Упражнение для учителей на развитие способностей ребенка
Педагогический тренинг
«Развитие креативных способностей педагогов»
Цель: создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности.
Задачи:
создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу;
активизация индивидуальных и творческих способностей;
преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Материалы: бумага, ножницы, карандаши, модели предметов, мяч, газеты. » карточки с цветными кружками, , бланки с нарисованными контурами кругов
ХОД:
Постановка проблемы:
Каким должен быть педагог? Прошу представить свои мысли. Ну вот, Вы сами открыли для себя, каким должен быть настоящий педагог!
Главными понятиями нашей сегодняшней встречи являются творчество, креативность.
Что же такое творчество?
Ответ нам дают учёные.
Способность к творчеству – креативность (от англ. creativity) – умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Сегодня мы будем стараться активно проявлять креативные качества: гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение. Иными словами, обучаясь креативности, мы будем искать необычные способы применения обычных вещей
2. Психологи выделили
Черты творческой личности:
творческой личности не свойственен конформизм. Именно независимость суждений позволяет находить пути, по которым через страх выглядеть смешно не осмеливаются идти другие люди;
творческая личность только тогда воспринимает общепринятые ценности, когда они совпадают с ее собственными;
она не догматик, ее представление о жизни и обществе, о смысле поступков могут быть неоднозначными
любознательная, постоянно стремится объединить данные из разных отраслей;
любит играть, у нее появляется множество странных идей, имеет детскую способность удивляться и восхищаться;
любит мечтать, может удивлять других за то, что внедряет в жизнь «нелепые» идеи, интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.
Условия, мешающие выявлению творчества:
стереотипы мышления;
страх ошибиться, стремление не оригинально решить задачу, а получить высокую оценку;
слишком велико желание может тормозить творческий процесс-чтоб импровизировать, нужно вдохновение;
одноплановые знания не способствуют творчеству, нужны широкие интересы в различных жизненных сферах;
страх быть в центре внимания, нежелание казаться «белой вороной», экстравагантной.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Творческий потенциал – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в определённой деятельности.
Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция.
Нельзя создавать новое, ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии.
Творческое развитие педагога – это длительный процесс, целью которого является формирование человека, как мастера своего дела, настоящего профессионала.
Все упражнения, предусмотренные в тренинге, дадут возможность почувствовать влияние творческой среды на собственную деятельность, будут способствовать образованию и развитию мотивации педагогов для работы с креативными воспитанниками.
Сейчас я вам предлагаю оценить уровень вашего творческого потенциала, ответить на вопросы анкеты.
1. Упражнение «Моё имя»
Инструкция: — Напишите своё имя в столбик. К каждой букве подберите положительную характеристику. Прочитайте всем участникам тренинга. Например: меня зовут Ирина – интересная, интеллектуальная, игривая, искромётная.
2. Игра «На букву…»
Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе в вами и начинаются на букв: «С». На букву «П»… А на «В»? Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы улучшить это упражнение подумайте, какие группы окружающих предметов вы забыли включить.
Например, на букву «С» можно назвать
Светлана
Столы
Стулья
Стакан
Стенд
Стены
Спина
Стекло
Салфетки
Сумка
Страницы
Сарафан
Сансивьера
Стопка (книг, тетрадей)
Солнце
Скрепки
на букву «В» можно назвать:
вещи, вешалка, (предметы);
винты, введение в книге на полке, (детали предметов);
вольфрам нити лампы, войлок, вата, вискоза и т.д. (материалы);
ворс на ковре, воск на паркете (покрытие);
волосы, веки, веснушки, виски и т.д. (тело);
воображение, восторг, волнение, возможность придумать что-то еще (ментальные понятия);
воздух, ветерок, варианты слов, вы сами, все остальные (тоже на «в»).
Подумайте, что еще можно назвать? Потренируйтесь с другими буквами: «п», «к», «с» – попроще, «д», «а», «т» — посложнее.
3. Упражнение «Что нарисовано?»
Цель: осознать влияние предыдущего опыта на восприятие, логичный переход к мини — лекции о ментальных моделях.
