Умственное развитие ребенка в природе

Татьяна Сударская
Возможности природы в аспекте умственного воспитания ребенка
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию консультацию на тему:
“ Возможности природы в аспекте умственного воспитания ребенка”.
Важнейшим средством умственного воспитания ребенка является ок-ружающая природа. Она постоянно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущения и восприятие.
Много внимания умственному воспитанию человека в детстве уделил великий чешский педагог Я. А. Коменский. Основной задачей этого пе-риода, является накопление конкретных представлений об окружающем мире. «Начало познаний, — писал Я. А. Коменский, — всегда вытекает из ощущений. А поэтому следовало бы начать обучение не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними». Поэтому если педагог или родители желают привить истинное и прочное знание вещей, нужно обучать ребенка всему через личное наблюдение и чувственное восприятие.
Следуя установившимся в эпоху Возрождения взглядом на человека, Коменский считал его частью природы и утверждал, что все в природе, включая и человека, подчинено единым и универсальным законам.
И. Г. Песталоцци исходным моментом познания считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения, которая поможет накопить конкретные сведения, а затем приведет к развитию способностей.
И. Г. Песталоцци отмечал, что природа – это источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям; а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи». Он считал, что единственно подлинный фундамент человеческого познания это созерцание природы.
С самых ранних этапов развития необходимо ввести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы; организовывая обучение речи, собирая для этого простые произведения природы, исходя из простых доступных наблюдений из их знания окружающей среды, должно развиваться и совершенствоваться умственное развитие воспитанников.
Многие видные педагоги мира считали природу чувственной опорой познания детьми окружающего, источником знаний о причинно-следственных связях существования жизни на земле, способом развития мыслительных процессов и качеств, разрабатывали теорию экологическо-го воспитания.
На самом деле, природа – важнейшее средство умственного воспи-тания и развития детей дошкольного возраста. Умственное развитие ребенка происходит как в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения.
Детей надо знакомить с достаточно простыми зависимостями, в про-цессе познания которых существенную роль играют специфические формы мышления дошкольников, а именно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Сначала дети знакомятся с конкретными предметами и явлениями ок-ружающей природы. Здесь у них развивается способность выделять некоторые стороны и качества предметов. Постепенно они не только осознают предметы, но и усваивают отношение предметов друг к другу.
В период дошкольного детства формируются способности к началь-ным формам абстракции, обобщения, умозаключения. Например, дети подготовительной группы могут понять зависимость между внешним строением животных и условиями их существования. Достаточно легко формируются также и представления об основных условиях роста и разви-тия растений.
Ребенок непосредственно с помощью органов чувств воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, крас-ки, движение. У него формируются первоначальные, конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.
Дети подходят к пониманию перехода одного времени года в другое,называют известные признаки наступающего времени года: изменчивость светового дня, смена температур, разные погодные условия, выпадение осадков. У них формируются понятия и представления что животные – это насекомые, птицы, пресмыкающиеся, которые живут повсюду на земле, в воздухе, в воде. У них есть органы чувств, голова, туловище, хвост; все питаются, размножаются, растут. Это развивает у дошкольников речь доказательства, умение видеть общие признаки, сравнивать их, моделировать, формирует интерес к знаниям, позволяет устанавливать закономерности, взаимосвязь организма со средой обитания, определять конкретное проявление связи живого с неживым, общие связи.
В общении с природойдети учатся раскрывать взаимосвязи между человеком и окружающей средой: человеком и растениями, человеком и животными.
У дошкольников очень развит познавательный интерес, в частности, к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес, использовать его в целях экологического образования. Ребенок должен осознать себя как часть природы.
Мы знакомим своих детей с нашей планетой «Земля»,раскрывая ее необозримые просторы: моря, океаны, материки с разнообразной яркой растительностью; города и др. Дети узнают о странах других народов, природном климате, растительности, культуре. Получив яркие впечатления, ребята активно выполняют разные поделки, лепят, рисуют, играют. Дошкольникам мы рассказываем, как наша планета движется вокруг Солнца, как быстро она летит в космическом пространстве.
Наблюдение ярких картин природы – лес в период золотой осени и во время массового листопада, изумрудная зелень озими глубокой осенью, цветущий луг в начале мая, ледоход на реке – затрагивают эмоциональную сферу ребенка, обеспечивая отчетливое восприятие явлений.
