Участие родителей в развитии ребенка

Участие родителей в развитии ребенка thumbnail

Родители являются неотъемлемой частью жизни своего ребенка, независимо от того, сколько ему лет. Но именно в детском возрасте – особенно дошкольном, в так называемые сензитивные периоды, взрослые важны как никогда. Роль родителей в воспитании ребенка заключается в демонстрации образцов поведения и заложения основ мировоззренческих установок, что напрямую влияет на формирование основных аспектов личности будущего взрослого.

Статья расскажет о выделенных стилях воспитательной работы, роли семьи в системе детско-родительских отношений. Подробнее будут рассмотрены два основных вида воспитания – физическое и нравственное, также будет затронута тема потребностей ребенка и условий для его правильного развития.

Содержание:

  • Стили воспитания
  • Физическое воспитание
  • Нравственное воспитание
  • Правильный родитель и как им стать

Характеристика различных стилей семейного воспитания

Многие родители полагаются на собственные материнские и отцовские инстинкты, а также опыт старшего поколения родственников. Подчас, не уделяется достаточно времени изучению детской психологии и теории педагогической науки. Нерешенные вопросы и отсутствие основных знаний в этой области могут создать сложности при взаимодействии с ребенком уже на ранних этапах. Родителям имеет смысл познакомиться с существующими стилями воспитательной работы и выбрать наиболее подходящий для них (и ребенка!) с учетом особенностей окружающей обстановки.

Традиционно выделяют следующие методы воспитания:

  1. Попустительский, либеральный. Данный вариант предполагает большую свободу в действиях ребенка и минимальный контроль со стороны взрослого. Психологи отмечают, что ребенок в таких условиях способен вырастить творческой и социально активной личностью. При этом либеральный стиль может стать причиной чрезмерной импульсивности и агрессии, так как с малых лет ребенок не будет знать ни правил, ни запретов.
  2. Авторитарный. Противоположный по содержанию, этот стиль характеризуется гиперопекой и тотальным руководством родителей. Взрослые стараются участвовать во всех сферах жизнедеятельности ребенка. С одной стороны, они дают ему ощущение безопасности, четкие правила, с другой – излишне ограничивают. Последствием может быть неприспособленный к жизни, апатичный взрослый, не имеющий своего мнения и стремлений.
  3. Демократический – наиболее адекватный и позитивный вид; нечто среднее между описанными выше стилями. Демократия предполагает разумные правила поведения, некоторые запреты, но без лишних ограничений. Каждый член семьи одинаково значим и имеет право голоса. Реализуется помощь, поддержка, при этом сохраняется самостоятельность как родителей, так и детей. Данный стиль воспитания – положительный пример в воспитании детей.

Физическая и нравственная системы воспитания

Физическое воспитание

Воспитание и развитие ребенка должно носить всесторонний характер. И важными факторами становления малыша является физическая и нравственная сторона.

Первая включает освоение фундаментальных навыков:

  1. Координация движений.
  2. Равновесие.
  3. Скорость реакций.
  4. Выносливость.

Все необходимые физические качества формируются и в специальных секциях, и в домашних условиях. Этому способствуют пешие прогулки, пробежки, езда на велосипеде и роликах, зарядки на свежем воздухе, закаливание и другое. Физическое воспитание предполагает определенный режим дня, который соблюдают все члены семьи, и полноценное здоровое питание. Подробнее о физическом развитии ребенка в разном возрасте.

Отдельно следует акцентировать внимание на мелкой моторике. В отличие от крупной, она формируется через более тонкие действия: игры с крупами, творческие занятия с пластилином, рисование карандашом и пальцами, собирание пазлов и т. д. На начальных этапах детского развития она рассматривается не только как полезное умение в целом, но и имеет прямую связь с зарождением речи.

Нравственность в жизни ребенка

Нравственное или этическое развитие имеет отношение больше к духовной составляющей жизни. Оно определяет не столь видимые характеристики поведения, но формирует глубокую структуру индивида, влияя на все социальные взаимодействия. Задачи и содержание данного вида воспитания заключены в требованиях общества. Условно можно говорить о необходимости:

  • Накопления представления о нормах поведения в общественных местах (на улице, в школе и детском саду и пр.).
  • Реализации усвоенных правил при общении с окружающими людьми, а также стимулировании человека к дальнейшему самовоспитанию в этом направлении.

