Уханова развитие эмоций и навыков общения у ребенка
Тамара Марьина
Развиваем навыки общения и эмоциональный мир дошкольников в игре
Педагог-психолог I- ой квалификационной категории Марьина Тамара Васильевна.
МДОУ № 3 «Теремок» г. Днестровск, Молдова.
В дошкольный период особенно активно развиваются психические процессы. Формируются произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг и др.). Именно в этом возрасте «сеют семена» будущего. Немало нужно любви, терпения и, конечно, знаний, чтобы они взошли здоровыми и крепкими.
Ребёнок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в детское сообщество из-за неумения общаться, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым – это может привести (и приводит) к снижению самооценки, возрастанию робости, неуверенности в себе, замкнутости.
Для развития эмоциональностии общительности детей можно использовать любимые ими виды деятельности: рисование, танцы, игры. Можно также проводить специально организованные занятия, в ходе которых можно помочь детям решить их эмоциональные проблемы, развить воображение, ловкость, смекалку, уверенность в себе и получить огромную радость от общения с детьми, завоевать их доверие и дружбу.
Понимание духовного мира и эмоциональной сферы ребёнка, умение почувствовать его настроение позволяют взрослым установить с ним эмоциональный контакт и своевременно оказать помощь в налаживании контактов с ровесниками, а также помочь родителям осознать (и преодолеть) трудности в воспитании ребёнка.
Задача педагога – психолога – помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научиться вступать в контакт и вести разговор, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.
Проанализировав свой опыт работы с детьми дошкольного возраста,я пришла к выводу: игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры мы помогаем ребёнку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
Содержание проводимых мною игр- занятий предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, что и называется культурой общения. В ходе игр- занятий я стремлюсь подвести детей к тому,что считаю главным: к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников.
На занятиях целесообразно использовать этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному. В качестве своеобразного отдыха предлагаю подвижные игры. Они позволяют детям расслабится, «выпустить пар».
Итак, что могут сформировать у детей игры-занятия?
Коммуникативные способности и качества.
Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.
Позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».
Умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.
Умение выражать свои потребности чувства с помощью вербальных и не вербальных средств.
Умение взаимодействовать и сотрудничать.
Чего желательно ожидать от детей во время игр?
Желание принимать в них активное участие.
Доброжелательного настроя в играх.
Что требуется от взрослого во время игр?
Терпение (оно необходимо любому педагогу).
Умение принимать всех детей такими, какие они есть.
Умение выслушивать любой ответ, любое предложение, любое решение ребёнка.
Способность к импровизации.
Помните: каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим. Научитесь не сравнивать одного ребёнка с другим.
Ниже приводятся примерные конспекты игр-занятий. Их можно творчески переработать с учётом возможностей своих воспитанников, главное – это сохранить в них игровой характер, использовать музыку и изобразительную деятельность. Предлагаемые конспекты можно использовать для проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми один раз в неделю.
Основные цели игр-занятий:
Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир.
Учить свободно входить в контакт со взрослыми и сверстниками.
Создать безопасную обстановку индивидуального и группового взаимодействия.
Оказывать помощь в осознании ребёнком самого себя, своих эмоций, достоинств, возможных успехов и достижений.
Основные принципы построения занятий:
Поддержка положительного эмоционального тонуса и стимуляция общей активности.
Установление обратной эмоциональной связи путём развития различных эмоций, положительного опыта общения.
Формирования доброжелательного отношения к ребёнку сверстников через положительную оценку педагогом его достоинств.
Основные методы:
Имитационные и ролевые игры.
Психогимнастика.
Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка.
Танцы.
Младшая группа.
Занятие «Гномы».
Цель. Развитие эмоций, навыков общения, выразительности движений.
Предварительная работа. Рассмотреть картинки с изображением гномов, рассказать о них, прочитать сказки, изготовить волшебную коробочку и колпачки гномов.
Материал. Листы бумаги с незаконченными портретами гномов (по числу детей).
