Умственное развитие ребенка в семье
Умственное воспитание ребенка семье
Начать следует с того, что умственное воспитание ребенка заключается в обогащении знаний ребенка, развитии мыслительных процессов, формировании умения находить, осмысливать, интерпретировать, использовать в соответствии с потребностью необходимую информацию. Его успех зависит от характера усваиваемых знаний, от средств и методов, которыми пользуется воспитатель, его умение настраивать ребенка на постоянное интеллектуальное развитие и производительную интеллектуальную деятельность. Эти аспекты являются составляющими содержания умственного воспитания.
Внутренний смысл умственного воспитания состоит в формировании у детей определенного объема знаний о предметах и явлениях, а также в формировании способов мыслительной деятельности (умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать).
Для умственного воспитания важно обеспечить получение ребенком систематизированных знаний, организованных в определенной последовательности и полноте, что дает возможность рассматривать и использовать их как единственное целое. Ориентация на систематизацию способствует актуализации предварительно добытых знаний и глубокому пониманию тех, которые формируются.
В процессе усвоения систематизированных знаний возможно формирование общей стратегии познавательной деятельности ребенка — от выделения предмета к установлению его связи с другими предметами, рядом с которыми он существует. Впоследствии происходит анализ его отдельных свойств в системе функциональных связей с другими предметами. Следовательно, необходимым элементом содержания умственного воспитания является усвоение систематизированных знаний об окружающем мире.
Многолетний опыт зарубежной и отечественной педагогики свидетельствует о том, что успешный процесс умственного воспитания реализуется через использование таких его средств, как:
1. Ознакомление с предметами и явлениями окружающего мира. В раннем детстве ребенка знакомят с конкретными предметами и явлениями ближайшего окружения. Овладение разными видами предметных действий и языком обеспечивает формирование элементарного круга представлений: о качествах и свойствах предметов быта, игрушки, определенные объекты природы, о назначении отдельных предметов и способах пользования ими. В дошкольный период ребенок овладевает основными умениями и навыками разных видов деятельности: игровой, трудовой, учебной, общение, рисование, лепка, конструирование. Расширение знаний о предметах и явлениях происходит благодаря овладению и развитию новых видов деятельности, углублению содержания тех, которые сформировались в раннем возрасте.
Одним словом, все, что окружает ребенка (люди, предметный мир, природа, явления общественной жизни), является источником умственного развития. В своей повседневной жизни ребенок добывает новые знания, приобретает новый опыт.
2. Общение с взрослыми. Особенную роль в умственном воспитании играют ответы взрослых на многочисленные вопросы детей, которые являются одним из показателей их умственного развития.
3. Разные виды деятельности детей. Важным средством воспитания является умственная деятельность детей. Так, уже в раннем возрасте умственное воспитание происходит в процессе организации предметной деятельности детей. Это требует создания предметной среды, которая бы побуждала детей к познавательным действиям.
Не менее важным фактором является развитие речи, которое открывает новые возможности для формирования первичных представлений, помогает устанавливать связки между предметами, действиями и словами, что подводит детей к элементарному обобщению.
В умственном воспитании важная роль принадлежит игре, в которой отображаются впечатления детей об окружающей действительности, творчески интерпретируются их представления о предметах и явлениях, понимании событий.
Умственное развитие ребенка зависит и от того, насколько он включен в производительные виды деятельности. Каждая производительная деятельность предусматривает умение ребенка планировать, то есть сначала представлять образ того, что создается, а затем воплощать его в практической деятельности.
В процессе изображающей деятельности (рисование, лепка, изготовление аппликаций) расширяются и углубляются знания о предметах и явлениях окружающего мира, развиваются сенсорные способности. Вообще, изобразительная деятельность ребенка разворачивается на основе восприятия, осмысления, переживания воспринятого, выявления своего отношения к нему через изображение.
На умственное воспитание детей влияет и трудовая деятельность. Она, в значительной мере разворачиваясь на сенсорной основе, требует от ребенка элементарных навыков планирования: определять последовательность работ, распределять обязанности между участниками, договариваться об общем результате. Ребенок должен предварительно готовить все необходимое для работы, уметь использовать инструменты и материалы.
