Упражнения для развития памяти и внимания ребенка

Вы заметили, что ребёнок «невнимательный», или услышали эти слова от воспитателя или учителя? Говорят, постоянно витает в облаках… А он действительно невнимательный или ему просто скучно на уроках? Разбираем, на что родителям стоит обратить внимание.
Объем, устойчивость, концентрация и другие свойства внимания, которые нужно развивать
Всего есть шесть свойств внимания. Нарушение каждого из них по-своему отражается на деятельности ребёнка.
1) Объем внимания. При маленьком объеме внимания ребёнок не умеет концентрироваться одновременно на нескольких предметах и удерживать их в памяти.
2) Устойчивость и 3) концентрация внимания. Работайте в этом направлении, если ребёнок быстро отвлекается на посторонние дела, не может долго сосредотачивать внимание.
4) Избирательность внимания. Это свойство крайне важно, чтобы уметь сосредоточить внимание на значимом процессе. И при этом не обращать внимания на второстепенные, отвлекающие стимулы. Проблемы с избирательностью внимания мешают доводить начатое до конца.
5) Распределение внимания. Ребёнку сложно выполнять две задачи одновременно.
6) Переключаемость внимания. Способность быстро и легко переместить внимание с одного действия на другое. Ребёнок с трудом переносит внимание с одного объекта на другой, переключается слишком медленно? Развивайте гибкость внимания.
Понаблюдайте, что дается ребёнку сложнее: воспринимать информацию визуально или на слух? Учитывая это, вы сможете более грамотно подобрать игры и упражнения на внимание.
Вот теперь, когда проблема ясна, приступаем к полезным активностям! Научить ребёнка управлять вниманием помогут игры.
Выбирайте игры и задания по возрасту
детям 4-5 лет |
6-8 лет |
9-10 лет
Игры и упражнения на внимание для детей 4-5 лет
Дошкольникам сложнее всего усидеть на месте, поэтому игровая форма занятий подходит им больше всего.
Игра «Запрещенный цвет» на концентрацию и распределение внимания
Перед началом игры установите правила:
— нельзя называть запрещенные цвета, например, зелёный и красный;
— нельзя один и тот же цвет называть дважды.
А теперь задавайте вопросы: «Какого цвета небо? Какого цвета трава? Какого цвета солнце? Какого цвета клубника?» Возможные варианты ответов: «Голубого; как газон; желтого; как сердце».
Игра «Придумай автомобиль» Развиваем избирательность внимания
Предложите ребёнку представить проезжающий мимо автомобиль, который каждый раз возвращается. Как он выглядит? Какие звуки издает? Постепенно картинка должна становиться все более живой и насыщенной.
Делайте ребёнку подсказки, но не комментируйте каждое его действие. Так он может отвлечься от игры и потерять интерес к ней.
Игра «Найди лишнее» на концентрацию и распределение внимания
Прочитайте ребёнку стихотворение и попросите хлопать в ладоши, если он слышит лишние слова.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи.
Игра «LOGIC Шульте» развивает концентрацию и устойчивость внимания
В таблицах Шульте в хаотическом порядке размещены цифры, которые необходимо быстро найти в верной последовательности. Помимо внимания и периферического зрения, такой тип заданий развивает навык скорочтения.
Игры и упражнения на внимание для детей 6-8 лет
Младшеклассники легко отвлекаются на посторонние вещи (смартфон, телевизор, вид за окном), поэтому постарайтесь перед занятиями исключить любые раздражители. Придумайте кодовое слово («внимание», «начинаем») и попросите ребёнка сосредоточиться после того, как вы его произнесете.
Игра «Догони робота» на концентрацию, избирательность и устойчивость внимания
Начертите такой квадрат с роботом. Он будет передвигаться вверх, вниз, вправо и влево по вашим командам. Продиктуйте несколько ходов и попросите ребёнка указать, в какую клетку переместился робот. Водить по полю пальцем нельзя.
