Упражнения для развития навыков речи у ребенка

Упражнения для развития навыков речи у ребенка thumbnail

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник

Тренируем речь: упражнения для детей и взрослых

Четкая, правильная и красивая речь – залог успешной коммуникации, учебного и делового общения. К сожалению, в школах зачастую не уделяют должного внимания произношению детей, в результате чего некоторые речевые ошибки сохраняются у школьников надолго. Сегодня мы посмотрим, какие упражнения для четкой и красивой речи существуют, как научить ребенка говорить правильно, а заодно подтянуть и собственные навыки.

Наиболее распространенные речевые ошибки и неточности

Не совсем правильная речь и наличие ошибок в произношении совсем не говорит о том, что у ребенка имеется какой-то речевой дефект. Такие недостатки могут быть вызваны неправильным усвоением структур языка (ребенок часто слышал и запомнил неправильную речь, неверные грамматические конструкции), недостаточной развитостью артикулярного аппарата (характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста), незнанием (ребенок впервые произносит какие-то слова и фразы). Наиболее распространенными ошибками и неточностями такого рода являются:

  • «Проглатывание» окончаний. Школьник говорит быстро и недостаточно четко, в результате чего окончания слов либо заглушаются последующими словами, либо не произносятся вовсе.
  • Пропуск частей слова. Как правило, такие недостатки вызваны малым словарным запасом ребенка – он не знает, как точно звучат те или иные слова и поэтому говорит их как бы наугад, иногда искажая и выпуская слоги.
  • Невыговаривание определенных звуков. Очень распространенное явление у детей дошкольного и младшего школьного возраста, вызванное недостаточной развитостью артикулярного аппарата. В ряде случаев со временем это проходит, но также нередки случаи, когда запускание проблемы приводит к невыговариванию звуков даже во взрослом возрасте.
  • Неверное согласование слов между собой. Школьник не знает или неверно употребляет падежи и рода, единственное и множественное число, в результате чего слова в предложении не согласуются между собой («добрая дня», вместо «доброго дня», «сел на ней жучок» вместо «сел на нее жучок», «хочу ярких красок, праздник» вместо «хочу ярких красок, праздника» и т.д.).
  • Нечеткое, малопонятное произношение. Это может быть вызвано неправильным произношением малознакомых слов или просто тихим голосом (в такой речи слова становятся малоразличимыми).

ВАЖНО! Упражнение по развитию речи и постановки произношения вполне можно практиковать в домашних условиях. Однако если у ребенка наблюдаются существенные дефекты речи (невыговаривание нескольких звуков в школьном возрасте, трудности в формировании слов и говорении в целом и т.д.), то для их устранения рекомендуется обратиться к специалисту.

Говорим четко, правильно, красиво: упражнения и советы

Тренируем речь: упражнения для детей и взрослых

Источник фото

Наиболее распространенными упражнениями для постановки речи являются разучивание скороговорок, фразы на отработку определенной буквы и репетиции произношения перед зеркалом. Они действительно являются эффективными, но при этом далеко не единственными. Существует множество других простых и полезных упражнений, практиковать которые можно в любом удобном месте.

Упражнения для губ и языка

Позволяют разработать артикулярный аппарат и улучшить формирование и прохождение звуков:

  • Губы принимают форму, необходимую для произнесения того или иного звука (округлены как при звуке «О», принимают форму овала как при «У», чуть растянуты в уголках как при «С» и т.д.), но вслух он не проговаривается. Затем необходимо вернуться в исходное положение (сомкнутые губы), опять повторить форму и т.д.
  • Губы последовательно принимают форму, необходимую для произнесения различных звуков (например, цепочка «А»-«С»-«О»-«Ю»-«Ш»-«У»), затем возвращаются в исходное положение. Упражнение повторяется несколько раз.
  • Растянуть губы в уголках, язык упереть в нижние зубы, чуть выгнув. Повторить несколько раз.
  • Поднять язык вверх, прижав боковые края к верхней челюсти. Повторить несколько раз.
  • Прогнуть язык, прижав кончик и часть спинки (средней части) к небу. Повторить несколько раз.

