Уход и развитие ребенка по месяцам с 0 до 12 месяцев
***
Посмотрите только, как этот беззащитный комочек в пеленках всего за год вырастает в личность с собственными привычками и желаниями, твердо стоящую на пухлых ножках! Мы опишем этапы развития малыша месяц за месяцем. Только помните: каждый ребенок развивается по-своему, волноваться и торопить его, сравнивая с другими детишками – просто бессмысленно
1-2 месяца
Итак, новорожденный ребенок. Движения пока непроизвольны, но со временем малыш научится управлять своими мышцами и это пройдет. Ну, а пока – несколько безусловных, врожденных рефлексов младенца:
• Прикоснитесь ко рту или щечке ребенка, и он раскроет ротик, даже не испытывая при этом голод. Это – рефлекс поиска груди.
• Постоянное движение. Предоставьте малышу возможность дрыгать ручками и ножками в свое удовольствие в часы бодрствования. Некоторые дети не могут уснуть или будят себя непроизвольными движениями – попробуйте не туго спеленать такого малыша перед сном (возможно, он будет спать спокойнее).
• Кулачки – вложите палец или продолговатый предмет в ручку крохи, и кулачки сожмутся. Это – хватательный рефлекс.
• Дрожь – многие младенцы временами начинают дрожать, особенно конечностями и подбородком.
• Шаги – если, удерживая ребенка вертикально, вы поставите его ступни на твердую поверхность, он рефлекторно переступит ножками, словно пытаясь сделать первые шаги.
Произвольные движения – свидетельство роста и развития мозга. Впервые появляются к концу первого месяца жизни.
• Малыш поворачивает голову из стороны в сторону; лежа на животике, пытается приподнять ее на несколько секунд.
• Меняйте позу новорожденного – на спинке, на боку, на животике (только в часы бодрствования). Каждая из этих поз стимулирует развитие определенных навыков.
Прикосновения: тесный контакт с мамой (или тем, кто ее подменяет) необходимы для обретения малышом чувства уверенности в мире вокруг и доверия к окружающим.
• Обнимайте и ласково дотрагивайтесь до своего крохи – как можно чаще.
• Смело берите его на руки всякий раз, когда малыш плачет. В первые месяцы жизни не существует ни капризов, ни чрезмерного баловства.
• Во время кормления раздевайте ребенка (особенно в теплую погоду), чтобы малыш мог ощущать тельцем прикосновение вашей кожи (маминых рук, груди, живота).
• Как можно больше времени проводите с ребенком и носите его на себе в «гнездышке», выполняя работу по дому.
Зрение: новорожденный способен видеть на расстоянии до 40 см уже в день появления на свет.
• Всякий раз, ухаживая и общаясь с малышом, вступайте с ним и в зрительный контакт – пусть видит мамино и папино лицо и учится узнавать родителей.
• В кроватке или коляске установите перед глазами ребенка яркие, контрастные картинки. На первых порах лучше всего воспринимаются черно-белые графические изображения.
• Подвесьте вертушку-мобайл перед личиком ребенка – он сможет фиксировать на игрушке взгляд (недолго, всего несколько мгновений).
• Покажите своему крохе разнообразие мира вокруг – помещайте его в манежик, на ковер, в автомобильную люльку-качалку, на прогулке вынимайте его из коляски, а лучше – носите его в специальной сумке-гнездышке на себе.
• Не перестарайтесь со зрительными раздражителями – избыточная стимуляция приводит к потере интереса.
Слух: ребенок слышит голоса еще в матке.
• Говорите с ним, желательно нежным голосом. Почаще называйте малыша по имени.
• Со второго месяца младенец учится общению, начинает реагировать на ваши слова, обращенные к нему. К концу первого месяца ждите первой улыбки. Поощряйте улыбки и звуки, которые издает ваша кроха – так закладываются основы человеческого общения.
• Давайте малышу слушать приятные, классические мелодии (существуют специально обработанные для младенцев диски и кассеты).
• Обратите внимание: ребенок пугается резкого или внезапного шума.
3-4 месяца
Ваш малыш узнает знакомые лица!
• Ребенок явно знает, кто его мама – и чаще всего встречает ее улыбкой. Он узнает и других близких членов семьи.
