Учет уровня физического развития ребенка
Фитилева Ирина Геннадиевна
Консультация «Индивидуальный подход к физическому развитию ребенка»
КОНСУЛЬТАЦИЯ:
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА»
Индивидуальный подход предполагает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Суть этого подхода составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. При организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми согласно принципу индивидуального подхода необходимо учитывать возрастные, половые особенности детей, их физическое и психическое развитие, уровень двигательной активности. Педагогическое взаимодействие с каждым ребенком, строится на основе полученных в ходе диагностики данных об уровне здоровья, физической подготовленности и развития.
В существующих условиях (большое число детей в группах) реализация индивидуального подхода сильно затруднена. Осуществлять педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей детей возможно, только группируя детей по каким-либо из этих особенностей. Такой подход часто называют индивидуально-дифференцированным, хотя по своей сущности он соответствует просто дифференцированному.
Дифференцированный подход – это целенаправленное педагогическое воздействие на группы дошкольников, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам детей. Такой подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка в отдельности, а для определенных категорий.
В физкультурно-оздоровительной работе данный подход представляет собой форму организации оздоровительных мероприятий, при которой педагог изучает, анализирует и классифицирует различные данные по заболеваемости, физическому развитию и подготовленности детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы детей, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания.
Для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в оздоровительной работе с детьми крайне важна информация о состоянии здоровья. О состоянии здоровья детей судят на основе данных медицинских осмотров и анализа медицинских карт.
В первую подгруппу входят дети первой группы здоровья, имеющие средний и высокий уровни двигательной активности и хорошую физическую подготовленность. Дети этой подгруппы быстрее усваивают задания, таким детям свойственна решительность, самостоятельность и активность. Им достаточно 1-2 показа упражнений и они могут быть образцом для детей 2 подгруппы, но они быстро выполняют упражнения, при этом страдает качество. Этим детям можно увеличить нагрузку и темп.
Вторую подгруппу составляют дети второй и третьей групп здоровья (часто болеющие дети, дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, с низким уровнем двигательной активности и слабой физической подготовленностью. В этой подгруппы необходим замедленный показ движений и четкие объяснения. У таких детей низкий уровень скоростно – силовых качеств. Для них физическая нагрузка должна быть дозирована с учетом индивидуальных особенностей развития и здоровья.
Установление двух подгрупп дает возможность педагогу осуществлять дифференцированный подход и проводить физкультурно-оздоровительную работу, различающуюся по содержанию, методам и приемам в зависимости от подгруппы, не забывая при этом об индивидуальном подходе к каждому ребенку.
Занятия по общей физической подготовке должны быть направлены на усвоение дошкольниками обязательных жизненно важных навыков и знаний и развития у них определенного уровня физических качеств с учетом принципа индивидуализации.В процессе работы решаются следующие задачи:
— развивать детей, не усваивающих программный материал;
— исправлять дефекты осанки и стопы и улучшать физическое развитие ослабленных детей;
— активизировать малоподвижных, застенчивых детей и повышать их эмоциональный тонус, а именно, объединяются дети разных подгрупп в команды, где рядом с неуверенными детьми действуют инициативные. Застенчивые дети назначаются на роль ведущего в подвижных играх.
Индивидуализация процесса физического воспитания детей может осуществляться с учетом морфологических, психологических, психомоторных и функциональных особенностей их развития.
Индивидуальные особенности ребенка по типу высшей нервной деятельности (ВНД) необходимо знать для того, чтобы не допускать срывов нервной деятельности при овладении детьми физическими навыками. Особого внимания требуют дети “крайних” типов, “возбудимые” и “слабые”, которые чаще заболевают неврозами. Поэтому планировать занятия, виды деятельности, ориентируясь на “усредненного” ребенка, нельзя. Нужно учитывать особенности каждого ребенка и на занятиях, и вне их.
На основе наблюдений инструктор отмечает поведение, наиболее характерное для каждого ребенка. Подвижность, засыпание, переход к бодрствованию, переключаемость с одного вида деятельности на другой информируют о подвижности нервных процессов.