Ход занятия.
Педагог -психолог. Сейчас мы станем гномами. Они радуются, когда им весело, сердятся, когда их обманывают… Покажите, как они это делают. (Дети показывают). Идут гномы по лесу осторожно, чтобы не наступить на жучков, не поломать травинку, не смять цветы. (Дети имитируют движения). А вот и ручеёк. (На полу мелом изображён извилистый ручеёк: то узкий, то широкий. Дети встают цепочкой, держат друг друга за талию или плечи и идут, широко расставив ноги.) Почему один гном плачет? Оказывается, он потерял колпачок. Что будем делать? Как успокоить гнома? (Найти колпачок.)
Дети выходят на поляну и находят незаконченные портреты гномов: надо их дорисовать (улыбка, глаза, колпачки и т. д.)
Закончив рисование, садятся в круг. Звучит музыка. Один ребёнок стоит в круге и танцует, остальные постепенно включаются в танец на своих местах.
Занятие «Доброе слово и кошке приятно».
Цель: учить способам общения между людьми. Формировать выразительные средства общения (интонацию, мимику, пантомимику). Воспитывать потребность в доброжелательном общении; необходимость в общении друг с другом.
Материал. Маски-шапочки разных животных (по числу детей). Игрушечные заяц, котёнок. «Цветок добрых слов» Большой лист белой бумаги, на котором точками нарисован контур сердца.
Ход занятия.
Дети произвольно сидят на ковре. Педагог –психолог организует игру «Пора вставать».
Мои детки, мои детки,
Мои детки крепко спят,
Мои детки, мои детки,
Потихонечку сопят.
Вот так!
Педагог-психолог и дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом, выдох ртом «Хо-о-о-о!» (несколько раз).
Затем педагог-психолог громко говорит: «Солнце встало! Хватит спать! Хватит спать! Пора вставать!»
Дети «просыпаются» и, встав на носки и подняв руки вверх, делают вдох. Затем, быстро опустив руки вдоль туловища, и опустившись на всю ступню, делают выдох (несколько раз).
Педагог-психолог. Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте!
Дети отвечают словами приветствия,улыбками или кивком головы и вместе с педагогом-психологом говорят: «Солнце встало! Хватит спать! Хватит спать! Пора вставать! Здравствуйте!
Дети выстраиваются в круг, берутся за руки, играют в кругу «Не сердись, улыбнись!» Каждый ребёнок поворачивает головы к рядом стоящему партнёру, смотрит ему прямо в глаза и говорит ласково,сердечно улыбаясь: «Не сердись, улыбнись». Игра заканчивается, когда все дети обратятся друг другу с этой просьбой.
Педагог-психолог. К нам в гости пришёл зайчик. Он очень хочет поздороваться с каждым из вас. И вы тоже, наверное, хотите поздороваться с ним?Но учтите: каждый должен сделать это по- разному, по-своему.
Дети подходят и приветствуют зайчика,каждый по-своему: кланяются, жмут лапу, гладят по головке, улыбаются, произносят добрые слова.
Педагог-психолог. Что вы можете сказать о том, как себя чувствует зайчик? Объясните своё мнение.
Примерные ответы детей: ему хорошо, он радуется, улыбается, потому что он понял, что мы рады ему, любим его, он у нас не чужой.
Педагог-психолог. Давайте и мы улыбнёмся зайчику и друг другу ещё раз. (Дети улыбаются). А что вы сейчас чувствуете? Почему? Верно это от того, что мы стали с вами добрыми волшебниками. А какие волшебные слова вы знаете?
Ответы детей: Здравствуйте! доброе утро! мы тебе рады! И т. п.
Педагог-психолог. Мы поиграем с вами в игру «Пожалуйста».
