Умный кубик для развития ребенка как называется
Светлана Николаевна Пучкова
Дидактическая игра «Речевые кубики»
Дидактическая игра «Речевые кубики»
Направленность: речевое и познавательное развитие.
Предназначение: в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.
Цель:
Расширять и активизировать словарный запас, способствующий познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста, развитие фонематического слуха, памяти.
Задачи:
1. Развивать речь детей:
• вызвать речевую активность, умение правильно строить фразу, последовательно излагать мысли, научить составлять развернутый описательный рассказ.
• Развивать умение описывать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы.
• Активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.
• Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. (игры на обобщающем кубике).
• Закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
• Расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости. (д/и «Что бывает круглым?»)
• Закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных. (Д/и «Один – много»)
• Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (д/и «Скажи ласково»).
• Закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. («Веселый счет»).
• Развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. («Кто кем был?; Кто кем будет?»)
2. Развивать познавательные способности детей, формирование мыслительных процессов в ходе выполнения заданий. Закреплять знания детей о домашних и диких животных, о фруктах, овощах, деревьях, грибах, цветах, ягодах; о геометрических фигурах, форме, величине.
3. Развивать и совершенствовать тонкую двигательную координацию кистей и пальцев рук.
Материал: пластмассовые кубики: «Фигуры», «Числа», «Животные», «Обобщающий», карточки с заданиями к каждому кубику.
Игра проводится в свободное от занятия время в форме дидактической игры. Игровое правило регулируется детьми, большое разнообразие картинок поднимает интерес, а правильные ответы стимулируют к усложнению задач. При организации и проведении игры важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою словесную активность.
Ход игры:
Для каждого кубика имеется своя карточка с заданиями. Для удобства для я сделала для красного кубика – красную карточку, для синего – синюю, для зеленого – зеленую карточку. Начинать играть надо с одного любого кубика, а затем усложнять игру в 2 кубика.
Ребенок подбрасывает кубик со словами «Крутись, вертись, на бочок ложись», называет картинку, которая оказалась сверху, и выполняет задания.
Кубик «Фигуры»
На гранях кубика изображены следующие предметы:
1. Круг — назвать предметы круглой формы. (Д/И «Что бывает круглым)
2. Квадрат — назвать предметы квадратной формы из того, что окружает ребенка.
3. Разноцветные фигуры с неровными контурами (вопросы из серии «Что бывает красным, зеленым, желтым, синим…»)
4. Маленький – большой треугольники:
Задание «Кто кем (чем) станет?»
«Кем (чем) будет — яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д. Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа. Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».
«Кто кем (чем) был?»
Кем (чем) был раньше названный объект: цыпленок — яйцом, лошадь — жеребенком, корова — теленком, дуб — желудем, рыба — икринкой, яблоня — семечком, лягушка — головастиком, бабочка — гусеницей, хлеб — мукой, шкаф — доской, велосипед — железом, рубашка — ткань, ботинки — кожей, дом — кирпичом, сильный — слабым
5.Два квадрата белого и черного цвета.
Задание «Скажи наоборот».
Примеры задания: высокий-низкий, горячий-холодный, узкий – широкий, большой – маленький, тяжелый – легкий, слабый – сильный…
6.Один круг слева и три круга справа:игра «Один – много».
Задания: : Стол — столы; двор — дворы; нос — носы; гора — горы; нора — норы; мост —мосты; дом — дома; глаз — глаза; луг — луга; город — города; провод — провода; холод — холода; день — дни; пень — пни; сон — сны; лоб — лбы; ухо — уши; стул — стулья; кол — колья; лист — листья; перо — перья; крыло — крылья; дерево — деревья; носок — носки; чулок — чулки; кусок — куски; кружок — кружки; дружок — дружки; прыжок — прыжки; утенок — утята; гусенок — гусята; цыпленок — цыплята; тигренок — тигрята; слоненок — слонята.
Кубик «Животные»
На гранях моего кубика изображены такие животные: корова, кошка, собака, лиса, заяц, еж. (картинки можно менять по желанию).
Вопросы:
1. Кто это? Какое животное? (домашнее или дикое и почему) .
2. Назови ласково. (например, если выпала картинка с лисой, то ласково – лисичка)
3. Назови детеныша (например, детеныш – лисенок. То же самое с другими животными).
4. Кто где живёт?