Упражнение «Слушаю и считаю» Развиваем распределение внимания
Прочитайте предложение, постукивая карандашом по столу. Ребёнок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.
Упражнение «Читаю и считаю» на переключаемость и распределение внимания
Предложите ребёнку прочитать текст и одновременно посчитать количество слов в нем. Для счета не используем пальцы.
Игра «Защитники островов» развивает переключаемость внимания
Эту игру можно назвать морским боем нового уровня. Вместо обычного квадратного игрового поля действие разворачивается на круговой диаграмме. Игрок может выбрать один из трех уровней сложности.
Игра «LOGIC Игрек» развивает объем, устойчивость и переключаемость внимания
В игре 3 уровня сложности:
- «Новичок» — игрок должен запомнить и повторить в любом порядке расположение точек на экране.
- «Опытный» — требуется запомнить расположение цифр в правильной последовательности: 1, 2, 3, 4 и т.д.
- «Мастер» — необходимо запомнить расположение фруктов на экране в нужном порядке.
Игры и упражнения на внимание для детей 9-10 лет
Для детей постарше подойдут более сложные упражнения на внимание. Хорошо, если они будут не сильно напоминать школьные задания, чтобы ребёнок мог отвлечься от учебы и провести свободное время весело и полезно.
Упражнение «Запомни все» на концентрацию и распределение внимания
Предложите ребёнку внимательно рассмотреть какой-то предмет не дотрагиваясь до него. Например, настольную лампу, вазу или связку ключей. Затем пусть ребёнок закроет глаза и постарается описать предмет. Какого он цвета, размера? Какой он на ощупь?
Упражнение «Что изменилось?» Развиваем объем внимания
Разложите на столе около десяти предметов. Можно взять, к примеру, канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, пенал, линейку и т.п. Затем попросите ребёнка запомнить, как лежат предметы.
Затем попросите его закрыть глаза и досчитать до 20-ти. За это время поменяйте некоторые из предметов местами или вовсе уберите. Предложите ребёнку сказать, что изменилось.
Упражнение «Запрещенная цифра» на концентрацию и распределение внимания
Считайте вслух от одного до 41, не называя числа, в которых есть цифра 4. Вместо них говорите: «Не собьюсь». Предложите ребёнку повторить упражнение.
Игра «Атака вируса» развивает концентрацию внимания
Цель игры — окружить Вируса и не дать ему проникнуть в самое сердце микросхем Клапана. Всего доступно три уровня сложности: «легко» — в игре всего один Вирус и есть много возможностей его обезвредить; «трудно» — победить нужно двух Вирусов, что будет не так просто; «ааааа!» — придется попотеть, ведь окружить необходимо трех Вирусов.
Игра «Роботрон» развивает переключаемость внимания
Вам нужно перевести своего робота на другую сторону поля. При этом нужно не пропустить соперника на свою сторону. В игре «Роботрон» работает Арена: вы можете сразиться с реальным противником.
Тренировка внимания — полезная привычка
Если игры и упражнения на внимание станут постоянными тренировками для ребёнка, вскоре вы заметите первые результаты. Ребёнок будет быстрее и легче запоминать, станет более собранным. Чтобы удержать прогресс, включите игры и упражнения на внимание в список постоянных дел.
На ЛогикЛайк более 3500 развивающих заданий и упражнений:
- загадки и вопросы на внимательность и смекалку;
- логические задачи;
- соты и судоку;
- логические и пространственные головоломки.
Регулярные тренировки на ЛогикЛайк — проверенный способ развития логики, памяти и внимания у дошкольников и младших школьников.
Источник
Мария Малыхина
Дидактические игры и упражнения для развития памяти
ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
«Фотоаппараты»
Цель: развитие памяти и внимания.
1 вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, они должны как можно подробнее описать его.
2 вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд, после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось.
