Учебные требования и уровень развития ребенка пример
Характеристика обучающегося,
Выданная (образовательная организация)
ФИО, года рождения.
Общие сведения:
Адрес регистрирации
Адрес фактического проживания:
Отец:
Мать:
проживает с в полной семье.
Контактная информация: тел:
История обучения ребенка до обращения на ЦПМПК:
До поступления в школу Артём посещал
. Поступил в _______________на основании заключения ПМПК от ________г. №_______и путёвки № _____ от______________.
3. Детализированная информация об условиях и результатах обучения ребенка в образовательной организации:
Мальчик имеет диагноз: ранний детский аутизм. В данной образовательной организации _______обучается с 7 лет. К школе был подготовлен слабо. На второй год не оставался, хотя программный материал усваивает с большим трудом.
. В этом году окончил 4 класс по адаптированной образовательной программе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью. По письму и чтению занимался по индивидуальной образовательной программе.. Форма обучения – классная. Адаптация ребёнка к школе проходила легко.
Отношение к учебной деятельности: Учебная мотивация у ________ не сформирована.
Отношение ребенка к словесной инструкции педагога (реакция на нее): В учебной деятельности нуждается в организующей помощи и одобрении учителя на всех этапах урока. Не может спланировать свою деятельность. Действует только по шаблону.
Сформированность учебных навыков: Временные рамки урока выдерживает. За время обучения выработался определённый порядок занятий. ______стал намного усидчивей. Он знает своё учебное место и способен продолжительное время занятий находиться в учебной позе, хотя часто занят своим делом (лепкой)
Самостоятельно держит в руках карандаш, кисточку и производит с ними действия. Выполняет практические задания по образцу (перепечатывает текст) и шаблону (обводит различные фигуры и штриховки). Может самостоятельно написать последовательность чисел от 1 до 10. Понимает, но редко выполняет обращения учителя.
Хорошо развито образное мышление и воображение, мальчик охотно и аккуратно работает с пластилином, лепит роботов.
Испытывает сложности при овладении программным материалом, обнаруживает недостаточно сформированные основные учебные умения и навыки. Программный материал усваивает слабо. Учебные знания и умения не соответствуют возрастной норме. Но за время обучения у мальчика наблюдается определенная динамика в развитии познавательной деятельности.
Характер ошибок (отдельно по математике, письму, чтению и другими предметами): У мальчика системное недоразвитие речи тяжёлой степени, он даёт односложные ответы на вопросы. _________не читает, не называет звуки. Под диктовку не пишет, при списывании иногда пропускает слова. По математике не понимает смысл арифметических действий и арифметических задач.. На уроках рисования и трудового обучения работы выполняет небрежно .Самостоятельно не может передать форму и размер. На уроках физкультуры не ориентируется в пространстве, физические упражнения выполняет не точно.
Развитие моторики и речи: Недостаточно развита моторика мелких мышц рук.
Ведущая рука – левая. Испытывает трудности при овладении графическими навыками. Пишет быстро и небрежно.
Речь окружающих понимает в пределах уровня развития интеллекта. Понимание речи затруднено. Выполняет задание по образцу и словесной инструкции.
Нуждается в постоянном повторении задания.
4. Соответствие объема школьных знаний, умений и навыков требованиям программы с оценкой динамики обученности:
Математика. Математические знания недостаточны. Логические операции мышления (анализ, исключение, обобщение, абстрагирование) развиты очень слабо. Не различает существенные и второстепенные признаки предметов и явлений. Усвоил числовой ряд в пределах 10. Самостоятельно не может решать примеры, не владеет математическими терминами. Не владеет понятиями «следующее число» и «предыдущее число». Не решает задачу.
Чтение: ________не читает, не называет звуки .Словарный запас ребенка маленький, ответы на поставленные вопросы односложные. Монологическую речь не строит
Письмо. У мальчика побуквенный почерк (только печатные буквы). Орфографический режим в тетради старается соблюдать. При списывании допускает ошибки в переносе и пропуске слов. Орфографических и грамматических правил не знает. Под диктовку не пишет. Навыки звукобуквенного анализа и синтеза не сформированы.
