Учебные требования и уровень развития ребенка

Учащиеся
заметно отличаются друг от друга по
тому, насколько легко, прочно и глубоко
овладевают они новыми знаниями. Эту
общую способность к овладению знаниями
Б.Г. Ананьев характеризует как
«восприимчивость к усвоению знаний и
обозначает ее термином «обучаемость».
Н.А. Менчинская указывает, что этим
термином обозначается восприимчивость
к усвоению знаний и способов учебной
деятельности. Итак, обучаемость
— это способность человека к научению.
Обучаемость — это индивидуальное,
относительно устойчивое свойство
личности. Обучаемость тесно связана с
умственным развитием, однако эти понятия
не тождественны.
Умственное
развитие —
это совокупность изменений качественного
и количественного характера, происходящих
в умственной деятельности в связи с
изменением возраста и обогащением опыта
человека. Естественно, что более высокая
обучаемость способствует более
интенсивному умственному развитию,
однако с высоким умственным развитием
может сочетаться более низкая обучаемость,
которая компенсируется большой
усидчивостью. Умственное развитие
повышается с возрастом, в то время как
обучаемость может сохраняться относительно
постоянной на протяжении длительного
периода, а в некоторых случаях, что
особенно ярко проявляется при овладении
речью, в более ранние возрастные периоды
она может быть даже более высокой.
Для
выявления обучаемости необходим только
обучающий эксперимент. Уровень обучаемости
учащихся часто не совпадает с успеваемостью.
Успеваемость — это оценка учебных
достижений ребенка, выраженная в
пятибалльной системе.
Тщательного
изучения и выяснения причин требуют
все случаи неуспеваемости и второгодничества.
Учителю важно при этом уметь отличать
детей умственно отсталых и детей с
дефектами психического развития от
учеников, которые не справляются со
школьной (учебной) программой в силу
временных причин, не связанных с их
индивидуальными дефектами.
Различают
следующие группы
неуспевающих школьников:
педагогически
запущенные дети;умственно
отсталые дети,
перенесшие заболевания во внутриутробном
периоде своего развития, при рождении
или в самом раннем возрасте, которое
остановило нормальное развитие головного
мозга;ослабленные
дети, которые
под влиянием заболевания быстро теряют
работоспособность, воспринимают учебный
материал лишь в течение 20-30 минут, а на
последних уроках работать совсем не
могут.
Продуктом
учебной деятельности является не только
изменения уровня обучаемости и
сформированности учебной деятельности,
но и усиление общего развития ребенка,
и в частности его умственного развития.
Н.А. Менчинская связывает понятие
умственного развития с понятием
обучаемости. З.И. Калмыкова ведущим
показателем умственного развития
считает экономичность и самостоятельность
мышления.
Вопросы
психического развития младших школьников
в учебной деятельности глубоко изучались
Л.В. Занковым и его сотрудниками.
Л.В. Занков выделяет три линии
развития: развитие деятельности,
наблюдения, мыслительной деятельности
и практических действий. Основная идея
системы Л.В. Занкова состоит в том,
что если учебно-воспитательный процесс
будет наиболее эффективным для общего
развития школьников, то он будет и важной
основой сознательного и прочного
усвоения знаний.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Прежде чем перейти к характеристике того, как под влиянием обучения формируется учебная деятельность детей в детском возрасте, необходимо охарактеризовать явление «обучаемости» и «необучаемости» детей.
А. П. Усова (1981) показала, что явление невосприимчивости детей к обучению является следствием неправильной методики предыдущего воспитательного влияния, основанной на предоставлении детям свободы в путях и способах действия, на идее «детского творчества».
В настоящее время чаще всего выделяют следующие составные части обучаемости:
- обобщенность мыслительной деятельности;
- осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;
- гибкость мыслительной деятельности;
- устойчивость мыслительной деятельности;
- самостоятельность мышления, его восприимчивость к помощи.
