Упражнения для развития ребенка 4 лет с зпр

Упражнения для развития ребенка 4 лет с зпр thumbnail

Анастасия Зорина
Дидактические игры для детей с ЗПР (4–5 лет)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

для детей с ЗПР (4-5 лет)

Задержка психического развития представляет собой полиморфное нарушение, так как у одной группы детей может страдать работоспособность, у другой группы — мотивация к познавательной деятельности.

По мнению Е. А. Стребелевой, в определении «задержка психического развития» «. отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развертывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие здорового организма, задерживается становление личности развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности». Н. Ю. Максимова и Е. Л. Милютина предлагают рассматривать ЗПР как «. замедление развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности».

Е. А. Стребелева выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР. Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию.

Наравне с познавательным должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР, что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.

Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье.

В рисовании можно использовать следующие игры — упражнения:

— срисовывание с образца;

— работа с трафаретами;

— обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контуру;

— раскрашивание и штриховку.

В аппликации можно использовать как метод отрыва (без использования ножниц).

Детям с ЗПР полезны игры- упражнения,направленные на развитие тактильной чувствительности:

— емкости с крупой (например, пшеном или рисом) прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка — найти её и описать, не доставая;

— сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам;

— выкладывание фигурок из круп;

игры с кусочками различных материалов и тканей.

Кроме того, можно играть с различными видами конструктора, палочками, пазлами, мозаикой.

Особого внимания требует развитие речевого опосредования действия детей.

Можно использовать следующие приемы:

— поощрение и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки на задании;

— проговаривание вместе с ребенком того, что он будет делать, а также последовательности действий;

— повторение ребенком задания вслух;

— вспомнить и повторить задание после того, как оно выполнено;

— привлечение ребенка в качестве помощника другим детям.

В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоения сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности.

Дидактические игры делают процесс обучения более эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР.

Дидактические и подвижные игры.

Эмоционально- волевая и двигательная сфера.

Давай познакомимся! (Р. Калинина)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Нарушения: ЗПР, застенчивость/ тревожность, РДА.

Возраст: любой

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: надувной мяч.

Описание игры: дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч.

Слушаем хлопки (М. Чистякова)

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Нарушения: ЗПР, СДВГ, застенчивость/ тревожность.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: дети свободно передвигаются по комнате,но по хлопку ведущего они должны остановится и превратиться в аиста: поднять одну ногу, руки в стороны, на два хлопка- превращение в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки). Три хлопка разрешают снова двигаться свободно.

Комментарии: игра помогает в развитии произвольного внимания, умения быстро переключаться с одного вида действий на другой.

Радость и грусть (И. Климина)

Цель: развитие эмоциональной сферы, умение дифференцировать эмоции и чувства других людей.

Нарушения: ЗПР, застенчивость/ тревожность, РДА.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: рисунки.

Описание игры: дети внимательно рассматривают рисунки, а потом раскладывают их в два ряда — радость и грусть — в зависимости от цветовой гаммы.

Комментарии: основная задача взрослого- помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок считают веселым, а другой — грустный.

Познавательная сфера.

Спичечный узор

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, пространственного восприятия.

Нарушения: ЗПР, СДВГ, РДА.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: двое.

Необходимые приспособления: три спички.

Описание игры: спички прячут в ладонях, затем трясут и бросают на стол.Взрослый вместе с ребенком рассматривает образовавшуюся фигуру: как легли спички? В какую сторону смотрят головки спичек? Лежат ли спички в одну сторону? Взрослый предлагает ребенку повторить образовавшуюся фигуру. После этого оба узора накрывают листом бумаги. Ребенок должен по памяти воспроизвести его — найти брата

(сестру) первой фигуре. После того как ребенок закончит работу, фигуры сравнивают.

Комментарий: для ребенка это задание может оказаться слишком сложным, поэтому взрослый может сначала сделать все сам, называя вслух каждое свое действие. Таким образом, игру можно разбить на несколько этапов, которые потом и составят целостную игру.

