Ученые о развитии речи ребенка

Ученые о развитии речи ребенка thumbnail

Речь маленького человека – один из основных показателей его развития. Чем более понятно он выражает свои потребности, мысли, эмоции, тем быстрее взрослые откликнутся на его запросы. Однако, в последние годы все больше и больше детей говорят нечетко, невнятно, с многочисленными ошибками в произношении (к примеру, дошкольник имеет фонетико-фонематическое недоразвитие речи), перестановками букв, слогов. Это, несомненно, ведет к тому, что малыша не понимают или лишь догадываются о том, чего же он хочет.

Грамотная речь (активный словарный запас) способствует познанию окружающего мира, помогает узнавать что-то новое. Следовательно, активно развиваются психические познавательные процессы – внимание, память, мышление.

Очень важно принимать активное участие в жизни ребенка всем членам семьи (особенно в первые несколько лет его жизни). Тем самым помогать осваивать новый для малыша навык – учиться разговаривать: сначала произносить отдельные звуки, затем слоги, слова и, наконец, связные предложения.

Общение в семье — важная составляющая развития речи ребенка

От того, насколько каждый взрослый включен в общение с малышом, будут зависеть его успехи. На начальных этапах маленький сын или дочка наблюдает, потом подражает и только затем учится произносить самостоятельно.

Точное определение

Понятие «развитие речи» в широком представлении – это комплекс этапов, методов и методик, направленных на овладение человеком устной и письменной речи. Речь – это сложная форма коммуникативной деятельности человека, которая исторически возникла посредством языка. Язык необходим нам для общения, так как он включает в себя различные средства (лексику, фонетику, грамматику).

Актуальность

Нет определенного промежутка времени, на протяжении которого можно и нужно усиленно заниматься развитием речи – и все – как по взмаху волшебной палочки малыш взял и заговорил целыми предложениями. Это довольно длительный процесс и у каждого отдельного ребенка занимает свое время.

Родители закладывают основы, на которые как на кирпичики накладываются знания и умения. Развитием речи занимаются не только с года до двух лет, пока ребенок не заговорит – это процесс, который не имеет четких границ. Многие взрослые люди активно развивают и усовершенствуют свою речь, свои речевые навыки.

Статистика

Данные статистики гласят – с каждым годом все большее количество детей дошкольного и школьного возраста нуждается в целенаправленном и усиленном речевом развитии. Младенцы все чаще рождаются с неврологической патологией, которая влечет за собой неактивность речевых центров, а, следовательно, такие дети позже начинают говорить, а если говорят, то с многочисленными нарушениями. К тому же, многие родители в основном заняты тем, что зарабатывают деньги на обеспечение своей семьи и им попросту некогда заниматься детьми. Эта картина печальна, но она полностью отражает состояние современной действительности.

Факторы, от которых зависит развитие речи

Факторы, влияющие на развитие речи

Каждый ребенок индивидуален, но психологи и логопеды выделяют четыре основных фактора, которые влияют на речевое развитие:

  1. Анатомические особенности – правильное строение и функционирование речевого аппарата (языка, нёба, гортани, голосовых складок), правильное дыхание. Как только младенец рождается, его сразу же осматривают неонатолог и педиатр, а на протяжении первого года жизни другие специалисты − невролог, стоматолог и др. Это делается для того, чтобы исключить различные врожденные дефекты, на ранних сроках выявить какие-либо заболевания или предрасположенность, а также предупредить развитие болезни. В случае обнаружения отклонений от нормативного развития врач сможет порекомендовать исправить анатомический дефект либо подготовиться к последующей коррекции. Например, укороченная уздечка не позволяет языку полноценно двигаться в ротовой полости, и он не достает до нёба. Тем самым она предопределяет возникновение неправильного звукопроизношения.
  2. Физиологический компонент. Давно доказана связь между головным мозгом и мелкой моторикой – развивая маленькие ручки, можно активизировать речевые центры. Существует огромное количество пальчиковых игр, занятий, направленных на развитие тактильных ощущений (различные крупы, предметы, отличающиеся формой и размером и т. д.). Самая хорошо известная и любимая игра − «Волшебный мешочек».
  3. Эмоциональный компонент. Это, прежде всего, тесная эмоциональная связь с мамой и папой. Идеальным считается общение ребенка с дедушками, бабушками (с обеих сторон), братьями, сестрами. Чем больше малыш общается со своими родными, тем быстрее включается в разговор с ними (кому-то подмигнет, кому-то «агукнет», а кому-то скажет что-то).
  4. Социальный компонент. Сначала младенец начинает общаться с родителями посредством крика, когда он только таким образом может сказать, что испытывает дискомфорт, затем при узнавании знакомых лиц фиксирует свой взгляд, начинает улыбаться, тянуться ручками и т. д. Поэтому важно все, что делает ребенок – обязательно выражайте эмоционально свою радость, умиление, восхищение.