Произнесение отдельных звуков

Тренировать можно как отдельные западающие звуки, так и все в целом. В этом упражнении необходимо описать ребенку, какое именно положение занимают губы и язык, и попросить повторить его. Приведем пример для звука «С»:

Губы полураскрыты и чуть растянуты в уголках. Расстояние между верхними и нижними зубами совсем небольшое (не более 1-1,5 мм). Язык принимает форму лопатки, слегка выгнут к небу, бока прилегают к зубам, кончик касается нижних альвеол. При произнесении звука воздух проходит сквозь щель между языком и альвеолами зубов.

Отработка звуков и слогов

Если с произнесением отдельных звуков особых трудностей не возникает или оно уже отработано, можно переходить к следующему этапу – включение звуков в речь:

  • Дайте ребенку список односложных слов для произнесения (делайте упор на более западающий звук): мэр, пэр, сэр, зал, лад, нут, кнут, свет, обед, бор, торт и т.д.
  • Упражнение формируется из пар схожих по звучанию слов, которые ребенку необходимо произнести: Рим – мир, мэр – пэр, клей –елей, ноль – вор, мел – смел и др.
  • Выделение голосом безударных гласных звуков, например, четкое произнесение звука «Е» в существительных с предлогом: на столике, в поле, при клумбе, в голове, на столе и т.д. Проследите, чтобы ребенок хорошо проговаривал требуемый звук.
  • Выделение голосом звуков в приставках. Можно сформировать упражнение из списка любых слов с различными парными приставками: пре- и при- (прекрасный, прелестный, приехать, прикрепить), без- и бес- (безнадзорный, безнадежный, беспризорный, бестактный), рас- и раз- (раскрасить, рассказать, развеять, развести) и др. Следите за четкостью произнесения каждого звука приставки.

Подобные упражнения можно формировать самостоятельно на абсолютно любые звуки.

Ударения

Тренируем речь: упражнения для детей и взрослых

Источник фото

Важно, чтобы ребенок умел правильно ставить ударение и выделять его в интонации. Сформировать этот навык можно с помощью регулярной тренировки. Задание будет звучать следующим образом: произнеси слова вслух, выделяя ударения на втором слоге (на первом, последнем, третьем и т.д.). Примерный список слов: береза, беседка, петрушка, тетрадка, десантник, деревня, весною, намордник, кофейник, пакетик, наперсток, излучина.

Изменение слов

Изменение существительных, прилагательных, местоимений и глаголов по разным признакам (род, число, падеж) позволяет усваивать нормы русского языка и избегать ошибок в согласовании слов. Предложите ребенку:

  • Просклонять существительные (дом, речка, комната, вода, облако и т.д.) по падежам.
  • Сказать, как будет звучать прилагательное (красивый, солнечный, весенний и др.) в мужском/женском/среднем роде, в единственном/множественном числе.
  • Назвать формы глагола (летать, пилить, выносить и пр.) в различных родах и числах.

Все упражнения выполняются вслух.

Логические интонационные паузы

Отработка навыка постановки логических пауз помогает сделать темп речи более оптимальным (не быстрым и не замедленным). Для данного упражнения необходимо использовать стихотворения: для детей младшего возраста подойдут шуточные стихи, для старших школьников – классические произведения. Оно состоит из двух этапов:

  1. Ребенку дается листок с напечатанным на нем текстом стихотворения. Его задача проставить знак «/» в местах логических пауз. Например,Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу — Потому что он хороший.
  2. Логические паузы будут в следующих местах:Уронили мишку / на пол, Оторвали мишке / лапу. Все равно его не брошу / — Потому что он / хороший.
  3. Теперь школьнику нужно прочитать данное стихотворение с учетом всех логических пауз.

Для усложнения задачи в стихотворениях можно убрать знаки препинания.

Чтение по ролям

Тренируем речь: упражнения для детей и взрослых

Источник фото

Позволяет отработать интонацию, четкое произнесение различных слов и предложений. Младшим школьникам можно предложить сказку, в которой присутствуют слова нескольких персонажей, а для старших учеников отличным вариантом станут классические пьесы. Важно, чтобы ребенок читал текст вслух, стараясь подражать голосам персонажей, имитируя женские/мужские/детские голоса, речь животных.

