Углеводы рост и развитие ребенка

Углеводы рост и развитие ребенка thumbnail

Содержание:

  • Сложные углеводы
  • Сладкие продукты

Если вы тоже считаете, что современные дети едят слишком много сладкого, а полезных углеводов в их меню явно не хватает, предлагаем простые советы, которые помогут постепенно изменить рацион ребенка и приобщить его к правильному питанию.

Сложные углеводы

Чтобы обеспечить детей энергией для развития и роста, вы должны вводить в их рацион много сложных углеводов. Они содержатся в хлебе, картофеле, макаронных изделиях и рисе, так что эти продукты должны составлять основу любого приема пищи.

Как правило, «коричневые» продукты (из муки грубого помола или цельнозерновые) гораздо полезнее «белых» (из муки тонкого помола или очищенных). Хлеб и макароны из цельнозерновой муки, а также бурый рис медленнее отдают свою энергию, дольше сохраняют чувство сытости и лучше поддерживают нас между приемами пищи. А вот их «белые» эквиваленты расщепляются гораздо быстрее, быстро повышают уровень сахара в крови, который так же быстро снижается. В результате мы вскоре снова чувствуем себя голодными и опять готовы есть.

Так как же приучить своего ребенка предпочитать продукты со сложными углеводами?

Покупайте правильные продукты. Дети едят только ту еду, которую вы приносите домой. Поэтому покупайте хлеб и макароны из цельнозерновой муки и бурый рис и кормите ими своего ребенка. Если ваш ребенок еще мал, просто давайте ему эти продукты с раннего детства, и он даже не будет знать, что существует альтернатива сложным углеводам.

Если вам нужно ввести «коричневые» хлеб/рис/макароны в рацион более взрослого ребенка, я дам несколько советов, как сделать это успешно.

Не акцентируйтесь на составе продуктов. Самое простое — не сообщать, что сегодня вы приготовили бурый, а не белый рис. Вполне возможно, ваш ребенок просто не заметит разницы. На самом деле по вкусу «коричневые» продукты не сильно отличаются от «белых», особенно когда политы соусом, обжарены и сдобрены сливочным маслом.

Смешайте с привычными продуктами. Если вы считаете, что ваш ребенок чувствителен к таким вещам, первое время смешивайте новые продукты с привычными. Можно смешать «правильные» макароны с оранжевыми и зелеными, чтобы все они были разного цвета. Сегодня даже хлеб из муки грубого помола имеет аппетитный вид. Вы можете давать его ребенку, а через некоторое время вскользь заметить: «Кстати, ты ешь полезный хлеб» — и посмотреть на его реакцию.

Сделайте это нормой. Дети едят то, к чему их приучили, и предпочитают знакомую еду. Не ставьте своего ребенка перед выбором, просто всегда покупайте и готовьте «коричневые» продукты. Тогда ему просто придется есть их. Готовьте эти продукты, когда к вам в гости приходят его друзья, и ешьте их сами.

Выбирайте продукты, похожие на те, к которым привык ваш ребенок. Если ваш ребенок привык к нарезанному белому хлебу, трудно будет за один день перевести его на плотный цельнозерновой хлеб с семенами, который к тому же приходится резать. Поэтому начните с нарезанного цельнозернового хлеба без семян, который по виду и вкусу похож на тот, к которому привык ребенок. Точно так же начинайте с шлифованного бурого риса и только потом переходите на более плотный нешлифованный. Используйте макароны из муки грубого помола, которые по форме похожи на привычную пасту. Ребенок может даже не заметить подмены. Но если заметит и откажется от еды, проявите настойчивость и продолжайте предлагать ему новые блюда и ешьте их сами.

Обеспечьте разнообразие. Каждый прием пищи должен включать сложные углеводы, чтобы обеспечить организм необходимой энергией. Но при этом вы должны сделать еду разнообразной. Смешивайте картофель, рис, макароны и хлеб с другими продуктами и готовьте каждый день разные блюда, чтобы эти «сложные углеводы» не наскучили вашему ребенку.