Другие предметы: По окружающему миру недостаточный объём знаний. Мальчик не активен на уроках, ответы односложные 1-2 слова, часто неверные, словарный запас бедный, поэтому не может дать развёрнутого ответа на поставленный вопрос. Сложно даётся изучение тем. Мальчик всегда выполняет домашнее задание. С проверочными работами не справляется. Самостоятельно применить знания не может.
На уроках технологии и ИЗО занимается с переменным успехом. Овладевает следующими общетрудовыми и учебными навыками: организует рабочее место, после работы приводит его в порядок; неудовлетворительно владеет приемами работы ножницами (не умеет вырезать и обводить шаблоны); не может выполнить поделку по образцу; не планирует основные этапы работы; в ходе тематических бесед не участвует в диалоге. Задания вида разметки бумаги при помощи линейки и карандаша, передача формы и размеров изображаемых предметов при рисовании не выполняет. Раскрашивание рисунка, у мальчика вызывают значительные затруднения.
Описать в чем вероятная причина недостатков в обучении:
Самостоятельно применить полученные знания не может. В ходе урока долго переключается с одного задания на другое. На уроке работает в замедленном темпе. Медленно усваивает все новое. Его внимание неустойчиво, не всегда может управлять своим поведением. Сложное сочетание диагнозов.
5. Характеристика обучаемости:
Какие виды помощи использует учитель: Индивидуальная работа на уроках с показом того, как надо делать. Консультации для мамы по обучению ребёнка. На самостоятельной работе оказываю помощь при выполнении заданий. Постоянный контроль. Но эта помощь малоэффективна.
Информация о соблюдении учебной дисциплины: _________не пропускает уроки без уважительных причин, к взрослым относится уважительно.. Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.
6. Для младших школьников:
Указать степень готовности ребенка с которой он пришел в школу и какую динамику дал в процессе обучения: В результате обследования адаптации обучающихся 1 класса к учебно-воспитательному процессу было выявлено, что у ребёнка не сформированы умения и навыки, необходимые для усвоения учебного материала.
Учебная деятельность на низком уровне. Но за время обучения у мальчика наблюдается определенная динамика в развитии познавательной деятельности.
7. Для ребенка любого возраста:
Сведения о работоспособности ребенка: В течение всех уроков работает в замедленном темпе, часто отвлекается. Уровень самостоятельной учебной деятельности – низкий.
Уровень общего развития. Общая осведомленность ребенка о себе: По характеру мальчик добрый, проявляет радость при встрече. Наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы: резкие перепады, неустойчивость настроения, эмоциональные вспышки, отсутствие самоконтроля над своим поведением
Избирателен в одежде и еде. Внешний вид опрятный. __________не ориентирован на познавательную активность, уровень обученности низкий, требуется время на врабатываемость.
Мальчик продуктивному контакту доступен с трудом. Зрительный контакт устанавливает кратковременно.
Ребенок имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Кругозор ограничен. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, не ориентируется в основных понятиях времени.
Взаимоотношение обучающегося с коллективом сверстников:
Игровая деятельность стереотипная, совместная игра со сверстниками отсутствует. Предпочитает играть один. Не способен понимать простейшие правила игры. Мальчик не способен себя защитить. Поэтому нуждается в помощи со стороны.
Какие меры коррекции применялись, и их эффективность: Регулярно проводится индивидуальная работа с ребёнком, консультации для мамы. Постоянный контроль. Благодаря сотрудничеству с мамой есть динамика в развитии____________.
Особенности семейного воспитания: Воспитанием занимаются оба родителя. Ежедневно посещают школу, регулярно посещают родительские собрания, интересуются успеваемостью ребенка, помогает выполнять домашние задания, водят на дополнительные занятия к логопеду. Отношения строятся на взаимном уважении, совместное переживание радости и горя. Эмоциональная близость с родителями.
Отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям: Родители очень внимательны к сыну, заинтересованы в его развитии. Они обеспечивают условия для систематического проведения занятий и приобретают все необходимые учебные и дидактические пособия по рекомендации учителя. Родители обучающегося строго соблюдают расписание и режим занятий. Сам _________не осознаёт проблемы. По устранению своих пробелов по учебе инициативы сам не проявляет.