Методические рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям с различными типами высшей нервной деятельности
1. Дети с сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения (сангвиники и флегматики):
— умеренно подвижны;
— одинаково охотно участвуют в подвижных и спокойных играх;
— быстро овладевают сложными движениями;
— охотнее выполняют движения в умеренном темпе;
— развитие силовых и скоростно-силовых качеств у них происходит в соответствии с возрастными нормативами.
Благодаря силе и уравновешенности нервных процессов, хорошей координации движений и развитым силовым качествам, они демонстрируют высокую способность к длительной работе умеренной интенсивности.
2. Дети с сильными, но неуравновешенными нервными процессами, с преобладанием возбуждения, так называемые “возбудимые дети (холерики):
— отличаются высоким уровнем физической работоспособности, охотнее принимают участие в подвижных играх, занимая в них командные роли;
— быстро овладевают сложными движениями;
— успешнее и охотнее выполняют упражнения скоростного характера;
— хуже, чем дети с уравновешенными нервными процессами, справляются с заданиями, требующими выносливости.
3. Дети, отличающиеся слабостью нервных процессов, “слабые дети”- меланхолики:
— отличаются низкой работоспособностью, быстро утомляются, процесс активного торможения сильно затруднен;
— двигательная активность снижена;
— предпочитают спокойные игры подвижным;
— охотнее выполняют движения в медленном темпе.
Слабость процессов возбуждения и торможения, недостаточный уровень развития силы и быстроты являются причиной низкой работоспособности при выполнении нагрузок скоростного характера. Наиболее успешно они справляются с непродолжительными нагрузками умеренной интенсивности.
Наряду с такими видами физкультурных занятий, как учебные, игровые, сюжетные, тренирующие, существуют и полоролевые в старшем дошкольном возрасте. Структура таких занятий обычна, а содержание имеет отличия. Одним из ведущих принципов должен стать принцип двух начал в педагогическом процессе. Данный принцип подразумевает, что обучение и воспитание дошкольников отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе будет иметь различный стиль, различный тон, различную направленность. Для мальчиков – это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. Этот подход осуществляется через деление общей группы детей на две подгруппы, различаемых по половому признаку на время проведения физкультурного занятия. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими. Идет углубление понимания половой принадлежности «Я — девочка», «Я — мальчик», развитие представлений детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщины и мужчины. Эта позиция проявляется в выборе вида двигательной деятельности, соответствующей полу ребенка.
На таких занятиях используются следующие
методические приемы для учета половых особенностей дошкольников:
1. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (например, мальчики работают на рукоходе, а девочки – с лентами).
2. Различия в дозировке (например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз).
3. Различия по времени (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).
4. Различия в подборе оборудования (например, девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).
5. Различия в обучении сложным двигательным движениям (существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими (например, метание на дальность легче дается мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам). Это требует от специалиста по физическому воспитанию разных методических подходов: например, разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования и т. п.
6. Пространственные ориентировки (например, мальчикам отдается большая часть зала по сравнению с девочками, т. к. для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее).
7. Распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, а девочки – пчелки).
8. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению одних и тех же движений: от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности).
9. Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – тяжелое оборудование).
10. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление».).
11. Чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений.
12. В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.
13. Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
Следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому педагог не должен подавлять стремление детей заниматься определенным видом двигательной деятельности. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности.
Учитывая разделительную тенденцию, надо проводить тематические игры с подгруппами детей.Для мальчиков: «Отважные путешественники», «Охотники», «Юные матросы», «Разведчики», «Строители».Для девочек: «Из жизни цветов», «Хозяюшки», «Кошечки», «Кукольный магазин», «Танцуют все» и др. Подобный подход и в подвижных играх: например, для мальчиков «Водолазы», «Пожарные», «Автогонщики».Для девочек: «Пчелки», «Бабочки», «Рыбки», и т. д.
