Уход и развитие ребенка от одного года
Достигнув возраста в 1 год, ребенок переходит от материального удовлетворения своих потребностей к интеллектуальной пище: малыш активно развивается в психологическом и социальном плане. Еда и сон обеспечивают его физиологические потребности, но весь период бодрствования направляется на накопление и совершенствование умственных способностей. Конечно же, он продолжает расти и крепнуть телом. Большую роль играет и грамотное воспитание, которое дают малышу родители.
Показатели физического развития
Если первый год жизни ребенок рос и развивался нормально, то к 1 году его вес должен увеличиться в три раза по сравнению с тем, сколько он весил при рождении. Прибавляет малыш и в росте. По статистике, к первоначальному росту, с которым малыш родился, прибавляется примерно 25-29 сантиметров. Происходит развитие головного мозга: в год его объем должен составлять 60% от объема мозга взрослого человека.
Двигательные навыки
Арсенал двигательных навыков, с которым дети встречают свой первый год после рождения, позволяет говорить о возросшей самостоятельности маленького человечка. Многие детки к этому времени уже начинают ходить. Если же ваш малыш еще не пошел, не пропустите момент его первых шагов. Снимите на камеру событие, которое переводит жизнь ребенка на новую ступень.
В возрасте около года малыш переходит на принципиально новую ступень развития – он начинает осваивать самостоятельные шаги и становится менее зависимым от мамы и папы
Развивается мелкая моторика:
- Ребенок берет еду ручками, учится держать ложку.
- Помогает маме листать странички книжек, которые ему читают.
Одеваясь, подает ручки и ножки. Распознает назначение бытовых предметов, знает, для чего нужна расческа, веник или телефон. Пытается повторить манипуляции взрослых с этими предметами. Движения могут быть неловкими, но они явно осознанные. Еще далеко до того момента, когда ваше чадо полностью избавится от родительской опеки, но без вас ему и не прийти к самостоятельности.
Особенности развития
После того как ребенку исполнится год, частота посещений педиатра сокращается – как правило, профилактические осмотры проводятся 1 раз в 3 месяца (см. также: каким в норме должен быть ребенок в 2 года и 2 месяца?). Связан такой регламент с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка. Часто психология выходит на первое место по отрицательному результату. Происходит это из-за неопытности молодой мамы, не сумевшей выработать у себя чувство терпимости к капризам малыша. Отклонения от установленных норм могут быть и у недоношенных детей. С 1 до 2 лет они немного отстают физически и интеллектуально, но, как правило, после 2 лет быстро догоняют своих сверстников во всех сферах.
Характер ребенка, вклад родителей в занятия с малышом, психологическая и социальная обстановка корректируют прогресс в ту или иную сторону. Если мама хочет, чтобы ее чадо развивалось быстрее остальных, она должна быть терпеливым воспитателем – вдумчивым, ответственным, рациональным.
Календарные периоды
Наблюдая за своим чадом, мамочке будет легче определить степень его развития, если разбить весь срок от года до двух лет на календарные периоды. Наш импровизированный календарь привязан к частоте посещений педиатра: это значит, что собираясь на прием к врачу, вы будете иметь представление о том, на какие нюансы в поведении малыша доктор обращает внимание. Кроме того, сможете самостоятельно оценить уровень развития вашего сокровища и правильность его воспитания. Каждый пункт календаря прописан по нарастающей – от простого действия или умения к сложному.