Четыре стихии

Цель: развитие внимания.

Нарушение: ЗПР, агрессивность.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: дети садятся в круг. Ведущий предлагает им при слове «земля» опустить руки в низ, при слове «вода»— вытянуть вперед, при слове «воздух» -поднять вверх, при слове «огонь»— вращать кистями. Ошибшийся выходит из игры.

Комментарий: взрослый принимает активное участие в игре. После того как дети освоили движения, взрослый может специально сбивать детей, допуская ошибки. Например,сказать: «Воздух»— а показать движения «земли».

Узнай предмет

Цель: развитие восприятия и тактильной памяти.

Нарушение: ЗПР, СДВГ, РДА.

Возраст: 4-6 лет.

Количество играющих: один или больше.

Необходимые приспособления: мешок, разные мелкие игрушки, ручки.

Описание игры: ребенку предлагают определить на ощупь, какие вещи находятся в мешке. Если детей несколько,то задание несколько другое: ведущий определяет на ощупь предмет и описывает его словами, а остальные дети должны угадать, что это за предмет.

Комментарий: необходимо, чтобы ребенок дал как можно более полное описание выбранного предмета. Ему можно помогать вопросами, касающимися размера, формы, материала, предназначения этого предмета.

Источник

Занятие по коррекции познавательной сферы детей с ЗПР 4-х лет.

Тема: «Развивалка».

Цель: развитие психических процессов дошкольника, формирование положительной мотивации, коммуникативных навыков.

Время: 1 академический час.

Материал: лист бумаги формата А4 с заготовкой парусника , бумага формата А 4, цветные карандаши, кубики Никитина, простой карандаш, фигурки елочек, бланки к тестовым заданиям, картинки, краски, поролон, песок.

1. Упражнение «Здравствуйте, пальчики!».

Цель: установление контакта и создание положительного настроя на дальнейшую работу.

Техника проведения: ребенку предлагается повторять слова и сопровождать их действиями. Вторая проба делается чуть быстрее. Третья выполняется ребенком самостоятельно в ускоренном темпе.

Инструкция: слушай внимательно и запоминай, повторяя слова и движения за мной. Положи ладонь перед собой, выпрями и раздвинь пальцы. Нам нужно кончиком большого пальца поочерёдно касаться кончиков остальных пальцев. Затем все вместе соединяются с большим. «Здороваясь», большой палец обращается по имени к другим пальцам. «Здравствуй, указательный! — Привет, средний! — Здорово, безымянный! — Как дела, мизинец? Хеллоу, большой!».

2. Упражнение « Парусник настроения».

Цель: определение настроения в начале занятия.

Материал: лист бумаги формата А4 с заготовкой парусника, цветные карандаши.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку лист бумаги формата А4 с заготовкой парусника. Задача обучающегося, окрасить один из парусов в цвет своего настроения, присущее на данный момент.

Инструкция: посмотри, перед тобой лист бумаги с изображением парусника, на котором мы отправимся в свое маленькое путешествие. Но прежде чем мы это сделаем, ты парус слева раскрасишь в цвет твоего настроения, самочувствия. Возьми цветной карандаш того цвета, какое у тебя сейчас настроение. Какое у тебя настроение?

3. Упражнение «Выложи по образцу».

Цель: развитие пространственного мышления, целостности восприятия.

Материал: кубики Никитина.

Техника проведения: ребенку предлагается выложить кубики по образцу.

Инструкция: перед тобой кубики, стороны которого разноцветные. Выложи их, так как на картинке (дорожки — красная, желтая, синяя; прямоугольник).

4. Упражнение «Найди и раскрась».

Цель: развитие внимания. 

Материал: бланк.

Техника проведения: ребенку предлагается найти все квадраты на картинке.

Инструкция: перед тобой картинка. Посмотри внимательно, найди и раскрась все квадраты.

5. Упражнение «Каких фигур много – мало – поровну?».