Наличие этих особенностей в мыслительной деятельности детей и определяет темп их продвижения в процессе обучения.
А. П. Усова (1981) выделила конкретные признаки овладения учебной деятельностью у детей. Выделены 3 уровня, характеризующие различную степень развития учебной деятельности.
- уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умственной деятельности.
- уровень — более слабый. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения.
Ш уровень — начало формирования учебной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии.
Более подробно признаки этих уровней даны в табл. 1.
Таблииа 1
Уровни развития учебной деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста (по А. П. Усовой, 1981)
I уровень | II уровень | III уровень |
Слушают указания | Слушают указания, условно придерживаются их в работе | Слушают указания, но как бы не слышат |
Руководствуются ими в работе | Самоконтроль неустойчив, осуществляется через работу других детей | Не руководствуются ими в работе |
В случае непонимания задают вопросы | При выполнении работы склонны к подражанию другим детям | К оценке нечувствительны |
Правильно оценивают работу других Правильно оценивают собственную работу Достигают нужных результатов | Результаты условны | Результата не достигают |
Эти показатели отражают не возрастное развитие, а развитие процесса обучения и познавательной деятельности. Формирование готовности к обучению и Учению также имеет несколько ступеней. Каждая из них характеризуется; усложнением познавательного содержания; возрастающими требованиями к умственной деятельности детей; развитием их самостоятельности.
На начальной ступени находятся дети младшего дошкольного возраста. Их Умственная деятельность еще не является вполне осознанным процессом, так как знания, умения и навыки они усваивают, а потребности учиться еще не испытывают.
У детей среднего дошкольного возраста обнаруживается готовность к усвоению знаний, возникает возможность обучения их на занятиях, постановки перед Ними познавательных задач. Но эти задачи еще непосредственно связаны с условиями жизни и игровой деятельности детей, общением их друг с другом и со взрослыми. В этом возрасте учение обслуживает практические потребности ребенка и создает предпосылки для перехода на более высокую ступень умственной деятельности.
У детей старшего детского возраста отмечаются заметные сдвиги в учебной деятельности, в способности к умственному и волевому усилию. Об этом свидетельствуют вопросы детей, интерес к выявлению связей и отношений между предметами и явлениями.
Интеллектуальные запросы старших детей выражаются и в том, что их уже не привлекают простые игры и игрушки. У них развивается интерес к приобретению знаний и умений не только для применения в настоящее время, но и впрок. Повышается любознательность, интерес к знаниям и умственной деятельности, появляется требовательность к себе и другим.
Учебная деятельность у старших дошкольников ясно выделяется из других видов деятельности, предполагает целенаправленное обучение детей и усвоение ими определенных знаний, умений и навыков. На основе этого багажа ребенок становится способным решать различные познавательные задачи. Это умение является важнейшим критерием успешности учебной деятельности детей и должно быть сформировано к концу дошкольного детства.
Таким образом, полноценное развитие учебной деятельности детей позволяет осуществлять формирование у них психологической готовности к школе, и в частности к школьному обучению.
Вопросы для повторения
- Назовите предпосылки формирования учебной деятельности в детском возрасте.
- Какие условия необходимы для развития учебной деятельности у детей дошкольного возраста?
- Выделите уровни развития учебной деятельности.
- Назовите ступени готовности ребенка к обучению и учению.
Практические задания
- Проведите наблюдение за детьми на занятиях во второй младшей, средней и старшей группе детского сада, определите уровни развития учебной деятельности. Будут ли они одинаковыми у всех детей одной возрастной группы?
- Понаблюдайте за детьми младшего, среднего и старшего детского возраста, выделите признаки, характеризующие появление у детей учебных интересов.
- Организуйте и проведите с детьми каждой возрастной группы сюжетно-ролевую игру «Школа». Докажите, что, используя материалы, полученные в результате наблюдения за поведением детей в игре, выполнением ими взятых на себя ролей и т. п., можно определить уровень готовности к обучению в школе.
