка.

На яблоне выросли бананы.

На елке сливы не растут.

12. Графические диктанты Напиши и продолжи…

І

1) Одна клетка вниз.

2) Одна клетка вправо.

3) Одна клетка вверх.

4) Одна клетка вправо.

5) Одна клетка вниз.

6) Одна клетка вправо.

7) Одна клетка вверх.

ІІ

1) Три клетки вправо.

2) Одна клетка вниз.

3) Одна клетка вправо.

4) Одна клетка вверх.

5) Три клетки вправо.

6) Одна клетка вниз.

7) Одна клетка вправо.

8)Одна клетка вверх.

Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 3421; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10227 — | 7925 — или читать все…

Читайте также:

  1. Анемии, развивающиеся вследствие нарушения синтеза глобинов
  2. Антистрессовые кинезиологические упражнения для учителей,
  3. В-третьих, физические упражнения усиливают восприимчивость организма к лептину
  4. В-третьих, физические упражнения усиливают восприимчивость организма к лептину
  5. В-третьих, физические упражнения усиливают восприимчивость организма к лептину
  6. В-третьих, физические упражнения усиливают восприимчивость организма к лептину
  7. В-третьих, физические упражнения усиливают восприимчивость организма к лептину
  8. В-третьих, физические упражнения усиливают восприимчивость организма к лептину
  9. В-третьих, физические упражнения усиливают восприимчивость организма к лептину
  10. В-третьих, физические упражнения усиливают восприимчивость организма к лептину
  11. В-третьих, физические упражнения усиливают восприимчивость организма к лептину
  12. В-третьих, физические упражнения усиливают восприимчивость организма к лептину

Источник

Методическая разработка

«Двигательные упражнения для развития психики   дошкольников».

                                                Пояснительная записка.

В последнее время отмечается увеличение количества детей с  проблемами в различных областях психики. В дошкольном детстве психомоторное развитие неотделимо от когнитивного, эмоционального и социального. С целью оказания помощи детям разработаны комплексы упражнений, основанные на двигательных методах.

                                                  Методологическая основа.

Методологическую основу  составляют научно- практические исследования ученых: · Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) о связи интеллектуального развития и пальцевой моторики; · Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова о влиянии манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. · Развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика мозга» Пола Деннисона; · Учебно-методическое пособие «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» В.Ф. Сазонов, Л.П. Кириллова, О.П. Мосунов; · Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» А.Л. Сиротюк.

Применение пособия в работе с детьми способствует достижению следующей цели и задач.

Цель: Изменение  в лучшую сторону психического статуса ребёнка, через определённую систему двигательных упражнений.

 Задачи:

-Развитие межполушарного  взаимодействия  мозга;

— улучшение у детей памяти, внимания, речи, мелкой и крупной моторики;

— повышение способности к произвольному контролю;

— снятие напряжения и мышечных зажимов .

                                                          Организация занятий.

Категория участников:

Возраст детей 4-7 лет.

Дети с задержкой психического развития , задержкой речевого развития, дети – аутисты, дети с агрессивным поведением, дети с повышенной тревожностью, а так же дети с обычными способностями.

Форма организации:

Индивидуальная и подгрупповая.

Частота занятий: 1-2 раза в неделю. На освоение каждого комплекса 4-6 занятий в зависимости от возможностей детей.

Длительность занятий: 15-30минут.

 Занятия проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку.

Каждый комплекс обязательно включает в себя следующие виды упражнений:

Растяжки-разминки способствуют снятию напряжения.

Глазодвигательные упражнения улучшают восприятие. Развивают межполушарное взаимодействия, активизируют процесс обучения.

Упражнения на развитие мелкой моторики способствуют  повышению работоспособности головного мозга.

— Телесные  упражнения предназначены для  развития внимания, умения  контролировать свои действия, снижению импульсивности, агрессивности.

— Перекрёстные упражнения. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия. При выполнении перекрёстных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающие полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций.

— Дыхательные упражнения успокаивают, улучшают самочувствие. Развивают самоконтроль, снижают импульсивность, способствуют концентрации внимания.