Положительные возможности ребёнка, на которые можно опираться в педагогической работе: доброжелательность.
Выводы педагога: адаптированную образовательную программе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью не усваивает по «Чтению и развитию речи», «Письму и развитию речи». По остальным предметам усваивает с большим трудом, нуждается в постоянной индивидуальной помощи со стороны взрослых.
Рекомендации: продолжить обучение по адаптированной образовательной программе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.
«__»____ _____2019__г.
Директор /______________ /
Классный руководитель: / _____________/
Источник
Тест «Задачи психологии развития»
Задачи развития:
Ориентация в жизненном пути.
Приведите пример из своей практики, когда учебные требования не соответствуют уровню развития ребенка.
Учебные требования не всегда соответствуют уровню развития ребенка. Это связано с низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, неудовлетворительным контролем за уходом и динамикой психологического развития детей. Все это предает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. В школу поступают дети с разным уровнем развития и с учебными требованиями справляются не все. У многих детей слабо развита мелкая моторика. Ребёнок левша. Ребёнок с замедленным развитием. Часто детям встречаются непонятные слова по обучению грамоте. Часто возникают проблемы при решении задач. Очень сложная программа по «Окружающему миру». Дети не могут понять, осознать и тем более применять нужный материал. Материал не соответствует уровню развития ребёнка. Большая перегрузка, что влияет на психику ребёнка. Ребёнок с большой тревожностью идёт домой и в школу. Не у всех детей есть Интернет, мобильная связь (для общения со сверстниками). Где взять нужную информацию по проектной деятельности. Проекты и исследовательская работа не только по предметам, но и внеурочной деятельности.
Определение условий развития и изменения.
Приведите пример из своей практики, подтверждающий влияние условий развития ребенка на его школьные достижения.
Все дети развиваются и воспитываются в разных условиях, разных семьях, разной социальной среде. Это во многом влияет на уровень развития ребёнка и его успехи в учёбе.
Родители курят дома. Все вещи девочки пропитаны табаком. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения или травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Занижена самооценка.
Дети часто проводят времени у телевизора, чрезмерно увлекается компьютерными играми.
Мало общаются со сверстниками. Не принимают участие в школьных, районных и областных олимпиадах. Нет дома Интернета.
Родители заняты работой, а не поддержкой в учёбе.
В доме, где только кухня и комната проживает 5 человек. Родители часто выпивают. Да и ежедневные полуночные гости.
Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности.
Приведите пример ошибочного прогноза эффективности предпринятых воспитательных мер.
Во 2 класс поступил из соседней школы Гиперактивный ребёнок. Привлекал на себя внимание. С большой агрессией. На уроках кричал, дразнился, раскидывал вещи соседа. На перемене обижал слабых. Как изменилось поведение ученика?
Этих простых рекомендаций (больше двигаться, чаще гулять, заниматься спортом) было недостаточно, чтобы изменить поведение ученика. Быстро пропадал интерес. Эффективность изменить своё поведение объясняется тем, что мы с детьми правильно поняли индивидуальные особенности ученика, с терпением отнеслись к этому, привлекли к себе внимание (проводи нас Артёмка домой, давай после уроков выполним вместе домашнее задание, пойдём вместе на каток, а может погуляем и так ежедневно уделяли внимание) и помогли устранить причины, которые привели к нежелательному поведению.
Объяснение целей развития и коррекции.
Приведите пример учебной или воспитательной работы, ориентированной на цели развития/коррекции конкретного ученика.
-чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
-нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. -нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
-нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию
Планирование коррекционных мероприятий.
Какие коррекционные мероприятия Вы используете в своей практике? Как они дифференцируются по назначению?
Совместная работа педагога, психолога и родителей, она направлена на развитие у детей правильного отношения к результатам своей деятельности, формирование навыков самоконтроля и сотрудничество родителей, педагога и психолога.
Работа психолога с учителем. Она направлена на:
-умение учителя давать ребенку точную содержательную информацию о результатах его деятельности ,не смешивая ее с оценками и замечаниями, относящимися к личности в целом;
-правильное отношение к неудачам и ошибкам детей;
-выделение четких требований к детям в учебной деятельности и поведении, разъяснение этих требований детям и родителям, обеспечение самоконтроля;
-анализ причин трудностей во взаимоотношениях с некоторыми учениками и поиск путей преодоления этих трудностей.