Участники группы сидят полукругом. У тренера в руках лист с изображением куба. «Посмотрите, пожалуйста, на этот лист и скажите, что вы видите на нем». Участники высказывают свои версии: – рисунок, куб, геометрическая фигура, несколько квадратов, коробка, комната…
Обсуждаемые вопросы:
— У нас возникли разные мнения по поводу того, что изображено на этом листе. В то же время очевидно, что на нем нет ничего, кроме двенадцати отрезков прямых. Таким образом, вы сумели проявить свои творческие способности , увидев необычное в обычном
4. Упражнение «Шкатулка со сказками» (по карточкам)
Цель: развивать оригинальность и гибкость мышления, стимулировать творческое воображение и фантазию.
Говорят, что настоящая женщина из ничего может сделать три вещи: салат, шляпку и конфликт. Мы с вами — настоящие женщины, И я убеждена, что кроме этих трех вещей можем еще кое-что создать. Сейчас вашему вниманию предлагается упражнение
Необходимо, руководствуясьцветовыми ассоциациями, придумать увлекательный рассказ, на создание которой дается 3 минуты
5.Упражнение «Применение предметов»
Цель: развитие творческого интеллекта.
Материалы: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку… и т.д.
Время: 10–15 минут
Процедура: За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.
Вопросы для обсуждения:
Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
Как можно применять ваш предмет?
О чем заставило задуматься это упражнение
6. Упражнение «Сочиняем стихи»
Дано начало стихотворение, нужно придумать окончание (на выполнение дается 5 минут):
Утром настроение плохое,
Глаз накрасить не могу никак…Вместе с мужем мы собрались
Выйти вдруг куда — нибудь…Весной везде повсюду лужи,
В ручьях кораблики плывут…Я решила похудеть,
Села на диету…После смены я решила
Быстренько уйти домой…Всех решила удивить
И французский суп сварить…
7. Упражнение «Нарисуй» (работа с карточками, на которых нарисованы круги)
Цель: развитие творческого мышления.
Придумайте и нарисуйте на предложенных бланках с нарисованными кругами предметы, где круг – это часть какого-либо целого предмета.
8. Упражнение «Фантастические гипотезы «Если бы… »
Цель: развитие воображения
Инструкция: — В основе упражнения очень простое и давно известное выражение «Если бы… », именно это словосочетание запускает у нас свободное фантазирование. «Кабы я была царица… », «Кабы не было зимы, в городах и селах… », «Если б мишки были пчелами… », «Если б я был султан… » Знакомо? Вспомните детские игры! Согласитесь, тогда мы фантазировали на всю катушку, предлагаю сейчас немного подурачиться и поиграть в «Если бы. ».
— Если бы у вас было дерево, на котором растут деньги, то…
— Если бы вы поймали золотую рыбку, то …
— Если бы все люди стали бессмертными, то…
— Если бы у вас был клон который бы выполнял все ваши команды, то…
— Если бы я могла летать…
— Если бы я понимала язык животных и растений…
— Если бы люди сразу (в ту же минуту) получали за свои дела…
— Если бы возродился СССР… .
— Если бы пропало слово “если”…
9. Упражнение «Словесная ассоциация».
Задача: Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.
Работа в группах
Инструкция для испытуемого Найди как можно больше определений для слов
«книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга?
«платье»
«стол»
Время выполнения субтеста — 3 минуты.
Категории ответов
1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).
2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).
3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).
4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).
5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).
6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).
7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).
8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).
9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).
10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).
11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).
12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).
10. Упражнение «Клякса».
Каждого участника просят капнуть на лист бумаги гуашь, чернила или густо разведенную акварельную краску. Лист складывается в том месте, куда попала капля, прижимается на несколько секунд, а потом опять выпрямляется. В результате на нем получается клякса, имеющая сложную форму. Участников просят поочередно продемонстрировать кляксы, которые они изготовили, и быстро назвать трех животных и три неодушевленных предмета, которые они напоминают.
Обсуждение. Какие варианты и чем запомнились, показались наиболее интересными?
11. Упражнение «Мои ассоциации»
Цель: выяснить ассоциации к понятию «творческая личность»; назвать черты характера, присущие творческим людям.
В течение 5 минут подумайте и нарисуйте то, с чем вы ассоциируете творческую личность. Это может быть объект живой или неживой природы, даже естественное явление. Вы не ограничены никакими правилами.
