Управление развитием способностей ребенка школе

Управление развитием способностей ребенка школе thumbnail

УПРАВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫМ РАЗВИТИЕМ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Водолага Г.А. Гимназия №5, г. Оренбург

«…человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни».

У. Глассер

В условиях перехода России к правовому государству, к демократическому обществу, к рыночной экономике, специфические проблемы вызваны не только экономическими и политическими трудностями, а прежде всего сменой системы ценностей и социальных приоритетов. Начало XXI века отмечено усилением воспитательных мотивов на всех уровнях общества. В педагогический лексикон возвращаются понятия: « нравственность», « духовность», « патриотизм», « гражданственность». Развивающемуся обществу нужны современно — образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально- экономическое процветание. Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма. Понимание важнейших приоритетов, целей и задач образования делает необходимым конкретизацию и детализацию на уровне повседневной педагогической деятельности. Необходимые экономические и социальные широкомасштабные реформы требуют главного – заинтересованной и сознательной человеческой поддержки, активного участия всего народа в построении экономически и нравственно состоятельного, свободного, демократического, гражданского общества и правового государства. В условиях резкого расслоения и небывалой разнородности нашего общества социально значимые ценности отошли на задний план, стали преобладать сословные ценности, связанные с выживанием, личным успехом и благополучием. Разброс в ценностных ориентирах людей сегодня очень велик. Б.С. Гершунский, предложил важнейшие приоритеты, имеющие судьбоносное значение для будущего человеческой цивилизации: Человек – Вера – Знание – Воля – Будущее – Жизнь, выделил сферу образования, в которой фокусируются признаки указанных выше приоритетов.

В.А. Караковский выделил приоритетные фундаментальные ценности: Человек — абсолютная ценность; Мир человека – это взаимодействие людей; Семья – структурная начальная единица общества; Труд – основа человеческого бытия; Знания – результат творческого труда; Культура – богатство человечества, высшее проявление творческих сил и способностей человека; Отечество – единственная уникальная для каждого родина, данная ему судьбой, доставшаяся от предков; Земля – общий дом человечества; Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное условие существование Земли, человеческой цивилизации, без этих ценностей нет, и не может быть ни порядочных людей, где бы то ни было, ни материальной культуры, ни нормальной экономики и потому не может быть нормального уровня жизни общества. Стратегически приоритетным в сфере образования является воспитание поистине нового Человека, способного жить и трудиться в условиях открытости общества, демократии и свободы. Воспитать такого человека не легко.

Н.И. Лобачевский говорил: « Чему должны мы учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Главное мы должны научиться — ничего не уничтожать и все совершенствовать». Воспитание – это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация стимулирования активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. Воспитание – это многократное питание души и духа посредством взаимодействия, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимопринятия педагога и ученика.

Таким образом, основной целью деятельности современной начальной школы является обеспечение целостного развития личности ребенка, формирование общих познавательных способностей и эрудиции, становление элементарной культуры деятельности, развитие готовности к самообразованию и коммуникативных умений. Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности – процесс длительный, он идет в течение всей жизни. Начальная школа вносит в этот процесс существенный вклад. Поэтому в этот период особенно важна грамотная, целенаправленная образовательная работа по формированию детской личности. Младший школьник – существо творческое, стремящееся к самовыражению, к реализации своих способностей.

Следовательно, воспитательный процесс в начальной школе идет по пяти направлениям.

1.Развитие активного общения семьи и школы;

2.Формирование активной развивающей личности;

3.Развитие здоровой личности, охрана здоровья;

4.Воспитание патриотических чувств;

5.Экологическое и трудовое воспитание.

Для того чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие, необходимо учитывать наиболее актуальные следующие принципы и подходы:

1. Личностный подход. Личность ребенка — высшая ценность. Ребенка надо принимать таким, какой он есть, не стараясь его переделать. Важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

2. Принцип целостности охватывает образ окружающего мира, урочную и внеурочную деятельность.

3. Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая. Ведь только в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками.

4. Средовый подход. Школа не может оградить детей от негативного влияния социальной среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы ближайшего окружения.

5. Комплексный подход. Воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга.

Следовательно, нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.

Таким образом, воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности школьника. Значит, воспитательная деятельность призвана обеспечить условия личностного роста детей.

