У моего ребенка задержка психического развития
29 января 2020
Особый ребенокСнова про детский сад. Нужет совет.
Для невнимательных. Пост размещен в сообществе «Особый ребенок».
С октября перевелись в коррекционную группу. Я писала об этом. В группе всего 12 детей, по факту ходит человек 8 — это огромный плюс! Возраст 3-4 года, диагнозы зпр, зпрр, рас. У нас заявлено в неделю 3 занятия с дефектологом, 2 с логопедом, 2 с психологом. Плюс стандартные занятия, музыка и физкультура.
Честно говоря, я долго сомневалась, стоит ли переводить ребенка из обычного сада. Но обстоятельства сложились так, что пришлось на несколько месяцев забросить занятия со специалистами. Да и от жалоб в обычном саду устала. Поэтому решили, что лучше будет перевести.
Что в итоге имеем. Подвижек — ноль. Дисциплина на прежн…
1 декабря 2019
Особый ребенокНоотропы, ваш опыт.
Сыну 2 года. Диагнозы РАС, ЗРР, ЗПРР.
Речи нет. Лепет скудный. Недавно только начал говорить «баба» на двух животных.
Идем через 2 дня к неврологу. Есть вероятность, что пропишут ноотропы. Хочу собрать небольшую статистику для себя.
У меня к вам такой вопрос, пил ли ваш ребенок ноотропы? Какой опыт приема ноотропов у вас есть. С каким диагнозом был ваш ребенок? Какое положительное/негативное влияние они оказали. Был ли у вашего ребенка откат после их приема. Возможно, что-то из своего опыта приема ноотропов еще можете рассказать.
Желающих оставить просто мнение за/против, надо/не надо, прошу пройти мимо.
Заранее большое всем спасибо!
2 ноября 2019
Особый ребенокпрошли первый курс микрополяризации.
результаты ну очень хорошие.появились слова.разговаривая с сыном я вижу что он меня отлично понимает.если что и говорит то многие слова четкие и как будто голос поменялся на более взрослый.четко отвечает да и нет.здоровается.гиперактивность вообще исчезла.как будто не мой ребенок.послушный.стал сам одеваться, а не так что б я заставляла с криками и воплями.утром встал сам оделся, пусть и не правильно.без разрешения ничего не возьмет.заставляет обратить внимание на что то.например на машину, начал играть с игрушками а не ломать их. появилась надежда что до школы догоним.ждем второго курса
19 октября 2019
Особый ребенокРебенок 1.9 месяца перестал воспринимать речь и не говорит
Подскажите, пожалуйста, и поделитесь опытом, что нам с мужем предпринять в нашей ситуации. Буквально неделю назад мы спохватились относительно поведения нашего сына. Роды стимулировали. Пошли в 1.2 месяца.
Сейчас ситуация такая. Ребенку 1.9 месяца. Перестал отзываться на имя, речь не воспринимает. Слух как таковой есть, слышит звуки (прибегает из другой комнаты если включить мультик). Слышит даже как крупинки гречки падают на пол, когда он с ней играется. Зрительный контакт есть, но плохой, хотя раньше больше заглядывал в глаза. Указательный жест тоже присутствует (и пальчиком показывает и рукой тянется, если хочет конкретный предмет). Играет в ку-ку, смеется от этого. Если что-то нужно, т…
13 октября 2019
Особый ребенокОстеопат в Москве для детей с РАС, ЗПРР ищу отзывы!
Всем добрый день!
прошу откликнуться всех, кто имел опыт лечения у остеопата детей с РАС и ЗПРР. интересует врач в Москве. Заранее благодарю!
7 октября 2019
Особый ребенокПили пирацетам? Эффект был?
Пили пирацетам? Эффект был? Назначил психиатр для внимания
29 сентября 2019
Особый ребенокНоотропы
Девочки, здравствуйте.Подскажите какие вы давали ноотропы своим детям, какой результат, как к ним относитесь вообще?