• Подносите его к зеркалу – малыш рад изображению и всегда с интересом его рассматривает.
• Ребенка интересуют новые люди, он с удовольствием рассматривает новые лица.
• Первый смех – иногда он звучит странно, тем не менее, это настоящий смех.
Движения и позы: в этом возрасте особенно полезно выкладывать малыша на животик – это стимулирует развитие шейных мышц, мышц плечевого пояса и спины. В положении на спинке ребенок получает возможность общаться с окружающим миром и развивать координацию движений.
• Поощряйте ребенка лежать (но не спать) на животике – многие дети недолюбливают эту позу, так как лишаются возможности обзора. Учтите это и предоставьте крохе рассматривать игрушки, мамино лицо и другие объекты, видные из положения «лежа на животике».
• Когда малыш лежит на спинке, позвольте ему свободно играть собственными ручками и разглядывать их. Очень важно дать ребенку возможность тянуть ручки в ротик. Развесьте на расстоянии вытянутой детской руки вертушки-мобайлы или яркие игрушки, можно ставить малышу детскую «гимназию» – раму с игрушками, зеркальцами, погремушками. Обратите внимание – ребенок этого возраста пока не умеет хватать игрушки, но может задевать их, размахивая руками. Так развивается координация движений и мелкая моторика.
Тактильные ощущения: ребенок учится пробовать предметы на ощупь и «на зубок» – гладкие и шершавые, мягкие и твердые.
• Предоставьте малышу безопасные и разнообразные игрушки – разных цветов, из разных материалов, издающие различные звуки.
• Позвольте ему тянуть игрушки в рот.
• Подвяжите всевозможные игрушки к ленте, протянутой между стенок кроватки или манежа – чтобы малыш мог достать их вытянутой рукой.
Речь: первые слоги
• Поощряйте «гуление» вашей крохи. Подражайте произносимым малышом звукам.
• Разговаривайте с ребенком (неважно, о чем), находясь с ним в зрительном контакте.
Игра: к 4-м месяцам малыш с удовольствием участвует в игре.
• Любые предметы, которые можно зажать в руке и трясти ими – приветствуются.
• Положите малыша на большой надувной мяч и перекатывайте его, придерживая. Прекрасно развивает чувство равновесия.
• «Ку-ку» – прячьте лицо за спинку кроватки или закрывайте его полотенцем, приговаривая: «Где мама? А вот она – ку-ку!».
• «Идет коза рогатая» и ей подобные «щекоталки».
• Шарики из пряжи (помпоны) и короткие (не более 10 см) ниточки доставят крохе много радости. Внимание! Игры с нитками требуют присмотра взрослого.
5-6 месяцев
Общение: ребенок становится общительным. Он не любит оставаться в одиночестве, радуется знакомым лицам, но недолюбливает незнакомцев.
• Зовите малыша как можно чаще по имени.
• Разговаривайте с ним из соседней комнаты.
• Протягивайте к малышу руки.
• Смотрите с ним телепередачи и видеокассеты для малышей (недолго).
• Поддерживайте «беседу», которую заводит малыш.
• Называйте окружающие предметы их именами (избегайте слишком сложных слов). Предварительно убедитесь, что ребенок рассматривает называемый предмет.
Двигательные навыки: ваш человечек уже кое-что умеет.
• Ребенок в состоянии дотянуться и схватить игрушку сознательно.
• Лежа на животе, малыш размахивает руками, отталкивается ногами, перекатывается с боку на бок.
• Освоена вся территории кроватки. Обеспечьте ребенку пространство для отработки двигательных навыков, разложите вокруг игрушки. В этом возрасте наиболее безопасно выкладывать малыша на ковер (или на одеяло).
• Лежа на животе, малыш полностью отжимается от поверхности, опираясь на руки.
• Если протянуть малышу пальцы, он ухватится за них и попытается сесть. К полугоду ребенок часто может просидеть без поддержки несколько минут – а значит, его можно ненадолго усаживать в детский стульчик.
• Осваивается переворот с живота на спину. Стимулируйте этот навык, привлекая внимание ребенка яркой игрушкой, положенной сбоку от лежащего на животе малыша. Немного позже большинство малышей осваивает переворот со спины на живот.
• И, наконец, к полугоду многие дети сидят самостоятельно.
