У ребенка нет прогресса в речевом развитии

У ребенка нет прогресса в речевом развитии thumbnail

Сложно передать радость родителей, когда ребенок вдруг произносит свое осознанное первое слово. Но увы, бывает и так, что долгожданная радость не наступает. В ход идут занятия с логопедами и дефектологами, медикаменты, лечебные процедуры. Чем раньше начинается лечение, тем быстрее прогресс. Но не всегда нарушения речевого развития поддаются полной коррекции.

У ребенка нет прогресса в речевом развитии

Норма или нет?

Термином задержка речевого развития (ЗРР) врачи называют более позднее овладение устной речью детьми младше трех лет. У мальчиков она встречается в несколько раз чаще, чем у девочек. После трех лет появляются более конкретные диагнозы. «Задержка речи негативно влияет и на развитие психики ребенка, поэтому часто проблемы с речью и психикой идут рука об руку», — объясняет заместитель главного врача по медицинской части Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С. С. Мнухина Марина Сермус.

К году ребенок осваивает около 10 слов в активном словаре, а к 2,5 годам учится строить простые предложения. Если ребенок серьезно отстает от описанной нормы, это повод обратиться к специалистам.

Нарушения речи могут проявляться либо в виде общего (или системного) недоразвития, либо в виде отдельных дефектов. Они влияют как на употребление речи (экспрессивная речь), так и на ее понимание (импрессивная речь).

Среди отдельных нарушений:

  • неправильное произношение отдельных звуков или групп звуков;
  • смешение звуков в речи;
  • искажение структуры слов;
  • бедность словаря;
  • аграмматизмы (проблемы с пониманием и употреблением грамматических форм);
  • трудности построения фраз и развернутого высказывания;
  • заикание (не всегда является признаком задержки развития речи, но может ее сопровождать).

В школьном возрасте у детей с задержкой речевого развития порой возникают проблемы с письмом и чтением (дисграфия и дислексия соответственно).

Не ждите чудес

Во многих случаях специалисты могут помочь ребенку овладеть нормальной речью. Однако полная коррекция возможна далеко не всегда. Это зависит от причин задержки развития (физиологических или социальных), вида и тяжести «речевого диагноза», сложности структуры дефекта, уровня речевого развития ребенка на момент обращения к специалистам, возраста начала коррекционных занятий и их систематичности, комплексности воздействия.

Родители должны быть готовы к тому, что отдельные последствия, вероятно, окажутся неизлечимы при наличии у ребенка:

  • грубых анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата;
  • органического поражения мозга (если точнее, речь идет о центральных или периферических отделах речедвигательного и речеслухового анализаторов);
  • интеллектуальной недостаточности;
  • сложной структуры дефекта речи.

Это не означает, что нужно смириться с поражением. Наоборот, нужно радоваться любым победам, даже самым незначительным, на первый взгляд.

Опыт родителей

Мы нашли истории борьбы с речевыми нарушениями, которые показывают, что норма не всегда достижима, но многие трудности можно преодолеть. По просьбе родителей публикуем истории без упоминания персональных данных.

Проблемы с речью из-за гипоксии

Проблемы у ребенка начались с гипоксии при родах. Врачи определили раннее поражение центральной нервной системы. С двух месяцев у малыша начались обмороки, приступы слабости, стонущего плача, с трех — проявилась задержка моторного развития. До пяти лет мальчик плохо спал, а днем с большим трудом мог сосредоточиться на чем-то одном. Проблемы со здоровьем сказались и на речевом развитии: к 1,5 годам ребенок не заговорил, более того, пропали даже те звуки, которые появлялись в 6–8 месяцев.

Мальчику помогло наблюдение у психоневролога, который сначала назначил полное обследование, затем провел медикаментозное лечение и порекомендовал дневной стационар, где с ребенком занималась целая группа специалистов. С трех лет ребенок ходил в логопедический садик, его речь стала прогрессировать: словарный запас расширился до 30 слов, речь стала более отчетливее, через год появились простые предложения. В 8 лет мальчик ходил во второй класс обычной школы и уже бегло читал.