Рефлексия
«солнышко» — мне всё удалось, «солнышко и тучка» — мне не всё удалось, «тучка» — у меня ничего не получилось;
Источник
Тренинговое занятие «Развитие творческих способностей педагога»
Цель: определение черт личности и условий, мешающих проявлению творчества; развитие креативных и коммуникативных способностей участников занятия; содействия развитию творческого воображения, любознательности, смелости и гибкости мышления.
Задачи:
- осознание участниками своих личностных особенностей и творческих возможностей;
- овладение приёмами преодоления сомнений, уверенности в своих силах;
- создание в группе атмосферы психологического комфорта.
Ход тренинга
I. Этап – Вводная часть
Принятие правил работы на занятии
Группа озвучивает и принимает правила работы на тренинговом занятии.
действовать по принципу «здесь и теперь»;
придерживаться принципа добровольной активности;
позитивно относиться к себе и к другим;
быть открытым и откровенным во время общения;
говорить только от своего имени;
придерживаться принципа толерантности в работе;
действовать по правилу: Я + Ты = Мы;
ценить свое время и каждого;
придерживаться принципа конфиденциальности.
Упражнение «Самопрезентация»
Цель: помочь познакомиться всем участникам между собой; создать условия для эффективного сотрудничества.
Ведущий, Сейчас каждый из вас назовет свое имя и продолжит такое предложение: «Не хочу хвастаться, но я…».
Педагогическая зарядка:
— ох уж эти детки (качаем головой);
— голова кругом (круговые движения головой);
— что с ними делать (поднимаем-опускаем плечи);
— но мы гордимся ими (выдвижение грудной клетки вперед);
— сбросим груз проблем (резкое опускание плеч);
— родители тянут нас в одну сторону, дети в другую (наклоны в стороны);
— но мы дружно скажем: все проблемы от нас, а деньги к нам!(работа руками);
— наша работа бесконечна (круговые движения бедрами в форме восьмерки);
— но мы любим свою работу (резкое движение бедрами вперед);
— документацию затопчем (движение ногами);
— начальство давит с одной стороны, дети с другой (давление на руки соседа в кругу);
— но мы, воспитатели детского сада, знаем, что вместе мы сила (обхват за локти и наклон назад).
Информационное сообщение
Психолог. Проблему творчества рассматривали много психологов-ученых и педагогов. Они давали различные определения этому понятию, называли признаки, по которым можно определить творческие способности. Каждый ученый стремился расширить трактовку понятий «творчество» и «творческая личность». Однако нет только одного правильного определения понятия «творчество».
В узком смысле творчество — человеческая деятельность, которая порождает нечто качественно новое, то, что имеет общественно-историческую ценность. Не каждого человека можно назвать творческой личностью, нужно учитывать ценность и значимость нового результата, хотя масштаб его может быть разным.
В широком смысле творчество — это практическая или теоретическая деятельность человека, во время которой появляются новые результаты: знания, решения, способы деятельности, материальные ценности. То есть творческие способности так или иначе присущи каждому нормальному человеку.
Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – C.380].
Креативность (от лат. creatio – «созидание») – это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами.
Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.
II. Этап – Основная деятельность
Упражнение «Сказочный вернисаж»
Цель: активизировать образную память и творческое воображение, развивать скорость и гибкость мысли, умение мыслить не стереотипно.
Ведущий. Все мы родом из детства. И всегда с любовью и нежностью вспоминаем сказки, которые слышали дома, в детском саду, в школе. Ведь сказка — не просто самый популярный фольклорный жанр, это волшебный источник, дающий вдохновение каждому творческому человеку. Сказка дарит радость и взрослым, и детям. Поэтому сейчас мы выполним упражнение «Сказочный вернисаж».
Необходимо отгадать, о ком или о чем именно идет речь.
Итак, начинаем.
В какой известной сказке серая неприветливая личность осуществляет коварный план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается хорошо? (Красная шапочка.)
Назовите сказку, в которой разные по своему социальному статусу герои занимали по очереди жилье, созданное в необычном архитектурном стиле. И все было бы хорошо, если бы в дом не вернулся его прежний владелец со своим охранником. Вот героям сказки и пришлось покинуть незаконно занятую территорию. (Перчатка.)