12-15 месяцев
Вот, что может карапуз:
- начинать играть самостоятельно, без подсказки взрослых;
- выполнять простые просьбы – например, обнять маму;
- пользоваться вилкой и ложкой;
- идти вверх по ступенькам лестницы;
- замечать забавные вещи и смеяться над ними;
- подражать речи и действиям родителей;
- говорить на собственном языке;
- жестами показывать то, что он хочет;
- хлопать в ладоши;
- помимо слов «мама», «папа», «деда», «баба», произносить еще одно слово;
- быстро ползать;
- ходить, опираясь на мебель;
- без чьей-либо помощи снимать носки;
- делать несколько шагов без поддержки;
- понимать простые просьбы;
- замечать реакцию родителей на его действия;
- уверенно стоять;
- ходить, держа маму или папу за руку;
- качать головой, давая отрицательный ответ;
- пить из кружки;
- пробовать «рисовать» фломастерами и карандашами;
Ждать от ребенка художественных шедевров в таком возрасте не стоит: сейчас он только начинает чувствовать цвета и фактуры. Следует позволить малышу творить так, как он хочет, дав ему свободу самовыражения
- помогать родителям одевать его, поддерживая ручки и ножки в удобном положении;
- наклоняться за упавшим предметом;
- узнавать себя в зеркале и радоваться своему отражению;
- поднимать более тяжелые предметы;
- играя в мячик, катать его вперед и назад;
- подкреплять слова жестами, чтобы его поняли;
- вытаскивать и закладывать игрушки в ящик или коробку;
- показывать свои глазки, ручки, носик и другие части тела по просьбе взрослого;
- бегать;
- обозначать требование тишины жестом «тссс»;
- «помогать» маме по дому.
15-18 месяцев
- переворачивать книжные страницы при чтении сказки;
- испытывать привязанность к животным и любимым игрушкам;
- уверенно ходить;
- петь и делать это с наслаждением;
- истерить, если чем-то недоволен;
- пятиться спиной;
- забираться на разные поверхности, одновременно исследуя их;
- говорить до 15 различных по смыслу слов;
- самостоятельно снимать носки или штанишки;
- спать один раз в день после обеда вместо двух;
- быстро бегать;
- сортировать вещи по размеру, форме, цвету (рекомендуем прочитать: как научить ребенка цветам?);
- играя, «кормить» кукол или мягкие игрушки;
- складывать из слов фразы;
- самостоятельно «читать» книжку», рассматривая картинки;
- уверенно справляться с ложкой, есть с помощью нее;
- чистить зубки под присмотром родителей;
- говорить понятнее для взрослых.
Малыш до полутора лет уже способен самостоятельно чистить зубы под присмотром взрослых. Необходимо внимательно наблюдать, чтобы кроха не глотал зубную пасту
18-21 месяцев
- говорить около 50 слов;
- понимать значение около 200 слов;
- составлять из слов простые предложения;
- самостоятельно снимать одежду;
- ходить на горшок, контролируя акты дефекации и мочеиспускания;
- умываться и чистить зубки под контролем мамы или папы;
- знать и называть части своего тела (ручки, ножки, ушки, носик);
- имитировать больше действий взрослых – например, выбрасывать мусор в ведро;
- строить из кубиков башни;
- давать описания несложным рисункам из книг;
- открывать и закрывать в доме и шкафах двери.
21-24 месяца
- проситься в туалет;
- быстро учить новые слова или действия (10 слов за один день);
- повторять все за другими людьми;
- собирать несложные пазлы;
- проводить прямую линию;
- спускаться по ступенькам за ручку с мамой;
- различать холодно – жарко, много – мало, большой – маленький;
- надевать и снимать одежду самостоятельно;
- различать людей по половому признаку (мальчик-девочка, дядя-тетя);
- прыгать;
- понимать хорошее и плохое (поведение, слово).
К двум годам ребенок обычно усваивает очень своевременное и полезное умение – проситься в туалет, сдерживая на время физиологические позывы (подробнее в статье: нормальное развитие ребенка в 2,5 года)
Как подавать информацию?
После года начинается период активного умственного взросления малыша. Все его действия – это жадный интерес к окружающему миру, к его внутреннему и внешнему устройству. Проще всего дать ему эти знания через игру. Составьте для себя план занятий с ребенком, введите в него развивающие игры. Ваша задача – обеспечить малышу грамотное социальное и эмоциональное развитие. Создавайте в процессе игры ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в реальной жизни (рекомендуем прочитать: как грамотно обеспечить раннее развитие ребенка?). Такой метод подачи информации оптимален для малыша 1-2 лет, он лучше запоминает все и проще координирует свое поведение.