Что не удалось исправить: проблемы с произношением отдельных звуков, смешение противоположных понятий и родов существительных, трудности с пониманием из-за эмоциональности и недостаточной концентрации внимания.

Сенсорная алалия

Ребенок нормально развивался, начал говорить первые слова, но затем перестал и перешел на лепет. Позже мама заметила, что он пытается произносить целые фразы, но в мешанине звуков было сложно разобрать, какие. Максимум, что он мог произнести четко — последнее слово обращенной к нему фразы взрослого. В два года малыш говорил около 30 подражательных слов, в 3,5 — 80. При этом ребенок с трудом понимал обращенные к нему фразы. Симптомы указывали на сенсорную алалию. Медикаменты, выписанные неврологом, результата не дали, логопед в садике помочь не смог. Помогли занятия с мамой в игровой форме: с наборами предметов, тематическими лото, поделками, с 4,5 лет — со специальными пособиями. Ребенок стал расширять словарь, осваивать грамматические формы.

Что не удалось исправить: непонимание сложных фраз, неправильное употребление предлогов и приставок, неразличение близких по звучанию звуков.

Предпочтение письменной речи

Мальчик родился стремительно, раньше срока, и с гипоксически-ишемическим поражением ЦНС. До года развивался по нижней границе нормы, говорил несколько слов, но без понимания смысла. После года речь пропала совсем, начался острый психоз. Ребенку поставили диагноз прогрессирующая шизофрения с неблагоприятным прогнозом, лечили нейролептиками. Позднее медико-социальная экспертиза показала, что шизофрении нет, но есть органическое поражение мозга из-за недоношенности и тяжелых родов, которое привело к эпилепсии, поражению речедвигательного анализатора и психозу. Медикаментозное лечение изменили, с ребенком стали заниматься в игровой форме. Мама смогла научить мальчика читать, писать и считать. К шести годам он освоил программу первого класса, знал таблицу умножения.

Что не удалось исправить: в шесть лет ребенок совсем не говорил. С мамой общался письменно. Позже написал такую фразу: «Я хорошо умею разговаривать письменно и этого мне хватает для общения и поэтому я не вижу необходимости учиться разговаривать ртом».

Источник

Добрый день!

Ребенок, мальчик, 1 год и 9 мес. Рост 87 вес 15 кг.
С рождения не имеет неврологических диагнозов, сон и аппетит в полном порядке. Ест ложкой самостоятельно с 1,3. К горшку не приучен. Орви болеет редко. Отставания в эмоционально-волевой сфере не наблюдаю, все поведенческие реакции адекватны, не истерит, хорошо понимает обращенную к нему речь и выполняет мелкие поручения, хорошо ладит с ровесниками и взрослыми родственниками. Телевизор не смотрит. Активно помогает мне по дому в уборке, развешивании белья, и самостоятельно играет с кастрюлями, имитируя процесс готовки.
Имеет очень выразительную мимику и жестикуляцию, сопровождаемую звуками «ииии», «уууу».
Слух у ребенка в порядке, всегда реагировал даже на шепот.

Но у него не развивается речь. В лексиконе всего несколько слов, которыми он пользуется не часто. Мама, папа, баба, гав, па(упало), ка (каша, коляска, покакал). Эти слова появились давно, еще до полутора лет. И на этом все.
Его родственники с обеих сторон (и по папе и по маме) заговорили рано.

Вопрос мой в следующем: возможно ли, что речь задерживается из-за каких-то объективных нарушений головного мозга, но они скрыты и не проявляются никак иначе?
А то я со своей обывательской точки зрения считаю, что если ребенок ни на что не жалуется, бодр, весел и тыды, то и мозг у него здоров.
Поэтому я не веду его к неврологу, не хочу получить в назначениях кортексин и кавинтон.

Или мне следует все-таки к неврологу обратиться?

