Творчество как средство самовыражения и развития ребенка

Творчество как средство самовыражения и развития ребенка thumbnail

«Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

Л. С. Выготский

Творчество, это, несомненно, что-то естественное и необходимое для детей, как свежий воздух и солнечный свет. Творчество это свободная форма самовыражения. Нет ничего лучше для детей, чем иметь возможность выражать свои способности открыто, без осуждения со стороны. Мотивируя детей к творчеству, мы даем им возможность богатого и запоминающегося детства, во время, закладывая основу для творческого самовыражения — все это способствует развитию воображения и творческого потенциала, что играет большую роль в развитии ребенка.

Что такое творчество?
Творчество фокусируется на процессе формирования оригинальных идей путем исследований и открытий. У детей, творчество развивается из своего опыта в процессе, изначально не заботясь о готовом результате. Творчество не следует путать с талантом, мастерством, или интеллектом. Творчество проявляется не в том, что бы сделать что — то лучше, чем другие. Творчество рождается из воображения, исследований и открытий чего-то нового. Творчество окружает нас везде, ведь мы приводим в качестве примеров для творческих идей  искусство, музыку, танцы и театр, но творческая мысль содержится во всех аспектах жизни ребенка и её можно извлекать ежедневно. 

Важность творческого процесса.

У всех детей должна быть творческая свобода. В любой творческой деятельности важен процесс самовыражения. Творческий опыт может помочь детям выразить свои чувства. Творческая активность ребенка может помочь педагогам узнать больше о том, что ребенок думает или чувствует. Творчество также способствует умственному развитию детей, предоставляя им возможность испробовать новые идеи, новые способы мышления и решения проблем. Творческие занятия помогают узнать и отметить детскую уникальность и разносторонность, а также дают отличную возможность сосредоточиться на каждом ребенке, учитывая его индивидуальность.

Возможности для творчества.
Дети нуждаются в большом количестве возможностей для творческого мышления. Нужно начать с обеспечения деятельности, которая основана на детских интересах и идеях. И для этого нужно научиться внимательно, слушать то, что говорят дети. Важно предоставить детям широкий спектр творческого окружения. Ведь можно выражать творчество не только в рисунках, а также в фотографиях, музыке, на экскурсиях, в работе с разнообразными материалами. Детские возможности безграничны, главное обеспечить детей временем для изучения окружающего мира и  для воплощения их идей.
Поощрение самостоятельного детского выбора имеет большое значение. Для детей должны быть открыты разные возможности, и достаточно времени, чтобы исследовать и испробовать разные творческие материалы. Акцент должен делаться на самом процессе творческой деятельности, а не на полученном результате. Мнение взрослого имеет важное значение, нужно показать свою поддержку во время творческого процесса путем оценки детских усилий.

Дети, которые не боятся делать ошибки, исследовать и экспериментировать, так же будут чувствовать себя свободно в процессе изобретения, создания и нахождении новых способов самовыражения. Дополнительным преимуществом является то, что содействие творчеству детей, делает обучение более полезным и приятным занятием, и развивает воображение.

Список литературы: 

1. Баринова М. Н., О развитии творческих способностей. – Л.: 1961.

2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. — СПб.: издательство Буковского, 1994.

3. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:1981.

4. Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А., Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие — М.: ТЦ Сфера. 2010.

5. Хуторский А.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, 2000.

Источник

мария овсепян
Консультация для работников ДОУ «Творчество как средство самовыражения ребенка»

Консультация для работников ДОУ «Творчество как средство самовыражения ребенка»

Консультация для работников ДОУ «Творчество как средство самовыражения ребенка»

«Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

Л. С. Выготский

В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой,

они красиво зазвучат.

В. А. Сухомлинский

В Современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового всесторонне развитого высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах). Испытывать чувства радости от процесса труда желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненных ситуаций — одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики.И хотя в народе говорят: «Век живи — век учись» важно не пропускать тот период в жизни ребенка, когда формируется основные навыки и умения, среди которых центральное место отводиться воображению, фантазии, интересу к новому. Если же эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Творчество, это, несомненно, что-то естественное и необходимое для детей, как свежий воздух и солнечный свет. Творчество — это свободная форма самовыражения. Нет ничего лучше для детей, чем иметь возможность выражать свои способности открыто, без осуждения со стороны. Мотивируя детей к творчеству, мы даем им возможность богатого и запоминающегося детства, вовремя, закладывая основу для творческого самовыражения — все это способствует развитию воображения и творческого потенциала, что играет большую роль в развитии ребенка.