Сладкие продукты

Чтобы расти и развиваться, детям не нужны сладости, пирожные, печенье или шоколад. Если бы их вообще не было в рационе, детям это пошло бы только на пользу. Сладости усваиваются почти мгновенно и быстро повышают уровень сахара в крови. Это полезно, когда ребенок голоден. Но затем сахар в крови резко падает, и ребенок чувствует себя голоднее, чем прежде.

Но сладости существуют, многие дети их любят, а многие родители любят давать их своим детям. Так что же нам делать?

Не держите их дома. Именно вы ходите по магазинам, готовите еду и решаете, что приносить в дом, а что нет. Если вы не будете держать дома сладости, ребенок не станет и выпрашивать их у вас. А у вас не будет соблазна использовать их как способ поднять настроение своему чаду или добиться от него послушания.

Не делайте из сладостей нечто особенное. Если вы даете ребенку печенье и говорите: «Теперь ты счастлив?» или «Это тебе за хорошее поведение», он будет рассматривать печенье как нечто особенное, как источник радости и удовольствия. Если вы покупаете большой торт из мороженого, едите его вместе с ребенком и восхищаетесь его вкусом, ребенок будет воспринимать совместное поедание торта как способ получить удовольствие и почувствовать эмоциональную близость с другим человеком. Старайтесь давать детям сладости преимущественно на фруктовой основе и относитесь к ним всего лишь как к очередному блюду в конце обеда или ужина. Главное — не придавать сладостям особый статус самого вкусного и желанного лакомства.

Не делайте из них «запретного плода». Не стоит налагать на сладости жесткий запрет, иначе ваш ребенок будет относиться к ним как к чему-то еще более желанному. Сладости существуют в этом мире, и дети их любят. Если вы запретите их своему ребенку, то когда он вырастет, еда может стать для него способом восстать против вас и проявить самостоятельность — пусть даже во вред своему здоровью.

Заведите определенный порядок. Старайтесь угощать ребенка сладостями вне дома и заведите определенный порядок для этого. Например, если посещать кондитерскую раз в неделю, это позволит вам не превратить сладости в запретный плод или нечто особенное. Но при этом даст возможность ограничить их потребление и привязать к определенному месту и времени. Если посещение кондитерской войдет в традицию, то вы убьете сразу трех зайцев: и ребенок будет получать ожидаемое удовольствие, и его питание станет здоровее, и вы будете на протяжении всей недели избавлены от его надоедливого: «Я хочу чего-то вкусненького».

Источник

Углеводы – основной источник легкоусвояемой энергии в организме.

С их помощью поддерживается необходимая концентра­ция сахара в крови, регулируется обмен белков и. жиров. Углеводы обладают свойством оберегать белки от расхода на энергетические цели, способствуя более полному использо­ванию их по назначению. Основные источники углеводов – продукты растительного происхождения. Содержание угле­водов в них (г на 100 г съедобной части): хлеб (40-53), мука (70-74), макаронные изделия (72-75), крупы (65- 77), картофель (19,7), овощи (3-11), бахчевые (6-9), фрукты и ягоды (7-15). Самый концентрированный источ­ник углеводов – сахар (99). Много углеводов в меде (72- 76), варенье, джемах (65-74).

В пищевых продуктах углеводы содержатся в виде про­стых и сложных соединений. К простым относятся моно­сахариды (глюкоза, фруктоза) и дисахариды – сахароза (тростниковый и свекольный сахар), лактоза (молочный сахар). К сложным углеводам (полисахаридам) относятся крахмал, гликоген, пектиновые вещества и клетчатка.