POLINA_S

16.03.2011, 22:42

Лекарства речь не лечат, поэтому есть нарушения или нет — давать лекарства смысла нет. Если есть опасения — идти нужно к логопеду, а не неврологу.
Здесь на форуме есть темы про развитие речи. Обратите на них внимание, особенно про этапы развития экспрессивной речи.

Спасибо, логопед на примете как раз есть!!
Темы тут изучаю!!

Добрый день, Полина Львовна!

Сейчас сыну 2 года ровно (рост 90, вес 16). 3 месяца занимается с логопедом по часу 1 раз в неделю. И я стараюсь, читаю ему, грамотно с ним разговариваю, все объясняю. Моторику мелкую и крупную вроде бы развиваем.

В лексиконе на данный момент 40 слов (включая звукоподражания), но так и нет глаголов, кроме «дай». И сами слова преимущественно — первые слоги слов, или просто короткие слова (лев, жук, гром), но невнятно им произносимые.

Насколько его отставание критично? Надо ли мне волноваться и все-таки идти к врачам? А то меня мама уже скоро съест, что я не решаю проблему задержки речи у ребенка, и надо срочно принимать меры… А я, вроде как, и проблемы особой не вижу. Или проблема есть?

ПС: кстати, уже приучен к горшку. Очень быстро его освоил, и пользуется им самостоятельно. Горжусь им))))))))

POLINA_S

06.07.2011, 17:04

Каких действий вы ждете от врачей?
1 раз в неделю заниматься крайне недостаточно.

Спасибо, Полина Львовна!
К сожалению у нашего логопеда все очень загружено, но я постараюсь с ней все-таки договориться на 2 занятия в неделю. Хотя бы.
И сама буду старательнее заниматься.

Еще раз прочитала тему «этапы развития экспрессивной речи». Я так и общаюсь с ребенком. Озвучиваю предложениями его мысли)) Сейчас у него как раз эта галофаза.
И он говорит «баба» на машинку, а я озвучиваю «бабушка купила машинку тебе в подарок». «Папа» на потолок в ванной, а я «Папа сделал ремонт, соорудил в ванной потолок». И тд.
Я постоянно задаю ему вопросы, на которые он может ответить «да» или «нет». И он отвечает.
Правда нашла и свои ошибки. Он говорит «ка», когда просит кашу и я могу сказать «Ты будешь кушать ка?» Буду теперь бить себя по губам, но так велик соблазн говорить с ним на его языке, не знаю почему.

На сегодняшний день я насчитала 45 слов (веду дневник), значит мы приближаемся к нижней границе нормы. Это радует!!

POLINA_S

10.07.2011, 23:13

Все правильно, но комментарии должны быть проще.

Добрый день, Полина Львовна!

Ребенку 2,3. Стал говорить связками из двух слов, появились падежи. Словарный запас в 2,2 был 80 слов. Потом перестала считать, новые слова появляются постоянно.

Но у меня теперь другая проблема: Я его стала понимать гораздо хуже, чем раньше. И от этого бывает раздражаюсь. Когда он не говорил, он очень активно жестикулировал, и мимикой работал, я всегда знала, что он имеет ввиду. Потом пошли слова, которые были с нашей родительской подачи, то есть мы их с ним учили. И даже если он их говорил неправильно, я знала, что это за слово. Но сейчас он каждый день говорит что-то новое, что мы не учили. И я его не понимаю.
Он говорит непонятное слово (например «тясь»), я прошу его показать, что это. Но он продолжает повторять это слово многократно. Я пытаюсь перебирать все слова, отдаленно его напоминающие. И далеко не всегда угадываю.

Как мне себя вести, что нужно делать?

POLINA_S

13.09.2011, 11:28

Слов больше, вы их не знаете, понимать стало сложнее.
Лучше ребенок пока не может
Если его не понимают, и вместо ответа заставляют повторять правильно — может пропасть стимул обращаться к вам.

И какой вывод вы сделаете сами?