• Часто в этом возрасте появляется первый зубик. А значит, нужно начинать гигиенический уход за ним – сначала просто при помощи влажной марлевой салфетки, намотанной на мамин или папин палец.
Игры: к полугоду игра обретает особое значение.
• «Тяни-толкай» – детишки обожают тянуть все, до чего дотянутся (в том числе и волосы родителей).
• Кубики – яркие, небольшие (по размеру детской ручки), лучше – деревянные.
• Безопасные предметы домашнего обихода – пластиковые коробочки, ложки, крышки от посуды.
• Очень хороши надувные мячи и валики, на которых можно катать малыша, а можно и предоставить ему самому толкать их.
Питание: переход к более твердой пище, жевательные навыки.
• Первым признаком готовности малыша к изменениям рациона служит его интерес к вашей еде.
• Помимо фруктовых пюре и кашек, желательно приучать малыша к твердой пище. Дайте ему в ручку детское печенье или сухарик (только под вашим присмотром!).
• Каждое новое блюдо вводите постепенно, ежедневно увеличивая его порцию. Не смешивайте два новых продукта, чтобы убедиться в отсутствии аллергии на них.
7-8 месяцев
Общение: круг знакомств расширяется. Нашему малышу интересно все!
• Как можно больше разговаривайте с ребенком, пойте ему песенки, называйте и обыгрывайте названия частей его тела.
• Ребенок начинает бояться чужих, но хорошо знает «своих» – причем к этой категории теперь относятся не только члены семьи, но и те, с кем ребенок видится время от времени.
Речь и слух: малыш постигает связь между предметом и названием.
• Развивайте слух своего крохи – пусть слышит как можно больше разнообразных звуков.
• Поощряйте его повторять за вами слоги и одно-двусложные слова.
• Это возраст, когда малыш обожает издавать очень громкие звуки и наслаждаться ими. Говорите с ним по-разному: громко и тихо, быстро и медленно.
• Увы! Слоги «п-па» и «м-ма» пока никак не связываются с вами.
Движение: великое нашествие начинается.
• Большинство детей к началу 9-го месяца овладевают сложным искусством передвижения на четвереньках. Перечислить все виды ползания невозможно, настолько изобретательны в них наши дети. Предоставьте малышу место и возможность оттачивать новый навык.
• Пусть забирается под столы, стулья и в горы подушек.
• Можно попробовать предложить малышу «ходунки».
• Некоторые дети только в этом возрасте учатся сидеть. Кстати – ползают тоже далеко не все младенцы. Некоторые сразу начинают ходить, а до тех пор ограничиваются умением сидеть. Это вполне нормально.
Боязнь посторонних и страх разлуки с родителями достигают пика.
• Не мешайте ребенку уползать в другую комнату, если он сам этого хочет.
• Не заставляйте его насильно общаться с чужими людьми, пусть строит отношения с ними самостоятельно.
• Не бойтесь того, что малыш растет слишком зависимым от вас. Своей близостью вы закладываете основу его будущей уверенности в себе и высокой самооценки.
Питание: малыш учится есть самостоятельно.
• Позвольте ребенку пытаться поднести пищу ко рту, даже если у него ничего не выходит.
• Чтобы приучить малыша к чашке, попробуйте для начала поить его из ложечки. Затем купите специальную детскую чашку-непроливайку или насадку на бутылочку.
• Дайте во время еды малышу в руки ложку.
• Называйте блюда, продукты, и их свойства: горячее, сладкое и т.д.
• В этом возрасте можно добавить к рациону малыша мясные продукты в виде тефтелей или протертых супов.
9-10 месяцев
Общение: любой знакомый взрослый, желающий поиграть или поговорить с нашей крохой – желанный гость.
• Усаживайте малыша за общий стол. Давайте ему пробовать еду с вашей тарелки. Берите ребенка с собой в гости – это поощряет его общительность.
• Играйте с ним в мячик – лучше всего выбрать тканевый, который легко держать. Катайте мяч к ребенку (сидя с ним на полу), но не переживайте, если он не ответит тем же.
• Посадите малыша перед зеркалом, пусть пытается «схватить» свое изображение. Сядьте с ним рядом – это потрясет и обрадует ребенка.
• Танцуйте вместе, держа кроху на руках.
Всепобеждающее любопытство: все на свете интересно.
• Играйте в прятки. Прячьте самого малыша, накрывая его полотенцем. Прячьте от него предметы под тканью или за непрозрачным предметом – пусть найдет и обрадуется.
• Учите малыша находить взглядом лампочку. Через некоторое время на вопрос: «Где лампочка?» он научится смотреть на нее. Покажите ребенку, как включается и выключается свет.
• Ключи – любимая игрушка. Соберите для ребенка связку старых ключей на большом и удобном для детской ручки кольце.
• Рассматривайте картинки в книгах, называя изображенные предметы вслух.
Движение: попытки встать.
• Ваш дом стал небезопасным – уберите вне зоны досягаемости стоящего малыша все опасные предметы. Вместе с тем не ограничивайте свободы передвижения, ребенку это необходимо.
• Помогайте ребенку стоять, держась за ваши пальцы.
• Если малыш уже способен, помогите ему сделать несколько шагов, держа его за ручки. Иногда в этом возрасте дети делают первые шаги, но это довольно редкое явление.
Проворные ручки: развитие кисти.
• Пришло время для первых пальчиковых игр.
• Позвольте малышу пользоваться обеими руками – в этом возрасте трудно определить доминирующую руку.
• Обеспечьте ребенку достаточное количество небольших предметов для развития мелкой моторики кисти рук. Внимание! Предметы диаметром менее 5 см опасны.
11-12 месяцев
Движение: быстро ползает, стоит, идет!
• Поощряйте попытки ребенка ходить, но не огорчайтесь, если снова ничего не вышло. Маните малыша к себе с близкого расстояния или протягивайте ему интересную игрушку.
• Прекрасное упражнение – ходьба вдоль диванов.
• Развивается координация движений, ребенок любит вкладывать один предмет в другой.
Игры этого возраста.
• Предложите малышу коробку, и он с радостью будет наполнять ее более мелкими предметами и опорожнять снова.
• Кастрюли, пластиковые кухонные контейнеры и прочая безопасная утварь – любимые игрушки годовалых детей.
• Набирать воду в чашку и снова выливать ее – великолепное развлечение не только во время купания.
• Стучать, бросать и шуметь.
• Посадите ребенка в большую корзину и набросайте туда полотенца, детскую одежонку, носки. Малыш с удовольствием будет выбрасывать имущество. Затем вытащите и его самого и покажите, как складывать предметы обратно.
• Пойте игровые песенки или предложите ребенку видеокассету с ними.
• Рассматривайте вместе книжки-малышки, позвольте ребенку листать их самостоятельно.
Общение: стремление к себе подобным.
• Пожалуй, ближайшие полгода – наилучший возраст для приучения к детскому саду.
• Дайте малышу возможность общаться со сверстниками и старшими детьми на прогулке или в гостях. Полюбуйтесь, как он старается подражать старшим во всем.
Развитие речи: первые слова, первые поручения, повседневная лексика.
• Просите малыша выполнить простые действия – принеси, дай, положи и т.д.
• Учите его подражать голосам животных: «мяу», «ав-ав», «и-го-го».
• Поощряйте попытки малыша назвать предметы, даже если ему удается произнести только первый слог названия.
• Видеокассеты и песенки становятся хорошим помощником мамы годовалого малыша.
• Говорите простым, ясным и доступным ребенку языком.
Источник
Нормы — условная единица. Не все дети и не всегда четко соответствуют им полностью, однако, на них все же стоит ориентироваться, чтобы в нужный момент не упустить нечто важное и в будущем не столкнуться с различными проблемами! Малыш до года развивается очень стремительно, поэтому в этот период нормы, как правило, устанавливаются и отслеживаются ежемесячно!
Первый месяц: первая улыбка!
В 1-й месяц жизни ребенок уже может кратковременно фиксировать взгляд, плавно следить за движущимся предметом. Малыш реагирует на голос взрослого: меняет характер плача, когда слышит речь мамы или папы. А еще в речи даже появляются первые отдельные звуки — «г», «к». Лежа на животе, ребенок может начинать кратковременно приподнимать голову и стараться ее удерживать в таком положении. И у малыша появляется первая улыбка при общении со взрослыми или во сне!