4. Учеба. Этот вид деятельности является самым действенным средством умственного воспитания. Вместе с обогащением детей новыми знаниями в процессе учебы повышается уровень их развития, совершенствуются все формы мыслительной деятельности. В процессе учебы дети учатся анализировать предметы, овладевают стратегией познавательной деятельности.
В конце необходимо отметить, что только системное использование всех, описанных выше, средств умственного воспитания обеспечивает общее гармоничное развитие ребенка, способствует приобретению необходимых знаний об окружающем мире и позволяет качественно формировать его познавательные способности.
Источник
Умственное воспитание — это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие ребёнка с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.
Именно в дошкольном детстве наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды, поэтому очень важно не упустить возможности для умственного развития. Особенно следует обратить внимание на умственное воспитание детей раннего возраста. Дети до двух лет живут очень насыщенной жизнью и у них осуществляется огромный объём познавательной деятельности Основная особенность умственного развития дошкольника — преобладание образного мышления, т.е. ребёнок познаёт мир на конкретных наглядных примерах, действуя с конкретными предметами. Вы можете очень много рассказывать ребёнку, к примеру, про бабочку, но у него даже не сложится познавательного интереса к ней, пока Вы не покажете её хотя бы на картинке. А если Вы покажете её, да ещё обнаружите, как много видов бабочек бывает, а ещё пронаблюдаете на прогулке, как она машет крылышками или как садится на цветок и сравните, каких бабочек, желтых или белых вы увидели за прогулку, то познавательный интерес ребёнка возрастёт во много тысяч раз и станет довольно устойчивым.
В умственном воспитании важно не учить детей, в смысле давать готовые знания, а учить детей учиться, в смысле учить находить способы для познания окружающего мира. Таким образом, основная функция умственного воспитания — формирование познавательной деятельности ребёнка, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир. Для гармоничного умственного развития ребёнка первых лет жизни особую роль играет развитие ощущений, восприятия, мышления и речи, поэтому главными задачами умственного воспитания будут:
? Сенсорное воспитание (направлено на развитие органов чувств ребёнка и на развитие восприятия);
? Развитие мыслительной деятельности (направлено на овладение мыслительными операциями, развитие познавательных процессов и способностей);
? Становление речи;
? Воспитание любознательности и познавательных интересов(направлено на формирование мотивов деятельности и познавательных мотивов);
? Формирование системы элементарных знаний об окружающей жизникак условие умственного роста.
Фунциональные и дисфунциональные семьи
Дисфункциональная семья – это семьи с решение задач на всех стадиях которые не справляются .Это закрытая семейная система, в которой присутствуют жесткие правила поведения и закрепленные роли за каждым членом семьи, которые с течением времени не меняются, проблемы из семьи не выносятся и не решаются, посторонним людям тяжело попасть внутрь такой системы.
К дисфункциональным семьям будут относиться семьи, в которых: есть алкоголики, наркоманы, трудоголики, люди с другими зависимостями; отсутствует один из родителей; кто-то из членов семьи болен тяжелой болезнью; присутствует физическое или психологическое насилие.
Функциональная семья – успешно решаются задачи стадий, это открытая семейная система, в которой существуют гибкие правила взаимодействия друг с другом, при изменении внешних или внутренних условий, правила могут трансформироваться, члены семьи могу менять свои роли, в эту семейную систему могут легко попасть другие люди.
Признаки функциональной семьи:
› личные проблемы признаются, обсуждаются и решаются;
› уважаются индивидуальные особенности каждого члена семьи;
› поощряется открытое выражение своих чувств и потребностей;
› любой член семьи может выбирать и менять свою роль в семейной системе;
› в семье есть место отдыху и развлечениям;
› конфликты разрешаются открыто;
› каждый член семьи имеет право на личную свободу, проявление и развитие своих способностей.
Воспитание познавательного интереса, любознательности
Любознательность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру. Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Источником познавательных интересов служит разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него принепосредственном ознакомлении с какими-либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, часто бывают результатом его собственных рассуждений. Пятилетний ребенок задает, например, такие вопросы: «Как отличить хитрость от обмана?», «Куда звезды уходят с неба днем?», «Что главнее для человека — мозг или сердце?», «Почему ночью на небе то луна, то месяц?»
С течением времени вопросы меняются по формеКак отвечать на вопросы детей
— Помните, что ребенок задает вопрос не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано начинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается ктому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы — уважительное, бережное отношение к ним.