— Релаксация предназначена для успокоения возбуждённых мышц.

                                                     Ожидаемый результат:

 Изменятся в лучшую сторону психические процессы, мелкая и крупная моторика. Повысится способность к произвольному контролю, снизится мышечное напряжение у детей и как следствие, изменится в лучшую сторону поведение детей.

                                   Планирование комплексов.

             Октябрь

                 Комплекс №1

            4 занятия

             Ноябрь

                 Комплекс №2

            4 занятия

             Декабрь

                 Комплекс №3

            4 занятия

  Январь — 1-2 нед. Февраля

                 Комплекс №4

            4 занятия

3-4 нед. Февраля — 

1-2 нед. Марта

                 Комплекс №5

            4 занятия

     3-4 нед. Марта-

     1-2 нед. Апреля

                 Комплекс №6

            4 занятия   

3-4 нед. Апреля-Май

                 Комплекс №7

            4 занятия   

                                                   Комплекс  1.

1.Растяжки-разминки.

“Дерево”

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

2.Глазодвигательные упражнения

Горизонтальная восьмерка”

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

3. Упражнения для развития мелкой моторики

 “Домик”

Мы построим крепкий дом,

Жить все вместе будем в нем.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.    (10 раз)

4. Перекрёстные упражнения.

«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу; сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий-палец должен  двигаться точно и чётко.

5. Телесные упражнения.

 Любим мы маршировать,

 Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

6.Дыхательные упражнения

 “Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

7. Релаксация

 “Ковер-самолет”

Исходное положение — лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.
Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

                                                   Комплекс 2.

1. Растяжки.                                                                                                                     “Тряпичная кукла и солдат”

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.  (4-6 раз закончить  «куклой»).

2. Глазодвигательные упражнения

“Глаз – путешественник”

Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем. (6-10 предметов).

3. Упражнения для развития мелкой моторики

«Колечки».

Поочерёдно и как можно быстрее ребёнок перебирает пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно. А затем с усложнением: «Без среднего», затем «Без мизинца».

4. Перекрёстные упражнения

 “Лезгинка”

Любим ручками играть

И лезгинку танцевать.

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в темпе. (10 раз).

5.Телесные упражнения

“Яйцо”
Спрячемся от всех забот,

только мама нас найдет.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в  сторону, стараясь расслабиться. (10 раз).

6. Дыхательные упражнения 

 “Надуй шарик”

Исходное положение —  лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза — задержка дыхания. Выдох — втянуть живот как можно сильнее. Пауза — вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух. ( 4-6 раз).

7. Релаксация

«Огонь и лёд».

Попеременное напряжение и расслабление всего тела.  И. п. — лежа. По команде «Огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом.  По команде «Лёд» дети застывают в позе, в  которой их застигла команда, напрягая до предела всё тело.

                                                 Комплекс 3.

1. Растяжки.

«Снеговик».

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

2. Глазодвигательные упражнения

«Фигуры».

Глазами  “нарисовать” 6 кругов (как вариант  треугольников, квадратов) по часовой стрелке и 6 – против часовой стрелки.

3. Упражнения для развития мелкой моторики

«Бусы».

Бусы маме мы составим,

А потом их ей подарим.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу).

Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

4. Перекрёстные упражнения.

«Ухо-нос».

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой-за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук « с точностью до наоборот».

5.Телесные упражнения

«Парад».

И. п. — стоя.

Марширование  на счёт «раз- два-три-четыре».

Раз (хлопок) -два-три-четыре;

раз-два (хлопок) — три-четыре;

раз-два-три (хлопок) -четыре;

раз-два-три-четыре(хлопок).

Повторить несколько раз.

6. Дыхательные упражнения 

Вдыхать левой ноздрёй, а выдыхать через правую .  Повторить 3 раза.

Затем вдыхать правой, а выдыхать через левую. Повторить 3 раза.

7. Релаксация

Снежинки.

