У моего ребенка плохо развития речи
Захотела я написать такой пост.
Вот вы растите ребенка, замечательного карапуза, суперского мальчика или красавицу-дочку. И вот ребенку 2-3 года, а малыш плохо говорит. Или не говорит совсем. Но в любом случае речь у вашего чада очевидно хуже, чем у сверстников.
Вы будете на эту тему разговаривать с подругами, соседками, фрэндами на блоге …
И вы обязательно услышите:
— Ничего! После 3 лет заговорит! Вот у моей соседки/знакомой/подруги … (ну и дальше позитивная история, как неговорящий ребенок в 3 года чуть не стал перерождением Пушкина).
— Да ладно! Я сама в 3 года не говорила. А у меня красный диплом и научная степень!
— Да не переживай! Мальчики позже начинают говорить.
— В 2,5 года рано говорить о задержке развития речи. Да что там этот невролог понаписала?
И так далее, и тому подобное.
Так вот. Это вредные советы и утешения.
Да, скорее всего у ребенка действительно лишь темповая задержка речи. И вы зря волнуетесь. Будет болтать так, что время его молчания будет вспоминаться, как лучшее.
Но всегда есть вероятность что не зря все это. Ведь при всех особенностях развития, начиная с ДЦП, заканчивая расстройство эмоционально-волевой сферы, чем раньше начнется работа по коррекции, тем лучше.
Я сейчас не говорю о том, что надо наводить панику и начинать двухлетнего ребенка пичкать неврологическими лекарствами «для развития речи». НЕТ! Надо просто держать руку на пульсе. А не зарыть голову в песок, ничего-не-вижу, ничего-не-знаю, мой-мальчик-самый-умный-и-замечательный.
А что делать стоит, если до 3-3,5 летнего возраста ребенка у вас появились подозрения на проблемы с речью? (Позже это уже становится обычно очевидным).
Это лично мои советы, как мамы детей с речевыми проблемами.
1. Получить консультацию невролога, логопеда. Может и проблемы-то нет. Я слышала случаи, когда чересчур мнительные мамы просили выписать «лекарства для речи» для своих детей с нормальным, пусть и не опережающим, развитием.
Не доверяете этому неврологу? Ищите другого!
А еще проверьте слух, в поликлиниках есть лор-сурдологи. Зачем? Все просто. Задержка речи может быть вторичным дефектом при тугоухости (а она может быть разная! Например, на отдельные частоты).
2. Занимайтесь играми на развитие речи. Они и совершенно обычному ребенку во вред не будут! Какие игры? Ищем в гугле, сейчас такого материала в нете полно. От пальчиковой гимнастики до рассказов с картинками, плюс прогулки, спорт и пр.
3. Если ребенку уже скоро 3, записываемся на ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). По крайней мере в Москве именно ПМПК решает о путевке в логопедический сад. Обычно лого-сады с 4 лет, но в Москве есть лого-группы в некоторых садах с 3 лет. Это своеобразный эксперимент. Мой сын в такой группе. В лого-саду действительно с детьми занимаются, даже с трехлетками.
4. В Москве опять же (насчет других городов не знаю) есть центры психолого-медико-социальной поддержки. Там бесплатно (обычно) консультирую психологи, неврологи, нейропсихологи, психоневрологи, проводятся дефектологические занятия.
5. Наблюдаем, занимаемся и … просто любим ребенка ) Но не закрываем глаза!
Для информации. Есть такое явление в психологии, как стадии принятия диагноза. Одна из первых — отторжение.
Нет, такого с нами не может случится.
Нет, это не про нашего ребенка, он же такой … (тут идут разные варианты, общительный, умный и пр.).
Застревание на этой стадии чревато потерей драгоценного для компенсации, реабилитации и коррекции времени.
И еще для информации. Если ничего не делать, задержка речевого развития (ЗРР) выливается в задержку психо-речевого развития (ЗПРР), так как чтобы нормально развиваться ребенку 3 лет и старше нужно использовать речь.
П.С. Этапы развития собственной речи ребенка можно, к примеру, посмотреть здесь.
Источник
Сложно передать радость родителей, когда ребенок вдруг произносит свое осознанное первое слово. Но увы, бывает и так, что долгожданная радость не наступает. В ход идут занятия с логопедами и дефектологами, медикаменты, лечебные процедуры. Чем раньше начинается лечение, тем быстрее прогресс. Но не всегда нарушения речевого развития поддаются полной коррекции.