— Вникните в мотив вопроса,постарайтесь понять, что побудило ребенка задать его. Часто вопрос по форме познавательный, но он служит для ребенка поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию.
— На познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности,а, напротив, разжечь из нее незатухающее пламя. А что гасит детскую любознательность? Длинные исчерпывающие ответы взрослых, которые не дают простора для собственных размышлений, фантазий, сомнений. Итак, следующее требование — краткость и определенностьответа. Следует учитывать уровень умственного развития ребенка, обращаться к его жизненному опыту.
Источник
1 Апрель 2014
admin
Просмотров:
1018
В школе умственная деятельность ребенка приобретает систематический и обязательный характер. Кроме того, учебный труд его строго регламентирован и оценивается учителем. Здесь приходится направлять свое внимание по указанию учителя на решение познавательных, мыслительных задач, запоминание стихов, букв, выполнение вычислений и т. д. Учение потребует от ребенка волевых и умственных усилий, внимания, памяти, усидчивости, умения отвлекаться от постороннего и сосредоточиваться на том, что необходимо для выполнения задания. Умственное воспитание дошкольника в семье способно подготовить к учебе и «облегчить жизнь» и взрослым и ребенку.
Общее развитие
Умственное воспитание ребенка включает развитие мышления, речи, памяти, любознательности, наблюдательности, а также известную ориентировку в окружающей жизни и природе.
Большое значение приобретает развитие у детей произвольного внимания и умения доводить начатое дело до конца.
В первом классе можно наблюдать, как у некоторых учеников возникает утомляемость из-за неумения организовать свою деятельность. Будучи вполне нормальными по умственному развитию, они не справляются с темпом работы: знают, чтО и как делать, но не могут вместе со всем классом работать, не умеют управлять своим вниманием.
Большое значение приобретает развитие познавательных возможностей детей, их самостоятельности и активности.
Задолго до прихода в школу надо знакомить ребенка со всем, что его окружает, с родной природой и трудом людей, однако следует учесть, что большое количество представлений еще не характеризует степени познавательной активности. Важно, как ребенок умеет оперировать этими знаниями, насколько он любознателен, как приучен самостоятельно (соответственно своему возрасту) наблюдать, думать, рассуждать. Вот почему в процессе подготовки к школе семье следует приучать его сравнивать различные предметы, находить в них сходство и различие, устанавливать, из каких частей состоит тот или иной предмет, обобщать. Тогда ему будет значительно легче учиться в школе, где с первых дней обращается внимание на развитие этих психологических процессов.
Развитие речи дошкольника
Умственная подготовка ребенка к школе начинается в семье. Развитие речи, усвоение им родного языка составляет основу его умственной деятельности.
С раннего возраста каждодневно родителям надлежит обращать самое пристальное внимание на развитие речи детей, обогащение их словарного запаса. Надо учить их связно, кратко и правильно говорить.
У детей шестилетнего возраста бывают дефекты речи: замена некоторых звуков (с, ш, к) или неразборчивое произношение звуков, заикание. В таких случаях следует обратиться к врачу-логопеду и по его совету ежедневно заниматься исправлением речи. С этой целью можно намеренно употреблять слова, где есть труднопроизносимые звуки, и поправлять ребенка, пока он не избавится от недостатка.
Родной язык ребенок узнает в семье, и его правильная речь во многом зависит от речи окружающих взрослых. Вот почему родители в разговоре даже с самыми маленькими должны называть вещи правильно. Речь окружающих людей должна быть ясной, понятной, точной и грамотной. Достаточно развитая устная речь ребенка в школе станет главной предпосылкой для успешного обучения и овладения грамотным письмом.
Родители должны помнить требования школы к качеству речи шестилетнего ребенка чистое произношение всех звуков родного языка, внятное произношение слов; умение отвечать на вопросы взрослых, пересказать сказку, рассказ, прочитанные взрослыми, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, связно и последовательно рассказать о своих играх, прогулках. Надо помогать ребенку рассказывать, задавая дополнительные вопросы и обращая его внимание на главное.