Цель: освоение элементарных математических представлений.

Материал: бланк, фигурки елочек.

Техника проведения: предлагается посчитать, сколько каких фигур.

Инструкция: каких фигур много, каких мало, а каких поровну. Поставь столько же елочек, сколько кругов и т.д.

6.Упражнение «Чудесные превращения».

Цель:снятие мышечно-двигательного напряжения.

Техника проведения: ребенку предлагается изобразить животных и птиц. Сначала педагог-психолог показывает движения, затем ребенок.

Инструкция: сейчас с нами произойдут чудесные превращения. Мы будет становиться животными, птицами. Я буду называть живое существо и при этом показывать движение. Твоя задача за мной его повторить. Итак.

«Жираф» — движения головой вверх-вниз, круговые движения вправо-влево.

«Осьминог» — круговые движения плечами назад – вперед, плечи поднять, опустить (оба плеча одновременно, потом по-очереди).

«Птица» — руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения назад – вперед.

«Обезьяна» — наклон вперед, круговые движения туловищем вправо – влево.

«Лошадь» — поднимать по-очереди ноги, сгиная в коленях.

«Аист» — подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой ногой (по полу).

«Кошка» — потягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, затем левую.

7.Упражнение «Что бывает?».

Цель: развитие восприятия цвета.

Материал: картинки, краски, поролон.

Техника проведения: предлагается раскрасить все шаблоны предметов красного цвета.

Инструкция: подумай, какие предметы бывают красного цвета? Перед тобой картинки с разными предметами. Давай их раскрасим. Помидор это, что? Овощ. Какого он цвета? Красного. Возьми кусочек поролона, обмакни его в тарелочку с красками и раскрась. Молодец!

8.Упражнение «Найди лишний предмет».

Цель:развитие мышления.

Материал: бланк.

Техника проведения: обучающемуся предлагают выделить лишний предмет и его раскрасить.

Инструкция: посмотри внимательно и найди лишний предмет (неподходящий) и раскрась его.

9. Упражнение «Заштрихуй».

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Материал: бланк.

Техника проведения: обучающемуся предлагают заштриховать картинки по образцу.

Инструкция: заштрихуй зайчика по образцу.

10. Упражнение «Квадратики»(работа с песком).

Цель: развитие мелкой моторики рук, снятие психоэмоционального напряжения.

Материал: песок.

Техника проведения: ребенок пальчиками обводит трафарет квадрата, затем рисует пальчиками квадрат самостоятельно.

Инструкция: у меня в руках фигура, какой формы? Квадратной (квадрат). Обведи пальчиками трафарет квадрата. Молодец! Теперь нарисуй пальчиками квадрат самостоятельно.

11. Обратная связь.

Цель: узнать мнение участников о занятии.

Анализ:

Самое интересное упражнение?

Что понравилось больше всего?

С какими трудностями столкнулись?

12. Упражнение «Парус настроения» (см. занятие, упр.2).

13. Упражнение «Как мы можем попрощаться?»

Цель: подведение итогов, закрепление положительного эмоционального отношения к занятию.

Техника проведения: ребенку предлагается подумать и выполнить действия, с помощью которых человек может попрощаться.

Инструкция: так как наше занятие подошло к концу давай подумаем, как человек может попрощаться с помощью тела (поклониться), с помощью рук (помахать), с помощью мимики (улыбнуться), голосом (сказать «до свидания», «пока»), глазами (поморгать). А теперь, давай повторим все эти движения быстрее, ещё быстрее и в завершение скажем друг другу «до свидания!».

Источник

Расту, играя

Коррекционные занятия для детей с задержкой психического развития

Наталья Романова

© Наталья Романова, 2017

ISBN 978-5-4485-6459-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Занятия в пособии «Расту, играя» построены от простого к сложному с повторением пройденного материала. Продолжительность занятий 25—30 минут в присутствии мамы. Конспекты поурочных занятий можно использовать полностью или адаптировать под возраст, возможности ребенка и владение навыками.