Творчество фокусируется на процессе формирования оригинальных идей путем исследований и открытий. У детей, творчество развивается из своего опыта в процессе, изначально не заботясь о готовом результате. Творчество не следует путать с талантом, мастерством, или интеллектом. Творчество проявляется не в том, чтобы сделать что — то лучше, чем другие. Творчество рождается из воображения, исследований и открытий чего-то нового. Творчество окружает нас везде, ведь мы приводим в качестве примеров для творческих идей искусство, музыку, танцы и театр, но творческая мысль содержится во всех аспектах жизни ребенка и её можно извлекать ежедневно.

У всех детей должна быть творческая свобода. В любой творческой деятельности важен процесс самовыражения. Творческий опыт может помочь детям выразить свои чувства. Творческая активность ребенка может помочь педагогам узнать больше о том, что ребенок думает или чувствует. Творчество также способствует умственному развитию детей, предоставляя им возможность испробовать новые идеи, новые способы мышления и решения проблем. Творческие занятия помогают узнать и отметить детскую уникальность и разносторонность, а также дают отличную возможность сосредоточиться на каждом ребенке, учитывая его индивидуальность.

Дети нуждаются в большом количестве возможностей для творческого мышления. Нужно начать с обеспечения деятельности, которая основана на детских интересах и идеях. И для этого нужно научиться внимательно, слушать то, что говорят дети. Поощрение самостоятельного детского выбора имеет большое значение. Для детей должны быть открыты разные возможности, и достаточно времени, чтобы исследовать и испробовать разные творческие материалы. Акцент должен делаться на самом процессе творческой деятельности, а не на полученном результате. Мнение взрослого имеет важное значение, нужно показать свою поддержку во время творческого процесса путем оценки детских усилий. Дети, которые не боятся делать ошибки, исследовать и экспериментировать, так же будут чувствовать себя свободно в процессе изобретения, создания и нахождении новых способов самовыражения. Дополнительным преимуществом является то, что содействие творчеству детей, делает обучение более полезным и приятным занятием, и развивает воображение.

Изобразительная деятельность одно из первых и наиболее допустимых средств творческого самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Использование различных техник изобразительного искусства активно развивает творческий потенциал, воображение и фантазию.

С одной из техник, которые я внесла в свою практику, я и хочу Вас сегодня познакомить.

Техника ЭБРУ – это уникальная техника рисования, которая предполагает создание узоров на воде и дальнейшее их перенесение на какую-либо поверхность, например, на бумагу или ткань. Этот загадочный способ рисования увлечет абсолютно любого ребенка. И так, преступим.

Для рисования в технике Эбру нам понадобятся: жидкие акриловые краски, кисть, тонкие палочки, емкость для жидкости и конечно же сама жидкость. Так как у меня не получилось найти жидкость для данной техники, я решила поэкспериментировать. И в качестве ее я использовала негустой клейстер и молоко (кому что больше нравится).

1. Выбранная вами жидкость наливается в емкость.

Творчество как средство самовыражения и развития ребенкаТворчество как средство самовыражения и развития ребенка

2. Не крупными каплями краски наносим цвет основного фона.

Творчество как средство самовыражения и развития ребенка

3. С помощью тоненькой палочки формируем фон, соединяя и разводя наши капли.

Творчество как средство самовыражения и развития ребенка

4. С помощью все тех же капель краски наносим основной рисунок.

Творчество как средство самовыражения и развития ребенка

5. Палочкой распределяем наш рисунок, формируя изображение.

Творчество как средство самовыражения и развития ребенка

6. На получившееся изображение кладем плотный лист бумаги, легкими движениями палочки проводим по нему.

7. Аккуратно поднимаем лист, сняв излишки жидкости.

8. И вот, наш рисунок готов. Даем ему время высохнуть.

Творчество как средство самовыражения и развития ребенка

Данная техника развивает воображение, фантазию, моторику и подходит детям абсолютно любого возраста. В технике Эбру можно выполнить рисунок на любую тему.

Источник

Творчество как средство самовыражения и развития ребенка

Âëèÿíèå ñàìîñòîÿòåëüíîé ñîçèäàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè íà ëè÷íîñòíîå ðàçâèòèå ðåá¸íêà. Óðîâíè ñòàíîâëåíèÿ äåòñêîãî ðèñóíêà ïî Êåðøåíøòåéíåðó. Ñðåäñòâà, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. Ïåðñïåêòèâû ðàçâèòèÿ õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà äåòåé.