Часто дети употребляют в речи так называемые слова-паразиты: «вот», «это», «так», «ну», «знаешь». Шестилетки с трудом владеют интонацией, силой голоса. Большое значение для развития речи детей имеет систематическое чтение им художественной литературы. К 6-7 годам дети должны знать содержание некоторых произведений детских писателей и поэтов (например, А. Барто «Первоклассница», С. Маршак «Откуда стол пришел», В. Осеева «Кто всех глупее», Д. Родари «Чиполино», Л. Толстой «Сказки для детей», К. Чуковский «Мойдодыр», Русские народные сказки). Читая с ребенком басни и сказки, можно разучивать текст по ролям, и он научится лучше владеть своим голосом.
Упражнения по развитию речи, разучивание скороговорок, чтение стихов и пересказывание желательно проводить регулярно, так как только при этом условии могут быть выработаны правильные навыки устной речи.
Окружающий мир
В умственном воспитании детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие разнообразных представлений об окружающей жизни и природе. Родителям следует обращать внимание на знания детей о стране, родном городе, улице и своей семье. Шестилетний ребенок должен уметь называть свою страну, главный город, город или село, к втором он живет. Поступая в школу, он сам сообщает имя и отчество родителей, где они работают, домашний адрес. Гуляя с детьми на улице, в парке, в лесу, родители должны помнить, что именно от них ребенок получает свои первые знания об окружающей жизни и природе, о правилах уличного движения.
Природа является самым могучим источником умственного развития ребенка. С малых лет надо учить детей любить и понимать красоту родной природы, бережно заботиться о ней. Находясь в лесу, можно рассказывать о деревьях и цветах, характерных для данной местности; показать птиц и животных, а потом почитать соответствующие сказки и рассказы. Чтобы закрепить знания, следует чаще проводить беседы об окружающей природе, умело используя наводящие вопросы. Но объем знаний и впечатлений не должен быть слишком обильным и утомительным.
Математика вокруг нас
Обучение математике в школе требует от ребенка первоначальной ориентировки в величине (больше, меньше, длиннее, короче, толще, тоньше), в расположении вещей (ближе, дальше, слева, справа, вверху, внизу), умения пересчитывать предметы в пределах первого десятка. В связи с этим могут быть успешно применены игры, а также разные небольшие поручения.
Во время прогулки с детьми можно их научить различать правую и левую стороны, дома самые высокие и самые низкие, определять местонахождение аптеки, магазина, сквера справа и слева от нас и устанавливать, какой путь длиннее, а какой короче. К приходу в школу ребенок уже должен этими определениями пользоваться свободно и понимать их относительность.
Постепенно следует приучать малышей распознавать правильность пропорций в построении предмета. Часто на детских рисунках голова куклы больше туловища, руки непропорционально длинные и т.д. Желательно на пропорции предметов обратить внимание ребенка до того, как он начнет создавать поделку или рисунок.
В процессе повседневной деятельности надо готовить детей и к сознательному овладению счетом. Играя или беседуя с ними, родители на предметах окружающей действительности показывают ребенку, что число не зависит от размера предметов. Ребенок должен уяснить, что оно зависит и от расстояния между предметами, от их расположения. Для этого ему дают задание разложить по-разному кубики, а потом предлагают сосчитать их. Число будет неизменным, независимо от того, что изображено. Такие наблюдения будут нужны, когда дети начнут учиться в школе – самостоятельное умение наблюдать поможет им решать задачи разными способами.
Навыки овладение счетом дети получают при выполнении различных поручений: поставить на стол четыре чешки и две тарелки, отнести пять гвоздей брату, принести две луковицы, достать семь картошек, положить в вазу десять конфет. Если ребенок ошибся, полезно с ним выяснить, в чем состоит ошибка.
Ближе к поступлению в школу следует давать более сложные комплексные задания, где счет сочетается с пространственными представлениями или требуется умение выполнять работу по образцу. Перед ребенком кладут лист бумаги и предлагают показать, где верх, низ, правая или левая стороны, левый нижний угол, правый верхний угол и т. д.
Детям легко показать, как идет уменьшение предмета, если от него отрезать часть; научить делить пополам яблоко, конфету. В семье ребенок должен научиться употреблять понятия «пара ботинок», «пара перчаток» и т. д.
Для обучения счету не нужно прибегать к помощи пальцев, а лучше пользоваться игрушками и различными предметами, удобнее всего счетными палочками.