Дети встают в круг. Педагог-психолог показывает какое-нибудь движение, прикасается ладонью к рядом стоящему ребёнку и говорит: «Пожалуйста!»Тот отвечает: «Спасибо!» — и делает такое же движение. Все повторяют его несколько раз. Затем ребёнок «передаёт» движение следующему,говоря: «Пожалуйста!» — и прикасается к нему ладонью. Игра продолжается до тех пор, пока все дети по очереди не «передадут» друг другу движение.
Педагог-психолог. Случается, что вы обижаете друг друга, ссоритесь.Давайте устроим конкурс: кто придумает лучший способ примирения?
Предложения детей.
Педагог-психолог. Автор стихотворения «Поссорились» (А. Кузнецов)предлагает свой способ примирения:
Дам ей Мишку извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!
Педагог-психолог. Так как же нужно поступить и что надо сказать, если случайно обидел товарища? (Ответы детей). А ещё зайчик принёс из леса цветок. Необыкновенный. Он называется «Цветок добрых слов». На каждом его лепестке живут добрые слова. Давайте произнесём эти слова. (Показывает лепестки –дети называют добрые слова: сильный, умный, верный, храбрый, красивая, добрая, ласковая, весёлый, озорной).
Педагог-психолог. Какими счастливыми становятся люди, которые услышат эти слова! Как радостно забьётся их сердце! Давайте сделаем всем ещё один сюрприз. Соединим точки вот на этом листе. Расколдуем рисунок. (Дети соединяют точки и получают изображение сердца). Это сердце очень счастливое, доброе,нежное: оно услышало много хороших слов.
Дети под музыку раскрашивают сердце. Выполнение коллективной работы ещё больше сближает их.
Источник
- Учим детей общению: учеб.-метод. пособие / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т; [авт.-сост. А. А. Смага, Л. М. Ковалева]. — Мурманск: МГГУ, 2011. — 32 с.
- Белова Е. С. Особенности общения и эмоционально-личностного развития дошкольников с высоким творческим потенциалом / Белова Е. С., Щебланова Е. И.// Вопросы психологии. — 2010. — № 6. — С. 14-23.
- Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников / Ермолаева М.// Дошкольное воспитание. — 1995.-№ 9. — с.21-28.
- Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста / Колпакова Н.// Дошкольное воспитание.. — 1999.-№ 10.. — с.41-44.
- Ермолаева М. В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: учеб. пособие / Ермолаева М. В., Ерофеева И. Г. ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. — М.. МПСИ, 2008. — 336 с. — (Библиотека педагога-практика).
- Маланов С. В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста: теор. и метод. материалы: учеб. пособие / Маланов С. В. ; РАО, Моск. психол.-соц. ун-т. — М.. МПСУ, 2012. — 320 с. — (Библиотека педагога-практика).
- Гурин Ю. В. Игры для детей от трех до семи лет / Гурин Ю. В., Монина Г. Б. — М.. Сфера, 2011. — 255 с.. ил. — (Энциклопедия игр).
- Уханова А. В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка: [программа коррекционно-развивающих занятий] / Уханова А. В. — М.. Сфера, 2011. — 118, [3] с. — (Речь о детях).
- Социально-эмоциональное развитие ребёнка в дошкольном периоде: материалы междунар. семинара / М-во общ. и проф. образования РФ, Рос. гос. пед. ун-т, Междунар. Центр Образоват. Инноваций. — СПб., 1999. — 154 с.. табл.
- Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: пособия для практ. работников дошк. учреждений / Минаева В. М. — М.. АРКТИ, 1999. — 48 с. — (Развитие и воспитание дошкольника).
- Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений / Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. ; под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. — М.. Академия, 2003. — 176 с. — (Высшее образование. Дисциплины по выбору).
- Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия для детей 5-9 лет: [методическое пособие] / Лаптева Г. В. — М.. Сфера, 2011. — 160 с.. ил.
- Пазухина И. А. Обогащение эмоционального опыта дошкольников / И. А. Пазухина// Дошкольная педагогика. — 2009. — № 3. — С. 46-51.
- Каракулова Е. В. Теоретический анализ основных подходов в работе по формированию эмоционально-волевой сферы у дошкольников / Е. В. Каракулова// Специальное образование. — 2010. — № 3. — С. 21-28.
- Пазухина И. А. Как развивать эмоции у детей / И. А. Пазухина// Дошкольная педагогика. — 2012. — № 7. — С. 53-57.
- Бабаева Т. И. Что мешает взаимопониманию старших дошкольников в общении со сверстниками в детском саду? / Т. И. Бабаева// Современный детский сад: [методика и практика]. — 2010. — № 1. — С. 27-34.
- Гребенникова О. В. Современный дошкольник: межличностное общение в контексте игровой деятельности / О. В. Гребенникова// Мир психологии. — 2015. — № 1. — С. 101-111.
- Довгая Н. Проблема сознания и вербализации эмоций в дошкольном возрасте / Н. Довгая, О. Македонская// Дошкольное воспитание. — 2016. — № 3. — С. 15-20.
- Ежкова Н. С. Социализация дошкольников через развитие представлений об эмоциях и эмоциональных состояниях / Н. С. Ежкова// Дошкольная педагогика. — 2015. — № 5. — С. 9-13.
- Ежкова Н. Методисту об эмоциональном развитии детей дошкольного возраста / Н. Ежкова// Воспитание дошкольников. — 2010. — № 1. — С. 19-32.
- Евсеева Л. Педагогические средства коррекции эмоционального состояния детей в дошкольном возрасте / Л. Евсеева, Т. Шипунова, Е. Беленькова// Коррекционно-развивающее образование. — 2012. — № 2. — С. 58-61.
- Захарова Т. Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития / Т. Захарова, Р. Саттарова// Дошкольное воспитание. — 2012. — № 3. — С. 31-33.
- Изотова Е. И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников / Е. И. Изотова// Мир психологии. — 2015. — № 1. — С. 65-76.
- Кислова Т. Р. Формирование межличностных отношений дошкольников в коммуникативных играх / Т. Р. Кислова// Начальная школа плюс До и После. — 2011. — № 7. — С. 60-63; № 9. — С. 50-54; 2012. — № 1. — С.57-58.
- Лисина М. И. Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни / М. И. Лисина// Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. — 2011. — № 4. — С. 21-53.
- Римашевская Л. С. Особенности сотрудничества дошкольников со сверстниками в процессе совместной деятельности / Л. С. Римашевская// Детский сад от А до Я. — 2014. — № 6. — С. 56-64.
- Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста / Колпакова Н.// Дошкольное воспитание.. — 1999.-№ 10.. — с.41-44.
- Подымова Л. С. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками [Электронный ресурс] / Подымова Л. С., Ильина С. В. //Воспитание и обучение детей младшего возраста. — 2016. — № 5. — С. 140-143. — Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/razvitie-emotsionalnoy-sfery-starshih-doshkolnikov-v-protsesse-obscheniya-so-sverstnikami/ — (Дата обращения: 29. 10. 2016).
- Ильина С. В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками [Электронный ресурс]. автореф. дисс. … кандидата психологических наук. — Курск, 2009. — 22 с. — Режим доступа: https://www.kursksu.ru/dissertations/dis150.pdf. — (Дата обращения: 29. 10. 2016).
- Прищепа С. С. Система управления процессом формирования межличностного общения у старших дошкольников со сверстниками [Электронный ресурс] / Прищепа С. С. //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2013. Т. 13. — № 1. — С. 98-102. — Режим доступа: https://elibrary. ru/download/23345315.pdf. — (Дата обращения: 29. 10. 2016).
- Смирнова Е. О. Сюжетная игра как фактор становления межличностных отношений дошкольников [Электронный ресурс] / Смирнова Е. О.//Культурно-историческая психология. — 2011. — № 4. — С. 2-8. — Режим доступа: https://elibrary.ru/download/98623635.pdf. — (Дата обращения: 29. 10. 2016).
Источник