Толкование пословиц

Данное упражнение направлено на проверку уровня знания определенных слов, их прямого и переносного смысла, а также на формирование представлений о значении новых слов и их отработку. Ребенку предлагается список пословиц и поговорок:

  • Тише едешь – дальше будешь
  • Цыплят по осени считают
  • Любишь кататься – люби и саночки возить
  • И др.

Школьник должен объяснить, как он понимает каждую из них. После его ответы обсуждаются, сообщаются верные значения (если ребенок дал некорректный ответ), которые ученик должен повторить. Для закрепления результата можно дать ряд схожих по смыслу пословиц.

Чтение как источник развития речи

Регулярное чтение поможет расширить словарный запас школьника, ознакомить его с различными речевыми и грамматическими конструкциями, научить правильно произносить различные слова. Полезно читать как вслух, так и про себя. Чтобы привить ребенку желание заниматься этим, можно устраивать своеобразные литературные вечера, по очереди читая какую-то сказку или роман, рассказывая о последних изученных произведениях, обсуждая сюжет и персонажей.

Тренируем речь: упражнения для детей и взрослых

Источник фото

Красивая и четкая речь – результат работы над собой и прилагаемых усилий. Без мотивации и интереса ребенку будет трудно взяться за эти упражнения. Задача родителей в этом случае – показать, как важна правильная речь, поощрить школьника, помогать ему при выполнении упражнений и проявить собственную заинтересованность и готовность работать вместе с ребенком.

Источник заглавной картинки

Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:

    

  

Упражнения для развития навыков речи у ребенка

Мудрая сова
03 июня 2015

Источник

Для того чтобы научить ребенка своевременно и правильно говорить, вовсе не нужно быть профессиональным логопедом. Да и занятия такие должны состоять далеко не только из одних логопедических игр. Есть упражнения для развития речи маленького ребенка, которые можно делать дома.

Что входит в понятие «развитие речи»?

Речевые навыки у ребенка не могут развиться сами по себе. Они становятся логическим продолжением его общего развития – как физического, так и умственного. Вестибулярный аппарат, мелкая моторика, мышление, память, чувство ритма, правильное дыхание, активное речевое окружение – все это непременные спутники своевременного и правильного развития речи дошкольника.

Зачастую отставание в развитии речи наблюдается у детей, которым просто не уделяется достаточное внимание в семье: с ними мало говорят и играют, они чувствуют себя одинокими, неумехами, становятся замкнутыми, озлобленными. Ведь за их речевую «мешанину» над ними насмехаются их сверстники, не имеющие проблем с говорением. А это потянет за собой неизбежные проблемы социализации и комплексы в будущем.

Поэтому для полноценного развития речи ребенка ему важно обеспечить все предпосылки:

  • благополучное окружение (нервная обстановка, частые стрессы обязательно затормозят кроху в речевом плане);
  • родительскую любовь, заботу, поддержку – в такой атмосфере малыш будет чувствовать себя спокойно и защищенно, а это одно из главных условий его гармоничного развития в целом (развития речи – в первую очередь);
  • активную речевую среду (желательно, чтобы носители языка использовали его правильно, без дефектов и ошибок, обогащали интонациями и эмоциями);
  • развитие артикуляционного аппарата (голоса, дыхания, губ, языка, щек, челюстей);
  • развитие моторики, особенно мелкой – она напрямую связана с речевыми центрами мозга;
  • правильное развитие слуха, в том числе и фонематического;
  • развитие чувства ритма – это поможет ребенку в будущем правильно организовывать свою речь;
  • обогащение словарного запаса – оно должно происходить постоянно, именно так речь малыша будет живой, постоянно развивающейся.

Да, пунктов в этом списке получилось немало, и значение каждого нельзя недооценивать. Ведь и ребенок развивается комплексно – одновременно совершенствуя навыки ходьбы, координации, мышления, ловкость, гибкость. При этом он постоянно растет, у него меняются зубы, происходит множество других процессов. И в эту «историю» должна гармонично вписаться развивающаяся речь. Только так.

Логопедия

Здесь речь пойдет об аспектах, напрямую касающихся развития органов речи. Чтобы четко, правильно произносить звуки, малыш должен иметь подвижные и развитые мышцы губ, языка (в том числе и подъязычной уздечки), нижней челюсти, щек, отработанную силу речевого выдоха.