Нравственность проявляется в таких человеческих качествах как внимательность и заботливость, скромность и деликатность, ответственность, чувство долга и чести, любовь к труду, толерантность и бережное отношение к своей и чужой собственности.

Разумеется, физическое и нравственное воспитание являются не единственными видами. В популярных классификациях выделяют и умственное, и эмоциональное, и трудовое, и некоторые другие (подробнее о других видах воспитания). И ошибкой родителей будет пренебрежение каким-либо из направлений, как было сказано – требуется реализовывать всестороннее воспитание ребенка.

Правильный родитель и как им стать

Установление контакта с ребенком

Одно из простых и базовых условий для развития гармоничной личности ребенка – проявление безусловной любви и уважения к нему. Педагогическая роль родителя заключается, помимо развития умственных способностей, в эмоциональном принятии своего малыша, в установлении с ним близких доверительных отношений в совместной деятельности. Контакт формируется на нескольких уровнях:

  1. Телесном – в виде прикосновений, поглаживаний, объятий.
  2. Визуальном – жесты и мимика, внешний образ.
  3. Аудиальном – выстраивании диалога с ребенком, эмоционально-личном общении на волнующие малыша темы. Диалог предполагает не только высказывания, рассуждения и объяснения от мамы, но обязательно выслушивание того, что говорит ребенок, ответы на его вопросы. Ребенку требуется, чтобы его слушали и слышали. Способом реализации аудиального взаимодействия могут быть ситуативные разговоры или регулярные семейные вечера вместе с ребенком.

Условия становления гармоничной личности

В каждом возрасте у малыша свои потребности, а у родителей, соответственно, задачи и цели воспитательной деятельности. Младенец в 2 месяца по всем показателям совершенно отличается от ребенка в 2 года. Однако, есть факторы, актуальные для ребенка всегда. Прежде всего, это выражено в отношении родителей, от которых малыш ждет:

  • Уверенность и адекватную самооценку. Не ребенок, а родитель должен выполнять руководящую функцию. Он должен воплощать в себе опыт и знания, опираясь на которые способен вести ребенка, контролировать его развитие и оказывать необходимую поддержку.
  • Способность анализировать. Нельзя недооценивать наблюдательность детей. Ребенок должен видеть не хаотичные действия родителей, но выстроенную систему поведения. Стремление взрослых к анализу и объяснению действий ребенка даст малышу понимание причинно-следственных связей собственной активности.
  • Четкие запреты и ограничения. Ребенок чувствует себя в большей безопасности, когда понимает, что есть границы и правила. Задача взрослого – выставить нормы взаимодействия с окружающим, показать, что можно или нельзя делать. В данном случае обоим родителям полезно не только проговорить или показать, а самостоятельно следовать установленным принципам – ребенок учится на их примере. При этом все правила должны быть разумными, адекватными действительности и выполнимыми для малыша.
  • Здоровые эмоции, эмоциональная уравновешенность. Весь спектр чувств естественен – от проявлений искренней радости до раздражения и печали. Не нужно скрывать свои чувства, иначе малыш не сможет оценить ваше состояние и соответствующе вести себя. В будущем это может негативно отразиться на его способности опознавать эмоции других и понимать собственные реакции.
  • Взаимопонимание, доверие между папой и мамой. Счастливый ребенок – показатель гармоничной семьи и положительных отношений между родителями. Любые разногласия отражаются на самочувствии, настроении детей и желании строить взаимоотношения с миром.

Воспитывая и продумывая направления педагогических действий, следует помнить, что даже маленький ребенок индивидуален и уникален, он юная личность и нуждается в понимании и принятии.

Читайте также:  Коррекционная работа с ребенком с задержкой речевого развития

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Участие родителей в развитии ребенка

  Общаясь с другими родителями сначала в детском саду, а потом и в школе, я сталкиваюсь с таким подходом некоторых родителей к учителям и воспитателям, что за воспитание наших детей они (воспитатели или учителя) получают деньги, вот и пусть воспитывают. Такими родителями совершенно не учитывается тот факт, что все же основное воспитание и развитие ребенок получает в своей семье. На страницах нашего сайта baby.ru я хочу поделиться своими мыслями на эту тему и узнать ваше мнение.

В последнее время в периодических изданиях и в Интернете появилось много статей о том, что такое развитие ребенка в семье. Главный вывод, который напрашивается после изучения всей этой информации, сводится к тому, что в хорошей семье будет хороший ребенок, а в плохой семье – плохой. Причем нет конкретного определения «хорошей» и «плохой» семьи.