ÐóáðèêàÏåäàãîãèêà
Âèäðåôåðàò
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ02.05.2010
Ðàçìåð ôàéëà33,8 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ôåäåðàëüíîå àãåíòñòâî ïî îáðàçîâàíèþ

ÃÎÓ ÂÏÎ «Êðàñíîÿðñêèé ãîñóäàðñòâåííûé ïåäàãîãè÷åñêèé óíèâåðñèòåò èì. Â.Ï. Àñòàôüåâà»

Ôàêóëüòåò íà÷àëüíûõ êëàññîâ

Êàôåäðà ÌÕÎ

ÐÅÔÅÐÀÒ

ïî äèñöèïëèíå «Òåîðèè è òåõíîëîãèè õóäîæåñòâåííî — ýñòåòè÷åñêîãî îáðàçîâàíèÿ â íà÷àëüíîé øêîëå»

ÕÓÄÎÆÅÑÒÂÅÍÍÎÅ ÒÂÎÐ×ÅÑÒÂÎ ÊÀÊ ÑÐÅÄÑÒÂÎ ÑÀÌÎÂÛÐÀÆÅÍÈß È ÐÀÇÂÈÒÈß ËÈ×ÍÎÑÒÈ ÐÅÁ¨ÍÊÀ

Êðàñíîÿðñê 2009

Õóäîæåñòâåííîå òâîð÷åñòâî åñòü íå òîëüêî ïîâûøåííàÿ ñïîñîáíîñòü ê ïðåäñòàâëåíèþ. Ïðîöåññ òâîð÷åñòâà — âåñüìà ñëîæíîå ïñèõè÷åñêîå ÿâëåíèå. Åñëè â í¸ì ãëàâíûì îáðàçîì ó÷àñòâóþò âîîáðàæåíèå, îãðîìíóþ äîëþ ïðèíèìàåò ïàìÿòü, ñòîëüêî æå, åñëè íå áîëüøå, ìûñëü.4

Äåòñêàÿ èçîáðàçèòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê îäíà èç íàèáîëåå ýôôåêòèâíûõ ôîðì õóäîæåñòâåííîãî îñâîåíèÿ äåòüìè îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè, â ïðîöåññå êîòîðîé îíè èçîáðàæàþò ïðåäìåòû è ÿâëåíèÿ. Äåòñêèå ðèñóíêè, ëåïêà, àïïëèêàöèÿ ÷àñòî ïîðàæàþò èíòåðåñíûì çàìûñëîì, ñâîåîáðàçíîé ôîðìîé âûðàæåíèÿ, êîòîðàÿ ïðèâëåêàåò âíèìàíèå âçðîñëûõ õóäîæíèêîâ. Îíè âîñõèùàþòñÿ äåòñêèì òâîð÷åñòâîì, ñ÷èòàþò åãî ñâîåîáðàçíûì èñêóññòâîì.

Èíòåðåñ ê ýòîìó âèäó òâîð÷åñòâà âîçíèê â 80-õ ãã. XIX â., è èçó÷åíèå äåòñêîãî ðèñóíêà ïðîäîëæàåòñÿ ïî íàñòîÿùåå âðåìÿ. Èññëåäîâàòåëè àíàëèçèðîâàëè áîëüøîå êîëè÷åñòâî ðèñóíêîâ è îïðåäåëÿëè ñòàäèè ðàçâèòèÿ ðèñîâàíèÿ ó ðåá¸íêà, ïðè÷èíû, ïîáóæäàþùèå äåòåé ðèñîâàòü.

À.Â. Áàêóøèíñêèé ðàññìàòðèâàë äåòñêèé ðèñóíîê ñ ïîçèöèè èñêóññòâîâåäà, èñòîðèêà, ïåäàãîãà. Îí óòâåðæäàë, ÷òî èñòî÷íèêîì äåòñêîãî òâîð÷åñòâà ÿâëÿþòñÿ áèîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû è ðàçâèâàåòñÿ îíî íå ïîä âëèÿíèåì ïîçíàíèÿ îêðóæàþùåãî, à ïîä âëèÿíèåì íàêîïëåííîãî ðîäîâîãî îïûòà, èíñòèíêòà. Îí ñ÷èòàë, ÷òî äåòñêîå òâîð÷åñòâî êàê ðîäîâîé îïûò ñîâåðøåííî è ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé èñêóññòâî, ïîýòîìó ðåá¸íîê ó âçðîñëîãî íàó÷èòüñÿ íè÷åìó íå ìîæåò. 3