Норма или нет?
Термином задержка речевого развития (ЗРР) врачи называют более позднее овладение устной речью детьми младше трех лет. У мальчиков она встречается в несколько раз чаще, чем у девочек. После трех лет появляются более конкретные диагнозы. «Задержка речи негативно влияет и на развитие психики ребенка, поэтому часто проблемы с речью и психикой идут рука об руку», — объясняет заместитель главного врача по медицинской части Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С. С. Мнухина Марина Сермус.
К году ребенок осваивает около 10 слов в активном словаре, а к 2,5 годам учится строить простые предложения. Если ребенок серьезно отстает от описанной нормы, это повод обратиться к специалистам.
Нарушения речи могут проявляться либо в виде общего (или системного) недоразвития, либо в виде отдельных дефектов. Они влияют как на употребление речи (экспрессивная речь), так и на ее понимание (импрессивная речь).
Среди отдельных нарушений:
- неправильное произношение отдельных звуков или групп звуков;
- смешение звуков в речи;
- искажение структуры слов;
- бедность словаря;
- аграмматизмы (проблемы с пониманием и употреблением грамматических форм);
- трудности построения фраз и развернутого высказывания;
- заикание (не всегда является признаком задержки развития речи, но может ее сопровождать).
В школьном возрасте у детей с задержкой речевого развития порой возникают проблемы с письмом и чтением (дисграфия и дислексия соответственно).
Не ждите чудес
Во многих случаях специалисты могут помочь ребенку овладеть нормальной речью. Однако полная коррекция возможна далеко не всегда. Это зависит от причин задержки развития (физиологических или социальных), вида и тяжести «речевого диагноза», сложности структуры дефекта, уровня речевого развития ребенка на момент обращения к специалистам, возраста начала коррекционных занятий и их систематичности, комплексности воздействия.
Родители должны быть готовы к тому, что отдельные последствия, вероятно, окажутся неизлечимы при наличии у ребенка:
- грубых анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата;
- органического поражения мозга (если точнее, речь идет о центральных или периферических отделах речедвигательного и речеслухового анализаторов);
- интеллектуальной недостаточности;
- сложной структуры дефекта речи.
Это не означает, что нужно смириться с поражением. Наоборот, нужно радоваться любым победам, даже самым незначительным, на первый взгляд.
Опыт родителей
Мы нашли истории борьбы с речевыми нарушениями, которые показывают, что норма не всегда достижима, но многие трудности можно преодолеть. По просьбе родителей публикуем истории без упоминания персональных данных.
Проблемы с речью из-за гипоксии
Проблемы у ребенка начались с гипоксии при родах. Врачи определили раннее поражение центральной нервной системы. С двух месяцев у малыша начались обмороки, приступы слабости, стонущего плача, с трех — проявилась задержка моторного развития. До пяти лет мальчик плохо спал, а днем с большим трудом мог сосредоточиться на чем-то одном. Проблемы со здоровьем сказались и на речевом развитии: к 1,5 годам ребенок не заговорил, более того, пропали даже те звуки, которые появлялись в 6–8 месяцев.
Мальчику помогло наблюдение у психоневролога, который сначала назначил полное обследование, затем провел медикаментозное лечение и порекомендовал дневной стационар, где с ребенком занималась целая группа специалистов. С трех лет ребенок ходил в логопедический садик, его речь стала прогрессировать: словарный запас расширился до 30 слов, речь стала более отчетливее, через год появились простые предложения. В 8 лет мальчик ходил во второй класс обычной школы и уже бегло читал.
Что не удалось исправить: проблемы с произношением отдельных звуков, смешение противоположных понятий и родов существительных, трудности с пониманием из-за эмоциональности и недостаточной концентрации внимания.
Сенсорная алалия
Ребенок нормально развивался, начал говорить первые слова, но затем перестал и перешел на лепет. Позже мама заметила, что он пытается произносить целые фразы, но в мешанине звуков было сложно разобрать, какие. Максимум, что он мог произнести четко — последнее слово обращенной к нему фразы взрослого. В два года малыш говорил около 30 подражательных слов, в 3,5 — 80. При этом ребенок с трудом понимал обращенные к нему фразы. Симптомы указывали на сенсорную алалию. Медикаменты, выписанные неврологом, результата не дали, логопед в садике помочь не смог. Помогли занятия с мамой в игровой форме: с наборами предметов, тематическими лото, поделками, с 4,5 лет — со специальными пособиями. Ребенок стал расширять словарь, осваивать грамматические формы.