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И КОРРЕКЦИИ ЕЕ НЕДОСТАТКОВ
- § 2. Изобразительная деятельность ребенка как показатель уровня его психического развития
- Нарушения развития речевой деятельности у детей
- Глава 13 МЫШЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
- Тема 4. Развитие знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста1
- § 3. условия развития учебной деятельности в детском возрасте
- Тема 2. Основные проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии
- Приложение 5
Суммарные показатели уровней развития компонентов индивидуального стиля педагогической деятельности
на начальном этапе опытно-экспериментальной работы - Приложение 15
Суммарные показатели уровней развития компонентов индивидуального стиля педагогической деятельности у студентов на начальном и завершающем этапах опытно-экспериментальной работы - 1. Совершенствование управления школой и ее учебно-воспита- тельной работой как важнейшая предпосылка повышения качества обучения и воспитания. Структура управленческих органов в школе и
основные принципы их деятельности - § 2. Самостоятельная работа как учебная деятельность Основные требования к самостоятельной работе
- Сергеев И. С.. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. — СПб.: Питер. — 316 е.: ил. — (Серия «Учебное пособие»)., 2004
- § 1. Учебная деятельность — специфический вид деятельности
- § 3. Внешняя структура учебной деятельности Компонентный состав внешней структуры учебной деятельности
Источник
ПЕДАГОГ
Рекомендации педагогам «Определение уровня развития»
Определение уровня развития
(рекомендации для педагогов)
Повышение ответственности дошкольного учреждения за создание условий для полноценного всестороннего развития личности каждого ребенка и подготовки его к успешному обучению в школе требует периодически осуществлять специальный контроль за качественными изменениями в формировании предпосылок учебной деятельности.
Целесообразно контроль осуществлять 3 раза в год: в сентябре, в январе и мае. Его проводят по таким показателям: объем и качествознаний детей в соответствии с требованиями программы данной группы, уровень умений и навыков, особенности познавательно-волевой активности детей.
Предлагаем ориентировочную схему наблюдения за ребенком для составления его характеристики.
Во всех показателях определяется высокий (В, средний (С, низкий (Н) уровни проявления.
1. Уровень познавательной активности, любознательности на занятиях:
(В) — всегда активен, проявляет инициативу в ответах
(С) — отвечает только по вызову воспитателя
(Н) — пассивен, может работать только при персональном обращении.
На прогулках, экскурсии:
(В) — проявляет любопытство, расспрашивает
(С) — слушает объяснения взрослого, но сам не обращается
(Н) — безразличен.
2. Овладение элементами учебной деятельности:
(В) — слушает, всегда внимателен, придерживается указаний, выполняет задания правильно
(С) — нуждается в повторении указаний, в контроле по ходу деятельности
(Н) — работает при постоянной помощи взрослого.
3. Проявления произвольной регуляции поведения:
(В) — всегда сосредоточен на любом деле, в игре
(С) — отвлекается, подражает другому, нуждается в контроле, с заданием справляется при дополнительном стимулировании
(Н) — без специальных побуждений не начинает действовать, при отсутствии образца работу не выполняет, нуждается в помощи.
4. Готовность к преодолению трудностей:
(В) — проявляет готовность преодолевать трудности, ведет активный поиск решения
(С) — делает попытки преодолеть трудности, но в случае неуспеха отступает
(Н) — при первом же затруднении обращается за помощью или отказывается от деятельности.
Следует отличать 2 категории детей:
А) самоуверенных. Они без колебаний принимаются за любое дело, но при первых неудачах легко отказываются от всяких попыток.
Б) неуверенных в себе. Они пытаются мобилизовать усилия в условиях затруднений, но при поддержке взрослого способны к определенным усилиям.
5. Социальная активность.