Второй месяц: начинает гулить!
Во 2-й месяц жизни у малыша формируется четкий ритм сна и бодрствования. Предметы в поле зрения ребенок удерживает уже длительно, а также ищет источник звука поворотом головы. Крик становится интонационно выразительным, и важно, что он понемногу начинает гулить. В положении «на животе» ребенок в 2 месяца более продолжительно стремится удержать голову и даже, возможно, непродолжительно — вложенную в руку игрушку.
Третий месяц: со спины на бок и на живот
В 3 месяца дети уже активно бодрствуют, чуть меньше спят. При общении у них ярче проявляется комплекс оживления: активные движения, улыбка при общении со взрослыми или при виде интересной игрушки. Малыш плавно следит за игрушкой взглядом во всех на правлениях и уже направляет руку к игрушке. Как правило, к этому возрасту ребенок уже хорошо удерживает голову, может начать переворачиваться со спины на бок. И конечно, у ребенка постепенно продолжает формироваться речь: малыши певуче гулят!
Четвертый месяц: «свой-чужой»
В 4 месяца малыш начинает различать лица и дифференцировать «свой-чужой». Ребенок целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Рассматривает, ощупывает свои руки, одежду. И да! Впервые тянет руки в рот, потому что ему становится интересно исследовать себя. Дети уже могут четко на слух определить источник звука в пространстве и различать голоса близких. Лежа на спине, ребенок приподнимает голову, подтягивается, поворачивается со спины на бок или живот. И родители уже могут услышать первый смех!
Пятый месяц: придерживаем бутылочку!
К 5 месяцам малыш четко дифференцирует окружающих на «свой-чужой», среди всех, как правило, выделяя маму. Ребенок тянется к игрушке, захватывает ее, перекладывает из руки в руку, двумя руками может придерживать бутылочку. Лежа на животе, малыш опирается на вытянутые руки и, возможно, даже на одну руку. Также ребенок уверенно поворачивается со спины на живот.
Шестой месяц: ребенок реагирует на имя!
В 6 месяцев у малыша появляется четкая ориентировочная реакция, ребенок рассматривает окружающие предметы и людей. Ребенок захватывает игрушку с любой стороны, держит в каждой руке по предмету, перекладывает игрушки из руки в руку. Малыш хорошо ест с ложки, снимая губами пищу самостоятельно, пьет из чашки. Посаженный ребенок удерживает позу с опорой на две руки, свободно поворачивается со спины на живот и обратно. В лепете уже четко проявляются отдельные слоги! И дети начинают реагировать на свое имя!
Седьмой месяц: «на четвереньки» и «по-пластунски»!
К 7 месяцам ребенок рассматривает взрослых, и обязательно их изучает, прежде чем вступить в контакт. Реакция страха сменяется познавательным интересом. Все процессы постепенно начинают сопровождаться активными движениями. Дети могут взглядом находить знакомый предмет по просьбе взрослого, самостоятельно пить из чашки, которую держит взрослый, поворачиваться с живота на спину и обратно. Посаженный ребенок сидит без опоры на руки. К этому возрасту малыш постепенно становится на четвереньки, ползает на животе по-пластунски.
Восьмой месяц: первые «ладушки»
В 8 месяцев у ребенка сохраняется игровой контакт со взрослыми. Дети четко и безошибочно дифференцируют «своих» и «чужих», различают лица людей, знают и с легкостью распознают свое имя. У малышей сформирован активный, интонационно-выразительный лепет. Ребенок уже может активно пользоваться предметами: стучать предметом о предмет, манипулирует 2-3 игрушками.
Ребенок играет в свои первые «ладушки», хлопая в ладоши, машет ручкой «пока-пока», тянется на руки ко взрослым, достаточно умело берет мелкие предметы, вкладывает их в крупные, интересуется пирамидкой. Малыши к 8-ми месяцам подражают взрослым, понимают некоторые слова — «дай», «на», «где». Ребенок самостоятельно садится и ползает на четвереньках.
Девятый месяц: яркие эмоции!