Голосовое общение с ребенком необходимо подкреплять образами и наглядными примерами. Помните – словарный запас малыша невелик, ему легче понять то, что вы пытаетесь ему донести, через жесты и игровые ситуации. Читая книжку, обязательно объясняйте крохе, почему и зачем герои сказки совершают какие-то действия. Если хотите смоделировать какую-то определенную ситуацию, придумайте собственную сказку. Такие приемы служат частью воспитания ребенка. Почитайте подробнее о развитии речи ребенка с 1 года до 2-х лет.
Моменты, связанные с реальной жизнью, объясняйте тогда, когда ребенок может видеть их наглядное воплощение: о личной гигиене говорите, когда моете с малышом ручки, а об опасности на дороге – когда стоите с малышом возле мчащихся автомобилей. Информация, не подкрепленная яркими образами, плохо воспринимается и не закрепляется в сознании крохи. Помогите своему маленькому сокровищу развиваться правильно.
Отклонения в развитии
Прекрасно, если малыш вписывается в нормы поведения, прописанные для его возраста. Небольшие отклонения от стандарта могут быть связаны с индивидуальными особенностями ребенка, и они, как правило, не вызывают тревоги у специалистов. Есть и критические моменты, на которые стоит обратить особое внимание. Оценивая физические и интеллектуальные способности ребенка, проверьте, нет ли у него подобных проблем:
- к 15 месяцам малыш все еще не понимает функции простейших бытовых приборов;
- не стремится имитировать действия взрослых;
- достигнув возраста 18 месяцев, малыш так и не научился ходить;
- в этом же возрасте говорит менее 15 слов;
- в 2 года не умеет составлять слова в предложение (подробнее в статье: что должен знать или уметь ребенок в 2 года?).
Медики считают, что приведенные отклонения чаще всего связаны с недостаточным старанием родителей в обучении ребенка. Причиной проблемы может стать и нехватка общения. Только от родителей зависит, насколько правильно будет идти развитие маленького человека. Дайте ему столько тепла, знаний и навыков, сколько могут дать любящие и заботливые мама и папа.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник
Первый год жизни ребенка сопровождается интенсивным развитием. Когда малыш появляется на свет, он может только кричать, к полным 12 месяцам у него начинают образовываться черты характера.
В один год начинает формироваться личность
Перед тем, как приглашать гостей, которые еще утром написали поздравление родителям с первым годом их младенца, нужно понимать: это очень ответственный период, поэтому надо уметь правильно ухаживать за ребенком этого возраста.
Что должен уметь ребенок в 1 год
Процесс развития детей – сугубо индивидуальное явление, да и в последнее время оно проходит несколько медленнее, чем 10-20 лет назад. Нормы установлены лишь статистически, поэтому есть много детей, которые созревают позже описанных сроков. В целом, в 1 год ребенок может следующее:
- Стоять, держась за опору;
- Сидеть;
- Повторять простые действия за родителями;
- Делать первые шаги;
- Строить башни, пирамидки небольшого размера;
- Зачерпывать воду;
- Тереть предметы.
Ребенок плачет
Важно! Годовалые дети обычно изучают мир, ощупывая окружающие предметы.
Нормы развития
В среднем, к году темп роста – 1,5 сантиметра в месяц. После наступления 12 месяцев темпы замедляются. Скорость увеличения веса в этом возрасте – 350 граммов в месяц. Приблизительно рост годовалого малыша составляет 72-77 сантиметров, а вес – 10-11 кг.
Для мальчиков
По данным отечественных педиатров, рост мальчиков составляет от 72,3 до 79,7 сантиметров, а вес – от 8,9 до 11,6 килограммов. Окружность головы в норме – 45,3-48,6, груди – 46,1-52,5. По данным ВОЗ, эти значения колеблются в несколько большем диапазоне.
Для девочек
Рост варьируется в пределах от 71,4 сантиметров до 78 см, вес – от 8,5 до 10,8 см. Окружность головы – 44,2-47,3 см, груди – 46,3-51,4 см.
Как выглядит ребенок в год
Годовалый малыш уже значительно меньше похож на младенца, его пропорции больше напоминают детские.