Моносахариды – глюкоза, фруктоза – содержатся главным образом в ягодах и фруктах, в меде. Моно- и дисаха­риды легко растворяются в воде, быстро всасываются в пище­варительном канале. Глюкоза, например, начинает всасы­ваться в кровь уже через 5-10 минут, несколько медленнее всасывается фруктоза. Всасывание дисахаридов происходит после их расщепления до моносахаридов. В отличие от моно- и дисахаридов расщепление и всасывание в кишечнике полисахарида крахмала происходит медленно. Это зависит от свойств пищевого продукта, содержащего крахмал, и его кулинарной обработки. Например, из манной и рисовой круп крахмал усваивается быстрее, чем из гречневой, ячневой и перловой, имеющих более грубые оболочки. Медленно усваи­вается крахмал из гороха и фасоли. Замедленное расщеп­ление крахмала имеет большое физиологическое значение. Образующаяся при медленном переваривании крахмала глюкоза постепенно всасывается в кровь и в течение продолжительного времени, примерно               около 6 часов, обеспечивает ткани необходимыми углеводами. Часть глюкозы поступает в печень, где превращается в сложный полисахарид – животный крахмал гликоген,

Гликоген – это углеводный запас в организме, который по мере возрастающих потребностей тратится для питания работающих мышц, органов и систем. Избыток углеводов, поступающих с пищей, превращается в жир.

К углеводам относятся также клетчатка и пектиновые вещества. Они способствуют улучшению секреции пищеварительных желез и перевариваемости пищи, перистальтике и ритмичности опорожнения кишечника.

Многие овощи (картофель, морковь, капуста), ягоды и фрукты обладают хорошо расщепляющейся и усваивающей­ся нежной клетчаткой. Но в пищу детям следует давать продукты и с грубой клетчаткой: свеклу, репу, брюкву, ржаной хлеб, некоторые крупы. В последнее время большое значение придается растительным пищевым волокнам, кото­рые способствуют профилактике болезней системы пищева­рения. Они содержатся в овощах и зерновых продуктах в следующих количествах (г на 100 г съедобной части): ре­дис – 24,2; капуста – 20,6, морковь – 20,1, ржаной хлеб – 11,1, пшеничные отруби – 53,4.

Пищевые волокна связывают воду, хорошо набухают, адсорбируют органические молекулы, желчные кислоты, способствуют обмену веществ. Под их влиянием нормали­зуется состав микрофлоры кишок, уменьшаются гнилостные процессы и метеоризм, нормализуется стул. Благоприятное влияние яблочных диет на лечение острых и хронических расстройств желудочно-кишечного тракта основано на поло­жительном действии пектиновых веществ. Источником пекти­на являются также джем, пастила, мармелад, зефир.

Суточная потребность детей в углеводах высока и состав­ляет в возрасте 1,5-3 года 18 г, 4-7 лет – 15-16 г на 1 кг массы тела. Чем выше мышечная активность, тем больше требуется углеводов. Однако перенасыщение организма ребенка углеводами, особенно простыми сахарами, вредно. Избыток их ведет к накоплению излишнего жира, понижению сопротивляемости организма, к болезням. Расстройство углеводного обмена и накопление в крови и тканях недоокисленных продуктов — молочной и пировиноградной кис­лот вызывает недостаток витаминов группы В, особенно витамина В1.  У детей при этом отмечается повышенная утомляемость, нарушается функция нервной системы и дру­гих органов и систем.

Неблагоприятно сказывается на детском организме и не­достаток углеводов в пище. Это нарушает энергетический обмен, потребности которого покрываются за счет мобилиза­ции из жировой клетчатки резервных жиров. Далее начи­нается распад тканевых белков, что в итоге приводит к истощению организма.

Количество углеводов в рационе ребенка должно быть оптимальным не только по общему содержанию, но и по со­отношению легкоусвояемых углеводов и полисахаридов. Ра­створимые, легкоусвояемые углеводы должны составлять не более 1/4 части дневной потребности в них (для детей от 1 до 3-х лет – 54 г из 216, от 4 до 6 лет – 68 из 272 и т. д.) и по­крываться не только сахаром, но и медом, вареньем, джемом.

Источник

Углеводы

Большая часть углеводов,
поступающих с пищей, сгорает в процессе
жизнедеятельности организма, меньшая
их часть превращается в гликоген —
животный крахмал, который откладывается
в печени и мышцах в виде запаса (депо).

При усилении мышечной деятельности
или голоде организм использует в первую
очередь этот резерв энергии путем
превращения гликогена в глюкозу, которая
затем поступает в кровь, поддерживая
этим постоянный уровень сахара.