5. Чем питаются?
6. Какое это животное? (описать внешние качества, повадки).
7. «Что делают животные?»
Собака — Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит;
Кошка (Мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается) ;
лиса – бежит, охотится, отдыхает;
корова – мычит, пасется на лугу, жует траву, дает молоко;
заяц – прячется, прыгает, скачет, ест, боится; и т. д.
8. Чья голова? Чья лапа, хвост? (у кошки голова – кошачья, у лошади голова – лошадиная, у зайца голова – заячья, у лисы голова – лисья, у собаки голова – собачья, у коровы голова – коровья и т д.)
Если одновременно бросить с кубиком «Животные» кубик «Числа», то задания можно усложнить — игра «Веселый счет». В зависимости от того, какое число выпало, ребенок считает: одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы…шесть лис. То же самое с другими животными.
Кубик «Обобщающий».
В паре с кубиком «Обобщающий» бросается кубик «Числа». Ребенок называет столько видовых понятий, сколько покажет выпавшее число. На гранях кубика изображены картинки:
1. картинка «помидор».
2. картинка «яблоко».
3. Картинка «малина».
4. Картинка «дерево».
5. Картинка «цветок».
6. Картинка «грибок».
Задания: назвать столько овощей, фруктов, деревьев, цветов, грибов или ягод, сколько выпадет на одновременно бросающемся кубике «Числа».
Дополнительные вопросы
1. Фрукт или овощ. Где растет? (на грядке, на дереве, в земле) .
2. Назови по форме, по цвету, по вкусу.
3. Как употребляют в пищу? Что готовят? варят? из овоща (фрукта, ягод, грибов) .
Кубик «Числа»
На гранях кубика – числа от 1 до 6. Предназначение кубика: по усмотрению воспитателя усложнять задания путем бросания второго кубика. Закрепляется количественный счет (одно яблоко, два яблока, согласование числительных с существительными (одна кошка, две кошки).
Источник
Традиционно родители покупают множество игрушек и среди них практически всегда можно найти развивающие кубики для детей. Это правильно, ведь кубики позволяют ребенку овладеть необходимыми навыками, усовершенствовать моторику рук, а также способствуют развитию сенсорики. Помимо этого в разные возрастные периоды кубики играют различную роль.
Если в первый год жизни с помощью кубиков ребенок учится «пользоваться » своими ручками, то в последующем они становятся незаменимым атрибутом обучения цветов, конструированию, счету и чтению, они развивают пространственное воображение и способствуют укреплению памяти. При этом огромное значение имеет выбор развивающих кубиков для детей.
Как выбрать развивающие кубики для детей?
Как советуют педиатры и детские психологи, развивающие кубики для детей должны, прежде всего, соответствовать возрасту и возможностям ребенка. Следует обратить внимание, что это могут быть кубики из дерева, пластмассы или мягкие текстильные кубики различной формы и раскраски, но для любого возраста обязательным остается условие их безопасности для здоровья.
Приобретать кубики можно уже с 2-3-месячного возраста малыша. Основным условием их выбора является соответствие размеров кубика и ладошки вашего ребенка. В дальнейшем стоит приобрести несколько наборов кубиков различного размера и цветов, будет хорошо, если на них будут нанесены изображения животных. Для деток возрастом от 2-х лет стоит подобрать кубики-пазлы, а ближе к 3-м годам правильным выбором становятся кубики с нанесенными на них буквами и цифрами.
Таким образом, на различных возрастных этапах можно обеспечить своевременное развитие тех или иных функций опорно-двигательного аппарата, а также знаний и умений ребенка.
Какие бывают развивающие кубики?
Кубики Никитиных
Эти кубики изобрели педагоги Елена и Борис Никитины для самых маленьких детей. Грани кубиков раскрашены в разные цвета, из которых малышу предлагается складывать узоры по образцу карточек, прилагающихся к набору кубиков. Занятия по методике Никитиных развивает логику и системное мышление у маленьких детей, учат комбинировать и определять сходство.
«Динамические кубики» Чаплыгина — набор из тридцати кубиков с буквами, причем на десять из них на нанесены устойчивые слоги. Данный набор выпускается только в готовом виде с книжкой-шпаргалкой.