В 9 месяцев у ребенка устанавливается игровой контакт со взрослыми, при этом появляются самые разные эмоциональные реакции! Малыш осознанно отвечает действием на словесные инструкции, например, может найти спрятанную игрушку, понимает общение при помощи жестов. Ребенок берет мелкие предметы двумя пальцами. В лепете 9-ти месячного крохи появляются разнообразные звуковые сочетания, он произносит отдельные слогоподражательные слова. И даже интонационно-мелодические имитации фразы.
Малыш пьет из чашки, придерживая ее руками, легко сохраняет равновесие сидя, даже если при этом берет в руки какой-либо предмет. Ребенок без особых трудностей встает, ухватившись за опору.
Десятый месяц: «до свидания»!
В 10 месяцев у ребенка появляется яркая реакция неудовольствия на различные ситуации. У малыша уже есть полноценные лепетные слова, а еще — подражательные движения рук: например, условный жест «до свидания». Дети легко вступают в игровой контакт со взрослыми, без труда всеми пальцами захватывают игрушку.
Ребенок без труда играет с игрушками в соответствии с их назначением — машинки катает, пирамидку собирает, мячик бросает, кубики ставит друг на друга. Показывает части тела другого человека. Стоит самостоятельно. Ходит при поддержке за ручку или держась за опору одной рукой.
Одиннадцатый месяц: «ма-ма», «да-да», «тя-тя»
11 месяцев: малыш выполняет просьбы, избирательно относится к окружающему. У него уже сформировалась четкая реакция торможения при слове «нельзя». Ребенок говорит лепетные слова «ма-ма», «да-да», «тя-тя». Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком. Дети в этом возрасте способны выполнять более сложные подражательные движения: такие, как перелистывание страниц, катание машинок. Малыши уверенно стоят без опоры, приседают.
Двенадцатый месяц: простые инструкции!
К 12-ти месяцам у детей совершенно точно присутствует избирательное отношение к окружающим, малыш понимает простые инструкции. В разговоре присутствует 5-6 лепетных слов, выражена интонация просьбы, соотнесение лепетных звуков с лицами и предметами. Ребенку начинает нравится слушать чтение книг, искать знакомых героев и предметы в книжке. Малыш пользуется ложкой по назначению, а не как игрушкой!
Признаки нарушения моторного развития ребенка до 1 года
Конечно, все дети индивидуальны! Однако обратить внимание нужно, если:
- К концу 1-го месяца жизни ребенок не удерживает на мгновение в вертикальном положении головку.
- К концу 2-го месяца не приподнимает голову на 5 см от поверхности и не удерживает ее, продолжает совершать несимметричные движения ручками и ножками.
- К концу 3-го месяца жизни малыш не может удерживать голову в вертикальном положении в течение полминуты, а лежа на животе — в течение 1-й минуты, не разглядывает свои ручки, не тянется полуоткрытой ручкой к игрушке, которую держат перед ним.
- К концу 4-го месяца жизни у ребенка отклоняется голова назад, когда его поднимают из положения лежа на спине, он не может приподнимать себя, лежа на животе, опираясь на предплечья.
- К концу 5-го месяца жизни ребенок неуверенно держит голову, особенно когда его поднимают из положения лежа на спинке, самостоятельно плохо поворачивается с живота на спинку, не может уверенно протянуть ручку к игрушке.
- К концу 6-го месяца не пытается группироваться при присаживании, не переворачивается со спины на живот и обратно, не перекладывает игрушки из рук в руку.
- Концу 7-го месяца при поддержке за ручку ребенок не пытается сесть.
- К концу 8-го месяца малыш не может ползти назад, не может короткое время стоять при поддержке, не может удержать пуговицу между большим и указательным пальцами.
- К концу 9-го месяца плохо удерживает равновесие при сидении, не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед, не пытается совершать простые движения: например, сдергивать шапочку, К концу 11-го месяца жизни не ползает на четвереньках, не может сидеть с вытянутыми ногами, не пытается стоять и передвигаться, держась за опору.
- К концу 12-го месяца ребенок не делает несколько шагов, держась за руки взрослого, не может удерживать одной рукой 2 маленькие игрушки или подать игрушку взрослому.
Эксперт
Татьяна Батышева
д.м.н., профессор, Заслуженный врач России, Член Президиума Всероссийского общества неврологов, Директор Научно-практического центра детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы.
Основатель проекта «Большая Мама» @bolshaya__mama
Источник