Так что же такое семья?

Википедия дает такое определение: «Семья – социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».
Роль семьи в развитии ребенка – это очень немаловажный фактор
Вспомните свое детство, то, что осталось в вашей памяти… Какая была атмосфера в родительском доме, или, может быть, какое-то приятное событие, запомнившееся своей неповторимостью, а может быть, страх, который был вами пережит в связи с каким-то непонятным для вас происшествием… Именно психологическая атмосфера в доме во многом определяет роль семьи в развитие ребенка, в большой степени влияет на становление маленького человека, как личности, именно семейный микроклимат накладывает глубокий отпечаток на последующее развитие ребенка.

Семейная погода.

А как часто мы, родители, задумываемся о том, что влияет на внутрисемейный климат? Атмосфера в семье обусловлена взаимоотношениями всех членов семьи, проживающих совместно. И в то же время просто необходимо обращать внимание на степень родительского эмоционального участия в переживаниях детей, авторитетность родителей и степень их контроля за детьми. Если отношение к ребенку эмоционально нейтральное, холодное, то это самым неблагоприятным образом отражается на ребенке. Такие методы воспитания ослабляют, обедняют и просто затормаживают развитие ребенка. Любой малыш нуждается в эмоциональном тепле, но и оно не должно быть чрезмерным. Иначе ребенок может быть настолько привязан к родителям, что уже во взрослом возрасте он будет не способен начать жить самостоятельно.

Проблемы ребенка или семьи?

Но в любой семье возникают трудности. Наверняка и каждый из вас сталкивался с определенными так называемыми кризисными моментами в жизни. Психологи утверждают (и я с ними согласна), что иногда трудности, которые могут сопровождать развитие ребенка в семье, могут быть отражением проблем, возникших внутри самой семьи. Это может быть признаком нарушения нормальных отношений для этой отдельно взятой семьи. В таком случае необходима помощь не только ребенку, но и всей его семье.

Как ребенок воспринимает свою семью?

Опять же общаясь с другими родителями, имеющими детей одинакового возраста с моими мальчиками, я пришла к выводу, что ребенок дошкольного или младшего школьного возраста не может себе представить другую семью, чем та, в которой он живет. Другими словами, у самого ребенка не может быть плохой или хорошей семьи, он живет в привычном для себя мире. И я, и, наверное, вы, встречали такие семьи, где на ребенка не обращают внимания, или, наоборот, заставляют его учиться с утра до вечера, или ребенок может страдать от физических наказаний. Каковы бы ни были внутрисемейные отношения, семья не является для ребенка и его восприятия чем-то травмирующим. Ребенок в такой семье не понимает, что его семья негативно воздействует на его развитие и воспринимает такие отношения как норму. Но от этого роль семьи в развитии ребенка не становится менее глобальной. Воспитание такими методами приводит к искажениям и проблемам в развитии ребенка.

Оценки родителей.

Особое внимание я хочу обратить на то, как оценивают родители своего ребенка. Чаще всего оценка ребенка происходит сама собой, родитель просто дает своему малышу характеристику, как положительную (аккуратный, умный, послушный), так и отрицательную (непоседливый, хитрый, медлительный). И даже такая «мелочь», как вскользь оброненное слово, может помешать гармоничному развитию ребенка. Если малышу постоянно давать оценки, то это приводит к определенному видению себя, что может провоцировать определенные поступки (например, раз вы говорите, что я – плохой, то я таким и буду). Ребенок может привыкнуть к оценкам других, ему не нужно будет задумываться о своем внутреннем состоянии, заниматься осознанием своих эмоций, мыслей, влечений. В итоге может вырасти человек, не имеющий своей точки зрения, и зависящий от мнения других людей (я таких встречала, а вы?)

Развитие ребенка в неполной семье.

На развитие ребенка оказывают влияние оба родителя. А каково развитие мальчика или девочки в неполной семье? Многочисленные исследования на эту тему в основном сводятся к тому, что жизнь ребенка в неполной семье отличается от жизни детей в полных семьях, что существенно влияет на особенности личного развития ребенка. Неполная семья зачастую сталкивается не только с материальными проблемами, но и с тем, что один родитель не может реализовывать две роли – матери и отца – одновременно.
Неполные семьи возникают по-разному. Число женщин, рожающих ребенка «без мужа», повышается, заканчиваются разводом многие браки. В современном мире стало обычным явлением воспитание ребенка одним из родителей. Чаще всего неполная семья негативно влияет на развитие ребенка и формирование его личности.