Вальдорфские кубики
Вальдорфская педагогика предлагает свою «версию» кубиков. Это деревянные брусочки разной формы, не обязательно кубической. Название для этих игрушек просто осталось традиционное. Чтобы что-то построить из таких кубиков, малышу нужно сначала хорошенько подумать, взвесить их на ладони, подогнать по форме один к другому. Это тот же тетрис, но только вживую и для маленьких. Такая игра развивает и пространственное и образное мышление, воображение, логику, координацию движений. Вообще вальдорфская методика воспитания подразумевает раскрытие личностного потенциала ребенка посредством вовлечения его во все дела взрослых. Ибо ведущей линией развития ребенка считает подражание. Поэтому для наиболее эффективного применения вальдорфских кубиков, маме следует, хотя бы поначалу, присоединиться к такой игре. И показать малышу, что можно построить из этих брусочков.
Кубики Зайцева
Это специальные кубики, разработанные выдающимся русским педагогом Николаем Зайцевым. Они помогают обучить чтению малышей с задержкой развития речи и психики, аутизмом, а также для салабовидящих и слабослышащих деток. На грани таких кубиков нанесены склады — слоги или комбинации гласных. Принцип образования складов обусловлен анатомической структурой человеческих связок и усилием, которое применяется для произнесения того или иного фрагмента слова.
В зависимости от этих складов (включающих только гласные или также согласные: звонкие или глухие, мягкие или твердые), кубики различаются по цвету, размеру и звуку тарахтящего наполнителя. Из этих кубиков малыши с помощью педагогов складывают слова — как из обычных кубиков с одной буквой на каждой грани.
Кубик Рубика
Всем известная и полюбившаяся всему миру головоломка под силу уже младшему школьнику. У нас дома пока только взрослые развлекаются этой головоломкой. Кстати, сегодня существует множество вариаций кубика Рубика.
Различные конструкторы из кубиков.
Интерес к конструкторам не иссякнет очень долго. Сегодня машинки, завтра домики, а послезавтра самолеты — из конструктора каждый день можно строить что-то новое и необычное! Конструкторы могут быть как деревянными, так и пластмассовыми. Сейчас в магазине можно найти конструкторы на любой вкус и кошелек.
Из всего многообразия кубиков у сына есть практически все из перечисленных, за исключением кубиков с буквами, их нам заменяет магнитная азбука. Особой популярностью пользуются конструкторы из кубиков.
Например:
Деревянный конструктор Hape — замок.
Игрушка состоит из деталей различных форм, что дает большие возможности для детского творчества. Некоторые детали имеют углубления, за счет которых их можно использовать в качестве моста или поставив вторым рядом в качестве окон. Для украшения замка в наборе имеется яркая башенка.
Конструктор из кубиков Step Puzzle.
Играть в нее можно как одному, так и вдвоем. В коробочке вы найдете разноцветные кубики-пазлы и книжку с заданиями (от простого к сложному), которые позволяют развить память и внимание.
Конструкторы Lego — можно тоже отнести к конструкторам из кубиков.
В целом кубики помогают родителям превратить обучение в увлекательную игру. Ведь главное помнить, что кубики это хорошее пособие, с помощью которого можно помочь своему ребенку расти и развиваться.
Как играть в кубики в зависимости от возраста ребенка?
1 — 1,5 года
Первый набор кубиков подари карапузу в возрасте около 1 года или и того меньше. Во-всяком случае, он должен уже хорошо сидеть или подолгу стоять на коленках или четвереньках. Для такого возраста будет достаточно набора из 6 кубиков.
Первые игры вне зависимости от желания взрослых будут такими, как и с любыми другими игрушками: бросание и изучение стука падающей вещи; просто ощупывание с применением различных способов захвата сначала двумя, а потом и одной ладошкой; перекатывания кубика по полу — ведь только взрослые считают, что катиться могут предметы исключительно круглой формы.
По инициативе взрослого можно играть в «прятки кубика». Покажи малышу кубик, а потом спрячь его под платок, в мешочек или коробку у него на глазах. Потруси упаковкой и попроси малыша обнаружить пропажу, не торопи его и не помогай — пусть он сам развернет и найдет свой желанный приз.