В какой сказке главная героиня постоянно и нагло ругала тех, кто ей делал добро? А когда она, чтобы избежать наказания, незаконно завладела чужим жилищем, то различные влиятельные лица пытались провести с ней работу по преодолению ее асоциального поведения. Удалось это лишь наименьшему из всех участников эксперимента. (Коза-дереза.)
Назовите сказку, в которой речь идет о спортсмене, который отправляется на соревнования по бегу с препятствиями. Хитрость и выдержка помогли ему очень близко подойти к финишу, однако финал — трагический. Проявив слишком большую самоуверенность, он погибает. (Колобок.)
Назовите сказку, в которой главная героиня могла перевоплощаться в разные образы для своего жениха. Однако однажды его безрассудство и импульсивность в поведении привели к долговременной разлуки влюбленных. И, преодолевая различные препятствия, они все же объединяют свои судьбы. (Царевна-лягушка.)
Упражнение на учение образному видению слова
Мимикой и пантомимикой передать смысл
1.Покажи, что ты чувствуешь, когда:
— На дворе очень холодно;
— Идет теплый дождь и можно гулять под ним;
— Светит солнце и очень жарко;
-читаешь скучную книгу;
-получил долгожданное письмо, откытку;
-когда болит зуб;
-когда снится хороший сон;
-когда смотришь смешной мультик;
-Промокли ноги ,а ты ждешь друга
2.Покажи походку:
• очень спешащего человека;
• человека, у которого давят ботинки;
• Задавака;
• медлительного человека (копухи)
• человека, о чем размышляет.
• человека, почему радуется.
• человека, переходящего по узкому мостику, а кругом вода;
• манекенщицы;
• солдата.
• балерины.
3.Профессии. Показать в движениях и действиях людей разных профессий:
• библиотекаря;
• учителя;
• капитана теплохода;
• тракториста;
• милиционера;
• регулировщика движения;
• маляра;
• плотника;
• почтальона;
• сапожника;
• птичника;
• повара;
• доярки;
4.Виды спорта.
Показать отдельные сценки, можно парами:
-Гребля
— Теннис
-Хоккей
-Бокс
— Фехтование
— Шахматы
— Фигурное катание
— Плаванье
«Тяжелая атлетика (подъем штанги)
-Футбол
5.Покажи, что чувствуешь. Через жесты и мимику показать эмоции, что:
• когда собаке отдавили лапу;
• когда ты ложишься спать;
• когда ты потерялся;
• когда на улице очень холодно и темно;
• когда у тебя болит живот;
• если кто отнимает у тебя мороженое;
• когда пришел в гости и неожиданно увидел нечто интересное.
• когда смотришь фейерверк;
• встречу лучшего друга;
• если в жаркий день искупаться в реке;
• сильный бьет слабого.
Упражнение «Мои ассоциации»
Цель: выяснить ассоциации к понятию «творческая личность»; назвать черты характера, присущие творческим людям.
Ведущий. Упражнение называется «Мои ассоциации». В течение 5 минут подумайте и нарисуйте то, с чем вы ассоциируете творческую личность. Это может быть объект живой или неживой природы, даже естественное явление. Вы не ограничены никакими правилами.
Единственное, что стоит заметить: вам необходимо будет объяснить свой рисунок и определить за ассоциациями черты творческой личности. (Работа участников.)
Экспресс-сообщение психолога Черты творческой личности:
Творческой личности не свойственен конформизм. Именно независимость суждений позволяет находить пути, по которым через страх выглядеть смешно не осмеливаются идти другие люди;
Хотя творческий человек и откровенен, пользуется популярностью, но ему нелегко войти в жизнь социальной группы;
Творческая личность только тогда воспринимает общепринятые ценности, когда они совпадают с ее собственными;
Она не догматик, ее представление о жизни и обществе, о смысле поступков могут быть неоднозначными;
Любознательная, постоянно стремится объединить данные из разных отраслей;
Любит играть, у нее появляется множество странных идей, имеет детскую способность удивляться и восхищаться;
Любит мечтать, может удивлять других за то, что внедряет в жизнь «нелепые» идеи, интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.
Условия, мешающие выявлению творчества:
стереотипы мышления;
страх ошибиться, стремление не оригинально решить задачу, а получить высокую оценку;
слишком велико желание может тормозить творческий процесс-чтоб импровизировать, нужно вдохновение;
одноплановые знания не способствуют творчеству, нужны широкие интересы в различных жизненных сферах;
страх быть в центре внимания, нежелание казаться «белой вороной», экстравагантной.