Ходили с дочкой к неврологу-назначили кортексин, магний и глицин, к кортексину отношусь с опаской из за риска эпи+он в уколах, а это еще один стресс для ребенка, поэтому согласилась на магний и глицин.Прошло немного времени, не знаю с чем это связано, то ли дозрела то ли витамины помогли, дочь заинтересовалась сказками, может пересказать самые простые, цвета немного выучила, формы по прежнему не идут, а еще включилось вооброжение(появилисоль очень много воображаемых игр ).
Короче говоря, девочки скажите, кто принимал ноотропы и какие? Я давала в 2.8 семакс и пантогам(тоже н…
29 августа 2019
Особый ребенокПомогите разобраться
Всем здравствуйте, мамы, нужен ваш взгляд со стороны.Речь пойдет о моей дочери, ей 3.3 сейчас, речь: в 1 год 2 слова, до 1.8 слов 10, в 1.8 начала повторять все все слова за мной, в 2.2 короткие предложения, с тех пор речь не развивается.Во рту каша(логопед предполагает дизартрию), вопросы «что»кто«где»«куда»есть, но редко, вопрос «почему»был пару раз и то выученный как мне кажется.В речи присутствуют эхолалии и речевые штампы.Речь понимает плохо.Еще до недавнего времени не было жеста «да», научила я ее сама, теперь кивает и говорит да.Что меня еще напрягает цвета, формы, счет путается во всем.Пазлы максимум 4-6 штук собирает.
В гос. поликлинике невролог и психиатр ставят только ЗРР, меня …
7 июня 2019
Особый ребенокДля сообщества особый ребенок !!!
Девочки поделитесь опытом , как вы своих деток учите самообслуживанию ? Как научить самостоятельно кушать ? У меня доча знает для чего нужна ложка , вилка , но сама не хочет есть !!! Отдает мне что бы я ее кормила !
15 мая 2019
Особый ребенокВ продолжении прошлой темы… Где нам поставили алалию под? Зпр, зрр
Вообщем ездили в другой город к заведующей психоневрологического диспансер а, она врач с большим стажем. Вообщем она нас посмотрела, давала сыну задания. Общалась. И сказала прийти к ней в августе на комиссию. Сказала алалию ещё рано ставить. НО она её не видит, и зпр тоже не видит. Говорит есть зрр, и слабовата моторика. Выписала пикомелон месяц, а после него 2 месяца пантогам.
Источник
Автор Светлана На чтение 14 мин. Просмотров 716 Опубликовано 23.10.2019
Совсем не удивляюсь, а даже улыбаюсь, когда слышу, что ребенок с ЗПР не хочет заниматься, потому что для таких детей это нормально. Вопрос в том, что же с ним делать, ведь программу в саду и школе осваивать все-таки надо. И как бы наши особые детки ни отказывались от навязываемых занятий, обучаться они могут, и лучше, чем мы думаем. Единственный минус – они предпочитают выполнять только увлекательное для них, что вызывает неподдельный искренний интерес и отклик. Тогда такие дошколята проявляют потрясающие познавательные способности, внимание, память, логику и воображение.
Чтобы как-то внедрить знания, положенные по программе обучения, родителям и педагогам приходится потрудиться. К сожалению, не всегда под боком есть школа, где дается адаптированная программа для детей с ЗПР по всем предметам. Чаще путевка выдается в обычную школу, где даже классы коррекции уже давно расформированы. В обычной программе много нюансов, которые умственно наши особята вполне потянут, но вот психическая незрелость мешает это сделать. Как быть?
Запомните: ребенок с ЗПР нуждается в постоянной поддержке со стороны взрослых (родителей). Ему требуется гораздо больше времени, чтобы усвоить новое! У некоторых есть такая фишка, как принципиальное отторжение нового, и часто связано это с поверхностным вниканием в суть дела, инфантильностью, неустойчивым вниманием – ребенку не хочется вновь и вновь прикладывать усилия, проявлять волю (что и так само по себе страдает у него от природы) и постигать глубины. Вам придется взять за правило систематически повторять одно и то же много раз, постоянно вести контроль за его учебной деятельностью, но совмещать это с щадящим режимом и максимальной мотивацией на успех, опираясь на его ведущие познавательные интересы!
Сложно? Очень! Говорю вам как мама девочки с ЗПРР, ОНР и СДВГ! Иногда кажется, что ты идешь в гору под прямым углом, постоянно спотыкаясь, и нет этому пути ни конца ни края. Однако это не так. Это лишь наша усталость. А ребенок в определенный момент выдает все знания, умения и навыки, которые я ей прививала ежедневным трудом. Итак, мои рекомендации и советы, как заниматься с ребенком с ЗПР, если он не хочет. И немного о причинах нежелания.
Ребенок с ЗПР не хочет заниматься, почему
Я перечислю основные причины, почему ребенок с ЗПР не хочет заниматься. Они отчетливо проявляются у моей дочки, и есть почти у всех детей с данным диагнозом. Что-то выходит на первый план, что-то менее примечательно, но обходить эти «острые углы» при планировании занятий приходится в любом случае.
Общая инфантильность
Я писала в другой статье более подробно про инфантильность в поведении детей с ЗПР. Они развиваются с задержкой на 1-3 года относительно сверстников, потому их эмоционально-волевая сфера, познавательный интерес не соответствуют реальному возрасту. Им свойственны дурашливость, излишняя веселость, максимальная жизнерадостность, несоблюдение границ «ребенок-взрослый», неустойчивость интересов, неумение совладать с эмоциями, преобладание физиологических потребностей над другими, сенсорная жадность (тяга к ощущениям) и т.д.
Такому ребенку сложно сконцентрироваться на последовательном выполнении заданий, усвоении определенного объема информации. Им попросту неинтересно, трудно, не хочется делать усилий и явно не хватает мотивации для этих самых усилий. Они моментально теряют нить происходящего и улетают в свой мирок. Какие буквы, какие цифры…
У них отсутствует чувство ответственности, слабо развита критичность мышления по отношению к себе. Они быстро пресыщаются одним видом деятельность и устремляются снова в свою игру и получение ощущений, которые им нравятся.
Повышенная утомляемость и возбудимость
Дети с ЗПР имеют плохо отрегулированную систему процессов возбуждения и торможения. Они то перевозбуждаются, то впадают в состояние анабиоза, ничего не видя и не слыша вокруг. От этого нервная система истощается быстрее, работоспособность падает. Учитывая то, что многие дети среди них плохо воспринимают информацию на слух, страдают от нарушений мелкой моторики, обладают ограниченными возможностями концентрировать внимание и другими особенностями, можно с уверенностью сказать, что им приходится напрягаться в течение дня гораздо больше, чем обычным сверстникам. Они находятся в постоянном стрессе и напряжении, и лишнее усилие где-то на уроке или дома – дополнительная нагрузка.
Низкий уровень свойств внимания
При задержке психического развития внимание всегда отличается плохой концентрацией, малым объемом, неустойчивостью. От этого они половину выдаваемой информации просто не понимают или пропускают мимо ушей. Здесь задействованы низкая мотивация, несформированность механизма произвольности, высокая отвлекаемость, неправильное распределение внимания, избирательность интересов, а, соответственно, и внимания.
Низкий уровень свойств памяти
Конечно, не у всех детей с ЗПР страдает память, но в большинстве случаев наблюдаются снижение скорости запоминания, объемов вмещаемой информации, плохо развитая непроизвольная память, преобладание наглядной над словесной, нарушения механической, плохая переработка воспринимаемого и т.д. Если говорить обобщенно, то ребенок в единицу времени запоминает меньше материала, а после хуже его воспроизводит.
Низкий уровень развития мышления и речи
У ребенка с ЗПР почти отсутствует ориентировочный компонент при выполнении заданий, чаще все делается бездумно и без оглядки даже на любезно предоставленный шаблон. Также отмечаются несформированность поисковой мотивации, стереотипность и поверхностность мышления, недостаточный уровень развития логических процессов мышления: обобщения, классификации, сравнения, анализа, синтеза, отрицания, сериации, абстрагирования и т.д. Такому малышу сложно познавать окружающий мир, проводить аналогии, сопоставлять предметы и явления между собой, а после преобразовывать полученную информацию своими силами.
Речь всегда связана с мышлением, потому она тоже развивается по дефектному пути. При ЗПР мы можем наблюдать разрыв между внутренней речью и внешней (сложно оформить мысли словами, хотя они есть), дошколятам сложно программировать свое высказывание, осмыслить предложение, синтаксически выстроенное в усложненной форме.
Детки с задержками психики также страдают от несформированности способности создавать новые образы, замедленного формирования мыслительных операций, склонности к выбору действия по ситуации или относительно несущественных признаков предмета/явления. Хотя при оказании помощи они могут выполнять задание и максимально приблизиться в этом к норме. Но шаблонность мыслительного процесса все равно преобладает.
Низкий темп выполнения заданий
Это как само собой разумеющийся факт, если учесть все, что я написала выше. Мысли ребенка формируются медленнее, высказывание намеревается дольше, обработка информации затруднена, вот вам и зависание, низкий темп работы и «выход в астрал». Это достаточно специфические трудности при обучении детей с ЗПР.
Нарушение общей и мелкой моторики
Не у всех, но у многих детишек с данным диагнозом есть отклонения в крупной и мелкой моторике. Они неуклюжи, часто падают, позже садятся, идут, шагают по ступенькам, могут отличаться плохой координацией. Пальчики на руках малоподвижны, манипулятивная функция кисти развита слабо – создается ощущение, что рука деревянная. Это мешает развитию воображения и творческим навыкам, которые стимулируют речь, мышление и другие психические функции.
Сниженная познавательная деятельность
Характерной чертой ЗПР является отсутствие мотивации познавательной деятельности. Ребенок позже начинает интересоваться окружающим миром, взаимодействием предметов между собой и их свойствами. Он недостаточно набирает сенсорных знаний о них, потому не может воспринять поток информации где-то на уроке – его уровень ниже требуемого. Временные, абстрактные понятия долго остаются непонятыми и непрочувствованными. Такие дети почти не усваивают то, что нельзя опознать наглядно. Им необходимо зрительное подкрепление для осмысления понятия. К сожалению, далеко не все мы можем пояснить наглядно.
Трудности в понимании инструкций
Состояние вербальных и невербальных компонентов развития ребенка с ЗПР обуславливает плохое понимание инструкций, условий задач и т.д. Он теряет нить происходящего, ему не совсем понятен смысл того, что он должен делать и зачем. Там, где задействованы сложные, многоступенчатые словесные инструкции, с громоздкими морфологическими и синтаксическими особенностями, такой ребенок теряется.
Повышенная тревожность и низкая самооценка
Это очень серьезная проблема в воспитании и обучении детей с ЗПР, потому что у 9 детей из 10 есть и то, и другое. Эти ребятишки всегда находятся в состоянии легкого страха что-то потерять, упустить. Они боятся потерять связь с любимыми людьми, оказаться где-то в одиночестве, потеряться самому и т.д. Они всегда тревожатся, когда кто-то куда-то уходит.
Самооценка снижается постепенно, по мере взросления, когда ребенок все больше и больше интуитивно чувствует, что он «не такой». Если родители позволяют себе постоянно высказываться в стиле «какой же ты бестолковый», «ты снова ничего не понимаешь», «опять все сделал не так», мотивация снижается с каждым разом больше, а уровень тревожности и неуверенности растет. Критика со стороны очень негативно влияет на желание такого малыша заниматься и обучаться. Они перестают верить в свои успехи. Они смиряются, что «тупые», как и говорят близкие люди…
Ребенок с ЗПР не хочет заниматься, что делать, как справиться
Такие типичные затруднения при взаимодействии с ребенком ЗПР выбивают из колеи многих родителей, но бороться с этим можно. В первую очередь перестаньте раздражаться на его медлительность и сниженную работоспособность. Он делает это не назло вам. Не кричите, не торопите, а старайтесь действовать в его ритме. Если дитя устало после 5-минутного разбора звукового состава слова, дайте ему передохнуть. Пусть займется тем, что интересно.
Всегда включайте в план работы то, что увлекает его больше всего. И оставляйте данное занятие на потом. Это будет мотивацией для ребенка выполнить «нелюбимые» задания относительно сносно.
Поддерживайте любую инициативу, связанную с познавательной деятельностью, и раскручивайте эту ниточку. Используйте в качестве опоры ведущие интересы и нанизывайте на них по крупице требуемые знания. Если малыш интересуется машинками, берите их в качестве демонстрационного материала при изучении цветов, геометрических фигур, величин и т.д.
Всегда давайте ребенку шаблон выполнения действий. Он не догадается сам, как делать задание, глядя на картинки и иллюстрации в книге. Ему нужна опора – некий маячок, относительно которого он будет двигаться.
При изучении новых тем опирайтесь на ранее хорошо усвоенные и отработанные материалы.
Обязательно привлекайте наглядные пособия. Старайтесь как можно больше иллюстрировать и зрительно подкреплять преподносимую информацию. У этих деток очень хорошо развита зрительная память.
Не вводите абстракции раньше времени – толку не будет. Сначала напитайте ребенка основными знаниями о классификациях предметов и явлений – дайте ему базис. Это знания о животных, насекомых, временах года, растениях, продуктах питания, профессиях и т.д. Следите за обогащением лексического словаря по данным темам и правильным употреблением его в грамматических конструкциях. Пополняйте словарь существительными, глаголами, прилагательными в первую очередь. Учите связывать их друг с другом — это одна из речевых проблем у детишек с задержкой.
Стимулируйте речь. Уходите от однотипных простых предложений по строгой схеме расположения его членов. Старайтесь наполнить речью не только занятия, но и быт ребенка. Создавайте благоприятную речевую среду, где звучит вся та лексика, грамматика и фонетика, которую он изучает на данном этапе. Но не перегружайте его лишней информацией. Инструкции давайте четкие и односложные, дополняя их новыми элементами постепенно.
Исправляйте ошибки, но максимально поощряйте правильно выполненные задания. Этот ребенок в два раза больше нуждается в положительной оценке своей деятельности.
Помните, что лучшее понимание и запоминание вызывает материал, наполненный эмоциями, то есть многое зависит от вашего стиля подачи. Я всегда говорю, что детки до 8-10 лет нуждаются в игровой форме обучения, а не в строгой муштре и системе наказаний.
Учите ребенка концентрировать внимание на главном, а потом уже на деталях. Сам он это не умеет. Всегда разъясняйте инструкцию и подкрепляйте ее примером выполнения подобного, чтобы посыл был ухвачен и воспринят.
Не занимайтесь, когда у обоих нет настроения, кто-то не выспался, плохо себя чувствует и т.д. День, когда кажется, что весь мир против тебя, лучше пропустить.
Чередуйте разные виды деятельности, чтобы стимулировать разные функции. Не зацикливайтесь на чем-то одном. Вы можете неделю учить буквы, рисовать карандашом, складывать пазлы и пирамидки, пересыпать песочек, ставить какой-то звук в речи, а на следующей неделе начать совсем другие занятия, например, определить внимание на лепку, вырезание ножницами, счет, тренировку памяти и внимания, сюжетно-ролевую игру и т.д. Через какое-то время вы начинаете все снова… и обнаруживаете, что ребенок все усвоил!
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Это вводит его в тревожное состояние и апатию. Учитывайте, не условные нормы данного возраста (хотя именно к ним мы стремимся), а его возможности.
Помогайте ему. Моя дочка до 5 лет даже карандаш не могла нормально держать, но я упорно целый год брала ее руку своей и вкладывала в пальчики карандаш, после чего пробовала калякать разные линии ее рукой, штриховать, обводить и т.д. В итоге, в один прекрасный день она взяла карандаш и начала делать то же самое. Подобный процесс происходил с красками, да, со всем, что связано с мелкой моторикой. Я ее рукой собирала пазлы, мозаику, кубики, пирамидки – долго и упорно, порой до своих собственных слез в подушку по ночам, но есть волшебное слово «надо» — оно для мамы имеет особый смысл. Сейчас ей сложно даются подготовительные прописи (чувствую, будут проблемы с каллиграфией), и мы снова обводим палочки-крючочки вместе)))
Уделяйте ребенку внимание лично, и не только во время занятий. Такие детки в нем очень нуждаются. В противном случае они вредничают, протестуют и всячески доказывают, кто здесь не прав…
Что делать при низком самоконтроле
Что же делать с низким навыком самоконтроля? Просто постепенно учить ребенка управлять своими действиями и эмоциями. Это на самом деле очень важно, так как тянет за собой не только успеваемость, но и коммуникацию с социальной адаптацией. Навыки самоконтроля хорошо формируются, если мы даем ребенку быть самостоятельным и не бежим вперед него выполнять то, что вполне может он сам – с небольшим усилием и нашей помощью. В этом же вопросе очень поможет:
- позволение ребенку делать выбор в некоторых бытовых моментах (что надеть, что съесть);
- игры на самоконтроль наподобие «море волнуется раз», «остановись на хлопок» (ребенок бегает и должен остановиться на один хлопок, на два – остановиться и поднять руки вверх);
- разрешение совершать ошибки, причины которых потом обсуждаются;
- посещение спортивных секций, где в любом случае приходится контролировать свои действия и сосредотачиваться;
- работа в паре (стишок по ролям, игра, диалог в игре – любая парная деятельность);
- занятия с нейропсихологом, психологом, дефектологом;
- умение справляться с негативными эмоциями, чему тоже учит взрослый.
Очень полезно таким детишкам сравнивать свою работу с заданным эталоном. Если самостоятельно это сложно сделать, взрослый указывает на некоторые ошибки, а остальные ребенок ищет сам.
Во время занятий исключите отвлекающие моменты, даже бытовые. Увеличивайте срок на выдачу того или иного материала, так как многим детям с ЗПР требуется в разы больше часов для восприятия и обработки.
Для тренировки памяти, которая является одним из основных базисов, используйте мнемотехники, о которых я обязательно напишу в другой статье. Они позволяют с наглядной опорой усваивать больше информации и правильно раскладывать ее по «ячейкам хранения».
Задания выдаются малыми дозами, дробятся на составляющие относительно навыков и умений конкретного ребенка. Старайтесь задействовать «зону ближайшего развития» лишь на 30% при занятиях, остальное должно быть известно, достаточно легко и понятно.
Не забывайте хвалить его за каждый верный шаг – это придаст уверенности и заложит нужный эмоциональный настрой к следующему занятию. Не позволяйте ему чувствовать себя некомпетентным и «тупым», дабы окончательно не лишить уверенности в своих силах.
Не стыдитесь своего ребенка с его особенностями, не опекайте излишне настойчиво, не вешайте вину на себя, не впадайте в отчаяние и не считайте, что все безнадежно. Будет сложно, но данный диагноз преодолим, если вы прикладываете усилия!
Если какие-то термины вам не известны, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!
Источник