Необходимо обратить внимание, что воспитательная деятельность школы обеспечивает личностный рост детей при следующих условиях:

— если она представляет собой воспитательную систему гуманистической ориентации, ее содержание определяется структурой педагогического сообщества и если педагогическая команда владеет технологиями внедрения отобранных идей в практику;

— если воспитательная деятельность школы строится в логике постепенного и постоянного усложнения процесса развития ребенка: выстраивания воспитывающих ситуаций от простого к сложному, вплоть до использования и специального создания экстремальных ситуаций как ситуаций проверки детьми своих сил и возможностей;

— если в воспитательной деятельности школы учитываются как позитивные, так и негативные характеристики пространства Детства и существуют способы использования позитива и блокирования, нейтрализации и компенсации негатива;

— если в школе создано гуманистическое воспитательное пространство, живя в котором ребенок получает возможность освоения позитивных стандартов общения, проходит путь активного самопознания, самопроявления и саморазвития, приобретает опыт позитивного и успешного бытия;

— если отличительными особенностями деятельности педагогов является бескорыстие, конкретное и диалектическое видение ребенка, отказ, как от его идеализации, так и от неоправданного оптимизма, что школа сможет сделать из ребенка все, что захочет; постоянное и глубокое изучение ребенка; понимание и терпимость воспитателя во взаимодействии с детьми;

— опора на положительное в ребенке, постепенное ослабление отрицательных черт его характера путем осторожного внесения корректив и развитие положительных качеств;

— если воспитательная деятельность становится доминантой профессиональной педагогической деятельности.

Исходя из выше сказанного, можно отметить, что управление личностью может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними.

Подласый И.П. к числу главных факторов относит:

— сложившийся образ жизни школьника, который может содействовать развитию заданных качеств или (при определенных условиях) противодействовать ему;

— условия жизни, которые содействуют становлению определенного образа жизни в рамках различных регионов (традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения школы, национальные особенности, особенности природной среды);

— средства массовой информации;

— уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность школьника (воспитательные системы, сложившиеся в них, общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы, психологический климат);

— нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений;

— индивидуальные и личностные особенности воспитанника.

Проанализировав все выше сказанное, мы полагаем, что предпосылкой личностного развития младшего школьника может стать Детская общественная организация «Звездный городок», как целостная система урочной и внеурочной деятельности. Детская общественная организация – особый тип детских общественных объединений. ДОО «Звездный городок» представляет собой самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для социально ценной идеи, имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе, определенную структуру и фиксированное членство. Детское общественное объединение – это формирование, в которое самостоятельно и вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы. Предлагаемая программа является подпрограммой воспитательной системы школы, поскольку она является логичным дополнением и условием реализации целевой программы развития.

Цель: формирование положительной мотивации детей к активной творческой деятельности через развитие их индивидуальных интересов и потребностей коллектива.

Задачи: 1. Создание условий для интеллектуального, нравственного, эстетического, физического самовыражения личности школьника, его развития.

2. Создание условий для творчества, в которых каждый ребенок находит себе дело по душе и получает возможность на практике закрепить свое отношение с окружающим миром, проявить себя, пережить радость успеха, общественного признания.

3. Способствование развитию у детей осознания себя гражданином России, формированию основ гражданской, социальной и правовой культур.

4. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся

5. Содействие защите прав, достоинства и интересов детей.

Принципы ДОО «Звездный городок» Деятельность ДОО определяются следующими принципами:

 Добровольность вступления. Членом ДОО организации «Звездный городок» может стать любой учащийся 1 – 4 классов.

 Возможность проявить себя в любом деле.

 Творческий союз младших школьников и педагогов.

 Творческий союз младших школьников и старшеклассников. Законы ДОО «Звездный городок»

 Закон добровольности.

 Закон дела.

 Закон дружбы.

 Закон чести.

Девиз ДОО «Звездный городок»: — Светят звёзды в вышине, в нашем «Звездном городке», звёзды шлют нам свой привет, дарят нам тепло и свет! Радость людям мы несем, Песни весело поем!

Символы:

 ДОО «Звездный городок» имеет свою песню

 Эмблема – звезда

 Членам ДОО выдаются галстуки желтого цвета.

Направления и содержание деятельности:

«Золотой фонд школы». «Учитель открывает двери, войти ты должен сам».

Задачи:

 Стремиться получать полноценные знания.

 Развивать свои способности. Проявить свои знания в различных конкурсах, олимпиадах, предметных неделях.

 Пополнять своими достижениями портфолио класса и свое личное портфолио.

Критериями успешности могут быть:

 Оценки «4» и «5» за все четверти по всем предметам.

 Лучшие показатели класса по успеваемости.

 Участие в олимпиадах (количество, результат).