К тому же, кроме вышеперечисленных факторов, многие специалисты (логопеды, психологи, дефектологи) обозначают влияние речи окружающих − в особенности правильной с точки зрения фонетики. Например, если один из родителей «картавит», то скорее всего сын или дочь будет делать это на основании подражания значимому взрослому. В данном случае целесообразно корректировать произношение звука Р параллельно ребенку и взрослому.

Этапы формирования речи

Развитие связной речи у дошкольников

Речь новорожденного начинает развиваться сразу после его рождения. Речевые навыки развиваются параллельно с физическим и умственным развитием ребенка – осваивая новые движения и делая определенные успехи в интеллектуальном плане, речь обогащается, увеличивается активный и пассивный словарный запас.

Таким образом, ребенок приобретает свой собственный речевой и мыслительный опыт.

Считается, что речь развивается по двум направлениям:

  • Практический опыт малыша – используя язык на практике, в творческой деятельности, он тем самым расширяет свои речевые возможности.
  • Специально организованное обучение – закрепление и совершенствование речевой и языковой практики происходит в детском саду, школе и других учебных заведениях. На самом деле, освоение речи происходит постоянно, даже во взрослом возрасте.

Разные ученые выделяют несколько этапов развития речи. Основными являются следующие:

  1. Первый этап − подготовительный, или пассивный. Возраст – от рождения до 1 года. Данный этап является основополагающим, потому что характеризуется появлением первого крика, эмоциональных откликов на общение с родителями, близкими людьми, первыми поворотами головки на звуки, лица родных, готовностью к игровым действиям, реакцией на слова и др. Основной источник получения информации об окружающем мире – пальчики и рот, куда отправляется все, что попадается под руки. Появляются первые звуки, звукокомплексы, слоги.
  2. Второй этап. Автономный, или преддошкольный. Возраст – от года до 3 лет. Появляются первые слова и фразы, которые могут быть сказаны не совсем правильно. Дошкольник учится произносить, улавливая реакцию окружающих и стараясь повторять за взрослыми, начинает понимать смысл сказанного и использовать это в дальнейшем. Единственное, что может отличать речь ребенка от взрослого на данном этапе – это отличия в произношении и множественные значения некоторых слов (со временем дитя научится понимать разные или переносные смыслы употребления одних и тех же слов).
  3. Третий этап. Активный, или дошкольный. Возраст – от трех до 7 лет. Речь усиленно развивается, расширяются словарный запас и кругозор ребенка. На этом этапе (физиологически правильно) можно исправлять нарушенное произношение любых групп звуков – ребенок слышит свою искаженную речь и способен осознавать сделанные ошибки, и впоследствии их исправлять. Речь становится более связной, развернутой − ребенок усложняет предложения, может составлять и сочинять рассказы.
  4. Четвертый этап. Школьный. Возраст – от 7 до 17 лет. Самый серьезный и осознанный этап в формировании правильного речевого навыка. Школьник изучает и запоминает основы грамматики, постепенно овладевает письменной речью, совершенствует устную и литературную речь.

Основные задачи, направленные на развитие речи

Основная цель – научить ребенка (человека) правильно, грамотно и понятно излагать свои мысли, чувства и желания на русском (родном) языке, используя при этом устную речь. Для этого необходимо:

  • Формировать и расширять словарный запас.
  • Грамматически правильно строить предложения.
  • Использовать звуковую составляющую речи (умение слышать и правильно передавать звуки русского языка, используя интонационный компонент, произношение и верные ударения).
  • Употреблять в речи монолог и диалог.
  • Изучать классические литературные произведения (они помогают развивать связную речь).

Нормы ВОЗ

1 год:

  • Повторение слогов, преимущественно открытых (например, «да», «ма», «па», «ту» и др.).
  • Повторение звуков и слогов, имитирующих животных («мау», «аф», «ко», «му»).
  • Появляется интонационная окраска выражаемых эмоций.
  • Свои действия малыш может уже сопровождать определенными слогами.
  • Может понимать то, о чем говорят родители, ближайшее окружение, а также при просьбе показать предмет – указать на него.

Важно не только то, что годовалый малыш понимает информацию, а еще и то, что это фиксируется в его памяти, он запоминает и таким образом формирует пассивный словарь.

В 1 год ребенок произносит 5–10 простых слов

1-2 года – увеличивается автономность:

  • Употребление в речи аморфных слов-корней (чаще ударные слоги). Например, детское слово «ма-» может означать маму или молоко, слово «па-» − папу или палку.
  • Увеличение пассивного словаря.
  • Умение соотносить изученное слово с картинкой.
  • Появляется «телеграфная» речь. К примеру, предложение «я гулять» означает «мама, пойдем гулять» или «мама, пошли на прогулку», то есть односложное выражение малыша способно передавать смысл полноценного предложения.

2-3 года:

  • Ребенок начинает обобщать предметы. Все будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого малыша – кому-то это дается легче, а кому-то сложнее.
  • Речь становится более связной, предложения постепенно усложняются.
  • К 3 годам в норме ребенок должен использовать в своей речи примерно 1000 слов.

3-4 года:

  • К этому возрасту дошкольник слышит и различает ошибки в произношении других детей.
  • Освоение твердых С, Ц, З, может появиться и нормативный звук Р.
  • Умение назвать свое имя, возраст, половую принадлежность.
  • Активное освоение падежей, глагольных времен, появляются попытки согласования существительного с прилагательным.
  • Понимание обобщающих слов – продукты, мебель, посуда.
  • Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (следовательно, появление совершенно новых слов).
  • Построение фразы становится грамматически правильным.

Малыши активно общаются со сверстниками

4-5 лет:

  • Обобщение носит более сложный характер. Например, «яблоко−фрукт−растение».
  • Увеличение пространственных и временных наречий – потом, вокруг, скоро и др.
  • В 4-4,5 года появляется словотворчество, которое подразумевает первоначальный этап усвоения различных моделей словообразования. Ребенок начинает образовывать слова, аналогичные услышанным, но бывает, что делает это неправильно («красиво−красивее» − «молча−молчее»). Ругать его за это не нужно, так как такое словотворчество свидетельствует о верном пути его языкового развития.
  • Может отсутствовать четкое произношение звука Р.

5-7 лет:

  • Умение формировать связные конструкции в речи. Дошкольник способен пересказать прочитанный текст, сохраняя его целостность.
  • Появление внутренней речи.
  • Умение выделять звуки в словах.
  • В норме должны отсутствовать какие-либо нарушения звукопроизношения, грамматические ошибки.
  • Ребенок уже умеет навык, позволяющий читать выразительно, изменять интонацию и громкость голоса. Постепенно формируется дикция – способность четко произносить звуки.

Как помочь формировать речь по возрастам

До года малыш делает свои первые попытки заговорить – улыбается в ответ на зрительный и речевой контакт со взрослыми, пытается сказать какой-то звук или даже повторить за мамой, папой. Поэтому очень важно акцентировать внимание на этих попытках, улыбаться, смотреть на малыша, показывая всяческими способами, что вам интересно.

Мать общается с грудным ребенком

1-3 года. В этом возрасте мамы и папы при общении с ребенком пытаются (на бессознательном уровне) говорить с малышом на его языке – коротко, понятно, четко. Таким образом, дитя понимает то, о чем с ним говорят, то, что он хочет сказать. Постарайтесь избавиться от сюсюканья и пустого повторения (такого как, «ба-ба», «ку-ку»). Ребенок должен слышать слова полностью, чтобы впоследствии смог их так же сказать, а не сокращать слоги, переставлять их местами, искажая смысл. Правильная речь стимулирует общение.

