Умственное развитие ребенка развитие речи
Светлана Шапошникова
Развитие речи — важнейшее условие умственного развития.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, т. к. основывается на данных не только психологии и педагогики,но и общего языкознания и психолингвистики.
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа.
Обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, лексическими и грамматическими, но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями). Отсюда существенной задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения.
Важнейшим показателем речевого общения является развитие инициативной речи, когда ребенок самостоятельно начинает обращаться ко взрослому, активно используя накопленный к этому возрасту словарь.
Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Работа над формированием словаря – важная составная часть занятий по развитию речи. Для расширения, обогащения и активизации словаря ребенка широко используются дидактические упражнения: «Что изменилось?», «Отгадай и назови». Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Занятия по развитию речи, активное общение с окружающими способствуют обогащению и уточнению словаря детей, формированию не только лексического запаса, но и грамматического строя речи. Овладевая предложением и морфологическими средствами, выражающими многообразие значений в языке, ребенок приобретает возможность пользоваться полноценной развернутой связной речью.
Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка.
Работа по развитию речи включает в себя:
• воспитание звуковой культуры речи;
• формирование грамматически правильной речи;
• формирование разговорной (диалогической) речи;
• обучение связной монологической речи (рассказывание);
• обогащение, уточнение и активизация словарного запаса;
• воспитание интереса к художественному слову.
Развитие речи в дошкольном возрасте является процессом многоаспектным по своей природе. Взаимосвязь речевого развития, овладение языком и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.
Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:
1. Владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний любого типа;
2. Умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать, спрашивать, отвечать, возражать);
3. Знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
4. Умение читать и писать (элементарное владение грамотой и письмом).
Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-дошкольника.
Источник
Как правило, развитие речи у ребенка – один из самых волнующих вопросов для родителей. Считается, что развитие речи служит показателем и умственного развития ребенка.
Это не всегда верно. И имеет, скорее, обратную тенденцию: при задержке речи у ребенка замедляются навыки общения и обучения. На запаздывание речи могут влиять различные факторы: от перенесенных инфекций до слабого мышечного тонуса лица и плохого слуха.
Признаки проблем развития речи у дошкольников
Поскольку, чем раньше выявляются эти проблемы, тем успешнее с ними можно справиться, врачи рекомендуют обращать внимание на следующие настораживающие признаки:
- 3-4-месячный ребенок не проявляет ответной реакции на вашу улыбку и жесты.
- 7-месячный ребенок не лопочет и не повторяет за вами простые звуки.
- Годовалый ребенок не говорит простых слов, например «мама» или «дай».
- В активной лексике полуторагодовалого малыша менее 10 слов.
- Речь 2-годовалого ребенка могут разобрать только родители, бабушка или няня.
- В активной лексике ребенка в возрасте 2,5 лет менее 25 слов.
- У ребенка с рождения до 5 лет рот постоянно открыт, наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов), или у ребенка возникают трудности с сосанием или жеванием.
Если у ребенка наблюдаются эти признаки, то это повод обратиться к врачу.
Активная и пассивная лексика ребенка
Но что, если, например, к двум годам ребенок может произносить лишь несколько слов, но в то же время вам кажется, что он вас хорошо понимает, выполняет ваши просьбы или слушает, как вы читаете ему книжку? Стоит ли беспокоиться в этом случае? Чтобы это понять, необходимо принимать в расчет два аспекта речевого развития. Ребенок пользуется как «активной», так и «пассивной» лексикой. К «пассивной» лексике относятся те слова, которые ребенок понимает. Если «пассивная» лексика у двухгодовалого ребенка развита, он хорошо понимает обращенную к нему речь и может выполнять простые просьбы.
К «активной» лексике относятся слова, которые ребенок может произносить и которыми он пользуется для общения. От 2 до 3 лет «активная» лексика должна возрасти до примерно 300 слов. Каждый месяц в словаре ребенка должно появляться несколько новых слов. Кроме того, ребенок должен уметь строить простые фразы из двух слов, например «Дай сок!» Но термин «слова» в данном случае вовсе не означает полноценных внятных слов, а скорее принадлежность одного и того же звука одному и тому же объекту, например звуки «Ба» должны всегда означать «бабушка». Кстати, первыми словами ребенка обычно становятся не просто те, которые они слышат чаще всего, а наиболее часто слышимые односложные слова или фразы из одного слова: «Нет!», «Пока!», «Дай!»
Если вам кажется, что развитие «активной» лексики ребенка запаздывает, понаблюдайте, насколько хорошо он пользуется жестами. Например, ребенок может не смочь сказать «Мама, я хочу есть. Дай мне банан.». Но он может взять вас за руку, отвести на кухню и показать пальцем на банан. Если ваш ребенок может использовать для общения с вами комплекс жестов, значит его развитие совершенно нормально, и его «активная» лексика скоро придет в норму. А пока вам следует обязательно придавать звукам ребенка значение слов. То есть, если ребенок показывает на мяч и говорит «Мя», вам нужно ответить «Да, это мячик.»
Если же у ребенка плохо развита и «активная» и «пассивная» лексика, то следует обратиться к врачу. Примите также в расчет то, что речевое развитие мальчика может слегка запаздывать по сравнению с речевым развитием девочек. Считается, что мальчики начинают говорить позже девочек. Правда, у мальчиков с запаздыванием речевого развития и в два раза чаще диагностируются проблемы со слухом или с распознаванием речи.
Как ускорить речевое развитие ребенка?
- Больше разговаривайте с ребенком, начиная с самого его рождения. Всегда отвечайте на младенческий лепет и агуканье.
- Больше читайте малышу, задавайте вопросы, и обсуждайте вещи, которые составляют окружающий ребенка мир.
- Показывайте ребенку окружающие его вещи и называйте их. Объясняйте ребенку, что именно вы делаете в данный момент. Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз.
- Используйте в своей речи как можно больше описательных слов и синонимов. Например, вместо того, чтобы попросить малыша дать вам просто «машинку», скажите «Дай мне маленькую красную машинку», даже если других машинок в зоне видимости нет. Чем больше слов он слышит, тем активней будет его лексика.
- Разучивайте с ребенком стишки и песенки.
- Всегда внимательно и терпеливо выслушивайте, если ваш ребенок хочет вам что-то сказать.
Марина Аль-Рабаки
Также по теме
03.02.2005
Как развить речь малыша?
Сопровождайте словами все свои действия, например, с кулаками и игрушками. А когда ребёнок начнёт за вами повторять, спрашивайте его, что он делает.
17.04.2015
Развитие речи малыша по методике О.Н.Тепляковой
С первых дней жизни маленький человек начинает осваивать новые умения: знакомиться с окружающим миром, самим собой, учится сидеть, ползать, ходить, говорить.
05.09.2017
Двуязычие у детей
Билингвизм – это полноценное владение двумя языками. Половина населения земного шара двуязычны. Такое явление обусловлено политическими, социальными и экономическими причинами. Людей, которые могут в равной степени пользоваться двумя языками называют билингвами. Их отличает коммуникабельность, общительность, гибкость ума и нестандартный подход в решении проблем. Именно поэтому все больше родителей стремятся научить своих детей дополнительному иностранному языку. В материале этой статьи мы обсудим преимущества и недостатки детского билингвизма.
Обсудить любой вопрос, связананием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!
Источник
Доклад
Развитие речи – основа умственного воспитания детей
Выполнила: воспитатель
Хорлунова Наталья Владимировна
Воспитатель, Хорлунова Н. В.
Доклад.
Развитие речи – основа умственного воспитания детей
Умственное развитие ребёнка происходит как в общения с взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения. Важнейшую роль при этом играет осуществляемый на занятиях в детском саду процесс умственного воспитания. Умственное воспитание ребёнка выступает не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определённых качеств личности.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который существенно влияет на умственное развитие ребёнка. Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. Установлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние существенные связи и отношения.
Большое значение для умственного воспитания имеет разработка предметного содержания мыслительной деятельности детей. В ряде исследований показано, что в среднем и старшем дошкольном возрасте оно приобретает значительную широту. Одна из линий усложнения этого содержания может быть представлена как последовательное овладение детьми, следующими основными отношениями действительности: 1) «часть – целое», 2) «предмет – предмет», 3) «предмет – система предметов».
Планомерное и систематическое обогащение знаний детей осуществляется воспитателем, прежде всего на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим, на которых они учатся объединять полученные на занятиях и в повседневной жизни разрозненные знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.
На занятиях по воспитанию звуковой культуры речи дети учатся чётко и правильно произносить звуки, слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом, учатся слышать в словах отдельные звуки, различать их на слух и в произношении.
В процессе формирования звуковой культуры речи воспитатели используют разнообразные речевые средства: игры, связанные с речью, чистоговорки, загадки, пословицы, потешки, стихи, считалки. При умелом и правильном подборе они способствуют не только формированию правильного звукопроизношения, выработке чёткой дикции, развитию артикуляционного и голосового аппаратов, развивают фонематический и речевой слух, но и воспитывают детей в умственном плане: расширяют кругозор, уточняют и обогащают знания и представления об окружающей действительности, явлениях общественной жизни. Поэтому занятия по воспитанию звуковой культуре речи желательно проводить на таком речевом материале и строить таким образом, чтобы они, помимо решения своей основной задачи, способствовали в различной степени и умственному воспитанию дошкольников.
В развитии словаря большое место занимают занятия по ознакомлению с окружающим с природой, различные наблюдения, экскурсии, беседы, в ходе которых у детей формируются и уточняются знания и представления. Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей.
Необходимо уже с младшего возраста уделять внимание качественной стороне развития словаря, т.е. решать следующие задачи 1) работать над правильным понимание смысла слов; 2) расширять запас синонимов и антонимов; 3) формировать умение употреблять слова, правильно сочетая их по смыслу; 4) активизировать в речи детей такие части речи, как прилагательные и глаголы.
В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребёнка учат правильно говорить. Только при комплексном решении задач умственного и речевого развития в тесной взаимосвязи задач обучения разным сторонам языка при правильном соотношении коллективных и индивидуальных форм обучения, возможно, обеспечить гармоничное речевое развитие в частности формирование полноценных словообразовательных навыков и умений. При усвоении способов словообразовании важнейшей задачей является воспитание интереса к слову, чуткости его семантике и форме, создание широкой ориентировки в формально-семантических отношениях между одно структурными и однокоренными наименованиями, опыт творческого применения знаний и умений. Без этой основы невозможно сформировать грамматически правильные способы словообразования. Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребёнка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной. Требование к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагают владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи. Развитие связной речи возможно лишь на основе овладения родным языком освоения его звуковой стороны, определённого словарного запаса, грамматического строя речи. В старшем дошкольном возрасте, когда дети достигают высокого уровня в практическом владении родным языком «Программой воспитания и обучения в детском саду» предусматривает обучение членению предложений на слова и составлению предложение из слов, т.е. приобретение умений проводить анализ и синтез предложения. Для этого дети должны осознавать, что наша речь состоит из отдельных слов, которые следуют одно за другим. Эта работа важна не только в плане подготовки к обучению грамоте. При правильной организации и методике проведения занятий работа над лексическим составом предложения способствует обще речевому и умственному развитию детей. Таким образом, проводимая работа не только подготавливает детей к усвоению грамоты, но и оказывает влияние и на умственное развитие дошкольников развитие умственной активности на формирование осознанного отношения к своей речи. Вместе с этим ребёнок учится сознательно и произвольно строить свою речь, выбирать средства языка для более точного выражения мысли. Воспитание умственной активности при ознакомлении старших дошкольников с речью как языковой действительностью, формирование умений осознавать речь становится существенным условием воспитания культуры речи – необходимого звена во всестороннем развитии личности ребёнка.
Источник
Умственное развитие ребенка часто определяют как формирование у него определенной системы знаний, умений и навыков. Но в настоящее время данное понятие имеет более глубокое значение. Важнее активизировать у ребенка познавательную деятельность, развивать мыслительные процессы – умение анализировать и синтезировать, классифицировать, сравнивать и обобщать.
Уже при рождении дети отличаются друг от друга, у них различные и физиологические, и психологические задатки. В дальнейшем общее развитие каждого ребенка происходит по своей индивидуальной схеме. Не существует детей с совершенно одинаковым умственным развитием. Уровень умственного развития ребенка зависит не только от интеллекта, он обусловлен многими факторами, такими, как врожденные особенности нервной системы, условия жизни, методы обучения, пройденные занятия по умственному развитию и пр.
В современной психологии принято выделять три типа умственного развития ребенка: эмоциональное, речевое и логическое развитие. Для каждого типа существуют свои возрастные промежутки, во время которых данный тип развивается наиболее успешно.
Эмоциональное развитие ребенка
Начинается с самого рождения и продолжается до полутора лет. Эмоциональная сфера играет важную роль в полноценном интеллектуальном и умственном развитии ребенка. С самого рождения малышу необходима эмоциональная связь с матерью, которая способствует формированию эмоций, в дальнейшем определяющих поведение человека в обществе.
Ни в коем случае ребенка нельзя лишать общения, так как основным источником его чувств являются взаимоотношения с другими людьми, как с взрослыми, так и с детьми. Не мало важную роль в жизни детей играют различные переживания (сочувствие, радость, нежность и др.) они могут испытывать и по отношению к животным, растениям, предметам и явлениям природы. Именно поэтому для успешного эмоционального развития ребенка так важны доброжелательная обстановка в доме, общение, забота, улыбки и похвалы родственников.
Речевое развитие у детей
Начинается с самого рождения и продолжается примерно до десяти лет. Развитие речи ребенка тесным образом связано с развитием его интеллекта, творческих способностей и высших психических функций. Уже начиная с рождения малыша необходимо развивать его речь: общаться с ним, отвечать на его младенческий лепет, не обращая внимания на то, понимает ли он вас или нет. Как только малыш начнет говорить, нужно начать разучивать с ним детские стишки, потешки, песенки, тем самым тренируя и память, и речь.
Одним из важных факторов развития речи является развитие мелкой моторики. Что она включает:
- Пальчиковые игры;
- Предметные игры;
- Рисование;
- Лепка;
- Конструирование;
Важно отметить, что для правильного речевого развития нужно читать с ребенком книги, обсуждать и пересказывать прочитанное, рассматривать картинки, сочинять рассказы и сказки о любимых персонажей.
Дети рождаются с уникальными способностями к восприятию и изучению любого языка. Родители должны правильно обучать ребенка речи, стараться употреблять как можно меньше уменьшительно-ласкательных, выдуманных слов, так как ребенок может запомнить неправильное произношение.
Логическое развитие
Временные рамки: от года до пяти лет. Важнейшим этапом в развитии умственных способностей ребенка является развитие логического мышления.
Для развития данного типа мышления ребенку предлагают самостоятельно производить логические операции (анализ, сравнение, классификацию, обобщение и др.). Логическое мышления тесным образом связано с развитием слуха, зрения и осязания ребенка, поэтому для стимулирования развития логических и математических способностей нужно проводить сортировку предметов по признакам (величине, форме, назначению предметов и т.д.), прививать интерес к музыке (слушать классическую музыку, играть с музыкальными игрушками).
Для нормального развития ребенка необходимо с самого рождения формировать правильную речь, интеллектуальные знания, эмоциональную и волевую сферу, а также высшие психические функции.
Источник