В своей работе надо стремиться найти рациональные формы организации жизни детей в дошкольном учреждении, обеспечить и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития. Ориентироваться на реализацию принципа природосообразности, дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, учета их психофизиологических особенностей, интересов и полоролевых предпочтений. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для формирования полоролевого поведения ребенка. Занятия физическими упражнениями должны занимать в процессе формирования личности ребенка, где учитываются его особенности и пол, одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет полоролевых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.
Источник
НАСТЯ ШЕВЧЕНКО
Методика физического развития дошкольников с учетом индивидуальных физических особенностей
ТЕМА: Методика физического развития дошкольников с учетом индивидуальных физических особенностей.
Воспитатель:
ШЕВЧЕНКО АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
В основе физической культуры лежит целесообразная двигательная деятельность в виде физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, улучшать состояние здоровья и работоспособность.
Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. Первые включают в себя спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивную экипировку, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений и др.
В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.Оздоровительные задачи:
1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и инфекционным заболеваниям (ангина, корь, краснуха, грипп др.).
2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки. Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка.
Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно — сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизация пищеварения и теплорегуляции.
Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости). Где процесс воспитания физических способностей не должен являться специально направленным по отношению к каждому из них. Наоборот, на основе принципа гармоничного развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное воспитание всех физических способностей;
Образовательные задачи:
1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков. Формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием: к трем месяцам необходимо содействовать формированию умений поднимать и удерживать голову; к шестому месяцу формировать элементарные движения рук, умение ползать, переворачиваться со спины на живот и т. д. ; к одиннадцатому месяцу необходимо научить садиться, ложиться, стоять и ходить, держась за предметы; к третьему году жизни ребенок должен освоить ходьбу, бег, лазание; и т. д.
Воспитательные задачи:
1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости др.).
2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.
Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны.
Организм дошкольника интенсивно развивается. На протяжении первых семи лет жизни у него не только увеличиваются все внутренние органы, но и совершенствуются их функции. Основными показателями физического развития ребенка являются рост, масса тела и окружность грудной клетки. Зная эти показатели можно сравнить данные физического развития детей конкретного ребенка в группе со средними показателями развития детей соответствующего возраста.
Мышечная система у детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно. В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами, содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2-3 — летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. У малышей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к четырем годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре.
Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Поэтому полезно упражнять малышей в приподнимание, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.
Маленькие дети дышат поверхностно, часто, неравномерно, так как дыхательная мускулатура еще не вполне сформирована. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, приводит к перестройке процесса дыхания и постепенному укреплению соответствующих органов. Нормализуется частота, появляется грудобрюшной, а затем грудной тип дыхания, увеличивается, емкость легких. Дыхание учащается только при возбуждении или физических нагрузках. Учитывая особенности дыхательной системы дошкольников, следует позаботиться о том, чтобы они как можно больше бывали на свежем воздухе.
Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса.
К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Полноценное решение задач физического воспитания достигается только при комплексном применении всех средств, так как каждое их них по-разному влияет на организм.
Гигиенические факторы включают режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, участка, групповой комнаты, зала, физкультурных снарядов и пособий. Эти факторы повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности органов и систем и работоспособность организм.
Основной особенностью физического воспитания дошкольников является игровая форма проведения физкультурных занятий. Она является одной из интересных и распространенных форм детской деятельности. Основное воспитательно-развивающее значение игровых занятий в том, что они служат естественной формой передачи детям необходимого объема знаний в области физической культуры. С целью оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольных учреждений большое внимание уделяется вопросам организации и руководства подвижными играми на занятиях по физической культуре.
В процессе игр дети совершают множество движений. При этом проявляется их быстрота реакции, ловкость, выносливость, смелость, решительность, находчивость и самостоятельность. Единство оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, многообразие средств и методов, разнообразие форм организации физкультурных занятий — все это благоприятно сказывается на физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст — это важнейший период формирование человеческой личности, период, когда закладываются основы физического здоровья. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Это обязывает дошкольных работников углубленно работать над проблемами физического воспитания детей.
Источник