1,5 — 2 года
Когда малыш подрастет, с возраста 1,5 лет, можно начинать привлекать его к строительству простейшей башенки: просто ставить кубики один на другой. Сначала роли четко распределятся: вы будете строить башенку, а малыш ее разрушать, что будет доставлять ему колоссальное удовольствие. Впоследствии ребенок начнет помогать вам в постройке: начинайте с одного кубика, а по мере накапливания сноровки — наращивайте этажность вашей башни. Когда просто строить и рушить башенку ребенку надоест, покажите ему, как построить домик с окошком. По началу это простейшая конструкция из 3-х кубиков: два на нижнем ярусе, поставленные на какое-то расстояние, а сверху — третий между ними. Развивайте воображение малыша — поселите за окошком зайчика, пусть медвежонок придет к нему в гости.
2 — 2,5 года
По мере взросления карапуза — уже к 2 — 2,5 годам для постройки домика понадобится гораздо больше кубиков — малыш с вашей помощью начнет строить его с 4-мя стенами, как положено. Вокруг домика можно будет мостить дрожки, прокладывать туннели, по которым катать мячик, перекидывать мостик между двумя далеко расставленными кубиками и пр. Да и домиков может быть не один, а несколько, в каждом из которых кто-то будет жить, и эти «жильцы» начнут ходить друг другу в гости и дарить подарки. Так игра с обычными кубиками хорошо послужит социализации ребенка. Ни в коем случае, не ругайте ребенка за раскиданные по всей комнате кубики — творческий процесс не знает порядка. И не заставляйте обязательно убирать кубики на ночь — возможно, завтра малыш захочет достроить «кубиковый» город — к утру у него явно появится много новых идей.
3 — 4 года
Когда ребенок уже «дорос» до постижения азбуки (3 — 4 года), вам понадобятся кубики с буквами. Какие они бывают, описано выше, а вот как с ними играть? Сначала покажите ребенку одну букву на грани кубика. Расскажите ему о ней какую-то историю, обязательно назовите предмет, иллюстрирующий эту букву на кубике. Дальше можно играть с кубиком как с заменителем этого предмета (самолетик будет летать, а уточка крякать). Заодно, будет хорошая тренировка образного мышления ребенка — ведь он манипулирует не с настоящими предметами, а их изображениями на картинке. Затем перемешайте много кубиков и попросите малыша отыскать «вашу» буковку. По мере того, как ребенок будет узнавать все новые и новые буквы, усложняйте задачу: пусть К подружится с А, пусть О отыщет П и т. д. А когда арсенал знакомых букв будет уже более-менее большой — начинайте складывать из них слоги и слова.
С окрашенными кубиками Никитина игры построены таким образом, что разрешают ставить задачи всё возрастающей сложности. Это позволяет не останавливаться на достигнутом результате, не только тренировать, но и развивать способности ребенка.
И не только ребенка, кстати говоря. Часто бывает, что взрослый, решивший попробовать свои силы, например, в игре «сложи узор», быстро натыкается на задание, которое у него сразу не получается выполнить. Папы и мамы начинают играть вместе с детьми. Доступность игры трехлетнем малышам и одновременная непосильность части заданий среднему взрослому позволяет игре возбуждать интерес ребенка в течение многих лет.
Старше 4 лет
Ошибочно считать, что после того, как ребенок научился читать, кубики ему уже больше не нужны. Напортив, он будет использовать их как строительный материал для все более сложных конструкций — теперь это могут быть детали кладки замка или горного массива. В этом возрасте активно развивается творчество, и кубики становятся универсальным строительным материалом, а также заменителем любого предмета — от подарка на кукольном дне рожденья, до тумбы на олимпийском пьедестале почета.
В школьном возрасте ребенок, скорее всего, утратит интерес к кубикам (исключение — кубик Рубика), их сменят другие игрушки, но это уже совсем другая история).
Источник
Регина Пулатова
Многофункциональная дидактическая игра «Умные кубики»
для II младшей, средней, старшей, подготовительной группы.
Тема: Многофункциональная дидактическая игра «Умные кубики»»
Направленность: познание окружающего мира, ориентировка в пространстве, формирование элементарных математических представлений, развитие игровой деятельности, развитие всех компонентов устной речи.
Предпосылки: обогащение материально – технической базы и развивающей среды группы.
Вид: учебно – методическое пособие.
Предназначение: задания направлены на правильное формирование звуковой культуры речи у детей младшего, среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста.