Статистика

Хочу привести немного статистики. По результатам долгосрочных исследований, которые проводились в Лейпцигском Университете, оказалось, что женщины, выросшие в неполных семьях, были в большей степени подвержены нервному истощению, сердечно-сосудистым заболеваниям, слабости. Мужчины из неполных семей более страдали от повышенной усталости и депрессии, а также испытывали чувство недоверия к окружающим людям и миру.
Есть мнение, что дети, которые выросли без отца, нередко имеют повышенный уровень тревожности, пониженный уровень притязаний, у таких детей невротические симптомы встречаются чаще, мальчики могут с трудом общаться со сверстниками, становиться драчливыми и грубыми. Ребенок может начать бунтовать против зависимости от матери, но может вырасти вялым и пассивным. А еще у детей из неполных семей чаще наблюдается нарушение самооценки.
И в то же время нельзя сказать однозначно, что семью надо сохранять «ради ребенка». Мне кажется, что для гармоничного развития личности ребенка важнее доброжелательная атмосфера в доме, чем наличие обоих родителей, которые постоянно ссорятся.
Влияние семьи на развитие ребенка неоспоримо. Семья оказывает огромное воздействие на то, кем вырастет ваш малыш, каким будет его место в обществе.

Читайте также:  Компьютер помогает в развитии ребенка

Источник

Вера Ожгихина
Родительское собрание «Роль родителей в развитии ребёнка»

Родительское собрание «Роль родителей в развитии ребенка»

Естественной средой, созданной природой для развития и воспитания детей, является семья.

В семье проходит важнейший период развития человека – детство, она является той средой, в которой происходит первичная социализация ребенка, формируется и воспитывается будущий член общества.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение, так же часто затрудняемся объяснить, что же это такое – хорошие родители. Будущие родители думают, что прочитав всю психологическую и педагогическую литературу, станут лучшими родителями. Несомненно эти знания необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать хорошими родителями тех, которые никогда не сомневаются в своей правоте, всегда точно представляют что ребенку нужно и что ему можно, что в каждый момент времени знают как поступить, и могут с полной точностью предвидеть не только поведение собственного ребёнка в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь?

А можно ли назвать хорошими родителями тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем то новым в поведении ребёнка, не знают можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за поступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребёнка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети.

Ни тех, ни других нельзя отнести к категории «хорошие родители». И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родителю.

Хорошими родителями не рождаются, а становятся посредством проб и ошибок. Как мы учимся быть хорошими мастерами в своем деле, так и в материнстве и отцовстве мы постигаем все секреты, только лишь работая над своими ошибками, и после полного анализа своих действий.

В родительском труде, как и во всяком другом, важны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, и поражения, все это сменяется на победы. Развитие и воспитание в семье – это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как непохожи друг на друга и дети. Отношения с ребенком глубоко индивидуальны и неповторимы.

Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить главную родительскую задачу – развить в ребенке потребность к самостоятельному поиску знаний, к желанию познать новое.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, — это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье.

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.

Главное в установлении диалога — это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу.

Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.

Достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком весьма трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого — это позиция «над» ребенком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью — ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства.

Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания. Родители могут стать властителями души своего ребенка лишь в той мере, в какой им удается пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях, собственном совершенствовании.

Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребенка, нет, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства».

Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.

Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка — значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами.

Читайте также:  Развитие умственных способностей ребенка 3 лет

Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителейстали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!».

Всем будущим и нынешним родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание, каким бы справедливым по сути оно ни было, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истиной родительской любви, формула принятия — это не «люблю, потому что ты — хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть».

Но если хвалить ребенка за то, что есть, он остановится в своем развитии, как же хвалить, если знаешь сколько у него недостатков? Во-первых, воспитывает ребенка ни одно только принятие, похвала или порицание, воспитание состоит из многих других форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Здесь же речь идет о реализации любви, о созидании правильного эмоционального фундамента, правильной чувственной основы контакта между родителями и ребенком. Во-вторых, требование принятия ребенка, любви к такому, какой есть, базируется на признании и вере в развитие, а значит, в постоянное совершенствование ребенка, на понимание бесконечности познания человека, даже если он совсем еще мал. Умению родителей общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера во все то хорошее и сильное, что есть в каждом, даже в самом неблагополучном, ребенке. Истинная любовь поможет родителям отказаться от фиксирования слабостей, недостатков и несовершенств, направит воспитательные усилия на подкрепление всех положительных качеств личности ребенка, на поддержку сильных сторон души, к борьбе со слабостями и несовершенствами.

Оценку не личности ребенка, а его действий и поступков важно осуществлять, меняя их авторство. Действительно, если назвать своего ребенка недотепой, лентяем или грязнулей, трудно ожидать, что он искренне согласится с вами, и уж вряд ли это заставит изменить его свое поведение. А вот если обсуждению подвергся тот или иной поступок при полном признании личности ребенка и утверждении любви к нему, гораздо легче сделать так, что сам ребенок оценит свое поведение и сделает правильные выводы. Он может ошибиться и в следующий раз или по слабости воли пойти по более легкому пути, но рано или поздно «высота будет взята», а ваш контакт с ребенком от этого никак не пострадает, наоборот, радость от достижения победы станет вашей общей радостью.

Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие дает возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца». Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность — таковы эмоции истинно любящих своего ребенка, принимающих родителей.

Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Чем более сложен живой организм, тем дольше должен он оставаться в тесной зависимости от материнского организма. Без этой связи невозможно развитие, а слишком раннее прерывание этой связи представляет угрозу для жизни. Человек принадлежит к наиболее сложным биологическим организмам, поэтому никогда не станет полностью независимым. Человек не может черпать жизненные силы только из самого себя. Человеческая жизнь, как говорил психолог А. Н. Леонтьев, — это разъятое, разделенное существование, главным признаком которого является потребность сближения с другим человеческим существом. Вместе с тем связь ребенка с его родителями внутренне конфликтна.

Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются как можно дольше ее удержать. Родители хотят уберечь молодежь перед жизненными опасностями, поделиться своим опытом, предостеречь, а молодые хотят приобрести свой собственный опыт, даже ценой потерь, хотят сами узнать мир. Этот внутренний конфликт способен порождать множество проблем, причем проблемы независимости начинают проявляться довольно рано, фактически с самого рождения ребенка. Действительно, избранная дистанция в общении с ребенком проявляется уже в той или иной реакции матери на плач младенца. А первые самостоятельные шаги, а первое «Я — сам!», выход в более широкий мир, связанный с началом посещения детского сада? Буквально каждый день в семейном воспитании родители должны определять границы дистанции.

Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка, приобретаемыми им в ходе развития новыми навыками, способностями и возможностями взаимодействия с окружающим миром. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям. В одних семьях первоклассник ходит в магазин, отводит в детский сад младшую сестренку, ездит на занятия через весь город. В другой семье подросток отчитывается во всех, даже мелких, поступках, его не отпускают в походы и поездки с друзьями, охраняя его безопасность. Он строго подотчетен в выборе друзей, все его действия подвергаются строжайшему контролю.

Необходимо иметь в виду, что устанавливаемая дистанция связана с более общими факторами, определяющими процесс воспитания, прежде всего с мотивационными структурами личности родителей. Известно, что поведение взрослого человека определяется достаточно большим и сложным набором разнообразных побудителей, обозначаемых словом «мотив». В личности человека все мотивы выстраиваются в определенную, индивидуальную для каждого подвижную систему. Одни мотивы становятся определяющими, главенствующими, наиболее значимыми для человека, другие — приобретают подчиненное значение. Иными словами, любая человеческая деятельность может быть определена через те мотивы, которые ее побуждают. Бывает так, что деятельность побуждается несколькими мотивами, иногда одна и та же деятельность вызывается разными или даже противоположными по своему психологическому содержанию мотивами. Для правильного построения воспитания родителям необходимо время от времени определять для самих себя те мотивы, которыми побуждается их собственная воспитательная деятельность, определять, что движет их воспитательными условиями.

Дистанция, которая стала преобладающей во взаимоотношениях с ребенком в семье, непосредственно зависит от того, какое место занимает деятельность воспитания во всей сложной, неоднозначной, подчас внутренне противоречивой системе различных мотивов поведения взрослого человека. Поэтому стоит осознать, какое место в родительской собственной мотивационной системе займет деятельность по воспитанию будущего ребенка.

Источник