У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития

У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития thumbnail

Рубинштейн С. Л. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 712 с.: ил.

Развитие сознания ребенка

Путь индивидуального развития человека представляет собой развертывающу­юся в узких рамках немногих лет историю замечательнейших превращений, ка­кие может себе представить человеческая мысль. <…>

Основным содержанием психического развития ребенка является все более глубокое отражение действительности – отражение активное, действенное, ко­торое, отражая, преображает чувственную данность явлений, чтобы проникнуть в их сущность, охватить тенденцию их развития, которое познает действитель­ность, изменяя ее, и изменяет, познавая. Со все более многообразной деятельно­стью связана исполненная напряжения эмоциональная внутренняя жизнь. Все более глубокое действенное и познавательное проникновение в действитель­ность на одном полюсе связано на другом со все большим углублением внут­реннего плана с углублением и расширением внутренней жизни личности.

В процессе этого развития неоднократно перестраивается вся личность под­растающего человека, по мере того как накопление количественных изменений приводит к коренному качественному изменению основных ее свойств, форми­рующихся и проявляющихся во взаимоотношениях личности с окружающим миром – в изменяющихся формах деятельности и взаимоотношениях с людьми.

Такие периоды общей перестройки личности биологизаторской психологией трактовались как кризисы.

Их нельзя рассматривать как кризисы, потому что они не патологическое явление, кото­рое в силу имманентных возрастных, биологических закономерностей фатально делало бы де­тей в этом возрасте трудными. Не подлежит сомнению, что переходные периоды более круп­ной перестройки иногда сопряжены с трудностями, с которыми нередко приходится сталки­ваться и родителям, и педагогу. Но наличие этих трудностей, их характер, размеры и преодо­ление зависят от того, как конкретно складываются у данного ребенка или подростка отношения с окружающими, т. е. от того, насколько взрослые – родители, педагоги – умеют правильно установить эти отношения: они зависят от сознательного поведения людей, а не пре­допределены стихийно действующей фатальной необходимостью. Точно так же и подъем на высшую ступень, выход из кризиса не совершается сам собой потому, что созрело для этого время; и тут существеннейшую роль играют живые люди, их сознательное, воспитательное воз­действие. <…>

В понимании взаимоотношения последовательных этапов или ступеней пси­хического развития друг другу противостоят у ряда авторов две противополож­ные, но равно несостоятельные концепции.

Одна, господствующая, рассматрива­ет все психическое развитие ребенка как единый однородный процесс

, в котором не выделяются никакие качественно отличные стадии, поскольку на всем его протяжении лишь развертываются задатки. Эта точка зрения по существу уп­раздняет развитие, поскольку подлинное развитие – это не только рост, но и изменение, качественное преобразование.

Другая (представленная особенно яр­ко у Ж. Пиаже) подчеркивает качественное своеобразие различных ступеней

так, что их различия превращаются во внешние противоположности, лишенные внутреннего единства: нужно выйти из одной стадии или «структуры» для того, чтобы войти во внешнюю ей другую. Каждая стадия понимается как только противоположность последующей, а не одновременно и подготовительная к ней ступень; ребенок противопоставляется взрослому; всякая преемственная связь между ними рвется. Таким образом, идя в обратном направлении, приходят к тому же результату – к упразднению подлинного развития, которое предпола­гает качественные преобразования внутри единства.

При этом стадии развития превращаются в формальные структуры, завися­щие только от возраста, а не от реальных форм деятельности конкретного содер­жания, которым в процессе своего развития – в ходе обучения и воспитания – овладевает ребенок. <… >

Вразрез с вышеуказанными обеими точками зрения, в действительности

пси­хическое развитие человека с раннего возраста до зрелых лет протекает как единый процесс, внутри которого выделяются качественно различные ступени; каждая из этих ступеней подготовляет следующую.

При анализе любой стороны психического развития – развития восприятия, мышления, речи и т. д. – можно выделить такие качественно отличные ступе­ни. Однако эти ступени не формальные структуры; они зависят не непосред­ственно от возраста как такового, а от конкретного содержания, которым в про­цессе своего развития овладевает ребенок. Применительно к разному содержа­нию не только разные дети одного и того же возраста, но и один и тот же ребенок может находиться на разных стадиях. Поэтому различные стадии не надстраи­ваются внешним образом одна на другую и не сменяют друг друга в раз навсег­да предопределенной последовательности. Различные стадии могут сосущество­вать.*

* См. Статьи С. Л. Рубинштейна и его сотрудников в сб.: Ученые записки кафедры психологии Гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Л., 1939. Т. XVIII; 1940. Т. XXXIV; 1941. Т. XXXV.