3 вариант: на столе раскладываются любые предметы, игрушки и т. п. (в количестве не больше 7 штук для ребенка 5-6 лет, если ребенок младше, то число предметов должно быть меньше). Ребенку дается 30 секунд, чтобы запомнить, что и где лежит. Затем он отворачивается. Взрослый переставляет предметы, либо что-то убирает совсем или замещает на другой предмет. Ребенок должен определить, что изменилось («Что изменилось?»).
4 вариант: игра проводится с группой детей. Выбирается один человек, внешний вид которого дети должны запомнить. Затем он выходит из комнаты и что-то изменяет в своей внешности (взрослый может помогать ребенку). После чего он возвращается, и дети должны найти отличие.
«Опиши соседа»
Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности.
В принципе, описывать можно что угодно, а не только соседа. Игра удобна тем, что проводить ее с ребенком можно где угодно — на прогулке, в групповой комнате, дома. Можно устроить что-то типа соревнования. Вы вместе с ребенком выбираете знакомый вам обоим предмет, человека…все, что угодно. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь.
«Сделай, как я!»
Цель: развитие памяти и внимания.
Материал: спички, палочки.
Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.
Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.
Примечание: в принципе, использовать можно не только спички, но и счетные палочки, пуговицы, бусинки, карандаши, руки и т. д.
«Пуговица»
Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.
Материал: игровое поле, пуговицы
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
«Запомни точки»
Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.
Вывешиваются плакаты и предлагается задание — внимательно рассмотреть и запомнить расположение точек. Затем эти плакаты убираются, и дети по памяти воспроизводят увиденное.
• •
• •
•
•
•
• • •
• • •
•
• •
«Разложи карточки»
Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.
У каждого ребенка набор карточек с изображением цифр, знаков и т. д. подобные карточки имеются и у педагога, которые он выставляет на наборном полотне. Дети рассматривают карточки, их расположение, запоминают и воспроизводят.
«День и ночь»
Цель: развитие памяти и внимания.
Материал: предметные картинки.
На доске 6-8 картинок. Детям предлагается запомнить изображения. По команде «Ночь!» дети закрывают глаза. Педагог переворачивает две картинки. Команда «День!» – дети открывают глаза и называют перевернутые картинки.
Упражнение «Геометрические фигуры»
Материал: набор карточек с геометрическими фигурами.
Время демонстрации одной карточки — 10 секунд. После демонстрации одной из карточек следует попросить ребенка воспроизвести фигуры в той последовательности, в которой они были изображены на карточке.
«Запомни картинки»
Материал: карточки с следующими картинками: перо, гора, дерево, замок, палка, чернила, пчела, капуста, гриб, апельсин.
Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот из ребят, кто больше предметов запомнил.
«Какой игрушки не хватает?»
Материал: игрушки: зайчик, попугай, медведь, крокодил, собачка.
Поставить перед ребенком на 1 минуту 4—6 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»
Игру можно усложнить:
• увеличить количество игрушек;
• ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
Игра может восприниматься ребенком, как новая, если взять другие игрушки.
«Матрешки»
Цель: развивать внимание и наблюдательность.
Правила игры: нужно внимательно посмотреть на рисунки и указать различия у матрешек.
Детям предлагается посмотреть на четыре предмета и сравнить их, найти различия. Вопросы к детям:
— Одинаковые ли волосы у матрешек?
— Одинаковые ли платки?
— Одинаковые ли ножки матрешек? И т. д.
При повторном проведении игры предлагается сравнить матрешек без вопросов.
«Художественный салон»
Цель: учить устно описывать выбранный предмет, развивать память, сосредоточенность, речь-описание.
Материал: различные предметы народных промыслов или их изображе-ния, фотографии.
Игровые правила. По памяти описать предмет, который игрок хочет «купить».
Предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие — «покупатели». Они выбирают предмет покупки, запоминают и точно по памяти описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок?». Когда «продавец» определит, что это за предмет, он продает его. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатели» меняются ролями.
Что изменилось?
Цель: закреплять представление о какой-либо росписи, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их.