Кроха празднует первый день рождения
Физические данные ребенка в 12 месяцев
Несмотря на то, что темпы роста и веса замедляются, облик годовалого ребенка все еще активно меняется. Малыш становится более бодрым, поэтому большая часть энергии не откладывается в жир, а сжигается. Появляются у двенадцатимесячного ребенка зубы. Их количество колеблется в пределах от 6 до 12 или даже больше. Десна во время роста зубов могут болеть. Этот процесс иногда сопровождается температурой. Также у крохи нередко обильно текут слюни. Это вариант нормы.
Внимание! Хотя малыш уже способен уверенно лежать на животе и самостоятельно ползать, важно понимать, что каждый ребенок индивидуальный.
Мальчики традиционно в среднем более крупные, чем девочки. Но конкретная малышка может быть и больше, и тяжелее малыша аналогичного возраста. Это не должно вызывать беспокойства. Мышцы ребенка уже достаточно окрепли, чтобы он мог стоять с поддержкой и подниматься по лестнице с помощью родителя. Годовалые дети очень любят залазить на вершины, поэтому нужно позаботиться об их безопасности. Не стоит оставлять открытыми окна в помещениях, где находится малыш без присмотра родителей, лучше держать кроху вдали от розеток, проводов и других опасных предметов.
Психологическое развитие ребенка в 12 месяцев
Формирование личности годовалого чада происходит активными темпами. В этом возрасте кроха уже может:
- Открывать и закрывать двери, ящички в шкафах.
- Складывать вещи в коробку.
- Бросать мячики и катать их по полу.
В этом возрасте кроха активно подражает действиям взрослого, хотя временами может его и не слушаться. Годовалые дети продолжают тянуть все в рот, чтобы узнать вкус вещей.
Годовалый малыш общается
В этом возрасте активно развивается речевая и эмоциональная сфера. Ребенок может смеяться, пугаться, плакать. Формируется и мимика. Дети умеют осмысленно говорить простые слова, состоящие из двух одинаковых слогов (мама, папа, кака, баба и другие). Ребенок достаточно неплохо понимает интонацию взрослых и некоторые произносимые ими слова. Малыш учится мычать еще раньше, но к этому возрасту интонации обретают конкретную смысловую окраску.
Важно! У ребенка формируются первые навыки самообслуживания. Он учится самостоятельно есть, пить из чашки, раздеваться. Когда это целесообразно, нужно поощрять попытки делать это.
Когда у ребенка 1 год исполняется, случается кризис. Он выражается в первых попытках сепарироваться от родителей. Временами малыш ведет себя довольно упрямо, до получения нужной порции внимания. При этом ребенок сильно эмоционально реагирует на замечания взрослых.
В 12 месяцев появляются следующие возрастные новообразования, описывающие, почему возникает кризис одного года:
- Ходьба. Когда ребенку 1 годик, он учится ходить. Это открывает новые возможности перед малышом, поскольку он может брать в руки необходимую вещь и совершать с ней какие угодно действия. Особенно привлекательными для крохи становятся предметы, которыми пользуются взрослые. Но часть из них могут быть опасными, поэтому родители запрещают пользоваться ими. Для крохи такие предостережения – команда действовать наоборот. Ребенок учится понимать свои желания и добиваться целей.
- Автономная речь. Кроха потихоньку переходит от лепета к реальным языковым конструкциям. Но пока ребенок не научился говорить, как взрослый, его нередко не понимают. Это вызывает негативную эмоциональную реакцию у малыша, которому исполнился годик.
- Мотивирующие представления. Когда крохе один год, он обретает способность формировать в воображении образы и действовать в соответствии с ними. Л. И. Божович называет их мотивирующими представлениями. Малыш становится менее зависимым от сиюминутных стимулов. Когда крохе исполняется один год, значительно сложнее отвлечь ребенка каким-то предметом, поскольку дите будет действовать в соответствии со своими целевыми конструктами.
- Представление о себе. Еще со второго полугодия жизни появляется способность воспринимать свои действия как причину полученных результатов, так формируется Я-образ. Малыш начинает узнавать себя в зеркале. Например, если на лоб годовалого мальчика или девочки надеть повязку и показать ребенку его отражение, кроха может отметить это и постараться снять отрицательный, по мнению чада, предмет. То есть малыш способен выполнять действия, направленные на себя. Это же поведение проявляется и при общении со взрослыми. Дите старается копировать действия других людей в данном возрасте.
