Учебный план детского сада центра развития ребенка
Инга Боргоякова
Рабочая программа развивающего центра «Успех» для детей 4–5 лет
Рабочая программа развивающего центра «Успех» разработана на 2017- 2018 учебный год для детей 4 – 5 лет.
Педагог курса Боргоякова Инга Андреевна.
Паспорт программы:
1. Полное название «Сопровождение в развитии умственных способностей у детей дошкольного возраста».
2. Автор программы Боргоякова Инга Андреевна.
3. Дата создания 2017г.
4. Характеристика программы предусматривает:
— развитие и совершенствование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста;
— развитие общения и речи;
— развитие внимания, памяти, восприятия, мышления.
5.Направление деятельности: познавательное развитие.
6.Сроки реализации: 2017-2018 учебный год.
7.Возраст дошкольников: 4 – 5 лет.
8. Цели и задачи программы:
Развитие умственных способностей в комфортной среде;
формировать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, восприятие, внимание);
развивать эмоционально-волевую сферу, мелкую моторику руки;
развивать самостоятельность и инициативу;
развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей;
обогащать опыт самопознания дошкольников;
воспитывать у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;
воспитывать коммуникативные навыки.
9. Краткое содержание программы:
9.1. Дидактические игры и упражнения на развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно- образного сотрудничества.
9.2. Дидактические игры с правилами на развитие ориентировки в пространстве, на плоскости листа.
10. Прогнозируемые результаты:
10.1. Используют основные способы деятельности, принимают собственные решения, выражают свои мысли и желания, контролируют свои достижения.
10.2. Проявляют инициативу и самостоятельность, положительное отношение к миру, развитое воображение, мышление, любознательность.
11. Перспективы развития.
У детей будут развиты:
-мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение);
-познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);
-мелкая моторика рук и глазомер;
-творческие способности и фантазия, способность к моделированию и
конструированию;
-проявится интерес к интеллектуальным играм;
-сформируется стремление доводить дело до конца.
Пояснительная записка:
Рабочая программа развивающего центра «Успех» обеспечивает развитие внимания, восприятия, мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа обеспечивает развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста.
Комплексно-тематический план рассчитан на 9 месяцев.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий 45 минут.
Актуальность программы:
Основой успешной учебной деятельности является хорошо развитые познавательные психические процессы (память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь). Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. В некоторой степени разрешить эти вопросы поможет программа развивающего центра «Успех».
Новизна программы:
В программе предусмотрено использование большого разнообразия развивающих игр, головоломок, лабиринтов, задач, вопросов, стимулирующих развитие широкого спектра интеллектуальных способностей, формирование целостного взгляда на мир, которым отличаются широко образованные люди. В то же время у нее есть ряд особенностей,к которым можно отнести:
— использование игр с обновляемым банком вопросов и заданий, гибкие правила и содержание которых позволяет подобрать задания, соответствующие возрасту и способностям детей;
— подбор и систематизация материала, упражнений по развитию умственных психических процессов;
— проведение занятий в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
— свободная, самостоятельная деятельность детей, которая обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.
Во время занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Поэтому основной упор делается на развитие зрительного восприятия, а также большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Всё это способствует развитиюинтеллектуальных базовых способностей: внимание, восприятие, память, воображение, мышление.
Программапозволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным, работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
Принципы, лежащие в основе программы:
1. Принцип развивающего обучения.
Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена на обучение дошкольников,выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.
2. Принцип постепенности.
Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
4. Принцип доступности.
Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний.
5. Деятельностный принцип.
Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
6. Принцип наглядности (наличие и разнообразие дидактических материалов).
Формы организации детей:
— индивидуальные;
— подгрупповые;
— групповые.
Формы работы с детьми:
— игра;
— ситуативный разговор;
— беседа;
— проблемная ситуация.
Методы работы с детьми:
— словесные (беседа, загадки);
— наглядные (рассматривание дидактических пособий, предметов);
— практические (дидактические игры и упражнения, показ способов действия с предметами, эксперимент).
Планируемые результаты:
К концу обучения по программе, предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функциях, формировании у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей, произвольности деятельности.
При этом у детейформируются следующие основные навыки и умения:
— выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
— объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
— пользоваться приемами логической обработки информации, формировать и развить навыка самоконтроля.
В период учебного процесса:
— дети выполняют дидактические задания на подбор, группировку предметов (игрушек);
— сравнивают предметы (по форме, цвету, величине и др. признакам);
— обобщают (по выделенным признакам);
— подбирают соответствующие детали-вкладыши при выборе из 4-6 деталей;
— с помощью взрослого раскладывают предметы по убыванию или
возрастанию величины; понимают слова «побольше», «поменьше», «большой», «маленький», «одинаковые»;
— подбирают предметы по заданному признаку;
— ориентируются одновременно в подборе: (цвет и величина, форма и цвет);
— выполняют задания на ориентировку среди не менее 4 предметов 4
цветов (красный, желтый, синий и зеленый); выбирает один из 2 предметов,
запоминает названия и повторяет за взрослыми);
— пользуются предметами-заместителями;
Способы определения результативности программы.
С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика в виде тестовых заданий. Формой позитивной оценки при реализации программы является организация фото-выставки достижений детей.
Условия реализации программы.
1. Наличие дидактических пособий и игр на развитие познавательных психических процессов.
2. Методическое обеспечение программы.
3. Создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях.
4. Взаимосвязь с семьей.
Примерное тематическое планирование.
1. Развитие внимания.
Игра «Знакомство»
Приветствие разных стран
Знакомство с правилами этикета (приветствие)
Игра «Путаница»
2. Развитие восприятия.
Игра «Стрелка покружись»
Решение поставленной задачи
Игра «Фрукты-овощи»
Игра «Узнай по голосу»
3. Русский фольклор. Масленица.
Игра «Дотронься до солнышка»
Фантазийное моделирование
Русские народные забавы
4. Ориентирование на плоскости листа и в пространстве.
Игра «Назови соседей»
Соедини пойдёшь и что найдешь?»
Математический диктант «Сказка по точкам»
Игра «Куда»
Источник
Эльвира Гильмуллина
Учебный план ДОУ
Учебный план
МАДОУ детский сад «Солнышко» с. Старобалтачево муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан
на 2018-2019 учебный год
1. Пояснительная записка
1.1 Нормативные основания формирования учебного плана
Учебный планразработан на основе нормативных правовых документов:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Санитарно- эпидемиологическими требованиями требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.13049-13», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26
• Приказа Минобрнауки России от 17. 10. 2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрированного в Минюсте России 14. 11. 2013 №30384)
• Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от28. 02. 2014 г. №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
• «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования»;
• Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 05. 2007 №03- 1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;
• Основной образовательной программой МАДОУ детский сад «Солнышко»
1.2 Концептуальные основания,
положенные в основу учебного плана:
При составлении учебного планаучитывались следующие принципы:
• Развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• Научной обоснованности и практической применимости;
• Соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
• Обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
• интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
• комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы.
В основе разработки учебного плана в его обязательной части — Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. «От рождения до школы»— 3-е изд., исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2015 г.
Данный выбор программно-методического комплекта обеспечивает целостность образовательного процесса, содействует эффективному решению проблемы преемственности на каждом возрастном этапе периода дошкольного детства и при переходе на уровень начального общего образования, в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы,представляющие определенные направления развития и образования детей — образовательные области:
— социально-коммуникативное развитие;
— познавательное развитие;
— речевое развитие;
— художественно-эстетическое развитие;
— физическое развитие.
В каждой образовательной области осуществляется интеграция психолого-педагогических задач ее освоения детьми в соответствии с содержательными направлениями ее реализации
• Образовательная область «Социально-коммуникативное
развитие»:
1. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
2. Ребёнок в семье и сообществе
З. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
4. Формирование основ безопасности
5. Игровая деятельность
• Образовательная область «Познавательное развитие»:
1 .Формирование элементарных математических представлений
2. Развитие познавательно-исследовательской деятельности 3. Ознакомление с предметным окружением.
4. Ознакомление с социальным миром
5.0знакомление с миром природы
6. Игровая деятельность
• Образовательная область «Речевое развитие»:
1. Развитие речи
2. Художественная литература 3. Игровая деятельность
• Образовательная область «Художественно-эстетическое
развитие»:
1. Приобщение к искусству
2. Изобразительная деятельность
3. Конструктивно-модельная деятельность
4. Музыкальная деятельность
5. Игровая деятельность
• Образовательная область «Физическое развитие»:
1 .Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
2. Физическая культура
3. Игровая деятельность
В структуре учебного плана учтены особенности организации организованной образовательной деятельности с детьми групп общеразвивающей направленности муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» с. Старобалтачево муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан функционируют 6 групп,из них:
— II группа раннего возраста — 1 группа;
— младшая — 1 группа;
— средняя — 1 группа;
— старшая -1 группы;
— подготовительная — 2 группа.
Количество и продолжительность организованной образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с перечнем образовательных областей ФГОС ДО, объёма времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности с детьми, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность интеграции.
Учебный год (образовательный период) в соответствии с календарным учебным графиком ДОО устанавливается с 3 сентября и заканчивается 31 мая. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5-ти часовое пребывание воспитанников в ДОО с 08.00 до 18.30.
В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть формируемая участниками образовательных отношений не превышает 40%.
Содержание образовательной деятельности по освоению детьми образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие, «Физическое развитие» отражено в расписании организованной образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность используются как одна из форм образовательной деятельности, предусмотренной как в обязательной части, так и в части, формируемой участниками образовательного процесса, кроме этого в учебном плане отражены основные виды деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО, наиболее характерные для каждого возрастного периода детства.
Характеристика структуры учебного плана
Учебный план сформирован в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3049-13):
Продолжительность организованной образовательной деятельности:
— для детей от 2 до 3 лет — не более 10 минут
— для детей от 3 до 4 лет — не более 15 минут,
— для детей от 4 до 5 лет — не более 20 минут,
— для детей от 5 до 6 лет — не более 25 минут,
— для детей от 6 до 7 лет — не более 30 минут.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:
в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,
в старшей и подготовительной группах — 45 минут и 1,5 часа соответственно.
В середине времени, отведённого на организованную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки.
Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности — не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине организованной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Образовательная деятельность, требующая повышенной
познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
Форма организации ООД с 2 до 3 лет (подгрупповые) с 3 до 7 лет (фронтальные). В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности
Учебный план на 2018 – 2019 учебный год
Организованная образовательная область
Периодичность
Базовый вид деятельности Вторая группа раннего возраста Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа №1 Подготовительная к школе группа №2
Физическая культура в помещение
2 раза
в неделю
2 раза
в неделю
2 раза
в неделю
2 раза
в неделю
2 раза
в неделю
2 раза
в неделю
Физическая культура на воздухе
1 раз
в неделю
1 раз
в неделю
1 раз
в неделю
1 раз
в неделю
1 раз
в неделю
1 раз
в неделю
Ознакомление с окружающим миром 1 раз
в неделю 1 раз
в неделю 1 раз
в неделю
1 раз
в неделю 1 раз
в неделю 1 раз
в неделю
Формирование элементарных математических представлений
—
1 раз
в неделю
1 раз
в неделю
1 раз
в неделю
2 раз
в неделю
2 раза
в неделю
Развитие речи
2 раза
в неделю 1 раз
в неделю 1 раз
в неделю 2 раза
в неделю 2 раза
в неделю 2 раза
в неделю
Рисование
1 раз
в неделю 1 раз
в неделю 1 раз
в неделю 2 раза
в неделю
2 раза
в неделю 2 раза
в неделю
Лепка 1 раз
в неделю 1 раз
в 2 недели 1 раз
в 2 недели 1 раз
в 2 недели
1 раз
в 2 недели 1 раз
2 в недели
Аппликация — 1 раз
в 2 недели 1 раз
в 2 недели 1 раз
в 2 недели 1 раз
в 2 недели 1 раз
в 2 недели
Музыка 2 раза
в неделю 2 раза
в неделю 2 раза
в неделю 2 раза
в неделю 2 раза
в неделю 2 раза
в неделю
Итого в обязательной части 10 занятий
неделю 10 занятий
в неделю 10 занятий
в неделю 12 занятий
в неделю 13
занятий
в неделю 13 занятий
в неделю
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Организованная образовательная область
Периодичность
Базовый вид деятельности Вторая группа раннего возраста Младшая группа Средняя группа Старшая группа №1 Подготовительная к школе группа №1 Подготовительная к школе группа №2
Ознакомление с окружающим миром
—
—
—
1 раз
в 2 недели
1 раз
в 2 недели
1 раз
в 2 недели
Развитие речи
— — — — 1 раз
2 в недели 1 раз
2 в недели
Рисование
1 раз
в неделю 1 раз
в неделю 1 раз
в неделю — — —
Лепка —
— — — 1 раз
2 в недели 1 раз
2 в недели
Аппликация — — — — 1 раз
в 2 недели 1 раз
в 2 недели
Музыка 1 раз
в 2 неделю 1 раз
в 2 неделю 1 раз
в 2 неделю 1 раз
в 2 неделю 1 раз
в 2 неделю 1 раз
в 2 неделю
Конструктивно-модельная деятельность
—
—
—
1 раз
в неделю
1 раз
в неделю
1 раз
в неделю
Итогов части формируемой участниками образовательного
процесса 2 занятия
в неделю 2 занятия
неделю 2 занятия
в неделю 2 занятия
в неделю 3 занятия
в неделю 3 занятий
в неделю
Максимальный объем образовательной нагрузки в
организованной образовательной деятельности
10 занятий
в неделю
10 занятий
в неделю
11 занятий
в неделю
13 занятий
в неделю
14 занятий
в неделю
14 занятий
в неделю
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Чтение художественной литературы
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Конструктивно-модельная деятельность
— 1 раз
в неделю 1 раз
в неделю 1 раз
в неделю 1 раз
в неделю 1 раз
в неделю
Игровая деятельность ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно
Общение при проведении режимных моментов
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Дежурство ежедневно
ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно
Прогулки ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
Самостоятельная игра ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно
Познавательно-исследовательская
деятельность
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно
Оздоровительная работа
Утренняя гимнастика ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно
Комплексы закаливающих процедур ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно
Гигиенические процедуры ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно
Педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы ДОУ проводится в начале года с 17 сентября по 28 сентября 2018 года, в конце года с 20 по 31 мая 2019 года.
Источник