Театральная инсценировка.
Использование творчества в практике педагога.
Один из способов творческой деятельности – театральная. Все вы творческие личности, работаете с детьми и не один раз в день проводите игры, для вас не составит труда попробовать проиграть сказки на новый лад.
Предлагаю задание. Инсценировка сказок «Колобок» И «Репка» на новый лад. Связать их с нашей темой, используя элементы различных игр, которые вы знаете (подвижные, пальчиковые, дидактические и тд.).
Проиграть эти сказки.
Медитация на развитие творческих способностей и творческого потенциала
Сядьте поудобнее, расслабьтесь, несколько минут медленно и глубоко подышите. Постарайтесь прийти в ровное спокойное состояние. Следите за своим дыханием и постарайтесь отрешиться от посторонних мыслей. Если вы будете просто концентрироваться на дыхании, мысленно повторяя «вдох – выдох», этого будет достаточно чтобы успокоиться и успокоить свои мысли.
Закройте глаза и представьте, что сейчас солнечный летний день и вы идёте по лесной тропинке. Вокруг вас летают бабочки, жужжат пчёлки. По обочине тропинке растут ягоды и грибы. Всё вокруг покрыто мягкой зелёной травой и цветами. Вы с удовольствием вдыхаете тёплый, душистый лесной воздух и продвигаетесь вдоль по тропинке. Вы видите пенёк на котором растут опята. Над головой чистое синее небо. В небе проплывают перламутровые облака. Вы дышите тёплым летним воздухом и успокаиваетесь всё больше и больше. Дорожка идёт дальше через лес и вам легко и приятно идти по ней.
Вы продвигаетесь дальше и дальше вглубь леса и видите перед собой поляну. Вся поляна покрыта мягким зелёным ковром травы, усыпана цветами и ягодами. В кронах деревьев гнездятся птицы, в тёплом воздухе летают пчёлы и бабочки, по деревьям прыгают белки. Вы выходите на поляну и видите, что посреди поляны течёт волшебный ручеёк. В этот момент вы понимаете, что этот ручеёк и есть источник вашей творческой энергии.
Вы приветствуете всех жителей поляны, желаете им мира и добра и подходите к ручью. Его вода чистая и прозрачная. Она искрится и переливается всеми цветами радуги как хрусталь. Вы приветствуете ручей и наклоняетесь, чтобы почерпнуть из него воду. Вы делаете глоток и умываетесь этой водой. Приятная прохлада, радость и лёгкость входят в вас вместе с этой живительной влагой. Весь воздух вокруг, на поляне наполняется творческой радостью и живительной силой.
Ручеёк становится всё больше и превращается в реку. Её живительная вода смывает с вас всю грязь и усталость. Вы ощущаете лёгкость и блаженство, плескаясь в этой реке и постепенно становитесь её органичной частью. Вам кажется, что вы давным-давно знаете эту реку жизни, эту поляну и всех, кто живёт на ней.
Побудьте немного на поляне, поплескайтесь в реке, поиграйте с жителями поляны. Отдохните и наберитесь живительной силы.
А теперь возвращайтесь обратно. Поблагодарите ручеёк и поляну за то прекрасное время, которое вы провели там. Попрощайтесь и обещайте, что ещё вернётесь к ним.
Вернитесь обратно той же дорогой, что шли на полянку. Придите в себя. Сделайте глубокий вдох и выдох. Откройте глаза и потянитесь. Сожмите и разожмите кулаки. Теперь вы можете сами в любой момент прикоснуться к живительному источнику творческой силы внутри вас.
III. заключительный этап
Упражнение «Рифмовка»
Цель: упражнение направлено на развитие творческих способностей, беглости мышления, способствует повышению групповой сплоченности, рефлексия.
Участникам предлагается завершить в рифму несколько фраз, касающихся прошедшего тренинга. В частности, можно предложить такие фразы.
- Мы встречались, мы играли, творчество мы изучали…
- Мы на тренинг приходили, где нас с вами научили…
- Креативность – что за птица?
- Нам запомнилось так ярко…
- Завершается наш тренинг…
Время для размышлений дается исходя из расчета 2-3 минуты на фразу.
Источник