Важно! Ребенок может быть в группе риска аутизма, если он плохо имитирует жесты (например, ладушки), избегает зрительного контакта и не реагирует на появление взрослого.
Слух и зрение ребенка в 12 месяцев
К 12 месяцам слух и зрение должны пройти последнюю стадию развития. Уже в конце девятого месяца кроха видит почти так же, как взрослые. В годовалом возрасте его привлекают яркие и контрастные цвета. Малыш умеет определять расстояние до объекта, способен отличить близкие предметы от далеких, узнает знакомые лица.
При этом у него еще недостаточно развито умение координировать зрение и работу мышц. Он может не понимать, куда деть руку или ногу, и из-за этого выглядеть достаточно нелепо. Это пройдет со временем.
Развивающие игры в 12 месяцев
Когда исполняется один год малышу, с ним необходимо активно играть. Подбирать развлечения следует так, чтобы он развивал свои умения. В процессе необходимо выстраивать доверительные отношения с малышом. Игры должны быть направлены на изучение окружающего мира, тренировку координации движения и совершенствование речевых навыков. Хорошо себя показали такие упражнения:
- Повторяй-ка. Игра нацелена на развитие детского лепета. Задача малыша – проговаривать слоги, сказанные взрослым или им самим. Чтобы добиться ответа от ребенка, нужно повторять их несколько раз.
- Прятки. Игра способна развивать пространственное восприятие и память. Родитель прячется за кресло или шкаф, после чего выглядывает и зовет малыша. Спустя какое-то время кроха начинает повторять за взрослым. Потом игру нужно усложнить – просто звать малыша. Это позволяет увеличить способность ориентироваться по звуку.
- Танцы. Любые музыкальные игры развивают чувство ритма. Мелодию можно запустить на компьютере или купить игрушки. Родитель показывает крохе, что требуется делать, и тот пробует танцевать под музыку. Мелодии можно чередовать, сменяя веселые композиции спокойными. При этом ее темп не должен быть слишком быстрым, чтобы ребенок успевал укладываться в ритм.
- Можно попробовать кружиться.
Книжки и игрушки ребенка
1 год – самое время платить деньги, купить и подарить книгу годовашке. Так формируется любовь к чтению. Тематически литература подбирается так, чтобы ребенку было интересно. Главный критерий в этом возрасте – большое количество ярких цветных картинок. Малыш может всячески издеваться над первыми книгами: брать в рот, грызть, кусать, рвать. Поэтому важно не покупать слишком дорогих экземпляров.
Годовалый милаха
Игрушки тоже могут развивать ребенка. Например, малышу часто приходятся по душе такие предметы:
- Мяч.
- Пирамидка. Эта игрушка – уникальное изобретение. Оно тренирует мелкую моторику, интеллект, умение различать цвета, усидчивость. Сейчас создано большое количество видов пирамидок, в том числе уникальных, способных издавать звуки, имеющих разные причудливые формы.
- Кубики.
- Машина-каталка.
В этом возрасте важно не давать играться мелкими предметами. Всевозможные конструкторы, пазлы нужно спрятать от глаз крохи.
Питание и сон
В возрасте одного года малыш почти не питается грудным молоком или смесью. Обычно кормление приходится на раннее утро и поздний ужин. Все остальные приемы пищи – это взрослый рацион, адаптированный под ребенка. Также в магазинах продается готовое питание, приспособленное под особенности организма годовалого ребенка.
Состав таких продуктов разный: мясные и овощные пюре, детское печенье и другие. Количество приемов пищи такое же, как и у взрослых: завтрак, утренний перекус (при необходимости), обед, полдник и ужин.
Длительность сна годовалого ребенка составляет обычно около 14 часов. Ночью кроха спит около 12 часов, длительность дневного сна – два часа. Время бодрствования всецело зависит от индивидуальной потребности организма малыша в один год.
Таким образом, 1 год – это период, когда маленький человечек перестает быть младенцем и вступает в новый период своей жизни.
Видео
Источник