À.Â. Áàêóøèíñêèé ðàññìàòðèâàë äåòñêèé ðèñóíîê ñ òî÷êè çðåíèÿ åãî õóäîæåñòâåííûõ îñîáåííîñòåé, îòìå÷àë äâèãàòåëüíûé ðèòì êàê îðãàíèçóþùåå íà÷àëî â ðèñóíêå, êîòîðîå ïîìîãàåò ðåá¸íêó ïîñòåïåííî îñâàèâàòü ïðîñòðàíñòâî ëèñòà ðèòìè÷íûìè ìàçêàìè — øòðèõàìè. Îí âûäåëÿåò òàêæå öâåò â ðèñóíêå êàê îäíî èç íàèáîëåå ÿðêèõ õóäîæåñòâåííî-âûðàçèòåëüíûõ ñðåäñòâ, îáðàùàåò âíèìàíèå íà åãî îðíàìåíòàëüíîå çíà÷åíèå ïðè ñîçäàíèè êîìïîçèöèè óçîðà. Çà îñíîâó îí áåð¸ò äâèãàòåëüíûé è çðèòåëüíûé îïûò ðåá¸íêà, çàâèñèìîñòü ðàçâèòèÿ äåòñêîãî òâîð÷åñòâà îò ðàçâèòèÿ äâèæåíèé è äâèãàòåëüíûõ îùóùåíèé â ïîçíàíèè è îòðàæåíèè ìèðà.

 30-õ ãã. XX âåêà, äåòñêîå òâîð÷åñòâî ñòàëè ðàññìàòðèâàòü êàê ïîäëèííóþ ôîðìó èñêóññòâ. Èäåè àìåðèêàíñêîãî ôèëîñîôà è ïåäàãîãà Äæîíà Äüþè (30-å ãã.) è ïåäàãîãà Âèêòîðà Ëîâåíôåëüäà (40-50-å ãã.), çàëîæèëè ôóíäàìåíò ñîâðåìåííîãî ìûøëåíèÿ â îáëàñòè äåòñêîãî èçîáðàçèòåëüíîãî èñêóññòâà.

Ä. Äüþè ïîëàãàë, ÷òî èçîáðàçèòåëüíîå èñêóññòâî äîëæíî îñâîáîäèòü òâîð÷åñêóþ ýíåðãèþ äåòåé è ñäåëàòü èõ àêòèâíûìè ó÷àñòíèêàìè òâîð÷åñêîãî ïðîöåññà. Áëàãîäàðÿ ðàáîòàì Äüþè è äðóãèõ ïåäàãîãîâ äåòñêîå èñêóññòâî ñòàëè ðàññìàòðèâàòü íå ïðîñòî êàê íåàäåêâàòíîå îòðàæåíèå ìèðà âçðîñëûõ, à êàê îäíó èç ïîëíîöåííûõ ôîðì èñêóññòâà.

Ëîâåíôåëüä, â ñâîþ î÷åðåäü, îáðàòèë âíèìàíèå íà ïñèõîëîãè÷åñêèå àñïåêòû õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà. Îí ðàññìàòðèâàë åãî êàê íåêèé ïðîöåññ, ñðåäñòâî ê äîñòèæåíèþ öåëè, êîòîðîå, ïî åãî ìíåíèþ, çàêëþ÷àëîñü â ðàçâèòèè èíäèâèäà. Åãî èäåÿ î òîì, ÷òî ðàçâèòèå äåòñêîãî èñêóññòâà èìååò òèïè÷íûé è ïðåäñêàçóåìûé õàðàêòåð, ñûãðàëî âàæíóþ ðîëü â îñâîáîæäåíèè äåòåé îò íåîïðàâäàííûõ îæèäàíèé âçðîñëûõ. 1

Ïîä÷¸ðêèâàÿ çíà÷åíèå òâîð÷åñêîãî àñïåêòà çàíÿòèé èçîáðàçèòåëüíûì èñêóññòâîì äëÿ çäîðîâîãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, Ëîâåíôåëüä ïðèçûâàë èñïîëüçîâàòü ïîäõîä, êîòîðûé îí íàçâàë «òåðàïåâòè÷åñêèì ïðåïîäàâàíèåì èçîáðàçèòåëüíîãî èñêóññòâà». Èäåè Äüþè è Ëîâåíôåëüäà íåðåäêî èñïîëüçîâàëèñü äëÿ ïîääåðæêè óñèëèé, íàïðàâëåííûõ íà ïðåâðàùåíèå ïðåïîäàâàíèÿ èçîáðàçèòåëüíîãî èñêóññòâà â áîëåå çíà÷èìóþ òâîð÷åñêóþ ñôåðó èññëåäîâàíèé.