Потребность в углеводах у детей
зависит от возраста и от энергетических
трат организма. Быстрый рост детей
связан с большим потреблением энергии
для синтетических процессов, особенно
для синтеза белка. Кроме того, детям
свойственна большая подвижность и,
следовательно, значительный расход
тепловой энергии. Поэтому организм
ребенка нуждается в постоянном притоке
питательных веществ, которые быстро
расщепляются и усваиваются, снабжая
его необходимой энергией.

Для детей грудного возраста
белки пищи практически не являются
источником энергии, так как после
расщепления до аминокислот они
используются в основном для синтеза
собственных белков организма. Потребность
их в энергии удовлетворяется главным
образом за счет сгорания жиров и
углеводов, причем по мере роста ребенка
количество потребляемой энергии все
больше приходится на долю углеводов.
Этим в значительной степени объясняется
возрастающая потребность в углеводах
у детей в возрасте старше года.

Для правильного течения
энергетического и пластического обменов
очень важно, чтобы в пище было достаточно
белка и сохранялось правильное соотношение
между жирами и углеводами.

Для образования необходимого
запаса гликогена в печени при недостаточном
количестве углеводов служат отдельные
аминокислоты. Это приводит к повышенному
распаду белков в организме и к увеличению
потребности в них.

При углеводистой пище гликогена
в печени образуется в 3 раза больше, чем
в норме; значительная часть углеводов
превращается в жир, который откладывается
не только в жировой ткани, но и в печени.
Образующийся таким путем жир, по некоторым
данным, неполноценен, так как не содержит
в себе ненасыщенных жирных кислот и
фосфатидов.

Для детей раннего возраста
оптимальными соотношениями между жиром
и углеводами в пище являются следующие:
в начале первого полугодия — 1:2, в конце—
1 : 2,3, во втором полугодии— 1 : 2,8(3), в
возрасте от 1 года до 3 лет — 1:4 (3,5).

Углеводы (или сахара) подразделяются
на моносахариды, дисахариды и полисахариды.
Это деление основано на содержании
числа молекул углеводных остатков
простых Сахаров, из которых состоят
сложные сахара.

К моносахаридам относятся
глюкоза, фруктоза, галактоза и другие,
к дисахаридам — молочный сахар (лактоза),
свекловичный сахар (сахароза), употребляемып
в пищу, декстрины, мальтоза; к полисахаридам
— гликоген, крахмал, отвары круп, муки,
а также клетчатка, содержащаяся в овощах
и фруктах.

Простые сахара всасываются через
стенку кишечника в неизмененном виде
и быстро, в течение нескольких минут,
поступают в кровь.

Дисахариды и полисахариды в
желудочно-кишечном тракте сначала
подвергаются ферментативному расщеплению
до моносахаридов, а затем всасываются.

В женском и коровьем молоке
основным углеводом является лактоза,
которая расщепляется на моносахариды
— глюкозу и галактозу. Помимо лактозы
в молоке в малых количествах содержатся
так называемые аминосахара. К ним
относятся лактулоза и другие
олигоаминосахара. В женском молоке
количество их в 40 раз больше, чем в
коровьем.

Аминосахара играют существенную
роль в развитии бифидофлоры в кишечнике
детей при естественном вскармливании.
В настоящее время лактулоза синтезирована
и вызывает большой интерес с точки
зрения использования ее в качестве
добавки к молочным смесям как стимулятора
развития бифидофлоры в кишечнике детей,
находящихся на искусственном вскармливании.

При естественном вскармливании
(до введения прикорма) потребность
организма ребенка в углеводах покрывается
молочным сахаром, при искусственном
вскармливании молочного сахара,
содержащегося в коровьем молоке,
недостаточно, поэтому к пище добавляют
свекловичный сахар. В молочных смесях
с отварами круп содержится третий
углевод — полисахарид крахмал.

Полисахариды — отвары из круп
и муки — в пищеварительном тракте
расщепляются до моносахаридов также
хорошо, но несколько медленнее, чем
дисахариды. Этим объясняется их
ограничивающее влияние на бродильные
процессы в кишечнике.

