Учет возрастных особенностей развития ребенка

Учёт возрастных особенностей дошкольников при организации разных видов деятельности
Дошкольный возраст — возраст активного познания окружающего мира. Когда закладываются основы здоровья, умственного, нравственного и эстетического развития. Дошкольный возраст включает отличительные друг от друга периоды развития. Каждый период дошкольного детства характеризуется особенностями. Каждый ребёнок – индивидуальными особенностями.
Знания возрастных и индивидуальных особенностей, владение методикой работы с детьми помогает развиваться ребёнку.
Каждый ребёнок развивается по «собственной программе», но есть общие закономерности, которым это развитие подчинено.
Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом — своевременно и последовательно.
Для правильного управления процессом развития надо знать особенности каждого возраста.
Для этого определили возрастную периодизацию.
Проблемой периодизации психического развития детей занимались отечественные и заpубежные учёные Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, К.Штрац, П.П.Блонский, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др.
Наиболее обоснованным является подход, Льва Семёновича Выготского:
- Развитие личности – сложный процесс, имеет свои стадии;
- У каждого возрастного периода есть границы. Но они могут сдвигаться;
- Каждая стадия характеризуется возрастными новообразованиями (теми качествами и свойствами, которых не было раньше);
- На формирование возрастных новообразований влияет социальная среда;
- В развитии есть стабильные и критические периоды;
- Физическое, психическое и социально развитие человека происходят неравномерно.
- Есть сензитивные периоды развития, когда для определенного вида психической деятельности наступает оптимальное время для наиболее интенсивного развития.
Выготский Л.С. выделил следующие возрастные периоды: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст
Что же такое возрастные особенности? Это характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.
Если мы будем сравнивать возрастные особенности детей дошкольного возраста на примере изобразительной деятельности (рисования), то увидим что:
- у детей 2-3 лет — основные изображения: линии штрихи, округлые; предметы.
- у детей 3-4 лет — графические образы бедны, предметны, схематичны;
- у детей 4-5 лет — рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных;
- у детей 5-6 лет — обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью;
- у детей 6-7 лет — рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.
Можно сделать вывод: задачи и содержание, средства и методы воспитательной работы с детьми младшего возраста разрабатываются с учетом неприспособленности их к самостоятельной жизни.
В среднем и старшем возрасте приспособленность и самостоятельность ребенка значительно увеличиваются, в соответствии с этим изменяются задачи, содержание, средства и методы воспитательно-образовательной работы.
Одним из основных принципов дошкольного образования, согласно ФГОС ДО является: возрастная адекватность дошкольного образования.
Опираясь на него, педагоги регламентируют время занятости детей различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, отбор материала, форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
Таким образом, возрастной подход предполагает учет закономерностей психического развития ребенка, которыми нельзя пренебрегать ради тех или иных социальных интересов общества. Отсюда следует, что границы возраста не могут произвольно меняться в результате того, что ребенка включают в новую (например, присущую следующему возрасту) социальную ситуацию.
Источник
Методическая разработка
групповой консультации
«Возрастные особенности обучающихся.
Их учёт в учебном процессе»
Составитель: Шишканова Е.Н.
педагог-психолог, методист
МБУ ДО ЦВР «Гармония»
г. Тихорецк
Цель: информирование педагогов об индивидуальных возрастных особенностях для их учёта в процессе построения стратегий воспитания и обучения.
Задачи:
— определение возрастных периодов;
— характеризация каждого возрастного периода;
— рассмотрение способов построения стратегии обучения и воспитания в каждом возрастном периоде.
Каждый учащийся имеет индивидуальные личностные характеристики (индивидуально-личностные способности, интеллектуальная деятельность, уровень самооценки, работоспособности и т.д.). Тем не менее, всем ученикам в каждом возрастном периоде характерны общие черты.
Существует множество возрастных периодизаций. Авторами их являются П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже. Мы же используем общепринятую периодизацию:
1) преддошкольный возраст (3-5 лет);
2) дошкольный возраст (5-7 лет);
3) младший школьный возраст (7-11 лет);
4) подростковый возраст (11-15 лет);
5) ранняя юность (15-18 лет);
Наша задача: определить особенности ребёнка согласно его возрастному периоду, и использовать эти особенности для эффективного построения учебной и воспитательной деятельности.
Первый период – преддошкольный. Чем характеризуется: прежде всего, это кризис 3-х лет. Не имеет чётких временных границ. Начало кризиса – со второго полугодия 3-го до первого полугодия 4-го годов жизни ребёнка. Протекает примерно несколько месяцев, в разной степени выраженности и интенсивности. Проявляется в негативизме, упрямстве, строптивости, своеволии, протесте, обесценивании, стремлении к деспотизму.
Как выстраивать деятельность:
Для преодоления негативных симптомов следует учесть некоторые общие рекомендации:
Избегать авторитарного стиля взаимоотношений и гиперопеки в воспитании.
Поощрять познавательный интерес и самостоятельность ребёнка.
Использовать игровые приёмы в общении и обучении ребёнка самостоятельности.
Объяснять правила поведения ребёнку в простой и доступной для него форме, наглядно и с примерами.
Проявлять спокойствие при требовании исполнения этих правил.
Акцентировать воспитание на свободе действий и осознании их последствий.
Совместно осуществлять поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставлять ребёнку право выбора.
Обучать ребёнка навыкам общения со сверстниками и взрослыми.
Второй период – дошкольный возраст (5-7 лет). Чем характеризуется: ведущая деятельность – игра, посредствам которой происходит овладение другими видами деятельности; складывается новая социальная ситуация развития, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.
Формирующиеся новообразования:
1) творческая деятельность – способность преобразовывать окружающую действительность, создавать новое. Проявляется это в конструкционных играх, технической и художественном творчестве;
2) единая интеллектуальная деятельность – объединение внешних и внутренних воздействий;
3) возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления, появляется опосредованное определенными представлениями произвольное поведение;
4) осознание норм и правил ребёнком. Они начинают управлять его поведением, ориентировать действия на произвольные и морально регулируемые поступки;
5) возникновение первичных моральных установок, различение того, что является хорошим и плохим;
6) возникновение мировоззрения – попытки упорядочить, понять закономерности окружающего мира.
Как выстраивать деятельность:
В этом возрасте ребёнок запоминает информацию, если может её прочувствовать – увидеть конкретный образ, услышать, дотронуться. Следовательно, для работы с дошкольниками следует подготавливать наглядный иллюстрационный материал, звуковое сопровождение, макеты и игрушки, а также:
— использовать игровую форму работы;
— менять вид деятельности каждые 15-20 минут из-за низкой концентрации внимания детей;
— хвалить и оценивать его достижения, не акцентируясь на неудачах, ошибках.
Третий период – младший школьник. Чем характеризуется: готовность к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться). Готовность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации младшего школьника.
Активное формирование эстетического восприятия, творчества и нравственно-эстетического отношения к жизни, закрепляемое в более или менее неизменном виде на всю жизнь; развитие форм мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний.
Трудности младшего школьника в данный период: новый режим дня, жизни, смена главенствующих авторитетов, новые отношения с одноклассниками и учителем, апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности.
При этом учитель обязательно должен учитывать особенности младшего школьника: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется при столкновении с различными дисциплинами.
Как выстраивать деятельность:
— Самоорганизовывать и самодисциплинировать ученика посредствам групповых игр, вызывания любопытства, интереса к всевозможным творческим занятиям.
— Координировать и организовывать правильный режим дня.
— Привлекать родителей к совместным воспитательным мероприятиям.
Четвёртый этап – подростковый возраст. Чем характеризуется: главная деятельность – общение со сверстниками; ведущие виды деятельности – учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая. Подросток приобретает социальный, трудовой опыт, а также познаёт себя в системе моральных, эстетических общественных отношений.
Д.И. Фельдштейн в своих исследованиях обнаружил, что повышение самопознания зависит от того, что происходит замена общей позиции «Я по отношению к обществу» на две, следующие друг за другом позиции «Я в обществе» и «Я и общество». Также он выделяет три стадии подросткового периода:
1) локально-капризную (10-11 лет) – проявляется потребность в признании взрослых;
2) «право-значимую» (12-13 лет) – обусловленная потребностью в социальном признании, которая обнаруживается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должен»;
3) «утверждающе-действенную» (14-15 лет) – возникает готовность показать себя, выразить свои силы.
Как выстраивать деятельность:
— Принимать во внимание интересы к различным видам деятельности, представителям другого пола и общению с ними.
— Учитывать обостренное чувство собственного достоинства, чувства симпатии и антипатии.
— Достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования.
— Поддерживать в подростке позицию его исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию.
— Содержание учебной деятельности должно вводиться в современные условия общественно-экономических и социально-бытовых отношений.
Пятый период – ранняя юность. Чем характеризуется: В этот период ключевое значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости.
Основными компонентами этого периода являются дружба, доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие чувства, такие как любовь.
Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой этой профессии.
Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста – это умение старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и находить средства для ее реализации (Д.И. Фельдштейн). Повышается уровень ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей, участвующих в личностном самоопределении школьника.
В этот период происходит становление завершающего этапа созревания личности, который характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием теоретического мышления, самовоспитанием, развитием умения рефлексировать, формированием уровня притязания.
Как выстраивать деятельность:
Приобщать личность к общественным ценностям и стимулировать к выбору личных.
Поддерживать свободу личности в выборе целей и путей их достижения, своевременно корректировать и направлять.
Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.
По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.
Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.
Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению
Источник