Ïðîáëåìà äåòñêîãî ðèñóíêà ïðîäîëæàåò èíòåðåñîâàòü ïñèõîëîãîâ è ïåäàãîãîâ îòå÷åñòâåííîé øêîëû.  ñåðåäèíå XX â. ýòà ïðîáëåìà áûëà ðàñêðûòà â èññëåäîâàíèÿõ Â.È. Êèðååíêî, Í.Í. Âîëêîâà, Å.È. Èãíàòüåâà, Å.À. Ôë¸ðèíîé.  ýòèõ ðàáîòàõ ðàñêðûâàþòñÿ ãëîáàëüíûå ïðîáëåìû äåòñêîãî ðèñóíêà.

Å.À. Ôë¸ðèíà 22, ðàññìàòðèâàÿ ïðîáëåìó äåòñêîãî èçîáðàçèòåëüíîãî òâîð÷åñòâà, èçó÷àåò, ïðåæäå âñåãî, õàðàêòåðíûå îñîáåííîñòè äåòñêîãî ðèñóíêà (ñâîåîáðàçèå ëèíèé, ôîðìû, öâåòà, ðàñïîëîæåíèå íà ëèñòå), îáðàùàåò âíèìàíèå íà ñïåöèôèêó ïðîÿâëåíèÿ ýòèõ ÷åðò â ðèñóíêå. Ñ ðàçðàáîòêîé ïðîáëåìû îáó÷åíèÿ îíà ïðåäëîæèëà ñèñòåìó èãðîâûõ óïðàæíåíèé, êîòîðûå áûëè íàïðàâëåíû íà ðàçâèòèå äâèæåíèé ðóêè.  îñíîâå ýòèõ óïðàæíåíèé — íà÷åðòàíèÿ ðàçëè÷íûõ ëèíèé, ôîðì îáðàçíîãî õàðàêòåðà. Ñèñòåìà èãðîâûõ óïðàæíåíèé òåñíî ñâÿçàíà ñ âîñïðèÿòèåì äåòüìè ïðåäìåòîâ è ÿâëåíèé äåéñòâèòåëüíîñòè. Íàïðèìåð, äåòè ðèñóþò «äîæäü», «ñíåã», «äîðîæêè» è ò.ä.

Áîëüøîå âíèìàíèå Å.À. Ôë¸ðèíà 22 óäåëÿåò öâåòó â ïðåäìåòíîì, äåêîðàòèâíîì ðèñóíêå, îñîáåííî ïðè ñîñòàâëåíèè êîìïîçèöèè óçîðà. Ðàçðàáàòûâàÿ ìåòîäû îáó÷åíèÿ, áîëüøîå çíà÷åíèå îíà ïðèäà¸ò ïîäáîðó ðàçëè÷íîé òåìàòèêå, ðàçâèòèþ ó äåòåé ÷óâñòâà êîíòðîëÿ, îöåíêè. Îáó÷åíèå ñðåäñòâàì õóäîæåñòâåííîé âûðàçèòåëüíîñòè ïðè ñîçäàíèè îáðàçà â ðèñóíêå, ëåïêå, Å.À. Ôë¸ðèíà ðàññìàòðèâàåò êàê îñíîâó ðàçâèòèÿ òâîð÷åñòâà.

Ïîíèìàÿ äåòñêîå òâîð÷åñòâî êàê ïîçíàíèå æèçíè, îíà äåëàåò ïîïûòêó íàéòè ïðè÷èíû ñâîåîáðàçíîãî èçîáðàæåíèÿ äåòüìè ÿâëåíèé îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè, è íàìå÷àåò äâà ïóòè:

· ÷åðåç îçíàêîìëåíèå äåòåé ñ ìàòåðèàëîì;

· ÷åðåç ñîçäàíèå èìè îáðàçà â ðèñóíêå.

Èññëåäîâàòåëü äåëàåò âûâîä î òîì, ÷òî èíòåðåñ ê ìàòåðèàëó, ïðîöåññó íàíåñåíèÿ øòðèõîâ â ðèñîâàíèè ïðîäîëæàåòñÿ ó äåòåé äî 3 — 4 ëåò, çàòåì âîçíèêàåò èíòåðåñ ê èçîáðàæåíèþ. Íà îñíîâå ýòèõ ïîëîæåíèé Å.À. Ôë¸ðèíà ïðåäëàãàåò ñëåäóþùóþ ïåðèîäèçàöèþ äåòñêîãî ðèñîâàíèÿ:

* äîèçîáðàçèòåëüèûé ïåðèîä;

* ïðîöåññóàëüíûé (äî 4 ëåò) ïåðèîä;

* ïåðèîä ðåàëèñòè÷åñêîãî èçîáðàæåíèÿ (äî 7 ëåò).