В связи с этим мы должны, прежде всего, отработать приемы организации чувственного познания природы в соответствии с особенностями восприятия детьми этого возраста природных объектов, найти в учебном процессе место разным видам деятельности (труда, ролевых игр природоведческого содержания, коллективного общения на природе, продуктивной деятельности с природным материалом и др.).
Формирование знаний о природе играет существенную роль в умст-венном развитии и экологическом воспитании ребенка. Они обогащают его восприятие, память, речь сведениями, развивают качества внимания, мышления и воображения, позволяют создать багаж представлений о законах жизни, формируют материалистическое миропонимание, помогают разобраться в доступных детям законах жизни. Знания о природе — это и основа воспитания экологической культуры детей, что так важно в наше время.
Источник
Введение
Умственное воспитание детей предусматривает развитие их мышления и речи, которые взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на словесное её оформление. Для развития мышления и речи детей необходим богатый чувственный опыт, получаемый ими при восприятии различных предметов, мира природы, общественной жизни.
Природа окружает детей с ранних лет. И.Г.Песталоцци отмечал, что природа — это источник, благодаря которому «ум поднимается от чувственных восприятий к чётким понятиям, а познание различных явлений идёт в единстве с овладением искусства речи». Особую роль природы в развитии логического мышления подчёркивал К.Д.Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребёнка. Именно непосредственное наблюдение окружающего мира природы составит первоначальные логические упражнения мысли. Чтобы совершенствовать мысль и слово дошкольнику необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что всё «… что есть в речи логического … происходит из наблюдений человека над природой, а сама логика — ничто иное, как отражение в уме предметов и явлений природы».
Своей необыкновенностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывая его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств, мыслей в речи.
Проблема развития интеллектуального потенциала дошкольников, а в частности совершенствование чувственных форм познания окружающего мира в процессе общения с природой была актуальной на протяжении всего исторического пути педагогической мысли. Актуальной она остаётся и на современном этапе, и потому тема нашей курсовой работы гласит «Умственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой».
Цель курсовой работы:
Определить педагогические условия умственного развития старших дошкольников в процессе формирования у них представлений, отражающих существенные зависимости живой и неживой природы.
Объект исследования: процесс ознакомления дошкольников с природой.
Предмет исследования: мыслительные операции, совершенствующиеся при ознакомлении детей с природой.
Гипотеза курсовой работы: формы познания дошкольников окружающего мира будут развиваться эффективнее и обобщаться в определённые категорийные и сенсорные эталоны, если обеспечить систему использования дидактических игр, элементарных опытов и собственной трудовой деятельности природоведческого содержания на специально организованных занятиях и в повседневной жизни.
Задачи исследования:
— Изучить особенности проведения природоведческих занятий в дошкольном учреждении.
— Обозначить систему дидактического и опытно-экспериментального материала природоведческого содержания, направленных на формирование у старших дошкольников различных форм познания.
1. Теоретические основы умственного воспитания дошкольников
1.1. Понятие «умственное воспитание»
и его основные составляющие.
В момент рождения человек представляет собой биологическое существо. Стать субъектом, личностью, индивидуальностью ему предстоит в процессе онтогенеза, то есть через путь возрастных и индивидуальных изменений. В целостной личности находит своё сочетание природное и социальное начало. Развитие биологических задатков и свойств обеспечивает процесс функционального созревания человека, его анатомо-физиологических структур.
Наряду с наследственностью и средой, важнейшим фактором в развитии личности выступает воспитание. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры её развития с учётом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание – это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. На сегодняшний день целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма и имеет научные взгляды на окружающий мир. В современной школе основным содержанием обучения является овладение научными знаниями о развитии природы и общества.
Формирование всесторонней и гармонично развитой личности не только выступает как объективная потребность, но и становиться основной целью (идеалом) современного воспитания.
Ключевой проблемой всестороннего и гармонического развития личности является умственное воспитание. Только благодаря интеллектуальной деятельности человек создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный прогресс в области науки, техники и социально-экономических отношений. Обычно умственное воспитание связывают с овладением научными знаниями, с развитием творческих способностей и задатков. Не менее важное значение в этом отношении имеет развитие мышления личности, сообразительности, памяти, умения самостоятельно добывать и пополнять свои знания. Расширение интеллектуального кругозора, овладение новейшими достижениями науки и техники и другими общечеловеческими.