Ребенка важно научить придавать губам и языку определенные положения, быстро их менять в процессе говорения. В работе по правильному звукоизвлечению активно участвуют челюсти и щеки. Если они зажаты или не развиты, чистых и четких звуков не произнести. А если слабо «поставлено» дыхание, ребенку вообще будет сложно что-либо внятно сказать. Как вариант – он начнет говорить на вдохе, захлебываясь и «съедая» слова.

Развить эти навыки у ребенка поможет комплекс упражнений артикуляционной (логопедической) гимнастики. Более подробно об этом рассказано в нашей статье на эту тему.

Совет

В возрасте 2–3 лет пройдите с ребенком осмотр у логопеда, невролога, педиатра. Если выявятся физиологические дефекты органов артикуляционного аппарата или психологические нарушения, мешающие крохе правильно говорить (или вообще говорить), нужно будет принимать меры по исправлению ситуации.

Например, трудности с произношением могут вызвать:

  • короткая подъязычная уздечка;
  • короткий или слишком большой язык;
  • неправильный прикус;
  • крупные губы;
  • дефекты нёба («волчья пасть», «заячья губа»);
  • повышенный (или наоборот, сниженный) тонус мышц лица, шеи, языка, губ;
  • сильный испуг, психологическая травма;
  • отставание в общем развитии.

В подобных случаях одна только логопедическая гимнастика ситуацию не спасет, поэтому специалисты назначают корректирующую терапию (массаж, занятия с психологом, в тяжелых случаях – хирургическое вмешательство).

Ловкие пальчики

Развитию мелкой моторики дошкольников способствуют всевозможные упражнения, при выполнении которых пальцы рук выполняют мелкие движения:

  • шнурование;
  • собирание пирамидки, мозаики, пазлов, детского «Лего»;
  • закручивание крышек;
  • перебирание круп;
  • завязывание шнурков;
  • застегивание пуговиц, кнопок;
  • закрывание задвижек, засовов, крючков;
  • рисование;
  • лепка и т. д.

Совет

Никогда не начинайте занятия по развитию речи (да и любые другие) с ребенком, если он болен или просто плохо себя чувствует, не выспался, раздражен. Толку от таких упражнений все равно не будет, а вот отвращение к ним появиться может.

Кроме этих увлекательных для малыша занятий существуют и специальные упражнения для ловкости детских ручек – пальчиковая гимнастика.

Можно поиграть с дошкольником, например, так.

  • «Подсолнух». Ладони ребенка сложены в бутон. Вот поднимается солнышко, и подсолнух распускается (ладошки раскрываются), поворачивается к нему. Вот солнышко садится – цветочек тоже засыпает (ладошки возвращаются в начальное положение).
  • «Кискины лапки». Имитация движения, при котором кошка выпускает когти. Кулачки поставить на стол, а затем обе ладошки раскрыть, прижав пальчики к столу. Далее упражнение можно усложнить, «выпускать коготки» по очереди: одна ручка в кулачке – вторая разжата. Первая разжимается, вторая возвращается в кулачок.
  • «Ежик». Поставить руки на стол перед собой, переплести пальцы рук и шевелить прямыми пальцами («колючки ежика»).
  • «Шарики». Пальцы рук собраны вместе, ладошки соприкасаются вверху, как домик. «Шарик надувается» — нужно постепенно округлять руки, словно в них находится надутый шар. «Шарик лопнул» — возвращаем ручки в исходное положение.
  • «Птичкин водопой». Рука согнута в локте, опирается на стол, пальцы собраны в «щепотку» — это голова птицы. «Птичка» должна наклониться, набрать «клювом» водички, попить (подвигать «клювом»).
  • «Летящий голубь». Руки нужно скрестить перед собой, ладони к себе, пальцы вместе. Большие пальцы нужно переплести – это будет голова голубя. Ладони – крылья. Машем «крыльями» — голубок летит.

Подобные игры будут выполняться малышом с большим желанием, если сопроводить их соответствующими четверостишиями или просто интересным текстом.