Èçâåñòíûé èññëåäîâàòåëü äåòñêîãî ðèñóíêà Ã. Êåðøåíøòåéíåð â ñâîåé ðàáîòå «Ðàçâèòèå õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà ðåá¸íêà» 8 ðàññìàòðèâàåò ïîñòåïåííóþ ýâîëþöèþ äåòñêîãî ðèñóíêà. Êåðøåíøòåéíåð, ïðîèçâîäèâøèé ñèñòåìàòè÷åñêèå îïûòû íàä äåòñêèì ðèñîâàíèåì, ðàñïðåäåëèë âåñü ïðîöåññ ðàçâèòèÿ äåòñêîãî ðèñóíêà íà ÷åòûðå ñòóïåíè.

Êåðøåíøòåéíåð, òàêæå êàê Ôë¸ðèíà, îòìå÷àåò äîèçîáðàçèòåëüíóþ ñòàäèþ äåòñêîãî òâîð÷åñòâà, íî íå âêëþ÷àåò å¸ â ñâîþ ïåðèîäèçàöèþ êàê ñàìîñòîÿòåëüíóþ ñòóïåíü. Îí âûäåëÿåòñÿ ñëåäóþùèå óðîâíè ñòàíîâëåíèÿ äåòñêîãî ðèñóíêà:

· ñòóïåíü ñõåìû (ãîëîâîíîãè);

· ñòóïåíü âîçíèêàþùåãî ÷óâñòâà ôîðìû è ëèíèé;

· ñòóïåíü ïðàâäîïîäîáíîãî èçîáðàæåíèÿ (ïðè êîòîðîì ñõåìà èñ÷åçàåò èç äåòñêîãî ðèñóíêà âîâñå);

· ñòóïåíü ïëàñòè÷íîãî èçîáðàæåíèÿ (ñâåòîòåíü, ïåðñïåêòèâà, ïåðåäà÷à äâèæåíèÿ).

 öåëîì, íóæíî îòìåòèòü, ÷òî ïðèâåä¸ííûå ïåðèîäèçàöèè äåòñêîãî ðèñóíêà ìàëî îòëè÷àþòñÿ äðóã îò äðóãà, íåñìîòðÿ íà òîò ôàêò, ÷òî èõ ðàçäåëÿåò 42 ãîäà.

Èññëåäîâàíèÿ 60 — 70-õ ãã. XX âåêà ïîêàçàëè, ÷òî ïîíèìàíèå äåòñêîãî òâîð÷åñòâà è ýòàïîâ åãî ðàçâèòèÿ äà¸ò ñîâåðøåííî èíóþ âîçðàñòíóþ ïåðèîäèçàöèþ âîçíèêíîâåíèÿ îáðàçíîãî íà÷àëà. Îíî ðàññìàòðèâàåòñÿ â ñâÿçè ñ òåìè ñðåäñòâàìè îáðàçíîé âûðàçèòåëüíîñòè, êîòîðûìè îâëàäåâàþò äåòè óæå â ðàííåì äîøêîëüíîì âîçðàñòå, íà÷èíàÿ ñ äâóõ ëåò. Ñ ïîìîùüþ øòðèõîâ, öâåòîâûõ ìàçêîâ ðåá¸íîê ñïîñîáåí ïåðåäàòü íåêîòîðûå ÿâëåíèÿ äåéñòâèòåëüíîñòè (êàïëÿ äîæäÿ, ïàäàþùèå ëèñòüÿ, ñíåã).

1. Àëëàí Äæ. Ëàíäøàôò äåòñêîé äóøè / Äæ. Àëëàí. — ÑÏá-Ìí., 1997. — Ñ.140.

2. Àíàíüåâ Á. Ã.Ôîðìèðîâàíèå îäàðåííîñòè //Ñêëîííîñòè è ñïîñîáíîñòè. — Ë., 1962. — Ñ. 15-36.

3. Áàêóøèíñêèé À.Â. Õóäîæåñòâåííîå òâîð÷åñòâî è âîñïèòàíèå /. — Ì.,1925. — Ñ.30.

4. Âàñíåöîâ À. Õóäîæåñòâî / À.Âàñíåöîâ. — Ì.,1908. — Ñ. 10-11.

5. Äðàíêîâ ß.Ë. Ìíîãîãðàííîñòü ñïîñîáíîñòåé êàê îáùèé êðèòåðèé õóäîæåñòâåííîãî òàëàíòà // Õóäîæåñòâåííîå òâîð÷åñòâî. — Ë., 1983. — Ñ. 123-139.

