У ребенка нет мотивации отсталое развитие

У ребенка нет мотивации отсталое развитие thumbnail

Авторы: Child Mind Institute

Это может произойти в любой момент между детским садом и окончанием средней школы и даже после этого. Ребенок почему-то не хочет посещать занятия и даже говорить о школе. Миллионы родителей волнует эта проблема. Так что же делать?

Почему ему (ей) не нравится узнавать новое? А домашние задания теперь кажутся каторгой? Об оценках можно вообще промолчать — какими они будут, если не делать домашние работы, несмотря на ваши напоминания, уговоры и убеждения…

Какова бы ни была конкретная проблема в школе, многие родители задаются вопросом, почему ребенок не очень старательно учится и как можно помочь ему с мотивацией для систематических занятий. По многим причинам ребенок может потерять интерес к школе. И что именно стало причиной в вашем конкретом случае, еще надо выяснить.

Вот несколько первых шагов, которые вы можете предпринять, чтобы это выяснить.

Определите ваши проблемы четко. Какое поведение заставляет вас думать, что ребенок потерял мотивацию? Внимательно присмотритесь к тому, что он (она) делает или не делает — это поможет вам определить, что происходит.

Если он говорит, что ему скучно, то спросите, что он имеет в виду конкретно? Многие дети используют слово «скучно», чтобы описать, как они чувствуют себя в классе, но их определение «скучно» может не совпадать с вашим. Иногда дети, которые бросают учиться из-за отсутствия успеха или контакта с учителем, злятся или расстраиваются, но просто не уверены, как назвать это чувство.

Поговорите с учителем. Учитель вашего ребенка — это один из лучших ресурсов, которые вы можете использовать как для определения проблем, так и для поиска путей их решения. «Учитель может предоставить вам информацию о том, что делает ребенок в течение шести часов в день», — поясняет Рэйчел Бусман, психолог из Института детского разума.

Уточните свои ожидания. Поговорите с учителем, чтобы убедиться, что ваши ожидания соответствуют возрасту, подготовке и уровню развития вашего ребенка.

Что учат в школе?

«При изучении новых вещей обычно возникает волнение, трудности, усталость, — объясняет доктор Бусман. — Ребенок, который учится читать, например, может не быть «мотивированным », потому что это ново для него, и это не самое легкое занятие». Учитель может сообщить вам, если он уверен, что ваш ребенок только что пережил (или переживает сейчас) трудный для него период.

Есть ли изменения в системе обучения?

Обычно ученики испытывают сложности в первые пару месяцев детского сада или средней школы, потому что эти переходы требуют привыкания ко многим незнакомым вещам, изменений в привычных действиях и отношениях. «Во многих дошкольных учреждениях отношение к воспитанникам гораздо теплее и эмоциональнее, чем в школе, поэтому переход от обучения в детском саду к школе очень сложен для детей», — отмечает Лаура Фурман, нейропсихолог из Института детского разума. Нейропсихолог и бывший учитель Кен Шустер видит аналогичные сложности для детей в начале средней школы, где ученики, как ожидается от них, сразу должны стать гораздо более независимыми и организованными.

А может, полностью поменялось окружение?

Точно так же может привести к некоторым трудностям в учебе и смена школы, поскольку ваш ребенок приспосабливается к новой среде.

Есть ли негативные социальные факторы?

Доктор Фурман отмечает, что начиная со средней школы каждый ребенок становится участником множества новых социальных взаимодействий и даже психологического давления. К сожалению, дети, которые хорошо учатся в школе, иногда сталкиваются с социальной изоляцией, и, чтобы избежать ярлыков «заучки» или «ботаника», могут «уйти в себя» или потерять интерес к обучению.

«В средней школе дети не хотят отличаться от других, — объясняет доктор Фурман, — поэтому они могут попытаться развить в себе личность, которая уменьшает их позор и унижение перед сверстниками».

Хотя вы, будучи родителем, способны в некоторой степени контролировать ситуацию, однако лучшее, что вы можете сделать, чтобы противостоять влиянию сверстников, — это продолжать развивать в своем ребенке любовь к учебе. Ищите возможности для вашего ребенка преследовать свои интересы за пределами школы и познакомиться с другими детьми, которые разделяют его увлечения и взгляды.

А может, у ребенка просто дефицит навыков?

Если вы продолжаете видеть немотивированного ребенка, который не справляется со своими обязанностями ученика, то это может быть связано с тем, что он не выработал навыки, необходимые для достижения нормальных результатов в учебе, из-за проблем с обучением, языком или слабостью исполнительной функции. Когда ребенок сталкивается с трудностями, особенно если проблема не была выявлена вовремя, его реакция может заключаться в том, чтобы вообще перестать заниматься тем, что у него не получается и в итоге его расстраивает.

«Мы называем это «заученной беспомощностью», — объясняет доктор Фурман. — Когда такие дети обнаруживают, что не достигают уровня успеха, они часто сдаются, потому что все, что они делают, просто не работает».

Эти трудности могут возникать в разное время, так как учебная программа каждого года требует более высокого уровня мастерства. Дети с расстройствами чтения или письма, такими как дислексия или дисграфия, могут начать бороться с первого класса, когда чтение становится важным, а также с третьего класса, когда материал начинает усложняться. Многие проблемы исполнительного функционирования становятся видны в начале средней школы, где ожидается, что ученики будут гораздо организованнее как в учебе в общем, так и в постижении отдельных предметов.

По мере того как дефицит навыков увеличивается, таким ученикам становится все труднее это скрывать — они разочарованы своей безуспешной борьбой и перестают даже пытаться одолеть трудности.

Однако с помощью других детей ученики с недостатками навыков могут в конечном итоге начать преуспевать в школе, изучая способы преодоления трудностей и используя школьные ресурсы, которые позволяют им проявить свои способности в полную силу.

Это действительно может быть скука

Хотя это случается гораздо реже, чем подозревают родители, некоторые дети просто не получают достаточного стимулирования в своих школах. Это могут быть те, кого эксперты называют «одаренными» детьми, — их интеллектуальные способности намного выше, чем у большинства сверстников. Эти ученики часто будут преследовать свои собственные академические интересы (будь то чтение, письмо, математика или естественные науки) за пределами школы и воспринимать учебный план, который проходят в школе, как то, что они уже изучили в свое время, не испытывая никакой мотивации к учебе.

Также одаренность может привести к потере мотивации учиться, если ребенок одарен в очень специфической, узкой области и настолько углублен в свое любимое занятие, что предпочитает думать о нем во время уроков, чем обращать внимание на то, что говорит учитель.

Но Мэтью Крюгер, психолог из Института детского разума, который работал со многими одаренными детьми, скептически относится к тому, что отсутствие мотивации у ребенка может быть вызвано исключительно одаренностью. «Я всегда ожидаю, что самые одаренные дети найдут что-то интересное в учебной программе, — объясняет доктор Крюгер. — Если в школе ничто не вызывает интереса у ребенка, то он может быть одаренным и в то же время иметь диагноз, который сдерживает его и подрывает мотивацию».

Что еще мешает детям в школе?

Хотя расстройства исполнительной функции и другие недостатки навыков чаще всего связаны с отсутствием интереса к школе, существуют распространенные нарушения в работе организма, которые проявляются таким образом.

СДВГ. После недостатка учебных навыков СДВГ, вероятно, является наиболее частой причиной отставания детей в школе. Сочетание энергии, нетерпения, импульсивности и неустойчивости внимания может сделать невероятно трудным для ребенка с СДВГ обучение в типичном классе. «Дети с СДВГ могут считать школу особенно сложной, потому что они часто упускают подсказки и информацию, которая важна для них, — объясняет Кристин Каротерс, психолог. — Они также, как правило, получают много негативного внимания со стороны учителей, потому что их поведение часто не вписывается в рамки приличия, и это может привести к тому, что они будут менее мотивированы для выполнения учебных заданий».

Тревожность. Тревога, связанная с разлукой ребенка с родными, может привести к тому, что ребенок будет отвлекаться от урока или даже откажется ходить в школу, потому что он беспокоится о том, что что-то может произойти, когда он находится вдали от родителей. Проблемой также может быть социальная тревога, когда общение с одноклассниками и учителями заставляет ребенка так волноваться, что он скорее пропустит занятия, чем будет участвовать в небольшой рабочей группе или выступать перед всеми, при том, что обычно он даже руку на уроке никогда не поднимает. Дети с тревожностью также очень беспокоятся об академических успехах — они могут испытывать стресс из-за того, что их работа не до конца безупречна, причем до такой степени, что просто откажутся озвучивать или представлять презентацию.

Депрессия. Одним из ключевых симптомов депрессии считается снижение интереса к занятиям, которые когда-то интересовали человека. Если впервые возникшая незаинтересованность в получении новых знания или занятиях любимым предметом сочетается с другими симптомами, такими как раздражительность или грусть, возможно, ребенок страдает от депрессии.

ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство). Точно так же, как тревога может помешать ребенку сосредоточиться на занятиях, ОКР также может стать препятствием для успешного обучения. Дети с ОКР могут быть настолько обеспокоены ошибкой, что чувствуют необходимость перечитать все еще раз или стирать и переписывать домашнюю работу снова и снова, пока она не станет идеальной. Они могут даже чувствовать, что их стол грязный, и тратить время на его очистку, не замечая, что происходит в классе. У них часто развиваются навязчивые идеи и ритуалы, которые могут помешать обучению и создать впечатление, что у них очень мало желания учиться.

Обучение — это процесс на всю жизнь

Если у вашего ребенка есть некое расстройство психики, которое мешает успешному обучению, лечение поможет ему стать более заинтересованным и мотивированным в школе.

Для детей, которые не нуждаются в лечении, но нуждаются в помощи, чтобы получить мотивацию, многое могут сделать родители и учителя. Также имейте в виду, что у некоторых детей появится мотивация, когда они станут старше. «Ваш ребенок может находиться в периоде развития, когда ему сложно иметь собственную мотивацию, — объясняет доктор Каротерс, — но это не значит, что он не добьется успеха в будущем».

Источник

опубликовано 27/11/2019 11:58
обновлено 28/11/2019
— Педагогика и психология, Рост и развитие, Нервные, психические и психологические болезни, Особенные дети и их семьи

Источник

Причины низкой мотивации у детей школьного возраста.

Половина людей сдаются на пути к своей цели, потому что им никто не сказал: «Я верю в тебя, у тебя все получится!»

Многие родители, у которых есть дети школьного и дошкольного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка. Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно? В этой статье мы постараемся разобраться, что такое мотивация, почему происходит ее снижение и потеря у школьников, как формируется и работает мотивация к обучению, и что вы можете сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от процесса обучения и повысил успеваемость в школе.

Одна из основных проблем современной педагогики – отсутствие желания и интереса детей учиться, получать знания. У одних детей мотивация у к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. Почему это происходит, кто виноват и в чем причины давайте разберемся вместе. В интернете, да и книжных магазинах имеется большое разнообразие на эту тему, да и у каждого родителя есть свое мнение по этому поводу. Однако вопрос остается актуальным и по сей день во многих семьях. Некоторые родители предлагают ставить в пример сегодняшних успешных людей, олигархов, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов, тем самым перекладывая с себя ответственность на плечи школы. Другие же предлагают радикальные способы решения этого вопроса: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, планшетов, телефона, прогулок, общения с друзьями и вкусностей за каждую оценку ниже 4, среди таких родителей встречаются и те, кто прибегает к старым проверенным методам, как ремень и скалка.

Оправданность таких методов формирования мотивации к обучению у школьника мы сейчас разбирать не будем. Мнений много, и как говориться каждый имеет право на это мнение. Но цель данной статьи предложить всем родителям взглянуть на вопрос мотивации к обучению у школьника с других сторон.

Мотивация с точки зрения науки.

Для начала разберем истоки происхождения термина «мотивация». Произошло это слово от английского «movere» — «двигать». Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно разложить картинки, кубики или конструктор он был очень горд собой, а на четвертый — пятый раз, оставался, совершенно спокоен. Это и есть мотивация к обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше — еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов в зависимости от стиля воспитания разные результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны но, самое главное, это стимулирует нас родителей к самосовершенствованию в течение всей жизни.

Психологический аспект, открывающий завесу таинственности в вопросах выстраивания мотивационной линии у детей. Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш, либо его невозможно оторвать от телевизора или компьютера. Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа — это каторга. Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей…

Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике. Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.

Источник

 «Почему происходит снижение и потеря мотивации к обучению у школьников.

Что с этим делать. Рекомендации психологов.

Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.

Наша школа тому не исключение. Как показывают результаты исследования учебной мотивации, рост учащихся с низким уровнем школьной мотивации от класса к классу очевиден.

На сегодня, среди обучающихся 2-3 классов процент детей с низким уровнем мотивации составляет более 20%, то есть каждый пятый  учащийся 2-3 класса не хочет учиться. В среднем звене процент детей с низким уровнем учебной мотивации, к сожалению увеличивается.

Так почему происходит так, что ребенок может успешно учиться, но почему-то не хочет?

Все начинается еще с поступления в школу.

Первая ошибка родителей: родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка  умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

Вторая ошибка родителей: ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.

Третья ошибка родителей: дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.

Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Основные факторы отрицательного отношения школьников к учебе:

  1. заниженная мотивация к обучению
  2. интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу
  3. отсутствие умения ставить цель и преодолевать трудности
  4. несформированность учебной деятельности
  5. неумение действовать по инструкции взрослого
  6. отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия

Что значит сформировать мотивацию к обучению? Это значит не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться.

Так что же все-таки делать?

  1. во-первых, выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.

— Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться – станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не справляется.  Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Как правило, такие дети не любят учиться. Эта зарисовка  про неумение учиться.

— ошибки воспитательного характера – это:

* неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.

* отсутствие четкой организации жизни ребенка, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

* нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами»)

* неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека

* завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)

* «убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха и пр.)

  1. во-вторых, применять в соответствии с причиной коррекционные меры: учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения, или и  исправлять свои воспитательные ошибки, а для начала их необходимо просто увидеть и признаться себе, что «я делаю что-то не так».
  1. В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы  и пр. Вообще-то это про начальную школу, а по правде про первый класс. Но, если и в среднем звене ребенок не сформировал у себя навыки учебной деятельности, то важно вернуться к первому классу и пройти снова весь путь формирования учебных навыков, просто это окажется быстрее, чем в первом классе. Иногда ребенок не умеет работать с текстом – учите выделять главную мысль, пересказывать и т.п. Иногда ребенок не может сесть за уроки вовремя – приучайте к самоконтролю.
  1. Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный. При этом, зачастую такой ребенок (вместо которого задание выполняют родители) вовсю манипулирует родителем, а родитель и не подозревает об этом. («Мама, только ты можешь так доходчиво мне объяснить и показать, как решать такую задачу, никто другой не может, даже учительница» — манипуляция чистой воды).
  1. Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Для избежания таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка создается образ врага – учителя (родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.
  1. Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.
  1. Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка.  Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе. Важно помнить, что в жизни есть много значимого, помимо академической успеваемости – можно прожить со средними знаниями и быть личностью. Куда хуже, когда нет позитивного самовосприятия – самооценка занижена, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности – попробуйте с таким багажом выжить и добиться жизненного успеха.
  1. Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. Материальное поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми способами. Хотя для американцев платить за учебу – явление вполне нормальное, привычное и часто используемое. Но это палка о двух концах: где гарантия, что спустя какое-то время ребенок будет брать в руки книги только за деньги. Поэтому вопрос материального поощрения детей за хорошую учебу – это тот вопрос, который каждый родитель должен решить для себя самостоятельно. А вот поощрять детей за хорошую учебу совместными походами (в цирк, на каток, в боулинг и т.п.) вполне приемлемо, кроме того попутно родителями решается еще одна важная задача: интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.
  1. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый. Для подростка важно «не пилить», не наказывать, не сулить наград. Нужен контроль – помощь, а не контроль-давление. Для подростка важно поднимать тему профессионального определения.
  1. Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то  непременно будет взлет.

Успехов и терпения  Вам в деле воспитания своих детей!»

Источник