Совет

Не забывайте, что маленькие дети – исследователи и непоседы. Им трудно долго концентрировать внимание на чем-то одном. Поэтому любые занятия (даже игровые) не должны утомлять малыша: по несколько минут 2-3 раза в день будет вполне достаточно для развития речи дошкольника. При этом крохе порой не обязательно даже сидеть перед вами неподвижно: пусть кружится, бежит, ползет — делает все, что ему нравится. Так у ребенка сильнее ощущение того, что с ним играют, а не «поучают».

Развиваем слух, учимся подражать звукам

Эти навыки направлены на развитие фонематического слуха – умения слышать и различать в речи на слух разные звуки. Если фонематический слух не развит, ребенок неизбежно будет путать звуки сначала при произношении, а затем и на письме. Значит, хороший фонематический слух – один из неотъемлемых факторов правильного развития речи ребенка и хорошей успеваемости в школе.

Итак, в игровой форме проводим с крохой следующие упражнения.

  • Что как звучит? Спрячьте за ширмой (шторой) предметы, звучание которых ребенок уже слышал в жизни. Например, стеклянные стаканы, металлические ложки, деревянные кухонные лопатки, распылитель для комнатных цветов и т. д. По очереди заставляйте эти предметы зазвучать. Задача малыша – не ошибиться, отгадывая, что когда звучало. Если случилась ошибка – достаньте предметы, вызвавшие сложность, и покажите наглядно, какие звуки они издают. Можно усложнить игру, подобрав незнакомые ребенку предметы. Тогда сначала ему показывают, что как звучит, а затем прячут и играют.
  • Кто как кричит? Понадобится аудиозапись с голосами разных животных и птиц (лучше тех, которые ребенку уже знакомы). Его задача – угадать по голосу каждое животное, птицу.
  • Что за транспорт? То же самое, только с записями звуков разных транспортных средств (самолет, машина, трактор, поезд, пароход).
  • Откуда звук? Ребенку завязывают глаза. Взрослый при этом издает какой-либо звук (хлопает в ладоши, звенит колокольчиком) справа, слева, сзади, впереди, дальше или ближе. Задача малыша – указать рукой направление, откуда идет звук.

Звукоподражание – еще одно средство развития слуха и разговорной речи, поскольку оно позволяет проанализировать звук, который нужно воспроизвести, задействуя в его произношении речевой аппарат. Имитировать можно самые разные звуки:

  • человека (стон, восторг, укачивание младенца, выражение приятного вкуса);
  • животных (лягушка, комар, слоник, жук, собака, муха, кошка, корова и т. д.);
  • природы (шелест листвы, гром, ветер, дождь);
  • бытовых предметов (молоток, часы, ножницы, дрель, пылесос, кран с водой).

Что такое логоритмика?

Логопедическая ритмика — это развитие чувства ритма при помощи соединения воедино действий, речи и музыки. То есть под определенную музыку должен наговариваться текст действий, которые нужно проигрывать. Это могут быт разные повседневные истории (прогулка под дождем, поход за грибами, поездка на поезде и т. д.). Текст нужно выучить заранее, музыку подобрать такую, чтобы она могла иллюстрировать происходящее или настроение играющих.

Такие занятия развивают музыкальный и фонематический слух, общую координацию, моторику, чувство ритма.

Совет

Чтобы отработать чистоту произношения звуков, которые ребенок выговаривал с дефектом, а затем усвоил правильную артикуляцию, активно используйте скороговорки. Эта веселая, ненавязчивая игра позволит ребенку хорошо закрепить «выставленный» звук. Можно подобрать скороговорки для любых проблемных звуков: шипящих, свистящих, звонких, глухих, сонорных, мягких, твердых. Скороговорки способствуют также обогащению словарного запаса, отработке навыков словообразования, ведь зачастую в них используются специально «сконструированные» словарные единицы (не перевыговорить, переколпаковать).

Логопедические упражнения – это только малая часть мер, которые помогут ребенку говорить правильно и чисто, строить распространенные предложения, правильно интонировать. Только применяя весь комплекс развивающих игр, можно добиться наилучшего эффекта.

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

@razvivaem_zanimaem

Поделитесь записью в социальных сетях!

Источник