Работа педагога и психолога с детьми. Она включает:
-формирование у детей критериев и навыков самоконтроля , самостоятельной оценки собственной работы;
-обучение детей пониманию способов собственной деятельности;
-становление правильного отношения к успеху как к следствию своих собственных возможностей и усилий;
-развитие адекватного отношения к неудачам, позволяющего не бояться ошибок;
-формирование умения не смешивать оценку результатов конкретной работы с отношением педагога к себе;
-развитие у ребенка навыков коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, а также учебных и игровых навыков.
Работа с родителями. -консультирование и просвещение по вопросам индивидуальных особенностей ребенка, вхождения в школьную жизнь, о способах и методах помощи ребенку, роли семьи в решении школьных проблем;
-ежедневное общение учителя и родителей должно быть посвящено не только выполнению домашних заданий ,но и состоянию ребенка, его интересам, семейным традициям, что дает возможность всесторонней помощи школьнику в случае возникновения у него трудностей.
Для снятия тревожности. Используется метод последовательной десенсебилизации. Или игры-драматизации «Очень страшная страшилищная школа». Кроме этого можно применять приемы: «Рисование страхов», «Рассказы о страхах», «Школа клоунов», «Школа зверей», «Школа людей», «Я не могу-я могу –я сумею…..»
Для развития приемов и способов владения собой и своим поведением в эмоционально напряженных ситуациях. Проигрывание предварительно сконструированных трудных ситуаций.
-Анализ отрывков из художественных текстов , содержащих описание трудных ситуаций и особенности действий в них человека.
-ведение элементов аутотренинга (« Я спокоен», «У меня все получится», «Все будет хорошо», счет до 10, разрядка с помощью физических упражнений.
Для улучшения межличностных отношений. Можно использовать следующие методические приемы;
-свободное рисование(каждый рисует то , что хочет)-разговорное рисование (работа в парах, у каждой пары один лист бумаги ,они общаются с помощью образов , линий , красок);-дополнительное рисование (рисунок посылается по кругу , и каждый что-то дорисовывает).-совместное рисование (несколько человек рисует на одном листе бумаги).-рисование в паре («Рукавички»), направленное на умение сотрудничать.
Важен не только процесс рисования, но и обсуждение удачных технологий взаимодействия , обращение к личному опыту, анализ эмоций и коммуникативных умений детей-
Для диагностики и коррекции внутригрупповых отношений между детьми. Лист ватмана делится пополам. Детям предлагается «поселиться» на одной или другой половине листа: в «деревне, среди других домов» либо в «глухом лесу». Каждый ребенок рисует собственный домик и подписывает свое имя. После того как все домики «построены», каждый участник проводит от своего домика две тропинки к домикам тех детей, к кому он хотел бы ходить в гости. Здесь важно активное участие ведущих , помогающих детям находить продуктивные способы взаимодействия.
Для коррекции негативных отношений и разрешения актуализирующихся конфликтов. Различные индивидуальные варианты продолжения рисунка: построить или разобрать забор вокруг своего дома, с согласия «хозяина» украсить его двор клумбой с цветами. В качестве продолжения работы можно предложить детям на чистом листе ватмана «заселить многоквартирный дом», нарисовать общий дом, распределить между собой квартиры, украсить свое (и/или чужое) окно, разбить сад вокруг дома, обустроить двор и.т.д.
Оценка коррекции развития.
С помощью каких методов Вы оцениваете эффективность проведенной Вами коррекции учебной или воспитательной работы?
Любая коррекция — это длительный процесс. И «к чему она привела» трудно дать оценку сразу. Оценка может быть получена только в результате продолжительного наблюдения за индивидом, в ходе которой должны быть установлены как позитивный эффект, так и побочные влияния.
Я считаю, что правильно спланированные коррекционные мероприятия всегда приведут к положительному результату, как в развитии так и в обучении и воспитании ребёнка.
Субъективные методы оценки: опрос, проекты
Объективные методы оценки: Тестирование, анкетирование (мониторинговые)
Источник