Главными качествами ума являются сообразительность (умение создавать информацию и оперировать ею), любознательность (пытливость в учении), объективность (стремление к прочности и точности знаний), эрудированность (широта взглядов, научная информированность) и действенность мышления (умение видеть главное и применять теорию на практике). Совершенствование ума предполагает активное развитие мышления, памяти, речи и способности к творчеству.
1.2. Содержание умственного воспитания детей
старшего дошкольного возраста
В содержание воспитательного процесса детей дошкольного возраста входит умственное воспитание. Чтобы правильно подойти к реализации задач умственного воспитания, необходимо глубоко знать закономерности умственного развития ребенка. Именно в этом направлении работают ученые психологи и педагоги. Изучение возрастных возможностей умственного развития детей направлено на выяснение закономерностей и особенностей развития способностей детей, познавательных интересов, формирования наглядно-образного мышления детей, предпосылок логического мышления. На основе всех выявленных закономерностей умственного развития детей дошкольного возраста определяется содержание и методы умственного воспитания на разных этапах возрастного становления ребенка.
Умственное воспитание — это прежде всего развитие активной мыслительной деятельности дошкольников. Полноценное умственное воспитание происходит только в педагогически правильной организованной деятельности.
В содержание умственного воспитания входит: развитие интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятия, памяти, мышления, любознательности и умственных способностей. Умственное воспитание детей старшего дошкольного возраста осуществляется на занятиях, в игре, продуктивной деятельности. В процессе разнообразных видов деятельности дети приобретают навыки ориентировки в окружающем, различные знания. На разных этапах детства знания — это первичное знакомство с окружающим, приобретение опыта общения с вещами, общения со взрослыми и сверстниками. Здесь главное — развить у ребёнка подражание, наблюдение, элементарную способность к обобщению. В старшем дошкольном возрасте эти качества обеспечивают восприятие знаний в определённой системе.
У детей старшего дошкольного возраста развиваются способности к аналитико-синтетической деятельности. Дети не ограничиваются узнаванием конкретных фактов, внешних свойств предметов и явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. С учётом этих факторов в старшей группе усложняются задачи и программы их обучения, в том числе и по ознакомлению с природой.
У детей этого возраста формируется система представлений и простейших понятий о предметах и явлениях неживой природы: они узнают причину продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны; учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода за ними; учатся различать своеобразие внешнего строения и повадки животных и пр. В старшей группе необходимо формировать умения обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным признакам и связям.
С возрастом содержание знаний усложняется и удельный вес их в структуре умственного воспитания увеличивается. Однако ведущей задачей на протяжении всего периода детства остаётся развитие психических функций и способностей, формирование различных способов деятельности.
Основой умственного развития и воспитания ребенка является сенсорное воспитание, которое направлено прежде всего на развитие ощущений и восприятий. Ребенок познает окружающий мир через ощущения и восприятие. Уровень развития ощущений и восприятия определяет и успешность познавательной деятельности ребенка.
В содержание сенсорного воспитания входит развитие зрительных ощущений: детей учат различать и называть цвета, формируют у них представление об оттенках, развивают способность при рассмотрении картины видеть, как с помощью цвета достигается художественная выразительность изображения. Умение различать длительность и силу звуков, цвета, оттенки, формы дает возможность лучше понимать музыкальные произведения, живопись, получать эстетическое удовольствие от слушания музыки, рассматривания произведений искусства. Сенсорное воспитание предполагает развитие слуховой чувствительной, умения вслушиваться и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха. Особенно важно развивать у детей звуковую культуру речи, учить дошкольников анализировать звуковую структуру слова, отражать в речи свои ощущения, понимание эмоциональной ситуации при изложении и пересказе событий из жизни и жизни литературных героев, особенно сказочных.
Источник
Ознакомление с природой как фактор умственного развития детей
Определение 1
Умственное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, которые происходят в мыслительных процессах в связи со взрослением человека и под влиянием окружающей его среды, а также посредством специально организованных обучающих и воспитательных воздействий, и личного жизненного опыта.
Одним из наиболее сильных факторов, оказывающим большое влияние на интеллектуальную активность детей, является окружающая природа. Именно поэтому очень важно организовывать такую познавательную деятельность, в процессе которой воспитание познавательных интересов детей будет осуществляться через взаимодействие с природой.
Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются восприятия и ощущения. Процессы формирования и совершенствования восприятия и ощущений относятся к сенсорному воспитанию и составляют неотъемлемую часть любого вида детской деятельности.
Умственное развитие ребенка находится во взаимосвязи с развитием речи и мышления. В свою очередь речь и мышления ребенка взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мышления оказывает влияние на словесное оформление речи. И наоборот, чем четче и внятнее речь ребенка, тем более понятной будет у него высказанная речь.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Для развития речи и мышления ребенку необходим чувственный опыт, который он получает в процессе взаимодействия с окружающей его природой.
Природа окружает каждого ребенка с самих ранних лет, она является естественным источником чувственных восприятий, а познание разнообразных природных явлений способствует активному развитию речи и мышления. Именно поэтому очень важно с самых ранних этапов развития ребенка, знакомить его с природой, используя разнообразные методы, средства и приемы.
Основные методы ознакомления с природой, направленные на умственное развитие детей
Как показывает практика, наиболее доступным и привлекательным для детей является метод наблюдения. Первые наблюдения можно организовывать у детей в возрасте 3-4 лет. Ребенок совместно со взрослым наблюдает за изменениями температуры, за осадками, природными явлениями. При этом очень важно констатировать факты, удерживать внимание ребенка на нужном явлении, например, указать, что снег падает хлопьями и красиво ложится на землю.
Организуя наблюдения в природе, следует в первую очередь учитывать возрастные возможности детей, а также их индивидуальные особенности, например, детям младшего дошкольного возраста сложно удержать внимание, сосредоточиться на чем-то одном. Поэтому целесообразнее детей организовать в небольшие группы, так будет удобнее работать и воспитателю и результативность наблюдения будет значительнее выше.
Помимо непосредственного наблюдения в природе, с целью умственного развития детей используются дидактические, творческие и подвижные игры, в которых дети знакомятся с природными явлениями и предметами.
Дидактические игры направлены на уточнение, закрепление и расширение представлений о природе и природных явлениях. Большинство игр учат детей обобщать и классифицировать, способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи, наблюдательности, а также учат применять собственные знания на практике, активизируют разнообразные умственные процессы.
С целью ознакомления детей с природой используют, предметные, настольно-печатные и словесные дидактические игры.
Предметные дидактические игры – это игры с использованием природного материала (семена, цветы, листья, фрукты, овощи и т.д.). К настольно-печатным играм относятся «Зоологическое лото», «Ягоды и фрукты», «Ботаническое лото» и т.д. Словесные дидактические игры не требуют дополнительного оборудования, проводятся с целью закрепления знаний о природе («Кто летает, прыгает, бегает», «В воздухе, в воде, на земле» и т.п.).
Дидактические игры, вне зависимости от вида способствуют развитию у детей сообразительности, внимания, быстроты реакции, связной речи и т.д. Все это способствует успешности умственного развития детей.
Помимо дидактических игр, в работе с детьми по ознакомлению с природой используются разнообразные игровые упражнения, направленные на усвоение свойств природных предметов. Игровая форма упражнений придает им занимательность, а обучение происходит через игровые действия и правила. Например, могут использоваться такие игровые упражнения как «Узнай на вкус», «Принеси зеленый лист», «Найди цветочку пару» и т.д.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием животным, показу их повадок, образу жизни, отражению явлений неживой природы. Играя, дети подражают животным, имитируют звуки, а положительный настрой способствует повышению интереса к природе.
Следующий вид игр природоведческого характера – это творческие игры. Творческие игры могут быть использованы как самостоятельное средство ознакомления с природой, так и как вспомогательное в рамках экскурсий, повседневной жизни, трудовой деятельности и т.д.
Самостоятельный характер творческих игр отводит воспитателю роль наблюдателя и руководителя. Его задачей является установление уровня владения детьми знаний о природе, что необходимо уточнить или расширить. Кроме того, воспитатель следит за тем, как дети умеют применять свои знания о природе в практической деятельности.
Обогащая творческие сюжетно-ролевые игры природоведческого содержания, воспитатель расширяет и углубляет знания детей о труде взрослых на экскурсиях, прогулках, показывая фильмы, презентации, читая книги.
Замечание 1
Таким образом, важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа. Она постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания — ощущение и восприятие.
Источник