По окончанию курса ребенка можно перевести на групповые занятия. Он будет подготовлен в комфортных для него условиях с собственным ритмом занятий и сможет безболезненно влиться в детский коллектив.

Методика прошла длительную проверку, удобна для педагогов-психологов и полезна для ребенка с ЗПР.

Перед занятием уберите все отвлекающие материалы, игрушки. Учебные материалы после завершения задания убираются полностью. Ребенок может попросить оставить игру или пальчиковых героев сказок. Выделите на это время. Не начинайте другое задание, пока малыш занят предыдущим.

Все, что понадобиться в эти 25—30 минут, готовьте заранее, чтобы не было пауз. Бывает, что какое-то упражнение не идет. Не настаивайте, вернитесь к нему в следующий раз. По мере усвоения материала, не допускайте, чтобы ребенок не доделывал упражнение.

Занятия совмещают в себе творческую, интеллектуальную, музыкальную, физическую составляющие. Двух раз в неделю будет достаточно с отработкой или закреплением родителями домашнего задания. Чаще занятия не проводите. Иначе будет плохо усваиваться новый материал.

Как правило, ребенка с поставленным диагнозом ЗПР приводят к психологу в 3 года. Он заметно отстает в развитии и в речи (речи может и не быть). Занятиями психолог должен побуждать ребенка взаимодействовать и говорить. Ведь следующий этап – занятия с логопедом, который подключится через пару месяцев.

В этом курсе 47 занятий. Возможно, они не все вам понадобятся, и ребенок сможет раньше перейти в группу, не заканчивая весь курс. Через 15 минут от начала делайте музыкальную паузу: с ребенком выполняйте несложную зарядку или танцуйте, играйте в мяч, кружитесь с лентами, обручем, шагайте по дорожкам со следами рук и ног, пролезайте через туннели, ползайте как червяки, улитки, прыгайте как заяц, летайте как ракета и т. п.

Занятие 1

УПРАЖНЕНИЕ 1

Материалы: игрушка на руку (например, заяц).

Инструкция: «Покажи на себе и на зайце те части тела, которые я назову».

Идите от простого (голова, рука, нога) к сложному (колено, кисть, локоть).

УПРАЖНЕНИЕ 2

Материалы: картинка геометрических фигур разных цветов.

упр.2

Инструкция: «Найди только красные геометрические фигуры».

УПРАЖНЕНИЕ 3

Материалы: фигурки медведя и зайца.

Инструкция: «Выбери себе игрушку. Если ты медведь, то говори «ой-ой», если ты заяц, то говори «ай-ай».

(После выбора игрушки, вторая достается Вам).

«Я буду читать стихотворение, а ты помогай.

У медведя дом большой – ой-ой, ой-ой,
А у зайки – маленький – ай-ай, ай-ай.
Мишка наш пошел домой – ой-ой, ой-ой,
Да и крошка-заинька – ай-ай, ай-ай».

Потом поменяйтесь игрушками и повторите стихотворение.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Материалы: любые куклы или мягкие игрушки.

Инструкция: «Наши игрушки долго играли и устали, они хотят спать. Давай споем им колыбельную, чтобы они уснули: а-а-а, баю-бай».

Ритмично качайте кукол и пойте.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Материалы: мяч.

Инструкция: «Я буду катить (кидать) мяч тебе, а ты – мне».

УПРАЖНЕНИЕ 6

Материалы: карточка контуров.

упр.6

Инструкция: 1 вариант «Кто здесь спрятался?

2 вариант «Покажи рыбу, цветок и т.д.?»

УПРАЖНЕНИЕ 7

Материалы: настольная игра. Например, лото, найди пару, чей хвост, мозаика, чей детеныш, часть от целого, пазлы, классификация предметов, контурное изображение, маленький – средний – большой и мн. др.

Домашнее задание: упр.4.