При этом сосуществование образований различных уровней является не чем иным, как выражением того факта, что в процессе развития психики ребенка, как в каждом процессе развития, всегда имеются как отложившиеся в результате предшествующего развития уже отжившие формы, так и вновь нарождающиеся, передовые, выражающие прогрессивные тенденции развития. Высшая стадия, или форма, мышления, восприятия и т. д., развиваясь и становясь господствую­щей, по большей части не вытесняет, а перестраивает ранее развившиеся. Между ними образуются многообразные, сложнейшие, от одного конкретного случая к другому изменяющиеся соотношения, находящие себе выражение в широчайшей вариативности индивидуального развития. В результате развитие каждого кон­кретного ребенка может быть отлично не только по темпам, но и по конкретному пути, которым оно идет. <…>

Возраст и возрастные особенности как ступени развития выступают на этой основе как проявление, как момент различных фаз жизни человека.

«Онтоге­нез» человека – это жизненный путь личности, процесс индивидуального раз­вития.

У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Разные дети и раз­виваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуально различные ступени развития. Каждая ступень развития конкретного индиви­да включает в единстве и взаимопроникновении и единичные, и особенные, и общие черты. Поэтому при всей индивидуализированности пути развития каж­дого человека, конечно, существуют и общие закономерности, знание которых необходимо для понимания индивидуального психического развития ребенка. Но общие возрастные особенности не обозначают ни возрастных стандартов, ни возрастных лимитов. Возраст не определяет стандарты психического разви­тия. Возрастные особенности существуют лишь внутри индивидуальных, в един­стве с ними. При этом, во-первых, чем ребенок старше и, во-вторых, чем процес­сы сложней, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значительнее индивидуальные различия (см., например, данные о минимальных и максимальных словарях детей). <…>

Изучая процесс индивидуального развития человека, его становление и вы­деляя в нем различные этапы – младенца, преддошкольника, дошкольника, школьника младших, средних классов, подростка, старшеклассника или юношу, нельзя забывать, что это все звенья единой цепи, единого процесса становления человека. Подросток, например, – это ребенок, становящийся взрослым. Каж­дый период в развитии подрастающего человека – это и ступень, и переход от одной ступени к другой. Возрастные характеристики заключаются для нас поэтому не в статических срезах, а в стержневых, узловых изменениях, харак­терных для данного периода.

Конкретно онтогенетическое развитие каждого человека совершается по ме­ре того, как он проходит свой индивидуальный жизненный путь, и является формированием, развитием его индивидуальности. По мере этого развития че­ловек, овладевая в процессе обучения и воспитания содержанием культуры и затем изменяя в своей трудовой деятельности действительность, изменяется сам; но в изменении, поскольку оно является развитием данной личности, сохраняет­ся и определенная преемственность. В силу этого в самом процессе изменения, усложнения, преобразования различных его черт уже с ранних сравнительно лет часто с такой отчетливостью выступает характерный для данного человека облик, который у цельных натур с ярко выраженной индивидуальностью со­храняется в наиболее общих своих чертах на протяжении всей сознательной жизни.

В итоге развития в жизнь вступает и в жизни дальше формируется лич­ность – субъект практической и теоретической деятельности. <…>

Источник

Анна Южакова
Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении

«Воспитание и социальная среда формируют

индивидуальный склад личности,

который проявляется в направленности

способностей, потребностей, целей,

чувств, воли и характера.

Учитывая эти способности, воспитатель

должен индивидуально подходить к детям…»

(Е. В. Смородина)

Особенностью последних десятилетий двадцатого века является рост и разнообразие педагогических систем, теорий, концепций, ориентированных на саморазвитие личности ребенка и педагога, на различные способы поддержки его проявления.

Отличием нынешней ситуации является то, что повсеместно или локально происходит смена ведущих педагогических концепций, или осуществляется их существенная коррекция в сторону индивидуализации.

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Стремясь быть современным человеком, способным обучаться, я беру на вооружение более эффективные психолого-педагогические подходы к организации дошкольного воспитания и образования.

В опыте моей работы имеет место реализация индивидуальных образовательных маршрутов в случае, если у ребенка возникают проблемы освоения образовательной программы в связи с длительным отсутствием в группе, имеющимися проблемами в развитии или превышение требований стандарта.

Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении.

Основная цель, которую я ставлю при создании индивидуального образовательного маршрута, заключается в следующем: создание в группе условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

ИОМ разрабатываю специально для конкретного ребенка как его индивидуальную образовательную программу.

Таким образом, в основе построения ИОМ я создаю наиболее оптимальные для ребенка условия обучения и воспитания с целью коррекции и формирования необходимых знаний, умений и навыков.

Организуя обучение, опираюсь на знания психологических, биологических и социальных особенностей развития детей. Построение каждого ИОМ начинаю с комплексной оценки, т. е. педагогического мониторинга. Это позволяет мне не только регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии.

При создании индивидуального маршрута ребенка выделяю основные этапы:

1 этап — наблюдение (участвуют все педагоги, работающие с ребенком):

• наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;

• наблюдение за ребенком в свободной деятельности;

• беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;

• беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями.

Для более целенаправленной работы по изучению особенностей развития и освоения образовательной программы детьми моей группы были разработаны оценочные листы, которые используют педагоги-специалисты и воспитатели.

Во время наблюдений за детьми в образовательной деятельности и в режимных моментах, обращаю внимание на следующие моменты: каковы знания ребенка об окружающем (называет или не называет свое имя, имена родителей, времена года, признаки времен года). Соответствуют ли программным требованиям знания о животном и растительном мире, математические навыки, навыки рисования, какие затруднения испытывает в обучении.

Особенное внимание обращаю на такой показатель как отношение ребенка к деятельности: способен или нет контролировать свою деятельность, доводит ли дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова». Принимает ли помощь, и какую

(словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую). Как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: стремится преодолеть или нет, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, самостоятельно ищет выход.

2 этап — диагностика (педагогом-психологом):

• определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование);

• построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка;

• подбор методик, определение методов и приемов работы.

3 этап — практическая работа:

• подбор индивидуальных заданий;

• связь с родителями и педагогами;

• корректировка задач, методов работы с ребенком.

На этом этапе обращаю большое внимание и использую все режимные моменты для проведения индивидуальных занятий, внесенных в индивидуальную программу. Чтобы работа проводилась более четко, осуществляется постоянная связь со всеми педагогами. Педагог-психолог систематически дает рекомендации по организации индивидуальной работы, которые вношу в календарный план работы с детьми.

В индивидуальной работе с детьми использую самые разные формы в зависимости от тех трудностей, которые испытывают дети. Например, в моей группе есть дети, которые испытывали определенные трудности при адаптации. В этом случае мне помогали такие приемы, как:

«Минутка добрых слов», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на добрые события дня;

индивидуальная беседа на интересующие детей темы, или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни;

• использование метода коллекционирования («Альбом фантиков») содействует возникновению общения, совместных игр;

• предметно-развивающая среда в группе (уголок уединения, разновеликие ширмы, емкости личных вещей, оборудование для самостоятельной деятельности) направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей.

В работе с детьми, испытывающими трудности в развитии коммуникативной сферы, мне помогают:

• элементы психологической гимнастики на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим;

• специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Весело — грустно», «Зеркало» и т. п. ;

• пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление;

• игры драматизации.

• театрализованные игры;

• чтение художественной литературы;

• игра на музыкальных инструментах.

Для развития социальных навыков у ребенка провожу:

• Дидактические игры («Мамины помощники»);

• Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова», «Секрет».

Подобным образом мною определены приемы работы по всем направлениям развития, в которых ребенок испытывает те или иные трудности.

4 этап – контроль:

• итоговая диагностика (позволяет оценить эффективности использования ИОМ);

• представление работ ребенка на мероприятиях ДОУ.

Реализация ИОМ идет в тесном взаимодействии с родителями моих воспитанников. Знакомлю родителей с той работой, которая осуществлялась с ребенком в группе через ежедневные индивидуальные беседы, оформление выставок детских работ, через индивидуальные рекомендации специалистов.

Все это дает мне уверенность в достижении положительных результатов в развитии моих воспитанников и успешного освоения образовательной программы ДОУ.

Источник

Наталья Адаева
Консультация для воспитателей «Условия формирования индивидуальности личности ребенка»

Жизненный путь личности – это путь становления её индивидуальности под воздействием комплекса уникальных биопсихологических и социальных условий (Б. Г. Ананьев, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн и др.)

