Умный ребенок развитие от рождения
И. Е. Чеснова
Мой умный малыш. Развитие ребенка от рождения до пяти лет
© ООО «Издательство АСТ», 2018
© ООО «Интеджер», ил., 2018
© Чеснова И. Е., текст, 2018
© В оформлении использованы материалы, предоставленные Фотобанком Shutterstock, Inc., Shutterstock.com.
* * *
Ирина ЧЕСНОВА – выпускница МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат исторических наук. По второму образованию – практикующий психолог. Член Общества семейных консультантов и психотерапевтов. Автор книг «Малыш: мамино счастье», «Я – скоро мама», «Я стала мамой!», «Как стать взрослым?», а также статей в популярных СМИ. Ведет частную практику, свой сайт (www.irina-chcsnova.ru) и блог (chcsnova.livcjournal.com). Счастливая жена и мама Даши и Гриши.
От автора
Уже давно доказано, что в первые годы жизни мозг маленького человечка находится в стадии бурного роста и потому обладает поистине феноменальными возможностями – он все схватывает буквально на лету. Чем меньше ребенок, тем легче он впитывает любые новые для него знания, навыки и умения. Поэтому так важно именно в раннем детстве не упустить драгоценное время, поддержать в малыше естественную тягу к постоянным открытиям, любознательность. Подкидывая, по выражению великого педагога Марии Монтессори, угольки в топку его ума, заложить в ребенке фундамент исследователя. Или художника – в самом широком смысле этого слова. Развить в нем способность глубоко и творчески мыслить, искать пищу для своего интеллекта и для своей души. Подготовить его мозг для легкого восприятия любой информации в будущем. Чтобы он смог решать сложные задачи, которые встретятся ему в жизни.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был способным. Но у любого человека, когда он рождается, нет никаких способностей. Есть только задатки – и их много. А разовьются эти задатки в способности или не разовьются, зависит прежде всего от того, насколько благоприятна для его индивидуального становления та среда, в которой он растет.
Естественно, сразу возникает вопрос: как? Как создать своему любимому малышу эту благоприятную среду, как помочь задаткам развиться в способности? Для этого нужно знать главное: задатки превращаются в способности только в деятельности, которая вызывает интерес и приносит удовольствие. Интерес и удовольствие! Иными словами, способности развиваются тогда, когда то, чем занимается ребенок, вызывает в нем радость познания. И эта радость подпитывает дальнейшее желание учиться новому, исследовать неизведанное. Соответственно, наоборот: деятельность, которая ребенку неинтересна, навязана, не подходит по возрасту и не приносит никаких радостных открытий, способности не развивает, а губит.
Конечно, когда перед нами маленькое, только что родившееся чудо, никто не знает, какие возможности заложила в нем природа, какая конкретно деятельность будет для него полезна и ценна. И здесь важно помнить, что стремление к познанию есть в каждом ребенке. В каждом! Просто сфера «приложения» этой умственной активности у каждого своя. Поэтому задача любящих родителей – внимательно наблюдать и предлагать своему сокровищу самые разные занятия для его развития и познания мира, чтобы в итоге увидеть, чем он занимается с особым упоением, в каких областях его способности могли бы раскрыться наиболее полно и ярко. Именно этим разнообразным занятиям и посвящена эта книга. С их помощью вы сможете развить в своем ребенке общие умственные способности, на основе которых затем, как на прочном фундаменте, «вырастут» способности специальные, присущие именно этому конкретному человеку.
Все мы знаем: чтобы малыш рос радостным и сообразительным, им нужно заниматься (ведь если не делать этого, развиваться он будет гораздо медленнее, чем… мог бы). И это развитие должно быть гармоничным, поступательным, без перегибов, без подталкивания, без форсированного движения вперед.
Как это сделать, как этого достичь? Как комплексно развивать ребенка и избежать при этом ненужных ошибок и излишнего давления, быть с ним рядом, заниматься, но оставлять при этом пространство для его собственных экспериментов, открытий и самостоятельного взросления?
Ответы на эти вопросы мы будем – вместе! – искать в этой книге.
Книга делится на главы, каждая из которых посвящена определенному возрастному периоду. На ее страницах приведено множество развивающих игр и занятий, и я советую вам подойти к ним творчески. Это не обязательный план, который нужно непременно выполнить, и не жесткая схема, которой нужно следовать. Вы не должны делать все-все, что написано здесь. Даже не пытайтесь.
Такое обилие самых разных заданий и упражнений дано для того, чтобы вам было из чего выбрать. Чтобы у вас не болела голова, чем бы таким увлекательным и подходящим вашему ребенку по возрасту заняться. Однако подчеркну, что все вместе эти игры и идеи составляют продуманную комплексную программу всестороннего развития ребенка – от простого к сложному. Используя материалы этой книги, вы можете быть уверены: вы ничего не упустите и ваш замечательный малыш будет развиваться полноценно, радостно и успешно.
Я очень надеюсь, что книга даст вам толчок, импульс – чтобы ваши игры и занятия с малышом были только вашими, уникальными, ни на какие другие не похожими. Используйте упражнения как отправную точку, «подгоняйте» каждое из них под интересы и возможности вашего ребенка. Вы можете свободно переделывать, облегчать или, наоборот, если нужно, усложнять задания, вы можете менять условия или придумывать собственные, главное, чтобы то, что вы предложите вашему солнышку, было для него интересно и вам обоим доставляло радость и наслаждение.
Пожалуйста, не гонитесь за впечатляющими результатами и искусственными успехами, не стремитесь научить чему-то ребенка раньше сверстников и продемонстрировать окружающим его «развитость», не ждите, что вы сразу увидите плоды своих усилий. У вашего с ним взаимодействия, у ваших игр не должно быть ни скрытого, ни явного подтекста, ни каких-либо амбициозных целей, кроме одной – взаимного удовольствия от совместно проведенного времени. Все ваши порывы должны идти от сердца, а не потому, что «так надо», «полезно» и «правильно».
Обращаю ваше особое внимание, что любые занятия с малышом – это ни в коем случае не обучение. Это игра! Самое большое и полезное для него удовольствие. Учить ребенка и развивать ребенка – это принципиально разные вещи! Раннее обучение (чтению, письму, знанию цифр, т. е. тому, к чему малыш первых лет жизни пока не готов) ничего, кроме вреда, не приносит, а вот раннее развитие (хотя мэтры педагогики называли его вовсе не ранним, а своевременным) – это совершенно другое, и об этом мы поговорим на страницах книги. Развитие ребенка дошкольного возраста происходит именно в игре, то, что удается «прожить», прочувствовать через игру, усваивается замечательно. Поэтому погружайтесь в мир придуманных персонажей, просите ребенка что-то сделать от имени его любимой игрушки, придумывайте задания так, чтобы они были частью игрового сюжета. «Обставляйте» любое взаимодействие с ребенком как увлекательную (а где-то даже волшебную) игру – и вы увидите: она творит настоящие чудеса.
И самое, пожалуй, важное. Больше всех развивающих методик и упражнений на свете вашему малышу нужно ваше внимание и ваш интерес – не столько к его успехам, сколько к его жизни и к нему самому, к тому, какой он, чем живет и что для него важно. И эта книга, повторюсь, не непременное руководство к действию, а инструмент, чтобы вы могли – при желании – насытить вашу совместную жизнь самыми разными занятиями, которые к тому же будут способствовать его всестороннему и гармоничному развитию.
Источник
Что влияет на интеллект ребенка до рождения? Советы женщинам, желающим родить умного ребенкаУмный ребенок, с самого раннего детства превосходящий в развитии своих сверстников, несомненно, радость для родителей. Уже в дошкольном возрасте умный ребенок имеет склонности к созидательной деятельности и блещет не по годам высоким уровнем интеллекта. Поэтому, нет на свете родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их ребенок вырос умным и здоровым человеком. Многие люди скажут, что уж тут советовать, ведь все определяется природой и если умные родители, то и рождаются умные дети. Гениальность человека действительно во многом зависит от генетики. Причем уровень интеллектуальных способностей матери передается по наследству больше, чем отца. Однако наследственность по линии отца тоже играет не последнюю роль, если он умный или в его семьи были гениальные предки, то вероятность рождения ребенка с высоким интеллектом намного возрастает. Ученые всего мира уделяют большое внимание изучению факторов, влияющих на формирование умственных способностей малыша еще до рождения. Давайте посмотрим некоторые из этих факторов: 1. Уровень интеллектуальных способностей матери передается ребенку. Ученые на экспериментах с мышами доказали, что все события в детстве и взрослой жизни матери оказывают влияние на способности ребенка. Мышей самок подвергали различным испытаниям, тренируя память и развивая их с помощью физических упражнений. Мыши, которые проходили такую подготовку, дали потомство с одинаковыми генными изменениями и их детки, проявляли такую же память, как у мышей-мам, хотя и не проходили специальную тренировку. Этот эксперимент говорить о том, что если мама с детства развивала логику и тренировала мозги, то ребенок уже родиться с таким же уровнем развития интеллекта. Для увеличения шанса рождения умного малыша, ученые советуют беременным женщинам решать кроссворды и головоломки для развития интеллекта. 2. Американские ученые доказали, что на 20% интеллект ребенка зависит от условий его жизни в утробе матери. Мнение, бытовавшее ранее, что интеллект ребенка зависит от прослушивания музыки беременной женщиной, не подтвердилось. Прослушивание музыки во время беременности влияет только на развитие слуха у ребенка. Сегодня ученые уверены в том, что интеллект ребенка зависит от питания женщины во время беременности. По их мнению, на IQ малыша влияют жирные кислоты Омега-3 и холин, известный витамин В4. Жирные кислоты Омега-3 содержатся много в жирной рыбе, а холин — в яйцах, говядине, молочных продуктах. Поэтому женщинам ученые рекомендуют больше есть эти продукты во время беременности. 3. Интеллект ребенка зависит от состояния организма беременной женщины. Рожать женщине необходимо в возрасте от 19 до 28 лет. По мнению ученых, чем старше женщина, тем меньше шансов родить умного ребенка. К зачатию ребенка необходимо подойти осознанно, спланировав беременность заранее. Случайные половые связи, курение, употребление алкоголя родителями может стать причиной рождения умственно отсталых детей. Нельзя употреблять и медикаменты во время беременности, без консультации с гинекологом. 4. Роды без патологий являются важным условием для рождения умственно развитого ребенка. По мнению ученых, ребенок, который родился естественным путем и прошел через родовые пути, проявляет более высокие умственные показатели, чем дети, родившиеся путем кесарева сечения. Поэтому очень важно делать гимнастику во время беременности, предназначенную специально для беременных. Для прохождения родов без осложнений еще до зачатия женщине следует особое внимание уделять специальным упражнениям, которые укрепляют мышцы промежности, тазового дна и живота. Крепкие и натренированные мышцы способствуют благоприятному течению родов. — Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений» Автор: Искандер Милевски Оглавление темы «Проблемы современного человека»: |
Источник