Занятие 2

УПРАЖНЕНИЕ 1

Материалы: вырезанные из картона круги разного цвета, лист белого картона с нарисованной нитью, клей, влажные салфетки.

Инструкция: «Сделай маме красные бусы».

упр.1

Если ребенок не попал на линию, укажите ему на это.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Материалы: любая крупа, емкость, где помещаются две ладони одновременно.

Инструкция: «Повторяй за мной. Я буду делать упражнение на столе, а ты – в сухом бассейне».

(Делайте скользящие движения ладонями вверх-вниз одновременно, потом влево-вправо).

После этого дайте ребенку время поиграть с крупой.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Материалы: предметные карточки «Фрукты» и «Овощи».

Инструкция: «Отложи фрукты на компот, а овощи на салат».

УПРАЖНЕНИЕ 4

Материалы: контур дома, камешки или пуговицы.

упр.4

Инструкция: «Построй дом для зайца, выкладывая камешки по контуру дома».

УПРАЖНЕНИЕ 5

Проверить домашнее задание из предыдущего занятия.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Материалы: «султанчик».

Инструкция: «Подуй так, чтобы веточки дерева затрепетали, подуй как ураган».

Повторите несколько раз.

УПРАЖНЕНИЕ 7

Материалы: настольная игра. Например, лото, найди пару, чей хвост, мозаика, чей детеныш, часть от целого, пазлы, классификация предметов, контурное изображение, маленький – средний – большой и мн. др.

Домашнее задание: упр.3.

Занятие 3

УПРАЖНЕНИЕ 1

Материалы: наборы фруктов и овощей.

Инструкция: «В одну сторону отложи только красные фрукты и овощи, в другую – желтые».

УПРАЖНЕНИЕ 2

Материалы: шнурок и большие бусины разного цвета.

Инструкция: «Сделай бусы по образцу».

упр.2

УПРАЖНЕНИЕ 3

Материалы: набор геометрических фигур из картона разных цветов.

Инструкция: «Построй из геометрических фигур домики для гномов по образцу».

упр.3

Каждый раз проговаривайте название фигуры.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Материалы: цветные карандаши, незаконченный рисунок.

упр.4

Инструкция: «Пусть дождик польет грибы».

УПРАЖНЕНИЕ 5

Проверить домашнее задание из предыдущего занятия.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Материалы: матрица Равена.

упр.6

Инструкция: «Найди заплатку для коврика».

УПРАЖНЕНИЕ 7

Материалы: настольная игра. Например, лото, найди пару, чей хвост, мозаика, чей детеныш, часть от целого, пазлы, классификация предметов, контурное изображение, маленький – средний – большой и мн. др.

Домашнее задание: рисовать вертикальные линии см. упр.4.

Занятие 4

УПРАЖНЕНИЕ 1

Материалы: контуры двух мячей, цветные карандаши.

упр.1

Инструкция: «Раскрась большой мяч красным цветом, а маленький – желтым».

УПРАЖНЕНИЕ 2

Инструкция: ритмично стучите по столу ладонями и кулаками, читая стихотворение.

«Левой-правой, левой-правой,
На парад идет отряд.
Барабанщик барабанит
Полтора часа подряд».

Пусть ребенок простучит ритм без Вашей помощи.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Материалы: набор геометрических фигур.

Инструкция: «Выбери все квадраты и треугольники».

УПРАЖНЕНИЕ 4

Материалы: барабан, бубен, колокольчик, маракас (погремушка), гусли.

Инструкция: сначала ребенок знакомится с названиями музыкальных инструментов и их звуками.

«Отвернись, а я поиграю. На чем я играла?»

Ребенок, повернувшись, должен показать или назвать инструмент.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Проверить домашнее задание из предыдущего занятия.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Материалы: квадраты 15×15 см с написанными цифрами от 1 до 5.

Инструкция: выложите цифры подряд на полу.

«Прыгай на каждую цифру, а я буду считать».

Считайте туда и обратно.

УПРАЖНЕНИЕ 7

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник