Учение о закономерностях и движущих силах развития ребенка

Учение о закономерностях и движущих силах развития ребенка thumbnail

Одно из основных профессиональных качеств учителя — умение видеть каждого ученика как человека в его развитии, взрослении. Внутренний мир школьника постепенно раз­вивается, причем неравномерно: Периоды плавного, мед­ленного развития сменяются бурным ростом самосозна­ния. На каждом следующем уроке ученики вроде бы те же, но чуть-чуть другие. Умение вовремя заметить, поддержать «микроскопические» улучшения необходимо учителю, чтобы избежать лишних конфликтов; быть гуманным и справедливым. Это умение — составная часть педагогиче­ского мастерства.

Развитие учащихся происходит по трем взаимосвязан­ным направлениям: биологическому, психологическому и социальному. Оно состоит в том, что по каждому направ­лению возникают и накапливаются необратимые измене­ния — новообразования, новые качественные состояния учащихся. Существует определенная логика развития де­тей, которая фиксируется в этапах и закономерностях раз­вития. Этапы (ступени, фазы) развития по каждому на­правлению относительно самостоятельны, не зависят пря­мо друг от друга, хотя и оказывают взаимное влияние. Также существуют свои закономерности по каждому на­правлению, в которых отображаются причинно-следст­венные связи между условиями и результатами (ново­образованиями).

Развитие человека, как процесс, детерминировано внутренними противоречиями, психофизическими осо­бенностями индивида; социальными ситуациями, пред­ставляющими собой «Особое сочетание внутренних про­цессов развития и внешних условий» (Божович Л.И.); ме­рой его собственной активности, направленной на само­совершенствование, участие в деятельности и общении. «Человеческое развитие, — утверждает Б.Г. Ананьев, обус­ловлено взаимодействием многих факторов: наследствен­ности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), вос­питания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности); собственной прак­тической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития.

В этом контексте фактор рассматривается как движу­щая сила процесса развития, а условие — как обстоятель­ство, от которого зависит это развитие, обстановка, в ко­торой происходит развитие ребенка.

Условия — это те составные части или характеристи­ки среды, в которой развивается учащийся. Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания чело­века. В ней можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий. Условия развития делятся на «необходимые и достаточные. Необходимые условия — внутренняя объективная закономерность воз­никновения, существования и результативности развития учащихся. Они обуславливают развивающее обучение и воспитание. Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития.

Биологическое развитие организма учащегося принято называть специальным термином «созревание», в ходе ко­торого преобразуются анатомические структуры и физио­логические процессы (нервная, эндокринная, дыхатель­ная, пищеварительная и другие системы). Согласно совре­менным исследованиям биологическое созревание орга­низма завершается к 25-ти годам, но некоторые физиоло­гические процессы в головном мозге (связанные с мыш­лением, познанием нового, творчеством) развиваются всю жизнь. Биологические системы организма развиваются не­равномерно; это накладывает определенные ограничения на занятия физкультурой, режим, гигиену и питание. Био­логическое развитие и состояние организма оказывают существенное влияние на другие направления развития и в определенной мере детерминируют организацию учебно-воспитательного процесса и социализацию личности. Наиболее значимыми в этом влиянии являются два фак­тора: состояние центральной нервной системы (ЦНС) и наследственность.

Биологическое развитие организма служит основой для становления психических функций (воли, эмоций, интеллекта, памяти и др.) ребенка, среди которых раз­личают природные психические функции (общие у че­ловека и животных) и культурные психические функ­ции, возникающие благодаря абстрактной знаковой деятельности, в том числе речи; они присущи только человеку и подразделяются на простейшие и высшие. Развитие психических функций индивида относится к онтогенезу.

Психическое развитие (понимаемое как становление внутреннего духовного мира личности) и воспитание (определяемое как целенаправленное освоение воспитан­ником духовной культуры народа под руководством вос­питателя) взаимосвязаны: развитие духовной культуры личности происходит под действием факторов воспитания, и, в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями личности.

В процессе развития закономерно изменяются ка­чества и характеристики личности, в соответствии с когорыми необходимо систематически обновлять содержание, методы, средства и формы воспитания. Изменения, со­вершенствование внутреннего мира личности может длиться всю жизнь; это непрерывный процесс, в котором можно выделить определенные стадии и закономерности.

Непрерывное психическое развитие ребенка можно делить на стадии по различным основаниям. В педагоги­ческих концепциях изложено различное количество ста­дий. Удобным для практического пользования является выделение следующих стадий: раннее, дошкольное дет­ство, младший, средний и старший школьный возраст, юность. Этим стадиям соответствуют свои образовательные учреждения: детский сад, школа, университет и др. Они выделены по критерию биологического (по паспорту) возраста. Однако, уровень развития ребенка определяется, как известно, не паспортным, а умственным возрастом. Так, развитие ребенка младшего школьного возраста мо­жет соответствовать дошкольному уровню (в случае отста­вания), либо уровню подростка (в случае акселерации — опережающего развития). Воспитание эффективно тогда, когда оно соответствует уровню умственного развития.

Этому требованию соответствует классификация, в основе которой лежит критерий вида наиболее интенсив­но развивающейся психической функции. Соответственно выделяются три стадии развития личности.

  1. От рождения до 2—3 лет — стадия развития природ­ных психических функций.
  2. От 2-3 лет до 12—14 лет — стадия развития простейших культурных психических функций.
  3. От 12—14 лет до старости — стадия развития высших культурных психических функций. Основополож­ником данной классификации является Л.С. Выготский — автор культурно-исторической теории развития психики.

Между стадиями нет четких временных границ. Одна стадия плавно переходит в другую. Каждая более сложная функция появляется не сразу, а имеет некоторый подгото­вительный период развития в предшествующей стадии и свою базу — одну или несколько более элементарных функций. Высшие функции «наслаиваются» на преды­дущие. При этом более простые функции, вплоть до ин­стинктов, продолжают действовать и управлять поведени­ем человека. Психика воспитанного человека имеет слоис­тое строение. Продуктом воспитания на каждой стадии является очередной слой новых психических функций.

Факторы психического развития, имеющиеся в среде и в воспитании, одни и те же. Разграничение среды и вос­питания относительно и имеет значение в теоретической модели, в которой учащийся рассматривается как объект воспитания (например, объект наказания и поощрения). С позиции ребенка как субъекта деятельности воспитание есть составная часть его жизни наряду с самообслужива­нием, играми и увлечениями. Условия воспитания для ребенка составляют часть среды обитания. Чтобы жить в культурных условиях, ему необходимо освоить культурные ценности. Ребенок осваивает культуру тремя путями. Во-первых, путем подражания в референтной группе, которой может быть не только семья, но и школа, кружок и т.п. В ней личность воспринимает как свои личные, как эталон для подражания цели, культурные ценности, зако­ны и нормы поведения, принятые в данной группе. Во-вторых, культура народа может осваиваться по плану, в соответствии с целями и содержанием, опреде­ленным взрослым — воспитателем, а сам процесс в этом случае называется воспитанием. В-третьих, ученик может осваивать культуру по соб­ственной инициативе, в плане самовоспитания и самораз­вития. Как правило, это случается с учащимися, находя­щимися на третьей стадии развития, когда рефлексия до­стигает существенного развития.

Читайте также:  Распорядок дня ребенка в год и 1 месяц развитие

Социализация — третье социальное направление в развитии личности. Оно базируется на рассмотренных выше закономерностях биологического и психического развития. В процессе социального развития во внутреннем мире личности появляются новообразования — высшие психические функции, в составе которых знания об обще­ственных явлениях, отношениях и нормах, стереотипы, социальные установки, убеждения, принятые в обществе формы поведения и общения, социальная активность. В социализации различают культурную и социальную под­системы. Информация о них расположена в зонах потен­циального и ближайшего развития, поэтому успешность социализации существенно зависит от социального окру­жения школьника от тех людей, которые объяснят ему сущность общественной активности и отношений, нормы поведения. В данном случае имеется в виду все форми­рующее личность пространство, т.е. школу, семью, средовое влияние на личность, воздействие дружеского окруже­ния, социальные институты, средства массовой информа­ции как в организованных, так и в педагогически неорга­низованных формах их влияния на развитие под­растающих поколений, формирование их социального опыта.

Источник

Источники
психического развития

лежат в процессе усвоения ребенком
опыта человеческих поколений, воплощенного
в материальной и духовной культуре
общества, на основе овладения многообразными
средствами и способами ориентации в
среде человеческих отношений и предметной
практики. В противоречиях, порождаемых
собственной активностью ребенка во
взаимодействии его со взрослыми,
заключены движущие силы его развития.
Динамику психического развития, психологи
характеризующие хар-ют критический и
сензитивный периоды. Критический
период

— это такой период, в котором на протяжении
относительно короткого времени
сосредотачиваются резкие капитальные
сдвиги и переломы психики личности.
Развитие принимает бурный стремительный
характер. Особенности критического
периода,: 1. Неотчетливость границ (3
фазы: докритическая, критическая,
посткритическая).2. Нарушенная возможность
адаптации. 3. Негативный характер
развития.

Л.С.
Выготский.
Кризис рассматривается как закономерно
обусловленный динамикой развития
переход от одной стадии развития к
другой. «Критический» выступает здесь
как синоним «переходный». Выдел. пять
таких периодов (кризис новорожденности,
кризис одного года, кризис трех лет,
кризис семи лет, кризис тринадцати лет)

А.Н.Леонтьев
предлагал рассматривать понятие «кризис»
как нежелательное проявление переходного
периода, как отло-женную форму развития.
Неизбежны не кризисы, а переломы,
качественные сдвиги. Кризис же выступит
как свидетельство не совершившегося
перелома, сдвига в развитии. Кризисы
возникают в результате неправильного
социально-педагогического подхода к
ребенку.

Э.Эриксон
кризис рассматривает как нормативный,
отвечающий внутренней логике возрастного
развития, процесс. Все люди в своем
развитии проходят через восемь кризисов,
или конфликтов. На каждой ст. развития
личности одна из задач развития, или
один из таких конфликтов, приобретает
более важное значение по сравнению с
другими. 1. Доверие или недоверие. 2.
Автономия или стыд и сомнение 3. Инициатива
или чувство вины 4. Трудолюбие или чувство
неполноценности 5. Идентичность или
смешение ролей 6. Близость или изоляция
7. Генеративность или стагнация8.
Целостность эго или отчаяние

Движущие
силы развития — удовлетворение инстинктов,
приобретение эго-идентичности

Сенситивный
период

– период возрастнойчувствительности,
особой отзывчивости, восприимчивости
к окружающему. Возрастное созревание
– это определенная последовательность
сензитивных периодов.

Закономерности
возрастного развития

Закономерности
возрастного развития сводятся к ряду
положений, отражающих целостный
методологический взгляд на сущность
психического развития в онтогенезе: 1.
Всевозрастное развитие. 2. Многонаправленностъ.
3. Развитие как «приобретение и
потери».4.Неравномерность/гетерохронность
5. Пластичность/компенсаторность 6.
Интеграция/дифференциация (Аннаньев)
7. Историко-культурная обусловленность.8.
Контекстность развития.

Движущие
силы

– факторы, к-е определяют псих. развитие,
являются его причинами, содержат в себе
энергетические, по-будительные источники
развития, направляют его в нужное русло.
Выготский выделил 4 фактора псих.
развития: 1) наследственность; 2)среда;
3) обучение; 4) активность самого
индивидуума. Роль и значение каждого
фактора различны

Существует
4 группы теорий:

1)
эволюционная: развитие психики –
развертывание задатков;

2)революционная:
любые свойства фомир. с пом. обуч. и
воспит.;

3)
вероятностная: результат зависит от
стечения обстоятельств;

4)
функциональная: развитие определяется
тем, как та или иная функция используется
в жизни индивида.

чувства,
воспоминания, ощущения. Личное
бессознательное содержит комплексы,
влияющие на поведение (к. власти).
Коллективное бессознательное: врожденные
идеи или воспоминания, которые
предрасполагают людей воспринимать,
переживать и реагировать на события
определенным образом (архетипы: персона,
тень, анима, анимус) Самость – сердцевина
личности, вокруг которой объединены
остальные. Развитие личности – обретение
самости. Конечная цель – полная реализация
Я, становление единого, неповторимого
и целостного индивида. Итог
индивидуализации–самореализация.

Адлер
Личность
определяется такими характеристиками:


чувство неполноценности и компенсация
(патол — гиперкомпенс).


стремление к превосходству (к совершенству)


стиль жизни (схема апперцепции)


социальный интерес (чувство общности)


творческое Я (источник активности
человека)


порядок рождения (единственный –
эгоцентризм, 1 – одинок, консервативен,
стремится к власти, 2 – старший конкурент,
лучший темп развития, соперничество и
честолюбие, последний– высокая мотивация
превзойти остальных.)


фикционный финализм (поведение подчинено
цели будущего).

К.Хорни
базисная
тревога, кот. определяется как чувство
изоляции и беспомощности ребенка в
потенциально враждебном мире. Она
выделяет 10 невротических потребностей
как следствия иррационального решения
проблемы: в любви и одобрении; в. том,
чтобы быть объектом восхищения; в
совершенстве и безупречности и др.
Потребности объед в 3 группы: движение
к людям, от людей, против людей. Конфликты
разрешимы, если ребенок находит
безопасность, доверие, любовь.

Фромм
Личность — сумма врожденных и приобретенных
псих. св-в, характериз. индивида и
определяющих его уникальность..
Экзистенциальные потребности. Среди
них: 1) потребность в установлении связей
2) потреб. в самоопределении 3) потр. в
укоренненности 4) самоидентичность 5)
система ценностей. Люди соотносятся с
миром 2-мя путями: ассимиляция (приобретение
и использование вещей) и социальзацию
(познание себя и других). Непродуктивные
типы: рецептивный, эксплуативный,
накопительный, рыночный.

Маслоу
В
качестве центральной характеристики
личности выделяет иерархию уровней
потребностей. Причем все потребности
врожденные. Потребности в порядке их
очередности: физиологические, безопасности
защиты, принадлежности и любви,
самоуважения, самоактуализации (стремл.
дост. своего потенциала).

Читайте также:  Особенности развития личности ребенка с нарушением зрения

Роджерс.
1.
люди не просто способны к личностному
росту, а это является для них преобладающей
тенденцией. 2. Я—идеальное — образ,
которому чел. хотел бы соответствовать.
Разрыв мду Я-реальным и Я-идеальным
ведет к неуд 3. Самоактуализация —
врожденная 4. Соответствие и несоответствие
(конгруэнтность). 5. Полноценно
функционирующая личность: (открытость
переживаниям, проживание в настоящий
момент, вера во внутренние побуждения
и интуитивную оценку).

Роттер

Поведенческие реакции: 1. направленные
на достижение успеха; 2. реакции
приспособления, адаптации; 3. защитные
повеенческие реакции; 4. техники избегания;
5. агрессивные поведенческие реакции.
Люди различаются между собой по тому,
где они локализуют контроль над значимыми
для себя событиями. два локуса контроля
и соответственно два типа людей:
экстерналы
события
являются результатом внешних сил,
случая, обстоятельств, других людей;
интерналы
когда человек интерпретирует значимые
события как результат собственных
усилий.

 Бандура
Псих. функционирование лучше понимать
в терминах непрерывного взаимодействия
между факторами поведенческими,
когнитивными и средовыми. Поведение,
личностные аспекты и социальные
воздействия — это взаимозависимые
детерминанты. В основном поведение
человека формируется через наблюдение
или на основе примеров (на основе
информации, переданной путем моделирования).
Концепция самоэффективности – чел.
может научиться контролировать события
влияющие на его жизнь.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Движущие силы психического развития ребенка – это побудительные источники развития, которые заключаются в противоречиях, борьбе между отживающими формами психики и новыми; между новыми потребностями и устаревшими способами их удовлетворения, уже не устраивающими его. Эти внутренние противоречия являются движущими силами психического развития. На каждом возрастном этапе они своеобразны, но существует главное общее противоречие – между нарастающими потребностями и недостаточными возможностями их реализации. Данные противоречия разрешаются в процессе деятельности ребенка, в процессе усвоения новых знаний, формирования умений и навыков, освоения новых способов деятельности. В результате этого возникают новые потребности, более высокого уровня. Таким образом, одни противоречия сменяются другими и постоянно способствуют расширению границ возможностей ребенка, ведут к «открытию» им все новых и новых областей жизни, установлению все более разнообразных и широких связей с миром, преобразованию форм действенного и познавательного отражения действительности.

Психическое развитие происходит под влиянием большого количества факторов, которые направляют его ход и формируют динамику и конечный результат. Факторы психического развития можно разделить на биологические и социальные. К биологическим факторам относят наследственность, особенности внутриутробного развития, натального периода (родов) и последующее биологическое созревание всех органов и систем организма. Наследственность – свойство организмов обеспечивать органическую и функциональную преемственность в ряду поколений, обусловленную оплодотворением, половыми клетками и делением клеток. У человека функциональная преемственность между поколениями обусловливается не только наследственностью, но и передачей общественно выработанного опыта от одного поколения к другому. Это так называемая «сигнальная наследственность». Носителями генетической информации, определяющей наследственные свойства организма, являются хромосомы. Хромосомы – особые структуры ядра клетки, содержащие молекулу ДНК, связанную с белками-гистонами и не гистонами. Ген представляет собой специфический участок молекулы ДНК, в структуре которого закодирована структура определенного полипептида (белка). Совокупность всех наследственных факторов организма называют генотипом. Результатом взаимодействия наследственных факторов и окружающей среды, в которой развивается индивид, является фенотип – совокупность внешних и внутренних структур и функций человека.

Под нормой реакции генотипа понимается выраженность фенотипических проявлений конкретного генотипа в зависимости от изменений условий среды. Можно выделить диапазон реакций данного генотипа до максимальных фенотипических значений в зависимости от среды, в которой индивид развивается. Разные генотипы в одной и той же среде могут иметь разные фенотипы. Обычно при описании диапазона реакций генотипа на изменение среды описывают ситуации, когда имеется типичная среда, обогащенная среда или обедненная среда в смысле разнообразия стимулов, влияющих на формирование фенотипа. Понятие диапазона реакций также предполагает сохранение рангов фенотипических значений генотипов в разных средах. Фенотипические различия между разными генотипами становятся более выраженными, если среда оказывается благоприятной для проявления соответствующего признака.

Практический пример

Если ребенок имеет генотип, который определяет математические способности, то у него будет проявляться высокий уровень способностей как в неблагоприятной, гак и в благоприятной среде. Но в благоприятной среде уровень математических способностей будет выше. В случае другого генотипа, который обусловливает низкий уровень математических способностей, изменение окружающей среды не приведет к значительным изменениям в показателях математических достижений.

Социальные факторы психического развития являются компонентом средовых факторов онтогенеза (влияние окружающей среды на развитие психики). Среда понимается как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Средовое влияние является существенной детерминантой психического развития ребенка. Окружающую среду принято делить на природную и социальную (рис. 1.1).

Природная среда – комплекс климатических и географических условий существования – влияет на развитие ребенка опосредованно. Опосредующими звеньями являются традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, что во многом определяет особенности системы воспитания и обучения детей.

Социальная среда объединяет различные формы влияния общества. Она оказывает непосредственное воздействие на психическое развитие ребенка. В социальной среде выделяют макроуровень (макросреду) и микроуровень (микросреду). Макросреда – это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, уровень развития науки и искусства, преобладающая идеология, религиозные течения, средства массовой информации и др. Специфика психического развития в системе «человек – общество» заключается в том, что оно происходит путем включения ребенка в различные формы и виды общения, познания и деятельности и опосредуется общественным опытом и уровнем созданной человечеством культуры.

Средовые факторы психического развития ребенка

Рис. 1.1. Средовые факторы психического развития ребенка

Влияние макросоциума на психику ребенка обусловлено в первую очередь тем, что программа психического развития создается самим обществом и реализуется через системы обучения и воспитания в соответствующих социальных институтах.

Микросреда – это ближайшее социальное окружение ребенка (родители, родственники, соседи, педагоги, друзья и др.). Влияние микросреды на психическое развитие ребенка особенно значимо, в первую очередь на ранних этапах онтогенеза. Именно родительское воспитание играет решающую роль в формировании целостной личности ребенка. Оно определяет многое: особенности общения ребенка с окружающими, самооценку, результаты деятельности, творческий потенциал ребенка и др. Именно семья в течение первых шести-семи лет жизни ребенка закладывает основы целостной личности. С возрастом социальное окружение ребенка постепенно расширяется. Вне социального окружения ребенок не может полноценно развиваться.

Читайте также:  Роль родного языка в развитии психики ребенка

Существенным фактором развития психики ребенка является его собственная активность, включение в различные виды деятельности: общение, игру, учение, труд. Общение и различные коммуникативные структуры способствуют формированию различных новообразований в психике ребенка и по своей природе являются субъектно-объектными отношениями, стимулирующими развитие активных форм психики и поведения. С самых ранних периодов онтогенеза и на протяжении всей жизни важнейшее значение для психического развития имеют межличностные отношения. Прежде всего в процессе обучения и воспитания через прямое и опосредованное общение со взрослыми осуществляется передача опыта предшествующих поколений, формируются социальные формы психики (речь, произвольные виды памяти, внимания, мышления, восприятия, свойства личности и др.), создаются условия для ускоренного развития в зоне ближайшего развития.

Важнейшими детерминантами развития психики являются также игровая и трудовая деятельность человека. Игра – деятельность в условных ситуациях, в которой воспроизводятся исторически сложившиеся типичные способы действия и взаимодействия людей. Включение ребенка в игровую деятельность способствует его когнитивному, личностному и нравственному развитию, овладению общественно-историческим опытом, накопленным человечеством. Особое значение имеет сюжетно-ролевая игра, в процессе которой ребенок берет на себя роли взрослых и выполняет определенные действия с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей посредством сюжетно-ролевых игр способствует интенсивной социализации личности, развитию ее самосознания, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер.

Трудовая деятельностьпроцесс активного изменения природного мира, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения человеческих потребностей и создания различных благ. Развитие человеческой личности неотделимо от трудовой практики. Преобразующее влияние трудовой деятельности на психическое развитие носит универсальный, многообразный характер и относится ко всем сферам человеческой психики. Изменения показателей различных психических функций выступают в качестве определенного результата трудовой деятельности.

Основные факторы психического развития человека имеют некоторые особенности, обусловленные требованиями общества (рис. 1.2).

Основные характеристики факторов психического развития ребенка

Рис. 1.2. Основные характеристики факторов психического развития ребенка

Первая особенность связана с образовательной программой определенного социума, которая ориентирована на формирование всесторонне развитой личности как субъекта общественно полезной трудовой деятельности. Другая особенность заключается в множественном эффекте факторов развития. В наибольшей степени он характерен для основных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой), что значительно ускоряет психическое развитие. Третья особенность заключается в вероятностном характере действия различных факторов на психическое развитие по причине того, что их влияние носит множественный и разнонаправленный характер. Следующая особенность проявляется в том, что по мере формирования регулятивных механизмов психики в результате воспитания и самовоспитания в качестве факторов развития начинают выступать субъективные детерминанты (целеустремленность, стремление к реализации поставленных жизненных целей и др.). И наконец, еще одна особенность факторов психического развития проявляется в их динамичности. Для того чтобы оказывать развивающее воздействие, сами факторы должны изменяться, опережая достигнутый уровень психического развития. Это, в частности, выражено в смене ведущей деятельности.

Относительно связи между всеми факторами психического развития ребенка следует сказать, что в истории зарубежной психологической науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое» (рис. 1.3).

Теории проблемы соотношения биологических и социальных факторов развития ребенка в зарубежной психологии

Рис. 1.3. Теории проблемы соотношения биологических и социальных факторов развития ребенка в зарубежной психологии

Психическое развитие зарубежными исследователями трактовалось как:

  • • полностью спонтанный процесс, который не зависит ни от биологического, ни от социального факторов, а детерминируется своими внутренними законами (концепции спонтанного психического развития);
  • • процесс, обусловленный только биологическими факторами (биологизаторские концепции), или только социальными условиями (социологизаторские концепции);
  • • результат параллельного действия или взаимодействия биологических и социальных детерминант на психику человека и т.п.

Вместе с тем очевидно, что ребенок рождается как биологическое существо. Его организм является человеческим организмом, а его головной мозг – человеческим мозгом. При этом ребенок рождается биологически, а тем более психологически и социально незрелым. Развитие организма ребенка с самого начала осуществляется в социальных условиях, что неизбежно накладывает на него отпечаток.

В отечественной психологии решением вопроса о соотношении влияния на психику человека врожденных и социальных факторов занимались Л. С. Выготский, Д . Б. Эльконин, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов и др. (рис. 1.4).

Объяснения детерминации психического развития человека в отечественной психологии

Рис. 1.4. Объяснения детерминации психического развития человека в отечественной психологии

Современные представления о соотношении биологического и социального в ребенке, принятые в отечественной психологии, преимущественно основываются на положениях Л. С. Выготского, который подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в становлении его развития. Наследственность присутствует в становлении всех психических функций ребенка, но отличается разным удельным весом. Элементарные психические функции (ощущение и восприятие) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие психические функции – продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние биологических факторов. В то же время на психическое развитие всегда оказывает влияние окружающая среда. Никогда никакой признак детского развития, в том числе базовые психические функции, не является чисто наследственным. Каждый признак, развиваясь, приобретает что-то новое, чего не было в наследственных задатках, и благодаря этому удельный вес биологических детерминант то усиливается, то ослабляется и отодвигается на задний план. Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака является различной на разных возрастных этапах.

Таким образом, психическое развитие ребенка во всем его многообразии и сложности является результатом совокупного действия наследственности и различных факторов окружающей среды, среди которых особое значение имеют социальные факторы и те виды деятельности, в которых он выступает субъектом общения, познания и труда. Включение ребенка в различные виды деятельности является необходимым условием полноценного развития личности. Единство биологических и социальных факторов развития является дифференцированным и изменяется в процессе онтогенеза. Для каждого возрастного этапа развития характерно особое сочетание биологических и социальных факторов и их динамика. Соотношение социального и биологического в структуре психики многомерно, многоуровнево, динамично и определяется конкретными условиями психического развития ребенка.

Источник