Мы — снежинки. Заметает вьюга, мы летим в разные стороны (стоя на месте, с силой раскачиваемся из стороны в сторону с поднятыми руками – все мышцы напряжены). Ветер стих, а из снежинок получился большой сугроб. Замерли снежинки, расслабились (дети садятся на пол, как удобно, расслабляют мышцы).

                                                  Комплекс 4.

1. Растяжки.

 “Сорви яблоки”

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

2. Глазодвигательные упражнения.

“Глазки”

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

 Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды.         (6 раз)

3. Упражнения для развития мелкой моторики.

 “Ладошка”

С силой на ладошку давим,

Сильной стать ее заставим.

Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.   (10 раз)

4. Перекрёстные упражнения.

«Зеркальное рисование».

Положить  на стол чистый лист бумаги; взять в обе руки по карандашу; начать рисовать одновременно обеими руками зеркально- симметричные рисунки(бабочка, ёлочка, домик и т.д.)

5.Телесные упражнения.

 «Прыжки по команде ведущего».

4 прыжка вперед + 4 прыжка назад + 4 вправо + 4 влево + пауза (морская качка — перекат с пятки на носок). Выполняется 2 раза.

6. Дыхательные упражнения .

«Горячий чай».

Представить, что в руках блюдце с горячим чаем. Дуть на него, чтобы остудить.  Выполняется 6 раз.

7. Релаксация.

«Тикают часики».

Исходное положение — лёжа на спине. «Закроем глазки, расслабимся. Пусть отдохнут наши ручки и ножки. Мы выполнили все задания и можем отдыхать.  Лежим и слушаем, как тикают часики: «тик-так, тик-так». Наши руки становятся тяжёлыми. Всё наше тело тяжёлое-тяжёлое.  Слушаем,  как тикают часики. Отдыхаем… Пора  вставать. Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох. Открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».

                                                   Комплекс 5.

1. Растяжки.

«Дракон».

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт с руками – крыльями. Затем приземлиться на остров и начать «размешивать» хвостом  море.

2. Глазодвигательные упражнения.

« Следим за орлом».

Исходное положение – сидя на полу или стоя. Водить указательным пальцем вправо-влево, вверх-вниз, глазами следить за пальцем. Добавить движение языка. Время выполнения составляет 1-2 минуты.

3. Упражнения для развития общей и мелкой  моторики.

 «Карандаши».

Положить  на стол 10-15 карандашей. Собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Так же, по одному, выложить карандаши на стол.

Упражнение выполняется сначала одной, затем –другой.

 4.Перекрёстные упражнения.

 «Зеркальное рисование». Одновременно рисовать правой и левой рукой (буквы, предметы, линии).

5. Телесные упражнения.

“Паровозик”

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

6. Дыхательные упражнения. 

« Буквы». Исходное положение — сидя на полу. Глубоко вдохнуть. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Вдох. На выдохе: р-р -р-р. Вдох. На выдохе:  мо-ме-мэ-му;  а-а-а.

7. Релаксация.

«Лентяи».

Сегодня вы много занима­лись, играли и, наверное, уста­ли. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы, лентяи, лежите на мягком ковре. Вокруг тихо, вы дышите спокойно. Отдыхают ваши руки, отды­хают ваши ноги… (Пауза — по­глаживание детей.) Отдыхают ручки у… (имя ребенка), отдыха­ют ножки у… (имя ребенка).  Вам лень шевелиться. Спокойно дышит (имя ребёнка). Потянитесь  и на счет «три» откройте глаза. Спокойно вставайте.

                                                    Комплекс 6.

1. Растяжки.

«Пингвины».                                                                                                                                                          

Исходное положение – стоя, спина прямая, руки вдоль туловища, ладони в стороны. Делать быстро маленькие-маленькие  шажки.

2. Глазодвигательные упражнения.

«Игрушка».

Выполняется   стоя,   у каждого  ребенка   в  руках  игрушка (рисунок).

1. «Посмотрите, какая красивая … пришла к вам в гости. (2—-3 сек). Посмотрите, какая у меня … (2—3 сек).

А теперь опять посмотр