Актуальность: сегодня очень актуальной в дошкольном возрасте является проблема речи. Дети с нарушением речи часто отличаются низкой познавательной активностью, у них страдает память, мышление, внимание. Поэтому важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровой процесс. Игра — основной вид деятельности детей. Поэтому мною было изготовлено дидактическое пособие «Умные кубики«.
Цель: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ; создание условий, способствующих активизации и совершенствованию познавательной сферы, ориентировочной деятельности.
Задачи:
1. Закреплять знания детей о домашних и диких животных, о фруктах и овощах, о геометрических фигурах, цвет, форму, величину.
2. Развивать речь детей: вызывать речевую активность, умение правильно строить фразу, последовательно излагать мысли; развивать познавательные способности детей, интерес к исследовательской деятельности; развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитывать внимание, эмоциональную отзывчивость.
Активизация словаря: существительные: обувь, одежда, круг, овал, квадрат, домашние животные, дикие животные и т. д. Прилагательные: синий, красный, яблочный, морковный, зеленый, дикий, домашний и т. д. Глаголы: летает, звенит, жужжит, рычит и т. д.
Описание пособия: 2 кубика. На гранях одного кубика изображены кружки в количестве от 1 до 6. На гранях другого кубика предусмотрена смена картинок – условные обозначения звуков (гласных или согласных, предметные картинки, сюжетные картинки.
Ожидаемый результат: участие в играх будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции
Основные достоинства:
• многофункциональность;
• дает возможность использовать пособие в различных видах игр, методах и формах при работе с детьми;
• участие одного ребенка, подгруппы, всей группы детей.
Варианты игры:
II младшая группа
1 вариант. Ребенок поворачивает куб с картинками-предметами и выполняет соответствующую артикуляционную гимнастику.
2 вариант. Ребенок, поворачивая кубы, должен подобрать картинку-предмет и картинку с изображением лица, показывающим определенное артикуляционное упражнение. Затем ребенок выполняет соответствующую артикуляционную гимнастику. Свериться ребенок может с наглядным материалом.
Средняя группа
Вариант №1 «Домашние и дикие животные»
В карман желтого цвета нужно положить карточки с изображением домашних животных, а в карман розового цвета – диких животных.
*Почему животные называются домашними? (живут рядом с человеком)
*Почему дикими? (живут в лесу)
Вариант №2 «Фрукты и овощи»
В корзину нужно собрать овощи, а в вазу положить фрукты.
*каким цветом огурец? (зелёный, какой формы? (овал)
*Каким цветом помидор? какой формы? И т. д.
Вариант №3 «Подбери к изображениям соответствующие формы»
*Какие знакомые формы ты увидел? Какого цвета?
Что за предмет?
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Кто больше увидит и назовёт
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Сорока
Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.
Скажи, какой?
Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход.
Воспитатель (либо ребёнок) бросает кубик, называет предмет, изображенный на гране кубика, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это мяч. Какой он?»
«Волшебный кубик»
Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.
Ход.
Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», — и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит сымитировать гул самолёта.
Аналогично разыгрываются и другие грани кубика
«Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Ход.
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например:
— Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
— Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
— Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)
И т. д.
Кубик «Ветерок»
Цель: тренировка целенаправленной, сильной воздушной струи.
Описание кубика. На гранях кубика изображены цветок, ворота, ладошки, веточка, султанчик, туча. Подвижные силуэты из легких бумажных, ватных материалов, закрепленные на леске.
Ребенок выбирает грань и с помощью воздушной струи выполняет разнообразные задания: мяч загнать в ворота, листик расположить на ветку дерева, бабочку посадить на цветок и др.
Кубик «Артикуляционная гимнастика»
Цель: активизация основных движений артикуляционного аппарата.
Описание кубика. На гранях кубика изображение: солнышко, лошадка, стрекоза, лягушка, уточка, слоненок. Возможно использование сказки и стихотворного материала.
• Упражнение «Солнышко»: язычок выглянул из окошечка, увидел яркое солнышко и решил погреться и позагорать — широкий язык положить на нижний ряд зубов.
• Упражнение «Стрекоза»: язычок увидел стрекозу, которая летала над цветком вверх — вниз, вверх — вниз — острый язычок тянется до верхней (нижней) губы.
• Упражнение «Лягушка»: язычок дольше пошел гулять, на пруду увидел лягушку, она сидела на кувшинке и улыбалась вот так — растянуть губы в улыбке.