С назначением прикорма потребность
в углеводах покрывается за счет сахара,
крупы, изделий из муки, овощей и фруктов.
Кроме свекловичного сахара, для питания
детей с некоторой осторожностью можно
использовать также пчелиный мед, в
котором содержится моносахарид фруктоза.

Относящиеся к полисахаридам
клетчатка и пектиновые вещества, которыми
особенно богаты овощи и фрукты (морковь,
свекла, чернослив, яблоки), а также хлеб
из муки грубого помола, в пищеварительном
тракте почти не расщепляются. Однако
эти углеводы нельзя считать бесполезными
для организма, так как они принимают
участие в формировании стула, раздражая
слизистую кишечника и вызывая его
перистальтику. Пектиновые вещества к
тому же обладают адсорбирующим свойством:
продвигаясь по кишечнику, они способствуют
удалению из него слизи и бактериальных
клеток.

В консервах из овощей и фруктов,
приготовленных специально для детей
первого года жизни, в связи с применением
метода гомогенизации клетчатка
измельчается и частично разрушается.
Поэтому такие консервы можно использовать
для питания детей самого раннего
возраста.

При сгорании 1 г углеводов в
организме выделяется тепловая энергия,
равная 4,1 ккал.

Помните, что применять советы и
рекомендации по здоровью Вашего ребенка,
можно только после совета с врачем!

Источник

Какой ребенок не любит сладкого? И многие родители, не говоря уже о бабушках и дедушках, стараются побаловать свое чадо конфетами или пирожными. Но все хорошо в меру.

Углеводы – основная составляющая всех сладостей. С одной стороны, они нужны организму как источник энергии. С другой стороны, чрезмерное потребление сладкого ведет к развитию кариеса, появлению лишнего веса, увеличению нагрузки на поджелудочную железу. Возникает вопрос: как же избежать негативных последствий, но при этом не отказываться от сладкого? Но сладости – не единственный источник углеводов.

Роль углеводов в организме

Углеводы – главный поставщик энергии для работы мышц и других органов. И чем человек активнее двигается, тем больше энергии потребляется мышцами. А дети – известные непоседы. Отсюда следует вывод, что углеводы просто необходимы детскому организму.

Большая часть этих веществ, попадая в организм, сгорает в процессе его жизнедеятельности, но часть углеводов превращается в животный крахмал гликоген, который откладывается про запас в печени и мышцах. Именно этот резерв организм использует в первую очередь при увеличении на него физических нагрузок или при голодании. В таком случае гликоген превращается в глюкозу, обеспечивая организм необходимой энергией.

Углеводы бывают простыми (моносахариды и дисахариды) и сложными (полисахариды).

Полисахариды – полноценные углеводы. Они несладкие. Основными их источниками являются каши, хлеб и овощи. К полисахаридам относятся крахмал, гликоген, пектиновые вещества и клетчатка. Они нерастворимы в воде и медленно усваиваются в организме. А значит, все клетки могут быть обеспечены постоянным притоком энергии в течение определенного времени (примерно около 6 часов).

Расщепление сложных углеводов начинается в ротовой полости под воздействием слюны, продолжается в желудке под влиянием желудочного сока и заканчивается в тонком кишечнике, где и происходит их всасывание. Не перевариваются только пищевые волокна (неперевариваемые сложные углеводы). Они хорошо впитывают воду, набухают, увеличиваясь в объемах. Волокна полезны для организма. Они:

  • нормализуют работу кишечника, устраняя явления метеоризма и уменьшая гнилостные процессы;
  • адсорбируют и выводят желчные кислоты, тяжелые металлы и чужеродные вещества;
  • снижают уровень плохого холестерина в крови;
  • способствуют обмену веществ;
  • нормализуют микрофлору кишечника.

Нежная клетчатка, которая содержится во многих овощах (морковь, капуста, картофель) и сочных фруктах, легко расщепляется и усваивается. Но детям полезно давать и грубую клетчатку, которой богаты крупы, ржаной хлеб и некоторые корнеплоды (репа, свекла, брюква).

Простые сахара, сладкие на вкус, встречаются во многих продуктах питания:

  • глюкоза (виноградный сахар) содержится во фруктах, ягодах и овощах;
  • сахарозой богат сахар из тростника или из свеклы;
  • фруктоза (фруктовый сахар) есть в меде и многих сладких плодах;
  • мальтоза (солодовый сахар) – продукт естественного брожения солода, который используется в кондитерских изделиях, при производстве мороженого, диетических продуктов и др.;
  • лактоза (молочный сахар) – содержится в молочных продуктах.

Эти соединения относятся к простым, неполноценным углеводам. Они состоят из одной-двух молекул, легко растворяются в жидкости и быстро всасываются в кровь. Плюс таких веществ – обеспечение организма энергией в кратчайшие сроки.

Попадая в организм, углеводы должны расщепляться и усваиваться только в виде моносахаридов. И чем медленнее идет этот процесс (например, при расщеплении сложных углеводов), тем лучшие условия создаются для работы поджелудочной железы, которая продуцирует необходимое, но не запредельное количество инсулина.

Если же усвоение моносахаридов идет интенсивно, то поджелудочная железа будет работать с огромным напряжением, производя большие объемы инсулина. Это происходит в тех случаях, когда малыш съедает много сладостей, богатых моносахаридами. Поскольку вырабатывается много инсулина, уровень сахара в крови снижается, ребенок быстро устает, чувствует голод и не может сконцентрировать свое внимание.

Увеличение объема углеводов в рационе ребенка

Углеводы рост и развитие ребенка

Избыток простых сахаров в рационе ребенка наносит непоправимый вред его здоровью.

Избыток углеводов в питании негативно сказывается на здоровье ребенка, причем основной вред приносит увеличение количества простых сахаров. В норме они должны составлять всего 20 % от общего количества углеводов в ежедневном меню ребенка.

Моносахариды способствуют развитию кариеса, т. к. являются источником легко усвояемой пищи для бактерий, находящихся в ротовой полости. В процессе своей жизнедеятельности они выделяют кислоту, которая разъедает зубную эмаль.

Простые сахара нарушают кислотность в желудочно-кишечном тракте, что способствует активному развитию грибковых заболеваний и возникновению диареи.

Моносахариды ухудшают усвоение минералов и витаминов, которые так необходимы растущему организму.

Избыток неполноценных углеводов может привести к развитию сахарного диабета и сердечно-сосудистых заболеваний.

Чрезмерное употребление ребенком полисахаридов (каш, овощных блюд, хлеба) также дает негативные результаты. При обилии углеводов в пище организм вырабатывает гораздо больше гликогена, чем нужно. Излишек гликогена откладывается в мышцах и печени. Кроме того, часть лишних углеводов превращается в жиры. Возможно нарушение обменных процессов, развитие ожирения, отставание ребенка в росте и общем развитии. Иммунитет при этом снижается.

Ограничение объема углеводов в рационе ребенка

Недостаток углеводов в рационе ребенка ведет к нарушению энергетического обмена. Организм начинает тратить свои запасы, а если их не хватает, то источником энергии начинают служить жиры и белки. Это ведет к белковой недостаточности и истощению организма.

Нарушается жировой и белковый обмен, в крови и тканях появляются недоокисленные продукты жирных кислот и некоторых аминокислот – кетоновые тела. В моче появляется ацетон. Возможно развитие гипогликемии (снижения уровня сахара в крови ниже нормы). Ухудшается фильтрационная способность печени, в ней накапливаются кетокислоты. Возникает недостаток витаминов группы В.

Углеводная недостаточность отрицательно сказывается на самочувствии ребенка, его физическом и эмоциональном состоянии. Но все эти последствия ликвидируются, как только в рационе снова появляется достаточное количество углеводов.

Резюме для родителей

Быстро растущему организму углеводы так же необходимы, как и белки с жирами. Дефицит любого из веществ может привести к возникновению ряда проблем со здоровьем. Поэтому родителям нужно обеспечить ребенку сбалансированное питание. Нормальное соотношение основных питательных веществ в рационе подскажет врач-педиатр или гастроэнтеролог.

Источник