6. Èãíàòüåâ Å.È.Ïñèõîëîãèÿ èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè äåòåé. Ì., 1961.

7. Êèðååíêî Â.È.Ïñèõîëîãèÿ ñïîñîáíîñòåé ê èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè. — Ì., 1959.

8. Êåðøåíøòåöíåð Ã. Ðàçâèòèå õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà ðåáåíêà / — Ì., 1914.

9. Ëåéòåñ Í.Ñ. Âîçðàñòíàÿ îäàðåííîñòü è èíäèâèäóàëüíûå ðàçëè÷èÿ. — Ì., 1997.

10. Ëèõà÷åâ Ä.Ñ. Ïðîøëîå — áóäóùåìó: ñòàòüè è î÷åðêè.- Ë.: Íàóêà, 1985, ñ.574-580.

11. Ìåëèê-Ïàøàåâ À.À.Ïåäàãîãèêà èñêóññòâà è òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè. — Ì., 1981.

12. Ìåëèê-Ïàøàåâ À.À. Îïûò ïðèîáùåíèÿ ïîäðîñòêîâ ê õóäîæåñòâåííîé êóëüòóðå íà óðîêàõ èçîáðàçèòåëüíîãî èñêóññòâà Ñ.6-23.// Ýñòåòè÷åñêîå âîñïèòàíèå øêîëüíèêîâ íà óðîêàõ ýñòåòè÷åñêîãî öèêëà: Ñá. íàó÷. òð. / Ðåä.-ñîñò. Ã.Â. Àðçÿìîâà. — Ì.: Èçä. ÀÏÍ ÑÑÑÐ, 1989.- 140ñ.

13. Ìåëèê-Ïàøàåâ À.À.Ìèð õóäîæíèêà. — Ì., 2000, — ñ. 158-159.

14. Íåðåòèíà Ë.Â. Êîíñïåêòû óðîêîâ ïî èçîáðàçèòåëüíîìó èñêóññòâó, ìèôîëîãèè è ôîëüêëîðó: 1 êë. — Ì.: ÂËÀÄÎÑ, 2004. — 224 ñ., 8ñ. èë. — (Á-êà ó÷èòåëÿ íà÷àëüíîé øêîëû).

15. Ïñèõîëîãèÿ ðèñóíêà è æèâîïèñè: Ñá. ñò. — Ì., 1954.

16. Read H. The Third Realm of Education.P. 59.

17. ÑÀÂÅÍÊÎÂÀ Ë.Ã. ×ëåí — êîððåñïîíäåíò ÐÀÎ, ñîñòîèò â Îòäåëåíèè îáðàçîâàíèÿ è êóëüòóðû, äîêòîð ïåäàãîãè÷åñêèõ íàóê (2001), ïðîôåññîð (2003), çàìåñòèòåëü äèðåêòîðà ïî íàó÷íîé ðàáîòå Ó÷ðåæäåíèÿ ÐÀÎ «Èíñòèòóò õóäîæåñòâåííîãî îáðàçîâàíèÿ».

18. Ñàêóëèíà Í.Ï. Ðèñîâàíèå â äîøêîëüíîì äåòñòâå. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1965.

19. Ñåëèâêî Ã.Ê. Ñîâðåìåííûå îáðàçîâàòåëüíûå òåõíîëîãèè. — Ì., 1998 — ñ.225.

20. Ýñòåòè÷åñêîå âîñïèòàíèå øêîëüíîé ìîëîäåæè. / Ïîä ðåä. Á.Ò. Ëèõà÷åâà, Ã. Çàëüìîíòà. — Ì., 1981.

21. Íåêðàñîâà-Êàðàòååâà Î.Ë. Äåòñêîå òâîð÷åñòâî â ìóçåå. — Ì., 2005, 207 ñ.

22. Ôë¸ðèíà Å.À. Äåòñêèé ðèñóíîê / Å.À. Ôëåðèíà. — Ì., 1924. — Ñ. 37.

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Ãàðìîíè÷íîå ðàçâèòèå ïîäðàñòàþùåãî ïîêîëåíèÿ, ñòàíîâëåíèå ñàìîñòîÿòåëüíîé, ñâîáîäíîé ëè÷íîñòè. Ñóùíîñòü, äèàãíîñòèêà è ðàçâèòèå òâîð÷åñòâà è òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. Ñèñòåìû ðàçâèâàþùåãî îáó÷åíèÿ ñ íàïðàâëåííîñòüþ íà ðàçâèòèå òâîð÷åñêèõ êà÷åñòâ ëè÷íîñòè.