Что не удалось исправить: непонимание сложных фраз, неправильное употребление предлогов и приставок, неразличение близких по звучанию звуков.
Предпочтение письменной речи
Мальчик родился стремительно, раньше срока, и с гипоксически-ишемическим поражением ЦНС. До года развивался по нижней границе нормы, говорил несколько слов, но без понимания смысла. После года речь пропала совсем, начался острый психоз. Ребенку поставили диагноз прогрессирующая шизофрения с неблагоприятным прогнозом, лечили нейролептиками. Позднее медико-социальная экспертиза показала, что шизофрении нет, но есть органическое поражение мозга из-за недоношенности и тяжелых родов, которое привело к эпилепсии, поражению речедвигательного анализатора и психозу. Медикаментозное лечение изменили, с ребенком стали заниматься в игровой форме. Мама смогла научить мальчика читать, писать и считать. К шести годам он освоил программу первого класса, знал таблицу умножения.
Что не удалось исправить: в шесть лет ребенок совсем не говорил. С мамой общался письменно. Позже написал такую фразу: «Я хорошо умею разговаривать письменно и этого мне хватает для общения и поэтому я не вижу необходимости учиться разговаривать ртом».
Источник
Правильно ли развивается ваш малыш? Почему дети поздно начинают говорить? Как помочь ребенку догнать сверстников? На ваши вопросы ответила ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики, директор Федерального центра ранней помощи детям Юлия Анатольевна Разенкова, во вторник, 4 ноября, с 12.00 до 13.00 мск.
Что делать, если у ребенка проблемы с речью?.Ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики, директор Федерального центра ранней помощи детям Юлия Разенкова.
Таня
Юлия Разенкова
Уважаемая Татьяна! Вашего малыша необходимо проконсультировать у трех специалистов — детского невролога, логопеда и психолога. Тогда станет понятно, за счет чего у вашего малыша задержка речевого развития. Возможно, вашему ребенку будут полезны игры, основанные на стимулировании первой фразы с глаголом повелительной формы: иди, на, пей, неси, вези, кати, спи и др. Введение таких фраз с глаголом в повелительной форме в игровую деятельность ребенка позволит вывести его речь на иной уровень. Вы уйдете от уровня отдельных слов и подойдете к уровню первых фраз. А фраза — это начало коммуникации.
Татьяна
Юлия Разенкова
Уважаемая Татьяна! Вам необходимо понаблюдать, какие слоги ваш ребенок пропускает в слове, а какие произносит. Если в основном он произносит ударные слоги, а безударные слоги пропускает, необходимо с помощью инструментальных объективных методов проверить слух у вашего ребенка. Возможно, даже незначительное снижение слуха у вашего ребенка не дает возможность развиваться его речи. А также необходимо проконсультироваться у доктора — невролога и логопеда. Тогда станет понятным, как наиболее эффективно помочь вашему ребенку. Если вы живете в Москве или в ближайшем Подмосковье, вы можете записаться на консультацию в наш центр: 8-499-245-04-15.
Людмила
Юлия Разенкова
Уважаемая Людмила! На фоне тех медикаментозных препаратов, которые вам прописывает невролог, обязательно нужно интенсивно заниматься с ребенком под руководством логопеда. Потому что сами вы с проблемами своего ребенка не справитесь.
Ирина
Юлия Разенкова
Уважаемая Ирина! Возможно, запинки и начало заикания у вашей дочки связано с достаточно большими нагрузками на ее нервную систему. Можно попытаться без медикаментозного фона справиться с этими проблемами. В первую очередь обратите внимание на режим дня своего ребенка. Тому ребенку, у которого начинается заикание, мы рекомендуем достаточно жесткое соблюдение режима дня. Постоянное соблюдение одного и того же времени, когда ребенок просыпается и ложится спать. В режиме дня необходимо посмотреть интеллектуальные и речевые нагрузки у вашей дочери. Необходимо сделать так, чтобы интеллектуальные и речевые нагрузки в течение дня чередовались с физическими нагрузками и подвижными играми. Хорошо, чтобы вся речевая деятельность и интеллектуальные игры были сосредоточены в первой половине дня. А во второй половине дня необходимо рисовать, играть, гулять как можно больше на свежем воздухе. Не перегружайте ребенка чтением на ночь, сказками, разучиванием стихов, длительным просмотром мультфильмов, занятиями с компьютером. В первое время возникновения заикания вообще рекомендуется установить минимальный речевой режим, когда мы от ребенка не требуем речевых высказываний, пересказов и прочей речевой продукции. Очень хорошо научить ребенка распевать песенки, петь эти песенки вместе с взрослыми. При пропевании стихотворного текста у ребенка уходят проявления заикания. Рекомендуем обратить самое пристальное внимание на продуктивные виды деятельности, такие как рисование, лепка, конструирование, аппликация, вырезание из бумаги, изготовление различных поделок. Это те виды деятельности, которые не требуют речевой продукции от ребенка, дают возможность ребенку сосредоточиться на этой деятельности и тем самым дают возможность скорригировать заикание. Сведите к минимуму посещение всяких развлекательных мест с громкой музыкой, яркими эмоциями. Считается, что если на таком педагогическом фоне в течение двух-трех месяцев заикание не уходит, то тогда оно, возможно, истинное заикание, а не заикание, вызванное перегрузками нервной системы у ребенка. С истинным заиканием, конечно, необходимо консультироваться у врача и логопеда.
Виктор Червицкий
Юлия Разенкова
Уважаемый Виктор! Необходимо проконсультироваться с вашим ребенком у логопеда. Возможно, потребуется небольшое количество времени и занятий со специалистом, чтобы все эти проблемы были преодолены.
Валерия
Юлия Разенкова
Уважаемая Валерия! Вам необходимо пройти углубленное обследование у невролога, логопеда и психолога. Для того, чтобы понять, за счет чего так плохо развивается речь у вашего ребенка. И обсудить со специалистами возможность индивидуальной помощи. Сделать это вы можете, обратившись в Институт коррекционной педагогики или в Федеральный центр ранней помощи по телефону 8-499-245-04-15.
Валентина
Юлия Разенкова
Уважаемая Валентина! Шипящие и свистящие звуки спонтанно в речевом развитии ребенка появляются к 4-4,5 годам. Если вы видите, что у вашего ребенка они еще некоторое время в речи не появляются, то необходимо проконсультироваться с логопедом. Возможно, вашему ребенку потребуются занятия по постановке звуков.
Морозова Ирина Борисовна
Юлия Разенкова
Уважаемая Ирина Борисовна! Фонетические нарушения восприятия речи достаточно сложная проблема. И ваш логопед прав, советуя вам обратиться к неврологу за медикаментозным лечением. Если вы живете в Москве, то в городе есть огромное количество медицинских центров. Это и поликлиника Семашко, и Морозовская больница, специализированный центр им. Пирогова. Вы также можете обратиться в Институт коррекционной педагогики в Консультативно-диагностический центр по телефону 8-499-245-25-30.
Людмила Александрова
Юлия Разенкова
Уважаемая Людмила! В семьях, где родители разговаривают на разных языках, у ребенка неизбежно возникает задержка речевого развития. Вашим детям необходимо выбрать какую-то из тактик речевого развития ребенка и придерживаться ее неукоснительно. То есть понимать, что или ваш ребенок будет говорить по-русски, а второй язык будет иностранным, или одномоментно учить ему двум языкам. Но это неизбежно приведет к последующей задержке речевого развития у ребенка. Из которой он выйдет, но годам к 4-4,5.
Евгения
Юлия Разенкова
Уважаемая Евгения! Конечно, можно исправить самим, купив литературу под рубрикой «Домашний логопед». Если вы не справитесь самостоятельно с этой проблемой, тогда следует обратиться к логопеду в ближайшую поликлинику или в любой специализированный центр.
Анна
Юлия Разенкова
Уважаемая Анна! Проконсультировать вас может любой логопед в поликлинике или в специализированном психолого-медико-социальном центре диагностики и консультирования. А также вы можете получить консультацию в Институте коррекционной педагогики по телефону 8-499-245-25-30.
Любовь Бачинина
Юлия Разенкова
Уважаемая Любовь! Проблема с гиперактивностью и дефицитом внимания — достаточно сложная и комплексная проблема. Хорошо, чтобы ваш ребенок все-таки посещал дошкольное учреждение. Однако не общеобразовательное, не массовое, а специализированное. Для вашего ребенка необходима компенсирующая группа в детском саду или специализированный детский сад для детей с задержкой психического развития. В домашних условиях очень важно, чтобы у вашего ребенка был достаточно четко организованный режим дня, предполагающий, что все интеллектуальные нагрузки будут в первой половине дня, а во второй половине дня будет рисование, лепка, прогулки. Для вашего малыша необходимо чередовать интеллектуальные нагрузки с физическими упражнениями — бегом, прыжками, катанием на велосипеде. Существует такое правило — если у ребенка есть возможность и он 10 минут посидел с книжкой, 10 минут рисовал или занимался за столом с какими-то играми, ему необходимо дальше минут 20 бегать, прыгать, кататься. Такое чередование интеллектуальной нагрузки с физическими нагрузками дает возможность преодолеть гиперактивность ребенка. Необходимо также проконсультироваться с вашим неврологом, лечащим врачом по поводу того, какая бы спортивная секция подошла бы для вашего ребенка. Гиперактивные дети очень хорошо себя проявляют в занятиях плаванием, прыжках в воду, легкой атлетике. Сочетание медикаментозной поддержки с правильно организованным режимом, чередованием нагрузок и спортивной секцией значительно улучшит поведение вашего ребенка. Преодолеть дефицит внимания вам поможет нейропсихолог, к которому вы можете обратиться в любом психолого-медико-социальном центре диагностики и консультирования. Если вы москвичи или из ближайшего Подмосковья, я бы посоветовала вам обратиться в Консультативно-диагностический центр Института коррекционной педагогики к доктору Дробинской Анне Олеговне по телефону 8-499-245-25-30.
Светлана
Юлия Разенкова
Уважаемая Светлана! Проблемы вашего ребенка вполне решаемы до начала обучения в школе. Такие дети не только обучаемы, они очень обучаемы. Однако это зависит от вашего вклада в развитие вашего ребенка. Очень часто бывает, что одних занятий в специализированных детском саду для таких детей недостаточно. Важно, чтобы были назначения невролога и был подобран медикаментозный фон для индивидуальных занятий с коррекционным педагогом или логопедом.
Ольга
Юлия Разенкова
Уважаемая Ольга! Современный взгляд на задержку речевого развития предполагает достаточно тщательное обследование ребенка у детского невролога с возможной записью энцефалограммы и МРТ. А также с необходимостью достаточно углубленного обследования слуха вашего ребенка объективными методами. Только после получения заключений по энцефалографии, МРТ и обследованию слуха можно достаточно детально давать советы по тому, как лечить и развивать речь вашего ребенка. Поэтому первостепенная ваша задача — достаточно глубоко обследовать вашего малыша.
Мирьям
Юлия Разенкова
Уважаемая Мирьям! Ваш малыш не выговаривает наиболее сложные звуки — шипящие и звук «р». Эти звуки в произношении у ребенка появляются к 4-5 годам. Поэтому стоит побеспокоиться в возрасте 4,5 лет, тогда, когда у вашего мальчика спонтанно не появятся эти звуки. Хотелось бы посоветовать вам проконсультироваться с возрастным психологом по поводу женского и мужского рода. В речи первые представления о родах появляются у ребенка на этапе 3-го года жизни. Тогда, когда начинают возникать первые представления о том, что все люди делятся на два пола — мужской и женский. Возможно, путаница с родами в речи у вашего ребенка возникает в связи с тем, что у него нет четких представлений о половой идентичности. И тогда это вопрос к возрастному психологу. Возможно, эта проблема вызвана тем, что все ближайшее окружение вашего ребенка представлено одними женщинами. И тогда он перенимает манеру вашей речи.
Татьяна
Юлия Разенкова
Уважаемая Татьяна! У всех детей, у которых был ранний опыт разлучения с матерью и воспитания в сиротских учреждениях, вне зависимости от того, есть ли у них патология центральной нервной системы или нет, имеется задержка речевого развития. Она вызвана так называемыми явлениями госпитализма или психической депривации, когда в сиротском учреждении не удовлетворялись первые потребности малыша в защите, надежности, любви и привязанности к одному любимому и дорогому человеку. Все дети, усыновленные в этом возрасте, испытывают трудности в первую очередь с речевым развитием. Полугодового срока пребывания в семье недостаточно для того, чтобы у малыша нормализовалось речевое развитие. Оно постепенно начнет нормализовываться в связи с вашей любовью к нему, установлением между им и вами отношений привязанности. Только в этих отношениях у ребенка, бывшего сироты, дальше начинает интенсивно развиваться речь. Поэтому все ваши усилия с, как вы называете, обычными занятиями не пройдут даром. На каком-то этапе ваш малыш обязательно заговорит и будет говорить много и хорошо. Однако, стоило бы побеспокоиться через год-полтора, если проблема с речью не наладится. Тогда необходимо обратиться к логопеду и возрастному психологу.
марина
Юлия Разенкова
Уважаемая Марина! Хотелось бы уточнить, что значит начал говорить в 2,5 года? Если в 2,5 года появилась фразовая речь — фраза из 2-3 слов, то, скорее всего, это не отставание в развитии, а некоторые или особенности развития речи вашего ребенка, или задержка в темпах развития речи вашего ребенка. Если в 2,5 года появились только первые слова, а не фразовая речь, только тогда можно говорить о том, что это отставание в развитии, и выяснять, за счет чего такая глубина отставания и как можно помочь ребенку, с одной стороны, с помощью медикментозного фона (это должен решить невролог), а с другой стороны, с помощью занятий у логопеда.
Полина
Юлия Разенкова
Уважаемая Полина! Очень хорошо, что вы смогли проконсультироваться у невролога, и у вашей дочери нет проблем со стороны центральной нервной системы. Возможно, некоторая задержка речевого развития вызвана функциональной незрелостью вашего ребенка. Тогда это вполне преодолимо с помощью ваших занятий с ней и, конечно, с помощью ее сверстников в детском саду. Однако, если вы будете уповать только на помощь социального окружения, сверстников из детского сада, вы можете упустить самое благоприятное время для развития речи вашего ребенка. Возможно, следует проконсультироваться у логопеда и получить курс логопедических занятий. Этот специалист подскажет, как можно стимулировать речь вашего ребенка. Я могу только сказать, что основной путь стимулирования речи в этом возрасте это путь игровых занятий с сюжетными игрушками, когда в ходе игры вы ребенку даете образцы простой речи, простой фразы, построенной на основе глаголов повелительной формы: зая, иди! иди, зая! иди, ляля! сядь, зая! мой нос! Фразы с глаголом в повелительной форме содержат много экспрессии. Они очень точно отражают сюжет игры. Фраза, обращенная к любимой игрушке в форме приказа, повеления, инструкции, создает у малыша определенный позитивный настрой. С помощью таких фраз ребенок быстрее выходит на единицу общения, которой в этом возрасте является фразовая речь.
светлана горячева
Юлия Разенкова
Уважаемая Светлана! Проблемы с произношением и замедленным темпом речи может помочь вам решить логопед. Однако, для того, чтобы решать этот вопрос с логопедом и решать, насколько интенсивными должны быть занятия, необходимо проконсультироваться с вашим лечащим врачом по поводу основного диагноза и медикаментозного фона. Потому что, возможно, замедленный темп речи мог образоваться на фоне медикаментозного лечения. Какая нагрузка должна по интенсивности и длительности может быть показана вашему ребенку, должен решить ваш лечащий врач.
Николай
Юлия Разенкова
Уважаемый Николай! Очень сложно по вашему вопросу понять, все ли в порядке у вашего ребенка с передними зубами. Если не все в порядке, то прежде чем обращаться к логопеду, нужно обратиться к ортодонту и решить вопрос с ростом зубного ряда. И только после этого возможны занятия с логопедом. Не решив вопроса с зубным рядом, очень сложно ставить звуки в связи с тем, что каждый из этих сложных звуков имеет определенный уклад в полости рта, и этот уклад в большей степени зависит от зубного ряда.
Виктория
Юлия Разенкова
Уважаемая Виктория! В связи с тем, что у вашего малыша были судороги, существует традиционная практика обследований и консультирования таких детей. Вам в первую очередь необходимо обратиться к детскому неврологу и сделать лучше 4-часовую запись электрической активности мозга вашего ребенка (ЭЭГ) для того, чтобы исключить наличие судорог или судорожных состояний, которые могут препятствовать развитию речи вашего ребенка и могут на этом фоне значительно ухудшать его поведение. То есть ваш ребенок может быть агрессивным, с одной стороны, за счет того, что он плохо говорит и его не понимают, а с другой стороны, возможно, за счет некоторого неблагополучия в его центральной нервной системе. Очень рекомендую, не откладывая, пойти на консультацию к опытному неврологу.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER
Источник