• Упражнение «Уточка»: язычок дальше отправился погулять, во дворе он увидел уточку — вытянуть губы, звукоподражание: кря-кря-кря.
• Упражнение «Слоненок»: увидел язычок в зоопарке слоненка — сделать из губ трубочку.
А теперь слоненок я,
Посмотрите на меня.
Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну:
• Упражнение «Лошадка»: увидел веселый язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался, -улыбнуться, приоткрыть рот, медленно пощелкать кончиком языка.
Цок-цок-цок-цок!
Я лошадка — Серый Бок!
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок-цок!
Если хочешь, прокачу!
Цок-цок-цок-цок!
Покатался язычок на лошадке и отправился домой — язычок спрятать.
Старшая группа
Вариант 1
Цель: автоматизация звуков речи в игровой форме.
Задачи:
1. Автоматизация звука в изолированной позиции.
2. Автоматизация звука на уровне слова.
3. Автоматизация на уровне предложения.
Для игры потребуются 2 кубика. На гранях одного кубика изображены кружки в количестве от 1 до 6. На гранях другого кубика предусмотрена смена картинок – условные обозначения звуков (гласных или согласных, предметные картинки, сюжетные картинки.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем в кубики играть.
Ну, скажите поскорее.
Кто из вас — ребят умнее?
Ведущий объясняет первое задание и обсуждает ход действий с игроками. Участники поочерёдно бросают 2 кубика.
Если на одном из кубиков выпадает 3 кружка, а на другом кубике изображением самолёта, то ребёнок должен правильно артикулируя 3 раза произнести звук [Р-Р-Р].
Если на одном из кубиков выпадает 5 кружков, а на другом кубике предметная картинка изображением ракеты, то ребёнок должен чётко, громко произнести слово «ракета» 5 раз.
Если на одном из кубиков выпадает 4 кружка, а на другом кубике сюжетная картинка, то ребёнок должен составить предложение из 4 слов.
Вариант 2
Цель: развитие грамматического строя речи.
Задачи:
1. Согласование глаголов с существительными.
2. Согласование прилагательных с существительными.
3. Согласование числительных с существительными.
Если на одном из кубиков выпадает 3 кружка, а на другом кубике предметная картинка с изображением кошки, то ребёнок должен припомнить 3 действия, ответив на вопрос:
«Что делает кошка?» Предполагаемые ответы: кошка играет, кошка лакает, кошка царапает.
Если на одном из кубиков выпадает 2 кружка, а на другом кубике предметная картинка изображением яблока, то ребёнок должен припомнить и назвать 2 признака яблока. Например: яблоко красное, яблоко вкусное.
Если на одном из кубиков выпадает 6 кружков, а на другом кубике предметная картинка с изображением куклы, то ребёнок должен посчитать от 1 до 6 со словом кукла: одна кукла, две куклы, три куклы…
Подготовительная группа
Вариант
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Задачи:
1. Упражнять детей в различении гласных, согласных звуков.
2. Совершенствовать навыки припоминания слов на заданный звук.
3. Совершенствование навыки синтеза предложений.
Если на одном из кубиков выпадает 3 кружка, а на другом кубике условное обозначение гласного звука — красный кружок (твёрдый согласный — синий кружок, мягкий согласный – зелёный кружок, то ребёнок должен припомнить 3 гласных звука, например: А, Ы, У.
Если на одном из кубиков выпадает 2 кружка, а на другом кубике изображение буквы М, то ребёнок должен припомнить и назвать 2 слова со звуком [м]. Например: гном, дом. Если на одном из кубиков выпадает 4 кружка, а на другом кубике предметная картинка с изображением машины, то ребёнок должен придумать предложение из 4 слов со словом машина. Например: машина везёт жёлтый песок.
Вариант «Чистоговорки» (звук Ш)
Цель: обучение детей произносить звук Ш в словах.
Описание кубика: каша, мышь, штанишки, шубка, шапка, лукошко, заяц.
У Маши мошка в каше,
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку
И покормила кошку.
Мышонку шепчет мышь:
«Ты что шуршишь, шуршишь?»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Шапка да шубка
Вот и весь Мишутка!
Пыхтит, как пышка,
Наш пухлый Мишка.
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод — полное лукошко!
Я попробую немножко.
Сидит зайка на опушке,
Поднимает зайка ушки.
Зайка серый скачет ловко,
Зайка кушает морковку.
Источник