«Дружная семья». «Разделить горе может каждый, порадоваться успехам другого может только истинный друг».

Задачи:

 Формирование дружного классного коллектива.

 Вовлечение в активную творческую деятельность.

 Создание творческого союза с родителями.

Критерии успешности:

 Участие в общешкольных мероприятиях.

 Наибольшее количество детей, принявших участие в творческих делах.

 Призовые места, награды.

«Чемпион года». «В здоровом теле здоровый дух».

Задачи:

 Популяризация занятий физической культурой и спортом (для всех учащихся).

 Поддерживать интерес учащихся к занятиям физкультурой и спор- том.

 Отражение спортивных успехов учащихся.

Критерии успешности:

 Личное участие в соревнованиях.

 Участие класса в общешкольных, городских соревнованиях.

 Уровень достижения.

«Мир природы». «Учись видеть прекрасное в окружающем мире».

Задачи:

 Развивать интерес учащихся к окружающему миру.

 Воспитывать бережное отношение к природе.

Критерии успешности:

 Участие в конкурсе «Природа и фантазия»

 Проведение экологических субботников.

 Озеленения класса, школы.

«Край, в котором ты живешь». «Наш край – это мы».

Задачи:

 Воспитание любви к родному краю.

 Развитие интереса к истории гимназии, края.

 Воспитание патриотических чувств, чтить память погибших за свободу Родины.

 Воспитывать бережное отношение к памятникам культурного наследия и воинам.

Критериями успешности могут быть:

 Участие в школьных и городских мероприятиях патриотической направленности.

 Достижения на конкурсах.

«Вдохновение и талант». «В человеке все должно быть прекрасно».

Задачи:

 Дать возможность каждому учащемуся поверить в самих себя, в свои силы. Реализовать лучшие качества, таланты и склонности.

 Создать ситуацию успеха для талантливых детей.

Критерии успешности:

 Участие в творческих конкурсах.

 Участие в коллективных творческих делах.

«Труд». «Успех не приходит сам по себе, даже если его очень ждать».

Задачи:

 Трудиться и бережно относиться к труду других.

 Развитие трудовых навыков.

Критерии успешности:

 Участие в школьных трудовых десантах.

 Сохранение школьного имущества.

 Участие в общественно-полезном труде.

Данная программа может помочь классным руководителям:

— Наполнить жизненное пространство своих воспитанников деятельностью, которая будет им интересна;

— Определить направления и спланировать вспомогательную работу с учетом интересов и способностей детей данного класса;

— Классный руководитель занимает позицию сопровождающего, помощника в подготовке детей к конкретным делам, постоянно стимулируя их к проявлению личностных качеств.

Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы школы направляется на то, чтобы учащийся в течение 4 лет смогли развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы. Образ выпускника складывается из шести потенциалов личности: нравственный (ценностно-ориентировочный) потенциал: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как “семья”, “природа”, “школа”, “учитель”, “Родина”, “дружба со сверстниками”, “уважение к старшим”, потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей и свои, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения, знать символы и гимн нашего государства; познавательный потенциал: наблюдательность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию; коммуникативный потенциал: овладение простейшими коммуникативными навыками): умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе, сформированность первичных навыков саморегуляции; художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной среде и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства; физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, ловким и закаленным; трудовой потенциал: соблюдение правил безопасности при любой работе, воспитывать уважение к чужому труду — быть полезным в обществе — знакомство с распространенными профессиями.

Таким образом, задача педагога — создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребенок — росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности — утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом. Слова Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других, их надо любить». Известный педагог С.Б. Елканов писал: « Огонь разжигается огнем, личность формируется личностью». Больше трех веков назад великий педагог Я. Коменский сказал кратко и точно: « Школа – мастерская человечности». Я хочу, чтобы в наших жизненных условиях профессия учителя не теряла своего особого значения и призвания «разжигать огонь в юных душах».

Список литературы

1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Изда- тельскийдом Шалвы Амонашвили, 1996.

2. Божович, Л.И. Развитие мотивационной сферы ребенка. В кн. Избран- ные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

3. Бондаревская, Е.В. Научно-теоретические основы личностно- ориентированного образования. В сб. Личностно-ориентированный образова- тельный процесс: сущность, содержание, технологии. Ростов-на-Дону, 1995.

4. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии; под ред. Н.Е. Щурковой. – М.: Новая школа, 1998.

5. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990.

6. Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е. Щур- кова, В.Ю. Питюков, А.П. Савченко// – М., 1997.

Источник