Знакомить с цифрами ребенка можно только после того, как он научится правильно считать. Ребенок должен уметь различать геометрические формы. Он узнает, что такое шар, прямоугольник, треугольник. Родители помогут ему найти в квартире прямоугольные вещи: рама, окно, телевизор, стена, шкаф; треугольные вещи: пепельница, треугольная линейка; шар: мяч, часть люстры, нижняя часть лампочки, яблоко.
С шестилетним ребенком полезно играть на определение количества предметов в одной и другой руке, он указывает, где больше. Можно вырезать несколько цветных полосок разной длины и выяснить, которая из них короче или длиннее. В игровой форме следует научить прямому и обратному счету до 10, сначала по одному, а потом по два. Это желательно делать на конкретных предметах и картинках. Удобны для этого палочки, карандаши, мелкие игрушки и счетное лото.
Подготовка к овладению письмом
В умственной подготовке ребенка к школе существенное место занимает подготовка к овладению письмом. Обучение письму – методически сложный процесс, осуществлять который может только квалифицированный учитель. Известно, что в кисти руки много мелких мышц, которые развиваются позднее крупных и нуждаются в тренировке.
Рисование и лепка – наиболее любимые занятия детей, и их надо всемерно использовать как для развития познавательных способностей ребенка, так и для упражнения мелких мышц руки. Подготовке детской руки к письму способствует также штриховка карандашом различных фигур, вырезание кусочков из цветной бумаги по шаблону и наклеивание их (аппликация), изготовление игрушек-самоделок из картона и дерева.
Тренировка памяти
Для подготовки к обучению в школе важно развивать у детей способность к произвольному запоминанию, что достигается путем заучивания стихотворений. К началу занятий в школе ребенок должне знать 10-15 небольших стихотворений. Примеры: Н. Некрасов «Мужичок с ноготок», А. Пушкин «Зима, крестьянин торжествуя…», басни И. Крылова «Лебедь, рак да щука», «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», З. Александрова «В школу»). Заучивание небольших стихотворений способствует произвольному запоминанию и развитию речи.
Для развития памяти и речи детей в семье полезно провести цикл регулярных бесед или небольших занятий на 20-30 минут. Они должны начинаться с выразительного чтения уже выученных стихов. Затем родители показывают картинку и просят рассказать, что на ней изображено. Сначала ребенку следует помогать наводящими вопросами, а потом приучить его к связному рассказу, попутно исправляя дефекты речи. Когда он с подобным заданием справится, можно перейти к составлению рассказа о друге или любимой игрушке.
На занятиях нужно давать слова для составления предложений, разучивать скороговорки на трудные звуки, учить рассказывать сказки с соответствующей интонацией для разных действующих лиц.
Очень важно научить ребенка с малых лет любить книгу и уметь с ней обращаться. Ему следует внушить, что книга – результат большого труда многих людей. Свои книги дети должны хранить в определенном месте и непременно в порядке. В случае необходимости надо «лечить» книгу: подклеивать листы, устранять помарки.
Шестилетнего ребенка можно взять с собой в библиотеку и рассказать о ее назначении, о роли книги в жизни людей и правилах пользования библиотекой.
Игра – дело серьезное
Трудно переоценить роль игры в жизни дошкольника и младшего школьника. Дети в игре отражают наиболее яркие впечатления, закрепляют и углубляют знания об окружающей жизни и природе. Игра способствует развитию инициативы, самостоятельности, выдержки. Игра для детей – труд. Игры и игрушки могут быть разного назначения.
Дошкольнику нужны сюжетные игрушки: куклы, зверюшки, машины, строительные материалы. Для развития усидчивости и смекалки необходимы настольные игры (ботанические и зоологические).
Интересы дошкольника неустойчивы. Взрослые должны направить игру, помочь довести ее до конца, но не мешать развитию самостоятельного мышления.
Родители, которые пользуются полным доверием своих детей, легко могут представить себе из их рассказов, в какие игры они играют с друзьями, суть возникающих конфликтов между детьми.
В настоящее время в помощь родителям создано множество пособий для умственного развития ребенка, обучающих игр. Но в них нет смысла, если ребенок обделен вниманием мамы и папы и вынужден заниматься один. Регулярные совместные занятия полезны во всех смыслах.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку:
Источник