(В) — легко контактирует со взрослыми и сверстниками, инициативен в общении, умеет разрешать конфликты
(С) — предпочитает знакомое общество, подчиняется чужой инициативе, проявляет конформность
(Н) — включается в совместную деятельность по приглашению, но не умеет поддерживать отношения. Часто конфликтует, преобладают игры в одиночку.
Определить уровень развития старших дошкольников помогают педагогам и контрольные занятия. Они предусматривают в основном активную самостоятельную работу с пособиями и раздаточным материалом. Выполнение разнообразных практических заданий дает возможность увидеть и оценить знания и умения всех детей группы, а не только тех, которые отвечают на конкретные вопросы воспитателя. Результат выполнения детьми заданий фиксирует второй воспитатель или методист, присутствие которых на занятии обязательно.
Методики обследования детей старшей группы
Шестой год жизни — период подготовки к систематическому обучению.
1. Выявление умения наблюдать и выделять существенные признаки предмета, связно описывать знакомый предмет, называя его характерные признаки; применять прилагательные.
Описание любимой игрушки
Расскажи о своей любимой игрушке. Как она называется? Какая она? Как ты ею играешь?
Вопросами задается план логически последовательного описания. Их следует предъявить сразу полностью, не повторяя дважды. Лишь в том случае, если ребенок молчит, проводится беседа, где каждый вопрос плана предлагается в отдельности.
Оценивание выполнения детьми задания.
Уровни:
(В) — описывает, придерживаясь плана. Речь грамотная, выразительная, используются прилагательные.
(С) — описывает только при поочередном назывании пунктов плана. Испытывает трудности в подборе прилагательных, допускает ошибки в построении сложных предложений.
(Н) — вместо описания дает краткие ответы на вопросы. Речь бедная, несвязная.
2. Выявление уровня развития у детей ориентировки в звуковой действительности языка. Умение слышать, различать и определять первый звук в слове (в начале года).
Дидактическая игра «Подбери картинки»
Воспитатель предлагает ребенку среди множества предметных картинок отобрать те, где в названии предметов слышится указанный звук.
Оценивание выполнения детьми задания.
Уровни:
(В) — назвал и отобрал правильно все картинки
(С) — допускает ошибки. Если в число отобранных картинок входит предмет, в названии которого нет нужного звука, воспитатель должен проверить, умеет ли ребенок выделять звуки в слове. С этой целью он называет ошибочно отобранный предмет и спрашивает: «Есть ли в этом слове звук, который ты ищешь?» Умение ориентировать в звуках позволяет отнести ответ к среднему уровню.
(Н) — не умеет выделять звуки в словах.
3. Выявление умения детей различать звуковую структуру слова и подбирать слова по заданной их звуковой модели (в конце года).
Дидактическая игра «Подбери слово»
Ребенку предлагается 3 модели звуковой структуры слов: три звука (например, дом, рак, сом, четыре или пять звуков с разной последовательностью гласных и согласных (например, мама, рыба, каша, окно, шапка).
Оценивание выполнения задания.
Уровни:
(В) — выполняет правильно и самостоятельно.
(С) — правильно ориентируется в первой модели, допускает ошибки в двух последующих.
(Н) — без помощи взрослого не справляется ни с одной моделью.
4. Выявление уровня развития произвольного запоминания и припоминания.
Дидактическая игра «Скажи, что запомнил?».
Выполнение задания требует умения запоминать и воспроизводить материал по настоянию взрослого. Оно основано на действиях преднамеренного запоминания и последующего припоминания.
В начале и в середине года предъявляются 6 предметов? Стаканчик, блюдце, вазочка, кольцо, пирамида, юла. В конце года к ним добавляется еще три: графин, кубик, шарик.
Воспитатель: «Рассмотри внимательно игрушки и запомни их. Когда я уберу их, ты должен вспомнить и назвать».
Прежде чем убрать, воспитатель должен спросить ребенка: «Ты уже запомнил?».
Оценивание выполнения.
Уровни:
(В) — называет все предметы
(С) — называет на один-два меньше предъявленных предметов
(Н) — называет половину и менее предметов.
5. Выявление уровня развития произвольного внимания и сосредоточенности.
Дидактическая игра «Найди одинаковые» или «Найди пару».
Предъявляется карточка с изображением целого ряда одинаковых предметов, отличающихся каким-то одним признаком. Среди предметов имеется два полностью идентичных. Общее количество предметов: шесть в начале учебного года, 10 в середине, 15 — в конце учебного года. Ребенку предлагается указать одинаковые предметы.
Оценивание выполнения задания детьми.
Уровни:
(В) — идентичные предметы находит верно
(С) — поначалу допускает ошибки, но замечает их и исправляет.
(Н) — ошибок своих не видит, задание выполняет неверно.
6. Выявление развития целенаправленности, активности, достижения цели, преодоление трудностей.
Дидактическая игра «Составь сам».
Ребенку предлагается составить из частей целую предметную картинку по образцу.
У воспитателя две одинаковые картинки, одна из которых разрезана на разные по размеру и форме части: в начале и в середине года — на 4, в конце ода — на 6 частей.
Оценивание выполнения задания детьми.
Уровни:
(В) — составляет правильно картинку, сверяя свои действия с образцом
(С) — составляет картинку с большим трудом, так как идет путем проб и ошибок, не умея использовать образец.
(Н) — не может составить картинку, вместо поиска решения ограничивается простым манипулированием частями.
7. Выявление способности детей к целенаправленной деятельности в условиях ее регламентации.
Задание «Кружки»
Выявление умения слушать и удерживать в памяти инструкцию, строить свои действия согласно этой инструкции.
А. Нарисовать в ряд пять кружков. Считая слева направо, заштриховать первый и четвертый кружки, а остальные оставить чистыми.
Б. Нарисовать в ряд 6 кружков, считая слева направо. Заштриховать второй и третий кружки, а остальные оставить чистыми.
В. Нарисовать в ряд 8 кружков, считая слева направо, заштриховать первый, пятый и седьмой кружки, а остальные оставить чистыми.
Задание А проводится в начале учебного года, Б — в середине, В — в конце года.
Оценивание выполнения задания детьми.
Уровни:
(В) — задание выполняет точно
(С) — нарисованный ряд содержит заданное количество кружков, но при штриховке нарушалось требование инструкции.
(Н) — количество кружков не соответствует инструкции, штриховка отсутствует.
Методика обследования детей подготовительной группы
Седьмой год жизни характеризуется новым этапом в развитии будущего школьника: активнее проявляются познавательные мотивы, формируется элементарное контролирование ребенком своих ответов и действий, их соотнесение с заданными условиями, на смену разрозненным представлениям об окружающей действительности выступают первоначальные понятия о предметах и явлениях окружающей жизни, дошкольники овладевают системой различных действий.
Мотивационная готовность включает в себя: познавательную направленность на окружающую действительность; представления о школе, адекватные будущей учебной деятельности; желание занять новую позицию школьника.
1. Выявление уровня познавательной активности
А. «Вова проснулся утром и увидел в окно голубое небо, яркое солнце. Он вскочил с постели, подбежал к окну и вдруг удивленно воскликнул: «Мама, а совсем недавно был сильный дождь!»
Вопрос: Как Вова догадался, что был дождь? Ведь он в это время крепко спал.
Б. «Мама купила Вове новую книжку. В ней было три картинки. На первой нарисован лес. Деревья стоят с желтыми, красными, оранжевыми листьями. Такие же листья покрывают землю. Светит солнце, и деревья кажутся золотыми. Веселая картинка. Внизу Вова прочел «Осень».
На второй картинке листьев на деревьях меньше. Небо затянули тучи. Идет дождь. Грустная картинка. Внизу Вова прочел «Осень». А на третьей картинке почти все деревья стоят голые. Только дуб не сбросил свою желтую листву. Опавших листьев много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружится и медленно падает на землю первый снег. Внизу Вова прочел «Осень».
Вова подошел к маме и спросил: «Мама, почему картинки разные, а называются одинаково?».
Вопрос: Что ответила мама Вове?
Оценивание выполнения задания детьми.
Уровни:
(В) — ведет целенаправленный поиск ответа: ищет ответ, предлагая разные варианты, которые содержат существенные для решения вопроса признаки.
(С) — ищет ответ путем случайного сопоставления фактов или ситуаций.
(Н) — довольствуется первым попавшимся ответом, не пытаясь мыслить.
2. Выявление отношения ребенка к новому
А) Новая игрушка (механическая, заводная) — в начале года.
Б) Новая игра — в конце года.
Воспитатель предлагается ребенку игрушку (игру, ничего при этом не говоря. Поведение ребенка анализируется следующим образом:
(В) — пытается определить, как она действует, сразу же проявляет желание поиграть, хочет научиться играть.
(С) — проявляет интерес к игрушке (игре). Привычно использует предмет, руководствуясь стандартным решением.
(Н) — проявляет простое любопытство. Удовлетворяется поверхностным знакомством.
3. Представления о школе, адекватные будущей учебной деятельности
Беседа о школе. Хочешь ли ты учиться? Любишь ли ты играть в школу? Чем тебя привлекает эта игра? Чем тебе нравится школа?
В школе нужно трудиться. Что это значит? Как нужно учиться?
Чем ты любишь заниматься дома? Какие занятия в детском саду тебе нравятся больше всего?
Такая беседа проводится в конце года.
В основу беседы положены 3 группы вопросов:
Направленность детей на школу
Представления ребенка о школе и учении
Предпочитаемые детьми виды деятельности.
Уровни:
(В) — ответы утвердительные, радостные, отвечает не колеблясь.
(С) — принимает предстоящее событие, как неизбежное, эмоциональной привлекательности школа не содержит.
(Н) — бедные, неадекватные представления о школе.
4. Желание понять позицию школьника
Одним из способов уточнения мотивационной готовности к школе может быть беседа по сюжетным картинки на игровые, бытовые, учебные темы, которая проводится индивидуально с каждым ребенком. Она помогает выявить его отношение к разным видам деятельности, к учению и школе в целом.
Предложив ребенку выбрать те картинки, которые ему больше всего нравятся, воспитатель ведет с ним непринужденную беседу по всем сюжетам, чтобы понять мотивы выбора. Если ребенок предпочитает учебные ситуации, с горячей заинтересованностью говорит о занятиях в детском саду, перечисляет свои умения и успехи в них, и это сочетается со свойственной ему познавательной активностью — можно отметить высокий уровень мотивации.
Интерес ко всем темам при довольно поверхностном отражении содержания учебной деятельности говорит о еще не сложившейся системе предпочтений. Когда ребенок игнорирует сюжеты, связанные со школой, но охотно ставит себя в позицию участника бытовых и игровых ситуаций, это может свидетельствовать об отсутствии должной направленности на учение.
Низкий уровень мотивационной готовности фиксируется у детей, имеющих отрицательный опыт деятельности в условиях ее регламентации определенными требованиями и правилами. Это опыт складывается из неудачных ответов на занятии, из того, что ребенок часто не достигает нужного результата. А если выполняет задание, то обычно неправильно, неточно или неаккуратно. Основной причиной низкой продуктивности деятельности этих детей является несформированность умения управлять своими действиями, преодолевать трудности.
Умственная готовность включает овладение знаниями об окружающем мире, способами мыслительной деятельности. Дети научаются рассуждать, строить элементарные умозаключения. В ходе умственного воспитания возрастает познавательная активность детей, развиваются высшие формы наглядно-образного мышления, служащие основой для усвоения обобщенных знаний.
Источник