От 3 лет и старше. Наиболее распространенным мнением большинства современных родителей является то, что, отдав трехлетнего ребенка в садик, можно снизить темп общения, а все необходимые речевые навыки сформируют работники детского учреждения. Это не так. Родительское общение остается таким же важным, потому что именно в семье закладываются основы коммуникации, на которые будут накладываться остальные получаемые знания.

Отклонения

Отклонения от нормативного речевого развития возникают у детей тогда, когда они не в полной мере усваивают речевые образцы, не могут произнести отдельные звуки самостоятельно, искажая или заменяя их. Существующие классификации (медицинская и педагогическая – в логопедии) выделяют дефекты устной и письменной речи, а также нарушения средств общения и их применения.

Нарушения касаются всех компонентов речевой деятельности, могут быть множественными и комбинированными. Для того чтобы выявить тот или иной дефект, необходима логопедическая диагностика, осмотр узких специалистов − невролога, отоларинголога, дефектолога, психолога, окулиста и др.

При подозрении на ЗРР необходима консультация специалистов

Если вы подозреваете, что у вашего малыша есть какие-то трудности в речевом плане, не стесняйтесь получать консультации у специалистов. Желательно посетить нескольких одного и того же профиля – кто-то обладает более обширными знаниями и может помочь скорректировать нарушение или направить к другому профессионалу.

Как узнать, есть ли у ребенка проблемы с развитием речи?

Обычно неговорящий ребенок в говорящем коллективе своих сверстников уже отличается от них. Однако, бывает и такое, что все дети в группе детского сада молчат. Как определить, что именно из речевых компонентов нарушено и что сохранно?

  • Во-первых, понимание речи окружающих (как следствие, способность следовать полученным инструкциям).
  • Во-вторых, трудность в выражении своих мыслей словами (неспособность произносить). Это выражается в следующем – простые и короткие предложения, маленький словарный запас, длительные паузы между словами (ребенок пытается подобрать нужное слово), в речи нарушен грамматический компонент.
  • В-третьих, искаженное звукопроизношение приводит к нарушению понимания смысла сказанного.
  • Критерии специфического речевого расстройства:
  • Задержка речи (к 3 годам малыш молчит).
  • Нечеткость речи.
  • Трудности с употреблением глагольной формы (путаница, пропуски глаголов).

Рекомендации

Рекомендации по речевому развитию ребенка

  • Общайтесь с малышом начиная с того момента, когда он еще находится в утробе матери. Рассказывайте все то, что видите, акцентируйте внимание на происходящем, на любых мелочах и незначительных деталях. Может показаться, что годовалый карапуз ничего не понимает, но это не так – в сознании и памяти откладываются слова, предложения.
  • Читайте вслух. В книжных магазинах огромный выбор книг, предназначенных на любой возраст и на самые разнообразные темы и тематики. Остается только выбрать подходящую литературу.
  • Используйте меньше гаджетов (телевизор, компьютер, планшет). Маленькому человеку важно слушать и слышать живую речь своих близких.
  • Совместные прогулки позволяют узнать много нового, расширить как свой кругозор, так и своего малыша. К тому же единение с природой, с каждым родителем объединяют.
  • Ребенок берет пример с вас! Дети отражают истинную сущность своих родителей.
  • При разговоре с сыном, дочерью, старайтесь говорить максимально понятно и доступно их возрасту.
  • Повторенье – мать учения. Не злитесь и не сердитесь, когда малыш просит повторить, не расслышав или не услышав вас.

Детство – особый период в жизни маленького человека. Главная задача родителей – как можно больше и чаще общаться с ребенком! Уделяйте максимум своего времени и внимания – домашние дела подождут, а близкие, смотря на вас, начнут принимать в этом удивительном процессе более активное участие.

Источник

§1. Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка

Родной
язык играет важную роль в становлении
личности ребенка. Язык и речь традиционно
рассматривались в психологии, философии
и педагогике как узел, в котором сходятся
различные линии психического развития:
мышления, воображения, памяти и эмоций.

Проблемами
развития речи детей дошкольного возраста
занимались такие ученые как Л.С.
Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин,
Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева
и др.

Рассмотрим,
как раскрывается понятие «речь» в
психолого-педагогической литературе
и какое значение она имеет для развития.

С.Л.
Рубинштейн пишет: «Речь – это деятельность
общения — выражения, воздействия,
сообщения посредствам языка. Речь –
это форма существования сознания
(мыслей, чувств) для другого, служащая
средством общения с ним, и форма
обобщенного отражения действительности
или форма осуществления мышления. Речь,
слово является специфическим единством
чувственного и смыслового содержания».
[29 ]

Р.С.
Немов дает определение речи: «Речь –
это система используемых человеком
звуковых сигналов, письменных знаков
и символов для представления, переработки,
хранения и передачи информации» [ 21]

А.А.
Леонтьев рассматривает речь следующим
образом : «Деятельность познания, т.е.
такая деятельность, которая заключается
в «распределении» действительности
при помощи языка познавательных задач,
выделенных ходом общественной практики.

Эта
деятельность общения, коммуникативная
деятельность. Речь может выступать как
орудие планирования речевых или
неречевых действий». [ 17]

Раскрывая
структуру, которую имеет любое речевое
высказывание, А.А. Леонтьев отмечает
целый ряд умений: быструю ориентировку
в условиях общения, умение спланировать
свою речь и выбрать содержание, а для
этого надо найти языковые средства для
его передачи и уметь обеспечить обратную
связь, иначе общение будет неэффективным
и не даст ожидаемых результатов. При
этом важнейшее средство приобретения
речевых навыков — это легкость перенесения
единиц языка на новые, еще не встречавшиеся
сочетания. Вот здесь и вступает в силу
так называемое чувство языка, которое
дает ребенку возможность применять
речевые навыки на незнакомом языковом
материале, отличить правильные
грамматические формы от неправильных.
Если ребенок мгновенно ориентируется
в языковом материале и относит новое
слово к какому-то классу явлений языка,
уже известных ему (например, определение
рода или числа), то можно говорить о
развитом у него чувстве языка.

Существуют
различные аспекты развития речи.

Физиологической
основой развития речи является учение
И.П. Павлова о двух сигнальных системах
высшей нервной деятельности человека,
объясняющее механизм формирования
речи. Речевая деятельность обеспечивается
разными, очень сложными физиологическими
механизмами в зависимости от содержания
различных речевых явлений (называние
предметов, понимание слов, фразовая
речь и т.д.). При восприятии и воспроизведении
речи происходит прежде всего
бессознательный или сознательный выбор
слов на основе их значения. В физиологии
слово рассматривается как особый
сигнал, замещающий непосредственные
сигналы: ощущения, восприятия и
представления, а язык в целом – как
вторая сигнальная система.

Лингвистическую
основу развития речи составляет учение
о языке, как знаковой системе. При этом
решается вопрос о различии и взаимосвязи
понятий «язык» и «речь».

Язык
целесообразно рассматривать как
знаковую систему, кодирующую окружающую
человека действительность.

Речь
представляет собой разные формы
применения языка в различных ситуациях
общения. Она трактуется как деятельность,
включенная в общую систему деятельности
человека.

Речь
без усвоения языка не возможна, в то
время как я зык может существовать и
развиваться относительно независимо
от человека, по законам, не связанным
ни с его психологией, ни с его поведением.
Языкознание изучает язык как абстрактную
систему, как систему в единстве всех
его уровней: фонетического, лексического,
словообразовательного, морфологического
и синтаксического.

Психологический
аспект развития речи опирается на
положение Л.С.Выготского, что развитие
речи тесно связано с развитием мышления
и сознания. Рассматривая проблему
формирования понятий, Выготский говорил,
что накопление ассоциаций и групп
представлений не приводит к их
образованию, «понятие невозможно без
слов, мышление в понятиях невозможно
вне речевого мышления» [ 3 ]

Большое
значение взаимодействию речи и мышления
придавал А.В.Запорожец. Приводя примеры
исследований речи детей раннего
возраста, он подчеркивал, что только в
дошкольном возрасте складывается
сложная система речевых связей. Запорожец
отмечал, что «речь, слово, лишенное
смысловой функции, не связанное с
мыслью, перестает быть речью, словом
превращается в пустой звук. Речь и
мышление находятся в единстве, и без
учета этого не могут быть правильно
поняты ни мышление, ни речь».

С.Л.
Рубинштейн так говорил о взаимодействии
мышления и речи: «Речь – не просто
внешняя одежда мысли, которую она
сбрасывает или одевает, не изменяя этим
своего существа. Речь, слово служит не
только для того, чтобы выразить, вынести
во вне, передать другому уже готовую
без речи мысль. В речи мы формулируем
мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и
рядом ее формируем. Речь здесь нечто
большее, чем внешнее орудие мысли; она
включается в самый процесс мышления
как форма, связанная с его содержанием…..
Мышление и речь, не отождествляясь,
включаются в единство одного процесса.
Мышление в речи не только выражается,
но по большей части оно в речи и
совершается». [ 29 ]

Именно
в тот момент, когда ребенок находит
новое речевое решение в какой-либо
конкретной ситуации, происходит развитие
языковой способности. И здесь важнейшей
задачей становится обучение, формирование
у ребенка этой способности, основой
которой является семантический
компонент.

Рассматривая
педагогические основы можно отметить,
что еще Ян Амос Коменский, великий
славянский педагог, устанавливая
последовательность изучения разных
дисциплин, считал, что сначала надо
освоить язык (грамматику), затем реальные
науки и, наконец, риторику.

Работы
К.Д. Ушинского до настоящего времени
не потеряли свою значимость. Именно
ему принадлежит мысль о том, что родной
язык составляет главный, центральный
предмет, входящий во все другие предметы
и собирающий их результат.

Все
педагогические исследования, относящиеся
к вопросам развития речи детей, обращаются
к наследию Ушинского, так как ему
принадлежат произведения, подчеркивающие
роль родного языка в воспитании ребенка
и раскрывающие конкретные методы
обучения.

Идеи
Л.Н. Толстого и особенно К.Д. Ушинского
разрабатывала Е.И. Тихеева, которая
является основоположником методики
развития речи. Она считала, что владеть
всеми видами и проявлениями речи —
значит владеть орудием умственного
развития человека.

Большой
вклад в разработку проблемы развития
связной речи внесла A.M.
Леушина, которая предлагала вскрыть
сильные позитивные стороны детской
речи, уяснить для себя все богатство
ее потенциальных возможностей для того
чтобы, опираясь на них, развивать то,
что уже имеется в детской речи.[19]

В
развитии связной монологической речи
многие исследователи отводили вопросам
восприятия художественной литературы:
А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, Н.С.
Карпинская, А.Е. Шибицкая, Л.Я. Панкратова,
С.М. Чемортан, Л.М. Гурович.

Хочется
отметить, что вопросы развития связной
речи издавна интересовали многих
исследователей. У каждого из них свое
понимание проблемы обучения, свое
отношение к методическому решению
проблемы, свои позиции в разработке
содержания и методов развития связной
речи.

Рассматривая
основные задачи, направленные на
развитие речи детей, следует отметить,
что дошкольный возраст — это период
активного усвоения ребенком разговорного
языка, становления и развития всех
сторон речи: фонематической, лексической,
грамматической. Полноценное овладение
родным языком в дошкольном детстве
является необходимым условием решения
задач умственного, эстетического и
нравственного воспитания детей в
максимально сензитивный период развития.
Чем раньше будет начато обучение родному
языку, тем свободнее ребенок будет им
пользоваться в дальнейшем.

Исследования
психологов, педагогов, лингвистов (Л.С.
Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин,
А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба,
А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В.
Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева,
Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин, Л.А. Пеньевская,
A.M.
Леушина, О.II.
Соловьева, М.М. Конина) создали предпосылки
для комплексного подхода к решению
задач речевого развития дошкольников.

О.С.
Ушакова говорит о том, что выделяют три
основных направления разработки
психолого-педагогических проблем
развития речи дошкольников,
совершенствования содержания и методов
обучения родному языку. Во-первых,
структурное (формирование разных
уровней системы языка: фонетического,
лексического, грамматического);
во-вторых, функциональное (формирование
навыков владения языком в его
коммуникативной функции: развитие
связной речи, речевого общения);
в-третьих, когнитивное, познавательное
(формирование способностей к элементарному
осознанию явлений языка и речи). Все
три направления взаимосвязаны, так как
вопросы развития осознания явлений
включаются в проблематику всех
исследований, изучающих разные стороны
развития речи дошкольников.[37]

Проблема
развития речи дошкольников была и
остается в центре внимания психологов
и педагогов.

Соседние файлы в папке марина диплом (1)

  • #
  • #

Источник