Уход за ребенком в зависимости от возраста состояния здоровья и развития

Уход за ребенком в зависимости от возраста состояния здоровья и развития thumbnail

Приняв решение об усыновлении ребенка, будущие усыновители сталкиваются с трудным вопросом: какого конкретно ребенка они хотели бы принять в свою семью? Младенца или ребенка постарше? Активного и шумного заводилу или тихого и молчаливого? В этой статье мы бы хотели рассмотреть основные возрастные особенности поведения детей. Преимущества и трудности связанные с усыновлением в конкретном возрасте.Усыновление ребенка и его возраст

Особенности ребенка в зависимости от возраста

Ребенок от рождения до года

Усыновление грудного ребенка, дает возможность участвовать в его жизни практически с самого рождения, воспитывать определенные черты характера, влиять на его интеллектуальное развитие. Большим плюсом усыновления в этом возрасте является то, что ребенок не помнит своих биологических родителей или родственников. Он не помнит негативных моментов, связанных с ними или детским домом. Легко сохранить тайну усыновления: появление малыша не вызовет у посторонних лишних вопросов. Немаловажным является и тот факт, что при усыновлении младенца между ним и приемными родителями очень легко возникает привязанность.

К сожалению,у усыновителей не всегда есть возможность получить информацию о течении беременности и родах биологической матери. Следует помнить, что некоторые заболевания, родовые травмы проявляют себя только после года жизни ребенка. Не всегда можно оценить, является ли отставание ребенка в психологическом развитии следствием врожденных нарушений или недостаточного внимания в первые месяцы жизни.

Помните, что внешние черты слабо проявляются в младенческом возрасте, через год ребенок может сильно измениться.

Следует понимать, что вам придется потратить много сил и времени на уход за ребенком (стирка пеленок, испачканного белья, приготовление пищи); приготовьтесь к недосыпанию. Совмещать работу и уход за грудным ребенком почти невозможно.

От года до трех лет

В этом возрасте уже видны особенности внешности, и усыновителям намного проще подобрать ребенка, похожего на кого-то из них. Значительно проще становится оценить состояние здоровья ребенка, вовремя выявить патологии развития.

В то же время в этом возрасте усыновители имеют возможность эффективно воздействовать на развитие интеллекта и черт характера.

Это самый привлекательный возраст: малыш начинает говорить, у него своеобразная и забавная речь; он много передвигается, интересуется окружающим, вызывает всеобщее умиление и любование, дарит положительные эмоции окружающим.

Уход за любознательным малышом занимает очень много времени и сил и практически лишает их возможности позаботиться о себе и других членах семьи. Дети в этом возрасте часто подвержены простудным и инфекционным заболеваниям. Матери нелегко совмещать воспитание ребенка и службу. Возникает еще одна опасность: родители могут не заметить возможное интеллектуальное отставание в развитии ребенка. Однако стоит иметь в виду, что отставание в развитии в этом возрасте поддается коррекции значительно проще, чем в последующие возрастные периоды.

От трех до пяти лет

В этом возрасте ребенок уже вполне самостоятельный, навыки самообслуживания у него развиты зачастую даже лучше, чем у его домашних сверстников. Уже сформированы основные черты характера и темперамент ребенка. Проявляются способности, склонности и интересы.

Ребенок в возрасте от трех до пяти лет разумен, меньше капризничает, с ним можно общаться практически как со взрослым. Кроме того, в этом возрасте ребенок ярче проявляет себя как личность и отцы гораздо охотнее проводят время с ними, нежели с младенцами.

Большим плюсом этого возраста является возможность водить ребенка в детский сад. Поэтому родители смогут продолжать свою профессиональную деятельность.
Ребенок уже достаточно большой, следовательно, он может помнить своих родственников и некоторые не слишком приятные эпизоды из своей прошлой жизни. К этому возрасту у него могут быть некоторые антисоциальные привычки, которые могут раздражать родителей и окружающих.

От пяти до семи лет

Ребенок в этом возрасте уже многое знает и умеет. Риск возникновения неожиданных серьезных заболеваний в этом возрасте ничтожно мал, так как большинство наследственных заболеваний уже проявляется. В целом дети от пяти лет болеют значительно реже. Отношения с приемными родителями у ребенка складываются гораздо проще, чем при усыновлении малыша в возрасте от двух до пяти лет. Пяти-, семилетний малыш нуждается в заботе и внимании и готов назвать «мамой» любого. Ребенок сам старается понравиться усыновителям. В то же время, он хорошо помнит своих родителей, травмирующие эпизоды из своей прошлой жизни. Основные привычки и манера поведения уже сложились, и родителям потребуется достаточно много терпения и сил для изменения накопившихся негативных привычек и преодоления недоверия ребенка к окружающему его миру.

От семи до десяти лет

Семи-, десятилетний ребенок — это уже младший школьник. Он достаточно самостоятелен и не требует много времени для ухода. У него очень хорошо видны особенности характера и поведения, проявляются привычки и склонности, легко оценить его способности и уровень интеллекта.

Ребенок хочет иметь хорошую семью и сам прикладывает немалые усилия, чтобы в нее попасть. Преимуществом в данном случае является тот факт, что Вы не будете думать над тем, как сообщить ребенку о. усыновлении. Он сам уже все прекрасно знает и понимает.

Усыновителям ребенка такого возраста, потребуется великое терпение, умение сдерживать свои эмоции и не раздражаться. Необходимо понимать, что ребенок стал таким не по своей воле, а по вине окружающих его взрослых, отнявших у него возможность иметь нормальное детство. В целом отношения будут складываться удачно при условии наличия психологической совместимости между ребенком и приемными родителями.

Подростки

Самый трудный возраст для усыновления это дети подросткового возраста. Подростки, воспитывающиеся в школах-интернатах- очень сложный контингент. Период переходного возраста в основном сильно обострен. Взрослые, рискнувшие взять в семью такого ребенка, должны обладать невероятной терпимостью, тактичностью, мудростью и уважением к личности подростка, зачастую очень далекой от совершенства. Они должны понимать, что подросток тоже испытывает серьезное давление в этот кризисный период.

Требуется согласие на усыновление (с 10 лет) самого ребенка и изменение его личных данных.

Подростки могут пойти в семью для того, чтобы уйти от проблем и конфликтов в детском доме, а не от большого желания жить именно в вашей семье.

Несомненным плюсом этого возраста является большая самостоятельность ребенка.

Ребенок подросткового возраста способен оценить свою прежнюю жизнь и обычно понимает, что родители хотят добра. С ним можно общаться как со взрослым и совместно решать взрослые задачи. Это может послужить сплочению семьи.

Учитывая вышесказанное, принимая решение об усыновлении ребенка, следует помнить следующие правила:

  • Усыновляя ребенка необходимо запастись терпением.
  • Не стоит пытаться «вылепить» характер ребенка таким, каким хочется, нужно помнить, что только родившийся малыш — уже личность.
  • Ребенок может «взять» от кровных родителей предрасположенность к болезням (но не сами болезни), внешние черты, характер.
  • Личность формирует среда, следовательно, очень многое зависит от усыновителей.
  • Выбирая ребенка определенного пола, старайтесь не поддаваться стереотипам
    Девочка может со временем отказаться носить кружевные платьица и помогать вам на кухне, а мальчик может предпочесть интеллектуальные игры или домоводство боевым искусствам, технике или спорту.
  • Какого бы возраста ни был ребенок, стоит помнить, что он все-таки ребенок. Проявите к нему доброту и ласку, и он отплатит Вам тем же. Возможно не сразу, но нет преданнее человека, чем тот, кто сам был предан, и вновь поверил в чудеса!

Как быть, если муж против усыновления?

Усыновление сейчас – не такое уж редкое явление. Детей усыновляют и родители, у котор…

Временная передача детей в семьи

Что такое временная передача детей в семьи? Это – пребывание детей-сирот и детей, ост…

Источник

Организация ухода за больным ребенком предусматривает учет не только особенностей его психологического состояния во время болезни, но и особенностей строения и функционирования всех систем организма в зависимости от возраста.

Возрастные анатомические и функциональные особенности кожи, которые характеризуются несовершенством местного иммунитета, требуют от медицинского персонала четкого соблюдения гигиенических требований.

Гигиенический уход за кожей и слизистыми оболочками у детей чрезвычайно важен. Во время заболевания ребенок больше потеет, моча может быть более концентрированной, поэтому при несоблюдении правил ухода, у малышей легко могут возникать опрелости, а при нарушении температурного режима – потница.

Во время ухода за слизистыми оболочками следует помнить об их повышенной ранимости, особенно у детей первых месяцев жизни, в частности слизистая оболочка полости рта у них достаточно сухая, и при ее обработке легко могут возникать повреждения. При неправильном гигиеническом уходе за ребенком образуются ссадины, которые являются входными воротами инфекции.

Следует постепенно, с ранних лет, приучать ребенка самостоятельно мыть руки, умываться и т. п. Это же необходимо учитывать медицинскому персоналу при проведении процедур, связанных с осмотром детей или лечебным процессом.