Материал: предметы разных промыслов.
Игровые правила. Игрок, первым заметивший изменение, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим.
Воспитатель (или ведущий) ставит перед игроками пять предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами или убирает какой-либо. Задача играющих: угадать, что изме-нилось. Если задача решена, выбирается другой ведущий, игра продолжается.
«Радио»
Цель: развивать память, активизировать речь детей.
Игровые правила. По памяти рассказывать об особенностях одежды детей своей группы.
Игровые действия. Отгадывание по описанию товарищей.
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: — Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала я буду диктором. Закрою глазки и по памяти опишу ребенка нашей группы. Слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку?
Так воспитатель начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своей группы. «А теперь диктором будет кто-нибудь из вас»,— говорит воспитатель. Нового диктора выбирают при помощи считалочки.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
«Кукловод»
Цель: развитие двигательной памяти.
1 вариант. Воспитатель- «кукловод» завязывает глаза ребенку и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
2 вариант. Дети могут делать такие упражнения парами: один человек – «кукловод», другой – «кукла».
3 вариант. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить «куклу», согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.
«Зеркало»
Цель: развитие двигательной памяти.
Ведущий стоит в центре полукруга и демонстрирует разнообразные позы или движения. Дети повторяют за ним. Можно предложить повторять не то движение, которое выполняет ведущий в данный момент, а то, которое он делал до этого (движение с запаздыванием).
Упражнение «Паровозик»
Несколько детей встают «паровозиком» друг за другом. По сигналу разбегаются, а затем по команде должны найти свое место.
СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ
«Я положил в мешок»
Цель: развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания.
В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок, на прогулке.
Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.
«Соберем букет», «Соберем урожай фруктов»
Цель: развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания.
Первый ребенок называет цветок. Второй повторяет и добавляет свой. Третий повторяет два цветка и добавляет в букет третий и т. д.
(Игра «Соберем урожай фруктов» проводится аналогично игре «Соберем букет»).
«Запоминаем вместе»
Цель: развитие слуховой памяти.
Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д.
Это упражнение целесообразно проводить неоднократно. От разу к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти.
«Прогулка в картинках»
Цель: развивать зрительную и слуховую память и внимание.
Во время прогулки на улице нужно обращать внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребенком о том, зачем все это нужно.
По возвращении домой (в детский сад) попросите ребенка нарисовать те знаки, которые он запомнил.
«Гуляем по зоопарку»
Пусть ребенок закроет глаза и представит, что мы гуляем по зоопарку. «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».
Итак, тюлень, лось, баран, тигр, крокодил.
Задания:
• Перечисли всех животных, которых ты знаешь.
• Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых называл я.
• Найди на картинках животных, которых назвал ты.
• Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.
ОСЯЗАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
Упражнение «Нарисуй фигуру»
Цель: развитие осязательной памяти.
Материал: фигура, вырезанная из твердой бумаги или картона.
Задания:
• Закрой глаза и ощупай эту фигур
• Расскажи, что ты чувствуешь. Как думаешь, как выглядит эта фигура?
• Фигура убирается, а ребенка просят нарисовать по памяти то, что он запомнил. «Нарисуй фигуру, которую ты только что держал в руках»
Это упражнение можно повторить с помощью других фигур.
Упражнение «Фигуры»
Цель: развитие осязательной памяти.
Материал: геометрические фигуры, вырезанные из твердой бумаги или картона.
Задания:
• Сначала необходимо обсудить с ребенком то, как называются эти фигуры.
В тех случаях когда ребенок не знаком с названиями, не старайтесь заставить его учить их. Будет гораздо лучше, ее вы совместными усилиям придумаете подходящие для этих фигур названия. Например, первая фигура похожа на солнышко, вторая — на домик, третья — на окно, четвертая на пряник, пятая — на шкаф. Вариантов может быть много, но, в конце концов, надо остановиться на том варианте, который выберет ребенок.
• Ребенок с закрытыми глазами ощупывает фигуры и называет их.
Упражнение «Круг, треугольник и квадрат»
Цель: развитие осязательной памяти.
Материал: геометрические фигуры круг, треугольник и квадрат, вырезанные из твердой бумаги или картона и разделенные на несколько частей.
Задания:
• Ребенок собирает из частей круг, треугольник и квадрат. Если задача решена, то можно двигаться дальше.
• «Закрой глаза и собери из частей сначала круг, затем — треугольник и квадрат».
• Расскажи, какую фигуру тебе было легче собирать. Как ты думаешь, почему ты быстрее собрал круг, нежели квадрат? Ты старался как-нибудь запомнить те части, из которых ты собирал фигуры? Расскажи, как ты запоминал эти части?
ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ
«Угадай-ка!»
Взрослый дает словесное описание какого-то знакомого детям предмета и просит отгадать. Например: «Маленький пушистый зверек прыгает с дерева на дерево и очень любит орешки».
«С какой ветки детки?»
Показать детям ветки сосны, ели, орешника и плоды (шишки, орешки). Дети должны вспомнить и назвать эти деревья.
«Узнай, кто это»
Показать детям части предмета и спросить, какой это предмет. Например: крыша дома; туловище птицы; морда и хвост собаки.
«Чей силуэт?» (изображены силуэты зверей, птиц).
«Найди свой предмет»
В этой игре детям раздают половинки различных предметов. Играющие должны найти недостающие детали (половинки) к своим предметам.
«Воспроизведение рассказа»
Цель: развития смысловой памяти.
Для детей дошкольного возраста можно предложить следующие варианты рассказов для запоминания:
Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.
Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.
Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. «Ту-ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.
Детям рассказ зачитывается. Затем ребенка просят воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту.
При воспроизведении рассказа обязательно обратить внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребенок понял смысл рассказа. Если ребенок с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы. Например, к первому рассказу:
• Что подарила мама детям?
• Как играли дети?
• Почему они перестали играть?
• Кого позвали дети и зачем?
ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
• Игры и упражнения на смысловое соотнесение
Упражнение «Запомни слова»
Детям предъявляются 6 картинок для запоминания. Одновременно зачитываются 6 слов, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок. Предлагается запомнить только слова к картинкам.
Упражнение «Найди нужную картинку»
Детям предлагается из предложенных картинок найти такую, которая помогла бы запомнить данное слово.
Упражнение «Слова»
Детям предлагается 5-6 слов, им необходимо придумать слова, связанными с ними по смыслу:
Мёд (пчела) Гриб (лес) Лопата (Огород) Лодка (речка) Мех (шуба)
Упражнение «Пары слов»
Детям предлагается запомнить слова (например: лес, окно, гриб, стол, вода, чашка). Для этого нужно объединить близкие по каким-нибудь признакам или ситуациям слова (лес — гриб; стол — чашка; вода —. и т. д.). Вначале этот прием отрабатывали на картинном материале, затем на словесном.
Упражнение «Вспомни слово»
Взрослый называет пары слов, связанных по смыслу. Например:
окно — цветок лыжи — холод
чашка — молоко книга — учитель
нога — палец дорога — машина
После этого он поочередно называет первое слово из пары и просит ребенка вспомнить второе слово.
• Игры и упражнения на классификацию
Игра «Запомни слова»
Детям предлагается запомнить несколько слов. Например: велосипед, яблоко, автобус, груша, машина, слива.
Задания: воспроизвести слова; разделить слова на две группы по одному общему признаку
Упражнение с обручем
Расположить предметы (или фигуры) так, чтобы все округлые фигуры оказались внутри обруча.
Упражнение с двумя обручами
Разложить карточки так, чтобы в кругу из черной линии были картинки с изображением диких животных, а в обруче из прерывистой линии – все маленькие животные.
Упражнение «Раздели на группы».
Разделить фигуры на группы (по форме, размеру, цвету).
Источник