Нет, что значит заставлять повторять правильно, я не заставляю его повторять, тем более повторять правильно. Я вообще не понимаю слово. И прошу его показать, что он имеет ввиду. А он не показывает, как делал это раньше, до появления речи, а продолжает повторять слово. И будет его повторять, пока до меня не дойдет))) Или пока я не сменю тему.

POLINA_S

19.09.2011, 14:00

Ваш мальчик понимает, что он вам все сказал и не чувствует необходимости показывать.
Вот вы обозначили два пути выхода из ситуации: И будет его повторять, пока до меня не дойдет))) Или пока я не сменю тему.

Используйте их в зависимости от ситуации. Третий путь — найти переводчика, который вам объяснит, что имеет ввиду ребенок. 🙂

Третий путь — найти переводчика, который вам объяснит, что имеет ввиду ребенок. 🙂
:ag:
Спасибо, я вас понялъ!!!:ax:

Источник

Елена Маюрова
Влияние научно-технического прогресса на речевое развитие детей дошкольного возраста

Е. А. Маюрова

учитель-логопед

1 квалификационной категории

г. Арзамас,МБДОУ д/с№52

ВЛИЯНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье рассматриваются современные причины проблем в речевом развитии детей дошкольного возраста, в частности общего недоразвития речи.

Ключевые слова: речь, речевое развитие, технический прогресс, дети дошкольного возраста.

За последние 100 лет темп жизни значительно ускорился. Это оказало огромное влияние на речевое развитие людей. Ускорился и темп речи. Слова стали короче, речь менее выразительна.

Проведём краткий экскурс в историю речевого развития. Мы не будем углубляться в древние века, а рассмотрим историю с момента дотелевизионной эпохи.

В то время единственным древом познания окружающего мира для маленького, не умеющего читать ребёнка, была бабушкина сказка и колыбельная песня. Ребёнок с молоком матери впитывал певучесть, неторопливость, яркость, образность русской речи. Сказка не читалась, как сейчас, а сказывалась. При этом передавалась метафоричность русской речи. Дети, уже в раннем детстве, могли определить скрытый смысл сказки. Из-за отсутствия изобилия игрушек, родители старались как-то развлекать детей. Например, покатать ребёнка на «лошадке» (на ноге, при этом щёлкая языком. Подражая цокоту копыт, ребёнок, со временем произносил то же самое. Это упражнение подготавливало язычок к произношению всех шипящих и сонорных звуков.

Вертушки, флюгеры, машинки, сделанные из подручного материала, должны были как-то озвучиваться (ж-ж-ж, с-с-с, ф-ф-ф, что способствовало развитию сильной воздушной струи, необходимой для правильного звукопроизношения. Когда мама пела ребёнку колыбельную песенку или прибаутку,например:

Люли, люли люленьки,

Прилетели гуленьки!

Сели в изголовье,

Спи-ка на здоровье.

Ребёнок усваивал и без проблем произносил звуки [Л], [ЛЬ].

Сейчас и у взрослых людей проблема с произношением этих, казалось бы, простых звуков. Причём у людей от 20 до 40 лет, у наших мам и бабушек таких проблем нет.

С появлением телевидения, люди стали меньше читать, но стали больше смотреть телевизор, слушать радио. Но и это ещё не оказывало отрицательного воздействия на речь людей. До 90-х годов прошлого века средства массовой информации были эталоном правильного русского языка. С 90-х годов на телевидение стали проникать далеко не литературные выражения, речь людей заметно исказилась. После падения железного занавеса в Россию хлынула низкопробная западная культура. Народ стал забывать родную речь. В обиход взрослых и детей вошли иностранные слова и выражения. На экран проникли бессмысленные песни, жестокие фильмы и мультфильмы.

Но с другой стороны, возможность свободного общения с западом, значительно ускорило технический прогресс. Появилось множество бытовой техники, одежды, игрушек (которые не нужно озвучивать,которое принесло с собой новые слова: тостер, блендер, плеер, топы, бриджи, капри и т. д. и, конечно же, компьютер.

Компьютер — это сложнейший механизм, имеющий практически неограниченный объем памяти. Человек общается с компьютером посредством команд, чётких и кратких, как щелчок мыши. Так как компьютер проник во все сферы деятельности человека и, практически в каждый дом, люди освоили компьютерный язык и стали общаться на нём даже между собой. Отпала необходимость изъясняться русским литературным языком. Исчезли из речи метафоры, эпитеты, крылатые выражения. Дети перестали понимать скрытый смысл сказок, т. е. воспринимают всё буквально.

Речь людей стала бедной. Словарь принял обиходно-бытовой характер. Всё чаще детям ставим логопедическое заключение «общее недоразвитие речи». И основная причина — низкая речевая культура людей.

Количество детей с речевой патологией с каждым годом растёт. Современный ритм жизни заставляет людей больше работать, меньше уделяя внимания семье. Страдают при этом дети. С одной стороны, мама делает карьеру, отдавая время и силы работе. Казалось бы, для материального блага детей, а с другой стороны, она крадёт у ребёнка бесценные минуты общения, так необходимые в дошкольном детстве.

Нам, педагогам, просто необходимо знакомить детей с историей родного края. Беседовать о знаменитых людях, памятниках культуры, достопримечательностях малой родины. Стараться как-то очень аккуратно призывать родителей остановиться, уделять больше внимания своим детям, чаще читать им русскую классику, покупать диски с русскими мультфильмами, игры, имеющие смысл и содержание, не провоцирующие жестокость.

Технический прогресс дал возможность людям развиваться. Но, хочется верить, что компьютерный разум не заменит живое человеческое общение. Наши дети не разучатся говорить на русском языке, не забудут родной язык. В заключении хочется привести слова великого русского классика Н. В.Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценней самой вещи».

Литература:

1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. — СПб.: СОЮЗ. — 1999. — 160 с.

Источник

Встал на ножки – и снова опустился на четвереньки, начал пить из кружки – опять потребовал бутылочку, бойко лопотал – вдруг замолчал и перешел на язык жестов… Возврат малыша к «старым привычкам» тревожит родителей. Почему прогресс сменяется регрессом и что делать, если после двух уверенных шагов вперед кроха отступает назад?

9 июля 2015·Текст:
Евгения Карповская·Фото:
GettyImages

Первые 3–4 года жизни малыш активно развивается и приобретает необходимые человеку знания и умения. Самое большое их количество кроха осваивает в первый год: в 2–3 месяца учится держать головку и улыбаться, в 3–6 – переворачиваться и удерживать игрушки, в 6–9 – сидеть и играть в «ку-ку», в 9–18 – ходить, говорить и подражать взрослым. Если сроки формирования навыка не укладываются в эти интервалы, их расценивают как остановки развития. Такие задержки можно связать с индивидуальными особенностями развития ребенка или с воздействием на детский организм внешних факторов или болезней.

Задержка по плану

Часто бывает, что остановка не экстренная, а плановая, связанная с «личной программой» роста малыша. Это – вариант нормы. Развитие крохи может иметь скачкообразный характер, который будет проявляться в том числе и в скорости приобретения новых навыков. Родители уже заметили, что ребенок может делать больше (ходить, а не ползать, засыпать без пустышки и т. п.), но почему-то не делает, и это вызывает у них тревогу. Между тем причина проста: психологически малыш еще «не дозрел», не свыкся с новым умением настолько, чтобы активно его использовать, и потому предпочитает оставаться в своей зоне комфорта. К примеру, чтобы научиться уверенно ходить, требуется не только много физических сил, но и большое терпение, а его у годовасика совсем немного! К тому же порой до желаемой цели – упавшей игрушки или папиного мобильника – легче, быстрее и безопаснее добраться привычным способом, на четвереньках. Как таковой задержки развития здесь нет, в положенный срок кроха встанет на ножки и пойдет. Успокойтесь и не гонитесь за очередными достижениями своего чада – иногда чрезмерная родительская внимательность и завышенные ожидания могут оказать ему медвежью услугу.

Уважительные причины регреса

Другое дело, когда ребенок уже преодолел новую ступеньку в своем развитии и вдруг резко сдал назад. Допустим, малыш активно начинал самостоятельно садиться, но после инфекционной диареи с госпитализацией как будто все забыл. Почему так происходит?

Влиянию негативных факторов, которые могут привести к подобной ситуации, особенно подвержены детки раннего возраста. Психомоторное развитие малыша в первые три года жизни происходит с космической скоростью: он осваивает различные навыки (сначала умение держать головку, потом переворачиваться, садиться, ходить, есть ложечкой и пить из чашки, самостоятельно засыпать, пользоваться горшком, одеваться), у него формируется речь, а затем и мышление. Нагрузка на маленький организм при этом огромная, и любые, казалось бы, незначительные, обстоятельства или действия могут притормозить или нарушить выработку только-только приобретенных условных рефлексов и навыков, и они до конца не закрепятся.

Замедлить развитие малыша могут:

1) Различные заболевания

  • инфекционные болезни (ОРВИ, кишечные инфекции, ветряная оспа, скарлатина и проч.);
  • тяжелые инфекции мочевых путей;
  • выраженные анемии;
  • дистрофия или ожирение;
  • острые травмы.

Механизм «остановки»: маленький (и еще очень слабый) организм ребенка бросает все силы на борьбу с недугом и, как следствие, временно притормаживает естественное физическое, а позже и психомоторное развитие.

2) Неправильное питание

  • недоедание (например, из-за нехватки материнского молока или грубых ошибок в расчете суточного количества смеси и/или прикорма);
  • длительная несбалансированная диета при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (непереносимость лактазы, глютена) или при пищевой аллергии;
  • дефицит или нарушение соотношения в рационе белков, жиров, углеводов, витаминов.

Механизм «остановки»: организму не хватает количества (или качества) еды для полноценного развития, и он «замирает» на определенной стадии, чтобы пережить этот негативный момент и дождаться более благополучного периода. К примеру, у малыша сильная пищевая аллергия и многие продукты приходится исключать. Если родители продумывают его питание сами, есть риск, что диета получится однобокой и ребенок недополучит многих питательных веществ. Что в итоге? Будет плохо набираться вес, затормозится рост, а позже и психомоторное развитие.

3) Сильные эмоциональные переживания

Как правило, они провоцируют «пробуксовку» в развитии в более позднем возрасте (это могут быть расстройства речи, моторные или эмоционально-волевые нарушения) и обычно связаны:

  • с недостатком внимания, общения и любви, получаемых в первую очередь от мамы (слишком ранний выход на работу, отсутствие теплых отношений и особенно телесного контакта с ребенком, обеспечение лишь материальных потребностей малыша и т. п.);
  • с сильными стрессами (сопряженными, например, с появлением в семье второго ребенка и сопутствующими переживаниями старшего, появлением новой няни, адаптацией в детском саду, разводом родителей, утратой одного из них и проч.);
  • с умственными перегрузками, которые часто являются побочным эффектом слишком интенсивного раннего детского развития (так называемый «информационный невроз»);
  • с неблагоприятным микроклиматом в семье (ссоры между родственниками/родителями, скрытые или явные конфликты).

Механизм «остановки»: малышу может не хватать внимания – одобрения, поощрения и ласк. Нарушение контакта с самым близким человеком – мамой, слишком занятой или погруженной в свои внутренние переживания – опасно потерей теплой эмоциональной связи, которая является опорой для гармоничного взросления. Как правило, в таких случаях в первую очередь дает сбой психомоторное развитие, но позже к нему могут присоединиться и физические проявления (нарушение аппетита, снижение иммунитета).

Иногда новая способность («Оказывается, я так умею!») может испугать малыша. Это также бывает причиной того, почему он вдруг «притормаживает» и отказывается выполнять некоторые действия.

Что делать, если у вашего ребенка произошла такая «пробуксовка»?

* Не паниковать, а убедиться, что регрессивные проявления устойчивы и регулярны (например, после устоявшегося режима «сухого» ночного сна малыш не просто единожды напустил в штанишки в детском саду, а раз за разом продолжает писаться в кровати дома).

* Навестить педиатра и проверить здоровье. После перенесенных инфекций стараться обеспечивать ему облегченный режим дня, активные прогулки и комфортные условия дома. Устраивайте профилактику заболеваний (в первую очередь ОРВИ и кишечных инфекций): ограничьте посещения общественных мест, а также соблюдайте правила гигиены в быту и при приготовлении пищи.

* Отправиться на консультацию к диетологу и исправить недочеты детского рациона.

* Проанализировать ситуацию. «Откат» назад должен стать для вас звоночком: обратите особое внимание на психологическое состояние ребенка, попробуйте выявить причины его неудовлетворенности, тревожности, раздражительности или застенчивости. Поразмышляйте, не менялась ли в худшую сторону внутрисемейная ситуация? Какие внешние факторы могут провоцировать лишний стресс для малыша? В конце концов, может быть, ему просто нужно больше вашего внимания?

Как только будут устранены причины, которые привели к «остановке», малыш станет наверстывать упущенное. При этом ему обязательно надо помогать: больше контактируйте с ребенком, почаще хвалите и говорите, как вы его любите, оберегайте от физических и нервных перегрузок, стрессов, независимо от возраста обеспечивайте тесный телесный контакт и совместное времяпрепровождение. В любой ситуации поддерживайте малыша и обеспечивайте ему чувство безопасности. Чутко и внимательно относитесь не только к детским переживаниям, но и к своим собственным. Дело в том, что, когда у мамы появляются страх, тревога или чувство вины, это может оказывать прямое влияние на состояние ребенка и даже замедлять процесс его развития.

ЧЕТЫРЕ ПРАВИЛА ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАДЕРЖЕК РАЗВИТИЯ

  1. Своевременно посещайте педиатра и чутко наблюдайте за ростом и развитием малыша.
  2. При затягивании сроков восстановления после «остановки» обращайтесь за консультацией к неврологу и/или психологу.
  3. Терпеливо и спокойно обучайте ребенка подзабытому навыку (при этом старайтесь не раздражаться и не злиться, напротив, поощряйте и хвалите за любые успехи).
  4. Позаботьтесь о комфортных условиях для крохи – как материальных (например, полноценное питание, удобный горшок, книжки с яркими картинками и т. п.), так и психологических (внимание, одобрение, любовь и поддержка).

Неожиданный регресс: назад, к старым привычкам
Во время стремительного развития некоторые из ранних детских причуд, которые, как вы полагали, уже в прошлом, неожиданно возвращаются. Например, он снова начинает просыпаться среди ночи, хотя уже давно привык спать спокойно, или опять требует бутылочку для питья, хотя в течение последнего месяца прекрасно обходился без нее. Не стоит паниковать, в жизни маленьких детей регресс − вполне нормальное явление. Читать далее

Проблема мокрых штанишек
Время от времени с каждым ребенком происходят маленькие «аварии». Бывает, в саду или в гостях малыш заиграется, итогом чему – мокрые штанишки. Утешив его, вы дружно забываете о досадном эпизоде. Но когда это повторяется, вы начинаете беспокоиться. Он «на ты» с горшком, вы позаботились об этом, подготавливая его к детскому саду. Что же с ним происходит? Читать далее

Почему детей с дефектами речи становится все больше
Все мы помним незадачливого логопеда из известного кинофильма «По семейным обстоятельствам» в исполнении Ролана Быкова. Сегодня вовремя обратиться к специалисту данного профиля (разумеется, более профессиональному) очень важно. Почему, мы и решили выяснить у врачей. Читать далее

Источник