Медицинский работник при роботе с детьми должен строго придерживаться следующих правил:

— ногти на руках должны быть коротко подстрижены, чтобы не повредить кожу ребенка;

— руки должны быть тщательно вымыты. В целях профилактики инфекционных заболеваний после осмотра и ухода за ребенком следует снова вымыть руки и, лишь потом можно заниматься другим ребенком;

— все украшения, которые могут повредить кожу ребенка, снимаются.

Поскольку дыхание через кожу у ребенка интенсивнее, чем у взрослого, одежда, постельное белье должны быть легкими, желательно из хлопковой ткани. Это наиболее актуально при заболеваниях органов дыхания.

При выполнении назначений врача, связанных с местным действием лекарственных средств, необходимо учитывать повышенную проницаемость кожи, особенно у детей раннего возраста, что определяет необходимость специального подбора состава наружных лекарственных средств, их дозировки и методику применения.

Костная система ребенка продолжает развиваться и после рождения. Кости у детей раннего возраста мягкие, легко деформируются. В течение первых 5 лет жизни происходит постоянный рост и перестройка костной ткани. Строение длинных трубчатых костей становится похожим на кости взрослого человека лишь после того, как ребенок научится хорошо ходить. Но, даже у детей школьного возраста при использовании неправильно подобранной по высоте мебели легко возникают нарушения осанки в виде искривления позвоночника. Поэтому, при оборудовании игровых комнат важно правильно подбирать мебель для детей разных возрастных групп. Правильное развитие костной системы зависит от характера питания, времени пребывания на открытом воздухе, инсоляции. С первых месяцев жизни необходимо выполнять правила ухода за детьми, во избежание травм. Например, когда переворачивают ребенка, следует осторожно брать его за плечо и бедро одновременно. Запрещается поворачивать ребенка, взявшись только за руку или за ногу. Во избежание вывиха не следует допускать быстрых и резких движений.

Органы дыхания у ребенка, особенно в первые месяцы жизни, характеризуются незрелостью. Нос у ребенка относительно мал, а носовые ходы узкие. Язык у детей большой, заполняет почти всю ротовую полость (это является приспособлением для сосания). Даже небольшое затруднение носового дыхания в результате скопления слизи или образования корочек в носу, может привести к нарушению функции дыхания. Это требует от медицинского персонала своевременного проведения гигиенических мероприятий.

Частота дыхания у детей раннего возраста значительно больше, чем у взрослых. Это объясняется большей потребностью детей в кислороде, которая удовлетворяется не увеличением глубины дыхания, а его учащением. Это требует от медицинского персонала следить за чистотой воздуха в палате и служебных помещениях и добросовестно выполнять режим проветривания, особенно при заболеваниях органов дыхания у детей. Для обеспечения нормального дыхания у ребенка грудного возраста важно придерживаться принципа свободного пеленания.

Сердечно-сосудистая система детей также имеет возрастные особенности. Размеры полостей сердца (особенно — желудочков) относительно небольшие, их увеличение происходит неравномерно в течение всего периода детства, что необходимо учитывать при назначении и выполнении режима дня и дозировании допустимых нагрузок. Органы и ткани у растущего ребенка требуют достаточного кровоснабжения, которое достигается более частыми сокращениями сердца.

При рождении собственный мышечный слой развит только в артериях малого круга кровообращения, в артериях большого круга кровообращения он начинает формироваться с 5 лет. Именно поэтому у детей до 5-7 лет редко наблюдается повышение артериального давления (гипертензия), тогда как в первые месяцы жизни, в связи с анатомо-физиологическими особенностями легких, легко может развиться гипертензия малого круга кровообращения.

Заболевания сердца часто сопровождаются развитием одышки, цианоза, увеличением частоты сердечных сокращений. Здоровые дети раннего возраста очень подвижные, поэтому, если ребенок быстро устает, периодически останавливается и садится (отдыхает), следует немедленно проинформировать об этом врача, так как это может свидетельствовать о заболевании сердца, или осложнениях со стороны сердечно-сосудистой системы. Уход за такими детьми должен быть очень бережным, чтобы не вызывать чрезмерной нагрузки.

Пищеварительная система у ребенка, особенно в периоде новорожденности, несовершенна. Полость рта относительно мала, слизистая оболочка нежная, хорошо кровоснабжается. Слюноотделение до 3 мес. незначительное, в дальнейшем становится обильным и ребенок не всегда в состоянии проглотить всю слюну, которая образуется. При заболеваниях полости рта слюноотделение усиливается и, во избежание возникновения раздражения кожи, необходимо осуществлять за ней тщательный уход. В первые месяцы жизни (за исключением назначений врача) не следует обрабатывать полость рта, так как можно повредить нежную слизистую оболочку.

Просвет пищевода с возрастом увеличивается, следовательно, длина и диаметр зондов, используемые для исследований и медицинских манипуляций (промывание желудка) должны быть соответствующего размера. Желудок у детей при рождении маленький (7-10 мл). Его физиологичный объем после начала кормления быстро увеличивается и к концу первого года жизни ребенка составляет 200-250 мл. Это необходимо учитывать при вскармливании ребенка и определении количества пищи, которую следует давать на одно кормление. У детей первых месяцев жизни имеет место функциональная и анатомическая недостаточность кардиального сфинктера желудка. Пилорическая часть желудка, напротив, функционально развита хорошо. Это приводит к тому, что дети первых месяцев жизни склонны к срыгиванию и легкому возникновению рвоты. Поэтому, после кормления несколько минут ребенка держат вертикально или кладут в кровать, подняв его головной конец (под углом 45°).

Длина тонкого кишечника относительно длины тела у детей больше, чем у взрослого человека. Это является компенсаторным приспособлением, поскольку в результате низкой активности желудочных ферментов ведущую роль в процессе пищеварения выполняет тонкая кишка. Все эти особенности учитывают при приготовлении пищи, которая используется для кормления детей.

Толстый кишечник у детей первого года жизни недоразвит, относительно короткий, что и обусловливает частую дефекацию. В то же время, подслизистый слой прямой кишки слабо фиксирует слизистую оболочку, что является причиной ее выпадения при неустойчивом стуле (понос, запор) у детей раннего возраста. Это также необходимо учитывать при уходе за ребенком, в частности, при постановке клизмы.

Функция печени у ребенка еще несовершенна, особенно – детоксикационная, чем объясняется частое развитие токсикоза при различных заболеваниях.

Почки ребенка после рождения еще не полностью развиты: у детей первых 2-3 лет жизни процессы фильтрации снижены, что следует учитывать при обеспечении водного режима. У детей раннего возраста, легко происходит задержка жидкости в организме при повышенном ее поступлении. В то же время, почки плохо выводят из организма ионы натрия, поэтому необходимо ограничивать количество соли в рационе ребенка, особенно до 2-летнего возраста. Показатели функционального состояния почек у детей приближаются к таковым взрослого человека, после двух лет. Число мочеиспусканий у детей первого года жизни составляет 10-20 раз в сутки, у детей 2-3 лет – 8-10 раз в сутки, у детей школьного возраста – 5-7 раз в сутки.

Мочевые пути при рождении ребенка сформированы полностью, но при дефектах ухода и попадании патогенных микроорганизмов, слизистая оболочка легко инфицируется. Для предупреждения развития инфекций мочевыводящих путей необходимо тщательно соблюдать правила ухода, особенно у девочек.

Обмен веществ у детей имеет особенности, которые требуют внимания к режиму питания ребенка и соблюдению водного режима.

Высокий уровень внеклеточной жидкости, а также несовершенные механизмы фиксации жидкости в клетках и межклеточных структурах обусловливают развитие обезвоживания организма при различных инфекционных заболеваниях, нарушениях температурного режима, недостаточном поступлении воды с едой. Дегидратация (потеря воды) сопровождается тяжелыми нарушениями общего состояния ребенка. Потребность детей в жидкости, значительно выше, чем у взрослых (табл.1).

Дети должны получать необходимое количество воды с питьем. Новорожденный ребенок обычно не нуждается в дополнительном приеме воды. На первом году жизни, если ребенок находится на грудном вскармливании, дополнительное количество воды обычно назначается в случае необходимости и приблизительно равняется объему одного кормления.

При заболеваниях, сопровождающихся поносом, рвотой и гипертермией, количество жидкости, которую должен получать ребенок зависит от выраженности проявлений обезвоживания (эксикоз).

Следует отметить, что больной ребенок может отказываться от еды и питья, поэтому во время ухода за ним обязательно необходимо проводить подсчет жидкости, которую выпил и выделил ребенок.

Ежедневная потребность детей в жидкости (Мазурин А.В., 1998) Таблица 19.1

Возраст Количество, мл
среднее на 1 кг массы тела
новорожденный
 
 
ный
250-500 80-150
6 мес. 950-1000 130-150
1 год 1100-1300 120-140
5 лет 1800-2000 90-100
10 лет 2000-2500 70-85
14 лет 2200-2700 50-60



Источник