Становление индивидуальности и индивидуализацию развития человека определяют:

ведущая репрезентативная сенсорная система;

скорость протекания психических процессов;

индивидуальные когнитивные стили;

информационные потребности и познавательные интересы;

специфическая асимметрия мозга;

степень выраженности креативности;

индивидуальный информационный опыт;

уровень сформированности основных компонентов ментального опыта.

Эти и другие биопсихологические особенности человека, социокультурные особенности окружающей среды, ментальность ближайшего окружения обусловливают уникальность содержания и траектории развития человека.

Развитие понимается как динамическое преобразование систем связей и отношений между людьми в событийной общности в процессах социализации (отождествления) и индивидуализации (обособления).

В исследованиях В. С. Мерлина, Л. В. Божович подчеркивается, что формирование индивидуальности (неповторимости) личности человека происходит по мере его включения в общественно необходимые связи под воздействием формирующихся у него личностных качеств, в которых развивающаяся личность гармонирует свои общественные свойства со своими типологическими природными особенностями.

Человек сам создаёт свою индивидуальность своими действиями. В деятельности зарождается, формируется и крепнет индивидуальный стиль человека. Возникает необходимость создания предпосылок формирования индивидуального стиля человека – зоны неопределённости, в которой человек может самостоятельно выбирать и опробовать различные способы действий, останавливаясь в конечном итоге на наиболее экономичных из них, которые привели к успешным результатам и принесли наибольшее удовлетворение.

Если взрослый (даже из благих побуждений) будет регламентировать всё до мельчайших подробностей, то ребенок может превратиться в «механическую игрушку», бездумно воспроизводящую заданные операции. Дети обладают собственной волей и умеют уходить от жёсткого обучения, а многие взрослые обладают здравым смыслом и понимают, что дети должны учиться самостоятельно и самостоятельности.

Окружающий мир предоставляет множество возможностей. Каждый берет (и получает в виде стимулов) из окружающего мира свою информацию, формирует свой уникальный опыт мирочувствования, миродействия, мировоззрения, что и составляет сущностную основу индивидуализации образования ребенка дошкольного возраста.

Поэтому крайне необходимо специально создавать условия для осуществления индивидуализации:

1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития каждого ребенка, через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Умение организовать самостоятельную деятельность раскрывается и конкретизируется в комплексе организационных (или общих) и специальных умений. Организационные умения имеют широкую сферу применения, используются в процессе выполнения всех видов самостоятельной деятельности и подразделяются на умение ребенка определить цель деятельности, спланировать, реализовать намеченное, умение осуществить самоконтроль и самооценку. Все организационные умения тесно связаны между собой и в своем единстве образуют способ выполнения деятельности.

Воспитателю необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости.

Механизмы организация воспитателем индивидуализации детей:

1. Механизмы (обязательные требования):

— диагностика способностей и склонностей ребенка;

составление траектории успешности ребенка через создание ситуации выбора и ситуации успешности:

целенаправленное использование метода проб и ошибок;

расширение спектра материалов, способов деятельности;

учет принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования);

алгоритмы последовательности действий:

создание педагогических условий для развития волевых качеств – стремления довести дело до конца ребенком;

определение технологии помощи и поддержки сопровождения развития ребенка:

а) методы;

б) средства;

в) свободные и регламентированные формы взаимодействия (общение и деятельность).

2. Специально организованные занятия в кружках,

3. Специальные образовательные ситуации.

4. Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера,

5. Совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-педагог-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети)», «педагог-ребенок-родитель», «ребенок- ребенок (дети)».

Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. Это также означает, что задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов, и вместе с тем чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха.

Индивидуализация — важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.

С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми, педагог продумывает возможные виды деятельности по реализации темы в развивающих центрах: какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах; какие материалы можно предложить детям, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра.

Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати. Индивидуализация также предполагает, что воспитатель придумывает такие виды деятельности, которые представляют некий вызов, но позволяют каждому ребенку добиться успеха. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, поскольку чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа.

Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют пространство помещения и планируют виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка. Распорядок дня должен включать различные виды занятий: совместные в малых группах и индивидуальные, под руководством воспитателя или самостоятельно. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать индивидуальные цели — вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.

Литература:

1. Михайлова – Свирская Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста / Л. В. Михайлова – Свирская. — Пособие для педагогов ДОО; М.: «Просвещение», 2015.

2. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие дошкольников / Н. Н. Поддьяков. – СПб.: Агенство образовательного сотрудничества: Образовательные проекты. Речь; М.: Сфера, 2010.

Источник