    ðåôåðàò [39,6 K], äîáàâëåí 14.05.2009

  • Ðàçâèòèå òâîð÷åñòâà è òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà â ñîâðåìåííîé ïåäàãîãèêå è ïñèõîëîãèè. Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîå îáîñíîâàíèå äåòñêîãî ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà. Âëèÿíèÿ òåàòðàëèçîâàííîé äåÿòåëüíîñòè íà ðàçâèòèå òâîð÷åñòâà äåòåé.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [90,5 K], äîáàâëåí 26.05.2008

  • Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèé àñïåêò èçó÷åíèÿ ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ äåòñêîãî òâîð÷åñòâà. Èçîáðàçèòåëüíûå ñïîñîáíîñòè è òâîð÷åñêèå çàìûñëû äåòåé â ïðîöåññå èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Ðàçâèòèå òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ïóòåì ñþæåòíîãî ðèñîâàíèÿ íà çàíÿòèÿõ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [110,6 K], äîáàâëåí 02.03.2011

  • Îïòèìàëüíûå ñðîêè íà÷àëà ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. Ïðîáëåìà òâîð÷åñòâà è òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé â ñîâðåìåííîé ïåäàãîãèêå è ïñèõîëîãèè. Óñïåøíîå ðàçâèòèå òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñðåäñòâàìè òåàòðàëüíîãî èñêóññòâà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [37,4 K], äîáàâëåí 16.01.2012

  • Ïîíÿòèÿ òâîð÷åñòâà è òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé, ïðîáëåìà òâîð÷åñòâà â êîððåêöèîííîé ïåäàãîãèêå. Ðàçâèòèå òâîð÷åñòâà â ðàçíûõ âîçðàñòàõ ó äåòåé ñ íàðóøåíèåì ñëóõà. Ìåòîäû èçó÷åíèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. Îïûòíàÿ ðàáîòà ïî ðàçâèòèþ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [253,6 K], äîáàâëåí 01.11.2017

  • Ðàçâèòèå òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ó äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà â ïðîöåññå îçíàêîìëåíèÿ ñ ïðèðîäîé, åãî ôîðìû è ìåòîäû. Ðîëü ïðèðîäû â òâîð÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà. Èñïîëüçîâàíèå ýêñêóðñèè â ïðèðîäå êàê ñðåäñòâà ðàçâèòèÿ äåòñêîãî òâîð÷åñòâà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [52,6 K], äîáàâëåí 04.04.2012

  • Ðîëü èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà. Àíàëèç è ñðàâíèòåëüíàÿ õàðàêòåðèñòèêà îáðàçîâàòåëüíûõ ïðîãðàìì ïî ïðîáëåìå ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ó äåòåé. Ñèñòåìà ðàáîòû ïî ðàçâèòèþ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé â èçîäåÿòåëüíîñòè.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [66,9 K], äîáàâëåí 17.08.2011

  • Ñèñòåìà ðàáîòû ñ äåòüìè ïî ôîðìèðîâàíèþ è ðàçâèòèþ òâîð÷åñêèõ, õóäîæåñòâåííûõ ñïîñîáíîñòåé â èçîäåÿòåëüíîñòè. Ðîëü èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè â îáùåì ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà. Íàðîäíîå äåêîðàòèâíî-ïðèêëàäíîå èñêóññòâî êàê âèä ðàçâèòèÿ òâîð÷åñòâà.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [65,8 K], äîáàâëåí 26.06.2011

  • Îñîáåííîñòè è îñíîâíûå óñëîâèÿ è ñðåäñòâà ðàçâèòèÿ õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà è ëè÷íîñòè äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ìåòîäèêè ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîãî ïîòåíöèàëà äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ïóòåì èñïîëüçîâàíèÿ çàíèìàòåëüíûõ çàíÿòèé àïïëèêàöèåé.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [56,7 K], äîáàâëåí 18.09.2008

  • Ïåäàãîãè÷åñêèå óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ ïîñðåäñòâîì îçíàêîìëåíèÿ ñ íàðîäíîé èãðóøêîé. Îñîáåííîñòè ïðîÿâëåíèÿ õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà ó äåòåé. Ñîñòàâëåíèå ìåòîäèêè ðàçâèòèÿ õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà äîøêîëüíèêîâ.

    ïðåçåíòàöèÿ [4,1 M], äîáàâëåí 23.03.2010

Творчество как средство самовыражения и развития ребенка

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник